Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа работы кружка «Моя малая Родина»




Скачать 116.7 Kb.
Дата08.07.2017
Размер116.7 Kb.
ТипПрограмма
АНО СПО БИРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ

ПРОГРАММа работы кружка

« Моя малая Родина»
Руководитель кружка: Искандаров А.Р.

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Бирской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Искандарова Азамата Радисовича, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в Бирском кооперативном техникуме города Бирска Республики Башкортостан. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружков в техникуме. Рассчитана на студентов всех возрастов. Программа реализуется в течение трёх лет по два академических часа в неделю. Итого 30 часов в год и 90 часов за три года.



Цели программы:

- ознакомление учащихся с историко-культурным наследием Бирского района Республики Башкортостан;

- формирование черт патриотизма и гражданственности;

- воспитание духовности.



Задачи программы:

  1. Изучение прошлого и настоящего Бирского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.

  2. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и районе.

  3. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  4. Активизация поисковой деятельности учащихся.

  5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  6. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения.

  7. Пополнение фондов техникумовской библиотеки работами учащихся по краеведению.

Основные направления:

Программа “Моя малая родина” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.



Формы проведения занятий:

Экскурсия.

Экспедиция.

Работа в архивах.

Конференции.

Уроки.


Работа с документами.

Исследовательская деятельность.



Принцип программы:

От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.



Режим занятий:

Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Длительность изучения 30 часов в год.



Механизм реализации программы:

  1. организация экскурсий в районный краеведческий музей;

  2. пешие экскурсии по городу;

  3. посещение концертов фольклорных коллективов;

  4. организация этнографических экспедиций по деревням Бирского района;

  5. сбор материалов;

  6. оформление материалов экспедиции;

  7. создание и оформление этнографического уголка в школе;

  8. участие в краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты:

Программа “По малой родине моей” проведение итоговых занятий (после каждого года изучения), на которых подводятся итоги за прошедший год. Итогом каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.



Прогноз:

Ожидается развитие и укрепление у студентов чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.



Тематическое планирование занятий

ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”

Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем городе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.





Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1.

Краеведение- наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

2

2

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.

2

3

Бирская земля.

Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

4

4

Наша жемчужина.

Легенды и предания об озере Шамсутдин. Памятник природы. Красная книга. Шамсутдин в республиканской печати.

4

5

Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Бирского района

3

6

Река, давшая жизнь нашему городу.

Река Бирь. Бирь в произведениях поэтов и писателей. Стихи о реке Бирь. Современное состояние реки. Экология

2

7

Наш дом родной.

Экскурсия по городу Бирск.

3

8

Откуда пошёл мой род.

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

2

9

Память города Бирска

Памятники Бирского района

2

10

Я и мой город.

Мой город через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего города в будущем.

3

11

От чистого истока

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.

1

12

Подводим итоги работы кружка за год.

Выступление руководителя кружка. Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.

2

Итого

30

ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”

Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Великой Отечественной войны.





Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района. Бирский могильник.

3

2

Здесь пыль веков.

Экскурсия в районный краеведческий музей.

2

3

О чём рассказали книги.

Экскурсия в краеведческий отдел районной библиотеки. Работа с краеведческой литературой.

2

4

Первые русские поселения.

История появления на карте района первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями русских в нашем районе. Работа с архивным материалом.

2

5

Вся власть Советам!

Установление советской власти в нашем районе. Двоевластие в Бирском районе. Мероприятия Советской власти.

2

6

Столкновение различных политических сил.

Гражданская война на территории нашего района. Окончание гражданской войны.

2

7

У каждого своя судьба.

Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

2

8

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. История обувной фабрики. Работа с архивными источниками.

2

9

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Знакомство с программой «Земляки». Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Знакомство с книгой “Они вернулись с победой”. Военная доблесть наших земляков.

6

10

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

2

11

История моей страны в названиях улиц.

Названия улиц нашего города. История в названиях улиц

3

12

Подводим итоги работы кружка.

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

2







ИТОГО

30

ТРЕТИЙ ГОД. ЛЮДИ ЗЕМЛИ БИРСКОЙ

Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.





Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

Хадия Давлетшина. Жемчужина Башкортостана

Жизнь и творчество Х.Л. Давлетшиной

3

2

Гордое звание – учитель.

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях работающих в нашей школе. Оформление стенда

3

3

Не позволяй душе лениться

Сбор материала о героях социалистического труда. Они рядом с нами сбор материалов о людях разных профессий

3

4

Жизнь замечательных людей

Рассказы о людях, которые нас удивили

3

5

Добро создаваемое добрыми руками.

Экскурсия на предприятие ООО «Спектр» на базе бывшего завода чертёжных приборов «Оргтехника»

3

6

Великие спортсмены

Имена чемпионов мира, призеры первенства мира и Европы. Встреча с Ильшатом Хабибуллиным

3

8

Бирская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями. Встреча с поэтом Александром Хватковым, Владимиром Барановским

3

9

Краевед нашего времени

Валерий Киселев. Биография. В. Киселев в печати. Встреча с В. Киселевым

3

10

Подводим итоги работы кружка.

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

3







ИТОГО

30

  • Формы проведения занятий
  • Принцип программы
  • Механизм реализации программы
  • Прогнозируемые результаты
  • Тематическое планирование занятий ПЕРВЫЙ ГОД. “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”
  • ВТОРОЙ ГОД. “ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ”
  • ТРЕТИЙ ГОД. ЛЮДИ ЗЕМЛИ БИРСКОЙ