Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по учебному предмету беседы о музыке для обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области




страница1/4
Дата25.06.2017
Размер0.81 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4


Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» www.методкабинет.рф
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 5” г.ЧИТА ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ



ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ
для обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области

музыкального искусства


Составитель:

ТЮКАВКИНА ТАТЬЯНА АЛИКОВНА

преподаватель теоретических дисциплин



ЧИТА 2015
СОДЕРЖАНИЕ



Наименование раздела

страница

1.

1.1.
1.2.

1.3.

1.4.


1.5.

1.6.


1.7.

1.8.


Пояснительная записка………………………………....

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе…………………………………

Срок реализации учебного предмета………………………

Объем учебного времени…………………………………….

Форма проведения учебных аудиторных занятий………..

Цели и задачи учебного предмета…………………………

Структуры программы учебного предмета……………….

Методы обучения ……………………………………………

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета…………………………………………


3
3
3

4

4



4

5

5



6

2.

Учебно–тематический план……………………………

6

3.

3.1.


3.2.

3.3.


Содержание учебного предмета………………………

Первый год обучения………………………………………..

Второй год обучения…………………………………………

Третий год обучения…………………………………………



10

10

16



24

4.3

Требование к уровню подготовки обучающихся……..

35

5.

5.1.


5.2.

Формы и методы контроля……………………………….

Аттестация: цели, виды, форма, содержание……………

Критерии оценки………………………………………….


36

36

37



6.

6.1.


6.2.

Методическое обеспечение учебного процесса………

Методические рекомендации педагогическим работникам

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся………………………………………………


40

40
44



7

Список литературы……………………………………….

45

8

Приложения ……………………………………………….

49

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа по Учебному Предмету «Беседы о музыке» (далее – УП «Беседы о музыке») составлена в соответствии:



  • с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 14.08.2013 г. №1145;

  • с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в Детских школах искусств (далее - ДШИ) по видам искусств (письмо Министерство культуры РФ от 19.11.2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

  • с Рекомендациями по разработке программ учебных предметов дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. (Проект Министерства культуры РФ от 11.01. 2013 г.).

УП «Беседы о музыке» относится к Предметной Области 2 (далее - ПО) «Учебные предметы историко-теоретической подготовки» и рассчитан на детей в возрасте 7-12 лет, принятых в ДШИ на обучение по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства.

Образовательная программа по УП «Беседы о музыке» имеет художественно-эстетическую направленность и занимает важное место в учебно-воспитательном процессе ДШИ.

В тесной связи с другими предметами, такими как, «Основы музыкального исполнительства», «Занимательное сольфеджио», «Хор» эта учебная дисциплина способствует расширению общего кругозора обучающихся, формированию музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки.

УП «Беседы о музыке» ориентирован на музыкальное и интеллектуальное развитие детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, способствующей приобретению навыков музыкально-творческой деятельности.


1.2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации образовательной программы УП “Беседы о музыке” составляет 3 учебных года.


1.3. Объем учебного времени и виды учебной работы

На освоение образовательной программы рекомендуется: максимальная учебная нагрузка -198 часов, из них 99 часов – аудиторные занятия и 99 часов – самостоятельная работа. (Таблица 1.)

Таблица 1.

Индекс

предметной области и учебного предмета



Наименование

предметной области



Наименование

учебного предмета



1

2

3

ПО.02.УП.01.

Учебный предмет

историко-теоретической подготовки

Беседы о музыке

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации




Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8




1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения




1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие




Аудиторные занятия

16

17

16

17

16

17

99

Самостоятельная работа

16

17

16

17

16

17

99

Максимальная учебная нагрузка

32

34

32

34

32

34

198

Вид промежуточной аттестации




контр.урок




контр.урок




зачет






1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая (численностью от 4 до 10 человек в группе). Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность урока 1 академический час (45 минут).
1.5. Цели и задачи учебного предмета

Цели и задачи УП “Беседы о музыке” имеют комплексный характер.



Цели:

  • познание музыки как целостного искусства во всех его гранях и жизненных связях;

  • создание предпосылок для музыкального и личностного развития обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование у обучающихся общего представления о мире музыки;

  • овладение навыками восприятия разностилевой и разножанровой музыки;

  • создание “фонда” собственных музыкальных впечатлений;

  • формирование у обучающихся потребности общения с явлениями музыкального искусства.

Развивающие:

  • развитие эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства;

  • развитие музыкально – литературного лексикона обучающихся;

  • развитие музыкального мышления обучающихся;

  • развитие творческого воображения обучающихся.

Воспитательные:

  • приобщение к ценностям музыкальной культуры, как части общей духовной культуры;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира.


1.6. Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:



  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • тематическое распределение учебного материала;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.


