Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по литературе 5 класс




Скачать 402.33 Kb.
Дата11.01.2017
Размер402.33 Kb.
ТипПрограмма
Рабочая программа по литературе 5 класс

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе проекта Федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным языком обучения, программы средней школы: Русская литература 5-11 классы татарских школ.– Казань: Магариф, 2009. Авторы-составители: М.Г.Ахметзянов и др.


Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


  • В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.



Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь)

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Содержание тем учебного курса.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество.
Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.



«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
Сказки о животных. Бытовые сказки.

Сказка «Медведь и лиса». Отражение реальной действительности в сказках о животных.

Сказка «Как старик домовничал». Отражение народной жизни в бытовых сказках.
Татарские народные сказки.

Сказка «Гульчечек» (волшебная) сказка «Лиса и волк»( о животных.) «Как наказывали жадного бая». Герои татарских народных сказок. Волшебное и реальное в татарских народных сказках. Язык и построение сказок. Своеобразие русских и татарских народных сказок.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок.

Русские пословицы и поговорки. Загадки

Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости. Теория литературы пословицы и поговорки. Их отличие.



Загадки. Особенности её построения.
Литературные сказки.

Сказки русских писателей.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Сергей Тимофеевич Аксаков. Детство и гимназические годы писателя. Аксаков В Казани. «Аленький цветочек» «Аленький цветочек»- сказка о верности, долге, красоте души человека. Герои сказки: купец и его дочери. Лесной зверь-чудо морское. Обличение в сказке коварства и предательства.

Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение сказки», «Стальное колечко». Реальное и волшебное сказке. Её близость к народным сказкам.Герои сказки: варюша, боец. И дед Кузьма, воробей Сидор. Сердечность и отзывчивостьВарюши. Доброта бойца.

Шарль Перро. Биография писателя. «Золушка» Осуждение жестокости и добра. Золушка, мачеха,и её дочери. Добря Фея. Близость сказки к русским народным сказкам.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Из литературы XIX века.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Там небеса и воды ясны…», «Песня», «Приход весны» Лиризм и музыкальность стихотворений.

Александр Сергеевич Пушкин. Детство поэта. Михайловская ссылка. «унылачя пора!очей очарованье!», «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»Биографические мотивы стихотворений. Образ няни.Особенности построения стихотворения, передающие чувства и настроения поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» Изображение героического подвига народа в войне 1812 года. - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Саша»(отрывок) Поэт о красоте русской природы. Обояние девочки Саши. «Зелёный шум»описание весеннего сада.

Русские поэты XIX века о родной природе.
Лев Николаевич Толстой. «Колокольчики мои…», «Край ты мой, родимый край...»

Аполлон Николаевич Майков. «Ласточки», «Осень», «Рассвет»

Иван Саввич Никитин. «Утро», «Ярко звёзд мерцанье…»

Лев Николаевич Толстой. Детство писателя. Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Мальчики». Гимназисты «Монтигомо Ястребиный коготь» и его друг Володя Королёв. Их мечты и планы.

Литература XX века

Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Рассказ «Косцы». Поэтическое изображение природы.Воспивание силы идушевной красоты русских крестьчн. Лирика. «Помню-долгий зимний вечер…»Мир вопоминаний в лирике поэта.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Белый пудель.» Сюжет рассказа. Трудная судьба бродячих артистов мартына и Лодыжкина-шарманщика и Серёжи.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Русские поэты XX века о родной природе.

Александр Александрович Блок. «Там неба осветлённый край…», «На лугу», «Ворона». Светлая любовь поэта к родной природе.

Сергей Александрович Есенин. «Идёт зима – аукает…», «Черёмуха». Песенно-напевной характер стихотворений Есенина.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «Дети подземелья». Картинны нищеты и страдания бедных людей. Протест против социального неравенства и унижения людей.

Михаил Михайлович Пришвин. Биография писателя. «Этажи леса». Тема бережного отношения к природе.

Константин Георгиевич Паустовский. Биография писателя. «Мещорская сторона» .Лирические картины родной природы.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья.Оптимистическое восприятие окружающего мира. «Июльская гроза». Забота родителей о детях. «Любовь к родине, или путешествие воробья». Желание принести людям радость.

