Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по Мировой художественной культуре для 11




Скачать 355.59 Kb.
Дата03.07.2017
Размер355.59 Kb.
ТипПрограмма






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Мировой художественной культуре

для 11 класса



1 час в неделю (всего 34часа)

преподавателя высшей категории

Рогулькиной Натальи Дмитриевны

2015-2016 уч. г.

г. Москва
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре для 11 класса (базовый уровень) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


  • Закона «Об образовании в РФ» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего (полного) образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года

  • Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 года с изменениями и дополнениями

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

  • Авторской программы:

Г.И.Данилова. Программа по Мировой художественной культуре для 5 – 11 классов. – Дрофа, 2009.
Учебный курс 11 класса представляет собой второй этап изучения мировой художественной культуры по историко – хронологическому принципу.

Концептуальной идеей программы является осмысление обучающимися значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества.

Её актуальность заключается в деятельностном характере (подходе), что обусловлено возрастными особенностями обучающихся, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску, а также современными возможностями информационно-коммуникативных технологий в приобщении обучающихся к различным видам искусства.

Программа имеет практико-ориентированный характер и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Учебно – методический комплект:

Учебник:

Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2010 г.


Методические пособия:

- Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь учителю / Под ред. Л.М.Ванюшкиной. – СПб.: КАРО, 2009.

- Информационные технологии на уроках МХК / авт. – сост. Н.В.Киселева. – Волгоград: Учитель, 2009.

Общая характеристика учебного предмета
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом.

Цели и задачи программы

Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.



Задачи курса:

-изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

-формирование понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

-осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

-постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

-освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;



-развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

-создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения воспитанниц с произведениями искусства на уроках и внеклассных занятиях.


Характеристика учебного процесса
Курс «Мировая художественная культура» ставит своей задачей выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов Земли. В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)

В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

Значительное место отведено современной художественной культур, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга.

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:

урок-коммуникация,

урок- исследование,

урок-консультация,

уроки - «погружения»,

уроки - деловые игры,

уроки – соревнования,

уроки с групповыми формами работы,

уроки взаимообучения учащихся,

уроки творчества,

уроки – конкурсы,

уроки – общения,

уроки – игры,

уроки – диалоги,

уроки – конференции,

уроки – семинары,

интегрированные уроки,

уроки – экскурсии.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

Технология

Ожидаемый результат

Технология критического мышления

Развитие навыков самостоятельно вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Воспринимать и выявлять внутренние связи между различными видами искусства.



ИКТ – технологии

Осуществлять поиск художественно - образовательной информации в сети Интернет.

Технология интерактивного обучения

Активное взаимодействие всех обучающихся, развитие коммуникативных умений.

Технология проблемного обучения

Развитие навыков оценивать и соотносить характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных мастеров искусства, сравнивать и определять произведения разных жанров и стилей.


Формы организации образовательного процесса.


  • групповая (урок, экскурсия)

  • по подгруппам (занятие в подгруппе)

  • индивидуальная (индивидуальные занятия)

Формы контроля

  • индивидуальный

  • групповой

  • фронтальный

  Виды контроля

  • предварительный

  • текущий

  • тематический

  • итоговый

Для оценки достижений обучающихся используются:

  • Взаимоконтроль

  • Самоконтроль

Основной инструментарий для оценивания результатов:

  1. Система оценки   достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку и внутреннюю оценку.

  2. внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, образовательным учреждением) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

  3.  Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ обучающихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

  4.  Оценивание достигаемых образовательных результатовпроцесса их формирования, оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

  5.  Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

  6.  Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.

  7.  Самоанализ и самооценка обучающихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Базисный учебный план Пансиона на изучение предмета «Мировая художественная культура» в 11 классе отводит 34 часа из расчета 1 часа в неделю.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс

урока


Раздел/тема

Количество часов

всего

теория

Раздел I: Художественная культура XVII – XVIII веков.

11

12

1.

2.

3.



4.

5.

6.



7.

8.

9.



10.

11.


Реалистические тенденции в голландской живописи XVII века.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Шедевры классицизма в архитектуре России

Изобразительное искусство классицизма.

Мастера «галантного жанра».

Русский живописный портрет XVIII века.