1.7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач УП «Беседы о музыке» используются следующие методы обучения:



Словесный: беседа (рассказ-беседа, беседа-диалог), рассказ, словесные пояснения, объяснение, комментарии;

Наглядный: демонстрация (музыкальных произведений в записи и в “живом ” исполнении, слайдов, компьютерных программ), иллюстрация (нотных текстов, таблиц, репродукций);

Практический: творческие задания, дидактические игры, прослушивание и узнавание музыкальных произведений, художественно-стилистический анализ музыки, упражнения (письменные, устные), работа с учебными и нотными пособиями.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:



  • соответствие целям и задачам обучения и развития;

  • соответствие содержанию темы урока;

  • соответствие реальным учебным возможностям обучающихся: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям группы;

  • соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения;

  • соответствие возможностям самого преподавателя, которые определяются предшествующим опытом, психолого-педагогической и методической подготовленностью.


1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета “Беседы о музыке”

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Учебные аудитории для мелкогрупповых занятий по УП “Беседы о музыке” оснащаются фортепиано, учебной мебелью (столы, стулья, доска, стеллажи, шкафы), техническим оборудованием (персональный компьютер, аппаратура для просмотра и прослушивания музыкальных произведений) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.


2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем образовательной программы «Беседы о музыке» по годам обучения, распределение учебного времени по разделам и темам дисциплины.

Тематический план не исключает перспективную корректировку его со стороны преподавателей и их творческой инициативы в процессе реализации образовательной программы «Беседы о музыке».
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Название темы

Количествочасов


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 1 ЧЕТВЕРТЬ – 8 ЧАСОВ


Раздел 1

Таинственный мир музыки.

8

Тема 1.1.

Музыка в нашей жизни.

1

Тема1.2.

О музыке, музыкантах, музыкальных инструментах (легенды и реальность).

4

Тема 1.3.

Музыка – искусство звуков.

3


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 2 ЧЕТВЕРТЬ – 8 ЧАСОВ


Раздел 2

Содержание музыкальных произведений.

О чем рассказывает музыка?

Как рассказывает музыка?


24






Вводная беседа о богатстве и многогранности содержания музыкальных произведений.

1

Тема 2.1.

Музыка и детство:

Игрушки. Пьесы – игры. Поют герои любимых мультфильмов.

3

Тема 2.2.

Музыкальные портреты.

2

Тема 2.3.

Музыка – воплощение эмоций и чувств.

1

Тема 2.4.

Шутка в музыке.

1


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 3 ЧЕТВЕРТЬ – 10 ЧАСОВ


Тема 2.5.

Музыка и природа.

Музыкальный зоопарк. Природа в разное время года. Природа в разное время суток. Природные явления. Морские пейзажи.

10


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 4 ЧЕТВЕРТЬ – 7 ЧАСОВ


Тема 2.6.

Музыка и сказка.

6




Контрольный урок

1







ИТОГО:

33


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Название темы

Количествочасов


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 1 ЧЕТВЕРТЬ – 8 ЧАСОВ


Раздел 3

Композитор, исполнитель, слушатель.

3

Тема 3.1.

О тайнах композиторского творчества.

1

Тема 3.2.

Искусство музыкальной интерпретации.

Музыканты – импровизаторы, виртуозы.



1

Тема 3.3.

Секреты музыкального восприятия.

1

Раздел 4

Выразительные возможности исполнительских составов.

9

Тема 4.1.

Сольное и ансамблевое исполнение.

3

Тема 4.2.

Большие исполнительские составы:

Хор и его типы.



2


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 2 ЧЕТВЕРТЬ – 8 ЧАСОВ





Оркестр и его разновидности.

4

Раздел 5

Тембры певческих голосов.

2

Раздел 6

Музыкальные инструменты.

12

Тема 6.1.

Виды музыкальных инструментов.

1

Тема 6.2.

Русские народные инструменты.

1


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 3 ЧЕТВЕРТЬ – 10 ЧАСОВ


Тема 6.3.

Инструменты симфонического оркестра.

5

Тема 6.4.

Инструменты духового, эстрадного, джазового оркестров.

2

Тема 6.5.

Клавишные инструменты.

2

Тема 6.6.

Электронные инструменты.

1


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 4 ЧЕТВЕРТЬ – 7 ЧАСОВ


Раздел 7

Народное музыкальное творчество.

6

Тема 6.1.

Музыкальный народный календарь.

Обряды и традиции зимних праздников. Обряды и песни масленичного периода. Обряды и песни весеннее – летнего периода.

4

Тема 6.2.

Обрядовый фольклор жизненного цикла.

2




Контрольный урок

1







ИТОГО

33

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Название темы

Количествочасов


3 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 1 ЧЕТВЕРТЬ – 8 ЧАСОВ


Раздел 8

Музыкальные жанры (первичные) и формы.

13

Тема 8.1.

Жанровое разнообразие музыки.

1

Тема 8.2.

