Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по музыке 7 класс. Цели и задачи программы




Скачать 329.53 Kb.
Дата07.07.2017
Размер329.53 Kb.
ТипПрограмма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 КЛАСС.









  1. Цели и задачи программы

Цель - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Основные задачи программы:

формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

развитие творческих способностей  в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.





  1. Общая характеристика предмета

Особенности содержания курса «Музыка» в основной школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта. Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

В основной школе происходит становление и развитие динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.

Изучение предмета строится по принципу концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры, становление собственных творческих инициатив в мире музыки.
В 7 классе на уроках музыки мы вплотную подходим к темам «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». У Д.Б Кабалевского эти темы определены по полугодиям, что дает возможность творчески подходить к каждом занятию, выбирать тему, согласно поставленной цели. В планировании уроки построены от простого к сложному, начиная с определения музыкального образа урока («Музыкальный образ России») к образам огромного внутреннего содержания («Образы войны» и т.д.). Подробно доказывается взаимосвязь содержания и формы в музыке для воплощения художественного замысла.

Темы 2 полугодия разработаны в соответствии с программой по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных школ, лицеев, и гимназий . – Уфа: БИРО, 2006 г. Авторы – составители: Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова.

.


  1. Общие результаты изучения на модель выпускника

Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.



Выпускник получит возможность научиться:

• заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

• воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.


  1. Сведения о примерной программе и авторах

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, в соответствии с концепцией Д.Б.Кабалевского, реализуемой по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева и программой по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных школ, лицеев, и гимназий . – Уфа: БИРО, 2006 г. Авторы – составители: Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова.

5) Сведения об учебно-методическом комплекте

Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:



  1. Учебника: Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Музыка 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва.

  2. Музыкальной фонохрестоматии для учителя и учащихся:

Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс Музыкальная фонохрестоматия на двух кассетах. Москва. Дрофа. 1999.

  1. Хрестоматия для 7 класса. Авторы – составители: Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова.


6) Предпочтительные формы контроля

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • тестирование.

  • контрольная работа




  1. Основное содержание учебного предмета.

Музыкально-исторический стиль

Музыка эпохи Барокко и Рококо.

Венская классическая школа

Романтизм в музыке

Импрессионизм в музыке

Имрессионизм в музыке


Музыкальный материал:

Ж.Ф.Рамо. “Жига в рондо”

(для клавесина и фортепиано)

Ф.Куперен. “Маленькие ветряные мельницы” (клавесин)

И.Гайдн. Симфония №45 (“Прощальная”)

В.А.Моцарт. Симфония №40 (1 часть).

И.Космачев, сл. Л.Дербенева. Сторона моя

А.Скрябин. Прелюдия №5 (фо-но)

Ф.Лист “Венгерская рапсодия №2”

К.Дебюсси.Прелюдия №8 ;“Девушка с волосами цвета льна”; “Послеполуденный отдых Фавна” (фрагменты)

И.Крутой, сл.Е.Меркурьева “Ромео и Джульетта”

М.Ровель.“Болеро”, “Игра воды”


Индивидуальный музыкальный стиль

М.Глинка – основоположник русской национальной классической музыки

Новая русская музыкальная школа (“Могучая кучка”)

Индивидуальный стиль композиторов.

Композиторы Башкортостана

Индивидуальный исполнительский стиль. И. Дильмухаметов, Р.Загретдинов

Индивидуальный исполнительский стиль. Ф.Кудашева.
Музыкальный материал.

М.Глинка. “Камаринская”. Речитатив и ария Сусанина; хор “Славься” из оперы “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”)

Г.Шарин, сл. А.Сафронова”Песня о 28 панфиловцах”

М.Глинка – М.Балакирев “Жаворонок”.