Русский скульптурный портрет XVIII века.

Неоклассицизм и академизм в живописи.

Творчество К.Брюллова и А.Иванова.

Композиторы Венской классической школы.


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1


Раздел II:Художественная культура XIX века

14

14

12.

13.


14.

15.


16.

17-18.


19.

20.


21.

22.


23.

24.


25.

Эстетика романтизма.

Живопись романтизма.

Западноевропейская музыка романтизма.

Зарождение русской классической музыкальной школы.

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.

Русские художники – передвижники.

Живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова.

Развитие русской музыки во второй половине XIX века

«Музыкальная исповедь души»: творчество П.И.Чайковского.

Театральное искусство XIX века.

Художественная культура конца XIX - XX века

Последователи импрессионистов.

Музыка импрессионизма.


1

1

1



1

1

2



1

1

1



1

1

1



1

1

1

1



1

1

2



1

1

1



1

1

1



1

Раздел III: Художественная культура конца XIX - XX века

8

8

26.

27.


28.

29.


30.

31.


32.

33.


34.

Архитектура модерна.

Символ и миф в живописи и музыке.

Художественные течения модернизма.

Мастера русского авангарда.

Архитектура XX века.

Театральная культура XX века.

Становление и расцвет мирового кинематографа.

Музыкальная культура России XX века.

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1






ИТОГО

34

34

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел I: «Художественная культура XVII – XVIII веков» (11 ч).
Реалистические тенденции в голландской живописи XVII века.

Великие мастера голландской живописи. Многообразие жанров голландской живописи. Излюбленные темы и объекты изображения: размеренная повседневная жизнь городских бюргеров, суровые северные пейзажи, «тихая» жизнь вещей предметного мира. Портретная живопись голландских художников. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» Франса Хальса.

«Цыганка», «Портрет молодого человека», «Мужской портрет». Бытовой жанр голландской живописи. Поэтизация естественного течения повседневной жизни, стремление к изображению гротескных жизненных ситуаций. Домашняя жизнь голландского бюргера в творчестве Питера де Хоха. Светская направленность произведений Г.Терборха. Остроумие и поучительные истории в произведениях Яна Стена. Жанр натюрморта. Создание единого ансамбля предметов реального мира. Вермеер Делфтский – «величайший маг и волшебник живописи». Особенности живописной манеры художника. «Кружевница», «Вид Делфта», «Уличка».



Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры. Богатство и разнообразие тематики произведений. Стремление передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни. Мифологические и библейские сюжеты и образы («Даная», «Жертвоприношение Авраама», «Возвращение блудного сына»). Рембрандт – блестящий мастер автопортрета. Автопортреты художника – биография души и исповедь великого мастера. «Автопортрет с Саскией на коленях». Портретные шедевры Рембрандта. («Портрет Яна Сикса», «Портрет старушки»). Графическое наследие художника, работа в технике офорта.


Классицизм в архитектуре Западной Европы. Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма. Характерные черты архитектуры классицизма. Ориентация на лучшие черты античного зодчества. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля. Прогулка по Версалю. Грандиозность масштабов регулярной планировки. Декоративность убранства интерьеров. Зеркальная галерея Версальского дворца. Развитие понятия о регулярных (французских) парках. Четкость и рациональная организация планировки версальского парка.

Творчество К.Рена. Собор Святого Павла – главное творение К.Рена, характерные особенности его внешнего и внутреннего облика. Ампир.




Шедевры классицизма в архитектуре России. Развитие традиций архитектуры классицизма в России. В.И.Баженов: трагедия великого зодчего. Дом Пашкова. Общая композиция ансамбля, ее классическая ясность и четкость, праздничная нарядность. История возведения дворцового ансамбля в Царицыно. Классицистический облик Москвы в творчестве М.Ф.Казакова. Проект здания Сената в Кремле.

Архитектурный облик Северной Пальмиры и её блистательные зодчие: Ж.Б.Леблон, Д.Трезини, А.Ринальди, И.Е.Старов, Д.Кваренги, К.И.Росси – магистраль Невского проспекта, О.Монферран «Исаакиевский собор», А.В.Воронихин «Казанский собор». Адмиралтейство А.Д.Захарова – визитная карточка Санкт – Петербурга.


