Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по дисциплине «История отечественной литературы и практика читательской деятельности» для студентов направления подготовки 04. 03. 01 Педагогическое образование




страница1/2
Дата15.05.2017
Размер0.55 Mb.
ТипПрограмма
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Тобольске
Социально-педагогический факультет
Кафедра дошкольного и начального образования

УТВЕРЖДАЮ


Директор

_______________________ /Короткова Е.А./


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа


Код и направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование

Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

Очная, заочная

Тобольск, 2016

Фаизова Л.Х. Программа по дисциплине «История отечественной литературы и практика читательской деятельности» для студентов направления подготовки 04.03.01 – Педагогическое образование, квалификации бакалавр педагогического образования очной формы обучения.

Тобольск, 2016, 35 стр.

Программа составлена в соответствии с требованиями (ФГОС ВО) по направлению подготовки 04.03.01 – Педагогическое образование, Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте филиала ТюмГУ в г.Тобольске: «История отечественной литературы и практика читательской деятельности» [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой дошкольного и начального образования. Утверждено директором филиала Тюменского государственного университета в г.Тобольске.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Фаизова Лилия Харисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования.

© Тюменский государственный университет в г.Тобольске, 2016.



© Фаизова Л.Х. 2016.

Содержание











1.

Цели и задачи освоения дисциплины…………………………………………………....

4

2.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………………………...................

4

3.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины......................................

4

4.

Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………………………...................

5

4.1.

Содержание разделов дисциплины....................................................................................

5

4.2.

Структура дисциплины.......................................................................................................

8

4.3.

Лабораторные работы……………………………………………………….....................

-

4.4.

Практические занятия (семинары)....……………………………………….....................

9

4.5.

Курсовой проект (курсовая работа)...................................................................................

-

4.6.

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….…………......................

10

5.

Образовательные технологии.............................................................................................

11

5.1.

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях……………………………………………………………………………………

11

6.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.............................................................................................................................

12

7.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)......................……………

18

7.1.

Основная литература…………………………………………………………...................

18

7.2.

Дополнительная литература…………………………………………………...................

19

7.3.

Периодические издания.....……………………………………….…………....................

32

7.4.

Интернет-ресурсы................................................................................................................

32

7.5.

Методические указания к лабораторным занятиям ……………………..………..........

-

7.6.

Методические указания к практическим занятиям .........................................................

32

7.7.

Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы. ..................................................................................................

33

7.8.

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...................................................................…………………………………....

33

8.

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………….....................

33




Лист согласования рабочей программы дисциплины…..…………………....................







Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины ……………....................




1 Цели и задачи освоения дисциплины

Цели дисциплины:

  • сформировать у студентов представление о развитии русской литературы XI – XX веков, способствовать осмыслению ими эстетического, философского и духовного опыта русской литературы;

  • ознакомить студентов с образно-художественными традициями русской литературы, крупнейшими писателями и их творчеством;

  • воспитать понимание роли, места и значения литературы в системе национальной культуры;

  • воспитать понимание роли, места и значения литературы как вида искусства в системе национальной и мировой культуры.


Задачи:

  • изучить отечественную художественную словесность в её диахроническом и синхроническом аспектах;

  • осмыслить основные тенденции отечественного историко-литературного процесса;

  • ознакомить с методологическими и стилевыми параметрами доминантных явлений в истории русской литературы (барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм), особенностями их формирования и развития и их традициями в художественных системах последующих культурных эпох;

  • охарактеризовать динамику жанровой системы на протяжении развития русской литературы;

  • дать представление о наиболее значимых литературных явлениях и именах;

  • охарактеризовать основные тенденции развития русской литературной критики и важнейшие литературно-критические концепции;

  • показать наследие русской литературы в его связях с другими сферами отечественной культуры и общественной мысли;

  • обучить приёмам научной интерпретации фактов русской литературы в соответствии с системой понятий и категорий современного литературоведения, на основе современных аналитических методик;

  • сформировать навык осознанно-аналитического прочтения художественного текста;

  • сформировать навык осознанно-аналитического прочтения художественного текста.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История отечественной литературы и практика читательской деятельности» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «История отечественной литературы и практика читательской деятельности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения модуля.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения модуля «Тенденции развития современной детской литературы».



