Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа проведения V республиканских Самсоновских чтений положение II республиканской Эрудит-олимпиады




страница1/22
Дата17.05.2017
Размер4.1 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования Мегино-Кангаласского улуса

МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева»

Самсоновские чтения

Материалы V республиканской научно-практической конференции

учителей и учащихся

Якутск, 2011

Содержание
Терентьев Р.М. О V республиканских Самсоновских чтениях ………………………….

Самсонова Т.П. Самсонов А.А. У нее учились счастливые (К 110-летию со дня рождения учителя-новатора Н.Е. Самсоновой) …………………………………………………………



I. Документация НПК

Положение V республиканских Самсоновских чтений ……………………………….

Программа проведения V республиканских Самсоновских чтений ………………..

Положение II республиканской Эрудит-олимпиады …………………………………..

Сводные итоговые таблицы:


  1. Распределение мест по секциям (учащиеся) ………………………………………..

2. Распределение мест по секциям (учителя) ………………………………………..

3. Сводная таблица итогов «Эрудит-олимпиады». Юниорская лига (5-7 классы). Личное первенство …………………………………………………………………………………

4. Сводная таблица итогов «Эрудит-олимпиады». Старшая лига (8-11 классы). Личное первенство …………………………………………………………………………………

5. Сводная таблица итогов «Эрудит-олимпиады» (командное первенство) …………..



II. Доклады учащихся

  1. Антонов Эдик, ученик 9 класса МОУ «Рассолодинская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Изучение и сравнение перспективных сортов картофеля с районированными сортами в условиях Центральной Якутии………………………………………………

  2. Апросимов Дима, ученик 9 класса МОУ «2 Малдьжагарская СОШ» Хангаласского улуса. Формирование экологической культуры у младших школьников…………………..

  3. Бабанова Дуся, ученица 8 «б» класса МОУ «Ытык-Кельская СОШ №1» Таттинского улуса. Воздействие приёмов искажённого общения через сотовую и интернет-связи на снижение языковых компетенций обучающихся………………………………………

  4. Бояров Ярослав, ученик 7 «б» класса МОУ «Ытык-Кельская СОШ №1» Таттинского улуса. Секрет медианы треугольника……………………………………………………

  5. Варламов Андрей, ученик 10 класса МОУ «Тыллыминская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Бааhынай хаhаайыстыба тэринии – тыа сирин кэскилэ………..

  6. Васильев Айсен, ученик 6 класса МОУ «Тулагинская СОШ им.П.И.Кочнева» г. Якутска. Соотношение роста и веса – определяем норму с помощью математики…..

  7. Васильев Айтал, ученик 8 класса МОУ «Мюрюнская юношеская гимназия им. В.В.Алексеева» Усть-Алданского улуса. Передача звука по ИК-каналу………………

  8. Винокуров Айтал, Стрекаловский Иван, ученики 10 класса МОУ «Мюрюнская юношеская гимназия им. В.В.Алексеева» Усть-Алданского улуса. Изучение современных методов выделки оленьих камусов……………………………………….

  9. Герасимов Ариан, ученик 7 класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Обогащение языков заимствованными словами…………

  10. Горохов Алеша, ученик 7 класса МОУ «Мюрюнская юношеская гимназия имени В.В.Алексеева» Усть-Алданского улуса. Паркетные орнаменты………………………

  11. Громов Андрей, ученик 4 класса МОУ «Тумульская НСОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Саха сиригэр уескэтиллэр суеhу боруодалара……………………………………
  12. Ефимова Иванна, ученица 10 «а» класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Выявление склонности старшеклассников к интернет-аддикции (в контексте общения в социальных сетях интернет)……………


  13. Зайнулина Степанида, ученица 9 класса МОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №1» Мегино-Кангаласского улуса. Когнитивный аспект перевода текстов фольклорного жанра (тойук, чабыр5ах, осуохай), стихотворений якутских писателей об истории, духовно-материальном богатстве, культурных ценностях Мегино-Кангаласского улуса………

  14. Захарова Яна, ученица 10 класса МОУ «Харанская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Особенности номинаций персонажей якутского героического эпоса – олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»………………………………………………………………….

  15. Калитин Володя, ученик 8 класса МОУ «2 Малдьжагарская СОШ» Хангаласского улуса. Выращивание щенка западносибирской лайки………………………………………….

  16. Кривошапкин Миша, ученик 9 класса МОУ «Хаптагайская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Роль устаревшей лексики в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник»…………………………………………………………………..

