Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»




страница1/5
Дата06.01.2017
Размер3.11 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТУРАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЕНДЕЛЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



«Рассмотрено»

Руководитель РМО

__________ В.С.Гибаева

Протокол №

От « » 2014 год


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_______ Р.М.Шакирова

« » 2014 год



«Утверждаю»

Директор


______ М.М.Нургалеев

Приказ № 84

от « 29 » 08 2014 года


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Литература», 9 класс

Нургалеевой Венеры Римовны, учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

на 2014-2015 учебный год

Рассмотрено на заседании Педагогического совета

Протокол № 1 от 29 августа 2014 года

с.Тураево


РАЗДЕЛ I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа:

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе

- Федерального Закона « Об образовании в РФ» ( ст.28)

- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Программы для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики: Базовый уровень/ Под редакцией. М.Г.Ахметзянова.- Казань: Магариф, 2009 год. Авторы - составители М.Г.Ахметзянов, М.В. Ведишенкова и.др.

-Базисного плана РТ;

-Учебного плана МБОУ « Тураевская средняя общеобразовательная школа»;

- Положения МБОУ « Тураевская средняя общеобразовательная школа» «О рабочей программе»

-Федерального и регионального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования

-Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.09.2008 № 03-1905«О методических рекомендациях по расширению изучения творческого наследия А. И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях»


2. Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей и задач:

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением,

общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
3. Краткая характеристика сформированных ООУН и способов деятельности учащихся по литературе на начало учебного года В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» ученики умеют:

анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания; объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям; выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.



4. Предметные (общеучебные) умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть выпускники в течение учебного в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся выпускников средней ступени общего образования

В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

- основные факты жизни и творчества писателей; - содержание изученных произведений;

- основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений; -основные теоретико-литературные понятия;

уметь:


-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);

-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; -соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;

-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; -определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения; -выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; -аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-составлять планы;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


Данная программа рассчитана на 102 часа согласно учебному плану школы, из расчета 3 учебных часа в неделю (в 9 классе – 34 учебные недели). В программе 7 часов отводится на развитие речи, 8 часов – на внеклассное чтение, 2 часа - на контрольные работы

6. Содержание тем учебного курса ( 102 часов)

Введение. Общее понятие об истории русской литературы – 1час


Древнерусская литература - 2 часа

Древнерусская литература. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). «Поучение Владимира Мономаха», « Слово о полку Игореве» - 2 часа



Русская литература XVIII века 7 часов

Русская литература XVIII века. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности – 1 час

М.В. Ломоносов Биография поэта. « Разговор с Анакреоном» (в сокр.), « Ода на день восшествия…» « Случились вместе два астронома в пиру»- 1час Г. Р. Державин. Биография поэта. Державин и Казань. « Властителям и судиям», « Фелица »- 1 час

Денис Иванович Фонвизин. Биография писателя. «Недоросль» (фрагменты) –1 час Н. М. Карамзин. Сентиментализм в русской литературе. « Бедная Лиза» - 1час А. Н. Радищев « Путешествие из Петербурга в Москву» - 1 час

Урок развития речи – 1 час

Русская литература XIX века 45 часов

Русская литература первой половины XIX века. Романтизм в русской литературе – 1 час В.А. Жуковский « Вечер», « Море» - 2 часа

А. С. Грибоедов. Биография драматурга. Реализм в русской литературе. « Горе от ума» ( в сокр.) –5 часов « Горе от ума» в оценке русской критики ( И. А. Гончаров, А. А. Григорьев) – 1 час

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии « Горе от ума»-1 час

А.С. Пушкин. Личность поэта, его судьба. Лирика: «Я помню чудное мгновенье…», « 19 октября», «Пророк», « На холмах Грузии…»,

« Мадонна», « Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», Пушкин «Осень», «Деревня», « Не пой, красавица, при мне…», « Евгений Онегин», «Цыганы», «Кавказский пленник» - 9 часов ( 2 часа - вн.чт.)

В. Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина» (статьи восьмая и девятая – отрывки) – 1 час

М.Ю. Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Лирика. « Смерть поэта», «Поэт», « Как часто, пестрою толпою…», «И скучно и грустно»,

« Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Молитва», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Пророк», «Герой нашего времени» ( главы: « Бэла», «Максим Максимыч») - 6 часов

Урок развития речи – 1 час

Николай Васильевич Гоголь. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. « Мертвые души» ( т.1, гл. 1,2,6,11) , «Шинель» - 6 часов ( 1 час- вн.чт.)

