Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа Рапацкой Л. А. «…Надёжно ведь лишь истина стоит». Софокл «Антигона» Тема урока : Древнегреческий театр Цель урока : формирование системы ценностей и картин мира древних греков




Скачать 124.05 Kb.
Дата30.06.2017
Размер124.05 Kb.
ТипПрограмма
Составитель: Рулева М.В.

учитель МХК МБОУ «СОШ №30» г. Курска


План-конспект

урока мировой художественной культуры

в 10 классе (1 четверть)

(Программа Рапацкой Л.А.)

«…Надёжно ведь лишь истина стоит».

Софокл «Антигона»

Тема урока: Древнегреческий театр

Цель урока: формирование системы ценностей и картин мира древних греков.

Задачи урока:

1.Представить выдающихся драматургов Древней Греции и их произведения.

2.Формировать у школьников умение адекватно воспринимать и оценивать произведения античной литературы.

3.Приобщать школьников к корректному восприятию ценностей мировой культуры; воспитывать в них потребность к самостоятельному общению с шедеврами.



Средства обучения: изображение масок актеров древнегреческого театра, схема театра, фотографии бюстов Эсхила (Мраморный бюст. V в. до н. э), Софокла, Еврипида и Аристофана, музыкальный ряд (А. Н. Скрябин. Симфоническая поэма «Прометей», оперы И.Ф.Стравинского «Царь Эдип» и К. Глюка «Ифигения в Авлиде»),
Структура урока:

I.Организационный этап (2 мин.).

II.Объяснение нового материала (35 мин.):

1.Роль и устройство театра Древней Греции. Структура античной драмы.

2.Беседа о биографии и творчестве Эсхила. «Миф о Прометее». Прослушивание отрывков из симфонической поэмы А.Н.Скрябина «Прометей»,

3.Беседа о биографии и творчестве Софокла. «Эдип». Прослушивание отрывков из оперы И.Ф.Стравинского «Царь Эдип».

4.Творчество Еврипида. Прослушивание отрывков из оперы К.Глюка «Ифигения в Авлиде».

5.Представление творчества Аристофана. Комедия «Птицы».

III. Подведение итогов урока (6 мин.)

IV.Домашнее задание (2 мин.).


Ход урока.

I. Организационный этап.

Сообщение темы урока. Проверка готовности класса к уроку (на предыдущем уроке класс был разделен на 5 групп. Каждая из них выполняла конкретное задание).


II. Объяснение нового материала:

Учитель: Греческая драма и театр возникли из сельских празднеств в честь Диониса, в основе которых лежала древнейшая землевладельческая игра, связанная с зимним умиранием и весенним возрождением природы. Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Организацию представлений в Греции брало на себя государство в лице высших должностных лиц – архонтов. Расходы по содержанию и обучению хора ложились как почетная обязанность на богатых граждан – хорегов. Все роли всегда исполнялись мужчинами. Один актер играл несколько ролей. Греческие актеры носили на лице маски, сменявшиеся в различных ролях и даже на протяжении одной роли, если в состоянии изображаемого персонажа происходили резкие перемены. Для увеличения роста актеры трагедии употребляли котурны - особую обувь на высокой подошве. Одежда, богато украшенная разноцветными вышивками, походила на пышный костюм, который носили жрецы Диониса во время религиозных церемоний. Поверх длинного хитона надевался плащ. Женские персонажи носили, по- видимому, обычный костюм; мужские – короткую, грубую куртку, часто плащ.

(Демонстрация и характеристика масок древнегреческих актеров)
Учитель: Ребята, первая группа учеников подготовила нам рассказ об устройстве древнегреческого театра. Послушайте их внимательно и постарайтесь в процессе рассказа нарисовать схему театра.
Первая проблемная группа: Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из 3-х частей: орхестры (место действия хора, актеров) с алтарем Диониса посередине, театрона (зрительские места), который спускался к орхестре в виде амфитеатра и скены (место для бутафории, реквизита, переодевания актеров). Одна из сторон скены служила декорацией. Их изобретение приписывают Софоклу. Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов, Актерам было необходимо обладать сильным голосом, и в некоторых театрах даже имелись резонирующие урны. В древнегреческом театре применялась и несложная техника: особые подъемные механизмы обеспечивали появление богов – вершителей судеб – и появление актеров из – под земли, т.е. из подвала через люк в полу.

Начиналось представление чествованием почетных граждан, затем приносили жертву Дионису, только потом происходило собственно театральное действие, о чем возвещали звуки флейт: выходил хор с запевалой во главе. По мере развития древнегреческого театра удельный вес актера в спектаклях возрастал, а хора сокращался. Текст пьесы всегда был стихотворным, поэтому античных драматургов называли античными поэтами.