  17. Леонтьева Лиза, ученица 7 класса МОУ «Тыллыминская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Экономическая выгода сохранения жеребенка осенней выжеребевки …………

  18. Лыткина Еля, ученица 11 класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Описание еды как средство изображения персонажей в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»………………………………………………………

  19. Лыткина Лия, ученица 10 класса МОУ «Харанская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Войлочные панно из конских волос в современном интерьере…………………………

  20. Ляшкович Наташа, ученица 5 класса МОУ «Табагинская СОШ» г.Якутска. Исследовательский проект «Мир вокруг нас». Летопись родного края. Имен немеркнущая слава: Соколов Василий Алексеевич…………………………………………………….

  21. Максимов Миша, ученик 8 класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Сортоиспытание томатов в подсобном хозяйстве Самсоновых в условиях села Хаптагай Мегино-Кангаласского улуса…………………

  22. Максимова Анжела, Федотова Алёна, ученицы 6 класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Изучение луговых травянистых растений Хаптагайского наслега…………………………………………………………………………

  23. Малгараева Айгуль, ученица 10 «а» класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Создание теста в среде Macromedia Flash 8»…

  24. Мигалкина Света, ученица 10 «б» класса МОУ «Ытык-Кельская СОШ №1» Таттинского улуса. Определение содержание йода в продуктах питания……………………………

  25. Никифорова Констанция, ученица 5 класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Фразеологизмы-зооморфизмы в русском языке..

  26. Николаева Алена, ученица 5 «б» класса МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых» г.Якутска. Yөрэх сайдыытыгар умнуллубат үтүөлээх дьонум……….

  27. Ноев Алеша, ученик 6 «а» класса МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых» г.Якутска. Языковой портрет политика…………………………………………………….

  28. Ноев Коля, ученик 9 «а» класса МОУ «Хатасская СОШ им. П.Н. Н.Е. Самсоновых» г.Якутска. Изучение экологического состояния школы……………………………………

  29. Пестрякова Мусьяна, ученица 11 класса МОУ «Харанская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Концепт «снег» в русской и японской поэзии Серебряного века………………….

  30. Попова Катя, ученица 9 класса МОУ «Тулагинская СОШ им.П.И.Кочнева» г. Якутска. Влияние финансового кризиса на благосостояние населения города Якутска…………

  31. Прибылых Юра, ученик 5 класса МОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №1» Мегино-Кангаласского улуса. Лексико-семантический анализ логотипов………………………

  32. Савватеева Вероника, ученица 6 класса МОУ «СОШ № 35» г. Якутска. Роль пейзажа в рассказе В. Г. Короленко «Сон Макара»…………………………………………………..

  33. Самсонова Наташа, ученица 10 «б» класса МОУ «Хаптагайская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Структурно-семантический анализ обобщенно-личных предложений на материале русских пословиц…………………………………………………………….

  34. Стручков Сарыал, ученик 8 класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Проект «Комнатные растения в школе»…………………

  35. Сычева Оксана, ученица 7 «б» класса МОУ «Табагинская СОШ» г. Якутска. Образы чиновников в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина и рассказах А.П.Чехова………………

  36. Терентьева Ньургуяна, ученица 10 «б» класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Экономический расчет газификации жилого дома и уменьшение затрат за газопользование в сельской местности…………………

  37. Томская Саина, ученица 5 класса МОУ «Павловская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Нэhилиэгим эмтээх үүнээйилэрэ……………………………………………………………

  38. Унарова Айыына, ученица 8 класса МОУ «СОШ № 17» г.Якутска. Олоңхо ойуулуур-дьүһүннүүр тылларын түмэн, сахалыы э5эрдэ открытка5а туһаныы…………………….

  39. Федорова Айсана, ученица 10 «а» класса МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Значение Тамгинского железоделательного завода в обеспечении экспедиции Витуса Беринга и освоении Северо-востока Сибири и Дальнего Востока……………………………………………………………………………

  40. Филиппов Илья, ученик 7 «б» класса МОУ «Табагинская СОШ» г.Якутска. Англицизмы обыденной речи жителей с. Табага…………………………………………………………

  41. Филиппова Нина, Семенова Айыына, ученицы 11 класса МОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №1» Мегино-Кангаласского улуса. Особенности технологии изготовления якутских национальных украшений на основе различных техник бисероплетения……………….

  42. Харюзов Дима, ученик 8 класса МОУ «Табагинская СОШ» г.Якутска. Биогаз и экономика……………………………………………………………………………………..

