Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по литературе в 7 классе Реквизиты программы: Программы по литературе для 5-9 кл под ред. Коровиной В. Я. М., «Просвещение», 2008 г




Скачать 248.94 Kb.
Дата29.06.2017
Размер248.94 Kb.
ТипПрограмма


Рабочая программа

по литературе

в 7 классе
Реквизиты программы:

Программы по литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.


Учебно-методический комплект учащихся:
Основной учебник:

«Литература». 7 кл., Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение, 2008


УМК учителя:

  1. Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО, 2005

  2. Читаем, думаем, спорим… Книга для учащихся. Вопросы и задания /Авт-сост. Г. И. Беленький. – М.: Просвещение, 1995

  3. Материалы фестиваля «Открытый урок» 2005, 2007

  4. Интернет-ресурсы по отдельным темам


Пояснительная записка к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса составлено на основе авторской программы литературе для 5-9 кл. под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2008 г.

Количество часов по программе – 70, что соответствует количеству часов по учебному плану школы. Содержание и наполнение программного материала не изменено, добавлен урок развития речи «Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри»».
В 7 классе затронута одна из ведущих проблем – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как одна из важнейших проблем литературы. К концу учебного года учащиеся должны овладеть следующими умениями:


  • Разные виды устного пересказа

  • Развёрнутый ответ на вопрос

  • Рассказ о литературном герое

  • Характеристика героя или героев

  • Отзыв на разные виды искусства

  • Создание плана сочинения

  • Создание поучения, былины

Также в течение учебного года учащиеся должны выучить наизусть определённое количество стихотворных и прозаических произведений, круг которых определён указанной выше программой.

Планирование конкретизирует формы деятельности на уроке. Учитель использует самостоятельно выполненные мультимедийные материалы к урокам для повышения воспринимаемости изучаемого материала и большей наглядности. Предполагается просмотр на уроках фрагментов видеофильмов с последующим обсуждением. Изменение формы итоговой аттестации в 9 и 11 классах диктует использование на уроках таких форм контроля, как тест, ответ на проблемный вопрос, мини-сочинение. Особый упор делается на изучение теории литературы.

Тематическое планирование учебного материала по литературе в 7 классе (70 часов)

Класс физико-математического профиля

№ урока

Дата по плану

Дата факт

Тема урока

Вид урока. Основные виды деятельности

Наглядность

Домашнее задание

Введение (1 час)

1







Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Беседа. Игра

Презентация

читать былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин в Киеве»

Устное народное творчество. Былины (6 часов)

2







Былина как жанр фольклора.

Тест. Лекция. Эвристическая беседа.

Презентация

выучить теорию, читать былины

3







Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник».

Фронтальный опрос, тест, составление цитатного плана, эвристическая работа, словарная работа, практикум анализа языковых средств

Презентация

Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович»

Сочините былину «Добрыня в нашем городе»



Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко

4







Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович»

Работа с терминами, эвристическая беседа, лексическая работа, обсуждение видеосюжета, беседа по иллюстрациям

Презентация

Подготовиться к игре по былинам

5







Урок-игра «Кто лучше знает былины?»

Инсценировки, тестирование, разгадывание кроссворда

Презентация

Чтение былин об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче









Подготовка к сочинению-описанию по картине Васнецова «Богатыри»

Урок развития речи

Презентация












Сочинение-описание по картине В. Васнецова «Богатыри»

Урок развития речи

Презентация




Древнерусская литература (4 часа)

8







Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».

Как создавались древние книги и кем (лекция) Работа над выразительным чтением.

Презентация

Выучить определение наставления, выучить наставление о пользе книг









Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.

Выразительное чтение наизусть Творческая работа «Поучение младшему брату».

Презентация

Выучить определение поучения, написать поучение младшему брату, прочитать «Повесть о Петре и Февронии»

10







«Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Художественный пересказ эпизодов, составление плана, эвристическая беседа

Презентация

Анализ эпизода, сообщение

11







«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Черты жития и сказки в повести.

Эвристическая беседа. Заполнение таблицы, беседа

Презентация

Рассказ о Февронии, сообщения о Ломоносове

Русская литература 18 века (3 часа)

12







М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».

Виртуальная экскурсия. Обучение устному рассказу и выразительному чтению.

