Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по учебному предмету «музыкальная литература»




Скачать 390.86 Kb.
страница1/2
Дата01.07.2017
Размер390.86 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Принято Утверждаю: Педагогическим советом и.о.директора «__»_____2010г. МОУ ДОД «Ординская ДШИ» _________Кобелева Т.И. Программа по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА» дополнительной общеобразовательной программы в области искусств «Инструментальное музицирование», «Инструментальное исполнительство», «Инструментальные виды искусства – гитара». Составитель: преподаватель теоретических дисциплин Романова Н.В. с.Орда, 2010 г. Структура программы по предмету «Музыкальная литература» дополнительной общеобразовательной программы в области искусств «Инструментальное исполнительство», «Инструментальное музицирование» 1. Пояснительная записка. 2.Учебно – тематический план. 3.Содержание учебного курса. 4.Методическое обеспечение учебного процесса. 5.Список литературы и средств обучения. Пояснительная записка. Учебный предмет «Музыкальная литература» занимает центральное место в процессе обучения и воспитания музыканта. Программа по учебному предмету ориентирована на: - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Срок освоения программы по предмету «Музыкальная литература» составляет 4 года. Занятия проходят в соответствии с учебным планом в режиме 1 раза в неделю по1 академическому часу. Объем самостоятельной работы обучающихся с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания по предмету составляет 1 час в неделю. Форма проведения учебных занятий по данному предмету – мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Цель учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная) состоит в том, чтобы сформировать основы эстетических взглядов, художественного вкуса, пробудить интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Задачи: - привить знания в области музыкального творчества зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям; - научить учащихся в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов; - сформировать умения определять на слух и исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений; - сформировать навык выполнения теоретического анализа музыкальных произведений с точки зрения стилевых особенностей, формы, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей; - привить знания об основных исторических периодах развития зарубежного и отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств (театральным, литературным, художественным и др.), знания особенностей национальных традиций, профессиональной терминологии; - развить навыки восприятия музыкальных произведений, умений анализировать и понимать, выражать свое отношение, обнаруживать ассоциативные связи и художественные связи с другими видами искусства. Учебно – тематический план. первый год обучения № урока Наименование раздела, темы Вид учебного занятия 1 «Музыка и мы» урок 2,3 Выразительные средства музыки урок 4,5 Программная музыка урок 6-11 Семейства музыкальных инструментов урок 12-15 Симфонический оркестр Виды оркестров Певческие голоса урок 16 Обобщение тем «Музыкальные инструменты», «Певческие голоса» контрольный урок 17-19 Музыкальные жанры урок 20-26 Музыкальные формы урок 27 Контрольный урок по теме «Музыкальные формы» урок 28,29 Музыка в театре и кино урок 30,31 Опера урок 32 Балет урок 33 Обобщение тем «Опера», «Балет» зачет второй год обучения 1,2 Характеристика зарубежной музыкальной культуры до 18 века лекция 3-8 Жизненный путь и творчество И.