Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»




страница1/2
Дата08.07.2017
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
  1   2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мировая художественная культура» ФКГОС (средний общий уровень) для 10-11 класса 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные ранее на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории; формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что дает возможность по достоинству оценить ее масштаб и общекультурную значимость. Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основе авторской программы Даниловой Г. И. «Мировая художественная культура» (Программы общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2009год). Классы 5-11 Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений . Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содержит примерный объем знаний за курс 10-11 классов. В данном курсе рассматриваются темы: «Художественная культура Средних веков”, “Художественная культура Ренессанса”. «Художественная культура 17 – 18 в.в.», «Художественная культура 19 века», «Художественная культура 20 века», «Культура Белгородчины Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089. Aвторская программа Даниловой Г. И. «Мировая художественная культура» (Программы общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2009год). Классы 5-11 Утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. В соответствии с решением экспертного совета департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 09.02.2010г. преподавание предмета «Мировая художественная культура » рекомендовано осуществлять на основе перечня учебников, утверждённых Министерством образования РФ и департаментом образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области. Для реализации данной программы используется учебник Даниловой Г. И. «Мировая художественная культура» 10 класс (От истоков до 17 века). 11класс (От 17 века до современности) Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета “Мировая художественная культура” на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в X и XI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Требования к уровню подготовки учащихся. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность. В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен: знать понимать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства. уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Содержание учебного курса 10 класс 1 Художественная культура древнейших цивилизаций Первые художники земли. Архитектура, театр, музыка и танец. Архитектура страны фараонов. Пирамиды, скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные сооружения позднего времени. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Скульптурные памятники Египта. Рельефы и фрески. Гробницы и музыка древнего Египта. Художественная культура Междуречья. Архитектура, изобразительное и музыкальное искусство. Искусство доколумбовой Америки. Искусство ацтеков, культура майя, искусство инков. 2. Художественная культура Античности Эгейское искусство. Архитектура, фрески, вазопись. Золотой век. Акрополь, искусство вазописи. Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. Куросы и коры периода архаики Архитектура императорского Рима. Пантеон, Колизей, Триумфальные арки. Изобразительное искусство Римской империи. Искусство этрусков, римский скульптурный портрет, фрески и мозаики. Театральное и музыкальное искусство античности. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Древней Греции, Древнего Рима 3.Художественная культура средневековья Мир византийской культуры. Архитектура, мозаика, иконопись, музыка Византии. Архитектурный облик Древней Руси. Архитектура Киевской Руси, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского княжества, Московского княжества, деревянное зодчество. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Мозаики и фрески Киевской Софии, Новгородская живопись, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, музыкальная культура Древней Руси. Архитектура западноевропейского средневековья. Романский стиль, Готика, замки феодалов. Изобразительное искусство средних веков. Скульптура романского стиля, готического, искусство витража. Театральное искусство и музыка средних веков. Литургическая драма, средневековый фарс, музыкально-песенное творчество трубадуров и миннезингеров. 