Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по музыке для 7 класса




Скачать 188.3 Kb.
Дата30.05.2017
Размер188.3 Kb.
ТипПрограмма
Рабочая программа

по музыке для 7 класса



Пояснительная записка.
Музыкальное обучение и воспитание является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) учреждении 8 вида.

Цель музыкального воспитания и образования - формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач,

стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений

различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-

исполнительской деятельности;

-формировать музыкально-эстетический словарь;

-формировать ориентировку в средствах музыкальной

выразительности;

-совершенствовать певческие навыки;

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух,

музыкальную память и способность реагировать на музыку,

музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

-помочь самовыражению умственно отсталых школьников через

занятия музыкальной деятельностью;

-способствовать преодолению неадекватных форм поведения,

снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

-активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

-корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

-корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

На уроках музыки у учащихся вырабатываются чувство ответственности

за общее дело, понимание роли коллективного труда,

дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.

Это очень важно, так как дети с задержкой в развитии часто бываю

замкнутыми, необщительными, у многих из них мало развиты умения и

навыки коллективной деятельности.

В школе для детей с ограниченными возможностями развития в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном и понятийном материале.

Данная рабочая программа разработана на основе «Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой. В соответствии с данной программой сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Данная рабочая программа рассчитана на учебный год (34 часа).

Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса.

Содержание материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу составляют произведения отечественной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки. Опыт слушания, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала. Неотъемлемой частью каждого урока должно быть слушание музыки, которое способствует расширению музыкального кругозора учащихся и воспитывает у них музыкальный вкус. Дети с задержкой в развитии слушают, понимают и воспринимают музыкальные произведения, более сложные по своему содержанию и эмоциональной окраске, чем те, которые они исполняют. Поэтому слушание музыки имеет большое значение в коррекционно-развивающей работе с этими детьми.

Слушание музыки в записи дает возможность услышать лучших

исполнителей: вокалистов, инструменталистов, различные оркестры. Все это

обогащает учащихся новыми впечатлениями, представлениями, знаниями.

Большое значение при слушании музыки имеет объяснение учителя.

Оно должно вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, желание

услышать музыку еще раз, понять ее, запомнить.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. Учащихся знакомят с отдельными понятиями музыкальной грамоты, которые включены или в раздел

«Пение», или в раздел «Слушание музыки».

Основой музыкального воспитания учащихся является хоровое пение

как наиболее активный способ развития их музыкальных способностей.

Поэтому очень важное значение имеет подбор песенного репертуара, а также

использование методических приемов и средств вокально-хорового обучения

учащихся.

Песни должны быть художественно ценными, разными по характеру

(маршеобразные, напевные), доступными для восприятия и исполнения

учащимися коррекционной школы.

Мелодии песен должны быть простыми, исключающими хроматизм и

гармонические отклонения - модуляции, смену размеров. При ограниченном

словарном запасе детей с ограниченными возможностями здоровья

содержание текста песни должно быть ясным, понятным, а объем слов

незначительным.

В программу включены произведения народного творчества, русских,

советских и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по характеру и

содержанию музыки, требующие различных средств исполнения.

Репертуар песен в каждом классе составлен с учетом возраста и

особенностей речевого развития (косноязычие и другие недостатки речи)

учащихся.

В репертуар каждого класса включены песни напевные, протяжные,

требующие легкого, свободно льющегося звука, и песни маршеобразные,

бодрые, требующие подвижности артикуляционного аппарата.

Музыкальный материал для пения дан на выбор. Учитель выбирает

песни и устанавливает последовательность работы над ними в зависимости

от музыкальной и певческой подготовки учащихся, от уровня их

интеллектуального развития.

При работе с детьми, которым трудно воспроизвести всю песню,

учитель может ограничить их пение отдельными частями песни. Учебный

материал дается в ограниченном количестве и усложняется постепенно.

Характерной особенностью учащихся коррекционных школ является

недостаточно развитый певческий диапазон, что обусловливается более

поздним развитием речи детей. Поэтому песни, отобранные для классной

работы, должны быть удобными в тональном отношении, что часто вызывает

необходимость их транспонирования в такую тональность, которая бы

позволяла петь высокие звуки мелодии.