Изобразительное искусство классицизма.

Антонио Канова – выдающийся скульптор классицизма. Обращение к мифологической тематике («Амур и Психея», «Амур, слетающий к Психее», «Венера и Марс»). Портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи Просвещения в творчестве Ж.А.Гудона. Н.Пуссен – основоположник живописи классицизма. Прославление героического человека, его могучего разума в творчестве художника. Характерные черты живописи классицизма: уравновешенность композиций, математически выверенная система организации пространства, четкий рисунок, чувство ритма, основанное на античном учении о музыкальных ладах. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы живописных полотен Пуссена.




Мастера «галантного жанра».

Главные темы живописи рококо: изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. «Дух мелочей прелестных и воздушных» - лейтмотив творчества художников рококо. Обращение к античным сюжетам и образам.

А.Ватто – «поэт беспечного досуга» и «галантных празднеств». «Паломничество на остров Киферу», «Театр актеров», «Жиль».

Ф.Буше – «художник граций» и «королевский живописец», мастер колорита и изысканного рисунка. Парадные портреты маркизы де Помпадур. Обращение к мифологической пасторальной тематике.


Русский живописный портрет XVIII века.

У истоков портретного искусства. Парсуна и её связь с традициями иконописных изображений. Характерные особенности парсунной живописи. Парадные портреты значительных особ. «Портрет Якова Тургенева». Портретное творчество И.Н.Никитина, первого «персонных дел мастера».

Камерные портреты современников в творчестве А.П.Антропова. Шедевры русских портретистов. Необыкновенная поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф.С.Рокотова. Рокотов – блестящий мастер светотени и колорита, особенности композиционного решения живописных полотен. «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В.Е.Новосильцевой», «Портрет В.И.Суровцевой», «Портрет А.М.Струйской». Портретная галерея Д.Г.Левицкого,серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. Портретное творчество В.Л.Боровиковского. «Портрет М.И.Лопухиной».
Русский скульптурный портрет XVIII века.

Сочетание барочной парадности и ясности искусства классицизма. Монументально-декоративные портреты Бартоломео Карло Растрелли. Бронзовый бюст Петра I. Скульптурная группа императрицы Анны Иоанновны с арапчонком. Этьен Морис Фальконе. Конный памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге как символ города. Величие идеи. Ясность и выразительность композиции. Федот Иванович Шубин. Судьба великого мастера. Скульптурный портрет М.В.Ломоносова. Портрет Павла I. Иван Петрович Мартос – мастер мемориальной пластики. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади как воплощение идеи гражданского долга и подвига во имя защиты Отечества. Сочетание черт античных героев с национальными особенностями русского человека.


Неоклассицизм и академизм в живописи.

Ж.Л.Давид – основоположник неоклассицизма. Строгое следование классическим формам, сюжетам и образам. Историческая, мифологическая и библейская тематика. Идеализация изображаемого в академической живописи. Ж.Л.Давид. «Клятва Горациев» - манифест живописи неоклассицизма. Полотно «Наполеон при переходе через Сен – Бернар» как идеализация образа великого полководца. Строгая выверенность композиции, тонкость колорита.

«Смерть Марата» - идеал чистоты классического стиля и страстного революционного энтузиазма.
Творчество К.Брюллова и А.Иванова.

К.Брюллов и А.Иванов как крупнейшие представители академической школы живописи в России.

Творческий путь К.Брюллова. «Последний день Помпеи». Художественный язык полотна. Мельчайшая продуманность композиции и выверенность деталей. Историческое значение творчества К.Брюллова, его работы на античные и библейские темы. Портреты.

Художественные открытия А.Иванова. «Явление Христа народу (Явление Мессии)» как главный итог творческой биографии художника. Идейная глубина произведения.


Композиторы Венской классической школы.

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма.

К.В.Глюк – реформатор оперного стиля и создатель жанра музыкальной трагедии. «Орфей» - первая реформаторская опера Глюка.

Классический симфонизм Гайдна. Вклад композитора в создание устойчивого состава симфонического оркестра. Симфония №3.

Музыкальный мир Моцарта. Моцарт – создатель жанра классического концерта. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор, героическое и лирическое начало музыки. Оперные шедевры Моцарта («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»).