Н.Римский-Корсаков. Восточная фантазия Опера “Садко” Песня Садко “Ой ты темная дубравушка” и “Колыбельная Волховы

А.Бородин. Квартет №2 (3 часть)

М.Мусоргский .Опера “Хованщина”. Вступление. “Рассвет на Москве-реке”и Песня Марфы “Исходила младешенька все луга и болота..”

З.Исмагилов. Симфоническая увертюра на две башкир. народные темы”. Опера “Шаура”. “Салават Юлаев”(фрагменты). З.Исмагилов, сл. К.Даян “Шаймуратов – генерал”

Песни военных лет

И. Дильмухаметов. Р.Загретдинов Башкирские народные мелодии (кубыз, курай)

М.Протасов, Ю.Чичева “Последний звонок

Ф.Кудашева . Б.н.п. “Салимакай”

Ф.Кильдиярова. Б.н.п. “Туман”

Введение. Магическая единственность” музыкального произведениям” Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание.

Музыкальный материал:

И.Брамс. Симфония №3;

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано;

Ю.Шевчук. “Что такое осень?”

И.Брамс. Симфония №3;

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано;

Ю.Шевчук. “Что такое осень?” (пение)

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано;


Каким бывает музыкальное содержание

Музыка, которую необходимо объяснить словами

Образ мечты. “Восточная партитура” Н.Римского - Корсакова

Когда музыка не нуждается в словах

. “Птиц выпускаю из грудей своих...” Музыка в стихах Мустая Карима

Лирические образы в музыке

Драматические образы в музыке.

Эпические образы в музыке

Ноябрьский образ в пьесе П.И. Чайковского
Музыкальный материал:

А.Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. №12;

Ф.Шопен. Прелюдия №20

Н.Римский – Корсаков. Симфоническая сюита “Шехерезада”. 1 часть

А.Вивальди. “Зима”. 1 часть из цикла “Четыре концерта для скрипки с оркестром “Времена года”

С.Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч.32 №12ю.Матюшин, Е. Долматовский. “Лирическая песенка” (хоровое пение)

Ф.Шуберт, стихи И.-В. Гете. “Лесной царь”

Н.Римский – Корсаков. “Оиан – море синее”. Вступление к опере “Садко”;

А.Бородин. “Богатырская симфония”; опера “Князь Игорь”. Ария князя игоря

П.Чайковский. “Ноябрь. На тройке” (из фортепианного цикла “Времена года”)

Т. Каримов, сл. Мустая Карима. Актанык (из спектакля «Похищение девушки»).

Т. Каримов, сл. Мустая Карима. Лунный вечер. Исп. Ф. Кудашева


О чем рассказыает музыкальный жанр

О чем рассказывает музыкальный жанр. “Память жанра”.

Песня. Тане. Марш.

Что такое музыкальная форма.

Столкновение двух образов – основа драматургии “Симфонии №7” Д. Шостаковича
Музыкальный материал:

П.Чайковский. Симфония №4;

М.Глинка. романс “Я помню чудное мгновенье...”

И.Штраус. Вальс “Голубой Дунай”;

Ф.Шопен. Мазурка фа-минор;

В.Берковский, С.Никитин, А.Величанский. “Под музыку Вивальди... “

Русская народная песня. “Во поле береза стояла...”;

П.Чайковский. Вальс из оперы “Евгений Онегин”;

Ф.Шопен. Вальс си минор, соч. 69 №2;

И.Штраус. Вальс. Полька. “Жизнь – это танец”.

“Песенка о снежинке” сл. Л.Дербенева, муз. Е.Крылатова

П.Чайковский. Марш и балета “Щелкунчик”;

Ж.Бизе. “Марш Тореадора” (из оперы “Кармен”

В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы “Свадьба Фигаро”;

Ф.Шуберт. “Серенада”

Д.Шостакович. “Симфония №7”


Музыкальная копозиция и драматургия
Музыкальная композиция

Музыкальная драматургия.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.
Музыкальный материал:

Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 №7;

А.Бородин. “Спящая кныжна”

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

С.Соснин, Я.Серпин. “Родина” (хоровое пение)

М.Глинка. «Мазурка». (фрагмент из оперы Жизнь за царя»)

С.Соснин, Я.Серпин. “Родина” (хоровое пение)

Повторение и обобщение .