  43. Чурадаева Оля, ученица 8 класса МОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №2» Мегино-Кангаласского улуса. Мистические образы в произведениях поэтов-символистов……

III. Доклады учителей

  1. Афанасьева Александра Диодоровна, педагог дополнительного образования МОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №1» Мегино-Кангаласского улуса. Педагогические инновации в развитии творческих способностей учащихся………………………….

  2. Афанасьева Варвара Михайловна, Никифорова Сардана Васильевна, учителя начальных классов МОУ «СОШ №26» г.Якутска. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культуры народа саха……………………………………………..

  3. Божедонова Альбина Арсентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» г.Якутска. Проект «Сеть «Самсоновские школы» как инновационная образовательная модель взаимодействия»…

  4. Божедонова Альбина Арсентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» г.Якутска. Социально-учебный проект «Реалити-шоу «За стеклом: жизнь без мата!» как средство борьбы с ненормативной лексикой……………………………………………………………………..

  5. Герасимова Ираида Михайловна, учитель МОУ «Кюкяйская СОШ им. А.К.Акимова» Сунтарского улуса. Этнокультурные традиции как фактор воспитания на ОБЖ………

  6. Громова Галина Николаевна, заместитель директора по УВР МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» г.Якутска. Конкурсы профессионального мастерства
    как средство повышения компетентности учителя…………………………………

  7. Дьяконова Анна Николаевна, учитель МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» г.Якутска. Υтүө дьон ал5аабыт биир олохторо…………………………

  8. Дьячкова Юлия Ефимовна, педагог-психолог МОУ «СОШ № 26» г.Якутска. Особенности межэтнического и межличностного общения в условиях многонациональной школы….

  9. Егоров Дмитрий Дмитриевич, учитель информатики МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Информационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога………………………………

  10. Ефремов Митрофан Ильич, учитель географии МОУ «2 Мальжагарская СОШ» Хангаласского улуса. Методическая разработка “Организация агро-экотуристического маршрута «Деревня Еланка»”. ………………………………………………………….

  11. Иванова Маргарита Михайловна, учитель начальных классов МОУ «Кутанинская СОШ им. Кюндя» Сунтарского улуса. Межпредметные связи на уроках олонхо в начальных классах с использованием ИКТ………………………………………………………….

12. Иванова Сардана Петровна, учитель начальных классов МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» г.Якутска. Учимся педагогическому мастерству…………..

  1. Киреева Юлия Игоревна, Харюзова Оксана Анатольевна, учителя МОУ «Табагинская СОШ» г.Якутска. Работа с виртуальным музеем во внеурочной деятельности…………

  2. Кириллин Трофим Семенович, учитель МОУ «Кутанинская СОШ им. Кюндя» Сунтарского улуса, работник ГОУ ЦДДО ТРИКК МК Г.Е.Бессонова. Продолжение учителя в учениках (о Г.Е.Бессонове, Б.Н.Андрееве и М.Н.Петрове)…………………..

  3. Кириллина С.Т., учитель якутского языка и литературы МОУ «Кутанинская СОШ им. Кюндя» Сунтарского улуса. П. Н. Самсонов уерэнээччитэ Петров М. Н. – педдинастия баhылыга………………………………………………………………………………………

  4. Кокорева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Изучение биографии и творчества Андрея Платонова на уроках русской литературы в якутской школе…………………………………………………………………………………………

  5. Кузьмина Наталья Дмитриевна, учитель начальных классов МОУ «Тулагинская СОШ имени П.И.Кочнева» г.Якутска. «Организация воспитательного процесса в режиме эксперимента «Сельская школа – центр воспитания жизнеспособной личности школьника»…………………………………………………………………………………..

  6. Лаптева Яна Афанасьевна, заместитель директора по НМР МОУ «Нижне-Бестяхская СОШ №1» Мегино-Кангаласского улуса. Модель методической работы в школе……

  7. Нестерова Тамара Иннокентьевна, учитель начальных классов МОУ «Павловская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Электронное сопровождение к региональному учебнику «Мир и мой родной край» (авторы Г.М.Федоров, З.П.Федорова)………………………..

  8. Николаева О.П., учитель начальных классов МОУ «Кюндяинская СОШ» Сунтарского улуса. «Сурук-бичик» электроннай пособия кеметунэн о5о аа5ар дьо5урун сайыннарыы.