Разнообразие музыкального наследия Бетховена. Симфоническая музыка и фортепианные сонаты.






Раздел II: «Художественная культура XIX века» (14 ч)
Эстетика романтизма. История происхождения термина. Соотношение понятий «романтика» и «романтизм». Исторические корни романтизма и классическая немецкая философия. Эстетические принципы романтизма: неприятие реальной жизни, исключительность романтического героя, природа как выражение стихийного начала, культ прошлого. Значение романтизма. Идея «раскованности человеческого духа» и особой ценности человеческой личности. Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран.



Живопись романтизма. Сюжеты и образы изобразительного искусства романтизма. Исключительная ценность человеческой личности, ее порыв к творческому самовыражению. Портретное творчество Э.Делакруа. Портретная галерея Ф.Гойи. Романтический портрет в творчестве русских художников. О.А.Кипренский. Пейзажная живопись романтизма. У.Тернер, К.Фридрих, И.Айвазовский. Драматизм сцены терпящих бедствие людей в картине Т.Жерико «Плот медузы». История глазами романтиков.


Западноевропейская музыка романтизма.

Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Расширение границ словесной и музыкальной изобразительности в творчестве Ф.Шуберта, Р.Шумана, Ф.Шопена и Г.Берлиоза. Программная музыка романтизма. Изменения в системе музыкальных жанров. Особая популярность лирических миниатюр.




Зарождение русской классической музыкальной школы.

М.И.Глинка – основоположник русской классической музыкальной школы. Русская музыка XIX века – яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. Романсово – песенное творчество А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилёва. М.И.Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии. Романсово – песенное творчество М.И.Глинки – шедевр камерной вокальной классики. Фольклорные традиции в симфонической музыке (увертюра – фантазия на русские темы «Камаринская», воплощение народных испанских мотивов в увертюрах – фантазиях «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»). Опера «Жизнь за царя», её историческая основа, глубина проникновения в суть русского характера, особая роль хора в организации сценического действия. Опера – сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле.


Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма. Реализм. Эволюция понятия. Особенности толкования понятия в широком и узком смысле. Художественные принципы реализма. Интерес к жизни простого человека. Задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия. Картина Г.Курбе «Дробильщики камня», её реалистическая основа и глубокий обобщающий смысл.

Бытовые картины жизни. Г.Курбе «Похороны в Орнане». Своеобразный «групповой портрет» французского общества середины XIX века, глубина художественного обобщения. Крестьянская тема в творчестве Ф.Милее. Картина «Сборщицы колосьев», тема мирного крестьянского труда. Изображение исторических событий через психологическую драму народа или отдельной выдающейся личности. Критическая направленность литографий О.Домье. «Улица Транснонен» как авторский протест против террора и кровопролития. Историческая основа произведения.
Русские художники – передвижники.

Товарищество передвижных художественных выставок. «Бунт четырнадцати». Причины и последствия. Идеи народничества в творчестве художников – передвижников. Крестьянские типы в произведениях И.Н.Крамского («Полесовщик», «Мина Моисеев»). Картина Н.А.Ярошенко «Кочегар» - первое изображение рабочего человека в русском искусстве.

Сочувственное отношение к народу в творчестве В.Г.Перова («Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Утопленница», «Сельский Крестный ход на Пасхе»). Трагизм неизбывного человеческого горя в картине «Проводы покойника».

И.И.Шишкин – певец русского леса. Реалистические пейзажи И.И.Левитана, их лирическая и социальная направленность. Скорбная тема народного страдания в картине «Владимирка». Картины русской природы в творчестве А.К.Саврасова.


Живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова.

Русские мастера исторической живописи, их глубокий интерес к национальной истории, обращение к важнейшим переломным событиям русской истории. Исторические полотна И.Е.Репина («Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Заседание Государственного совета»).