Заключительный урок – концерт




  1. Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения программы:

  1. Личностные

в ценностно-ориентационной сфере:
—     формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
—     принятие мультикультурной картины современного мира;
—     становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, Башкортостана; осознание своей этнической принадлежности, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


в трудовой сфере:
—     формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
—     готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
—     умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

2) Метапредметные результаты изучения музыки в 7 классе:
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;

- умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;


• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.

3) В области предметных результатов:


• в познавательной сфере
—     представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
—     наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, музыкального произведения;
—     различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;
—     различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
—     описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
—     классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
—     структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;

- Освоить понятия музыкального стиля во всех его видах и проявлениях (исторический, национальный, индивидуальный композитора – мастера, исполнительский);

- Изучить художественные стили, направления в их связях с эпохой, социальным строем и господствующим мировоззрением в обществе;

- Выявить отличительные особенности музыкального стиля композиторов разных направлений;

- Освоить художественное наследие выдающихся представителей искусства барокко, рококо, классицизма, романтизма, импрессионизма;

- Формировать умение определять на слух принадлежность музыкальных произведений к стилю венских классиков, романтиков, импрессионистов (в контрастных сопоставлениях);

- Формирование умения оценивать качество и своеобразие исполнения музыки, определять на слух особенности индивидуального стиля выдающихся певцов и инструменталистов;
в ценностно-ориентационной сфере:
—     представлять систему общечеловеческих ценностей;
—     осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и место в ней отечественного музыкального искусства;
—     уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях;
• в коммуникативной сфере:
—     использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
• в эстетической сфере:
—     развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
—     воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
—     стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
—     проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры, расширять свой эстетический кругозор;
—     понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
—     определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
—     реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;

в трудовой сфере:


—     применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;


  1. Оценка достижений планируемых результатов, средства контроля

Формы контроля:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • тестирование.

  • контрольная работа;

  • слушание

Текущий контроль осуществляется в форме опроса, определения прослушанного музыкального произведения

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования.

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею, любовь к ней;

- умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;

-умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

- каков уровень исполнительской культуры
Вопросы итогового контроля

Итоговый тест

7 класс

Вариант №1


  1. Кто из перечисленных композиторов не является Венским классиком:
    А) Л. Бетховен,
    Б) И.С. Бах,
    В) В.А. Моцарт,
    Г) И. Гайдн.

2. И. С. Бах является:

А) романтиком,

Б) философом,

В) лириком,

Г) борцом.

3. Основная тема творчества Н. А. Римского-Корсакова:

А) сказка,

Б) борьба,

В) сатира,

Г) Родина.
4. Сколько балетов написано П. И. Чайковским:

А) 5,


Б) 7,

В) 3,


Г) 10.

  1. Слово «увертюра» обозначает:
    А) название инструмента,
    Б) оркестровое вступление,
    В) пьесу для постановки на сцене,
    Г) определение темпа.

  2. Какой инструмент называют «царицей оркестра»?

А) флейту,

Б) скрипку,

В) виолончель,

Г) арфу.



  1. К зарубежным композиторам относится:
    А) С.В. Рахманинов,
    Б) А.П. Бородин,
    В) Д.С. Шостакович,
    Г) Э.Григ.

  2. Какое произведение не принадлежит Л.Бетховену:
    А) «Эгмонт»,
    Б) «Лунная соната»,
    В) «К Элизе»,
    Г) «Спящая красавица».

  3. «Рефрен» звучит в:
    А) одночастной форме,
    Б) рондо,
    В) двухчастной ,
    Г) в куплетной.