А. Н. Островский « Свои люди – сочтемся» - 3 часа

Русская литература второй половины XIX века. Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» - 3 часа И. С. Тургенев « Отцы и дети» - 1 час

Урок развития речи – 1 час

Николай Семенович Лесков. Биография писателя. « Старый гений» - 1 час

Лев Николаевич Толстой. Биография писателя. «Юность», « Война и мир» - 2 часа Урок развития речи – 1 час



Русская литература XX века 23 часа

Русская литература XX века И.А. Бунин « Холодная осень», Лирика: « Еще и холоден и сыр…», « Слово», « У птицы есть гнездо, у зверя есть…»- 2 часа Максим Горький. ( А.М. Пешков) Биография писателя «Макар Чудра», « Старуха Изергиль» - 3 часа

А. А. Блок. Биография поэта. Лирика: « О доблестях, о подвиге, о славе…», «О, я хочу безумно жить…», «Россия» - 1 час В. Маяковский. Стихотворения « Разговор с фининспектором», « Во весь голос» - 1 час

С.А. Есенин. Биография поэта. Лирика: « Не жалею, не зову, не плачу…», « Отговорила роща золотая…», « Собаке Качалова», « Низкий дом с голубыми ставнями…», « Гой ты, Русь, моя родная…» - 1час

М. Цветаева Биография поэта. Лирика « Семь холмов, как семь колоколов», « Москве», « Август – астры», « Молитва» - 1 час М. А. Булгаков. Биография писателя. «Собачье сердце» - 3 часа

А. Платонов Биография писателя. « Песчаная учительница», « Сокровенный человек» - 2 часа ( 1 час- вн.чт.)

М. А. Шолохов. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война). Биография писателя. «Судьба человека», А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» - 2 часа (1 час – вн.чт.)

В. М. Шукшин. Биография писателя. « Мастер», « Крепкий мужик» - 1 час

Н. М. Рубцов. Судьба поэта. Лирика: « Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», « видения на холме» ( в сокращ.), « Березы», « Песня» - 1 час

Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. « Поездка в прошлое» - 2 часа

Ч.Т. Айтматов Биография писателя « Буранный полустанок» (« И дольше века длится день…») – 2 часа Урок развития речи – 1 час

Литература народов России - 2 часа

Многообразие литератур народов России, отражение в них национальных картин мира. Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России. Духовные истоки национальных литератур. Героический эпос народов России. Якутские героические сказания. Олонхо. – 1 час

М. Карим (Стихотворения из сборника «Европа - Азия») – 1 час

Зарубежная литература 20 часов 2 часа ( контр. работа , об.курса)

Вн.чт.Мифы Древней Греции Прометей. Дедал и Икар. Орфей и Эвридика – 1 час Гомер « Илиада», «Одиссея») – 1 час

Вн.чт.Античная лирика. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии – 2 часа

Данте Алигьери. «Божественная комедия» - 1 час

У. Шекспир Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности «Ромео и Джульетта», Сонеты – 3 часа

Ж.Б. Мольер « Мещанин во дворянстве» (отрывки)- 1 час Гете «Фауст» - 2 часа

Ф. Шиллер «Коварство и любовь» - 1 час О. Хайям Цикл « Рубаийат» - 1 час

Д. Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда» - 2 часа А. Сент –Экзюпери «Маленький принц»-2 часа

О. Генри «Дары волхвов» - 1 час Урок развития речи – 2 часа
7. Учебно-методическое обеспечение.

Для учителя

1. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения 2. Русская литература. Учебник-хрестоматия для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. Под редакцией доктора

педагогических наук М.Г.Ахметзянова

3. Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежной литературы 4. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. СПб.

5. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»

6. Компакт-диски «Уроки литературы КИМ» (10, 11 классы)

7 . Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия» 8. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

9. Компакт- диск «Репетитор по литературе КИМ, 2009»

10. Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы» 11. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)


Для учащихся.

1. Русская литература. Учебник-хрестоматия для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. Под редакцией доктора педагогических наук М.Г.Ахметзянова.

2. Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежной литературы 3. Литература: справочные материалы для школьника. – М.

4. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М.

5. Компакт-диски «Уроки литературы КИМ» (10, 11 классы)

6. Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия» 7. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

8. Компакт- диск «Репетитор по литературе КИМ 9. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М 10. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб.

11. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М.

12. Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: Материалы для подготовки к экзаменам. – М. 13. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.

Презентации с сайтов:



  1. http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

  2. http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3

  3. http://www.proshkolu.ru/

  4. http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

  5. http://www.zavuch.info

  6. http://roditel.edu54.ru/node/16047

  7. http://www.uchportal.ru/load/47

  8. http://www licey.net

  9. http://school-HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8"collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

  10. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  11. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1HYPERLINK "http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1
  1   2   3   4   5

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Литература», 9 класс Нургалеевой Венеры Римовны, учителя русского языка и литературы
  • 2. Ц е ли и за д ачи изуч е ния литера т у р ы
  • 3. Кратк а я х арактерис т ика с ф ормирова н ных О О У Н и спо с обов
  • 4. П р е д метн ы е (об щ еу ч ебны е ) у мен и я, н а вы к
  • 6. Сод е р ж ание тем у ч е бного курса ( 102 ч ас о в)
  • Древнер у сск а я л итера т ура - 2 часа
  • Р у с ск а я л и т ерату р а XV I II века – 7 час о в
  • Р у с ск а я л и т ерату р а X IX века – 45 ч асов
  • Р у с ск а я л и т ерату р а X X века – 23 ч а са
  • Литерату р а нар о д о в Р о с сии - 2 ч а са
  • Зарубе ж ная литера т ура – 20 ч а сов + 2 часа ( ко н т р . рабо
  • 7. У ч ебн о - м етод и че с кое обесп е чен и е. Для у ч ите
  • Для у ч а щ и х ся.
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
  • Произведения для заучивания наизусть.
  • Произведения для внеклассного чтения.
  • 6. К а ле н дарн о -т е матич е ско е п ланир о ва н ие