Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по литературе 9 класс пояснительная




страница1/5
Дата08.01.2017
Размер0.85 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9 КЛАСС

Пояснительная записка

Настоящий тематический план составлен на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы основного образования по литературе и авторской программы по литературе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, Н. В. Беляевой (М.: Просвещение, 2011).

В результате сопоставления Государственного стандарта общего образования и авторской программы по литературе были выявлены элементы дополнительного содержания, которые включены в тематическое планирование за счет резервного времени (14 часов). К их числу относятся: рассказ И. А. Бунина «Тёмные аллеи»; стихотворение В. Маяковского «Послушайте»; стихи М. И. Цветаевой «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи о Москве», «Откуда такая нежность?»; стихи Н. А. Заболоцкого «Завещание», «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Можжевеловый куст»; в тематическое планирование внесен также урок внеклассного чтения по рассказам А. П. Чехова (данные темы обозначены курсивом).

Этап литературного образования в 9 классе является переходным, так как здесь решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Обязательным при составлении тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в 9 классе не менее 6 сочинений. Это требование учтено. В данной рабочей программе запланированы сочинения по «Слову о полку Игореве», комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, романам «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, рассказу «Судьба человека» М. А. Шолохова.

В программе представлены различные формы контроля:

1. Аудиторное сочинение.

2. Самостоятельная работа.

3. Тест.

4. Терминологический диктант.

5. Проектная деятельность.

6. Устные сообщения, доклады.

7. Создание мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий.

8. Ассоциативный портрет (рисунок) героя, писателя.

Поясним методику «ассоциативного рисунка». Данный прием актуален, поскольку реализует личностную парадигму обучения, то есть формирование личности через эмоции, переживания, отношения (знания при этом вкладываются не только в интеллект, но и в душу), при этом создаются условия для востребованности и развития собственно личностных качеств педагога и школьника. Данный прием позволяет ученику стать не «потребителем» учебной информации и даже не собеседником педагога, а творцом.

Методика реализации приема «Ассоциативный рисунок»

Основная парадигма – изображение с помощью образов, символов (схем, фигур, абстракций и т. д.) литературных персонажей (явлений, писателей, проблем и т. д.). При этом важно всё: цвет, форма, техника исполнения, словесное пояснение. Данная методика замечательна тем, что учитывает:



1. Функциональную асимметрию мозга учащихся.

Левополушарные дети обладают вербальным, логическим мышлением; средства их выражения – цифры, знаки, слова. Такие учащиеся выбирают форму схемы, коллажа, композиция их ассоциативного рисунка логична, словесные пояснения стройны и последовательны.

Правополушарные дети мыслят интуитивно, образами. Их работы полны символов, аллегорий, цветовых «пятен», абстракций, часто они алогичны, но при этом не менее интересны.

Методика ассоциативного рисунка не только развивает виды мышления, характерные для лево- и правополушарных детей, но и, что особенно замечательно, открывает перспективы для появления и развития теоретического (логического) мышления у вторых и образного – у первых, не ломая при этом психологии ребёнка. И здесь создается ситуация успеха, столь необходимая в обучении.



2. Индивидуальные наклонности учащихся.

Ассоциативные рисунки «технарей» лаконичны, знаковы, логичны. «Лирики» предпочитают работать с колоритом, дают пространные словесные пояснения, используя мировую символику образности, мифологию.

3. Гендерный подход в обучении.

Мальчики воспринимают и изображают части целого, их интересуют внутренние взаимосвязи, девочки – целое и внешние взаимосвязи. Таким образом, каждый ученик, независимо от пола, возраста, индивидуальных и типологических особенностей, сможет реализовать себя через методику «ассоциативного рисунка». И в этом ее универсальность.

Практические варианты применения методики «ассоциативного рисунка».

1. Нарисовать гербы (какими они могли бы быть) поместий Манилова, Ноздрева, Собакевича и других помещиков, используя правила геральдики.

2. Изобразить линию развития отношений Е. Онегина и Т. Лариной (Е. Онегина и В. Ленского) в виде графика, схемы, модели, рисунка и др.