Музыкальные жанры, связанные с движением: марши, танцы.

7


3 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 2 ЧЕТВЕРТЬ – 8 ЧАСОВ


Тема 8.3.

Музыкальные жанры, связанные со словом: народные и профессиональные песни.

4

Тема 8.4.

Жанровые взаимодействия в музыке.

1

Раздел 9

Музыкальные жанры (вторичные) и формы.

7

Тема 9.1.

Жанры вокальной музыки:

вокальная миниатюра.



3





3 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 3 ЧЕТВЕРТЬ – 10 ЧАСОВ





Тема 9.2.

Жанры инструментальной музыки:

инструментальная миниатюра, инструментальные циклы.



4

Раздел 10

Музыка в театре и кино.

10

Тема 10.1.

Музыкально–театральные жанры:

опера, балет, оперетта, мюзикл

6





3 ГОД ОБУЧЕНИЯ, 4 ЧЕТВЕРТЬ – 7 ЧАСОВ





Тема 10.2.

Музыка к драматическому спектаклю.

1

Тема 10.3.

Музыка к кино- и мультфильмам.

3

Раздел 11

Музыкальные образы родного края.

2




Итоговый урок: творческий зачет

1







ИТОГО

33

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Первый год обучения
Раздел 1. Таинственный мир музыки.
Тема 1.1. Музыка в нашей жизни.

Истоки возникновения музыки. Когда и где человек знакомится с музыкой? Символ музыки. Для чего нужна музыка людям? Где звучит музыка? Кого называют музыкантом? Музыка в нашей жизни. Роль музыки в повседневной жизни.


Примерный музыкальный материал:

Струве Г., сл. Исаковой И. “Я хочу услышать музыку”

Крылатов Е., сл. Ю.Энтина “Где музыка берет начало?”

Дубравин Я. “Ты откуда-музыка?”, “Всюду музыка живет”

Гурилев А. “Внутренняя музыка”

Александров А., сл. М. Ивенсена “Простая песенка”


Тема 1.2. О музыке, музыкантах, музыкальных инструментах (легенды и реальность).

Беседа о жанрах сказка, былина, миф. Сказки, сказочные истории, былины и мифы разных народов о музыкантах, музыкальных инструментах, о волшебной силе музыки.

Сказки:

Русская народная сказка “Серебряное блюдечко и наливное яблочко”

Сельма Лагерлёф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” глава “Волшебная дудочка”

Сакариас Топелеус “Кнут – музыкант”

Ганс Христиан Андерсен “Соловей”

Былина “Садко”

Мифы: “Орфей и Эвридика”, “Пан и Сиринг”, “Аполлон и музы”, “Состязание Пана с Аполлоном”
Примерный музыкальный материал:

м/ф “Заколдованный мальчик” (фрагмент) музыка В. Юровского,

Григ Э. “Шествие гномов”, “Танец эльфов”

Римский – Корсаков Н. Песня индийского гостя из оперы “Садко”

Глюк К. Мелодия для флейты из оперы “Орфей и Эвридика”

Тема 1.3. Музыка – искусство звуков.

Беседа о звуках окружающего мира (шумовые звуки, звуки с неопределенной высотой звучания, звуки с определенной высотой звучания - музыкальные). Природа музыкального звука. Признаки музыкального звука: высота, протяженность, сила, тембр. Беседа о музыкальных способностях человека. Что такое музыкальный слух, музыкальная память? Интересные факты из жизни великих музыкантов.


Примерный музыкальный материал:

Чайковский П.“Песня жаворонка” из “Детского альбома”

Майкапар С. “Эхо в горах”

Шуман Р. “Дед-Мороз” из цикла “Альбом для юношества”

Шостакович Д. “Вальс-шутка”

Прокофьев С. Сцена с часами (Балет “Золушка”)

Слонимский С. “Колокола” (“Семь детских пьес для фортепиано”)

Свиридов Г. “Колокольный звон” (“Детский альбом”)

Гаврилин В. “Сон снится”. “Перезвоны”.

Музыкальная сказка “Волшебная семерка” музыка В. Рубашевского, текст И. Кашежевой.


Раздел 2. Содержание музыкальных произведений.

О чем рассказывает музыка? Как рассказывает музыка?

Вводная беседа о богатстве и многогранности содержания музыкальных произведений. Выразительность и изобразительность в музыке. Отражение внутреннего мира человека со всем разнообразием его состояний и чувств, его переживаний и раздумий. Воплощение в музыке сказочных образов, картин природы, различных событий.


Примерный музыкальный материал:

Равель М “Игра воды”

Дебюсси К. “Лунный свет”

Прокофьев С. “Сказки старой бабушки”, 4 пьесы для фортепиано


Тема 2.1. Музыка и детство.