Певческие навыки, исходя из возрастных особенностей голосового

аппарата и слуха учащихся, даны в разделе программы «Пение» по годам

обучения: дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль. Каждый из

названных навыков входит в содержание певческой работы, постепенно

совершенствуясь, приобретая новые качества, развиваясь на более сложном

репертуаре. Большое значение в развитии музыкального слуха, голоса и в

формировании вокально-хоровых навыков у детей с задержкой в развитии

имеют специальные вокальные упражнения «распевания» на трезвучиях и

главным образом на попевках и легких песнях . Внимание детей с нарушением интеллекта очень не устойчиво. Поэтому, работая над развитием музыкального слуха, чистотой певческой интонации, целесообразно чаще переключать слуховое внимание детей с одной песни на другую, активизируя каждый раз их представления, голосовой аппарат и эмоциональную настроенность. Развитие певческих навыков имеет целью не только техническое совершенствование певческого аппарата учащихся, но прежде всего применение полученных навыков и умений для художественного исполнения песни и ее более глубокого эстетического воздействия на учащихся.

Программа предусматривает пение как в сопровождении музыкального

инструмента, так и без него. Пение без сопровождения (а капелла) особенно

способствует развитию музыкального слуха, повышает внимание к чистоте

интонации.

Наряду с освоением нового материала важнейшей задачей становится повторение и закрепление ранее изученного. В 6 классе ведется работа по формированию легкого, певучего звучания голосов, отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Развитие умения выразительного пения, передавая характер содержания произведения. Учащиеся подробнее знакомятся с творчеством композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ. Формируется представление о составе и звучании симфонического оркестра.

В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Формы учебной деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.

Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, хорового и сольного пения.

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).

Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляет учитель музыки. Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэп-музыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.
Содержание рабочей программы.






Наименование

разделов


Кол-во

часов



Цель


1.

1.1
1.2


1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
1.18
1.19
1.20
1.21
1.22
1.23
1.24
1.24
1.25
1.26
1.27
1.28


«Пение»

«Элементы музыкальной грамоты»
«Все пройдет», муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

«Все пройдет», муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

«Отговорила роща золотая», муз. Г. Понамаренко, сл. С. Есенина.

«С нами друг», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

«Листья желтые», муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса.

«Сторона моя», муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.

«Школьный корабль», муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева.

«Московские окна», муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.

«Огромное небо», муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождествегнского.

«Волшебник-недоучка», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Колокола», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Песенка о хорошем настроении», муз. А. Лепина, сл. В. Коростылева.

«Песня остается с человеком», муз. А. Островского, сл. С. Островского.

«Женька», муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина.

«Звездочка моя ясная», муз. В. Семенова, сл. О. Фокиной.

«Надежда», муз. А Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

«Песня гардемаринов», муз. В. Лебедева, сл. Ю. Рященцева.

«Прощайте скалистые горы», муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина.

«Трус не играет в хоккей», муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенщикова.

«Честно говоря», муз. С. Дьячкова, сл. М. Ножкина.

«Хорошие девчата», муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.

«Березовый сок», муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

«На безымянной высоте», муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

«Первый дождь», муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

«Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.

«Песня старого извозчика», муз. Н. Богословского, сл. Я. Родионова.

«14 минут для старта», муз. О. Фельцмана, сл. В. Вайновича.

«Песня туристов», муз. К. Молчанова, сл. Народные.

Повторение.



31 ч.

1ч.
1ч.


2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Формирование вокально –хоровых навыков и умений учащихся. Закрепление интереса к музыке различного характера.


Закрепление представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов, знакомство с инструментами. Формирование представлений о музыкальных терминах.




2.
2.1

2.2


2.3



«Слушание музыки»
Ф. Шуберт «Серенада», (слушание).

«Санта Лючия», итальянская народная песня, (слушание).Перевод Г. Струве.

А. Хачатурян «Танец с саблями», (слушание).



3ч.
1ч.

1ч.


1ч.

Создание благоприятных условий для восприятия музыки. Снятие эмоционального напряжения. Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Знакомство с жанрами музыкальных произведений: опера, балет, соната, Симфония, концерт, романс и др.

.



Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:


  • Роль музыки в жизни и трудовой деятельности и отдыхе людей.

  • Наиболее известные классические и современные муз. произведения, самостоятельно определять и называть их, указывая автора.

  • Современные музыкальные инструменты и их звучание.

  • Музыкальные термины и жанры музыкальных произведений.



Учащиеся должны уметь:



  • Исполнять вокально-хоровые упражнения..