(Контроль нарисованных ученикам схем устройства античного театра

и демонстрация подлинной)
Учитель: А теперь я напомню вам структуру античной драмы: пролог, первая песня хора, с которой он входил на орхестру (парод), дальнейшие диалоги (эписодии), заключительная часть драмы (эксод). Греческая драма (трагедия) совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. В представлении комедии было полно гротеска, карикатуры, буффонады, оно уносило зрителя в мир фантазии, сказки.

Расцвет афинской драматургии (5-4 вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего соплеменника Софокла и Еврипида, отца психологической драмы, Одновременно творил Аристофан – отец комедии, из произведений которого многое стало известным об особенностях политической и культурной жизни Греции. Вы узнаете об этих выдающихся авторах из выступлений групп, готовивших темы.


Эсхил (ок.625-456 до н.э).

Вторая проблемная группа: Библиографические сведения об Эсхиле крайне скудны. Он родился в Элевсине близ Афин, принадлежал к старинному аристокра­тическому роду, в юности был свидетелем свержения тирании и демо­кратических реформ Клисфена. Эсхил лично участвовал в важнейших сражениях греко-персидских войн: при Марафоне (490 г. до н. э.), о. Саламине (480 г. до н. э.), Платеях южнее Фив (478 г. до н. э.), что нашло свое отражение в трагедии «Персы» (472г. до н.э.). Античные ученые насчитывали в литературном наследии Эсхила 90 драматических произведений; кроме того, 72 пьесы известны только по заглавиям, но целиком сохранились лишь семь трагедий Эсхила, которые охватывают примерно два последних десятилетия его творчества. Сохранилось также несколько сотен фрагментов, в том числе отрывков из его сатировских драм. Умер Эсхил после вторичного приезда в Сицилию в Геле в 456 году до н. э.
Учитель: Трагедии Эсхила отражали проблемы, волновавшие его современников. К их числу относилась прежде всего проблема рока, т.е. воли богов, возмездия и нравственного долга перед государством (Прикованный Прометей, Персы, Просительницы, Семеро против Фив, трилогия Орестия). Эсхил заслуженно был назван «отцом трагедии».
Вопросы для обсуждения:

- Прокомментируйте, пожалуйста, слова Аристотеля в 4-й главе «Поэтики». О каких новшествах он говорит? Как вы оценивает их роль в развитии театрального искусства?: «Эсхил первым увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора (Хор стал занимать поло­вину текста, а в «Прикованном Прометее» - одну восьмую часть). Эсхил ввел роскошные костюмы, маски, котурны, разнообразную сценическую обстановку, технические приспособления, придал первенство диалогу».

- Считаете ли вы, что Эсхил превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр?

- Как вы относитесь к словам самого драматурга, называвшего свои произведения «крохами от великих пиров Гомера».



(Ответы учеников)

Учитель: Творчество Эсхила отмечено раздумьями о соотношении воли бо­жества и воли человека, о его сознательном поведении, его «дерзно­венности» и божественном возмездии. Этими общими идеями Эсхила-трагика был увлечен И.А.Бунин, когда писал о нем, размышлял о его твор­честве, невольно проникаясь торжественной мощью Гения.

Посмотрите на фотографию бюста Эсхила (Мраморный бюст. V в. до н. э). Верно ли в стихотворении, которое вы сейчас услышите, описан образ драматурга?

Я содрогаюсь, гляди на твои

Черты немые, полные могучей

И строгой мысли. С древней простотой

Изваян ты, о старец. Бесконечно

Далеки дни, когда ты жил, и мифом

Теперь те дни нам кажутся. Ты страшен их древностью.

Ты страшен тем, что ты,

Незримый в мире двадцать пять столетий,

Незримо в нем присутствуешь доныне,

И пред твоею славой легендарной

Бессильно Время.— Рок неотвратим,

Все в мире предначертано Судьбою,

И благо поклоняющимся ей,

Всесильной,осудившей на забвенье

Дела всех дел. Но ты пред Адрастеей

Склонил чело суровое с таким

Величием, с такою мощью духа,

Какая подобает лишь богам

Да смертному, дерзнувшему впервые

Восславить дух и дерзновенье смертных!

1903-1906

(Ответы учеников)

Учитель: Попробуем теперь представить себе, о чем писал Эсхил, и через это увидеть его самого и Элладу.

Особое место в творчестве занимает образ Прометея («Прикованный Прометей», время постановки неизвестно). Мифы (от греч. «предание, сказание») - язык трагедии. Тогда верили в их правдивость. О чем рассказывает нам миф?



(Ответы учеников)

Учитель: Задача поэта - объяснить миф с точки зрения человече­ской морали, причем в эпоху Эсхила их нельзя было исправлять по-своему, следовало выбрать вариант, наиболее отвечающий чувству справедливости. Чтобы быть полезным народу поэт выбирает среди мифов самые трудные для интер­претации, «которые как будто убедительнее всего опровергают боже­ственную справедливость».