С. Баха урок 9 Классицизм в музыке лекция 10-13 Биография и творчество Й. Гайдна урок 14-17 Жизненный путь и творчество В.А. Моцарта урок 18-22 Биография и творчество Л.Бетховена урок 23 Романтизм в музыке лекция 24-29 Жизненный путь и творчество Ф. Шуберта урок 30-32 Биография и творчество Ф.Шопена урок 33 Обобщение материала по творчеству композиторов-романтиков (Шуберт, Шопен) зачет третий год обучения 1,2 Музыкальная культура в конце 18 и начале 19 века урок-лекция 3-10 Биография и творчество М.И. Глинки лекция, урок 11 Контрольный урок по творчеству М.И. Глинки урок 12-16 Биография и творчество А.С. Даргомыжского урок 17,18 Беседа о «Могучей кучке» лекция 19-25 Биография и творчество А.П.Бородина урок 26 Контрольный урок по творчеству Бородина урок 27-32 Жизненный путь и творчество М.П. Мусоргского урок 33 Обобщение материала по творчеству М. Мусоргского зачет четвёртый год обучения 1-7 Биография и творчество Н.А.Римского-Корсакова урок 8-14 Жизненный путь и творчество П.И.Чайковского урок 15 Заключение по разделу «Русская музыка» лекция 16,17 Введение. Русская музыкальная культура XX века. лекции 18-22 Биография и творчество С.С.Прокофьева урок 23-26 Краткие биографические сведения и творчество Д.Д.Шостаковича урок 27-29 Биография и творчество Д.Б.Кабалевского урок 30-32 Биография и творчество А.И.Хачатуряна урок 33 Обобщение пройденного материала (решение тестовых заданий) зачет Содержание учебного курса. Первый год обучения Тема №1. Музыка и мы. (1 час). Легенды и мифы о музыке – Орфей, Аполлон, Зевс, Садко. Главная цель музыки. Язык музыки – язык звуков. Музыкальный материал: Н.А.Римский-Корсаков «Садко» (хор «Высота ль…») К.В.Глюк «Орфей и Эвридика» (ария Орфея, пляска и хор фурий) Тема №2. «Выразительные средства музыки» (2 часа) Мелодия (кантилена, речитатив), ритм, лад, гармония, динамика, штрихи, темп, тембр, регистр. Музыкальный материал: М.Глинка «Руслан и Людмила» (речитатив Фарлафа) Ф.Шопен «Этюд №19» Ф.Шопен «Прелюдия №20» П.Чайковский «Баба Яга» Тема №3. Программная музыка (2часа) Понятие программная музыка. Виды программной музыки (обобщенная, конкретная). Живописные полотна, основа программной музыки. Примерный программный материал: картинки природы, произведения литературы. Музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргский «Картинки с выставки» С.Прокофьев «Петя и волк» Тема №4 Семейства музыкальных инструментов (6 часов) Струнные инструменты Возникновение музыкальных инструментов. Состав струнно-смычковой группы. Диапазон звучания струнных инструментов. Предшественница струнной группы. Приёмы игры на струнных инструментах. Музыкальный материал: А.Эшпай «Венгерские напевы» П.Чайковский – Струнный квартет №1 Ре мажор, 2 часть. Деревянные духовые инструменты Основной состав и разновидности этой группы. Способы игры на деревянных духовых инструментах, их тембровая окраска. Музыкальный материал: П.Чайковский «Лебединой озеро» («Танец маленьких лебедей») С.Прокофьев «Петя и Волк» П.Чайковский «Пиковая дама» (Вступление к ариозо Лизы) М.Глинка «Руслан и Людмила» П.Чайковский Симфония №6 Медные духовые инструменты История возникновения инструментов. Основной состав медной группы. Тембры звучания инструментов и способы звукоизвлечения. Музыкальный материал: П.Чайковский симфония №5 II часть П.Чайковский «Щелкунчик» (Вальс цветов) Р.Глиэр «Концерт для валторны с оркестром» К.Сен - Санс «Слон» («Карнавал животных») Ударные инструменты Основной состав это группы инструментов. Мембранные и самозвучащие инструменты. Инструменты, имеющие настройку и не имеющие определённой высоты звука. Музыкальный материал: Л.Бетховен симфония №6 Д.Шостакович симфония №11, №7 (1часть) К.