Галерея деревенских типов в картине «Крестный ход в Курской губернии», глубина исторических обобщений, особое внимание к индивидуальным характеристикам героев. Великая летопись настоящего и прошлого России в творчестве В.И.Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин»). Страницы героического прошлого русского народа в картине «Покорение Сибири Ермаком».
Развитие русской музыки во второй половине XIX века

Композиторы «Могучей кучки». М.А.Балакирев – организатор и вдохновитель дружеского союза композиторов. Богатырский размах, эпическое величие, красочность и простота музыкальных произведений А.П.Бородина. Жанровое разнообразие творчества композитора. «Князь Игорь» - ярчайшее достижение русского оперного искусства. Творческое наследие М.П.Мусоргского, его достижения в области симфонической и оперной музыки. Обращение к героическим страницам исторического прошлого России в операх Н.А.Римского – Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»). Симфоническая сюита «Шехеразада». Сказочный мир в операх «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Романсовое творчество Н.А.Римского – Корсакова.


«Музыкальная исповедь души»: творчество П.И.Чайковского.

Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии. Заслуги Чайковского в области симфонической музыки, разработка жанра программной симфонической поэмы («фантазии» или «увертюры – фантазии»). Шедевры симфонической музыки (Четвертая, Пятая и Шестая симфонии). Оперы Чайковского («Евгений Онегин» и «Пиковая дама») - непревзойденные образцы лирико – психологической музыкальной драмы. Новаторский характер балетной музыки Чайковского. Романсы П.И.Чайковского («День ли царит», «То было раннею весной…», «Благословляю вас, леса…», «Средь шумного бала…».


Театральное искусство XIX века.

«Порыв духа и страсти души» в западноевропейском театре романтизма. Драма В.Гюго «Эрнани» - заметная веха в истории западноевропейского романтического театра. Основные художественные принципы театра романтизма, определенные его теоретиком Л.Тиком. Мелодрама как наиболее популярный жанр романтического театра, её характерные особенности. Игра выдающихся актеров-романтиков (Э.Кин, Ф.Ж.Тальма, Э.Рашель).

«Торжество правды и истины» в западно - европейском реалистическом театре. Бытовые драмы из жизни городских рабочих и буржуа – основа сюжетов реалистического театра. Э.Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Актеры натуралистического театра. Русский театр XIX века. Основа репертуара. Выдающиеся актеры романтической сцены: П.С.Мочалов и В.А.Каратыгин. В.Г.Белинский как теоретик русского реалистического театра. Выдающиеся драматурги и актеры.
Художественная культура конца XIX - XX века

Импрессионизм и постимпрессионизм. Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных». Картины Э.Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия» - решительный вызов официально признанному искусству. Соратники и единомышленники Э.Мане. Картина К.Моне «Впечатление. Восход солнца» и её роль в возникновении и становлении импрессионизма. Подвижность и изменчивость мира – главный объект изображения. Работа на пленэре – одно из важнейших требований импрессионизма. Мастерство в передаче света и цвета, особое предпочтение светлым тонам солнечного спектра. Работа в технике пастели, новые возможности в использовании цвета (фактура пастелей Э.Дега). Декоративность и сложная симфония красок в композиции Э.Дега «Голубые танцовщицы». Техника передачи света в живописных полотнах К.Моне («Стог сена в Живерни»). Творческие поиски в области живописных композиций. Стремление художников запечатлеть малейшие изменения в состоянии природы, постоянно меняющийся ритм её жизни. Жизнь и Человек в произведениях импрессионистов. Повышенное внимание художников к жизни и интересам простого человека.


Последователи импрессионистов. Творчество постимпрессионистов. Пуантилизм Ж.Сера и П.Синьяка, оригинальность их творческого метода. Картина Ж.Сёра «Воскресная прогулка. Гран – Жатт» как воплощение творческих исканий автора. Постимпрессионизм П.Сезанна, В. Ван Гога, П.Гогена и Тулуз-Лотрека. Глубоко индивидуальный характер творчества каждого из художников. Поиски нового композиционного решения картин, способов передачи цвета и света в творчестве П.Сезанна («Натюрморт с корзиной фруктов»). Глубокий философский смысл и эмоциональность произведений В.Ван Гога («Звездная ночь»). Жизнь природы и человека в творчестве П.Гогена («Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»).

К.Коровин, В.Серов и И.Грабарь – последователи импрессионизма в русской живописи.