  9. Павлова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е.Самсоновых» г.Якутска. Т.П. Самсонова – учёный, исследователь, духовный попечитель МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых»…………………………………………………………………………………

  10. Пестерева Зоя Романовна, Пестерева Туяра Гаврильевна, педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Детский (подростковый) центр», детский фольклорный ансамбль «Одун» г. Якутска. Исследование роли фольклора и культурного наследия народов Севера в совершенствовании образовательной системы……………………….

  11. Пинигина Л.Н., учитель ИЗО, черчения МОУ «Нижнее-Бестяхская СОШ №1» Мегино-Кангаласского улуса. Создание оригинальных изделий по технологии бумажная пластика.

  12. Пирогова Ирина Владимировна, учитель МОУ «Табагинская СОШ» г.Якутска. Лингвокультурологический подход в работе со словарными словами………………….

  13. Саввинов Эдуард Николаевич, учитель физкультуры МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых» г.Якутска. Роль физических упражнений в коррекции нарушений осанки у младших школьников……………………………………………………………

  14. Самсонова Майя Гаврильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева». Электронное пособие «Подготовка к ЕГЭ - задание С1: литературная аргументация»………………………………………………………………

  15. Соловьева Наталья Анатольевна, учитель математики и информатики МОУ «Бютейдяхская СОШ им. К.О.Гаврилова» Мегино-Кангаласского улуса. Методика использования олимпиадных задач по курсу математики средней школы………………..

  16. Федорова Александра Константиновна, учитель биологии МОУ «Павловская СОШ» Мегино-Кангаласского улуса. Основные приемы работы с терминами на уроках биологи.

  17. Федорова Саргылана Илларионовна, учитель МОУ «Шеинская СОШ» Сунтарского улуса. Сахалар тылынан иитэр ньымаларын алын кылаас о5олорун сиэр-майгы еттунэн уерэтиигэ туhаныы……………………………………………………………………………

  18. Филиппова Капиталина Ивановна, учитель начальных классов МОУ «Эльгяйская СОШ» Сунтарского улуса. Ноосферно-экологическое воспитание и образование младших школьников в рамках интегрированного курса «Природа и человек»………………….

  19. Черных Нина Петровна, директор МОУ «СОШ № 9 имени М.И. Кершенгольца» г.Якутска. Воспитание у обучающихся патриотических чувств на примере изучения семьи Самсоновых………………………………………………………………………………….

  20. Яковлева Нина Николаевна, педагог дополнительного образования МОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева» Мегино-Кангаласского улуса. Организационно-педагогические условия развития творческих способностей учащихся на занятиях школьной телестудии………………………………………………………………………

Терентьев Руслан Михайлович, заместитель

директора Хаптагайской СОШ по НМР
Справка о V республиканской НПК «Самсоновские чтения»
Свое название «Самсоновские чтения» научно-практическая конференция получила в честь Самсоновых Парфения Никитича и Надежды Евменьевны, заслуженных учителей Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), кавалеров орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и Знак Почета, авторов учебников и учебных пособий.

«Самсоновские чтения» проводились ежегодно в рамках «Дней науки» на базе МОУ «Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых» г. Якутска. На торжественном закрытии IV конференции было объявлено решение заседания представителей делегаций о проведении в дальнейшем этой НПК поочередно в школах республики, где в разные годы проработали П.Н. и Н.Е. Самсоновы.

В этом году НПК прошла 19 февраля в Хаптагайской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, где супруги Самсоновы плодотворно проработали с 1932 по 1937 г., когда наше учебное заведение было единственной в республике ЯНОПШ (якутской национальной опытно-показательной школой). В этом году конференция посвящалась 110-летию Н.Е.Самсоновой.

Всего в конференции приняли участие около 300 учащихся и педагогов 36 образовательных учреждений республики из 8 улусов. Из нашего улуса было представлено 15 школ.

Для учащихся доклады слушались в 10 секциях: «Якутский, русский, иностранные языки», «Якутская, русская, иностранная литература», «Физико-математические науки и компьютерно-программный салон», «Экономические и общественные науки», «Культурология», «Исторические науки и краеведение», «Сельскохозяйственные науки и науки о земле», «Технология и дизайн», «Биологические и экологические науки», «Педагогика, психология и здоровье».

Для педагогов работали 8 секций: «Воспитательная работа и дополнительное образование» (2 секции), «Управление образованием», «Развитие личности учащегося», «Методика и педагогика в предметном содержании», «Использование ИКТ в образовании», «Инновационная, экспериментальная деятельность педагога», «Педагогическое наследие П.Н. и Н.Е. Самсоновых».