  4. К числу русских композиторов относится:
    А) М. Равель,
    Б) Л. Бетховен,
    В) Р. Вагнер,
    Г) И. Стравинский.

  5. Оркестр народных инструментов создал:
    А) П.И. Чайковский,
    Б) М.И. Глинка,
    В) В.В. Андреев,
    Г) Н.А. Римский-Корсаков.

  6. Какого номера нет в опере:
    А) арии,
    Б) ансамбля,
    В) дуэта,
    Г) па-де-де.

  7. Какой танец не является народным:
    А) лезгинка,
    Б) чарльстон,
    В) полонез,
    Г) полька.

  8. Название последней части симфонии:
    А) финал,
    Б) адажио,
    В) скерцо,
    Г) аллегро.

  9. Высокий мужской голос называется:
    А) бас,
    Б) баритон,
    В) тенор,
    Г) сопрано.


Вариант №2

1.Кто является основоположником классической русской музыки:

А) П.И. Чайковский,

Б) С. В. Рахманинов,

В) С. С.Прокофьев,

Г) М. И. Глинка.

2. Кого можно назвать «королём вальса»:

А) Л. Бетховена,

Б) Ф.Шопена,

В) В.А.Моцарта,

Г) И. С. Баха.

3. Основная тема творчества Л. Бетховена:

А) сказка,

Б) борьба,

В) сатира,

Г) Родина.

4.Сколько инструментов входит в состав симфонического оркестра:
А) 20,
Б) 1000,
В) 100,
Г) 5.

5. Либретто -это:
А) название инструмента,
Б) оркестровое вступление,
В) пьеса для постановки на сцене,
Г) жанр музыки.

6.Самый крупный инструмент струнной группы:

А) скрипка,

Б) виолончель,

В) контрабас,

Г) альт

7.Кто не является русским композитором:

А) С.В. Рахманинов,


Б) А.П. Бородин,
В) Д.С. Шостакович,

Г) Э.Григ.



8. Какое произведение не принадлежит П.И. Чайковскому:
А) «Эгмонт»,
Б) «Щелкунчик»,
В) «Пиковая дама»,
Г) «Спящая красавица».

9.Слово «полифония» обозначает:
А) силу звука,
Б) темп,
В) многоголосие,
Г) несколько звуков, взятых одновременно.

10.Жанр музыки, не связанный с литературой:
А) опера,
Б) этюд,
В) балет,
Г) романс.

11.Кто из композиторов не входил в «Могучую кучку»:
А) М.П. Мусоргский,
Б) А.П. Бородин,
В) Н.А. Римский-Корсаков,
Г) П.И. Чайковский.

12.Какая опера написана Глинкой:
А) «Евгений Онегин»,
Б) «Борис Годунов»,
В) «Иван Сусанин»,
Г) «Севильский цирюльник».

13.Какое слово обозначает длительность ноты:
А) акцент,
Б) четвертная,
В) регистр,
Г) динамика.

14.«Программная музыка» - это:
А) музыка, у которой есть название,
Б) танцевальная музыка,
В) музыка для кинофильмов,
Г) марш.

15.Какого инструмента не может быть в народном оркестре:
А) баяна,
Б) фортепиано,
В) треугольника,
Г) домбр
Ответы на итоговый тест

7 класс


Вариант №1


Вариант №2


  1. Б

  2. Б

  3. А

  4. В

  5. Б

  6. Б

  7. Г

  8. Г

  9. Б

10. Г

11. В


12. Г

13. Б


14. А

15. В



1. Г

2. Б


3. Б

4. В


5. В

6. В


7. Г

8. А


9. В

10.Б


11.Г

12.В


13.Б

14.А


15.Б




Критерии оценок:
Оценка тестов.

В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” (“зачет”), можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.



Оценка “4” (“хорошо”) может быть поставлена за - 75% - 90% правильных ответов.

Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов
Вопросы:

  1. Что лежит в основе музыкального образа?

  2. Назовите произведения, где музыкальный образ складывается из одной мелодии, а где - из нескольких?

