Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 033000. 62 "Культурология" для подготовки




страница1/3
Дата12.03.2017
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Отделение Культурологии



Программа дисциплины

История западной философии




для направления 033000.62 Культурология подготовки бакалавра

Автор программы:

Макарова И.В., канд.филос.наук, доцент кафедры истории философии, ivmakarova@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры Истории философии «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Руткевич А. М.


Рекомендована секцией УМС отделения Культурологии «___»____________ 20 г

Председатель Куренной В. А.


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Макарова И.В. ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 033000.62 “Культурология” для подготовки студентов бакалавра, изучающих дисциплину “История западной философии”.

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом НИУ по направления 033000.62 “Культурология” подготовки бакалавра

  • Основной образовательной программой направления 033000.62 “Культурология” подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета направления 033000.62 “Культурология” подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.

Цели освоения дисциплины

    Целями освоения дисциплины “История западной философии” являются следующие:

    - ознакомление с ранним (античным) и средневековым (христианским) периодами развития философии;

    - анализ основных идей античной и средневековой философии;

    - ознакомление с базовыми понятиями античной философии;

    - знакомство с основными школами античной философии, проблемами, поставленными каждой из школ;

    - рецепция идей и понятийного аппарата античной философии в культуре христианского средневековья;

    - умение самостоятельно размышлять, видеть актуальность проблем, поставленных античными и средневековыми философами, и уметь соотносить с ними живой философский дискурс;

    - формирование навыков чтения и историко-философского анализа текстов античных философов;

    - умение анализировать специфику исторического контекста;

    - развитие способности раскрывать смысл той или иной философской теории, видеть пути ее дальнейшего развития в связи с эволюцией научного знания.




Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:


знать:

    - традиционные проблемы философии (античного и средневекового периодов истории философии);

    - основные доктрины античной философии (досократический, классический, эллинистический периоды) и христианской философии (патристика, схоластика);

    - основные понятия и философскую терминологию указанных периодов;

    - приемы и методы философского исследования в Античности и Средневековье.

    уметь:

    - читать и критически анализировать философские тексты;



    - классифицировать и систематизировать направления философской мысли;

    - излагать учебный материал в области философских дисциплин (в частности, в истории философии);


иметь навыки (приобрести опыт):




    - способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

    - публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики;

    - использования теоретическими общефилософскими знаниями в практической деятельности.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучная компетенция


ОНК-3


Обладание навыками работы с информацией, знание способов ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач.


.

Семинары, написание эссе, рефератов, доклад, дискуссия


Инструментальная компетенция



ИК-1

Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности

Семинары, написание эссе, рефератов, доклад, дискуссия



Профессиональная компетенция

ПК-4

Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего Востока; философия средневековья)

Лекции, семинары, участие в дискуссиях, выступление с докладом, эссе/реферат, творческое задание

Профессионалная компетенция

ПК-12

Умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями

чтение первоисточников и комментирующей ли литературы

Профессионалная компетенция

ПК-13

Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний

Доклады, презентации, дискуссии, конспекты, эссе/рефераты

Профессиональная компетенция

ПК-14

Способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке)

Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, чтение первоисточников и комментирующей ли литературы

Профессиональная компетенция в научно-исследовательской деятельности

НИУ ПК-15

способность вести поиск тем и авторов в области литературы по философии и смежным дисциплинам

Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, доклады, презентации

Социально-личностная и общекультурная компетенция

СЛК-2

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

Семинарские занятия, конспекты, эссе/рефераты, чтение первоисточников и комментирующей ли литературы

Профессиональная компетенция в организационно-управленческой деятельности

ПК-22

умение использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений

Семинарские занятия, групповые дискуссии, доклады, презентации

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.

Для специализаций 033000.62 “Культурология” настоящая дисциплина является базовой.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

- Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности;

- Умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;



- Владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: История Западной культуры (Античность, Византия, Средник века), История западной философии (Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения)

Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение. Возникновение философии




2

4

0

6

2

Ранняя греческая философия




10

8

0

6

3

Классический век древнегреческой философии




10

10

0

6

4

Философские школы эпохи эллинизма и философия эпохи Римской империи




10

10

0

6

5

Основные черты христианской мысли. Патристика.




10

6

0

6

6

Схоластика.




10

6

0

6







132

52

44




36


Тематический план


п/п



Наименование тем



Всего часов



в том числе

Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа (час.)

