Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по курсу регионального компонента «Литературное краеведение»




Скачать 220.42 Kb.
Дата28.06.2017
Размер220.42 Kb.
ТипПрограмма
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу регионального компонента

«Литературное краеведение»

для 8 класса


Составил :учитель русского

языка и литературы

Афонина Е.В.


п. Новопокровка 2014-2015г




пояснительная записка

Рабочая программа включает все предметные темы, предусмотренные государственным стандартом (Региональный компонент государственного стандарта общего образования. Приказ МО от  5 марта 2004 г. №1089). Учебный курс литературного краеведения в 8 классе ориентирован на выработку у школьников способов деятельности, лежащих в основе предметных (ключевых) компетенций, определённых ценностно-мировоззренческих установок, необходимых для формирования личности ученика.

   Программа составлена на основе типовой программы по литературе для 7-9 классов общеобразовательных школ под ред. Л.В.Поляковой, В.Т.Дорожкиной и др. Тамбов,2006 год .

Последовательность изучения литературного  материала и работы по развитию связной речи дана в соответствии с программой для 8 класса.

Особенности развития России, её национальной культуры и тради­ций исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.

На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в российской школе остаётся «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитания внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.

Обучение по предлагаемой профамме «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чьё твор­чество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохно­вившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «кор­ней» писали многие, в том числе Д.С. Лихачёв: «...понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не суще­ствуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной» (Лит. газета. 1980. 12 марта).

Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. С ней связаны имена Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского. М.Ю. Лермонтова. С.Н. Сергеева-Ценского, Е.И. Замятина, А.П. Платоно­ва. Н.Е. Вирты, А.И. Солженицына и многих других. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся по­чувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художествен­ную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.

Ценность литературного краеведения заключается в том. что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имею­щиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятни­кам культуры края.

   На изучение литературного краеведения  в 8 классе отводится 16 часов ,1 час в неделю в 1 полугодии.

 Цель изучения курса литературы в 8 классе является: на основе коммуникативно -деятельностного подхода к процессу обучения восьмиклассников литературному краеведению формировать литературно компетентную личность.

Образовательная цель курса – формирование и совершенствование знаний, умений и навыков восьмиклассников в процессе освоения литературного краеведения.

Практическая цель – приобретение учащимися практических навыков выполнения жизненно необходимых видов литературного развития, подготовка к дальнейшему успешному освоению литературы, всех богатств национального литературного наследия, развитие литературоведческих, аналитических, творческих способностей, чувства самостоятельности.

Воспитательная цель – воспитание у восьмиклассников ценностного отношения  к литературе на основе идеи литературного, эстетического идеала, уважительного отношения к жизни, судьбе и творчеству писателей, расширение  литературоведческого кругозора. Воспитывать любовь к отчему краю на примере творчества писателей и поэтов, рождённых или проживавших в Тамбовском крае или написавших свои творения по следам впечатлений от пребывания на Тамбовской земле.

                                                                       



Задачи курса

Цель курса определяет характер конкретных задач:



  • Воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

  • Сформировать их представление о месте Тамбовского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

  • Расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Тамбовского края;

  • Помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;

  • Развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.


Основные формы организации учебного процесса по литературному краеведению в 8 классе.

1.Классический урок

2.Литературная  экскурсия  - уроки путешествия.

3.Урок-семинар.

4.Урок-практикум.

5.Творческая мастерская.

6.Литературная  презентация.

7.Урок-концерт.

8.Урок-диспут.

9.Урок-поэтическая гостиная.

10.Уроки-спектакли (элементы инсценирования_)

11.Уроки-проекты.

12.Уроки-зачёты.

13.Уроки освоения теории литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

учащихся 8 класса
В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны

знать и понимать:


  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

  • историю создания произведений;

  • биографии писателей, названия и содержание изученных про­изведений: характеристику героев; характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отражённые в изученных произведениях;

  • жанровые особенности произведений;

  • тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть.

Уметь;

  • в анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

  • выявлять отношение автора к изображаемому и давать произ­ведению личную оценку:

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произве­дения;

  • давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;

  • составлять рассказ об авторе книги;

  • подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произве­
    дении;

  • выразительно читать произведения или их фрагменты, в том
    числе выученные наизусть;

  • делать обзор публикаций по литературному краеведению и
    анализировать их;

  • работать со справочной и критической литературой;

  • вести переписку с писателями края.