Сен-Санс «Пляска смерти» Клавишные инструменты Орган, клавесин, фортепиано, рояль. Общие черты и различия. Звукоизвлечение на инструментах этой группы. Французские клавесинисты. Музыкальный материал: Ф.Шопен Ноктюрн фа минор И.С.Бах Прелюдия и фуга ми минор И.С.Бах Французская сюита №5 (отрывок) Народные инструменты Создание и предшественник гармоники. Её разновидности. Балалайка. В.Андреев и виртуозы – балалаечники. Домра – любимый инструмент скоморохов. Музыкальный материал: Р.и.п. «Камаринская» И.Лученок «Концертная фантазия» соль минор Украинский народный танец «Гопак» Тема №5. Симфонический оркестр. (1час) Что означает слово «Оркестр». Зарождение симфонического оркестра, его состав. Расположение инструментов в оркестре. Дирижёр. Музыкальный материал: А.Бородин симфония «2 (отрывок) М.Равель «Болеро» А.Лядов «Музыкальная табакерка» Тема №6. Виды оркестров (1 час) Разновидности оркестров, музыка, которую они исполняют. Значение оркестров. Музыка, которую они исполняют. Значение оркестров в наше время. Музыкальный материал: В.Соловьёв-Седой «Марш нахимовцев» Е.Глебов «Праздничная поэма» М.К.Чюрлёнис «В лесу» (фрагмент) симфоническая поэма Т.Хренников Фантазия на темы песен Тема №7. Певческие голоса (2 часа) Разновидности голосов – женские, мужские, детские. Диапазон и тембры голосов. Виды хоров и их певческие голоса. Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Евгений Онегин» (ария Ленского) А.Рубинштейн «Демон» А.Бородин «Князь Игорь» (ария Кончака) Н.А.Римский-Корсаков «Снегурочка» (3-я песня Леля) М.И.Глинка «Руслан и Людмила» (ария Людмилы) Тема №8. Контрольный урок по темам (1час) «Музыкальные инструменты» и «Певческие голоса». Решение тестовых заданий, разгадывание кроссворда. Тема №9. Музыкальные жанры (3 часа) Жанр марша в искусстве. «Три кита» в музыке. Марш и его разновидности. Марш в операх. Роль маршевой музыки в общественной жизни. Основные черты маршей – чёткий ритм, умеренный темп, простота и доступность мелодии. Музыкальный материал: Дж.Верди «Аида» С.Прокофьев «Детская музыка» П.И.Чайковский «Щелкунчик» Ф.Мендельсон «Песня без слов» ми минор Ю.Хайт «Всё выше» Танец в музыке Танец как вид искусства. История его возникновения. Танцевальная музыка, как основа балета. Танцы разных народов. Особенности каждого танца, их характерные черты. Музыкальный материал: (на выбор преподавателя) П.И.Чайковский «Щелкунчик» (трепак, вальс) М.Мусоргский «Сорочинская ярмарка» (гопак) А.Хачатурян «Гаянэ» (лезгинка) Ф.Шопен «Полонез» ля минор Ф.Шопен «Мазурка» до мажор М.Глинка «Иван Сусанин» (краковяк) Б.Сметана «Проданная невеста» (полька) М.Глинка «Арагонская хота» М.Равель «Болеро» Народная песня и композитор Фольклор. Жанр русской народной песни. Календарные песни. Русская народная песня в обработке композиторов, её использование в произведениях. Музыкальный материал (на выбор преподавателя): «Коляда» Р.н.п. «Выйди, выйди, Иванку». Р.н.п. « На море утушка купалася» Р.н.п. «Степь да степь кругом» М.Глинка «Иван Сусанин» А.Бородин «Князь Игорь» А.Даргомыжский «Русалка» Н.Римский-Корсаков «Снегурочка» П.Чайковский симфония №4 (финал) Тема №10. Музыкальные формы (7 часов) Период. Куплетная. 2-х и 3х частные формы. Музыкальная форма. Период. Предложение. Фраза, мотив, каденция. Куплетная форма – основа вокальной музыки. Простейшие музыкальные формы. Сложная 3-х частная форма. Музыкальный материал: В.Соловьёв-Седой «Подмосковные вечера» Р.Шуман «Воспоминания» (Альбом для юношества) П.Чайковский «Шарманщик» П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Ф.