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

- готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

- способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:


  • историю русской литературы в её развитии (от средневековья до современности) и в персоналиях;

  • важнейшие идейно-эстетические концепции, основные художественные направления и жанровые формы, присущие русской литературе, в динамике их развития;

  • содержание наиболее значительных произведений русской литературы, в том числе тех, которые изучаются в школе;

  • содержание основных категорий текстологии как самостоятельной литературоведческой дисциплины;


уметь:

  • анализировать художественный текст, давать ему историко-литературный и литературоведческий комментарий;

  • характеризовать произведения русских писателей, принадлежащих к различным художественным эпохам;

  • собирать, структурировать и излагать (письменно и устно) материал по проблемам истории русской литературы;

  • применять существующие в современном литературоведении методологии анализа художественного текста и литературоведческих категорий;


владеть навыками:

  • литературоведческого анализа текста, филологической характеристики художественных произведений различных жанров и форм;

  • определения функционирования художественных приёмов в произведениях поэзии, драматургии и прозы;

  • языком современного литературоведения.



4. Содержание и структура дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа. Продолжительность изучения дисциплины 2 семестра.



4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

1

История русской литературы с древности до современности

8

18

18




72

2

Теория литературы как одна из научных основ читательской деятельности. Способы работы с текстом.

9

22

16




46

3

Формирование читательской самостоятельности и организация читательской деятельности младших школьников.

9

8

8




20

4

Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста.

9

6

4




22

4.1. Содержание разделов дисциплины

№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

1

2

3

1

История русской литературы с древности до современности

Литература в контексте культуры средневековой Руси. Особенности средневекового мировоззрения как основа специфики древнерусской литературы. Специфические черты средневековой литературы. Особенности русской культуры и литературы XVIII века. Классицизм как метод и направление. Сентиментализм как метод и направление. Особенности русского сентиментализма. Романтизм как тип художественности. Формирование романтической поэтики. Проблема типологизации русского романтизма. Творчество А.С. Пушкина. Психологическое направление в русском классическом реализме. Психологический реализм Л.Н. Толстого. Реализм Достоевского как новый этап в развитии русского реализма. Основные этапы жизни и творчества Достоевского. Серебряный век как целостный культурно-исторический феномен. Особенности художественного мира Блока. Особенности развития русской литературы 17-30х гг. XXв. Творчество М.И. Цветаевой 1917-30-х годов. Лирика. Поэмы. Художественный мир М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита». Особенности русской литературы 40-50-х гг. XX века. Тема войны в литературе этого периода. Смена идейной и эстетической концепции советской литературы. Постмодернизм в русской литературе. Основные тенденции новейшей русской литературы.

6

Теория литературы как одна из научных основ читательской деятельности. Способы работы с текстом.

Единство историко-литературного и теоретико-литературного подхода к анализу литературного явления. Современный этап развития школьного литературоведения. Задачи изучения литературы в школе. Критерии литературного развития. Периоды развития читателя – школьника. Основные системы методов в дидактике. Специфические методы в преподавании литературы. Система В.В. Голубкова, В.А. Никольского, Н.И. Кудряшева. Изучение литературы в начальных классах средней школы: цель, приобретение учащимися общекультурной литературной компетентности, ценностно-мировоззренческой, читательской и речевой. Основные темы, проблемы и образы в художественной литературе.

3

Формирование читательской самостоятельности и организация читательской деятельности младших школьников.

Опрос как средство развития читателя-школьника. Основные цели вступительных занятий. Виды чтения. Школьный и литературоведческий анализ, их сходство и различие. Виды анализа литературного произведения в начальной школе. Учебно-методический комплекс по литературе в младших классах. Принципы построения программ и учебников по литературе для начальной школы. Государственный стандарт по литературе и требования концепции модернизации российского образования. Урок как целостная система. Типология и структура урока литературы. Организация учебной деятельности учащихся на уроках литературы. Развитие речи школьников как социальная и методическая проблема. Внеклассные формы работы. Кабинет литературы в школе.

4


Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста.

Сложность художественного языка литературы. Принципы отбора литературного материала и его концентрация в каждом классе начальной школы.

Разделы дисциплины, изучаемые в 8 семестре




№ раздела

Наименование разделов

Всего

Аудиторная

работа


Внеауд.

работа СР



Л

ПЗ

1

2

3

4

5

6

1

Древнерусская литература

8

2

4

12

2

Русская литература XVIII века

4

2

2

12

3

Русская литература XIX века

8

2

4

12

4

Русская литература конца XIX – начала XX века

18

4

4

12

5

Русская литература XX века

28

6

4

24




Итого:

108

18

18

72

Разделы дисциплины, изучаемые в 9 семестре




№ раздела

Наименование разделов

Всего

Аудиторная

работа


Внеауд.

работа СР



Л

ПЗ

1

2

3

4

5

6

2

Теория литературы как одна из научных основ читательской деятельности. Способы работы с текстом.

84

22

16

46

3

Формирование читательской самостоятельности и организация читательской деятельности младших школьников.

36

8

8

20

4

Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста.

