Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования




страница1/3
Дата02.07.2017
Размер0.62 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами по музыке для начальной школы и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского, с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, на основе учебной программы «Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы». Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е.Д.Критской, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.



Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования школьников:

- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Общая характеристика учебного курса

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков, современной академической и популярной музыки. Приоритетным является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского, в мир культуры других народов. Что оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.



Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются:

увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.

В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладеть приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предлагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Рабочая программа рассчитана на 131 ч. в год.

В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю). Из которых, в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ 1 класса участвующего в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программа рассчитана на 29 часов классно-урочной деятельности. Остальные 4 часа, музыкальных занятий направлены на снятие статического напряжения младшего школьника.

1 класс – 29 ч. (1 четверть 0,5 часа в неделю, 2 – 4 четверть 1 час в неделю); 2 класс - 34 ч. (1 час в неделю); 3 класс - 34 ч. (1 час в неделю); 4 класс - 34 ч. (1 час в неделю).



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Освоение музыки предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры, эмоционально-эстетический отклик на музыку, формирование интереса и мотивации к дельнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.




Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета «Музыка».

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:

- чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;

- уважительное отношение к культуре других народов;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.



Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке разных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Планируемы результаты:
В результате изучения музыки Выпускник начальной школы научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.


Формирование универсальных учебных действий.

Формирование личностных УУД.

Предмет «Музыка» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание музыки как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.



Виды заданий:

  • высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией;

  • анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия произведения.

Формирование регулятивных УУД.

Система заданий и вопросов по музыке, ориентированная на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направлена на развитие регулятивных УУД.



Виды заданий:

  • выполнять учебные действия в качестве слушателя;

  • выполнять учебные действия в качестве композитора;

  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

  • использовать установленные правила в контроле способа решения.

Формирование познавательных УУД.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.



Виды заданий:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • формулировать учебную задачу;

  • Ориентация в способах решения задачи.

Формирование коммуникативных УУД.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.



Виды заданий:

  • подготовка устных рассказов в паре или группе (о музыкальных героях, о личных впечатлениях, об услышанном);

  • инсценирование и драматизация;

  • рисуем музыку;

  • участие в диалоге.

  • уметь участвовать в хоровом пении (работа в группе).


Содержание учебного курса

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».



Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.



Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух   и трёхчастные, вариации, рондо и др.



Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио   и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.


Тематическое планирование

Тематическое планирование представлено в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».

В программе I класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты».

Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий.




Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

1 класс (29 ч)

Музыка вокруг нас (12 ч)

И муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна.

Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.



Раскрываются следующие содержательнее линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Обобщающий урок 1 четверти.

«Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.



Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Обобщающий урок 2 четверти.

Примерный музыкальный материал

«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.

«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н.Римский-Корсаков.

«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.

Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

«Гусляр Садко». В. Кикта.

«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.

«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В.Татаринова.

«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой;

«Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен;

«Осень», русская народная песня и др.

«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой;

«Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника;

«Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова;

«Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева;

«Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.

«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.

«Пастушья», французская народная песня;

«Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича;

«Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.

«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.

Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.



Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.

Знакомиться с элементами нотной записи.

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.

Музыка и ты (17 ч)

Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины.

Раскрывающие следующие содержательные линии: Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.

Обобщающий урок 3 четверти.

Музыка в цирке. Дом, который звучит Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету…Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.



Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.

Обобщающий урок 4 четверти.

Заключительный урок-концерт.

Примерный музыкальный материал

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.

«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.

«Наигрыш». А. Шнитке.

«Утро». Э. Денисов.

«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.

«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин. «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Вечер». В. Салманов.

«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.

«Менуэт». Л. Моцарт.

«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.

«Баба Яга». Детская народная игра.

«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.

«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.

«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.

«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.

«Волынка». И. С. Бах.

«Колыбельная». М. Кажлаев.

«Колыбельная». Г. Гладков.

«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

Лютневая музыка. Франческо да Милано.

«Кукушка». К. Дакен.

«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.

«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.

«Клоуны». Д. Кабалевский.

«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.

«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.

«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.

«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.

«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.

«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.

«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.

Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмах и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п.

Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.

В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...». В содержании программы II—IV классов была корректировка разделов и часов:


Содержание программы второго года делится на разделы:

1. «Россия – Родина моя» - 4 ч.

2. «О России петь – что стремиться в храм» - 4 ч.

3. «День, полный событий» - 8 ч.

4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.

5. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 6 ч.

6. «В музыкальном театре» -4 ч.

7. «В концертном зале» - 4 ч.




Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

2 класс (34 ч)

Россия – Родина моя (4 ч)

Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, Храм Христа спасителя, Большой театр).

Примерный музыкальный материал

«Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

«Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.

Патриотическая песня. М. Глинка, слова С. Машистого;



«Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.

«Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.

Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).

Воплощать характер и

настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.



Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Исполнять Гимн России.

Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.

Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.



Выполнять творческие задания из рабочей тетради

О России петь – что стремиться в храм - 4 ч.

Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово.

Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.

Обобщающий урок 2 четверти.

Примерный музыкальный материал



«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М.Мусоргский.

Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.

Народные песнопения о Сергии Радонежском.

«Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.

«Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.

Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.



Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.

Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.

Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.

Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.

Исполнять рождественские песни на уроке и дома.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.



Выполнять творческие задания в рабочей тетради.

День, полный событий - 8 ч.

Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы…Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.

Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.

Обобщающий урок 2 четверти.

Примерный музыкальный материал

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.

Пьесы из «Детской музыки». С. Прокофьев.

«Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

«Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского.

«Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса.

«Спят усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой.

«Ай-я, жу-жу», латышская народная песня.

«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных произведений.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.

Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.

Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).

Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.

Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.

Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.

Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).

Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! - 4 ч.

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили, красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.

Раскрываются следующие содержательные линии. Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.

Примерный музыкальный материал

Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».



«Наигрыш». А. Шнитке.

Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».



«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.

«Камаринская». П. Чайковский.

Прибаутки. В. Комраков, слова народные.

Масленичные песенки.

Песенки-заклички, игры, хороводы.


Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.

Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.

Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.

Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.

Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.

Выявлять особенности традиционных праздников народов России.

Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.

Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.

Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.

Интонационно осмысленно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.



Выполнять творческие задания из рабочей тетради.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье - 6 ч.

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И все это – Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?

Раскрываются следующие содержательные линии.

Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыка. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет). Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.



Обобщающий урок 3 четверти.

Примерный музыкальный материал

«Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.

«Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.

«Колыбельная». Б. Флис — В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.

«Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.

«Песня жаворонка». П. Чайковский.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.

«Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский.

«Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.

«Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.

«Сказки гуляют по свету» Е. птичкин, слова М. Пляцковского.

«Это очень интересно; Пони» С.Никитин, слова Ю.Мориц,

«До чего же грустно» из вокального цикла «Пять песен для детей» С. Соснин, слова П. Синявского; «Старый добрый клавесин» Й. Гайдн, русский текст П. Синявского;



«Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.

Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.

Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведения.

Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.

Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Участвовать в подготовке и проведении урока-концерта.

Составлять афишу и программу урока-концерта совместно с одноклассниками.
  1   2   3