Шопен «Вальс №10» до-диез минор Вариации. Рондо. Инструментальные жанры. Зарождение в народном творчестве. Пассакалия. Чакона. Классические вариации. Строение формы рондо. Музыкальный материал: В.Моцарт Соната ля мажор I часть, III часть. М.Глинка «Руслан и Людмила» (Рондо Фарлафа) Сюита. История создания. Основа сюиты и характеристика каждого танца. Их общие черты и различия. Сюиты XIX-XX веков. Музыкальный материал: И.С.Бах «Сюита» до минор Н.Римский-Корсаков «Три чуда» (Сказка о царе Салтане) С.Прокофьев «Золушка» Фуга. Двойные и тройные фуги. Основной принцип строения фуги. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. Прелюдии и фуги композиторов XX века. Музыкальный материал: И.С.Бах ХТК I том. Прелюдия и фуга до минор. Соната. Симфония. История музыкальной формы. Строение сонаты. Разные «Герои» - темы (главная, связующая, побочная, заключительная). Сонатно-симфонический цикл и его строение. Музыкальный материал: Й.Гайдн «Соната» ре мажор Й.Гайдн «Симфония» ми-бемоль мажор Тема №11. Контрольный урок по теме «Музыкальные формы» (1 час) Викторина, решение тестов, разбор музыкальных произведений. Тема №12. Музыка в театре и кино (2 часа) Э.­­Григ «Пер Гюнт» Роль музыки в драматическом театре. Содержание сюиты, её строение, музыкальные образы. Оркестровое мастерство Э.Грига. Музыкальный материал: Э.Григ «Пер Гюнт» Музыка в кино и на телевидении. Кино, как вид искусства, Развитие кинематографа. Тапер - киноиллюстратор. Музыка – элемент кино. Музыкальный материал: Т.Хренников «Колыбельная Светланы» Е.Дога «Мой ласковый и нежный зверь» А.Петров «Берегись автомобиля», «Я шагаю по Москве» И.Дунаевский «Цирк», «Весёлые ребята». Тема №13. Опера (2 часа). Зарождение оперного жанра. Либретто. Партитура. Увертюра. Антракт. Сольные вокальные номера в опере. Опера – «синтетический» вид искусства. Музыкальный материал: М.Глинка «Руслан и Людмила» К.Ф.Глюк «Орфей и Эвридика» Тема №14. Балет (1час) История возникновения балета. Основные компоненты балета. Сольные и ансамблевые танцевальные номера балета. Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Щелкунчик». Тема №15. Контрольный урок (1 час). Музыкальная викторина. Второй год обучения Тема №1. Общая характеристика зарубежной музыкальной культуры от древнего времени до XVII в. (2часа). Музыка древнего времени до XVII в. Археологические находки. Свидетельства существования древней музыки. Зарождение нотного письма. Музыка средневековья. Примерный музыкальный материал: Григорианские хоралы Органум. Раннее многоголосие. Органум Перотина Вальтер фон дер Фогельвейде. Рыцарские песни. Жанекен Пение птиц. Расцвет нотного письма. Понятие стиля эпохи. Стиль барокко в музыке. Представители стиля барокко: И.С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, А.Скарлатти и др. Знакомство с основными темами, жанрами, инструментами, особенностями музыкального языка времени. Тема № 2. И.С.Бах. (6 часов). Жизненный путь И.С.Баха. И.С.Бах – исключительное явление в мировом музыкальном искусстве. Облик, характер, художественная личность, религия. Связь духовного и светского. И.С.Бах – педагог. Творчество И.С.Баха – завершение полифонической эпохи. Наследие. Триумфальное возвращение музыки И.С.Баха В XIX веке. Значение музыки композитора в современности. Примерный музыкальный материал: И.С. Бах – Г.Гуно «Аве Мария» «Страсти по Матфею» (№1, №47) Органное творчество. Патетика, величие, мощь органной музыки Баха. Протестанский хорал. Малый двухчастный цикл. Токката и фуга ре-минор (1709).Понятия: токката, фуга. Примерный музыкальный материал: «Токката и фуга» d moll. Органные хоральные прелюдии Клавирная музыка. Обновлённая техника исполнения. Рождение клавирных концертов, прелюдии и фуги.