4. Средневековая культура Востока Индия – «страна чудес». Зодчество. Живопись, музыка и театральное искусство, танец. Художественная культура Китая. Архитектура, скульптура и живопись. Искусство страны восходящего солнца (Япония). Архитектура, садово-парковое искусство, гравюра, скульптура и театр. Художественная культура ислама. Архитектура, изобразительное искусство, литература и музыка ислама. 5. Художественная культура Возрождения Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения. Брунеллески, Донателло, Боттичелли Живопись Проторенессанса и раннего Возрождения. Мастера Проторенессанса, Джотто, живопись раннего Возрождения «Золотой век» Возрождения. Браманте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Возрождение в Венеции. Тициан, Веронезе. Тинторетто. Северное Возрождение. Ренессанс в архитектуре, живопись нидерландских и немецких мастеров, фантасмагории Босха, Брейгель, Дюрер Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения, итальянская комедия дель арте, театр Шекспира «Глобус» Содержание учебного курса 11 класс Художественная культура 17 – 18 в. в. 12 часов Стилевое многообразие искусства 17-18 в.в. Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства 17-18 веков. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей Архитектура барокко. Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед со бором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф. Б. Рас­трелли в Санкт-Петербурге и его ок­рестностях. «Дивное узорочье» мос­ковского барокко Изобразительное искусство барокко. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П. П. Рубенс — «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Харак­терные особенности живописной манеры. Мифологические и библей­ские сюжеты и образы в произведени­ях Рубенса (по выбору, с обобщением ранее изученного) Классицизм в архитектуре Западной Европы. Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцово­го ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю -- зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. Развитие понятия о регулярных (французских) парках (обобщение ранее изученного). Архитектурные творения К. Рена. Со­бор Святого Павла — главное творе­ние архитектора Шедевры классицизма в архитектуре России. «Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М. Ф. Казаков), Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно — лучшие творения В. И. Баженова (по выбору). Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле, строгость и простота внешнего облика «русского Пантеона» (по выбору). «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зод­чие (по выбору). Архитектурные при­городы Санкт-Петербурга. Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини, Ад­миралтейство А. Д. Захарова, Казан­ский собор А. Н. Воронихина (по выбору) Изобразительное искусство классицизма и рококо. От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений (с обобщением ранее изученного). Творчество Ж. Л. Давида. Мастера «галантного жанра» (роко­ко): А. Ватто, Ф. Буше (по выбору) Реалистическая живопись Голландии. Творчество Рембрандта - пример психологического реализма 17 века в живописи. Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта — вершина реализма. Судьба художника, основ­ные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной мане­ры, богатство и разнообразие тема­тики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы (обоб­щение ранее изученного). Рембрандт — блестящий мастер портретной живо­писи (по выбору) Русский портрет 18 века . У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Рас­трелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козлов­ский (по выбору, с обобщением ра­нее изученного) Музыкальная культура барокко. И. С. Бах. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Создание оперных школ в Италии и их выдающиеся мастера. Высший расцвет свободной поли­фонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. Русская музыка барокко . Композиторы Венской классической школы. Формирование классических принципов симфонизма в произведениях В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Музыка Венской классической школы классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Мо­царта. Судьба композитора и основ­ные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта (по выбору). Л. ван Бетховен: путь от классициз­ма к романтизму, его смелые экспе­рименты и творческие поиски. Раз­нообразие музыкального наследия композитора (по выбору, с обобще­нием ранее изученного) Художественная культура 19 века. Романтизм. Общая характеристика. Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII — начала XIX в. «Путь к свободе через красоту» (эсте­тика романтизма). Национальное свое­образие романтизма в искусстве раз­личных стран (по выбору). Значение ро­мантизма для дальнейшего развития Романтический идеал и его изображение в камерной музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза (по вы­бору). Музыка импрессионизма. Изобразительное искусство романтизма. Революционный пафос в живописи Ф. Гойи и Э. Делакруа. Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, Э. Делакруа, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами ро­мантиков. Реализм – художественный стиль эпохи. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные прин­ципы реалистического искусства). Ре­ализм и романтизм, их связь и отличие. Изобразительное искусство реализма в зарубежной живописи. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье. Русский реализм . Художников-передвижников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова. Мастера реалистиче­ского пейзажа. История и реальность Живописцы счастья. Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. Гога, П. Сезанна, П. Гогена Русская музыкальная культура М. Глинка. Композиторы «Могучей кучки». Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкаль­ной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков (по выбору, с обобщением ра­нее изученного). Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского (с обобщением ранее изученного) Защита рефератов по изученному разделу. Художественная культура 20 века. Искусство символизма. Художественные принципы символизма и его известные мастера Символ и аллегория в искусстве. Сим­вол и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Вру­беля и В. Э. Борисова-Мусатова Триумф модернизма. Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернаци­онального стиля в искусстве. Осо­бенности модерна в различных ви­дах искусства (по выбору) Архитектура от модерна до конструктивизма. Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер (по выбору). Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и разви­тия архитектуры конструктивизма Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. Фовизм, кубизм, сюрреализм. Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали Абстракционизм В. Кандинского. Мастера русского авангарда. Зарубежная музыка 20 века. Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Но­вые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера (по выбору) Русская музыка 20 века. Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина.Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравин­ского (по выбору). Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и Л. Г. Шнитке Зарубежный театр XX в. Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрре­ализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет Русский театр 20 века. К. С. Станиславский и В. И. Немирович- Данченко как основоположники русского театрального искусст­ва. Понятие о «системе Станислав­ского» (обобщение ранее изученного). Театральный авангард В. Э. Мей­ерхольда и А. Я. Таирова (по выбору, с обобщением ранее изученного). Мастера современного отечественно­го театра Становление и расцвет мирового кинематографа. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард 20 века. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители. Культурные традиции родного края. Культура Белгородчины. Формы и средства контроля Тесты Устный опрос Подготовка рефератов, сообщений Итоговое тестирование В качестве текущего контроля знаний учитель осуществляет устный опрос по изученному материалу, учащиеся выполняют тесты, поисковые и творческие задания Тесты охватывают материал одной темы. Рубежный контроль знаний проводится по материалу полугодия или раздела. Так в качестве рубежного контроля знаний проводится зачет по пройденному материалу в первом полугодии, а также тестирование по крупным темам: « Художественная культура древних цивилизаций», «Художественная культура античности», «Художественная культура средневековья». «Художественная культура 17 – 18 в.