Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» разработана преподавателем Алешиной В. А. на основе программы по предмету «История хореографического искусства»




страница1/6
Дата27.01.2017
Размер0.85 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная модифицированнаая программа по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» разработана преподавателем Алешиной В.А. на основе программы по предмету «История хореографического искусства» И.Н.Макаровой 2003 г., автор.программы О.В.Минеевой «Беседы о хореографическом искусстве» 2008 г. М. Программа рассматривает формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческую деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков; произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии. 2013 предназначена для 7 класса хореографического отделения ДШИ г.Лаишево. Возраст учащихся 14-15 лет. Форма занятий групповая, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность урока 45 минут. Объем всего курса и количество учебных недель – 34 урока-часа

Цель курса:

Задачи курса:

  • дать знания по предмету;

  • погрузить учащихся в атмосферу изучаемой эпохи, ознакомив с художественными стилями, хореографией, музыкой, костюмом, архитектурой;

  • провести параллель между изучаемым теоретическим материалом и практическим на уроках по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому и современному танцам;

  • развить активное самостоятельное мышление учащихся;

  • активизировать познавательный интерес учащихся к искусству в целом;

  • воспитать художественный вкус на примере выдающихся произведений хореографии, музыки и других видов искусств.

Материал выстроен в хронологическом порядке: от древности по XXI век включительно. Весь учебный материал систематизирован по определенным принципам:

  • опора на исторические факты (каждую изучаемую эпоху следует связывать с общей характеристикой исторического периода);

  • тематика прослеживается от западного искусства к отечественному (наряду со специфическими особенностями отмечается общность культур, их взаимовлияние);

  • Темы X X– начало XXI веков предлагается изучать в форме бесед с элементами дискуссии, экскурсий;

  • особенностью программы является принцип разносторонних межпредметных связей, т.е. опора на историю, литературу, мировую художественную культуру, историю искусств, музыкальную литературу, хореографические дисциплины.

Программа состоит из нескольких разделов.

Раздел 1. Танцевальное искусство от древности до XIX века – открывается вводным уроком “Хореография как вид искусства”. Он знакомит учащихся с предметом и основными понятиями курса: хореография, танец, балет, балетмейстер, балетный спектакль и т.д.

Раздел охватывает длительный по времени период, включающий первобытные пляски, зарождение традиций бальной хореографии, возникновение ранних форм профессионального танца и определение балетного искусства как самостоятельного вида театральных представлений.



Раздел 2. Танцевальное искусство XIX века – посвящен изучению одного столетия, ставшего этапным между рождением балета и его кризисом. Предлагается взглянуть с разных ракурсов на сложную и противоречивую эпоху: возникновение коренных изменений в бальной хореографии и музыке, расцвет романтического балета и появление развлекательных спектаклей.

Тема “Танцевальное искусство глазами художников” подчеркивает необычное взаимодействие хореографии и живописи, влияние танца на восприятие, вдохновение, виденье художников разных направлений рубежа XIX-XX веков.



Раздел 3. Танцевальное искусство XX века – отражает перемены, произошедшие в хореографии многих стран; рассказывает о нововведениях, повлиявших на эстетику танцевального искусства.

Центральное место занимает материал о творчестве Айседоры Дункан и развитии танца модерн.Раздел завершается изучением музыкальной и танцевальной культуры середины и второй половины XX века.

Отечественное танцевальное искусство от истоков до XIX века – формирует у учащихся представление о самобытности национальных традиций танца. Отмечает главные составляющие развития русской профессиональной хореографии – влияние западноевропейского балетного искусства и народной танцевальной культуры. Рассматривает влияние крепостного балета на формирование театральных представлений. В разделе также отмечается создание балетных школ Москвы и Петербурга.

В содержании отражена творческая судьба первых балетмейстеров, стоявших у колыбели русского балета. В раздел включены биографические уроки, связанные с жизнью и творчеством И.Вальберха и Ш.Дидло.

Тема “Пушкинский бал” продолжает изучение бальной хореографии. Особое внимание уделяется влиянию музыки и хореографии Западной Европы на салонную культуру России.

Учащиеся знакомятся не только с танцевальным искусством, но и с богатым музыкальным наследием (П.Чайковский, М.Глинка, А.Алябьев, А.Грибоедов, Б.Сметана).

Балетный театр второй половины XIX века – возникновение симфонического балета. Тема связана с периодом расцвета отечественной хореографии, включая сотрудничество хореографов с композиторами-симфонистами. Серии уроков посвящены произведениям М.Глинки и П.Чайковского.

Уделяется внимание творческому сотрудничеству М.Петипа с композиторами А.Глазуновым, ставшим непосредственным продолжателем традиций балетной музыки П.Чайковского.

Реформаторы балетной сцены XХ века – освещает положение балета, выявляют творческие противоречия, возникшие внутри балетного театра. Характеризует работу балетмейстеров-новаторов А.Горского, М.Фокина, В.Нижинского, К.Голейзовского, Р.Захарова, стремящихся к воплощению на балетной сцене эстетических принципов нового столетия (объединения классического и пластического танца, жанровое многообразие, обращение к произведениям литературы, “драмбалет”).

Подробно рассматривается уникальное явление отечественной культуры “Русские сезоны” С.Дягилева, благодаря которым произошел новый расцвет русского балета и его победное шествие по всему миру.

Исполнительское мастерство – своеобразная история русского балета XX века в лицах. Описывается жизнь и творчество блистательных балерин и танцовщиков. Выбор был остановлен на тех, кто внес наиболее значительный вклад в развитие хореографического искусства России XX века. Программой предусмотрено знакомство с творчеством композиторов С.Прокофьева, А.Хачатуряна, Р.Щедрина и подробное рассмотрение балетов “Ромео и Джульетта”, “Золушка”, “Спартак”, “Кармен-сюита”.

При изучении тем рекомендуется:



  • данные музыкальные произведения рассмотреть во взаимосвязи с темами, посвященными исполнительскому мастерству;

  • на примере перечисленных спектаклей показать контрастность тем, сюжетов и образов, а также подходы к их решению;

  • отметить характерные особенности музыкальной культуры XX века.

Беседу о хореографическом искусстве второй половины XX – начале XXIв.в. строить с опорой на журнальные и газетные публикации (“Балет”, “Музыкальная жизнь”, “Культура” и др. издания). В материал третьего года обучения включено большое количество музыкальных примеров, что позволит учащимся познакомиться с произведениями многих известных композиторов: А.Бородина, К.Вебера, К.Дебюсси, И.Стравинского, Р.Шумана, С.Василенко, Н.Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, Б.Асафьева, А.Глазунова, А.Аренского, Ф.Шопена и др.
  1   2   3   4   5   6

  • Цель курса: сформировать у учащихся целостное представление об исторических особенностях развития зарубежной и отечественной хореографии. Задачи курса