Музыка импрессионизма. Характерные черты музыки импрессионизма: лирическая созерцательность, неопределенность мелодических звучаний. Тончайшие нюансы впечатлений и настроений человеческой души в музыке К.Дебюсси и М.Равеля. Симфоническая прелюдия К.Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», новаторство музыки, её связь с живописными и поэтическими образами. Мир природы и человека в произведениях М.Равеля («Отражения», «Игра воды», «Зеркала»).
Раздел III: «Художественная культура конца XIX - XX века» (9 ч)
Архитектура модерна. Эстетика стиля модерн. Орнаментальность. Создание новых художественных форм и образов. Интерес художников к экзотике Востока и традициям японского искусства. Синтез искусств как основная идея эстетики модерна. Её практическое воплощение в творчестве Анри ван де Велде. Работы Э.Гимара в архитектуре парижского метрополитена. Роль символов и аллегорий в творчестве А.Гауди. Дом Висенса и мотивы арабских сказок. Дом Батло как художественная метафора мира живой природы. Идея синтеза искусств в оформлении парка Гюэль. Архитектурное убранство собора Саграда Фамилия. Природные орнаменты в архитектурном облике дома Тасселя В.Орта. Небоскребы Л.Салливена. Русские варианты модерна (вокзалы, промышленные здания, банки, отели, частные особняки и массовые зрелищные сооружения). Архитектурные сооружения Ф.Шехтеля в Москве.

Особняк А.Рябушинского. Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга.


Символ и миф в живописи и музыке. Художественные принципы символизма. Идея двойственности мира – основа искусства символизма. Античные мотивы в творчестве Пюви де Шаванна («Видение античности», «Священная роща»). Картина «Бедный рыбак» как отражение творческого кредо художника. Мифологический и сказочный мир Г.Моро. Образы – символы в картине «Саломея, танцующая перед Иродом». Мир фантасмагорий и таинственных видений в творчестве О.Редона. «Музыкальная живопись» М.Чюрлёниса.

Символизм в творчестве М.А.Врубеля. Особенности художественной манеры живописца. Мифологические и сказочные персонажи художника. Мир утонченной мечты в творчестве В.Э.Борисова - Мусатова. Темы – символы в «Поэме экстаза» А.Н.Скрябина.


Художественные течения модернизма. Фовизм, кубизм, сюрреализм.

Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Программность искусства XX века (манифесты и декларации художников).

Фовизм А.Матисса. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры, задачи творчества. Противопоставление живительных сил природы машинной цивилизации («Роскошь, покой и нега», «Радость жизни», «Пастораль», «Красные рыбки», «Танец»). У истоков кубизма. Мир как совокупность геометрических форм и линий. Натюрморты, пейзажи и портреты – излюбленные жанры художников-кубистов. «Авиньонские девушки» П.Пикассо – программная картина кубизма. «Голубой» и «розовый» периоды творчества. Серия натюрмортов Ж.Брака, смелые эксперименты с коллажем. Дадаизм как художественное направление, предшествующее сюрреализму. «Манифест сюрреализма» А.Бретона.

Логические парадоксы, противоречия, случайные ассоциации, «тревожная игра» воображения в произведениях С.Дали.


Мастера русского авангарда. Абстракционизм В.Кандинского. Синтез фантастического и реального, интуитивного и рационального. Беспредметный мир художника.

Супрематизм К.Малевича. Экспериментальные поиски художника в области абстрактных форм. «Аналитическое искусство» П.Филонова. «Атомы» и «молекулы» предметных форм, особенности изображения человека.


Архитектура XX века. Идеи рационализма и конструктивизма. Их воплощение в произведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий.

Конструктивизм Ле Корбюзье, создателя «всемирного стиля» архитектуры XX столетия. Поиск простых форм и правильной системы пропорций. Художественные принципы Ле Корбюзье. Идея органической архитектуры Ф.Л.Райта. Новаторские идеи в архитектуре О.Нимейера.


Театральная культура XX века. Основные пути развития мирового театра. Режиссёрский театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича – Данченко.

Поиск новых форм общения со зрителем и новых средств художественной выразительности. Интеллектуальный театр Б.Шоу. «Эпический театр» Брехта.