  3. Зависит ли музыкальный образ от личности композитора (художника) и эпохи, в котором он живет?

  4. В чем сила музыкальных образов?

  5. Найдите идейную связь музыкальных образов с литературой и живописью. В чем их корни? Обоснуйте свои мысли примерами.

  6. Что такое музыкальная драматургия?

  7. Почему мы постоянно обращаем внимание на развитие музыки?

  8. Когда композиторы используют сонатную форму?

  9. Расскажите о камерной музыке. Приведите примеры.

  10. От чего зависит форма музыкальных произведений?

  11. Назовите музыкальные произведения, которые оказали на вас сильное воздействие. Почему?

  12. Назовите композиторов и произведения различных музыкальных эпох.

  13. В чем состоит индивидуальный стиль изученных композиторов и исполнителей?


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5”

Ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета



Оценка “4”

Ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:

- не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

- или не более двух недочетов.



Оценка “3”

Ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

-не более двух грубых ошибок,

-или не более одной грубой ошибки и одного недочета.

-или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета,

-или не более двух-трех негрубых ошибок,

-или одной негрубой ошибки и трёх недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2”

Ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка “3”, или если правильно выполнено менее половины работы.


Оценка устного ответа

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

- Правильность и осознанность изложения содержания,

- полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;

- Степень сформированности интеллектуальных и обще учебных умений;

- самостоятельность ответа;

- Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Оценка “5”:

Полно раскрыто содержание материала в объеме программы; Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно, использованы термины; Для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений; Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.



Оценка “4”:

Раскрыто основное содержание материала; В основном правильно даны определения понятий и использованы термины; Ответ самостоятельный; Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.



Оценка “3”:

Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; Определения понятий недостаточно четкие; Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений или допущены ошибки при их изложении;

Допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка “2”:

Основное содержание учебного материала не раскрыто; Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; Допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.




п/п




Тема урока

Дата


Музыкальный материал


Домашнее задание

план

факт



















1

Музыка эпохи Барокко.







И.С. Бах. “Бранденбургксий концерт”, “Аве Мария”

Подговить сообщение об эпохе барокко

2

Музыка эпохи Рококо.







Ж.Ф.Рамо. “Жига в рондо”

(для клавесина и фортепиано)

Ф.Куперен. “Маленькие ветряные мельницы” (клавесин)


Подговить сообщение об эпохе

рококо


3

Венская классическая школа







И.Гайдн

Симфония №45 (“Прощальная”)

Песня “Старый добрый клавесин”

В.А.Моцарт. Симфония №40 (1 часть). “Рондо в турецком стиле из сонаты” №11 .

Сл.: Мигдал Д.
Музыка: Скрипкин Е «Осени не будет никогда»


Выучить песню «Осени не будет никогда»


4

Венская классическая школа.







Л. Бетховен “Лунная соната”

Подготовить сообщение о Ф.Листе

5

Романтизм в музыке







А.Скрябин. Прелюдия №5 (фо-но)

Ф.Лист “Венгерская рапсодия №2”



Найти произведения романтиков - композиторов

6

“Птиц выпускаю из грудей своих...” Музыка в стихах Мустая Карима







М. Карим. “Мы – чишминцы”

Т. Каримов, сл. Мустая Карима. Актанык (из спектакля «Похищение девушки»).

Т. Каримов, сл. Мустая Карима. Лунный вечер. Исп. Ф. Кудашева


Выучить стихи М.Карима (на выбор)

7

Импрессионизм в музыке







К.Дебюсси.Прелюдия №8

“Девушка с волосами цвета льна”

“Послеполуденный отдых Фавна” (фрагменты)

И.Крутой, сл.Е.Меркурьева “Ромео и Джульетта”



Сделать иллюстрации к прослушанным произведениям

8

Имрессионизм в музыке







М.Ровель.“Болеро”, “Игра воды”

Повторить изученные темы

















9

М.Глинка – основоположник русской национальной классической музыки







М.Глинка

“Камаринская”

Речитатив и ария Сусанина; хор “Славься” из оперы “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”)





10

Новая русская музыкальная школа (“Могучая кучка”)







А.Бородин. Квартет №2 (3 часть) М.Мусоргский .Опера “Хованщина”. Вступление. “Рассвет на Москве-реке”и Песня Марфы “Исходила младешенька все луга и болота

дубравушка..”