в.», «Художественная культура 19 века», «Художественная культура 20 века», «Культура Белгородчины» В конце года проводится итоговое тестирование. Тест по теме «Первобытная культура» С каким верованием связана палеолитическая пещерная живопись А) Анимизмом; Б) фетишизмом; В) верой в манию. Какой вид искусства отсутствовал в палеолите А) Скульптура; Б) архитектура; В) живопись. Пещера, находки из которой положили начало изучению первобытного искусства. А) Ляско; Б) Альтамира; В) Нио. Почитание священного животного, от которого произошёл род. А) Фетишизм; Б) тотемизм; В) анимизм. Условные, схематичные, упрощённые изображения людей и животных (петроглифы) появились А) в мезолите; Б) в неолите; В) в бронзовом веке. Сложное сооружение из крупных каменных плит, перекрытых сверху ещё одной плитой. А) Мегалит; Б) дольмен; В) кромлех. Какое мегалитическое архитектурное сооружение могло служить древнейшей обсерваторией А) Дольмен; Б) кромлех; В) менгир. Керамика появилась в А) бронзовом веке; Б) железном веке; В) неолите. «Звериный стиль» характерен для художественного творчества А) скифов; Б) кельтов. Какой вид искусства в палеолите был связан с культом женщины А) Живопись; Б) скульптура. Тест по теме «Культура Древнего Востока» (после изучения культуры Египта и Месопотамии) Египетский бог мудрости, счёта и письма. А) Геб; Б) Тот; В) Шу. Бог, убивший своего брата. А) Осирис; Б) Гор; В) Сет. Облик какого животного имела Сохмет – богиня войны и палящего солнечного жара А) Облик сокола; Б) облик львицы; В) облик коровы. Как изображались голова и ноги человека на египетских рельефах А) В профиль; Б) в три четверти; В) в фас. Первая пирамида в Египте – А) пирамида фараона Хефрена; Б) пирамида фараона Джосера; В) пирамида фараона Хеопса. Главный строительный материал в Месопотамии – А) дерево; Б) камень; В) глина. Зиккурат – А) ступенчатая башня; Б) скульптурное изображение молящегося человека; В) бог воздуха. Правителем какого города был Гильгамеш А) Ура; Б) Урука; В) Вавилона. В каком городе находилась знаменитая библиотека Ашурбанапала А) В Ниневии; Б) в Аккаде; В) в Вавилоне. Где находились парадные ворота богини Иштар А) В Уруке; Б) в Вавилоне; В) в Уре. Тест по теме «Культура Древнего Востока» (после изучения культуры Китая) Египетский бог-крокодил, властвующий над водой – а) Анубис; б) Себек; в) Тот. Чему поклонялись иранцы а) Небу; б) земле; в) огню. Первая столица Египта – а) Мемфис; б) Фивы; в) Ахетатон. Гробница какого фараона дошла до нас неразграбленной А) Рамзеса II; б) Тутанхамона; в) Хеопса. Сохмет- богиня а) неба и веселья; б) плодородия; в) войны и палящего солнечного жара. Какой персидский царь покорил Вавилон А) Дарий; б) Ксеркс; в) Кир. Автор книги «Дороги и добродетели» - а) Лао-цзы; б) Цан Изе; в) Кун-цзы. С какой стороны Великая Китайская стена защищает Китай а) С севера; б) с востока; в) с юга. Зороастризм – религия а) иранцев; б) вавилонян; в) китайцев. Священный огонь в Иране – а) Ормузд; б) Атар; в) Ариман. Шамаш – бог а) вавилонский; б) египетский; в) иранский. Персонаж иранской мифологии, первопредок человечества – а) Анхраманью; б) чортаг; в) Джамшид. Тест по теме «Культура Древнего Востока» (после изучения культуры Индии) Где строили зиккураты А) В Месопотамии; Б) в Китае; В) в Иране. В какой стране дракон почитался как хранитель одной из стихий и одной из сторон света А) В Вавилоне; Б) в Китае; В) в Иране. Какая богиня предлагала себя в жёны Гильгамешу А) Хатхор; Б) Иштар; В) Сохмет. В какой стране вход во дворец украшали фантастические животные шеду (или ламассу) А) В Египте; Б) в Ассирии; В) в Иране. В каком городе находились висячие сады Семирамиды А) В Ниневии; Б) в Вавилоне; В) в Уруке. Бог-творец в индуистской мифологии – А) Вишну; Б) Брахма; В) Шива. Карма – А) закон воздаяния; Б) перерождение; В) полное исчезновение. Земное воплощение Вишну – А) сансара; Б) аватара; В) нирвана. Сколько