Беседа о детях, их радостях, мечтах и переживаниях. Частое обращение композиторов к миру детства. Создание произведений, тонко раскрывающих психологию ребенка, его желания, настроения, фантазии. Пьесы, песни, написанные специально для детей.


Примерный музыкальный материал:

Игрушки.

Лядов А. “Музыкальная табакерка”

Свиридов Г. “Музыкальная шкатулка” (“Детский альбом”)

Чайковский П. “Марш деревянных солдатиков” “Новая кукла” (“Детский альбом”)

Шостакович Д. “Шарманка” (“Танцы кукол”)

Шостакович Д. “Заводная кукла”

Дебюсси К. “Серенада кукле” (“Детский уголок”)

Майкапар С. “Музыкальная шкатулочка” (“Бирюльки”)

Ребиков В. “Кукла в сарафане”

Пьесы – игры.

Шуман Р. “Игра в жмурки”, “Верхом на палочке” (“Детские сцены”)

Чайковский П. “Игра в лошадки” (“Детский альбом”)

Кабалевский Д.“Игра в мяч”

Прокофьев С. “Пятнашки” (“Детская музыка”)

Хачатурян А. “Скакалка” (“Детский альбом”)



Поют герои любимых мультфильмов

Шаинский В. м/ф. “Крокодил Гена”, “Катерок”, “Антошка”

Савельев Б. м/ф. “Приключения кота Леопольда”

Дунаевский М. м/ф. “Летучий корабль”

Крылатов Е. м/ф. “Умка”, “Зима в Простоквашино”, “Дед Мороз и лето”
Тема 2.2. Музыкальные портреты.

Беседа об особенностях жанра “портрет” в различных видах искусств. Художественные средства создания портретов в изобразительном искусстве, в литературе, в музыке. Сравнение пьес из детских альбомов разных композиторов.


Примерный музыкальный материал:

Шуман Р. “Веселый крестьянин, возвращающийся с работы”, “Смелый наездник” (“Альбом для юношества”)

Римский-Корсаков Н. “Царевич и царевна” (симфоническая сюита “Шехерезада”)

Чайковский П. “Мама” (“Детский альбом”)

Дебюсси К. “Маленький негритёнок”

Прокофьев С. сл. Барто А. “Болтунья”

Кабалевский Д. “Плакса”, “Злюка”, “Резвушка”

Майкапар С. “Маленький командир” (“Бирюльки”)

Слонимский С. “Ябедник” “Марш Бармалея”, “Дюймовочка” (“Детские пьесы для фортепиано”)

Свиридов Г. “Упрямец”, “Попрыгунья” (“Альбом пьес для детей”)


Тема 2.3. Музыка – воплощение эмоций и чувств.

Беседа о чувствах, настроении, переживаниях человека. Способность музыки передать печаль, волнение, тревогу, отчаяние, ликование, радость.


Примерный музыкальный материал:

Пьесы-настроения

Бетховен Л.“Весело-грустно”

Шуман Р. “Первая утрата”, “Порыв”

Гречанинов А. “Жалоба”

Мусоргский М. “Слеза”

Майкапар С. “Тревожная минута”, “Раздумье” (“Бирюльки”)

Мясковский Н. “Весеннее настроение”

Прокофьев С. “ Раскаяние” (“Детская музыка”)

Тобис Б. “Негритенок грустит”

Тобис Б. “Негритенок улыбается”


Тема 2.4. Шутка в музыке.

Беседа о забавных историях из собственной жизни, о том, что такое шутка. Юмористический характер музыки. Приемы создания комических образов: применение известных приемов развития и способов изложения музыкального материала в неожиданной интерпретации (резкие смены в звучании, преувеличение элементов музыкальной речи, подражание, звукоизобразительность, несовместимость жанра и образа, жанра и темпа, жанра и средств выразительности).


Примерный музыкальный материал:

Чайковский П. “Юмореска” соч.10, № 2

Бах И.С. “Шутка” (Оркестровая сюита си минор)

Россини Д. Дуэт “Кошки”

Глинка М. Рондо Фарлафа (опера “Руслан и Людмила”)

Прокофьев С. “Шествие кузнечиков” (“Детская музыка”)

Дебюсси К. “Кукольный кэк –уок”

Орлов В. Юмореска на тему А. Шнитке

Хачатурян А. “Две смешные тётеньки поссорились” (“Детский альбом для фортепиано”)

Тема 2.5. Музыка и природа. Тематические беседы: “Животный мир”, “Растительный мир”, “Времена года”, “Явления природы”. Изобразительные возможности музыки (интонации звукоподражания, характер звуковедения, темп, динамика, регистр и т.д.). Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Стихи, пословицы, поговорки, загадки о природе.
Примерный музыкальный материал:

Музыкальный зоопарк

Сен-Санс К. Королевский марш льва, Курицы и Петух, Антилопы, Черепахи, Слоны, Кенгуру, Аквариум, Персонаж с длинными ушами, Кукушка в глубине леса, Птичник, Лебедь (сюита “Карнавал животных”)