32

6

4

22




Итого:

142

36

28

88


4.3. Лабораторные работы не предусмотрены

4.4. Практические занятия (семинары)

занятия


раздела


Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

«Слово о полку Игореве»: идейное своеобразие и историко-литературный комментарий.

2

2

2

«Недоросль» Д.И. Фонвизина: жанр «высокой комедии»

2

3

2

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева

2

4

3

Романтические поэмы А.С. Пушкина: жанровые особенности

2

5

3

Поэмы М.Ю. Лермонтова: специфика жанра, идейно-художественное своеобразие.

2

6

3

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина: жанровое своеобразие романа в стихах

2

7

4

Поэтический цикл А. Блока «Стихи о Прекрасной даме»

2

8

4

Мифопоэтика романа Ф. Сологуба «Мелкий бес»

2

9

6

Анализ школьных учебников и хрестоматии по литературе для учащихся младших классов

4

10

6

Тематическое планирование курса литературы в начальной школе

4

11

7

Классификация методов преподавания литературы и их моделирование в практической деятельности.

4

12

7

Изучение эпических произведений в начальной школе.

4

13

7

Изучение лирических произведений в начальной школе

4

14

7

Изучение драматических произведений в начальной школе.

4

15

8

Теория литературы в школьном изучении в младших классах

4

16

9

Урок литературы в современной начальной школе.

4

17

10

Внеклассное чтение по литературе в младших классах.

4

4.5 Курсовой проект (курсовая работа) не предусмотрен.

4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины

раздела


Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

2

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

4

2

М.Ю. Лермонтов

5

2

Н.В. Гоголь

3

3

И.С. Тургенев

3

3

Н.А. Некрасов.

3

3

М.Е. Салтыков-Щедрин

3

4

А.П. Чехов

3

4

И. Бунин

3

4

М. Горький

3

4

С. Есенин

3

4

В. Маяковский

3

5

М. Шолохов

3

5

О. Мандельштам

3

5

А. Ахматова

3

5

А. Платонов

3

5

Б. Пастернак

3

5

В. Шукшин

3

5

В. Астафьев

3

5

А. Солженицын

3

6

Формирование мировоззрения и литературных взглядов учеников.

3

7

Перспективы развития школьного литературного образования.

3

7

Изучение художественных произведений в их родовой специфике как методическая проблема.

3

8

Чтение, восприятие и интеракция литературного произведения.

3

8

Организация читательской деятельности учащихся.

4

9

Урок в системе уроков литературы в школе.

4

9

Структура урока литературы в школе.

4

10

Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений.

4

10

Принципы изучения биографии писателя в школе.

4

5. Образовательные технологии

Проведение лекций с использованием мультимедийных презентаций, обсуждение произведений, работа в группах, тестирование.



5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)



Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов


2

Л

Мультмедийные презентации

10

ПР

Обсуждение произведений, работа в группах, тестирование.

9

Итого:

19

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Примерные темы рефератов

1. А.С. Грибоедов: Личность и судьба.

2. М.Ю. Лермонтов, жизнь и творчество.

3. Романтические поэмы Лермонтова.

4. «Герой нашего времени»: поэтика названия, синтез романтизма и реализма.

5. Н.В. Гоголь, личность и творчество.

6. Драматургия Гоголя: новаторство и традиции.

7. «Мертвые души»: история создания и творческий замысел писателя.

8. Философские и эстетические искания И.С. Тургенева.

9. Цикл «Записки охотника»: проблематика, стилевое и жанровое своеобразие.

10.Специфика героя повестей Тургенева 40-50-х годов («Андрей Колосов»).

11.»Стихотворения в прозе»: специфика жанра, основные темы и мотивы (жизнь и смерть).

12.Типология романов Тургенева 50х годов.

13. Место Некрасова в литературном процессе 50-70 х гг.

14.Тематическое многообразие лирики Некрасова: гражданская тема («Элегия»).

15.Отражение народного сознания в поэмах «Коробейники», «Мороз, Красный нос ».


Примерный перечень вопросов к экзамену (8 семестр)


  1. Специфика древнерусской литературы. Жанровая система литературы Древней Руси. Летопись как оригинальный жанр древнерусской литературы. Жанр повести в русской средневековой литературе. Жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве».

  2. Особенности русского классицизма. Оды М.В. Ломоносова. Сатиры А.Д Кантемира. Новаторство поэзии Г.Р. Державина. Д.И. Фонвизин и его роль в развитии русской литературы. Комедия «Недоросль».

  3. Сентиментализм. Литературная деятельность Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза».

  4. Романтизм как художественная система. Типологические особенности русского романтизма. Анализ творчества одного из поэтов-романтиков (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский, Д.В. Веневитинов и др.)