лет царевич сидел под деревом Бодхи, размышляя о пути спасения А) 5 лет; Б) 7 лет; в) 10 лет. Как переводится слово «Будда» А) «Просвещённый»; Б) «божественный»; В) «просветлённый». Нирвана – это А) цепь перерождений; Б) основной закон бытия; В) полное исчезновение, конец всех перерождений. Тест по теме «Культура Древней Греции» Где находится знаменитый Кносский дворец А) В Афинах; Б) на о. Кипр; В) на о. Крит. Какому божеству посвящён храм Парфенон А) Посейдону; Б) Афине; В) Зевсу. Кто из скульпторов работал в хризоэлефаннтинной технике А) Фидий; Б) Поликлет; В) Мирон. Скульптор, теоретик скульптуры, автор скульптуры «Дорифор» («Копьеносец») и теоретического труда «Канон». А) Пракситель; Б) Лисипп; В) Поликлет. Кто из мифологических героев разгадал загадку Сфинкса А) Эдип; Б) Эгей; В) Тезей. Какой герой добыл золотое руно и увёз Медею из Колхиды А) Персей; Б) Ясон; В) Одиссей. Гнев какого героя «воспел» Гомер в «Илиаде» А) Гектора; Б) Менелая; В) Ахилла. Какая богиня превратила спутников Одиссея в свиней А) Калипсо; Б) Гера; В) Цирцея. Кто препятствовал возвращению Одиссея домой А) Гермес; Б) Посейдон; В) Зевс. «Отец трагедии» - А) Софокл; Б) Эсхил; В) Эврипид. Автор трагедии «Медея» - А) Аристофан; Б) Эсхил; В) Эврипид. «Козлиная песнь» - А) дифирамб; Б) драма; В) трагедия. В какой комедии Аристофана высмеивается философ Сократ А) «Птицы»; Б) Облака»; В) « Мир». Небольшие стихотворные произведения, в которых выражаются чувства и переживания автора. А) Драма; Б) лирика; В) эпос. Культура Древнего Рима В каком веке основан Рим А) В 5 веке до н. э.; Б) в 8 веке до н. э.; В) в 3 веке до н. э.. Римская богиня жертвенного огня и огня домашнего очага. А) Церера; Б) Веста; В) Гестия. Янус – А) бог правосудия; Б) бог торговли; В) бог всех начал и начинаний во времени. Для ранних римских скульптурных портретов характерно А) точное следование физиономическим особенностям лица; Б) психологизм; В) идеализация. Мистерия – это А) техника живописи; Б) литературный жанр; В) тайный религиозный обряд, в котором принимали участие только посвящённые. Кому принадлежат слова; «Греция пленённая пленила своих победителей» А) Историку Титу Ливию; Б) поэту Горацию; В) император Октавиану Августу. Какое достижение архитектуры не является римским А) Ордерная система; Б) арка; В) бетон. Кто является отцом близнецов Ромула и Рема А) Троянский герой Эней; Б) правитель г. Альба-Лонга Нумитор; В) бог Марс. «Храм всех богов» - А) Колизей; Б) Пантеон; В) Триумф. Самый поздний и самый пышный форум в Риме – А) форум Цезаря; Б) Римский форум; В) форум Траяна. Тест по теме «Культура Древней Руси» Когда появились иконы А) Во 2 – 3 вв. до н. э.; б) в 8 в. до н. э.; в) в 5 в. н. э. Что преобладало во внутреннем оформлении Софийского собора в Константинополе А) Мозаики; б) фрески; в) рельефы. Полукруглый выступ в восточной части храма, где находится алтарь – а) конха; б) апсида; в) неф. В какой части храма обычно изображались четыре евангелиста А) На западной стене храма; б) в конхе апсиды; в) на парусах. Богоматерь с благословляющим младенцем Христом на руках – а) Оранта; б) Одигидрия; В) Елеуса. Сколько куполов в Софийском соборе в Новгороде в настоящее время А) Один; б) тринадцать; в) пять. Когда получил распространение одноглавый крестово-купольный храм А) в 10 веке; б) в 15 веке; в) в 12 – 14 вв. Какой библейский сюжет изображали на западной стороне храма А) Предстояние Иоанна Предтечи и Богоматери перед Христом; б) Рождество; в) Страшный суд. Какой цвет в иконописи символизировал нравственную чистоту А) Зелёный; б) белый; в) золотой. Алтарная преграда – а) иконостас; б) деисус; в) иконография. Сколько куполов у Успенского собора Московского Кремля А) 13; б) 25; в) 5. Вертикальный узкий и плоский выступ на гладкой стене древнерусского храма – а) пилястра; б) лопатка; в) закомара. Храм, выстроенный Андреем Боголюбским после смерти сына Изяслава – а) Дмитриевский собор во Владимире; б) Успенский собор во Владимире; в) храм Покрова Богородицы на Нерли. В каком городе храмы начали совмещать со звонницей А) В Новгороде; б) в Пскове; в) во Владимире. Кто из великих князей основал Софийский собор в Киеве А) Владимир; б) Ярослав; в) Всеволод. Первоначальная форма куполов