Журбин М. “Косолапый мишка”

Галынин Г. “Медведь”

Шостакович Д. “Медведь”

Рыбицкий Ф.”Кот и мышь”

Кабалевский Д. “Ежик”, “Хромой козлик”, “Танец молодого бегемота” “Зайчик дразнит медвежонка”

Тамберг Э.“Кукуют кукушки”

Дакен Л. К. ”Кукушка”

Красев М. “Кукушка”

Металлиди Ж.“Воробушкам холодно”

Майкапар С. “Мотылек” (“Бирюльки”)

Цагерейшвили В.“Дятел”

Щуровский Ю. “Петух-драчун”

Римский-Корсаков Н. “Полет шмеля” (опера “Сказка о царе Салтане”), “Пляска золотых рыбок” (опера “Садко”)

Бояшов В.“Рыба-кит” (из сюиты к сказке П. Ершова “Конек-Горбунок”)

Шуман Р. “Бабочки”

Природа в разное время года

Чайковский П. “Времена года”

Вивальди А. “Времена года”

Григ Э. “Весной”

Самонов А. “Дыхание осени”

Майкапар С. “Осень” (“Бирюльки”)

Бах И.С. “Весна”

Свиридов Г. “Весна и осень” (из музыкальных иллюстраций к к/ф “Метель”)

Свиридов Г. “Зима” (“Детский альбом”)

Природа в разное время суток

Чайковский П. Опера “Евгений Онегин”: “Рассвет” (2 картина)

Григ Э. “Утро” (сюита из музыки к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»)

Мусоргский М. “Рассвет на Москве-реке” (вступление к опере “Хованщина”)

Григ Э. “Вечер в горах”, “Летний вечер”

Калинников В. Первая симфония, 2-я ч. (фрагмент, до начала средней части)

Прокофьев С. “Ходит месяц над лугами”

Гаврилин В. “Вечерняя музыка” (из симфонии-действа “Перезвоны”)

Прокофьев С. “Вечер”

Шуман Р. “Вечером”



Природные явления

Леденев Р. “Ливень”

Прокофьев С. “Дождь и радуга” (“Детская музыка”)

Свиридов Г. “Дождик” (“Детский альбом”)

Холминов А. “Дождик”

Дебюсси К. “Шаги на снегу”

Дебюсси К. “Снег танцует” (“Детский уголок”)

Кабалевский Д. “Трубач и эхо”

Лассо О. “Эхо”

Морские пейзажи

Римский – Корсаков Н. “Океан-море синее” (опера “Садко”)

Римский – Корсаков Н. “Море и Синдбадов корабль” (сюита “Шехерезада”)

Чюрленис М. симфоническая поэма “Море”


Тема 2.6. Музыка и сказка.

Беседа о волшебстве, чудесах, любимых сказках. Положительные и отрицательные персонажи сказок. Краткие содержания опер, балетов и пересказы сказочных сюжетов. Словесные и музыкальные портреты героев сказок. Сопоставление произведений с одинаковыми или близкими названиями. Сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин.


Примерный музыкальный материал:

Чайковский П. “Баба-Яга” (“Детский альбом”)

Лядов А. “Баба-яга”, “Кикимора”, “Волшебное озеро”

Мусоргский М. “Избушка на курьих ножках”, “Гном” (“Картинки с выставки”), “Ночь на Лысой горе”

Григ Э. “В пещере горного короля” (сюита “Пер Гюнт”), “Кобольд”

Слонимский С. “Марш Бармалея”

Римский-Корсаков Н. сюита “Три чуда” (опера “Сказка о царе Салтане”);

Чайковский П. Вступление к балету “Спящая красавица” (темы Феи Карабос и Феи Сирени), Танец Феи Драже из балета “Щелкунчик”

Шуман Р. “Дед Мороз”

Римский-Корсаков Н. Песня Деда Мороза, вступление к опере “Снегурочка», Вступление и хор цветов из 4-го действия оперы

Глинка М. Сцена похищения Людмилы, марш Черномора (опера “Руслан и Людмила”)

Прокофьев С. Часы, Фея Сирени (балет “Золушка»)

Хачатурян А. “Вечерняя сказка”

Шостакович Д. “Веселая сказка”

Прокофьев С. “Сказочка” (“Детская музыка”)

Гречанинов А. “Маленькая сказка” (“Детский альбом”)


3.2. Второй год обучения
Раздел 3. Композитор, исполнитель, слушатель.

Тема 3.1. О тайнах композиторского творчества.

Беседа о единстве деятельности композитора, исполнителя, слушателя.