лек

сем






Введение. Возникновение философии




2

4

6



Ранняя греческая философия




10

8

6



Классический век древнегреческой философии




10

10

6



Философские школы эпохи эллинизма и философия эпохи Римской империи




10

10

6



Основные черты христианской мысли. Патристика.




10

6

6



Схоластика




10

6




ИТОГО:

132

52

44

36

Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

1

2










Текущий

(неделя)


Контрольная работа

1

1




Контрольная письменная работа в виде теста на 60 минут



















Эссе




1




Объем эссе - от 5 000 до 10 000 знаков (с про-белами). Шрифт Times New Roman. Кегль 12. Поля 2 см. Интервал 1,5




Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание

3

3




Конспект оригинальных философских текстов с комментариями-ответами на вопросы




Итоговый

Зачет




1




Письменный 90 минут (тест)






Критерии оценки знаний, навыков
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, доклады, ответы на вопросы, диспуты и т.п.), контрольная работа, эссе, экзамен. Экзамен проводится в форме письменного ответа на вопросы по пройденному материалу курса.
Требования к оформлению эссе и рефератов

Эссе – это письменная работа, в которой автор излагает свое видение той или иной рассматриваемой проблемы, предлагает аргументы в защиту своей позиции, рассматривает её сильные и слабые стороны. Эссе пишется в свободной форме. Список литературы и цитирование в эссе не являются обязательными.

Формальные требования:

  1. Объем: 5 000-10 000 п.з.

  2. Оформление: титульный лист по стандарту ВШЭ, шрифт 12, интервал 1,5, поля 2 см.

  3. Антиплагиат: не менее 80% авторского текста

  4. Срок сдачи: 31 марта

  5. Форма сдачи: эссе можно сдать в письменной или в электронной форме, прислав его на e-mail ivmakarova@hse.ru В письме должны быть указаны ФИО студента, номер группы и форма письменной работы – эссе.


Алгоритм выставления оценки по дисциплине.

Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) по учебной дисциплине выставляется в зачетную ведомость и зачетную книжку студента. О результ итог складывается с учетом оценки итогового контроля(О итог.конроль) и итоговой накопленной оценки (О итог.накоп.).

Дисциплина читается 2 модуля. Между 1 и 2 модулем проводится письменная контрольная работа. В конце 2 модуля проводится зачет в форме письменного ответа (теста) на вопросы по пройденному материалу.

Этапы формирования оценки.

1. Оценка текущего контроля(О тек.) выставляется по 10-тибалльной системе и включает в себя оценки за эссе и за домашнее задание (конспекты первоисточников – выполняются от руки в специальной тетради).

Общая формула расчета оценки за текущий контроль

О тек=0,4 •Oэссе 0,6 •Oдз
2. Накопленная оценка за первый модуль (О накоп.1) выставляется по 10-тибалльной системе, включает в себя Отек. (оценку текущего контроля, см.п.1) и О ауд (оценку за аудиторную работу студента). Под аудиторной работой подразумевается работа студентов на семинарских занятиях - их активность в дискуссиях, правильность их ответов на вопросы преподавателя. Контроль присутствия студентов осуществляется на лекциях и семинарах, но само присутствие на лекциях и семинарах не оценивается – оценивается лишь работа студента.

Общая формула расчета накопленной оценки (О накоп.).


Онакоп=0,4 •Отек 0,6•Оауд
3. Промежуточная оценка за первый модуль (О промежут1)выставляется по 10-тибалльной системе на основании О накоп1. (накопленная оценка, см.п.2) и О ит.контр1 (оценки итогового контроля за первый модуль ). Оценка за итоговый контроль 1 выставляется по результатам контрольной работы (в виде теста) по десятибалльной системе. Опромежут.1 выставляется в рабочую ведомость преподавателя, в зачетную книжку студента не идет.

Общая формула расчета

Опромежут1=0,4•Oит.конт. 0,6•Онакоп.
4. Накопленная оценка за 2 модуль (Онакоп2) выставляется по 10-тибалльной системе, включает в себя Отек. (оценку текущего контроля, см.п.1) и О ауд (оценку за аудиторную работу студента) (см.п.2).

Общая формула расчета


Онакоп2=0,4 •Отек 0,6•Оауд
5. Итоговая оценка 2(Оитог2) выставляется по результату итогового контроля в форме зачета, который осуществляется в виде письменного ответа на вопросы по материалам курса. Оценка выставляется по десятибалльной системе.

6. Результирующая итоговая оценка (Орезульт.итог) выставляется в зачетную ведомость и зачетную книжку студента. О результ.итог. выставляется на основании Оценки итоговой накопленной и Оитог2.