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Зимний дуб». Поэтические картины зимнего леса. Описание зимнего леса.

Николай Михайлович Рубцов. Биография писателя. «Ласточка», «Первый снег», «Жеребёнок». Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой. Мотив взаимосвязи жизни природы и человека.

Александр Яковлевич Яшин. Слово о писателе. «Журавли». Писатель о бережном отношении к природе.

Василий Иванович Белов. Слово о писателе. Рассказ «Скворцы». Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности, закладываемой с детства. «На родине». Выразительное описание ярких картин природы.

Юрий Павлович Казаков. Биография писателя. «Арктур-гончий пёс». Сюжет рассказа. Призыв к доброте и сострадания.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

«Германча находит друзей». Описание суровой природы Сибири, жизни, быта, людей.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Учебно-методический комплекс:
Русская литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса татарских средних общеобразовательных школ: В двух частях. Под ред. М.Г.Ахметзянова..–Казань: Магариф, 2010

И.В.Золотарева , Н.В.Егорова. Универальные поурочные разработки по литературе для 5 кл. –М.: ВАКО,2005.






п/п

ТЕМЫ УРОКОВ

дата

Сопутству-ющее

Повторение

Оборудо-вание

Словарная

работа

Развитие

речи

Результаты обучения

Творческая

работа

по плану

фактич.

1

Введение. Роль книги в жизни человека

Литература как искусство слова









Беседа о предмете, о любимых русских писателях, чтение некоторых стихов наизусть

Выставка книг, выс-казывания о книгах


Учебник,обложка,титул, форзац, сно ски, оглавле ние, автор, редактор, кор ректор, набор щик, фронтис пис, каптал

Объяснение смысла высказываний, пословиц

Знать, какую роль играет книга в жизни человека, общества

Знать, специфику нового учебного материала, устройство книги

Уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме.


Составление памятки «Как относиться к учебнику»



2

Сказка — вид народной про-зы. Виды ска-зок.СказителиВолшебные сказки







5 вопросов со стр. 6

Виды сказок



Сборник сказок

Магия, фантазия, волшебство

Объяснение смысла высказы

ваний, пословиц, пересказ известных сюжетов сказок



Знать , что такое сказ-ки, классификацию сказок. Уметь переска-зывать сказки, объяснять значение фразеологизмов, «рождённых» сказками.

Сочинение сказок о различных природных явлениях

3

Сказка «Царевна - лягушка»







Сказки Виды сказок

Иллюстрации к сказке

Боярский двор, красное солнце, не тужи

Пересказ отдельных отрывков

Уметь пересказывать отрывки

Чтение сказки по ролям: автор, царь, 3 сына, лягушка




Какие сказки татар-ского народа схожи с «Царевной- лягуш-кой

4

Бытовые сказки. Пере-сказ сказок «Как старик домовничал», «Лиса и медведь»







Виды сказок

Иллюстрации к сказке

Героическая сказка

Выразительное чтение отрыв-ков, анализ иллюстраций

Знать героев волшеб-ной сказки.Уметь пересказывать волшебную сказку, находить отражение народных идеалов, определять сюжет; уметь мотивировать ответ

Сочинение современной бытовой сказки

5

Татарские народные сказки







Виды сказок




Гульчечек

Выразительное чтение отрывков

Знать героев татар-ских сказок, уметь пересказывать их на русском языке, уметь мотивировать ответ на вопросы к сказке




6

Ур. вн.чт. «Что за прелесть эти сказки»







Сказки волшебные, бытовые, о животных

Рисунки учащихся, выставка сб. сказок




Пересказ отрывков

Чтение сказок по ролям.