Для оценивания докладов НПК были приглашены следующие эксперты: Дмитриева Евдокия Николаевна, доктор филологических наук, кандидат педагогических наук, Самсонова Тамара Парфеньевна, кандидат педагогических наук, Бугаев Николай Иннокентьевич, кандидат филологических наук, Неустроев Николай Дмитриевич, доктор педагогических наук, Соловьев Филипп Петрович, доктор биологических наук, Протодьяконова Галина Юрьевна, кандидат педагогических наук, Баишева Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, Соломонов Михаил Прокопьевич, кандидат экономических наук, Федоров Юрий Юристанович, кандидат физических наук, Олесова Антонина Петровна, кандидат педагогических наук, Марфусалова Венера Петровна, кандидат педагогических наук, Унарова Айталина Егоровна, кандидат педагогических наук, Ларионов Владимир Романович, кандидат химических наук, Захарова Лариса Николаевна, кандидат сельскохозяйственных наук, Шарина Анастасия Сергеевна, кандидат химических наук, Гуляева Евдокия Павловна, кандидат исторических наук. а также известные и заслуженные в республике учителя Аргунова Любовь Семеновна, Орлов Владимир Ефимович, Назарова Евдокия Николаевна, Готовцев Роман Михайлович, специалист РУО Дмитриева Татьяна Михайловна.

Среди победителей НПК с наиболее содержательными и качественными исследованиями, по мнению экспертов, оказались следующие школы: Хаптагайская, Нижне-Бестяхская СОШ № 1, Павловская, Тыллыминская, Харанская, Тумульская, Тюнгюлюнская Мегино-Кангаласского улуса, ГОУ СОШ № 26, Хатасская, Тулагинская, Табагинская г.Якутска, Мюрюнская юношеская гимназия Усть-Алданского улуса, Алтанская Амгинского улуса, Ытык-Кельская СОШ №1 Таттинского улуса, II Мальджагарская Хангаласского улуса.

Параллельно с чтениями прошла II республиканская «Эрудит-олимпиада» для школьников. Состязались в лично-командном первенстве 17 команд и 34 учащихся. В личном первенстве школьники соревновались по двум возрастным категориям: юниорская и старшая лиги. Победителями стали в юниорской лиге (5-7 классы): 1 место – Шергина Айыына (Техтюрская СОШ Мегино-Кангаласского улуса), 2 место – Харайданов Рома (Мюрюнская юношеская гимназия Усть-Алданского улуса), 3 место – Терентьева Виталина (II Мальжагарская СОШ Хангаласского улуса). В старшей лиге (8-11 классы) места распределились так: 1 место – Малгараева Айгуль (Хаптагайская СОШ Мегино-Кангаласского улуса), 2 место – Апросимов Дима (II Мальжагарская СОШ Хангаласского улуса), 3 место – Пономарев Ваня (Нижне-Бестяхская СОШ № 1 Мегино-Кангаласского улуса). В командном зачете 1 место заняла команда Хаптагайской СОШ, 2 место – команда II Мальжагарской СОШ Хангаласского улуса, 3 место – сборная Нижне-Бестяхской СОШ № 1.

Во второй половине дня прошел круглый стол по теме «Модель сети Самсоновских школ республики». Говорилось о плане работы сети, проблемах и перспективах НПК и т.д., там же была принята резолюция, что в следующем учебном году VI конференция пройдет на Родине педагогов Самсоновых – в Сунтарском улусе.



Т.П. Самсонова, профессор, Заслуженный учитель ЯАССР,

кавалер медали К.Д. Ушинского, член Попечительского Совета

МОУ «Хатасская СОШ», А.А. Самсонов, Почетный работник

службы занятости населения Республики Саха (Якутия)
У нее учились счастливые

(К 110-летию со дня рождения учителя-новатора Н.Е. Самсоновой)


Активный участник строительства советской школы Надежда Евменьевна Самсонова (Кочнева) родилась 1 марта 1901 года в с. Мегежек Нюрбинского района. После окончания Якутской женской гимназии с 1920 года работала учителем Кюкяйской и Кутанинской школ Сунтарского района. Молодая учительница с огромным энтузиазмом обучала детей неграмотных крестьян. Здесь жизненный путь свел ее с учителем П.Н. Самсоновым.

В 1923-1928 годах Самсоновы работали в Эльгяйской школе Сунтарского района. Надежда Евменьевна учительствовала в 1 концентре (начальных классах) и одновременно преподавала пение во II концентре школы.