Презентация

  • «Ода на день восшествия…»

  1. Какие темы поднимает поэт в своём творчестве?

  2. Какие задачи ставит перед поэзией?

13







М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)

Практикум анализа стихотворения.




  1. Прочитать оду «На день восшествия…» полностью.

  2. Как вы понимаете строки из оды, в которых говорится, что науки

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут?



Напишите об этом небольшое сочинение-рассуждение.

  1. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из учебника.

14







Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».

Выразительное чтение наизусть Рассказ учителя. Эвристическая беседа.




Прочитать поэму Пушкина «Полтава»

Русская литература 19 века (32 часа)

Творчество А. С. Пушкина (9 часов)

15







А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории.

Выразительное чтение наизусть Лекция

Презентация

Выучить лекцию

16







«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы.

Анализ изобразительных средств. Составление плана.

Презентация

Выучить отрывок наизусть

17Р







Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика.

Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа.

Презентация

Домашнее сочинение «Пётр 1 и Карл 12

18







А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок).

Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

Презентация

Выучить вступление к поэме

19







Образ автора в отрывке из поэмы.

Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа.




Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

20







А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

Лекция. Эвристическая беседа. Лексическая работа. Составление плана баллады.

Презентация

Выучить отрывок из стихотворения

21







Смысл сопоставление Олега и волхва.

Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа.

Презентация

Доучить балладу до конца

22







Языковые особенности баллады

Практикум. Работа над выразительным чтением.

Презентация

Выучить определение и особенности баллады

23







А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.

Слово учителя. Лексическая работа. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики.

Презентация

Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (прочитать)

М. Ю. Лермонтов (6 часов)

24







М.Ю. Лермонтов
“Песня про купца Калашникова”.
История создания поэмы. Художественный мир произведения.
Сюжет и композиция.

Миниатюра, лексическая работа, беседа по иллюстрациям, тестирование, самостоятельная работа

Презентация

Рассказ «Пир у Ивана Грозного»

Рассказ «Кулачный бой на Москве-реке»




25







Система образов в поэме
М.Ю. Лермонтова

Художественный пересказ Эвристическая беседа Сочинение-миниатюра

Презентация

Повторить определения: поэма, былина, историческая песня, героический характер

Заполнить таблицу



26







Идейно-художественное своеобразие произведения

Ответы на проблемные вопросы, эвристическая беседа, работа с текстом

Презентация

Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)

27







М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива».

Практикум анализа стихотворения.




Выучить стихотворение

28







М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов

Практикум анализ стихотворения.




Выучить стихотворение

29







Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова

Отработка выразительного чтения.




Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)

Н. В. Гоголь (7 часов)

30







Н. В. Гоголь. Биография. Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба»

Письменные развёрнутые ответы на вопросы




Рассказ «Жизнь на Сечи»

31







Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Истрия создания. Исторический комментарий.

Лекция.

Презентация

Выучить лекцию

32







Тарас и его сыновья

Составление плана характеристики.

Презентация

Заполнить сравнительную таблицу «Остап и Андрий»

Групповое задание: инсценируйте сцену «Избрание нового кошевого»



33







Запорожская Сечь

Работа над сценарием кинофильма

Презентация

Биография Тараса

34







Два брата

Диспут

Презентация

Ответы на проблемные вопросы

35







Образ Тараса Бульбы

Слово учителя. Эвристическая беседа.

Презентация

Миниатюра «О чём могли рассказать запорожцы, сплавляясь на лодках по Днепру?»

36







Три смерти в повести

Художественный пересказ, заполнение сравнительной таблицы

Презентация

Домашнее сочинение

Творчество И. С. Тургенева (3 часа)

37







И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».

Слово учителя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново.

Презентация

Выучить лекцию. И. С. Тургенев «Бирюк» (прочитать) Принести «Стихотворения в прозе» Тургенева (1 книгу на парту)

38







"Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")

Эвристическая беседа. Просмотр и обсуждение видеосюжета

Презентация

сочинение-рассуждение на тему “ Мое отношение к героям рассказа “Бирюк”.

Сравните оценку героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» исследователями С.М. Петровым и В.А.Чалмаевым

Индивид. Сообщение «История создания «Стихотворений в прозе»»


39







И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача»

Эвристическая беседа, сообщение ученика. Работа с фонохрестоматией

Презентация

Выучить стихотворение «Русский язык»

Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)

40







Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы.

Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Эвристическая беседа. Практикум.

Презентация

Прочитать поэму «Русские женщины» целиком. Принести на урок.

Заполните таблицу



41







Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

Практикум анализа эпизода. Обучение выразительному чтению.




Написать сочинение на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?»

42







Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Эвристическая беседа. Составление плана.




Выучить отрывок из стихотворения. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…»

Творчество Салтыкова-Щедрина (3 часа)

43







М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа

Презентация

Пересказ юмористических эпизодов

Вспомнить определение аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска. Найти в тексте эти приёмы.



44







Смысл противопоставления генералов и мужика.

Эвристическая беседа




Прочитать и принести сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Выучить теорию



45в/ч







М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

Эвристическая беседа; пересказ эпизодов




И. А. Бунин «Цифры» (прочитать)

Напишите сатирическую сказку в духе Щедрина



Литература конца 19-начала 20 века (5 часов)

46







И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Эвристическая беседа




Бунин «Лапти» (прочитать); ответить на вопросы

47







И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.

Эвристическая беседа




Чехов «Хамелеон» (прочитать)

48







А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Эвристическая беседа







49







Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Практикум




Готовиться к уроку-концерту

50







Стихи русских поэтов 19 века о родной природе

Урок-концерт. Обучение выразительному чтению стихотворения




Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (прочитать)

Русская литература начала 20 века (6 часов)

51в/ч







М. Горький. Слово о писателе. Романтический мир раннего Горького

Слово учителя. Круглый стол




Выучить лекцию

52







«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Урок внеклассного чтения. Обучение выразительному чтению.




Выучить отрывок

53







В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Анализ художественной формы стихотворения. Обучение выразительному чтению.

Презентация

Выучить отрывок из стихотворения

54







В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Эвристическая беседа. Обучение выразительному чтению.




Отзыв на стихотворение; Андреев «Кусака» (прочитать)

55







Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Эвристическая беседа




Платонов «Юшка» (прочитать)

56







А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.

Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.




Платонов «В прекрасном и яростном мире» (прочитать)

Русская литература второй половины 20 века (4 часа)

57







Час мужества

Урок-концерт




Абрамов «О чём плачут лошади»

58







Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».

Эвристическая беседа




Ответы на проблемные вопросы

59







Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.

Урок-концерт




Готовиться к уроку-композиции

60







Песни на слова русских поэтов 20 века.

Урок внеклассного чтения




Сообщения; рассказ о стихах

61







Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии

Лекция учителя, сообщения

Презентация

Анализ хокку

Зарубежная литература (3 часа)

62







Японские хокку. Особенности жанра.

Сообщения. Анализ хокку.

Презентация

Выучить теорию

63







Сочиняем хокку

Написание отзыва. Сочинение хокку.

Презентация

О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)

64







О. Генри «Дары волхвов»

Семинар







Заключительные и резервные уроки (6 часов)

65







Урок-игра по программе 7 класса










66







Подведение итогов. Рекомендации на лето.

Урок-игра







67-70







Резерв










Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:


  1. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007

  2. Коровина В. Я. Литература: 7 кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2003

Дополнительная литература:

  1. Учителя:

  • Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005

  • Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007

  • Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007

  • Материалы журнала «Литература в школе», 2000, 2003, 2006, 2007

  1. Ученика:

Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2006




  • Пояснительная записка к рабочей программе
  • Тематическое планирование учебного материала по литературе в 7 классе (70 часов) Класс физико-математического профиля
  • Устное народное творчество. Былины (6 часов)
  • Древнерусская литература (4 часа)
  • Русская литература 18 века (3 часа)
  • Русская литература 19 века (32 часа) Творчество А. С. Пушкина (9 часов)
  • М. Ю. Лермонтов (6 часов)
  • Творчество И. С. Тургенева (3 часа)
  • Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)
  • Творчество Салтыкова-Щедрина (3 часа)
  • Литература конца 19-начала 20 века (5 часов)
  • Русская литература начала 20 века (6 часов)
  • Русская литература второй половины 20 века (4 часа)
  • Зарубежная литература (3 часа)
  • Заключительные и резервные уроки (6 часов)
  • Перечень рекомендуемой литературы