Кто и как создает музыку? Всегда ли был композитор? Профессия – композитор. Народное музыкальное творчество. Отличие музыкального фольклора от профессиональной музыки.
Примерный музыкальный материал:

Рубинштейн А. Мелодия

Моцарт В. “Маленькая ночная серенада”

Детские песенки – потешки: “Ладушки”, “Петушок – петушок”, “Идет коза рогатая”, “Тень – тень, потетень” “Жили у бабуси два веселых гуся”


Тема 3.2. Искусство музыкальной интерпретации.

Беседа об индивидуальном подходе к исполняемой музыке. Творческая природа исполнительства. Музыканты – импровизаторы, виртуозы, солисты. (В.Моцарт, Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен, С.Рахманинов). Искусство аранжировки.


Примерный музыкальный материал:

Рахманинов С. “Элегия” в исполнении С. Рахманинова

Паганини Н. “Кампанелла”

Паганини Н. – Лист Ф. “Кампанелла”

Бах И.С. Токката и фуга ре минор (исполнение на органе, аккордеоне, баяне).

Бах И.С. Токката и фуга ре минор (рок – обработка, техно – обработка)

Мусоргский М. – Равель М. “Картинки с выставки”
Тема 3.3. Секреты музыкального восприятия.

Каким бывает слушатель? Детская аудитория. Какую музыку она ждет? Правила поведения в концертном зале.


Примерный музыкальный материал:

Бетховен Л. “К Элизе”

Хачатурян К. “ Погоня”, “Выход синьора Помидора” (балет “Чиполлино”)

Гаврилин В. Сл. Шульгиной А. “ Мама”

Жерар Буржоа, Темистокле Попа, сл. Энтина Ю. “Мама – первое слово” (из к/ф “Мама”).
Раздел 4. Выразительные возможности исполнительских составов.

Тема 4.1. Сольное и ансамблевое исполнение.

Беседа о разделении музыки по средствам исполнения на вокальную и инструментальную. Количественный состав исполнителей.

Сольное исполнение. Вокальные и инструментальные ансамбли.
Примерный музыкальный материал:

Вокальные произведения

Гладков Г. сл. Энтина Ю. Серенада Трубадура “Луч солнца золотого”, Песня бременских музыкантов “Ничего на свете лучше нету” из мультфильма “Бременские музыканты”

Моцарт В. Дуэт Папагено и Папагены (опера “Волшебная флейта”)

Глинка М. Трио “Не томи, родимый ” (опера “Жизнь за царя”)

Старинная казачья песня “Не для меня придёт весна..” в исполнении фолк– театра “Забайкалье”
Инструментальные произведения

Калинников В. “Русское интермеццо”

Альбинони Т. Адажио соль минор (для струнных инструментов и органа) Альбинони Т. Адажио соль минор (для органа и трубы)

Хачатурян А. Концерт для скрипки с оркестром ре минор, 1 часть

Шостакович Д. “Романс” (к/ф “Овод”) в исполнении ансамбля скрипачей

Лавиньяк А. Марш-Галоп для одинокого рояля и 8 рук

Записи в исполнении ансамбля русских народных инструментов “Терем – квартет”.
Тема 4.2 . Большие исполнительские составы: хор и его типы; оркестр и его разновидности.
Беседа о хоровом исполнении (коллективе). Типы хоров (однородные: детский, женский, мужской и смешанный). Академический и народный хор. Хормейстер, регент, концертмейстер.
Беседа об оркестре и его видах: симфонический, духовой (банда), оркестр народных инструментов, эстрадный, джазовый (бэнд), роговый. Оркестровое тутти и сольные эпизоды. Дирижер и его искусство. Партитура. Клавир.
Примерный музыкальный материал:

Вокальные произведения

Струве Г.,  слова Н. Соловьевой “У моей России” в исполнении детского хора

Каччини Д. “Ave Maria” в исполнении хора мальчиков

“Вечерний звон” музыка народная, перевод И. Козлова в исполнении хора мужского Сретенского монастыря

Бородин А. Хор “Улетай на крыльях ветра” (опера “Князь Игорь”)

Русская народная песня “По диким степям Забайкалья”

Ларионов И. “Калинка-малинка”, в исполнении хора им. М.Е. Пятницкого
Инструментальные произведения

Петров А. “Мелодия” (к/ф “Осенний марафон”)

Записи в исполнении:

Российского рогового оркестра под управлением С. Поляничко,

Президентского оркестра Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны Российской Федерации,

Духового “Танцующего” оркестра “Уралбенд” под управлением А.Павлова,

Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы” художественный руководитель и главный дирижер В.Спиваков.
Раздел 5. Тембры певческих голосов.

Беседа о возможностях человеческого голоса. Тембры человеческих голосов (детские, женские, мужские). Отличительные особенности певческого голоса – диапазон, высота, сила, тембр. Классификация: сопрано, меццо–сопрано, контральто, тенор, баритон, бас. Типы голосов – лирический и драматический. Знаменитые певцы.