В годы становления в Якутии всеобщего начального образования Самсоновым посчастливилось трудиться в Якутской национальной опытно-показательной школе (ЯНОПШ) в с. Хаптагай Мегино-Кангаласского района (1932-1937 гг.). Под руководством Л.Н. Харитонова, в будущем доктора филологических наук, профессора, выдающегося тюрколога, имевшего солидную учительскую и инспекторскую практику, Самсоновы и их коллеги Н.В. Егоров, Н.В. Васильев, В.В. Назаров, В.С. Игнатьев (впоследствии заслуженные учителя РСФСР и ЯАССР), приобщались к работе по принципу НОТ не только в организации учебной, общественной и культурно-массовой работы, но и педагогической практики учителей массовых (районных) школ 3-4 раза в течение года каждый на своем примере. Учителя ЯНОПШ благодаря Л.Н. Харитонову сделали первые шаги в письменном оформлении использованных ими на практике рациональных методов обучения и воспитания учащихся, соединения учебу с производственной практикой.

Надежда Евменьевна свой опыт обучении чтению и письму в 1 классе обобщила в виде статьи, которая была опубликована в 1936 году в сборнике «Наглядное обучение» и была первой по данному вопросу.

Н.В. Егоров свою статью «Основа – начальное обучение» (газ. «Социалистическая Якутия», от 2 сентября 1963 года) начинает словами: «Знатный огородник, Герой социалистического труда Г.С. Самсонов (однофамилец учителей Самсоновых) руководит опытнической работой пионеров и школьников Хаптагайской школы… В часы досуга он любит рассказывать о том, как учителя, ныне заслуженные учителя РСФСР и ЯАССР П.Н. и Н.Е. Самсоновы , прививали ему любовь к труду, к выращиванию огородных культур». Все учителя ЯНОПШ работали в школе ликбеза, участвовали в ревизии колхозов, являясь культурной силой, при этом выполняя и полный объем работы как учителя в школе.

Художественно и музыкально одаренный человек, обладательница бархатного меццо-сопрано Надежда Евменьевна руководила хоровым, танцевальным, рукодельным кружками не только в школе. Она сумела заинтересовать и сельскую молодежь и родителей учащихся, приобщая их не только к художественной самодеятельности, но и к рукоделию. Школьницы под ее руководством учились вышивать, вязать и шить, участвовали в выставках детского творчества и ярмарках. На республиканской олимпиаде школьников, посвященной 15-летию ЯАССР, ЯНОПШ заняла 1 место, а Н.Е. Самсонова была премирована велосипедом.

С первых лет работы в школе Надежда Евменьевна относилась особо к учащимся с медленными темпами работы, имеющими пробелы в умениях и навыках, приглашая их до или после уроков на 10-15 минут. Ученик, получивший помощь и поддержку, уходил окрыленный, с чувством уверенности, что и он может…

В 1937-1948 гг. Н.Е. Самсонова работала в школе № 4 г. Якутска, где ей было присвоено звание Ударника педагогического труда. Обращая внимание на весь класс, она в то же время не упускала из вида отдельных учеников, продолжались поиски «ключика» к каждому ученику, а в классе у нее учились свыше 40 учеников. Ее принципами были – внимание к самому маленькому успеху, обязательная связь с матерями, отцы-то у многих были на фронте. Воспитание всесторонне развитых людей, любящих физический труд и умеющих чувствовать прекрасное, всегда было в центре внимания талантливого учителя-мастера Н.Е. Самсоновой. Часто по школе раздавалось дружное пение учеников ее класса.

В 1948 году по инициативе министром просвещения С.С. Сюльского П.Н. и Н.Е. Самсоновых направляют в Хатасскую школу для создания и экспериментальной проверки первых стабильных учебников по русскому и якутскому языкам. С первого дня работы Самсоновых в Хатасской школе началась экспериментальная проверка уже опубликованной «Первой книги по русскому языку для первого класса якутской школы. Первый класс. Якутск, 1948. – 270 с.», составленной Парфением Никитичем, заслуженным учителем ЯАССР, кавалером Ордена «Знак Почета».

Творческая атмосфера, которая наблюдалась в коллективе в связи с посещением методистами из города, инспекторами министерства просвещения, учителями самой школы, студентами Якутского педучилища экспериментальных уроков, проводимых педагогом от Бога, автором статьи «Р» букваны уерэтии. Уерэтии уопсай ньымалара», 1935, с. 38-43», в будущем кавалера Ордена Ленина, заслуженным учителем ЯАССР Надеждой Евменьевной по этому новому учебнику, не могли быть незамеченными педагогической общественностью республики.