Сделать иллюстрацию к прослушанным произведениям (на выбор)

11

Новая русская музыкальная школа (“Могучая кучка”)







Н.Римский-Корсаков.Опера “Садко” Песня Садко “Ой ты темная” и “Колыбельная Волховы

М.Глинка – М.Балакирев

“Жаворонок”. Восточная фантазия





12

Композиторы Башкортостана







Х.Ахметов, Н. Даутов, Р.Муртазин, Н.Сабитов,

Подготовить сообщения о композиторах

Башкортостана



13

Индивидуальный стиль композиторов







З.Ис магилов

“Симфоническая увертюра на две башкир. народные темы”

Опера “Шаура”

“Салават Юлаев”(фрагменты)

З.Исмагилов, сл. К.Даян “Шаймуратов – генерал”


Выучить песню “Шаймуратов – генерал”

14

Индивидуальный композиторский стиль







Х.Заимов, А.Чугаев. Балет "Черноликие"

Выучить песню “Новогодний рок-н-ролл”

15

Индивидуальный исполнительский стиль







И. Дильмухаметов

Р.Загретдинов

Башкирские народные мелодии (кубыз, курай)


Повторить песню “Новогодний рок-н-ролл”

16

Индивидуальный исполнительский стиль







Ф.Кудашева

Б.н.п. “Салимакай”

Ф.Кильдиярова

Б.н.п. “Туман”

А.Арутюнов, сл. В.Семернина “Победа


Приготовить сообщение о Ф.Кудашевой



















17

“Магическая единственность” музыкального произведениям







И.Брамс. Симфония №3;

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано






18

Музыку трудно объяснить словами







И.Брамс. Симфония №3;

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано;

Ю.Шевчук. “Что такое осень?” (пение)


Подобрать песни по теме урока

19

Что такое музыкальное содержание







Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано;


Подготовить сообщение “Биография Л.Бетховена”



















21

Музыка, которую необходимо объяснить словами








А.Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. №12;

Ф.Шопен. Прелюдия №20



Подобрать примеры программных произведений в музыке

22

Образ мечты. “Восточная партитура” Н.Римского - Корсакова







Н.Римский – Корсаков. Симфоническая сюита “Шехерезада”. 1 часть

Подобрать иллюстрации по теме урока

23

Когда музыка не нуждается в слоавх.









А.Вивальди. “Зима”. 1 часть из цикла “Четыре концерта для скрипки с оркестром “Времена года”

Составить устный рассказ по музыкальному произведению

24

Лирические образы в музыке







С.Рахманинов. Прелюдия соль-диез минор, соч.32 №12ю.Матюшин, Е. Долматовский. “Лирическая песенка” (хоровое пение)

Нарисовать образ лесного царя художественными материалами

25

Драматические образы в музыке.







Ф.Шуберт, стихи И.-В. Гете. “Лесной царь”




26

Эпические образы в музыке







Н.Римский – Корсаков. “Окиан – море синее”. Вступление к опере “Садко”;

А.Бородин. “Богатырская симфония”; опера “Князь Игорь”. Ария князя игоря



Иллюстрация “Времена года”

27

Образ природы в пьесе П.И. Чайковского







П.Чайковский.






















28

О чем рассказывает музыкальный жанр. “Память жанра”







П.Чайковский. Симфония №4;

М.Глинка. романс “Я поменю чудное мгновенье...”

