Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по учебному предмету история хореографического искусства по. 02. Уп. 03. 2(3)-летний срок обучения




страница1/6
Дата24.06.2017
Размер1.19 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6


Муниципальное учреждение дополнительного образования детей

«Атемарская детская школа искусств»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства

«Хореографическое творчество»


Предметная область

ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ


Программа

по учебному предмету

ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

ПО.02.УП.03. 2(3)-летний срок обучения

2013 г.

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

    1. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

- Учебно-тематический план;

- Содержание курса;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

  • Список основной литературы;

  • Список дополнительной литературы;

  • Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен

на:


  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;

  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов

мира;

  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Обучение истории хореографического искусства включает в себя:

знания основ музыкальной грамоты;

знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;

формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;

знания элементов музыкального языка;

знания в области строения классических музыкальных форм;

знания этапов становления и развития искусства балета;

знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.



Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.


    1. Срок реализации учебного предмета

Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 5- летней и 8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество». Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения увеличен на 1 год (6-летняяя или 9-летняя образовательная программа).


    1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:


Таблица 1

Год обучения

1-2 год обучения

3 год обучения

Содержание/классы

7-8 (4-5) классы

9 (6) класс

Максимальная нагрузка (в часах), в том

132

82,5

числе:







Количество часов на аудиторные

66

49,5

занятия







Общее количество часов на аудиторные занятия

115,5

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1,5

Общее количество часов на внеауди-

66

33

торные (самостоятельные) занятия.













мелкогрупповые (4-10 учеников), продолжительность урока - 45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.




    1. Цель и задачи учебного предмета Цель:

художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачи:

  • формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;

  • осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;

  • ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;

  • изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;

  • анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;

  • знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;

  • знания образцов классического наследия балетного репертуара;

  • знание основных этапов становления и развития русского балета;

  • овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;

  • знания средств создания образа в хореографии;

  • систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;

  • знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

  • умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;

  • умение работать с учебным материалом;

  • формирование навыков диалогического мышления;

  • овладение навыками написания докладов, рефератов.




  1. Обоснование структуры программы учебного предмета «История хореографического искусства»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".


  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);

  • диалогический;

  • инструктивно-практический (работа с материалом);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • информационно-обобщающий (доклады, рефераты).

Данные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной

программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.


8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебная аудитория, предназначенная для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащена фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлена наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащена современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:


Таблица 2





Распределение по годам обучения

Класс/ год обучения

7 (4)/

1 год обучения



8 (5)

2 год обучения



9 (6)

3 год обучения



Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

Количество часов на

1

1

1,5

аудиторные занятия (в неделю)










Общее количество часов










на аудиторные занятия

66

49,5

Количество часов на

1

1

1

самостоятельную работу










в неделю










Общее количество часов

33

33

33

на самостоятельную работу по годам










Общее количество часов










на внеаудиторную (самостоятельную работу)

66

33

Максимальное

2

2

2,5

количество часов










занятий в неделю










(аудиторные и самостоятельные)










Общее максимальное










количество часов на весь










период обучения (аудиторные и самостоятельные)

132

82,5

Объем времени на

4

4

2

консультации (по годам)










Общий объем времени










на консультации

8

2







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование тем

Количество часов

Первый год обучения

ЧАСТЬ I: История зарубежной хореографии.




Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века.




1.1

Хореография как вид искусства

2

1.2

Танцевальное искусство стран Востока

2




Контрольный урок по пройденным темам

1

1.3

Танцевальное искусство Древней Греции

2




Итоговое закрепление

1




Контрольный урок (I четверть)

1

1.4

Танцевальное искусство эпохи средневековья

2

1.5

Танцевальное искусство эпохи Возрождения

2

1.6

Танцевальное искусство XVII века

2




Контрольный урок (II четверть)

1

1.7

Танцевальное искусство эпохи Просвещения

1

1.8

Хореографы XVIII века

2




Контроль знаний раздела

1




Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века




2.1

Бальный танец XIX века

2




Систематизация знаний по теме: «Бальный танец XIX века»

1

2.2

Романтические образы в хореографии XIX века

2




Контрольный урок (III четверть)

1

2.3

Появление развлекательных балетов в хореографии XIX века

1

2.4

Танцевальное искусство глазами художников

1




Раздел 3. Танцевальное искусство XX века




3.1

Свободный танец Айседоры Дункан

1

3.2

Стиль модерн в хореографическом искусстве XX века.

1

3.3

Музыкальные стили и хореография XX века

1

3.4

Эстрадный танец

1




Контрольный урок (IV четверть)

1













Итого за первый год обучения

33 часа

Второй год обучения

ЧАСТЬ II: История отечественной хореографии.