Пересказ любимых сказок




Сочинение собственной сказки

7

Малые жанры фольклора







Виды жанров УНТ

Пословицы и поговорки

фольклор




Раскрытие мудрости, поучающего смысла, многообразие сюже-тов и совершенство формы рус. нар. пословиц и поговорок, раскрытие сходств и различий двух жанро-вых форм фольклора

1)Записать в тетради 10 пословиц и 5 поговорок

2) записать 10 загадок



8

Загадки







Сравнение, звукоподражанияВиды жанров УНТ

Загадки из разных источников




По очереди загадать загадки, а остальным отгадывать

Умение логически мыслить, раскрытие мудрости народной

узнать о происхождении загадок



Сочинение загадок

9

Лит-ые сказки. А.С. Пушкин Детство и нач. творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог)







Виды жанров УНТ

Виды сказок



Портрет поэта, иллюстрации к сказке

Пролог, Лукоморье, учёный, неве-домый,витязь, чародей, ви-дение, чре-дой, пленяет, чахнуть

Выразительное чтение Пролога

Знать факты биографии Пушкина, влияние народного творчества на будущего поэта

Уметь понимать мир пушкинской сказки



Иллюстрирование пролога

10

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием










Портрет поэта, иллюстрации к сказке, тест по биографии поэта

Издалече, величать, сыскался, спознали…

Выразительное чтение отрывков, обсуждение произведения

Знать факты биографии Пушкина, историю рождения пушкинской сказки и её содержание влияние народного творчества на будущего поэта

Уметь понимать мир пушкинской сказки



Иллюстрирование сказки

11

Анализ сказки.

Основные образы сказки












Иллюстрации к сказкам




Сопоставительный анализ царевны и царицы, выразит чтение отрывков, пересказ

Знать отличие авторской сказки от народной

Уметь делать сопоставительную характеристику центральных героев сказки



Составить викторину по авторским сказкам

12


РР:Выразительное чтение Сопоставление «Сказки о мёртвой царев-не…» А.С.Пушкина

и сказки В.А.Жуковско

го «Спящая царевна»











Поурочн.р.с. 288-291 Иллюстрации к сказкам




Сопоставительный анализ, выразит чтение отрывков

Знать отличие авторской сказки от народной

Уметь делать сопоставительную характеристику центральных героев сказки, двух авторских сказок




Написать рассказ о царевне по плану


13-

14


С.Т.Аксаков. Красота души человека в сказке «Алень-кий цветочек»







Литературные сказки

Портрет Аксакова.

Ключница, парча, бурлицкий жемчуг




Анализ 1-ой части, ответы на вопросы

комментированное чтение учителем последней главы



Составить план последней главе

найти сказочные выражения,детство и гимназические годы Аксакова, Аксаков в Казани



15

Реальное и волшебное в сказках.К.Г.Паустовского «Рождение сказки», «Стальное колечко»







Виды сказок

Выставка книг Паустов-ского




Пересказ отдельных отрывков







16

Осуждение жестокости и коварства в сказке Ш.Перро «Золушка»







Какие сказки Перро вы знаете?

Выставка из сказок писателя, портрет Перро

Золушка — от слова зола







Какие сказки татарского народа повествуют о схожем?

17

Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»







Андерсен — непревзойдённый сказочник

Выставка из книг сказочника

Гадкий утёнок

Сжатый пересказ сказок

Знать виды сказок,

уметь их различать




































18

Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа В.А.Жу-ковский. Биог-рафия поэта. Лирика. «Там небеса и воды ясны»,«Песня» «Приход весны»










Литерату-роведче-ский словарь школьника

поуроч. Разр.,5 клс.69-70



Стихи, проза, ритм, рифма, стопа

Анализ стихотворений, рифмы(мужская, женская парная

(соседняя) перекрёстная, кольцевая (опоясывающая)



Знать различие между стихотворной и прозаической речи.

Уметь определять, рифму, способ рифмовки, стопу, составлять ритмический рисунок



Игра «Рифмы»

19

Биографичес-кие мотивы стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»







Стихи Пушкина наизусть

Выставка из книг Пушкина

Очарованье, веретено, мгла,багрец, унылая пора

Выразительное чтение наизусть

Композиция стихотворения

умение разбить текст на сегменты, озаглавливание каждой части






20

Образ няни в творчестве Пушкина. Родная приро-да в его стихотворе-ниях







В каких произведе-ниях Пуш-кин запе-чатлел образ няни

Выставка книг

портрет поэта



Глушь лесов, дряхлая светлица

Беседа о Пушкине и о его няне

Уметь раскрыть биог-рафические мотивы стихотворения

работать над образом няни Арины Родионов-ны развить познават. деятельность уч. о теории литературы






21

Ур. вн.чт. А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимняя доро-га». «Зима, крестьянин, торжествуя...»