3. Создать иллюстрацию в манере кубизма (примитивизма, экспрессионизма) к стихотворению В. Маяковского или создать ассоциативный портрет В. Маяковского, используя поэтику эпатажа.

4. Создать символический портрет поэта-символиста.

5. Сделать коллаж по стихотворению(-ям) поэта(-ов) и др.

Автор программы предлагает также интересную и востребованную в современной школе форму контроля – проектную деятельность. В начале учебного года (или во II полугодии) учащиеся выбирают тему проекта. (Это может быть индивидуальный, парный или групповой проект.) Школьники работают над ним в течение учебного года (или полугодия) и в конце года презентуют результаты своей деятельности.

Возможные темы проектов:

1. Тип «лишних людей» в русской литературе XIX века.

2. «Говорящие» фамилии в произведениях русской литературы XIX века.

3. Поэты «чистого искусства».

4. Жанр сонета в зарубежной литературе.

5. Народная легенда о докторе Фаусте и ее воплощение в творчестве русских и зарубежных писателей.

6. Байроновский герой в русской литературе.

7. Творчество поэтов-декабристов.

8. Художественная деталь в творчестве русских писателей XIX века.

9. Собирательный образ русского солдата в русской литературе ХХ века.

10. Тема праведничества в русской литературе.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть основными теоретико-литературными понятиями.



Основные теоретико-литературные понятия:

– Художественная литература как искусство слова.

– Художественный образ.

– Фольклор. Жанры фольклора.

– Литературные роды и жанры.

– Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

– Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

– Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, аллегория, гипербола.

– Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

– образную природу словесного искусства;

– содержание изученных литературных произведений;

– основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

– изученные теоретико-литературные понятия;



уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

– выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

– определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

– давать характеристику героям;

– характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

– сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

– выявлять авторскую позицию;

– выражать своё отношение к прочитанному;

– выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

– строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

– участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

– писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Учебно-методическое обеспечение по литературе:

1. Коровина, В. Я. Литература. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский. – М. : Просвещение, 2011.

2. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 9 класс / В. Я. Коровина, В. И. Коровин, И. С. Збарский. – М. : Просвещение, 2011.

3. Литература. 9 класс : хрестоматия / сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2011.

4. Коровина, В. Я. Литература. 9 класс : метод. советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2003.

5. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 9 классе : кн. для учителя / Н. В. Беляева, О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2011.


Рабочая программа по литературе для 9 класса рассчитана на 105 часов, из них на развитие речи – 7 часов.


Тематическое планирование (105 ч)* по литературе 9 класс

п/п


Наименование

раздела

программы


Тема урока
(этап проектной или исследовательской

деятельности)



Кол-во
часов

Тип урока
(форма
и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы

содержания



Требования к уровню
подготовки
обучающихся

(результат)



Вид контроля.

Измерители



Элементы
дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее

задание


Дата
проведения
















план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Введение

Предмет литературы и его роль в духовной жизни человека

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Шедевры родной литературы. Влияние литературы на потребность общения с искусством, развитие творческой читательской самостоятельности. Литература как искусство слова

Знать: теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, художественное отображение действительности, историко-литературный процесс.

Уметь: вступать

в речевое общение, использовать различные источники информации


Записать основные положения лекции учителя. Обосновать собственное отношение к предмету литературы

Рассказать

о самостоятельно прочитанном произведении, которое заставило задумать


о смысле жизни, об отношении к близким, друзьям
и т. д.

Сформулировать вывод: какова роль литературы в духовной жизни человека. Прочитать с. 3 учебника







2

Из древнерусской литературы

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров

1

Урок усвоения новых знаний.

Беседа


Люди Древней Руси. Быт и нравы. Высокий уровень культуры Древней Руси. Библия как памятник мировой культуры. Роль исторической памяти в жизни человека

Знать: в чем богатство и разнообразие жанров литературы Древней Руси.