Раздел 4. От истоков до XIX века




4.1

Танцевальное искусство Руси

1

4.2

Русская народная танцевальная культура

2




Контрольный урок по пройденным темам

1

4.3

Танцевальное искусство XVII - первой половины XVIII века

1

4.4

Танцевальное искусство второй половины XVIII века

2




Систематизация знаний: работа со словарем

1




Контрольный урок (I четверть)

1

4.5

Крепостной балет

1

4.6

Балетный театр на рубеже XVIII - XIX веков

1




Контроль знаний раздела

1




Раздел 5. Русский балетный театр первой половины XIX века




5.1

Пушкинский бал

1

5.2

Первый русский балетмейстер И.Вальберх

1

5.3

Творчество Шарля Луи Дидло

1




Контрольный урок (II четверть)

1

5.4

Представители русской балетной школы начала XIX века

2

5.5

Романтический балет в России

2




Контроль знаний раздела

1




Раздел 6. Балетный театр второй половины XIX века - возникновение симфонического балета




6.1

Единство оперного и балетного театра.

Творчество М.Глинки



2

6.2

Балет П.Чайковского «Лебединое озеро»

2




Контрольный урок (III четверть)

1

6.2

Балет П.Чайковского «Спящая красавица»

Балет П.Чайковского «Щелкунчик»



2

2





Контрольный урок по пройденным темам

1

6.3

Балетмейстер Мариус Петипа

1




Контрольный урок (IV четверть)

1




Итого за второй год обучения

33 часа

Третий год обучения




Раздел 7. Реформаторы балетной сцены XX века




7.1

Балетный театр XX века

1,5

7.2

Балетмейстер А.Горский

1,5




Контрольный урок по пройденным темам

1,5

7.3

Русские исполнители и техника танца в начале XX века

1,5

7.4

«Русские сезоны». Организация гастролей. С.Дягилев и М.Фокин

1,5




Контрольный урок по пройденным темам

1,5

7.4

Танцовщики «Русских сезонов»

А.Павлова, Т.Карсавина, В.Нижинский



1,5

7.4

Сезон 1909 года

1,5




Контрольный урок (I четверть)

1,5

7.4

Сезон 1910 года

1,5

7.4

Сезон 1911 года

1,5




Контрольный урок по пройденным темам

1,5

7.4

Балетмейстерские работы

В.Нижинского



1,5

7.5

Балетмейстер - новатор К.Голейзовский

1,5

7.6

Педагогическая деятельность А.Вагановой

1,5




Контрольный урок (II четверть)

1,5

7.7

Союз танцевального искусства с литературой

1,5




Раздел 8. Исполнительское мастерство




8.1

Муза русского балета Г.Уланова

1,5

8.2

Драматический балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»

1,5

8.3

Легенда русского балета М.Плисецкая

1,5

8.4

Балет Р.Щедрина «Кармен-сюита»

1,5

8.5

Жизнь и творчество М.Лиепы

1,5

8.6

Творчество В.Васильева и Е.Максимовой

3

8.7

Балет А.Хачатуряна «Спартак»

1,5




Контрольный урок (III четверть)

1,5

8.8

Балет С.Прокофьева «Золушка»

1,5

8.9

Одиссея Рудольфа Нуреева

1,5




Раздел 9. Многообразие танцевальных форм




9.1

Народно-сценический танец как особый жанр хореографии XX века

1,5

9.2

Историко-бытовой и современный бальный танец

1,5




Итоговый контроль знаний (IV четверть)

1,5

9.3

Танцевальное искусство России второй половины XX–начала XX I вв.

3




Итого за третий год обучения

49,5 часов




Всего на предмет

115,5 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЧАСТЬ I.История зарубежной хореографии
Раздел 1.Танцевальное искусство от древности до XIX века

  1   2   3   4   5   6

  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Предметная область
  • ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Программа по учебному предмету ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
  • Содержание учебного предмета
  • Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и методы контроля, система оценок
  • Методическое обеспечение учебного процесса
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение
  • I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Срок реализации учебного предмета
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цель и задачи учебного предмета
  • Обоснование структуры программы учебного предмета «История хореографического искусства»
  • 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  • II. Содержание учебного предмета
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • Первый год обучения ЧАСТЬ I: История зарубежной хореографии.
  • Второй год обучения ЧАСТЬ II: История отечественной хореографии.
  • Третий год обучения Раздел 7.
  • СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЧАСТЬ I.История зарубежной хореографии Раздел 1.