Выставка книг

портрет поэта















22-

23


Композиция и особенности повествования стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»







Что вы знаете о Лермонтове

Альбом «М.Ю.Лермонтов», ф.Рубо «Панорама Бородинской битвы»

Племя, редут, лафет, бивак, кивер, улан, картечь, драгуны

Выразительное чтение стихотворения, анализ стихотворения, беседа по содержанию

Знать историю сражения по Бородином, биографию Лермонтова, содержа-ние стихотворения «Бородино»Уметь определять особен-ности организации текста стихотворения, делать художественный анализ текста




24

Детство И.С.Тургенева, начало твор-ческой дея-тельности. История соз-дания «Муму». Знакомство с героями. Герасим в деревне и в городе







Какие рассказв Тургенева читали

Портрет Тургенева

Поур. р. 5 кл. с. 107-115, большая синяя книга о писателе



Муму, прототип

Устное рисование

Знать содержание произведения, своеобразие Тургенева-повествователя

Уметь сравнить физическое и душевное состояние героя в деревне и в городе, уметь показать , какие перемены произошли с Герасимом



Дневник Герасима

25

Герасим и Татьяна
















Беседа по вопросам, индивидуальные сообщения

Знать содержание произведения, своеоб-разие Тургенева-повес-твователя Уметь показать, как добр, заботлив и велико-душен Герасим в отно-шениях с Татьяной

Дневник Герасима

26

Герасим и Муму










Иллюстра-ции к рассказу

Динамика, статика

Выразительное чтение, пересказ эпизодов

Уметь кратко переска-зывать текст, делать художественный пересказ отдельного эпизода

Монолог Муму

27

Герасим и дворня.

Герасима ли-шают един-ственной радости












Иллюстрации к рассказу

Нравственное превосходст во, независи-мость, беском промиссность человеческое достоинство

Устное рисование Герасим и другие герои

Уметь показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя

Создание иллюстраций к эпизодам

28

Возвращение Герасима в деревню










Иллюстрации к рассказу

эпилог

Обсуждение отдельных эпизодов, пересказ произведения

Уметь делать частичный анализ центральных эпизодов прочитанного к уроку, проследить изменения, происшедшие в главном герое.

Рассказ о немом дворнике от лица других персонажей

29

Ур.р.р. Характерис-тика героев. Совершенствование навы-ков подроб-ного описания
















Составление плана

Татьяна — устная характеристика по плану




30

Н.А.Некрасов «Саша»отры-вок, «Зелёный шум»







Какие стихи Некрасова знаете?

Папка с материалами о поэте, портрет. Поур.р. 5кл. с.294-295







1)Дать сведения о детстве поэта; 2)показать тв-во поэта о красоте русской природе

Сделать рисунки.

Как вы боретесь за экологию ваших лесов, рощ?



31

Русские поэты о родной при-роде.А.К.Тол-стой «Коло-кольчики мои», Край ты мой, родимый край







Обзорное знакомство с творчест-вом поэтов о родной природе, о родине

Поур. р. 5 кл.

интонация




Нахождение элементов народного языка, народной интонации




32

А.Н.Майков «Осень», «Ласточки», «Рассвет», И.С.Никитин «Утро», «Ярко звёзд мерца-нье»










Поур.р. 5 кл.

Мерцанье, олицетворение, эпитет

Ответы на вопросы к стих-ю,

ассоциации при чтении



Развивать любовь к поэзии, навыки выразительного и внимательного чтения




33

Л.Н.Толстой. Детство писа-теля. История создания рас-сказа «Кавказ-ский пленник»







Что вы знаете о Толстом?,

о его жизненном пути?



