Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа принята Утверждена на педагогическом совете




страница1/4
Дата20.05.2017
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4





ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НА 9-ОЙ ЛИНИИ» ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА




Программа принята




Утверждена

на педагогическом совете




И.о. директора ГБУ ДО ДДТ







ДДТ «На 9-ой линии»

протокол № _1___




___________ И.В.Петерсон







Приказ №___107____________

от «31» августа 2016 г.




от «31» августа 2016 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ГО (ВЕЙ-ЧИ, БАД УК)»
Возраст обучающихся: 6 - 18 лет

Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:



Кальсберг Эльвина Львовна,

педагог дополнительного образования



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016

Пояснительная записка
Го. Краткие сведения

Го – дальневосточная настольная стратегическая игра (го – яп., вейчи – кит., бадук – корейск.). Старейшая из известных стратегических игр в мире (известна ок. 4000 лет; первая сохранившаяся запись партии – 150 г. н.э.). Старое русское название – «облавные шашки».


Играется на расчерченной в клетку доске (19х19 линий) комплектом из 361 камня (180 – белых, 181 – черный). Двое игроков по очереди выставляют камни на доску, огораживая камнями «территорию». В процессе игры можно «съедать» камни противника («съеденные» камни в дальнейшем участвуют в подсчете). Выигрывает игрок, чья территория (с учетом «съеденных» камней – так наз. «пленников») в конце игры оказывается большей.

Изначально игра символизировала борьбу двух воюющих государств. В процессе своего развития символическое значение значительно расширилось благодаря истолкованию ситуаций и положений игры в контексте даосской натурфилософии (достижение мировой гармонии через борьбу двух конфликтующих начал «темного» - инь и «светлого» - ян). Так же огромное значение на символику игры оказало включение го в практику ряда японских буддийских монастырей.

В средневековой Японии, во времена так наз. «дворцовых игр», го (наравне с фехтованием на мечах, стрельбой из лука и стихосложением) входило в канон благородных искусств, практиковать которые считалось необходимо самураю для достижения совершенства духа.
Актуальность (Го в современно мире)

Хотя, как было уже сказано выше, история Го насчитывает около 4000 лет, популярность этой игры в мире за последние 30 лет необычайно возросла. Дело в том, что в отличие от любых других интеллектуальных настольных игр, стратегические модели и концепции усваиваемые игроками го в процессе обучения имеют не абстрактное, а прямое применение в таких областях как бизнес, экономика и управление. Действительно, в отличие, например, от шахмат (с их фиксированной расстановкой фигур в начале игры, и условной конечной целью – захватом короля) в го нет ни начальной расстановки, ни условной цели, приносящей победу: группы борются между собой, живут и умирают, распространяют свое влияние, захватывают новые территории, и все это может быть напрямую экстраполировано на современные экономические процессы. Победа в игре зависит от постоянного анализа ситуации в терминах слабости и силы, свободы и ограниченности, неопределенности и узконаправленности. Стратегические модели и концепции предлагаемые Го для решения той или иной ситуации, возникающей на доске вполне приложимы к жизни, а в особенности – к бизнесу: к жизни и развитию компаний в условиях современной экономической системы. В этом состоит актуальность программы.

Го это игра, в которой противники состязаются в захвате территории – чем больше, тем лучше. Раз уж нельзя запретить противнику захватить некоторую территорию, то вы должны играть так, чтобы увеличивать свою территориальную прибыль и минимизировать её у соперника. Соревнование за территорию происходит в разных частях доски – в углах, вдоль сторон и в центре. Игрок может потерять нечто в одной части доски, но компенсировать приобретениями в другой. Именно по этому, сегодня специалисты по экономике и управлению видят в Го нечто вроде аналитической модели бизнеса – игру в которой не условные средневековые воины захватывают земли, а современные компании пытаются поделить рынок между собой.