Уметь: определять жанры литературы Древней Руси



Прочитать

с. 4–8 учебника. Устно ответить на вопросы 1–4, с. 8



Составить подробный план статьи о древнерусской литературе,
с. 4–8

Перечитать «Слово о полку Игореве». Оформить титульный лист к памятнику древнерусской литературы







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

3–4




Величайший памятник древнерусской литературы «Слово

о полку Игореве». Проблема авторства



2

Урок усвоения новых знаний. Лекция, беседа, работа с книгой

История открытия памятника. Художественные особенности произведения

Знать: содержание «Слова…», его историческую основу, основные версии авторства

Фронтальная проверка домашнего задания

Подготовить сообщения из дополнительных источников о памятнике Древней Руси

Выучить наизусть отрывок из «Слова…» «Плач Ярославны»







5–6




Художественные особенности «Слова о полку Игореве». Идейный смысл «Слова…»

2

Объяснение нового материала. Анализ художественного произведения

Поэтический мир и герои «Слова…», их поступки, роль пейзажа, авторское отношение к изображаемым событиям. Связь «Слова…» с фольклором

Знать: определения теоретических понятий: лирическое отступление, образ автора, пейзаж.

Уметь: формулировать проблематику произведения, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств языка в художественном произведении



Устно подготовить информацию о жизни «Слова…»

в искусстве



Выписать из текста «Слова…» изобразительно-выразительные средства языка, подтвердить цитатами из текста










7–8

Развитие речи

Сочинение на литературную тему:

1. Идеал гражданской и ратной чести князя



2

Развитие речи

Анализ тем сочинений. Структура сочинения. Эпиграф. Устный план. Цитирование. Рассказ об истории

Уметь: создавать

сочинения разных жанров, формулировать тему, идею, проблематику поэтического текста, подбирать эпиграф



Самостоятельная работа




Подготовить устные сообщения по задани-ям на с. 34 учебника, ч. I

(по вариантам)









Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12







Игоря и Всеволода.

2. Две битвы

в «Слове…»

3. Картины природы в поэме.

4. Образ Ярославны

в поэме.


5. Образы «Слова…»

в музыке


и живописи







создания оперы Бородина «Князь Игорь». Прослушивание фрагментов записи оперы
(ария князя Игоря, половецкие пляски). Сопоставление музыкальных характеристик русского воина и половецкого стана. Работа над иллюстрациями В. Фаворского к «Слову…»



















9

Из литературы
XVIII в.

Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм

1

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафосрусского классицизма. Влияние сентиментализма на умы писателей XVIII в.

Знать: определения теоретических понятий; основные черты классицизма, сентиментализма как литературных направлений.

Уметь: производить сравнительный анализ стихотворных текстов



Записи основных положений лекции. Создание устных высказываний




Прочитать

с. 35–41 учебника. Устно ответить на вопросы, с. 40









10–

11





Михаил Васильевич Ломоносов (1711–

1765).


2

Урок усвоения новых знаний.

Беседа, работа с книгой



Ода как жанр лирической поэзии. Величие и могущество Российского

Знать: биографию М. В. Ломоносова, теорию« трех штилей», теорию стихосложения,

Сообщения учащихся

о М. В. Ломоносове.



Презентации

о жизненном

и творческом пути М. В. Ломоносова.


Выучить наизусть отрывок из оды, задание № 3, учебник, ч. I







Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12







Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Оды «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях

М. В. Ломоносова









государства. Значимость роли науки и просвещения в России. Личность великого русского ученого, реформатора, поэта. Анализ од

М. В. Ломоносова. Лексическая работа



особенности жанра оды.

Уметь: анализировать классицистическое стихотворное произведение, определять его жанр, тему, идею, композицию. Находить изобразительно-выразительные средства языка, приводить примеры из текста произведения



Создание устных высказываний

Индивидуальное задание № 4, с. 58 учебника, ч. I









  1   2   3   4   5

  • Методика реализации приема «Ассоциативный рисунок»
  • Требования к уровню подготовки учеников
  • Учебно- методическое обеспечение по литературе
  • Тематическое планирование (105 ч)* по литературе 9 класс