Портрет, Поур.р. 5 кл. с. 308-310




Комментированное выразительное чтение 1-ой части рассказа

Знать общие сведения из биографии Л.ТолстогоУметь ана-лизировать эпические произведения, работать с литературоведчес-кими терминами

Кровопролитная война на Кавказе на современном этапе

34

«Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жи-лин и горцы.







Какое положение на Кавказе на современном этапе

Портрет писателя Поур.р. 5 кл. с. 308-310

Идея, сюжет, рассказ

Аналитический пересказ эпизода «Жилин и горцы»

Знать общие сведения из биографии

Л.ТолстогоУметь анализировать эпи-ческие произведения, работать с литературо-ведческими терминами



Кровопролитная война на Кавказе на современном этапе

35

Жилин и Костылин










Портрет писателя Поур.р. 5 кл. с. 308-310

Авторская позиция, идея, говорящая фамилия

Аналитический пересказ и чтение по ролям эпизодов

Знать содержание произведения «Кав-казский пленник».

Уметь отбирать мате-риал из текста для ра-боты над темой; уметь составлять сопостав. характеристику героев



Сообщение «О чем рассказала фамилия моих предков»

36

Как работать над сочине-нием «Жилин и Костылин: разные судьбы»







Как называются композиционные части сочинения

Поурочные разр. 5 кл., с. 313-315

Джигит,смирный,пассив-ность, активность

Работа над планом сочинения

Работать над типом речи рассуждением, обучать работе над композицией сочинения




37

Юмористичес-кий и сатири-ческий талант А.П.Чехова. Рассказы Анто-ши Чехонте. Рассказ «Мальчики»







Какие произведения Чехова вы знаете?

Портрет. Высказывание Чехова. Поур.р. 6 кл.298-301

Сюжет, композиция, завязка. Развитие сюжета

Найти и записать сюжетные линии в сказке Паустовского «Стальное колечко»

Обсуждение статьи уч. хрестоматииПоде-литься впечатлениями от рассказа и разоб-раться в том, что его делает интересным

Найти и записать сюжетные линии в сказке К.Г.Паустов-ского «Стальное колечко»






38

Природа И И. Бунин «Косцы». Человек и

природа в рассказе «Косцы»













Портрет. Выставка из книг

Поур. р. 5 кл. с. 323



Нобелевская премия Рассказ, рассказчик

Словесное рисование, работа с иллюстрациями

Обучать словесному рисованию. Выразительному чтению, развивать аналитические навыки

Написать сочинение-миниатюру «Какое впечатление произвёл на меня рассказ Бунина»

39

Лирика И.А.Бунина. «Помню долгий зимний вечер»







Сюжетные линии в сказке Пауст-ого «Стальное колечко». Что вам известно о тв-е Б-а

Портрет. Выставка из книг

Поур. р. 5 кл. с. 323



Лирика, поэзия, поэт, прозаик




Работать над анализом стихотворения




40

Трудная судьба бродячих ар-тистов в рас-сказе А.И.Куп-рина «Белый пудель»







Краткое знакомство с биографи-ей ,твор-чеством Куприна

Портрет. Выставка из книг





Анализ эпизода спасения Арто

Показать трудную судьбу бродячих артистов




41

А.И.Куприн «Тапер».

Талант и труд в рассказе















Ирония.

Рождествен-ские сказки



Сочинение миниатюра «Каков смысл названия рассказа»

Развивать навыки комментированного чтения, обучать работе с художественной деталью

Справка о Рубин- штейне, Антоне Григорьевиче- русском пианисте композиторе дирижере

42

А.А.Блок «На лугу»,«Ворона.С.Есенин «Идет зима- аукает», «Черемуха»







Стр.344

Портреты поэтов




Поэзия, проза

Описать кар-тину, возника-ющую после прочтения сти-хотворений

Уметь работать над комплексным анализом стихотворений




43

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец







Что вы знаете о творчестве В.Г.Короленко

Портрет, книга Миронова «Короленко»(М,1962)

Пан, бродяжничество

Описание отношений отца и сына

Обучение аналитическому пересказу по плану

1. Тяжелая утрата разрушила отношения отца и сына

2. Бродяжничество Васи.


Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей

44

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей







Проверка знания текста - тест

Портрет. Выставка из книг

Поур. р. 5 кл. с. 325



«серые камни»,

Словесное рисование, описание часовни

Развитие навыков комментированного чтения, обучение словесному рисованию

Есть ли среди нас дети с такой судьбой? Милосердны ли мы к ним?

45

Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением










Портрет, книга Миронова «Короленко»(М,1962)Портрет. Выставка из книг

Поур. р. 5 кл. с. 325






Идея: дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васи-ным наклоннос-тям, доброте, вернула добрые отношения с отцом

Уметь проводить работу с текстом

Милосердие и любовь к людям. Беседа

46

Разв.р. Харак-теристика героев. Иллю-стрирование с последующим обсуждением







Что мы узнали о Короленко







Работа над планом сочинения

Умение работать над сочинением, характеристикой герою, описанием иллюстрации

Милосердие и любовь к людям. Беседа

47

Внеклассное чтение: А.П.Чехов «Ванька», Н.Г.Гарин-Михайлов-ский «Детство










Портрет. Выставка из книг

Поур. р. 5 кл. с. 329 - 331



Милосердие, добродушие, малодушие




Показ трудного положения детей до революции




48

Р.речи.Обуче-ние д. сочине-нию по пове-сти «Дети подземелья»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Маруся и Соня: два детства »













Милосердие, добродушие, малодушие

Работа над планом сочинения

Умение работать над сочинением





49

Тема береж-ного отноше-ния к природе в рассказе М.М.Пришви-на «Этажи леса»







Что вам известно о Пришвине

Разработка урока в папке «В помощь учителю»

Этаж

Работать над выразительными средствами: эпи-теты, метафоры, олицетворения, сравнения

Уметь показать любовь пис-я к родной земле как выражение патриот-го чувства, поэтичность языка

«Мой край лучший» беседа

50

Лирические картины род-ной природы в рассказе-опи-санииК.Г.Паус-товского «Мещорская сторона»








Что вам известно о творчестве Паустовско-го


Портрет пис-я,

поур.р.5кл. с.140-144

Куга-болот-ный трост-ник,поёмные,просвет, чёлн, осокорь, лоза, светляк, , Мещора


Какой эпизод в рассказе является главным?


Уметь показать любовь пис-я к родной земле как выражение патриот-го чувства, поэтичность языка


«Мой край лучший» беседа.

Какие произв-я о природе тат-х писателей вы знаете


51

А, Платонов «Никита». Обучение комментированному чтению. Быль и фан-тастика. Душевный мир главного героя







Какие произведе-ния Платонова вам знакомы?

Портрет. Поур.р. 5 кл. с.342-346




Комментированное чтение эпизода встречи Никиты с отцом

составление плана рассказа о главном герое



Знакомство с рассказом Платонова развитие навыков выборочного комментированного чтения




52-53

А.Платонов. Сюжет рассказа «Июльская гроза»







Почему отец сказал, что у Ники-ты доброе сердце?

Картина Маковского «Дети, бегущие от грозы», рассказ Л.Н.Тол-стого «Июльская гроза»







Показ смелости и находчивости девочки, любви бабушки к внукам, заботу родителей о детях

Развитие умения описания ржаного поля и июльской грозы



Написать рассказ из своей жизни: «Каким я запомнил грозу?»

54

Любовь к родине даже у птиц. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»







Чтение рассказов «Каким я запомнил грозу?»

Портрет писателя, книги для выставки

Скрипач, пьедестал. Футляр, поодаль, засветло, скудный, вдаль, залоснился, расщелина




Показ мастерства Платонова в изображе-нии самого обычного как приключение.

Развитие навыков погружения в текст

работа над вырази-тельностью речи





55-56

Природа в изображении Ю.Нагибина в рассказе «Зимний дуб»










«Литерату-ра в школе»

Кубанка, бубнил, напрямик, чащоба, редняк, сохатый (олень)

Работа над анализом рассказа

Работа с иллюстрациями зимнего дуба



Знакомство с творчеством Нагибина.