Начиная с 1995 года, когда Миура Ясуюки (бывший исполнительный директор компании Джапан Эарлайнс) опубликовал книгу «Го: Азиатская парадигма бизнес стратегии» (Go: An Asian Paradigm for Business Strategy), в которой рассказал, как он использовал стратегию Го в многомиллиардном бизнесе в Соединённых Штатах Америки и привёл много примеров того, как японские фирмы применяют её в своём стратегическом планировании, терминология Го начинает проникать в экономические курсы университетов и бизнес-колледжей. С другой стороны, в настоящее время практически ни один учебник по Го не обходится без того, чтобы не упомянуть о «практическом» приложении той или иной описываемой модели. Ярчайшем примером подобного рода деятельности могут явиться книги, статьи и лекции американского пропагандиста и энтузиаста игры Ричарда Бозулича. Но и Россия так же в этом процессе не составляет исключения: вышедшие в последние годы книги российских авторов уделяют значительное внимание соотнесению стратегий Го и стратегий управления и бизнеса. Так, например, книга И.Гришина «Боевое искусство стратегии» носит подзаголовок «книга для владельцев бизнеса и го», а в недавно вышедшем учебнике по го для начинающих «Мыслить и побеждать» И.Гришина, М.Емельянова и А.Степанова имеется глава «Го в управлении и предпринимательстве». И хотя в России Го пока еще, к сожалению, не преподается на экономических факультетах высших учебных заведений, однако многие крупные бизнес-компании уже включают преподавание азов игры в бизнес-тренинги, проводимые для обучения персонала.

Бесспорно, роль Го в общественной жизни азиатских стран существенно выше, чем в любых других странах. Это вполне естественно, ведь Го — это не только часть национальной культуры, но и в какой-то мере, выражение восточного миропонимания. Например, в Корее игра Го (Бадук) объявлена национальным достоянием, сильнейшие игроки пользуются серьёзными социальными льготами, а численность активных игроков в этой стране составляет 10 миллионов при 45 миллионах населения! Важным обстоятельством является то, что во многих азиатских странах уровень игры в Го является своеобразным индикатором успешности: так, например, в той же самой Корее ныне действующий премьер-министр, господин Ли Хэ Чан, является игроком 5 любительского дана, а в Японии список членов Национальной Ассоциации Го почти полностью дублирует список высших персон японского бизнеса и политики. (Да и чему здесь удивляться, ведь из 100 миллионов человек, являющихся активными игроками Го 98% - жители азиатских стран - Китая, Японии, Кореи, Тайваня). Но в то же время, сегодня невозможно не заметить и изменений происходящих в этой области даже на уровне детского Го. За последние несколько десятилетий в ряде европейских стран и Америке число детей занимающихся Го увеличилось в разы. В таких странах, как , например, Румыния сегодня более 20 000 детей занимаются Го; а сама игра включена в ряд «предметов по выбору», предлагаемых среднеобразовательными школами (наряду с такими предметами как музыка, рисование и хореография). Проводятся европейские чемпионаты (в том числе и детские). Игроки из Европы и Америки начинают составлять конкуренцию игрокам из азиатских стран. Активно обсуждается вопрос о возможности внесения Го в перечень олимпийских видов спорта.

И наконец, говоря об актуальности Го, важно также упомянуть и еще об одном моменте, так же значимом в смысле повышения внимания к игре Го в современном мире – недавно открытый и в настоящее время активно изучаемый терапевтический эффект Го. Люди в детстве начинающие играть в Го в старости оказываются не подвержены, таким разрушительным заболеваниям, как старческое слабоумие или болезнь Альцгеймера. Исследования всемирно известного нейрохирурга Канэко Митсуо показали, что Го стимулирует как левое, так и правое полушария головного мозга, укрепляет и наращивает связи между ними, т.к. поддерживает баланс между конкретными тактическими расчётами и глобальными стратегическими решениями.


Новизна, оригинальность и педагогическая целесообразность представленной методики

Существующие на настоящий момент в нашей стране программы обучения игре го в течение многих лет условно можно было разделить на два направления: ставящие в основу угла теорию и осмысление стратегии игры (с дальнейшим их приложением к конкретной игровой практике) и делающие ставку на техническое развитие игрока (с дальнейшим развитием его понимания стратегии игры).