Контроль знаний предполагает защиту творческих и исследова­тельских работ учащихся по изученному материалу.
Формы аттестации обучающихся
Промежуточными формами аттестации могут быть:


  • анкеты, тесты;

  • сочинения;

  • оформление стендов, альбомов;

  • выпуск стенгазет.

Итоговая аттестация:

  • творческая работа по изученному или не охваченному данной программой краеведческому материалу или защита проекта;


Литература и средства обучения:

1. «Родной мой край литературный»: Рекомендательный указатель литературы для учащихся 7-9 классов / Сост. Л.И. Никитина. - Тамбов,



  1. Авдошенко Г..В. Державин в Тамбове. -Тамбов, 1962.

  1. Алексей Михайлович Жемчужников. Памятка читателям / Сост.
    Т. Ушакова. - Тамбов. 2001.

  2. Гордеев Н.М., Пешков В.А. Тамбовская тропинка к Пушкину

  3. П.Дорожкина В.Т. Литературная жизнь: прошлое и настоящее. Фратменты: истории Тамбовской областной писательской организации.

  4. 12. Грот. Я. Жизнь Державина. — М.: Алгоритм, 1997.

  5. Западов А.В. Державин («Жизнь замечательных людей»). - М.,

  6. 1958.

  7. Полякова Л.В. Выбор. Страницы литературно-краеведческой критики. - Тамбов, 1996.

  8. Русская литература о Великой Отечественной войне: Материалы

  9. регионального научно-методического «круглого стола». -Тамбов, 2005.

  10. Сочинения Козьмы Пруткова. - М., 1996.

  11. Тамбов на карте генеральной...Литературно-художественные и

  12. публицистические произведения. - Воронеж, 1986.

  13. Тамбовский писатель - 2004. Стихи и проза. - Тамбов, 2004.

Средства обучения

Книжно-журнальные выставки произведений писателей и публикаций о них.

Плакаты с фотографиями писателей и их высказываниями о Тамбовском крае.

Стенды к урокам по теме «Великая Отечественная война в творчестве тамбовских авторов»

Видео- и аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне.

Презентации о жизни и творчестве писателей и их связи с Тамбовской землей.



Образовательные электронные ресурсы:

1.Русский переплет: литературный журнал-http://www.pereplet.ru/

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке.

http://conf.cpkro.kirov.ru/load/proektno_issledovatelskaja_dejatelnost_v_ou/3-2-2  

http://encyklopedia.narod.ru/bios/lit/derzhavin/tambovskiy.html-Г.Р.Державин

Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи,

экскурсии



Введение.

1




Родной край как источник творчества

4




Поэзия Тамбовского периода

6

1

Проза

5




Итого

16





Содержание программы

(16 часов)

Тема 1. Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении. Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.

Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение. Из истории литературного краеведения.

Соотношение регионального и историко-литературного принципов изучения литературы. Специфика учебного материала и принцип его отбо­ра. Система типов уроков и форм внеклассной работы. Анализ новейших работ по вопросам изучения литературного краеведения в школе, литера­турного краеведения Тамбовской земли. Локальный метод изучения лите­ратуры и культуры родного края. «Край» как образ или герой литературно­го произведения. '(Тамбовский текст» в художественной литературе.

Современное состояние литературного краеведения Тамбовского ре­гиона. Основные краеведческие работы В.Е. Андреева, ВТ. Дорожкиной, Б.И. Илёшина, Н.Н. Наседкина, В.П. Пешкова, Л.В. Поляковой, их харак­теристика.



Тема 2. Литературная жизнь Тамбовского края XVII XXI веков.

Понятие «литературная жизнь края». Литература края периода Древней Руси. «Тамбовский летописец», история и содержание. Связь выдающихся деятелей литературы (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, С.Н. Терпигорев, А.М. Жемчужников, ЕМ. Замятин, М.И. Цветаева, А.С. Серафимович, С.Н. Сергеев-Ценский, А.П. Платонов, Н.В. Вирта, А.И. Солженицын и другие) с Тамбовским краем. Становление и развитие литературы региона как историко-культурный процесс. Литера­турно-краеведческая классика и её место в истории русской литературы XVIII - XX веков.

Творческие взаимоотношения писателей. Е.И. Замятин и А.К. Во-ронский. Региональные традиции поэтического творчества. Художествен­ные открытия прозы.

История создания областной писательской организации. Состояние литературы Тамбовского края. Деятельность литературных объединений, издательская работа. Выездное заседание совета по прозе Союза писателей РСФСР.