  • Отвечать на вопросы учителя.

  • Контролировать правильность самостоятельного исполнения в сопровождении фонограммы.


Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:



  • Применять полученные навыки при исполнении музыкальных произведений.


Календарно – тематическое планирование.



Содержание материала.

Часы.

Дата.

Наглядность.


Примечание.



1.

«Все пройдет», муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

1ч.




Записи, книги, картинки, фотографии, иллюстрации.




2.

«Дорога добра», муз.М. Минкова, сл. Ю. Энтина.


1ч.




- « -




3.

«Отговорила роща золотая», муз. Г. Понамаренко, сл. С. Есенина.


2ч.




- « -




4.

«С нами друг», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.


1ч.




- « -




5.

Ф. Шуберт «Серенада», (слушание).


1ч.




- « -




6.

«Листья желтые», муз. Р. Паулса, сл. Я. Петерса.


1ч.




- « -




7.

«Сторона моя», муз. И. Космачева, сл. Л. Дербенева.


1ч.




- « -




8.

«Школьный корабль», муз. Г. Струве, сл. К. Ибряева.


1ч.




- « -




9.

«Московские окна», муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.

1ч.




- « -




10.

«Огромное небо», муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождествегнского.

1ч.




- « -




11.

«Волшебник-недоучка», муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

1ч.




- « -




12.

«Колокола», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

1ч.




- « -




13.

«Песенка о хорошем настроении», муз. А. Лепина, сл. В. Коростылева.

1ч.




- « -




14.

«Песня остается с человеком», муз. А. Островского, сл. С. Островского.


1ч.




- « -




15.

«Санта Лючия», итальянская народная песня, (слушание).Перевод Г. Струве.


1ч.




- « -




16.

«Женька», муз. Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина.

1ч.




- « -




17.

«Звездочка моя ясная», муз. В. Семенова, сл. О. Фокиной.


1ч.




- « -




18.

«Надежда», муз. А Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

2ч.




- « -




19.

«Песня гардемаринов», муз. В. Лебедева, сл. Ю. Рященцева.


1ч.




- « -




20.

«Прощайте скалистые горы», муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина.

1ч.




- « -




21.

«Трус не играет в хоккей», муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенщикова.

1ч.




- « -




22.

«Честно говоря», муз. С. Дьячкова, сл. М. Ножкина.


1ч.




- « -




23.

«Хорошие девчата», муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.

1ч.




- « -




24.

«Березовый сок», муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.


1ч.




- « -




25.

«На безымянной высоте», муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.

1ч.




- « -




26.

«Первый дождь», муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова.

1ч.




- « -




27.

«Темная ночь», муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.

1ч.




- « -




28.

А. Хачатурян «Танец с саблями», (слушание).


1ч.




- « -




29.

«Песня старого извозчика», муз. Н. Богословского, сл. Я. Родионова.

1ч.




- « -




30.

«14 минут для старта», муз. О. Фельцмана, сл. В. Вайновича.


1ч.




- « -




31.

«Песня туристов», муз. К. Молчанова, сл. Народные.

1ч.




- « -




32.

Повторение.


1ч.




- « -





Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. - М.// РАМ им. Гнесеных, 1994.

2. Ю. Васильев. А. Широков «Рассказы о русских народных инструментах».- Просвещение, 1991.

3. Вендрова Н. Воспитание музыкой. - М.// Просвещение. 1991

4. Вершинина В. «Музыка на уроках развития речи в 5 классе» - Просвещение, 1984.

5. Домрина Е.Н. «Беседы о музыке»- М.// Педагогика, 1981

6. Программа специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида 1-4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; 4-е

издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

7. Зарубежные композиторы.(Биографии, викторины, кроссворды)/ О. К.

Разумовская – Айрис-пресс, 2008г.

8. Программы общеобразовательных учреждений 1-8 классы/под рук. Д.

Б. Кабалевского; 4-е издание – М.: Просвещение,2007г.

9. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

10. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

11. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

12. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

13. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

14. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

15. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

16. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

17. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

18. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

19. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

20. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

21. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

22. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

23. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

24. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

25. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

26. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

27. Песенные сборники.

28. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

29. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с



30. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

  • Содержание рабочей программы.
  • «Пение» «Элементы музыкальной грамоты»
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Учащиеся должны уметь
  • Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
  • Календарно – тематическое планирование.
  • Перечень учебно-методического обеспечения.