Поистине мастерской, настоящей школой по формированию учителей-профессионалов стали посещение и изучение студентами ЯПИ, особенно ИФФ (ФЛФ) университета в период прохождения педагогической практики, выездных заседаний кружка-семинара «Методика преподавания русского языка в национальной школе» (рук. проф. Т.П. Самсонова) и слушателей республиканских курсов повышения квалификации учителей начальных классов и русского языка экспериментальных уроков по обучению шестилетних детей в подготовительном классе, проведенных Самсоновыми П.Н. и Н.Е. в течение 2 лет (1956-1958 гг.), так и их уроков в связи с созданием и экспериментальной проверкой первых стабильных учебников по русскому языку в 1,2,3 классах, совершенствовавшихся и переиздававшихся по 9-10 раз.

Самсоновы научно обосновали и впервые практически внедрили в жизнь с 1956-1957 учебного года обучение детей в школе с шестилетнего возраста, что впоследствии было узаконено в стране. Новая структура и методика урока – это была новаторская работа с определенной долей риска. Глубокие знания и опыт авторов, творчества и беспредельная преданность делу обусловили успех – эксперимент дал положительные результаты, об этом узнали не только в республике. Многие уроки Н.Е. Самсоновой методистами были признаны эталонными, уникальными и стали лабораторией для студентов педучилища, университета, слушателей курсов, семинаров, проводимых ЯРПУУ. В том, что сейчас дети с шести лет с успехом обучаются в школе, есть и ее большая заслуга. Надежда Евменьевна принимала участие в составлении пособий по разговорным курсам русского языка для первого класса якутских школ и детских садов, которые были опубликованы в 1969 и 1970 годах (авторы Н.Е., П.Н., Т.П., А.П. Самсоновы). Оба пособия были отмечены премиями. Первое пособие совершенствовалось и переиздавалось в 1973 и 1978 гг., а второе в соответствии с новой программой в 1982 г. Они востребованы и сегодня. Вторым активно пользуются во всех якутских детских садах. С 60-х годов ХХ столетия в качестве учителей стали приходить в родную Хатасскую школу ученики Надежды Евменьевны и Парфения Никитича. До 2009 года насчитывалось 14 человек, все они отличники образования РС (Я), есть среди них отличники просвещения СССР, РСФСР, награжденные знаком «учитель учителей РС(Я)», Грамотой президиума Верховного Совета ЯАССР, заслуженный учитель РФ… Они считают, что формирующим стержнем в их учительской деятельности стал пример и опыт работы любимых учителей Н.Е. и П.Н. Самсоновых.

В 1968 году Министерство просвещения ЯАССР открыло для детей, не посещавших якутские детские сады, 10 экспериментальных классов в районных школах с русским языком обучения, в том числе и в Хатасской средней школе. Учителем была назначена бывшая ученица Самсоновых Лидия Степановна Борисова, имеющая 2-летний педагогический стаж. Руководителями эксперимента были назначены общественные инспекторы Хатасской средней школы П.Н. и Н.Е. Самсоновы. Рядом с Лидией Степановной почти ежедневно были ее наставники, умело направляющие работу молодого педагога по овладению детьми техникой чтения как на родном, так и на русском языках и организации помощи родителей своим детям (авт. сод. Т.П. Самсонова. Якутский Ушинский. кн. I, 2000., с 182-183). Все 25 учащихся-якутов перешли в первый класс, приобщились к внеклассному чтению, чего всегда успешно добивалась Надежда Евменьевна.

Сорокалетний педагогический опыт Н.Е. Самсоновой освещен ею почти в двух десятках специальных статей и в периодической печати… Надежда Евменьевна с супругом Парфением Никитичем выпустила в большую жизнь мальчишек и девчонок многих поколений, ставших врачами, агрономами, инженерами, тружениками сельского хозяйства, учеными. Многие ученики Самсоновых пошли по их стопам, некоторые стали учеными-экспериментаторами, авторами методических пособий. Благодарность многочисленных признательных учеников Надежды Евменьевны, с такой любовью готовившей каждого из них к главному делу своих жизни - к серьезному настойчивому труду, выразила ее ученица Шура Чемезова в своем посвящении «Баhыыба, учуутал до5оруом». По просьбе сына Надежды Евменьевны, народного артиста РС (Я) А. Самсонова композитор Аркадий Самойлов, заслуженный деятель искусства РС (Я), написал музыку на эти стихи и получилась песня о первом учителе, включенная в сборник А. Самсонова «Якутия, ты музыка моя!». У Надежды Евменьевны учились счастливые. Она оставила самый добрый след в памяти своих многочисленных благодарных учеников и как чарующая волшебница детских мыслей и сердец, как учитель, приобщившая к искусству петь, вышивать, наизусть читать стихи, танцевать (см. брошюру «Самсонова Надежда Евменьевна». К 100-летию со дня рождения. Якутск. 2001, 28 с.)

