Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по музыке (базовый уровень) для учащихся 6-9 классов




страница1/3
Дата05.07.2017
Размер0.75 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3


Рабочая программа

по МУЗЫКЕ (базовый уровень)

для учащихся 6-9 классов

6 класс – 35 часов

7 класс – 35 часов

8 класс – 17 часов

9 класс – 18 часов


Составитель:

Тимошенко Е.Н.,

учитель музыки

2013 -2014 уч. год

с. Орловка

Пояснительная записка
Программа по музыке составлена на основе примерной программы по музыке. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии.

Программа по предмету «Музыка» для V-VII, VIII-IX классов образовательных учреждений составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству.

В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: Восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:



  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

  • Воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности общения с искусством;

  • Освоение языка музыки, его выразительных возможностей создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высоко-художественной музыкой.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации, инсценирование песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях, самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности и др.

Содержание данной программы раскрывается в учебных темах. Эти темы, с одной стороны, ориентированы на изучение школьниками общих закономерностей музыкального искусства на разных этапах обучения музыке.

С другой стороны, они имеют обобщенный характер, что позволяет учителю на основе вариативного подхода определять ключевые моменты в формировании музыкальной культуры каждого конкретного класса и соответствии с этим планировать содержание занятий.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Музыкальное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII -17 и IX – 18 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе учебных стандартов школ России, Государственного стандарта основного общего образования. В основу которого положена концепция Д.Б.Кобалевского, Реализуемая на основании учебно-методического комплекса Т.И.Науменко, В.В.Алеева. Музыка 5 - 8 класс. М.: Дрофа, 2007 год.

Темы, предложенные программой,  соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 ч.)

Музыка как вид искусства

Отражение эмоционально-духовного опыта общения человека с миром, творческого осмысления действительности в народной и профессиональной музыке. Воздействие музыки на эмоциональное состояние человека, его взгляды, вкусы, устремления. Музыка в жизни выдающихся людей. Примеры знакомых музыкальных произведений П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига и др. из программы начальной школы. Новые страницы музыкальной биографии: органная музыка И.-С.Баха, Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича, Реквием В.-А. Моцарта; кантаты Г.В. Свиридова, С.С. Прокофьева, духовная музыка Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова (по выбору).



Особенности музыкального искусства в творчестве русских и зарубежных композиторов

Интонационно-временная природа музыкального искусства. Музыкальный образ как художественное переосмысление жизни. Героико-эпические, лирические, драматические, сказочные образы в вокальной и инструментальной музыке отечественных и зарубежных композиторов: прелюдии, вальсы, мазурки, полонезы, баллады, сюита и др. С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, Э. Грига, Ф. Шопена, И. Штрауса; романсы и песни А. Варламова, А. Гурилева, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и др., песни, серенады, баллады Ф. Шуберта.

Приемы развития музыки (музыкальная драматургия): сходство и различие, повтор, контраст, конфликт в произведениях малых и крупных форм. Специфика музыкального языка, роль выразительных средств в создании, исполнении и восприятии музыкального произведения (мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура и др.). Освоение нотной записи как способ проникновения в музыкальную речь. Смысловое значение музыкальных форм (cонатно-симфонический цикл).

Выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Музыкальные стили: исторический, национальный, художественного направления, авторский, исполнительский, жанровый на основе приобщения к произведениям русских и зарубежных композиторов.

Симфоническая музыка: фрагменты из симфоний № 40 В.А. Моцарта, № 3 («Героическая»), № 5 Л. Бетховена, № 4, П.И. Чайковского, № 7 С.С. Прокофьева; программные увертюры («Эгмонт» Л. Бетховена, «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского); концерты (для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и др.); фрагменты из балета («Петрушка» И.Ф. Стравинского); симфоджаз («Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина и др. по выбору).

Исторические события, образ Родины в оперном творчестве М.И. Глинки («Иван Сусанин»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов»), А.П. Бородина («Князь Игорь»), Н.А. Римского-Корсакова («Сказание о невидимом граде Китеже»); Дж. Верди («Аида»); в вокально-инструментальных жанрах (кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева).

Народное музыкальное творчество (не менее 5 ч.).

Фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к человеку, природе, родному краю. Защитники Отечества в русском народном эпосе (былина, сказание и др.). Песня как память народа, хранительница традиций, обычаев, обрядов. Народное музыкальное творчество России в сопоставлении с народным искусством других стран. Основные жанры народной музыки: сфера бытования, практическое назначение, содержание и характер. Музыкальные инструменты разных народов и оркестр русских народных инструментов.



Народные истоки творчества композиторов-классиков.

Музыка в семье искусств (не менее 8 ч.) Литературные образы в музыкальном и изобразительном искусстве: «Снегурочка» – русская народная сказка, сказка А.Н. Островского, опера Н.А. Римского-Корсакова и эскизы декораций В.М. Васнецова; «Руслан и Людмила» – поэма А.С. Пушкина, опера М.И. Глинки и иллюстрации Владимирского; «Ромео и Джульетта» – трагедия У. Шекспира, увертюра-фантазия П.И. Чайковского, балет С.С. Прокофьева.