Киевского собора Св. Софии. А) Шлемовидная; б) луковичная; в) параболическая. Что общего у соборов Св. Софии в Киеве и Константинополе А) Многоглавие; б) Использование мозаик во внутреннем оформлении храма; в) пирамидальность. Где находилась Десятинная церковь А) В Пскове; б) в Новгороде; в) в Киеве. Какая икона, по преданию, спасла новгородцев А) Владимирская Богоматерь; б) Знамение; в) Николай Чудотворец. В оформлении какого храма использован аркатурный пояс А) Храм Рождества и Покрова Богородицы в Пскове; б) Новгородский собор Св. Софии; в) Дмитриевский собор во Владимире. В каком музее хранится икона «Владимирская Богоматерь» А) В Третьяковской галерее; б) в Русском музее; в) в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Святой, победивший змея. А) Борис; б) Глеб; в) Георгий. Как называется широкая золотая лента, переброшенная через плечо Иисуса Христа А) Ассист; б) клав; в) мафорий. Где расположен ангел, символизирующий Бога-Отца, на иконе А. Рублёва «Троица» А) Слева; б) справа; в) в центре. Какая икона была написана в «похвалу Сергия Радонежского» - основателя Троицкого монастыря А) «Троица» Рублёва; б) «Богоматерь Одигитрия» Дионисия; в) «Святые Сергий и Вакх». Какого собора нет в Московском Кремле А) Успенского собора; б) Софийского собора; в) Архангельского собора. Какой храм был построен по велению Ивана Грозного в честь взятия Казани А) Церковь Вознесения в Коломенском; б) собор Василия Блаженного; в) Благовещенский собор Московского Кремля. Полукруглое завершение верхней части стены церкви – а) парус; б) конха; в) закомара. Как переводится слово «икона» с греческого языка А) «Молитва»; б) «образ»; в) «благая весть». Живопись водяными красками по сырой штукатурке – а) темпера; б) фреска; в) энкаустика. Тест по теме «Средневековая культура Западной Европы» Римская архитектура оказала влияние на развитие а) готического стиля; б) романского стиля. Основная идея, выраженная в средневековой культуре Западной Европы – а) величие человека; б) греховность человека; в) стремление к познанию. Замок-крепость – тип архитектурного сооружения, характерный для а) раннего средневековья; б) готики; в) романики. Что использовано для оформления внутреннего пространства готического собора А) Мозаика; б) рельефы; в) шпалеры; г) роспись; д) круглая скульптура; е) витраж. «Падающая башня» находится а) в Испании; б) в Италии; в) во Франции. Архитектурное оформление входа в здание – а) донжон; б) портал; в) пинакль. Аркбутан – это а) столб, вынесённый наружу; б) пучок тонких колонн; в) перекидная арка. Своды в готическом соборе а) плоские; б) стрельчатые. В готическом соборе большая часть скульптур находится а) внутри собора, оформляя интерьер; б) на наружной поверхности собора. Настенные ковры – А) нервюры; б) шпалеры; в) миниатюры. Здание городского самоуправления в средние века – А) базилика; б) тимпан; в) ратуша. Тест по теме «Культура Арабского Востока» Мухаммед родился а) в 570 году; б) в 622 году; в) в 630 году. Где зародился ислам А) В Иране; б) в Средней Азии; в) на Аравийском полуострове. «Наместник Бога» - а) эмир; б) халиф; в) султан. Паломничество в Мекку – а) хадиса; б) хадж; в) михраб. Правила поведения, различные запреты, внушённые Мухаммеду Аллахом. А) Суры; б) аяты; в) акбары. Башня для пятикратного созыва на молитву – а) минарет; б) медресе; в) айван. Первая мечеть – А) Аль-Харам; б) Кааба; в) Медина. В каком веке началось движение иконоборчества А) В 9 веке; б) в 7 веке; в) в 10 веке. В каком орнаменте было зашифровано слово Божье А) В геометрическом орнаменте; б) в арабесках; в) в эпиграфическом фризе. Где находится Колонная мечеть А) В Иране; б) в Узбекистане; в) в Испании. Где находится мавзолей Тадж-Махал А) В Индии; б) в Средней Азии; в) в Испании. Кто застроил площадь Регистан в Самарканде А) Бабур; б) Тимур; в) Айбек. Математик, философ, астроном, медик, поэт, автор бессмертных рубаи – А) Низами; б) Фирдоуси; в) Омар Хайям. Лирическое стихотворение, посвящённое любви. А) Касыда; б) газелла; в) рубаи. Автор Хамсе – а) Низами; б) Фирдоуси; в) Рудаки. Средние века 1. В средние века центр образования и культуры : а) церковь; б) школа; в) государство. 2. О каком архитектурном стиле идет речь: “главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре...” а) готический; б) романский; в) барокко.  