Примерный музыкальный материал:

Алябьев А. “Соловей”

Россини Д. Ария Розины “Я так безропотна и простодушна” (опера “Севильский цирюльник”)

Римский – Корсаков Н. Песня Леля “Туча со громом сговаривалась” (опера “Снегурочка”)

Чайковский П. Ария Ленского “Что день грядущий мне готовит” (опера “Евгений Онегин”)

Чайковский П. Ария Германа “Что наша жизнь? – Игра!” (опера “Пиковая дама”)

Бизе Ж. Куплеты Тореадора (опера “Кармен”)

Бородин А. Ария хана Кончака (опера “Князь Игорь”)

Херман Дж. Hello, Dolly!

Записи в исполнении:

Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Марии Каллас, Робертино Лоретти, Энрико Карузо, Муслима Магомаева, Дмитрия Хворостовского, Федора Шаляпина, Луи Армстронга.
Раздел 6. Музыкальные инструменты. Что помогает музыке звучать?

Тема 6.1. Виды музыкальных инструментов.

Беседа о первых музыкальных инструментах. Классификация музыкальных инструментов по источнику звука и по способу извлечения звука: струнные (щипковые и смычковые), духовые (медные и деревянные), язычковые, ударные, клавишные (струнные и духовые), электромузыкальные. Изображения музыкальных инструментов на картинах великих мастеров.


Примерный музыкальный материал:

Гендель Г.Ф. Концерт для арфы, 1 часть

“У каждого свой музыкальный инструмент”, эстонская народная песня, пер. М. Ивенсен.
Тема 6.2. Русские народные музыкальные инструменты.

Беседа о наиболее распространённых и характерных русских народных инструментах: балалайке, домре, жалейке, дудочке, гармошке, свистульке, трещотке. Особенности звучания инструментов и приемы игры на них. Андреев В. В. – создатель “Великорусского оркестра”. Современный состав оркестра русских народных инструментов.


Примерный музыкальный материал:

Концертная пьеса для балалайки на тему русской народной песни “Выйду ль я на реченьку” обработка Городовской В.

Будашкин Н. Концерт для домры с оркестром

“Коробейники”, “Камаринская” в исполнении оркестра РНИ


Тема 6.3. Инструменты симфонического оркестра.

Беседа о возникновении симфонического оркестра. Й. Гайдн – создатель классического состава оркестра. Характеристика групп. Тембры и устройство инструментов. История пополнения оркестра различными инструментами.

Скрипичные мастера: Амати, Гварнери и Страдивари. Камерный оркестр.

Ударные инструменты с определенной высотой звука и с неопределенной высотой звука.


Примерный музыкальный материал:

Струнные смычковые

Паганини Н. “Каприс № 24” для скрипки

Шнитке А. “Полька” для альта и струнных

Таривердиев М. “Прелюдия для виолончели”

Сен - Санс К. “Слон”, “Лебедь” (“Карнавал животных”)

Деревянные духовые

Бах И.С. “Сицилиана”

Глюк К. “Мелодия” (опера “Орфей и Эвридика”)

Марчелло А. Концерт для гобоя ре минор, Адажио

“Полька-дедушка” (кларнет)

Телеман Г.Ф. Соната для фагота и бассо континуо фа минор

Свиридов Г. “Пастораль” (музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина “Метель”)

Медные духовые

Чайковский П. “Испанский танец” (балет “Щелкунчик”)

Римский-Корсаков Н. Концерт для тромбона и духового оркестра си бемоль мажор

Моцарт В.А. Концерт для валторны с оркестром № 4 Ми бемоль мажор часть 3 – Рондо

“Частушка” Концертная пьеса для тубы с оркестром
Ударные

Равель М. “Болеро”

Штраус И. Полька “Трик –трак”

Глинка М. “Арагонская хота”

Сен-Санс К. “Ископаемые” (“Карнавал животных”)

Чайковский П. “Танец Феи Драже” (балет “Щелкунчик”)


Важов С., сл. Яснова М. “Песенка об оркестре”

С. Прокофьев. Симфоническая сказка “Петя и волк”;

“Шоу клоуна с оркестром” Дирижер – клоун Мелвин Тикс (Норвегия), Государственный Академический симфонический оркестр России
Тема 6.4. Инструменты духового, эстрадного, джазового оркестров.

Беседа о составах духового и эстрадного, джазового (бэнд) оркестров. История возникновения оркестров. Военные оркестры, сигналы. Оркестровое дефиле. Репертуар.


Примерный музыкальный материал:

Агапкин Б. Марш “Прощание славянки”

Штраус И. “Марш Радецкого”

Шатров И. Вальс “На сопках Маньчжурии”

Дунаевский И. Марш из к/ф “Веселые ребята” в исполнении оркестра под управлением Утесова Л.