П.Н. и Н.Е. Самсонова были инициаторами педагогической работы среди родителей и учащихся по месту жительства. Село было разбито на 7 микросоциумов, в каждом был свой совет, организатор из школьных учителей, им помогали депутаты. Благодаря этой работе формировались единство принципиальной позиции, семьи, общественности, пионерской и комсомольской организаций. Сегодня, следуя заветам незабвенных своих учителей, Хатасская средняя школа имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых (их имена присвоены в школе в 1995г.) дальше раскрывает возможности социумов как дополнительное образовательное пространство. В этом большую роль играет сетевое взаимодействие школы и социума, являясь одним из условий создания атмосферы для развития детей, повышения качества их образовательного уровня. О значении такого подхода доктор философских наук, профессор В.Д. Михайлов пишет: «Дополнительное образовательное Хатасской средней школы имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых учит в повседневном поведении хранить память о предках, воспитывает чувства долга перед близкими, учит сопереживать горестям и радостям родного села, учит деятельному добру. В конечном счете воспитанники школы научаться управлять жизнью, быть ответственными за свой успех, справляться с возможными неудачами» (см. в книге авт.-сост. К.В. Калачевой. МОУ «Хатасская СОШ имени П.Н. и Н.Е. Самсоновых». Музей лаборатория как дополнительное образовательное пространство для саморазвития личности в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы. Якутск. Изд. ЯГУ. 2010. 127с.)

Надежда Евменьевна была счастлива в семье. Парфений Никитич все годы совместной жизни боготворил ее, был влюблен в нее, восхищался ее энергией, оберегал ее. Был верной ее поддержкой и опорой. Надежда Евменьевна также отвечала ему взаимностью. Пример в отношениях между ними, следование взглядам на педагогику и в воспитании собственных детей и внуков, дал определенный результат. Трое из их детей – кандидаты наук, трое – заслуженные работники Республики и России.

Н.Е. Самсонова была делегатом II съезда ударников народного образования (1936), делегатом IV и VI республиканских съездов учителей и общественности (1958,1965), участником VIII, Х и ХII республиканских педагогических чтений, делегатом V съезда женщин республики (1969). Надежда Евменьевна избиралась депутатом в Якутский районный совет депутатов трудящихся, дважды – в Хатасский сельсовет и дважды – народным заседателем Городского суда.

Трудолюбием, требовательностью к себе и душевной щедростью Н.Е. Самсонова снискала любовь и уважение народа. Она заслуженный учитель ЯАССР, кавалер Ордена Ленина, медали Материнства II степени и др. медалей, занесена в книгу Почета Министерства просвещения ЯАССР, Якутского гороно и горкома профсоюза, Хаптагайской, Хатасской школ, СОШ № 2 города Якутска, на доску почета исполкома Хатасского сельсовета.

В 1998 г. в Кюкейской средней школе Сунтарского улуса первым ее учителям Н.Е. и П.Н. Самсоновым была открыта мемориальная доска, а Хатасская средняя школа с 1996 года носит их имена. Благодарные жители села Хатассы, где они прожили 25 лет, назвали их именами одну из улиц.

В 2000 г. Самсоновы внесены в I том Педагогической энциклопедии Министерства образования РС(Я), в 2005 г. Н.Е. Самсонова внесена в I том (конец XIX в – I половина XX в) книги Женщины Якутии. Якутск. Сахаполиграфиздательства – с. 88-91).

СОГЛАСОВАНО: ______________ УТВЕРЖДАЮ: _________________

начальник Мегино-Кангаласского заместитель министра МО РС(Я)

РУО Колмаков М.Н. д.п.н., профессор Никифорова Е.П.

«______»_________________2011 г. «______»_________________2011 г.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

  • I. Документация НПК
  • II. Доклады учащихся
  • III. Доклады учителей
  • Терентьев Руслан Михайлович
  • Т.П. Самсонова
  • У нее учились счастливые