3. Идеал эпохи Средневековья в: а) телесной красоте; б) телесной и духовной красоте; в) духовной красоте. 4. “Ведущим архитектурным стилем стал городской собор со стельчатыми сводами, устремленными ввысь... с многоцветными витражами”. О каком архитектурном стиле идет речь а) романском; б) барокко; в) готическом. 5. Немецкие рыцарские средневековые поэты-певцы, воспевавшие любовь к даме, служение богу и сюзерену, рыцарские подвиги и крестовые походы: а) менестрели; б) миннезингеры; в) трубадуры. 6. Этот памятник архитектуры - синтез художественного опыта античноcти и воззрений христианства: Он велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров). а) Софийский собор в Полоцке; б) храм Василия Блаженного; в) Софийский собор в Константинополе. 7. Искусство средневековья проникнуто духом: а) символики; б) науки; в) мифологии.  Итальянское Возрождене 1. Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название: а) реформация; б) гуманизм; в) интуитивизм. 2. Отличительные черты Возрождения: а) связь культуры и религии, подчинение человека церкви; б) подражание античности, лишение человека права на развитие своих способностей; в) светский характер культуры, гуманизм, обращение к античности. 3. Из всех искусств Возрождение особенно возвысило: а) изобразительное; б) искусство слова; в) музыкальное. 4. Любимый сюжет живописи Ренессанса: а) исторические события Италии 14-16 вв.; б) Mадонна с младенцем; в) изображение природы Италии. 5. Среди работ этого художника - Поцелуй Иуды, Оплакивание Христа и другие: а) Брунеллески; б) Джотто; в) Боттичелли. 6. Биограф итальянских художников Возрождения Джорджио Вазари следующим образом характеризовал трех величайших мастеров: 1) Он показал путь к главной задаче искусства, каковой является человеческое тело, и, обращая внимание только на нее, оставляя в стороне игру красок... 2) Он всех побеждал своей приветливостью и искусством, но больше всего гением своей натуры... 3) Дарование его было так велико, что при создании любых трудных предметов, к которым обращалась его пытливость, он легко и совершенно находил решения... Он ежедневно делал модели и чертежи... а) Рафаэль; б) Леонардо да Винчи; в) Микеланджело.   7. Соотнеси название работы и автора: 1) Джоконда;                                      а) Микеланджело; 2) Рождение Венеры;                        б) Боттичелли; 3) Давид,                                            в) Леонардо да Винчи. 8. Временные рамки эпохи Возрождения: а) 12-15 века; б) 12-14 века; в) 14-16 века. 9. В чем отличие мастеров эпохи Возрождения от средневековья: а) они хотели остаться безызвестными; б) они придавали оригинальность произведениям и подчеркивали свое авторство; в) они копировали старых мастеров. 10. Высшим достижением искусства Леонардо да Винчи является фреска “Тайная вечеря”, выполненная на всю стену трапезной монастыря в Милане. Однако это произведение дошло до нас в сильно поврежденном виде. Установите причину: а) особенности примененной техники письма фрески (смешение темперы и масла); б) устройство в 18 веке бонапартистами в трапезной конюшни, а затем тюрьмы; в) попадание бомбы в трапезную в период 2-й мировой войны. Определите основную причину плохой сохранности фрески. 11. В творчестве Рафаэля значительное место занимают картины с изображением Мадонны: Мадонна Конестабиле, Мадонна в зелени, Мадонна со щегленком, Сикстинская Мадонна и др. Одно из вышеназванных произведений признано самым глубоким и самым прекрасным воплощением темы материнства в ренессансной живописи. Назовите это произведение. 12. Одной из живописных последних работ Микеланджело была выполненная в 1514 г. огромная фреска Сикстинской капеллы. Какой библейский сюжет был изображен а) Сотворение мира; б) Потоп; в) Тайная вечеря. Выберите правильный ответ. Северное Возрождение 1. Временные рамки Северного Возрождения: а) 14-16 века; б) 12-16 века; в) 15-16 века. 2. Среди работ этого художника: Сеятель, Битва Карнавала и Поста, Охотники на снегу. а) Меланхолия; б) Иоанн; в) Иероним; 3. Соотнеси автора и название: а) Воз сена;                                     1) Альбрехт Дюрер; б) Битва Карнавала и Поста;        2) Иероним Босх; в) Всадник, смерть и дьявол;        3) Питер Брейгель. 