Тема 3. Державин Гаврила Романович. Социально-культурная дея­тельность, типографское дело. Поэзия тамбовского периода творчества: «На смерть графини Румянцевой», «Осень в селе Зубриловке» («Осень во время осады Очакова»), «Желание зимы» и другие. Тематическое разнооб­разие. Роль поэта в совершенствовании поэтики классицизма. Философич­ность, метафоричность художественного мышления поэта.Памятник Г.Р. Державину в Тамбове (скульптор К.Я. Малофеев, ар­хитектор А.С. Куликов).

Тема 4. Пушкин Александр Сергеевич. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Предки поэта: А.Ф. Пушкин (1717 - 1777) - тамбовский вое­вода (1772); П.М. Пушкин (? - 1684) - полковой воевода в г. Козлове (1653 - 1656); М.А. Пушкина-Ганнибал (1745 - 1818) - «тамбовская бабушка» А.С. Пушкина. Стихотворение «Моя родословная». Тамбовские адресаты лирики Пушкина. Стихи, посвящённые Е.А. Баратынскому, Е.П. Бакуни­ной, А.П. Керн. Творческое содружество А.С. Пушкина и А.Н. Верстов-ского. Романсы на стихи Пушкина «Чёрная шаль», «Цыганская песня»; симфоническая кантата Верстовского на стихотворение Пушкина «Пир Петра Первого».

Тема 5. Баратынский Евгений Абрамович. Связь с Тамбовским краем. История Мары. Лирика поэта. Анализ стихотворений, написанных в Маре («Стансы», «Она», «Не бойся едких осуждений», «Песня», «Запусте­ние» и другие). Начало работы над поэмой «Наложница» («Цыганка»). Ак­тивная духовная жизнь поэта, свободолюбивые настроения и ощущение приближающейся «бури». Переход от романтизма к реалистическому ис­кусству. Мотивы одиночества и религиозные настроения.

Музей Е.А. Баратынского в Умётском районе.



Тема 6. Лермонтов Михаил Юрьевич. Вопрос о посещении поэтом Тамбова. Поэма «Тамбовская казначейша» и общий социально-бытовой колорит провинциального губернского города, где «зданье лучшее ост­рог». В.Г. Белинский о «родовых характеристических приметах» творче­ства Лермонтова. «Тамбовская казначейша» и роман А.С. Пушкина «Ев­гений Онегин». Характер юмора и иронии в поэме. Роль эпиграфа и осо­бенности сюжетного построения. Иллюстрация М.В. Добужинского к произведению.

История памятника М.Ю. Лермонтову в Тамбове.



Тема 7. Терпигорев Сергей Николаевич. Биография писателя. «Вос­поминания» о Тамбовской губернской гимназии. Обзор произведений, свя­занных с жизнью Тамбовского края («Раскаты Стенькина грома в Тамбов­ской земле». «Тамбовские семирамидины сады»). История публикации цикла «Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещи­ка». Связь с традициями русской литературы. Автобиографическая основа. Анализ очерка «Новый барин». Роль эпиграфа. Образы города и деревни. Характеры Подутольникова, Сладкопевцева и средства их художественно­го выражения. Историко-литературные ассоциации.

Тема 8. Жемчужников Алексей Михайлович. Из деятельности Козьмы Пруткова. Тамбовский период творчества поэта. Стихи из сборни­ков «Песни старости» и «Прощальные песни»: «Лесок при усадьбе», «Ста­рая ракита», «Родная природа», «Возвращение холодов» и другие. Соци­альный колорит и зрительность образов поэзии. «Сезонные» стихи и их поэтика. Авторское «я» и союз поэта с природой.

Тема 9. Замятин Евгений Иванович. Биография писателя. Связь его творчества с Тамбовской землёй («На куличках», «Русь» и другие). Жизнь русской провинции, её топография, картины природы, этнография, на страницах повести «Уездное». Художественные особенности произведения как программного для эстетики раннего Замятина. Развитие образа Бары-бы. Замятинская философия красоты и образ этого героя. Особенности композиции, смысл метафоры «уездное». «Уездное» и «русская» проза писателя. Лирическое повествование «Русь» и живопись Б.М. Кустодиева. Отношения писателя с А.К. Воронским.

Тема 10. Цветаева Марина Ивановна. Личные и творческие связи с поэтом из тамбовской Лебедяни Тихоном Чурилиным. Тамбовская Усмань в судьбе поэта. Повесть «Вольный проезд». Колоритные образы русских жен­щин первых лет советской власти, быт, особенности разговорной речи; встреча с усманским «Разиным», влияние её на дальнейшее творчество поэта.