Значение музыки в литературном и изобразительном творчестве: образ Орфея – миф, античная скульптура, вазопись, опера «Орфей и Эвридика» К.-В. Глюка, мюзикл «Орфей и Эвридика» Журбина; образ Садко – былина, опера Н.А. Римского-Корсакова; музыка П.И. Чайковского, В.-А. Моцарта, Э. Грига в рассказах К. Паустовского («Струна», «Старый повар», «Корзина с еловыми шишками»).

Импрессионизм в музыке и живописи: картины К. Моне, фортепианные прелюдии К. Дебюсси. Единство музыкального и изобразительного искусства в творчестве М. Чюрлёниса.

Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Религиозная тематика как отражение общечеловеческих проблем в церковной и светской культуре (произведения по выбору учителя).

Роль музыки в кино, на телевидении, в рекламе. Кинофильмы «Александр Невский» (музыка С.С. Прокофьева, режиссер С.М. Эйзенштейн), «Звуки музыки» (музыка Р. Роджерса), «Метель» (музыка Г.В. Свиридова). Музыка Д.Д.Шостаковича, А.П. Петрова, Э.С. Артемьева, Е. Доги, Э.Л. Уэббера, Н. Рота в кинолентах XX века.

Опыт музыкально – творческой деятельности включает в себя: развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Личносно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Пение. Хоровое, ансамблевое и сольное пение. Одноголосное и двухголосное исполнение образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождение и без сопровождения. Вокализация основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.
Некоторые темы очень объемны по содержанию, поэтому разбиваю их на несколько часов. Каждая из выше названных тем обладает самостоятельностью и внутренней законченностью; одновременно с этим все темы выступают как звенья единой содержательной концепции. В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке.

Календарно - тематический курс

5-9 кл


Разделы и темы

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Всего

I. Музыка как вид искусства



















1. Основы музыкального искусства (древний союз)

-музыка как вид искусства

Истоки

- Искусства различны темы едины



4













4

2. Музыка и литература

- Слово и музыка

Песня

- Романс


-Хоровая музыка

Опера


-балет

16













16

3. Музыка и изобразительное искусство

- образы живописи в музыке

- Музыкальный портрет

- Пейзаж в музыке

- Сказки и былины

- музыка в произведениях ИЗО



15













15

4.Музыкальная драматургия

- музыкальные стили

- специфика музыкального языка

- симфоническая музыка









14







14

5. Музыкальный образ

-драматические

- лирические

-сказочные









16







16

6. Традиции и новаторство

- Современная музыкальная культура

Вечные темы в искусстве













10
4



14

II. Народное музыкальное творчество




















1. Фольклор, традиции, обряды, жанры







5







5

2. Преобразующая сила музыки

-Сатирические интонации

-воздействие музыки на людей

-лирические интонации






16











16

3. В чем сила музыки?

- музыка о героях войны

-шуточная музыка

- музыка о детях

-народное и композиторское искусство





19










19

3. Музыка в формировании духовной культуры личности



















Что значит современность в музыке?

«Легкая» и «серьезная» музыка

Великие наши «современники»











10

7


4


21


ИТОГО:










105




35


Содержание программы

5 класс

В год -35 часов

В неделю—1 час

I четверть –9 часов

II четверть –7 часов

IIIчетверть –10 часов



IVчетверть –9 часов
Тема года: Музыка и другие виды искусства.

Введение (4ч.)


№ п\п

Тема

Кол-во часов

1.

Древний союз


4

Раздел 1. Музыка и литература (16часов)

№ п\п

Тема

Кол-во часов

1

Слово и музыка

3

2

Песня

3

3

Романс

2

4

Хоровая музыка

2

5

Опера

2

6

Балет

2

7

Музыка звучит в литературе

2

Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (15 часов)

№п\п

Тема

Кол-во часов

9

Образы живописи в музыке.

2

10

Музыкальный портрет.

2

11

Пейзаж в музыке.

3

12

«Музыкальная живопись» сказок и былин.

4

13

Музыка в произведениях изобразительного искусства.

4
  1   2   3

  • Составитель: Тимошенко Е.Н., учитель музыки 2013 -2014 уч. год с. Орловка Пояснительная записка
  • Цель массового музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
  • Место предмета в базисном учебном плане.
  • Музыка как вид искусства
  • Особенности музыкального искусства в творчестве русских и зарубежных композиторов
  • Народное музыкальное творчество
  • Музыка в семье искусств
  • Опыт музыкально – творческой деятельности
  • Календарно - тематический курс 5-9 кл
  • I. Музыка как вид искусства
  • 3. Музыка и изобразительное искусство
  • 4.Музыкальная драматургия
  • 6. Традиции и новаторство
  • II. Народное музыкальное творчество
  • 1. Фольклор, традиции, обряды, жанры
  • 2. Преобразующая сила музыки
  • 3. Музыка в формировании духовной культуры личности
  • ИТОГО: 105
  • Тема года: Музыка и другие виды искусства. Введение (4ч.)
  • Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» (15 часов)