Театральные эксперименты Питера Брука.
Становление и расцвет мирового кинематографа. Открытие братьев Люмьер. Творчество Ж.Мельеса – новый шаг в истории киноискусства. Производство фильмов с короткими бытовыми сценами. Первые попытки создания звукового кино и цветного изображения. Ч.Чаплин – великий комик мирового экрана. Лучшие фильмы и роли. Рождение звукового кино. Начало кинематографической индустрии. Достижения американского кино.

Шедевры отечественного кино. «Броненосец Потемкин» - выдающееся открытие отечественного кинематографа.


Музыкальная культура России XX века. Музыкальное творчество С.В.Рахманинова – органичное соединение русских и европейских традиций. Красота мелодий и неповторимый образный строй. Фортепианное и симфоническое творчество композитора. Колокольность как общий колорит музыки Рахманинова. Духовная хоровая музыка. Многообразие творческого наследия И.Ф.Стравинского. Самобытность творческого поиска, неординарность мелодических решений. Музыкальный мир С.С.Прокофьева.

Творческие искания Д.Д.Шостаковича. Музыкальный авангард А.Г.Шнитке.


Стилистическое многообразие западноевропейской музыки. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. Композиторы новой Венской школы. Искусство джаза и его истоки. Рок и поп музыка XX века.

Обобщение по курсу «Мировая художественная культура». Социальная и философская роль искусства и культуры в жизни человека. Пути развития искусства в конце XX - начале двадцать первого столетий.


III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате освоения учебного предмета «Мировая художественная культура» в 11 классе формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Воспитанница будет знать и уметь:

-постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;

-обобщённое понимание художественных явлений во всем их многообразии;

-общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;

-освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;

-овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;

-осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;

-многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;

-участие в разработке и реализации художественно-творческих индивидуальных проектов, и проектов класса;

-развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;

-эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.

Результаты работы учащихся оцениваются по пятибальной системе.


IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока


Раздел/тема

Количество часов

всего

теория

Раздел I: Художественная культура XVII – XVIII веков.

11

12

1.

2.

3.



4.

5.

6.



7.

8.

9.



10.

11.


Реалистические тенденции в голландской живописи XVII века.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Шедевры классицизма в архитектуре России

Изобразительное искусство классицизма.

Мастера «галантного жанра».

Русский живописный портрет XVIII века.

Русский скульптурный портрет XVIII века.

Неоклассицизм и академизм в живописи.

Творчество К.Брюллова и А.Иванова.

Композиторы Венской классической школы.


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1


Раздел II:Художественная культура XIX века

14

14

12.

13.


14.

15.


16.

17-18.


19.

20.


21.

22.


23.

24.


25.

Эстетика романтизма.

Живопись романтизма.

Западноевропейская музыка романтизма.

Зарождение русской классической музыкальной школы.

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.

Русские художники – передвижники.

Живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова.

Развитие русской музыки во второй половине XIX века

«Музыкальная исповедь души»: творчество П.И.Чайковского.

Театральное искусство XIX века.

Художественная культура конца XIX - XX века

Последователи импрессионистов.

Музыка импрессионизма.


1

1

1



1

1

2



1

1

1



1

1

1



1

1

1

1



1

1

2



1

1

1



1

1

1



1

Раздел III: Художественная культура конца XIX - XX века

8

8

26.

27.


28.

29.


30.

31.


32.

33.


34.

Архитектура модерна.

Символ и миф в живописи и музыке.

Художественные течения модернизма.

Мастера русского авангарда.

Архитектура XX века.

Театральная культура XX века.

Становление и расцвет мирового кинематографа.

Музыкальная культура России XX века.

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1



1

1

1






ИТОГО

34

34



V. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ.

Технические средства обучения

  1. Телевизор.

  2. Интерактивная доска.

  3. Компьютер.

  4. Мультимедийный проектор.

Учебно-практическое оборудование.

1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений

для крепления таблиц и карт.

2.Шкафы для хранения таблиц.

Наглядные пособия.

1.Произведения художников - разнообразные виды народной деревянной игрушки, гжельская посуда, хохлома.

2.Портреты художников.