Тема 11. Серафимович Александр Серафимович и его визиты в Там­бовский край. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Характер и пове­дение Карпа Евтихиевича Красногубова. Возможности «малого жанра».

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс- 8
Учитель: Афонина Е.В.
Количество часов:16
всего: 16 часов; в неделю: 0,5 час ( 1 полугодие)
Вид программы: скорректированная
Уровень изучения: базовый
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе авторской

программы профессора Поляковой Л.В., Дорожкиной В.Т.


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения урока

планируемая/фактическая(примечания)



Виды и формы и контроля

Требования уровню усвоения программы

1.

2.

3.



4.

5.


6.

7.

8.


9.


10

11.


12.
13.

14.


15.

16.


1.Родной край как источник творчества, понятие о «крае» в литературном краеведении».
2.Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.
3.Литературная жизнь Тамбовского края.XII – XXI века.Входной тест(20мин)
4.История создания областной писательской организации.
5.Державин Гаврила Романович
6.Поэзия Тамбовского периода творчества.
7. Пушкин А.С. Тамбовские «корни» рода Пушкиных. «Моя родословная».
8. Баратынский Е.А. Связь с Тамбовским краем.
9.Стихотворения написанные в Маре.
10.Лермонтов М.Ю. Поэма «Тамбовская казначейша».
11.Терпигорев С.Н. Образ произведений связанных с жизнью Тамбовского края.
12.Жемчужников Ал. Мих. Стихи из сборника «Песни старости» и «Прощальные песни».
13.Замятин Сергей Иванович Связь творчества с Тамбовской землей.
14.Художественные особенности повести «Уездное» («Русь»)
15.Цветаева Марина Ивановна Повесть «Вольный проезд»
16.Серафимович Алекс. Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Выходной контроль(20 мин)



1 час

1 час


1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час



1 час

1 час

1 час

1 час
1 час



1 час

1 час

1 час


03.09

10.09


15.09

24.09

29.09

08.10

15.10

22.10



29.10

12.11

19.11

26.11
03.12



10.12

17.12

24.12




Составление конспекта


Составление конспекта

Подготовка докладов

Составление сложного плана


Защита рефератов


Составление хронологической таблицы

Подготовка докладов

Подготовка докладов


Анализ стихотворений


Подготовка докладов

Составление сложного плана
Анализ лирического текста

Составление хронологической таблицы


Анализ прозаического текста


Защита рефератов

Чтение и анализ

Защита рефератов




Знать:

-положение Тамбовского края на карте;

-взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

-историю создания произведений;

биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;

-современное состояние литературного

краеведения Тамбовского региона; -понятие «литературная жизнь края».

-литературу края периода Древней Руси.

-литературные объединения Тамбова и области.

Уметь:

- анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

-давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные

ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его

составляющих;

-писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;

-составлять рассказ об авторе книги;

-подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

-выразительно читать произведения или их фрагменты, в том

числе выученные наизусть;

-делать обзор публикаций по литературному краеведению и

анализировать их;

-работать со справочной и критической литературой;

-вести переписку с писателями края.



Применять:

-на уроках литературы и русского языка;



-для написания докладов и подготовке рефератов и защите проектов.

  • Образовательная цель
  • Задачи курса
  • Основные формы организации учебного процесса по литературному краеведению в 8 классе. 1.Классический урок
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 8 класса В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны знать и понимать
  • Формы аттестации обучающихся Промежуточными формами аттестации могут быть
  • Литература и средства обучения
  • Образовательные электронные ресурсы
  • Учебно-тематический план
  • Содержание программы (16 часов) Тема 1. Родной
  • Современное
  • Тема 2. Литературная жизнь Тамбовского края XVII — XXI веков .
  • Тема 3. Державин
  • Тема 4. Пушкин
  • Тема 5. Баратынский
  • Тема 6. Лермонтов
  • Тема 7. Терпигорев
  • Тема 8. Жемчужников
  • Тема 9. Замятин
  • Тема 10. Цветаева
  • Тема 11. Серафимович Александр Серафимович
  • КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс- 8 Учитель : Афонина Е.В. Количество часов:16
  • Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе авторской программы профессора Поляковой Л.В., Дорожкиной В.Т.
  • Виды и формы и контроля Требования уровню усвоения программы