Темперация. Полифонический и гомофонно-гармонический склад письма в клавирной музыке Баха. Инвенции: строение, эстетические достоинства. Примерный музыкальный материал: Инвенции до-мажор, фа-мажор, фа-минор Французская сюита c moll Хорошо темперированный клавир. ХТК – энциклопедия творчества И.С.Баха, многообразие оттенков певучего звучания. Принципы построения ХТК, образно – философский строй содержания. Примерный музыкальный материал: «Хорошо темперированный клавир» том 1. Тема № 3. Классицизм в музыке. (1 час). Формирование классического стиля. Оптимистический взгляд на мировые исторические процессы, поиск совершенных форм и новых идей, увлечённость народно-бытовым музыкальным искусством. Господство гомофонного стиля. Новые жанры, формы, инструменты. Вена-столица музыкальной Европы второй половины XVIII века. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л.Бетховен). Примерный музыкальный материал: Фрагменты из оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» соло флейты Тема 4. Й. Гайдн (4 часа). Жизнь творчество Й.Гайдна. Один из основоположников Венской классической школы. Связь музыки Гайдна с природой и народным бытом. Внимание к фольклору. Спокойная гармония душевных, творческих и жизненных сил. Роль музыканта в создании классических образцов симфонии, сонаты и квартета. Симфония №103 Ми-бемоль мажор («С тремоло литавр»). Симфонический оркестр Гайдна. Народно – жанровый тип симфонизма. Отсутствие контрастности главных тем. Эмоциональное равновесие медленной части. Классический тип менуэта и финала. Примерный музыкальный материал: Й.Гайдн Симфония №103 Es-dur Фортепианная соната ми-минор. Фортепианное наследие Й.Гайдна. Формирование классической сонаты. Жанровые истоки, народно-танцевальная основа. Камерность стиля сонаты ми-минор. Музыкальный материал: Соната ми-минор. Тема №5. В.А.Моцарт (4 часа). Жизнь и творчество В.А.Моцарта. Светлый гений венской классической школы. Универсальность музыкального дарования. Переосмысление и обогащение всех жанров его времени. Возвышенное и плутовское, трагическое и комедийное в наследии В.Моцарта оптимизм, поэтический реализм творчества. Моцартиана. Примерный музыкальный материал: Фрагменты: «Маленькая ночная серенада»; “Lacrymosa” из Реквиема Опера «Свадьба Фигаро». Оперное наследие. Реформа жанра. Музыкальная драматургия, либретто, жанр и идея, композиция, индивидуальный язык сольных номеров, ансамблей, роль хора и оркестра в опере (1786). Музыкальный материал: Опера «Свадьба Фигаро» Симфония №40 Моцарта Симфония В.Моцарта - вершина симфонизма его времени. Психологизм, драматическое восприятие жанра, симфонический театр Моцарта. Камерность стиля, малый парный состав оркестра, драматический конфликт между частями. Музыкальный материал: Симфония №40 g-moll Соната ля-мажор В.А.Моцарт – пианист (клавессинист). Соната №11 (1999-1778) – необычность трёхчастного цикла, влияние симфонической музыки, комической оперы на язык сонаты. Музыкальный материал: Соната A – dur Тема 6. Л.Бетховен (5часов). Жизнь и творчество композитора. Свобода, целеустремлённость, гражданственность мировоззрения. Богатство духовно-эмоционального мира композитора. Преддверие романтизма. Примерный музыкальный материал: Симфония №9 (4 часть) Симфоническая увертюра «Эгмонт» Героическая трагедия, трагическая героика. Новые тембры в симфонической музыке. Музыкальный материал: Симфоническая увертюра «Эгмонт» Симфония №5 до минор Симфонизм эпохи революции XVIII века. Идеалы гуманизма, свободы, общественного долга. Создание героического симфонизма. №5 (1805-1808). Введение в партитуру новых