Власть денег, бесчеловечное отношение к рабам, захватнические войны - все это встречает безусловное осуждение со стороны Эсхила. Бо­лее, чем в других произведениях, Эсхил проявил здесь свои качества воина. Его трагедии - это сражение человека с таинственными силами. Человек ошибается, но у него есть мужество, ясность духа. Если его осуждают боги, то люди могут его оправдать. Им вос­хищаются, потому что даже гибель героя - залог будущей победы над Роком.

В творческом наследии композитора симфоническая поэма «Прометей» (подзаголовок – «Поэма огня», 1910г.) – одно из самых смелых произведений. Оно написано для очень большого состава оркестра, фортепиано и хора. Виртуозную партию солирующего инструмента и партию хора автор рассматривал как оркестровые голоса (хор поет без слов). В исполнении поэмы должен был участвовать необычный инструмент – «световая клавиатура», существовавшая в момент создания сочинения только в воображении автора. А.Н.Скрябин обладал уникальной способностью - так называемым цветовым слухом (когда каждая тональность связана в сознании с определенным цветом) и хотел создать не только звуковой, но и зрительный образ духовного огня, преображающего человека. Композитор предполагал, что если каждую клавишу соединить с источником света, то по ходу произведения в зал можно будет посылать различные лучи. Музыка «Прометея» построена на неизвестном прежде сочетании из 6 звуков, получивших позже название «прометеевский аккорд».

(Прослушивание музыки А. Н. Скрябина)
Софокл (ок.496 – 406 до н.э.)

Третья проблемная группа: Софокл - один из 3-х великих античных трагиков. Сын богатого фабриканта, Софокл руководил хором мальчиков на праздновании победы при Саламине. В 468 г. до н. э. он впервые участвовал в состязаниях трагических поэтов и занял первое место, победив Эсхи­ла. 30 раз будет выступать в дальнейшем этот драматург перед афин­скими зрителями и одержит 24 победы. Расцвет его творчества прихо­дится на век Перикла, его друга. Софокл занимал и общественные должности - казначея государственной кассы, стратега. Он участвовал в пересмотре афинской конституции после антидемократического пе­реворота. Софокл, как и Эсхил, считал, что боги покровительствуют афинскому полису, однако не объяснял воли богов этическими сооб­ражениями, считая, что смысл божественного управления миром скрыт от людей и им не дано его постигнуть.

Его очень волновали большие философские и политические проблемы (Эдип- царь, Антигона, Аякс, Филоктет, Электра)

Софокл редко объединял трагедии в трилогии, ввел третьего актера, увеличил состав актёров с 2 до 3, певцов - с 12 до 15 человек, но объем партий хора сокра­тил. Задача хора у Софокла - реакция на события, происходящие на орхестре и краткие моральные размышления. Существенно, что мне­ние хора может расходиться с мнением автора. Всего написал 123 драмы До нас дошло 7 траге­дий Софокла.
Вопросы для обсуждения:

- Почему интерес к отдельной личности заставил Софокла изме­нить состав исполнителей: введен третий актер, переосмыслена роль хора?

- Прокомментируйте слова одного из современников Софокла: «Он стремился представить столкновение двух правд: человеческого характера и божественного рока, нравственного долга и закона, воли и обстоятельства».

- Объясните высказывание М.Элиаде: «Миф «говорит» с человеком, и чтобы понять этот язык достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы…».

-Вспомните миф об Эдипе. В чем вы видите символизм слепоты Эдипа?

(Ответы учеников).

(Прослушивание отрывков из оперы И.Ф.Стравинского «Царь Эдип».)
Еврипид (ок.480-406 до н.э.)

Четвертая проблемная группа: Еврипид родился в богатой и знатной семье, имевшей поместье на острове Саламин в Эгейском море около 484 г. до н. э. Исследователи считают, что его семья имела средства и поэтому будущий драматург смог получить хорошее образование. Он учился у Анаксагора и Протагора, был другом Сократа. Может быть, это объясняет­ся тем, что в его трагедиях можно было уловить отклики на современ­ные философские учения.

Еврипид не занимал никакой государственной должности, не был так удачлив в выступлениях на состязаниях траги­ков, как Эсхил и Софокл. При жизни он одержал всего четыре победы, а пятую ему присвоили по­смертно в 405 г. до н. э. за его последние трагедии - «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде». Они были написаны в Македонии, куда Еври­пид переехал в 408 г. до н. э. по приглашению царя Архелая и где умер два года спустя в 406 г. до н. э.