Записи оркестров под управлением Д. Эллингтона, Г. Миллера, О.Лундстрема, А. Кролла, А. Цфасмана


Тема 6.5. Клавишные инструменты. Клавесин, орган, фортепиано, рояль.

Беседа об устройстве инструментов, характере тембра. Назначение инструментов. Звуковые диапазоны и выразительные возможности. История создания инструментов. Выдающиеся исполнители.


Примерный музыкальный материал:

Куперен Ф. Маленькие ветряные мельницы

Рамо Ж. Ф. “Курица”, “Тамбурин” (клавесин)

Дакен Л. К. “Кукушка”

Гендель Г.Ф. Концерт для органа с оркестром ре минор

Бах И.С. Токката ре минор для органа

Гаврилин `В. “18 зарисовок для фортепиано в четыре руки”`

Кабалевский Д. Концерт для фортепиано с оркестром № 3



Тема 6.6. Электронные и электромеханические инструменты.

Терменвокс. Синтезатор. Электроорган. Электропианино. Электрогитара. Электроскрипка.

Беседа о характере звучания инструментов, выразительных возможностях электронных и электромеханических инструментах. История возникновения, сфера применения.
Примерный музыкальный материал:

Записи электронной музыки в стилях рок– и академической музыки;

Эдгар Варез “Poème électronique”

Денисов Э. “Пение птиц”

“На колхозной птицеферме” Музыкальная шутка в исполнении ансамбля электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина;

Вангелис (Vangelis) “Альфа” (англ. Alpha), “Pulstar”,

Dream Theater - This is the life (lyrics);

“Victory” в исполнении струнного квартета Bond и Андре Рье

“The Piano” в исполнении Amadeus (the Romanian Electric Quartet)
Раздел 7. Народное музыкальное творчество.

Тема 7.1. Музыкальный народный календарь.

Беседа о традициях, обычаях, обрядах, ритуалах разных народов. Народный календарь – совокупность духовной жизни народа. Соединение в нем праздников земледельческого, православного и современного государственного календаря.

Календарные даты: дни зимнего и летнего солнцестояния (22 декабря и 22 июня), дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября). Периоды народного календаря.

Календарные песни, оформляющие обряды годового круга. Центральная тема: земледельческий труд и явления природы, от которых зависела успешность труда.

Использование народных песен в музыке профессиональных композиторов.
Обряды и традиции зимних праздников.

Зимние праздники в христианской религии: Рождество Христово, Святки, Новый год (по старому стилю), Крещение.

Коляда – древний праздник зимнего солнцеворота Зимние посиделки. Сочельник. Игрища, ряженье, гадания.

Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, таусеньки, щедровки, виноградья, подблюдные.



Примерный музыкальный материал:

Песни “Зазимка–зима”, “Коляда – маледа”, “Как ходила Коляда”, “Со вьюном я хожу”, ”“Сею-вею”, “Авсень”, “Слава”, “Добрый тебе вечер, ласковый хозяин”, “Ой, авсень”, “Уж я золото хороню” и др.

Лядов А.К. “Коляда” “Восемь русских народных песен” для оркестра (использована “Коледа-моледа”)

“Слава”, сб. Н.А. Римского-Корсакова “Сто русских народных песен”


Обряды и песни масленичного периода.

Масленица – праздник проводов зимы. Художественные (музыкальные, танцевальные, изобразительные, театральные) элементы празднования масленицы.


Примерный музыкальный материал:

Песни “Масленая кукошейка”, “Маслена, маслена”, “А мы Масленицу провожали”, “Ах, масленица”, “Середа да пятница”, “Ты прощай” и др.

Римский-Корсаков Н.А. опера “Снегурочка” Пролог, сцена проводов Масленицы

“А мы масленицу дожидаем” сб. Н.А. Римского-Корсакова “Сто русских народных песен” (использована в опере “Снегурочка”)


Обряды и песни весеннее - летнего периода.

Праздник Жаворонки. Обряд встречи весны, отпускания птиц на волю. Весенние заклички – “веснянки”. Семик или “Зеленые святки” или “Русалия”. Связь с культом растений – украшение березки, гадание по венкам. Кумление - славянский обряд побратимства.

Праздник Ивана Купала (древнеязыческий праздник Ярилы-солнца). Многообразные молодёжные обряды и гаданья. Купальские песни.

Весенние и летние хороводы: круговые и некруговые хороводы – игры и хороводы – шествия.


Примерный музыкальный материал:

“Ой, кулики, жаворонушки”, “Весна, весна красная”, “Уж мы сеяли, сеяли ленок”, “А мы просо сеяли”, “Посеяли девки лен”, “Заплетися, плетень”, “Вейся, вейся, капустка”, “Ай, во поле липенька”, “Около сырова дуба”, “Во поле береза”, “Ой, чье ж это поле”, “Со вьюном”, “Ходила младешенька”, “Бояре”, “Где был, Иванушка”


  1   2   3   4