инструментов. Музыкальный материал: Симфония №5 до минор Сонатное творчество. Завершение классической эпохи в развитии фортепианной сонаты. Пианизм нового времени. «Патетическая соната» (1798) – одна из вершин мировой фортепианной литературы. Театральность. Приёмы фортепианного письма. Музыкальный материал: Соната№8 «Патетическая», до минор Тема №7. Романтизм в музыке. (1час). Границы «Романтической» эпохи, её истоки. Музыкальный романтизм: новая социальная роль музыканта, стремление к недостижимой свободе. Новые темы. Программность многих сочинений. Рождение новых жанров. Обновление и обогащение музыкального языка. Огромный интерес к национальной культуре. Расцвет национальных композиторских школ. Появление новых жанров, музыкальный театр. Примерный музыкальный материал: Р.Вагнер «Полёт валькирий» из оперы «валькирия» Дж. Верди опера «Аида» Марш из 2 действия. Тема №8. Ф.Шуберт. (6 часов). Жизненный путь композитора. Первый композитор – романтик. Органичность черт музыкального классицизма и романтизма в творчестве Шуберта. Глубокое содержание произведений Шуберта, связь с музыкальной жизнью и бытом. Интонационный строй музыки. Шубертиады в прошлом и настоящем. Примерный музыкальный материал: Ф. Шуберт «Аве Мария» «Лесной царь». Вокальное творчество. Песенный жанр в начале XIX века. Песня как главный жанр в творчестве Ф.Шуберта. Сложность и глубина содержания песен Шуберта. Многожанровость вокальных произведений. Примерный музыкальный материал: Романсы: баллада «Лесной царь», «Серенада», «Форель». Вокальные циклы Ф.Шуберта Значение песенных циклов. Влияние песенных «повестей» Ф.Шуберта на дальнейшее развитие камерно-вокальной и фортепианной музыки. Примерный музыкальный материал: Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха»: «В путь», «Мельник и ручей», «Колыбельная ручья» и «Зимний путь». Фортепианное творчество Ф.Шуберта. Песенность – основа фортепианного стиля. Ф.Шуберт – основатель жанра романтической фортепианной миниатюры (музыкальные моменты, экспромты, вальсы). Музыкальный материал: «Музыкальные моменты», «Экспромты», Вальс ми минор. Симфония №8 «Неоконченная» История создания и исполнения, форма, особая роль деревянных духовых, унисонов струнных, оркестровых педалей. Музыкальный материал: Симфония №8 «Неоконченная» h moll. Тема № 9. Ф.Шопен. (3 часа). Жизненный и творческий путь. Основоположник и гений польского музыкального искусства. Композитор и пианист. Романтическое восприятие мира с богатыми традициями и красочностью народной жизни в музыкальном наследии Ф.Шопена. Новаторство в области жанров. Мировое признание выразительных и технических возможностей музыки Ф.Шопена. Вальсы, ноктюрны. Фортепианное творчество Ф.Шопена. Ф.Шопен – поэт фортепиано. Изящество, психологическая глубина, техническое совершенство пианизма. Тяготение к малым формам. Ф.Шопен – автор романтической прелюдии и этюда как самостоятельных, новаторски смелых, художественно завершённых пьес. Импровизированная свобода прелюдий. Соединение глубокого содержания и подлинной виртуозности в этюдах Шопена. Краткая история, содержание, черты музыкального языка малых форм. Примерный музыкальный материал: Прелюдии (№4 e moll, №6 h moll, №7 A dur, № 15 Des dur, №20 c moll) Ноктюрны (Ор.48 №1 c moll, op.55 № 1 f moll) Этюды (Op.10 №3 E dur, №12 c moll). Полонез A dur. Танцевальные миниатюры. История, культура, быт, язык Польши в полонезах и мазурках Шопена. Примерный музыкальный материал: Мазурки Вальсы до-диез минор и ля минор
  1   2

  • Пояснительная записка.
  • Учебно – тематический план.
  • Содержание учебного курса. Первый год обучения
  • Второй год обучения