3.Плакаты:


  • пособие по цветоведению

  • цветовая символика рыцарских гербов

  • изображение фасадов зданий разных стилей

  • изображение порталов и оконных проёмов

  • изображение храмов

  • основы композиции

Компакт-диски:

  • Жанры живописи (картины из собраний Государственной Третьяковской галереи)

  • Карл Брюллов (1799 – 1852) 200-летию со дня рождения посвящается

  • Лики женской красоты в русской живописи

  • Боровиковский В. Л. «Портрет М. И. Лопухиной»

  • История искусств.

Учебник:

Г.И. Данилова «Мировая художественная культура»: Учебник для 11 класса, Москва, Дрофа, 2010г.



Научно-методическая литература:

  1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Сост.Г.И. Данилова.- М.: Дрофа, 202.-192с. Допущена министерством РФ.

  2. А. В. Копылова «Технология урока искусства». Книга для учителя МХК. 2008

  3. МИОО «Изучение истории и культуры религий в общеобразоветельной школе: методология, теория, практика», 2010 г.

  4. М., Академия, 2002г.

  5. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  6. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  7. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

Дополнительная литература:

1.Алпатов М.В. Очерки по истории искусства. – М.,1987.

2.Акимова Л. Искусство Древней Греции в 2-х томах. – СПб.,2007.

3.Андреева В. Искусство Византии в 2-х томах. – СПб. 2005.

4.Аристотель. Об искусстве поэзии. (Поэтика). – М.,1957.

5.Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. – М.,1968.

6.Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989.

7.Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1990.

8.Борев Ю.Б. Эстетика. – Ростов – на – Дону., 2003.

9.Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – Смоленск,2003.

10.Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. – М.,2005.

11.Гнедич. Всеобщая история искусства. Том 1,2. – М.,2004.

12.Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. – М.,1979.

13.Гринцер П. Древнеиндийский эпос. Генезис и типология. – М.,1974.

14.Даниэль С. Искусство эпохи Возрождения в 2-х томах. – СПб., 2006.

15Даниэль С. Архитектура эпохи Возрождения. – Спб.,2006.

16.Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. – М.,1985.

17.История европейского искусствознания. В 3-х томах. – М.,1963-1969.

18.Лосев А.Ф. Античная мифология. (Энциклопедия олимпийских богов). – М.,2005.

19.Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.,1987.

20.Клод Анри Роке. Брейгель, или мастерская сновидений. – М.,2008.

21.Козлова О.Т. Фотореализм. – М., 1994.

22.Махов А. Тициан. – М., 2007.

23.Матье М.Э. История искусства Древнего Востока. В 2-х томах. – М., 1941.

24. Новая школьная энциклопедия. Том – ИСКУССТВО. – М., 2003.

25.Культурология. Под ред. Радугина А.А. – М., 2007.

26 Пунин А. Искусство Древнего Египта. (Древнее и Среднее царство) – СПб., 2007.

27.Роден. Мысли об искусстве. – М.,2000.

28.Тэн И. Философия искусства. – М., 1933.

29.Философия под редакцией проф. Кохановского В.П. – Ростов – на-Дону.,2004.

30.Шмитт Г. Рембрандт. – Смоленск.,2005.

31.Шнайдер М. Франсиско Гойя. – Смоленск.,2005.

32.Эпоха крестовых походов. Под редакцией Э.Лависса и А.Рамбо. – Смоленск, 2003.



33.Энциклопедия для детей «Аванта+» том 7, часть 1,2,3. – М.,2003.


  • Концептуальной идеей программы
  • Информационно-методическая
  • Организационно-планирующая
  • Учебно – методический комплект: Учебник
  • Общая характеристика учебного предмета
  • Цели и задачи программы
  • Характеристика учебного процесса
  • Формы организации образовательного процесса.
  • Формы контроля индивидуальный групповой фронтальный Виды контроля
  • Для оценки достижений обучающихся используются: Взаимоконтроль Самоконтроль Основной инструментарий для оценивания результатов
  • Субъективные
  • Интегральная
  • Место предмета в базисном учебном плане
  • УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
  • II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Раздел II: «Художественная культура XIX века» (14 ч)
  • Раздел III: «Художественная культура конца XIX - XX века» (9 ч)
  • III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Воспитанница будет знать и уметь
  • IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  • V. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ. Технические средства обучения
  • Учебно-практическое оборудование. 1.
  • Учебник
  • Дополнительная литература: 1.