Показ любознательности мальчика, поэтических картин природы зимнего леса.

Умение видеть красоту


а) Нарисовать иллюстрацию зимнего дуба.

б) Описать дерево, которое вызвало у вас восхищение



57

Русские поэты 20 века о Роди-не и о природе.

Н.М.Рубцов,










Какие стихи о природе знаете

Портрет Рубцова,выставка из книг,репро-дукции — пейзажи средней полосы России, стихи

Эпитет, инверсия

Работа над комплексным анализом стихотворения Рубцова «Родная деревня»

Обучение комплек-сному анализу стихот-ворения работа над выразительностью речи

прослушивание 1-2 ответов по плану комплексного анализа, данного учителем






58

В.И.Белов. «Скворцы» - рассказ о жизни дружной крестьянской семьи







Рассказ выученных стихотворений наизусть

портрет писателя


Лирическая проза




Обучение углублён-ному чтению, выра-зительное чтение учащихся по абзацам, ответы на вопросы,

работа с вопросами и заданиями учебника



Составить рассказ «Как мы встречаем прилёт скворцов?»

59

Слово о писа-теле Ал. Яков-левиче Яшине. «Журавли»







Чтение рассказов

Портрет писателя, выставка из книг

психология




Понять психологи-ческую глубину рассказа выразитель-ное чтение учащихся




60

Ю.Казаков. Русский север в творч. судьбе писателя. «Арктур — гончий пёс» - рассказ — при-зыв к доброте и состраданию










Портрет писателя в ж-ле «Лит. В школе»

Гончий, сострадание, финал, целомудрен, обитатель

сюжет и герои рассказа

Усвоение роли пейзажа в рассказе

Понять призыв к доброте и состраданию



Сделать иллюс-трацию к рассказу или написать рассказ о своей любимой собачке

61

Ур.вн.чт.

Ю.П.Казаков «Тедди»







Биография Казакова

Портрет писателя. «Лит. в школе»








Умение пересказа




62-

64


В.П.Астафьев «Васюткино озеро» Автоби-ографичность произведения. Черты харак-тера героя и его поведение в лесу







Какие произведе-ния Астафьева вам известны?

Портрет на обложке ж-ла «Лит. в школе» №7, 2001

книги Астафьева,





Дожди вспучили рыбу, промысел, рассолодели, нету фарту, за одну тоню — невод с уловом рыбы



Работа в группах

Основные черты характера героя.

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка рас-а


Показ автобиогра-фичной основы рассказа, живости и красоты изображения природы Сибири,

воспитание уважения смелости мальчика

обучение анализу прозаического текста





65

В.П.Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе







Пересказ 1-предпоследних глав

Поур.р. 5 кл. с. 346-350

Вомлая пелена. всполошился,угрюмость, просвет

«Открытие» Васюткой нового озера

Комментированное чтение эпизодов о природе

обучение составлению аналитического комментария






66-67

Гуманистический пафос рас-сказа В.П.Астафьева «Гирманча находит друзей»










Поурочные р. 5 кл. с. 358 - 359




Работа над вариантами карточек-заданий




Составить устное сообщение «Мои друзья»

68

Внекл.чтение. «Моя люби-мая сказка»







Вопросы викторины стр.400










Развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудни-чества

Придумать свою сказку, где героем стал бы обычный предмет

69

Итоговый урок.«В стране Литературы»

Список литературы для внеклассного чтения в 6 классе









Какие про-изведения, изученные в этом году, вам особен-но понрави-лись? Почему?











Повторить и закрепить изученный за весь учебный год материал




70

Резервный урок

























Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Программа по литературе для 9 класса создана на основе Федерального Закона «Об образовании в рф»
files -> Тематическое планирование по литературе, 9 класс
files -> Рабочая программа по русской литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:  пояснительную записку
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Апастовского муниципального района рт
files -> Рабочая программа по предмету литература для 11 класса
files -> Рабочая программа по литературе для 11 класса учителя высшей квалификационной категории