Он написал 92 произведения. До нас дошло 17 из них (даты их написания известны лишь приблизительно). Трагедии Ев­рипида столько же порицались, сколько и восхвалялись; порицались они современникам поэта, а также критиками XIX века, например Ницше, восхвалялись же поколениями, жившими в конце античности, любившими этого драматурга гораздо больше, чем Эсхила и Софокла. Еврипид первым стал изображать людей с присущими смертными недостатками и достоинствами, увлечениями, страстями, толкавшими их на преступления (Алкестиада, Медея, Ипполит, Андромаха, Гекуба, Троянки, Ифигения в Авлиде). Герои Еврипида погружены в себя, в свои переживания, все безмерно страдают, поэтому его произведениям свойственен глубокий пессимизм.
Вопросы для обсуждения:

- Знаете ли вы, о каких проблемах говорит в своих произведениях драматург?

- Прокомментируйте отрывок из произведения Еврипида. О ком в нем идет речь?:

Послушаешь поэтов – что за браки

Творятся в небе беззаконные!

А разве не было, скажи мне, бога

Который в жажде трона, над отцом

Ругаясь, заковал его? И что же?

Они живут, как прежде, на Олимпе,

И бремя преступлений не гнетет их.

Великий французский философ Д.Дидро назвал драму «Ифигения в Авлиде» «подлинной трагедией на оперной сцене» и рекомендовал известному немецкому композитору написать одноименную оперу. Кто был этот композитор? Что он стремился в ней осуществить?


Ученики: Это опера К. Глюка. В ней он пытался осуществить оперную реформу: подчинить музыку идеям поэзии и драмы. В начале 1770-х гг. Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1773 г. композитор отправляется в Париж. Для французской сцены Глюк создает новые редакции «Орфея и Эвридики» и пишет оперу « Ифигения в Авлиде» (1774г.). Оперы имели огромный успех, но вызвали ожесточенные споры. Общество разделилось на сторонников и противников Глюка. Композитора поддержали писатели и философы Дени Дидро, Жан Жак Руссо. Однако многие отстаивали традиционные принципы оперы. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом другой оперы по произведению Еврипида «Ифигения в Тавриде» (1779г.).

(Прослушивание отрывков из оперы К.Глюка «Ифигения в Авлиде»)
Аристофан (ок 445-386 до н.э.)

Пятая проблемная группа: Аристофан – единственный автор того времени, чьи комедии сохранились во множестве (11 примерно из 40) Он родился на острове Эгине. У его отца там было небольшое владение. Именно там комедиограф близко по­знакомился с сельской жизнью, защите которой посвящено все его творчество. Аристофан попал в город совсем молодым. Он очень бы­стро познал славу, но никогда не забывал своего деревенского детства. Он смеется над горожанами, издевается над их глупостью и злобностью, осуждает сторонников войны со Спартой. Смех Аристофана и сатирический, и лирический. Творчество комедиографа Аристофана – политическая острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеванием, путаницей, песнями, танцами, каламбурами,

Вопросы для обсуждения:

- Кто из вас помнит сюжет комедии Аристофана «Птицы»?Какие функции выполняет каждый вид птиц в постройке города? Подумайте, как представлен образ природы в этой комедии?В чем вы видите основную идею этого произведения?

-Как вы относитесь к словам Аристотеля: «Человек - единственное живое существо, умеющее смеяться». Эти слова очень точно перевел Рабле, поставив их эпиграфом к своему «Гаргантюа»(«Затем, что смех есть свойство человека»). Согласны ли вы с ними? Подтвердите или опровергните это мнение.

-Как вы понимает выражение «Комедии писались «на злобу дня»?

-Справедливо ли, по вашему мнению, что Аристофана называют «отцом комедии»?



(Ответы учеников)
III. Подведение итогов урока.

Вопросы для обсуждения:

-Что нового о древнегреческом театре вы узнали сегодня на уроке по сравнению с уроками истории?

-Можете ли вы использовать полученные знания на внеклассных мероприятиях, каким образом?

-Являются ли рассмотренные нами драмы древнегреческих драматургов актуальными для сегодняшнего дня?



-Софокл говорил, что он «изображает людей, какими они должны быть, а Еврипид- «такими, какими они являются». Как вы понимает эти высказывания?

(Оценивание знаний учеников, их комментирование)

IV.Домашнее задание: подготовить в проблемных группах сооб­щения о жизни и творчестве Фидия, Мирона, Скопаса, Праксителя и Лисиппа.

  • Тема урока
  • Первая проблемная группа
  • Эсхил (ок.625-456 до н.э). Вторая проблемная группа
  • Софокл (ок.496 – 406 до н.э.) Третья проблемная группа
  • Еврипид (ок.480-406 до н.э.) Четвертая проблемная группа
  • Вопросы для обсуждения
  • Аристофан (ок 445-386 до н.э.) Пятая проблемная группа