6.1. Онакоп. Итог. рассчитывается по следующей формуле
Онакоп.итог=(О1 промеж. Онакоп.2)/2
6.2. Орезульт.итог.рассчитывается по следующей формуле.
Орезульт.итог.=0,4•О ит.конт 0,6•Онакоп.

Содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Возникновение философии
1. Возникновение философии в Древней Греции. Специфика древнегреческой философии в отличие от Древней Индии и Китая. Греческая философия в ее отношении к восточной мудрости (Египет, Вавилон). Проблема перехода «от мифа к логосу». Периодизация античной философии.

2. Смысл и происхождение термина «досократики». Ареал распространения, формы существования, наиболее известные представители, сведения об их жизни и сочинениях. Теогония. Семь мудрецов. О смысле и происхождении слов philosophia, sophos. Понятие античной «фисиологии».


Основная литература

Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев. Ч. I. М., 1989.

Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О. Маковельского. Ч. I–III / Казань, 1914–1919 (существуют переиздания).

Дополнительная литература

История философии/Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая – М.: АкадемПроект, 2005.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб, 1996.
Тема 2. Ранняя греческая философия («досократики»).
1. Ионийская и италийская «фисиология». Основные понятия ранней греческой философии: physis (природа, рождение, происхождение, порода), arche (начало, первовещество, верховное, главенствующее начало), kosmos (мир, наряд, порядок), logos (слово, разум, закон, состав природы).
2. Милетская школа. Учение о всеобщем первоначале: Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон, неопределенно-беспредельное), толкование изречения Анаксимандра, Анаксимен (воздух и апейрон).
3. Пифагор и пифагорейцы. Биографические свидетельства о Пифагоре. Характер пифагорейского союза как философского и религиозно-политического объединения. «Математики» и «акусматики». Космогония пифагорейцев. Орфико-пифагорейское учение о «метемпсихозе». Понятие arithmos. Теория четных и нечетных чисел, учение о пропорции, «священная тетрактида», открытие гармонических интервалов, построение правильных многогранников. Алкмеон Кротонский, Гиппас, Филолай.
4. Гераклит Эфесский. Биографические свидетельства. Проблема реконструкции произведения «О природе». «Гераклит Тёмный». Двоякий смысл гераклитовского «логоса». Огонь как первостихия мироздания, огонь как «логос» природы. Текучая природа чувственного мира и круговорот вещей в нем. Толкование изречений «многознание уму не научает», «мудрое ото всего отделено», «природа любит скрываться», «война — отец всех…». Представление о душе как начале ощущения и мысли в человеке.
5. Ксенофан Колофонский. Критика антропоморфизма. Учение о едином и бестелесном боге.
6. Элейская школа. Парменид. Биографические свидетельства. Поэма «О природе», ее поэтика и структура. Два пути: путь «есть» и путь «не есть». Толкование тезиса «Одно и то же — мыслить и быть». Признаки бытия. «Мнения смертных» во второй части поэмы.

Зенон. Апории Зенона как возражение на критику учения Парменида. Смысл термина «апория». Апории множества. Апории движения («Ахилл», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадий»). Проблема континуума.

Мелисс. Новые характеристики истинно сущего.
7.Концепции множественности начал сущего: Эмпедокл, Анаксагор, атомисты.
Основная литература

Фрагменты ранних греческих философов / Подг. А.В. Лебедев. Ч. I. М., 1989.

Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, свидетельствах древности и в свете новейших исследований / Пер. А.О. Маковельского. Ч. I–III / Казань, 1914–1919 (существуют переиздания).

Антология мировой философии. Т. I, ч. 1. М., 1975 (выборочная перепечатка текста Маковельского).



Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1979.

Древнегреческие атомисты. / Пер. А.О. Маковельского. Баку, 1949.



Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л., 1970.
Дополнительная литератаура

История философии/Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая – М.: АкадемПроект, 2005.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб, 1996.

Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

Семушкин А.В. Эмпедокл. 2-е изд. М., 1994.


  1   2   3

  • Область применения и нормативные ссылки
  • Цели освоения дисциплины
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • Тематический план учебной дисциплины
  • ИТОГО: 132 52 44 36
  • Критерии оценки знаний, навыков Итоговая оценка
  • Требования к оформлению эссе и рефератов Эссе
  • Формальные требования
  • Алгоритм выставления оценки по дисциплине.
  • Содержание дисциплины Тема 1. Введение. Возникновение философии
  • Дополнительная литература
  • Тема 2. Ранняя греческая философия («досократики»).
  • Дополнительная литератаура