В первом случае, занятия обычно делятся на два типа: лекции по теории игры (законченные «блоки»: сан-ренсей фусеки, китайское фусеки, форовая игра и т.п.) игровая практика (игровые дни). Наработка технических навыков здесь обычно отдается на откуп самим учащимся (в процессе игры или при самостоятельном «домашнем» решении задач), т.к. на занятиях на нее просто не хватает времени.

Во втором случае занятия наоборот строятся вокруг наработки технических навыков: отбор наиболее способных к «счету» учеников, развитие у них т.н. «комбинаторного зрения» (видение отдельного технического варианта как единого блока), разбор партий профессионалов, через анализ смены различных тактических ситуаций на доске. Изучение различных «теорий» здесь становится «самостоятельной работой». Учащийся на досуге прочитывает теоретические работы японских или корейских профессионалов посвященные тем или иным конкретным проблемам и осмысляет их применительно к своему уровню и стилю игры.

Это разделение исходит из самой природы Го, игры в равной мере сочетающей технику и интуицию, холодный тактический расчет и стратегическое решение

Однако, с точки зрения предлагаемой программы успех обучения заключается не в превалировании определенных элементов, а в гармоничном взаимодействии всех элементов игры. В ходе реализации программы, на каждом занятии, мы стараемся сочетать в равных долях работу над:



  • тактическими и стратегическими составляющими игры (решение технических задач, разборы концепций)

  • различными видами технических задач (параллельное изучение техник тесудзи, синоги, сикацу)

  • развитием навыков всех стадий игры (фусеки, тюбан, ёсе)

  • устойчивыми и импровизационными моделями тактических розыгрышей (выбор джосеки, выход из джосеки с перспективами на тюбан; джосеки середины игры и сабаки)

  • классическими и новаторскими идеями и решениями (разработанные стратегические концепции, такие как санренсей-фусеки, китайское фусеки, тигаи-камоку и т.д. и их современные трактовки в партиях профессионалов).

При этом материал распределяется по возможности равным образом на все задействуемые формы обучения: лекции, разборы партий (собственных и профи), решения задач, коллективные обсуждения, домашние работы. К каждому занятию составляется план и подготавливается домашнее задание, учитывающие текущий темп освоения материала, необходимость закрепления тех или иных навыков.

При этом особое «психологическое и культурное пространство», формирующееся в группе вокруг собственно игры, воспринимается как неотъемлемая часть игры; формирование этого пространства включается в процесс обучения (что в конечном счете, как показывает практика, способствует техническому росту игрока). Здесь особую важность приобретает проблема сбалансированности всех типов обучения в процессе занятий; наличие занятий в форме «сообщений и бесед», культурно-досуговых мероприятий ( в том числе с привлечением взрослых игроков и родителей учеников).

Сбалансированность все элементов означает отсутствие «давления» на ребенка, позволяет выявлять и развивать сильные стороны каждого ученика (и в дальнейшем, через 2-3 года обучения переходить с ним, при необходимости, к занятиям по индивидуальной программе как к естественному продолжению обучения). И, что не менее важно , растить в одной секции, в одной среде, как будущих чемпионов, так и просто любителей и ценителей игры, без ущерба психологическому здоровью детей, без навязчивого разделения на «сильных» и «слабых», «быстрых» и «медленны», «способных» и «не способных». В этом смысле стоит напомнить, что го – единственная в мире игра, в которой в равной мере оказываются важны тактические и стратегические способности, навыки точного расчета и интуитивного конструктивного решения, окончательная просчитываемость (на глубину до 130-140 ходов) технического варианта и принципиальная непросчитываемость (до 60 000 вариантов на последовательность) выбора стратегического варианта развития камней.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Цель программы:
Создание условий для развития личности ребёнка и навыков логического мышления посредством изучения игры Го.

  1   2   3   4

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ГО (ВЕЙ-ЧИ, БАД УК)» Возраст обучающихся: 6 - 18 лет
  • Актуальность (Го в современно мире)
  • Новизна, оригинальность и педагогическая целесообразность представленной методики
  • Направленность