Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по внеурочной деятельности составлена на основе программы внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" для 7-9 класс




Скачать 211.2 Kb.
Дата04.02.2017
Размер211.2 Kb.
ТипРабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе программы внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" для 7-9 классов учителя МБОУ «Мариинская гимназия» Хренковой Н. А. Программа предназначена для учащихся 8 классов МБОУ «Мариинская гимназия» и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016);




  1. Примерная образовательная программа основного общего образования. (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);




  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (с изм. и доп. от 31.12.2015);




  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;




  1. Алгебра. Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [сост. Т.А. Бурмистрова]. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2014. – 96с.;




  1. Учебный план МБОУ «Мариинская гимназия»

Также данная программа написана с использованием научных, научно-методических и методических рекомендаций:

  1. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

  2. Мухаметзянова Ф.С. Математика. / Информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС [Текст]: методические рекомендации. В 3-х частях. Часть 2/ под ред. Р.Р. Загидуллина, В.В. Зарубиной, С.Ю. Прохоровой – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 52 с.

  3. Рыжова Т. В. Математика. 5-6 кл. Школьный курс. Методические рекомендации по организации личностно-ориентированного обучения на основе информационных технологий: Электронный образовательный комплекс (ЭОК. – Ульяновск: ИнфоФонд, 2011.

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного курса предоставляет большие возможности для решения данной задачи.

Разнообразная внеклассная работа позволяет познакомить учащихся с новыми идеями и методами решения задач, расширить представления об изучаемом материале, способствует развитию интереса к математике, формированию исследовательских навыков учащихся. Одной из форм организации внеклассной работы является математический кружок.

Математический кружок – это объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.


Цели курса

Общеучебные цели:

  • Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

  • Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

  • Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.

  • Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.

  • Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизнидля исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

  • Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные цели:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.


Задачи курса

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики

6. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

7. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

8. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Общая характеристика курса

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий ведёт к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения.


  • Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

  • Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

  • Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

  • Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

  • Дидактические игры.

Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

  • Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.

  • Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

  • Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.

  • Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.

  • Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

  • Основная проверка знаний проводится в виде практических занятий, игр, викторин, КВН, олимпиад.

Формы учебных занятий:

Теоретическая; практическая деятельность; беседа; викторина; игра; КВН.


Структура курса

1. Введение

2. Чётность

3. Задачи на проценты и части

4. Принцип Дирихле

5. Раскраски

6. Делимость

7. Конструктивные задачи

8. Участие в олимпиадах, проектных работах
Программа Хренковой Н. А. не уточняет количество часов, отводимых на изучение конкретных тем и разделов, поэтому данная программа внеурочной деятельности по математике для 7 классов предусматривает следующее распределение часов.




Содержание материала

Количество часов по рабочей программе

1

Введение

1

2

Четность

6

3

Задачи на проценты и части

4

4

Принцип Дирихле

5

5

Раскраски

4

6

Делимость

4

7

Конструктивные задачи

6

8

Участие в олимпиадах, проектных работах

5



Место внеурочной деятельности по учебному предмету «Математика»

в плане внеурочной деятельности
Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ «Мариинская гимназия» по предмету «Математика» в 8 классе отводится 35 часов из расчета 1 часов в неделю. По учебному плану МБОУ «Мариинская гимназия» в 2016-2017 учебном году предусматривается в 8 классе 35 учебных недель, что соответствует общему количеству 35 часов. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности по предмету математика составлено в соответствии с планом внеурочной деятельности гимназии.

Результаты освоения учебного предмета

(Личностные, метапредметные и предметные)

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:



личностные:

  1. ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  2. формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  3. умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  4. первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  5. критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  6. креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

  7. умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  8. формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  1. способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

  3. способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

  4. умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

  1. умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  2. развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  3. формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  4. первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

  5. развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  1. умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  2. умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  3. умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

  4. понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  5. умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  6. способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;



  1. владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

  2. умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  3. умения пользоваться изученными математическими формулами;

  4. знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

  5. умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.



Содержание курса

1. Введение (1 ч).

Знакомство с программой работы кружка.



Практикум. Математическая викторина.

2. Чётность.(6 ч)

Свойства четности, разбиение на пары, чередование.



Практикум. Математический КВН.

3. Задачи на проценты и части . (4 ч)

Задачи на проценты, задачи на составление уравнений



4. Принцип Дирихле. (5 ч)

Принцип Дирихле, решение задач на принцип Дирихле, принцип Дирихле в задачах с «геометрической» направленностью.



5. Раскраски . (4 ч)

Раскрашивания (нумерование) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей, решение задач с помощью раскрашивания, задачи на шахматной доске.



6. Делимость. (4 ч)

Задачи на десятичную запись числа.

Задачи на использование свойств делимости.

Делимость и принцип Дирихле.



7. Конструктивные задачи. (6 ч)

Равновеликие и равносоставленные фигуры, геометрические головоломки, задачи на построение примера, задачи на переливания. Задачи на разрезание. Фигуры одним росчерком. Графы на плоскости. Геометрические головоломки.



8. Участие в олимпиадах, проектных работах. (5 ч)

Решение логических задач.



Практикум. Решение задач конкурса «Кенгуру».

Учебно-тематическое планирование.


№п/п

Название темы



Кол-во часов

Форма

проведения



Образовательный продукт







всего

практика

1

Введение

1

1

Викторина

Результаты викторины

2

Чётность

6

6

Практикум

КВН


Алгоритмы решения

3

Задачи на проценты и части .

4

4

Беседа, практикум

Решенные

задачи


4

Принцип Дирихле

5

5

Практикум, конкурс

Опорный конспект

5

Раскраски

4

4

Практикум, конкурс

Результаты конкурса

6

Делимость.

4

4

Практикум, викторина

Решенные

задачи


7

Конструктивные задачи.

6

6

Лекция,

практикум



Опорный конспект

8

Участие в олимпиадах, проектных работах

5

5

практика

Решенные

Задачи. Результаты олимпиад.






Итого:

35

35









Требования к уровню подготовки

обучающийся научится:

рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач. 



обучающийся получит возможность:

применять нестандартные методы решения различных математических задач;

• использовать логические приемы, применяемые при решении задач;

• познакомиться с историей развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

 
Информационно-методическое обеспечение

Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуе­мых с помощью компьютера:

• Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». http://mat.lseptember.ru.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование инфор­мации и материалов следующих интернет-ресурсов:

Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/

•Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/

• Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/nauka/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/

Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/

электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции (www.school-collection.edu.ru

Интерактивный учебник. Математика 6 класс. Правила, задачи, примеры http://www.matematika-na.ru

Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika

Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html

Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm

Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru

Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135

Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28

Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm

http://www.openclass.ru/node/226794

http://forum.schoolpress.ru/article/44

http://1314.ru/

http://www.informika.ru/projects/infotech/school-collection/

http://www.ug.ru/article/64

http://staviro.ru

http://www.youtube.com/watch?v=LLSKZJA8g2E


  • Общая характеристика курса
  • Содержание материала Количество часов по рабочей программе
  • Место внеурочной деятельности по учебному предмету «Математика» в плане внеурочной деятельности
  • Результаты освоения учебного предмета (Личностные, метапредметные и предметные)
  • Содержание курса 1. Введение (1 ч).
  • 3. Задачи на проценты и части . (4 ч)
  • 7. Конструктивные задачи. (6 ч)
  • 8. Участие в олимпиадах, проектных работах. (5 ч)
  • Требования к уровню подготовки обучающийся научится
  • Информационно-методическое обеспечение