Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 03. Музыкальная литература можга 2013 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе




страница1/4
Дата03.07.2017
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств» города Можги
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГОИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»


Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Можга 2013
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета;
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

IV. Требования к уровню подготовкиобучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;


VII. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VIII. Список учебной и методической литературы

- Учебники,

- Учебные пособия;

- Хрестоматии;

- Методическая литература;

- Рекомендуемая дополнительная литература.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области хореографического искусства.

Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история искусств»

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знанийо закономерностяхмузыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота».

Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.



  1. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс хореографического отделения в возрасте с шести лет шести месяцев до десятилет,составляет 2 года (с 5 по 6 класс).

Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс хореографического отделения в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 2 года (со 2 по 3 класс).



  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Год обучения

1-й

2-й

Итого

Часов

Форма занятий

Аудиторная (в часах)

33

33

66

Внеаудиторная

(самостоятельная, в часах)



33

33

66

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 132 часа.



  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература»­­­­– ­­ мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

  1. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области хореографического искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:

  • формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;

  • воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;

  • овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

  • знания специфики различныхмузыкально-театральных и инструментальных жанров;

  • знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.

  1. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);

  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

  1. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:

  • обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;

  • укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;

  • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

  • обеспечение каждого обучающегося основной учебной литературой;

  • наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для учащихся 5 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки в 1-4 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.



Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Тематический план по музыкальной литературе

Первый год обучения







Наименование тем раздела

Количество

часов



Западно-европейская музыка XIX века

1



Жанр миниатюры в произведениях композиторов-романтиков

6



Танцевальные жанры в творчестве композиторов-романтиков

7



Музыка для театра в творчестве композиторов- романтиков

7



Импрессионизм как художественное направление

7



Импрессионизм как художественное направление

2



Русская музыка. Музыкальная культура конца XVIIIначала XIXвека.

2



М.И. Глинка (1804-1857)

6



А.С Даргомыжский (1813-1869)

2

Итого:

33



Второй год обучения







Наименование тем раздела

Количество часов



Русская музыкальная культура второй половины XIX века.

1



М.П. Мусоргский (1839 - 1881)

4



Н.А. Римский – Корсаков (1844 - 1908)

4



П.И. Чайковский (1840 - 1893)

5



Русская музыка начала XX века. Советская музыка.

1



А.К. Глазунов (1865 - 1936)

1



С.В. Рахманинов (1873 - 1943)

1



И.Ф. Стравинский (1882 - 1971)

2



Музыкальная жизнь страны после Великой октябрьской революции. Балет в творчестве советских композиторов.

1



С.С. Прокофьев (1891 - 1953)

4



А.И. Хачатурян (1903 - 1978)

2



Г.В. Свиридов (1915 - 1998)

2



Р.Я. Щедрин (1932 – н.в)

2



Музыкальная культура Удмуртии.

3

Итого:

33



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Первый год обучения
Первый год обучения музыкальной литературе тесно связан с учебным предметом «Слушание музыки». Его задачи – продолжая развивать и совершенствовать навыки слушания музыки и эмоциональной отзывчивости на музыку, познакомить учащихся с основными музыкальными жанрами, музыкальными формами, сформировать у них навыки работы с учебником и нотным материалом, умение рассказывать о характере музыкального произведения и использованных в нем элементах музыкального языка.

Для тех учеников, которые поступили в детскую школу искусств в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, изучение музыкальной литературы начинается со 2 класса. Учитывая, что эти учащиеся имеют небольшую предварительную подготовку по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота», педагог может уделить большее внимание начальным темам «Музыкальной литературы», посвященным содержанию музыкальных произведений, выразительным средствам музыки.

Содержание первого года изучения «Музыкальной литературы» дает возможность закрепить знания, полученные детьми на уроках «Слушания музыки и музыкальная грамота», на новом образовательном уровне. Обращение к знакомым ученикам темам, связанным с содержанием музыкальных произведений, выразительными средствами музыки, основными музыкальными жанрами позволяет ввести новые важные понятия, которые успешно осваиваются при возвращении к ним на новом материале.

  1   2   3   4

  • Тематический план по музыкальной литературе
  • Второй год обучения