И.Штраус. Вальс “Голубой Дунай”;

Ф.Шопен. Мазурка фа-минор;

В.Берковский, С.Никитин, А.Величанский. “Под музыку Вивальди... “ (пение)


Подобрать песни, разные по направлению – бытовые, профессиональные

29

Песня. Танец. Марш.







Русская народная песня. “Во поле береза стояла...”;

П.Чайковский. Вальс из оперы “Евгений Онегин”;

П.Чайковский. Марш и балета “Щелкунчик”;


Подготовить сообщение “Песня. Танец. Марш” (по выбору)




Что такое музыкальная форма







В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы “Свадьба Фигаро”;

Ф.Шуберт. “Серенада






30

Столкновение двух образов – основа драматургии “Симфонии №7” Д.. Шостаковича







М.Глинка. «Мазурка». (фрагмент из оперы Жизнь за царя»)

С.Соснин, Я.Серпин. “Родина”









Музыкальная композиция и драматургия













31

Музыкальная композиция







Ф.Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 №7;

А.Бородин. “Спящая княжна






32

Музыкальная драматургия.







М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»

С.Соснин, Я.Серпин. “Родина”






33

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.







М. Глинка «Жизнь за царя»




34

Повторение и обобщение знаний по курсу музыки, 7 класс







Изученный материал

приготовить песню для урока - концерта



  1. Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Музыкальный центр

  2. Мультимедийный проектор

  3. Ноутбук

  4. Акустические колонки

  5. Портреты композиторов

  6. Музыкальные инструменты: треугольник, кубыз, ксилофон деревянный, ксилофон металлический, деревянные ложки

  7. Костюмы татарские, башкирские для мальчиков и девочек

  8. Информационно-методическая поддержка: набор электронно-образовательных ресурсов:

- СD: Энциклопедия классической музыки. 2002. «Коминфо». Москва

- CD: Шедевры музыки. Электронная библиотека. 2001. «Кирилл и Мефодий»

- CD: Башкирская музыкальна культура.

- Пойте с нами. Методические рекомендации к хоровому пению. Бирск: Бирс.гос.пед.институт, 2004, с приложением CD

- Слава армии родной. Сборник песен, посвященных защиникам Отечества и Дню Победы. – Бирск, 2008


  1. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Хрестоматии для 6 класса. Авторы – составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова

  2. Фонохрестоматия по предмету «Музыка» 6 класс. Составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова



  1. Список литературы и звуковых пособий:

Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.

Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды / авт.-сост. С. И. Гудилина. Вып. I. — М., 2004.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005

Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. — М., 2001.

Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; под. ред. Э. Б. Абдуллина. — М., 2002.

Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.

Программы по музыке 5-8 кл. для общеобразовательных школ, лицеев, и гимназий . – Уфа: БИРО, 2006 г. Авторы –

составители: Н.Г.Ямалетднова, Р.Х.Хусаинова

Слово о музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М., 1990

Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. — СПб., 2000.



Интернет- ресурсы

http://74213s3.edusite.ru/p104aa1.html

http://www.classic-music.ru/ - классическая музыка.ru



http://news.oboe.ru/- лента новостей о классической музыке

http://www.classicalforum.ru/ - Форум об опере и классической музыке



http://terramusic.nm.ru/ - Музыка в Интернете

http://cbook.ru/tchaikovsky/index/index.shtmlv - Дом музей Чайковского

http://ournetclassic.dp.ua/frm/enc.htm - Музыкальная энциклопедия

http://midiclassic.narod.ru/ - Все о композиторах

http://members.tripod.com/Beethoven_page/ - Все о Бетховене

http://library.thinkquest.ru/c025/index_musik.htm - Замечательные уроки музыки

http://www.mmv.ru/p/museum/ - Музей музыкальных инструментов

http://pro-uroki.ru/music/planning/ - про уроки музыки

http://sc149.narod.ru/ - уроки музыки

http://borgo.ucoz.ru/ - башкирские народные музыкальные инструменты