4. В творчестве Дюрера ренессансная ясность представлений сочетается: а) с научностью; б) со средневековой фантастикой и суеверием; в) с оптимизмом. 5. Главные персонажи в картинах Питера Брейгеля: а) люди и природа; б) библейские пророки; в) богатые горожане. 6. Гуманизм эпохи Возрождения подготовил: а) крестьянские войны; б) религиозные споры; в) формирование национальных культур. 7. Гравюра - это: а) вид изобразительного искусства, в основе которого лежит использование линии и рисунка; б) вид графики, вырезанный на гладкой поверхности рисунок и его отпечаток; в) стенная роспись по свежей штукатурке. 8. Альбрехт Дюрер выполнил 15 гравюр на тему Апокалипсиса. Известен лист Всадник, смерть и дьявол , символизирующий 4 разрушительные силы. Назовите, какую разрушительную силу символизировал каждый из всадников. 1- ;               2- ;             3- ;            4- . Искусство России 1. В этот период создаются первые образцы древней русской литературы, формируются основные ее жанры и приемы изложения, развертывается широкая строительная деятельность и возводятся великолепные архитектурные сооружения... а) V век; б) VII век; в) первая половина XI века. 2. Событием первостепенной исторической важности, имевшим огромное значение для развития русской государственности и культуры в V веке, было: а) возникновение письменности; б) принятие Русью христианства; в) образование древнерусской народности. 3. На культуру и искусство Руси оказала влияние культура: а) Скандинавии; б) Рима; в) Византии. 4. Стремление к отходу от средневекового аскетизма, рост интереса к внутреннему духовному миру человека, усиление жизнеутверждающего начала проявилось в творчестве: а) Ивана Грозного; б) Андрея Рублева; в) Ярослава Мудрого. 5. Этот памятник архитектуры(1194-1197) с исключительной выразительностью воплотил в камне мысль о могущественной княжеской власти. Его особенности: крестово-купольный храм, богатейшее резное убранство, изображение зверей и чудовищ, растений и ангелов... а) Дмитриевский собор во Владимире; б) Софийский собор в Киеве; в) Успенский собор во Владимире. 6. Самый распространенный прием акцентировки главного персонажа в иконах: а) уменьшение его размера; б) высветление персонажа; в) увеличение его размера. 7. Что является основной композиционной темой ТроицыАндрея Рублева а) круг; б) квадрат; в) треугольник. 8. Становление русского народного театра связывают с деятельностью: а) церкви; б) скоморохов; в) жонглеров Словарный тест 1. Свод положений правил, имеющий догматический характер : в искусстве - совокупность устойчивых твердых правил, определяющих в художественном произведении композицию, колорит, систему пропорций: а)донжон; б) канон; в) кант. 2. Период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии - Х1У-ХУ1 вв, в других странах - конец ХУ-ХУ1вв.) а) Реформация; б) классицизм; в) Ренессанс. 3. Ведущим архитектурным стилем стал городской собор со стрельчатыми сводами, устремленный ввысь, с обширными и небывалыми по высоте интерьерами, прорезанный огромными окнами с многоцветными витражами: а) романский; б) готический; в) барокко. 4. Церковь, имеющая план в виде равноконечного (греческого) креста, с перекрытой куполом центральной частью... а) базилика; б) зикурат; в) крестово-купольный храм. 5. Одно из главных стилевых направлений в мировом искусстве XVI - середины XVII в. Ему свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности. а) барокко; б) реализм; в) классицизм. 6. Сделанная из кусочков цветного стекла декоративная композиция, закрывающая окна, части дверей и т.п.; особенно часто использовался в романтической и готической архитектуре а) вимперг; б) мозаика; в) витраж. 7. Система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на счастье, развитие и проявление его способностей: а) инквизиция; б) гуманизм; в) интуитивизм. 8. Ступенчатая башня в месопотамском храмовом строительстве: а) мастаба; б) капелла; в) зикурат. 9. Кентавр - это: а) языческая богиня, охраняющая человеческий род; б) фантастическое существо, получеловек-полулошадь в греческой мифологии; в) статуя фантастического существа с человеческой головой и телом льва, особенно часто встречается в искусстве Древнего Египта.
  1   2