  5. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте становления русской драматургии. Своеобразие художественного конфликта, общечеловеческое значение образа Чацкого в комедии.

  6. А.С. Пушкин: личность и судьба. Периодизация творчества поэта, развитие его творческого метода. Художественные открытия Пушкина-поэта. Динамика лирических форм.

  7. Жанр поэмы в творчестве А.С. Пушкина. Кризис романтического мироощущения в поэме «Цыганы». Своеобразие конфликта в поэме «Медный всадник».

  8. Драматургия А.С. Пушкина. Своеобразие конфликта в трагедии «Борис Годунов». «Маленькие трагедии» как драматический цикл. «Моцарт и Сальери»: проблема гения.

  9. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как первый русский реалистический роман. Роман в критике и литературоведении

  10. Особенности романтизма М.Ю. Лермонтова. Тематическое многообразие лирики поэта, своеобразие лирического героя. Развитие романтического конфликта в поэмах «Мцыри», «Демон».

  11. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: специфика жанра, проблема творческого метода. Роль композиции в раскрытии личности Печорина.

  12. Повести Н.В. Гоголя: динамика творческого метода писателя. Романтическое начало в сборнике «Миргород»: своеобразие гоголевского реализма. Смысловое единство «Петербургских повестей».

  13. Особенности драматургии Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор»: своеобразие конфликта, символическое значение темы ревизора. Новаторство драматурга в создании образа Хлестакова.

  14. Романная трилогия И.А. Гончарова. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов» («Обыкновенная история»).

  15. Своеобразие романов И.С. Тургенева. Роман «Отцы и дети», его оценка в критике 60-х годов. И.С. Тургенев – мастер малой прозы («Записки охотника», «Ася», «Дневник лишнего человека», «Вешние воды», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»).

  16. Своеобразие поэтического мира Н.А. Некрасова. Проблематика и художественные особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

  17. Драматургия А.Н. Островского. Драма «Гроза»: своеобразие художественного конфликта. Полемика о «Грозе» в критике.

  18. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина: поэтика гротеска («Господа Головлевы», «История одного города», сказки).

  19. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: проблема жанра. Раскольников как тип «идейного преступника». Роман в критике и литературоведении.

  20. «Братья Карамазовы» как итоговое произведение Ф.М. Достоевского. «Легенда о Великом инквизиторе»: экзистенциальное понимание свободы человека.

  21. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: поэтика названия. «Мысль народная» в романе, ее реализация в судьбах героев произведения.

  22. Философская и нравственная проблематика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

  23. Особенности реализма А.П. Чехова. Своеобразие чеховских рассказов, повестей.

  24. Жанровое и стилевое своеобразие драматургии А.П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», « Вишневый сад»).

  25. Понятие Серебряного века русской культуры. Модернистские течения в литературе: история развития, эстетика, особенности художественного мира.

  26. Творчество А. Блока: «трилогия вочеловечения», поэмы, литературно-критические статьи.

  27. Творчество И.Бунина: жанровое многообразие (лирика, рассказы, повести), особенности идейно-художественного содержания. Публицистика («Окаянные дни»).

  28. Дооктябрьское творчество М. Горького: жанровое многообразие (рассказы, повести, драматургия, литературно-публицистические статьи), идейно-художественное содержание ранних рассказов и повестей: особенности художественного метода и стиля, проблема героя. Конфликт в драме «На дне».

  29. Этапы жизни и творчества С.Есенина, его основные поэтические сборники. Миф о Есенине в советском литературоведении, мифотворчество, отразившееся в народном восприятии личности и творчества поэта.

  30. Жанр поэмы в творчестве С.Есенина. «Анна Снегина»: лирическая исповедь поэта, изображение расколотости национального русского менталитета, конфликт памяти и новой жизни. «Черный человек»: проблематика и поэтика, мотив двойничества.

  31. Этапы жизни и творчества В.В.Маяковского. Ранний Маяковский и футуризм. Миф о Маяковском в советском литературоведении. Лирика В.Маяковского конца 1910-х – 1920-х годов: своеобразие тематики. Концепция любви в лирике поэта («Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и др.).

  32. Жанр лирической поэмы в творчестве В.Маяковского конца 1910-х годов. «Облако в штанах». Поэма В.Маяковского «Про это», ее связь с лирическими поэмами 1910-х годов. Смысл встречи лирического героя поэмы с «Человеком из-за семи лет». Художественное время и пространство в поэме. Разочарование в метафизическом смысле революции и своеобразие концепции любви.

  33. Роман «Тихий Дон» М.А.Шолохова как трагический эпос о распаде бытия и способности его к самовосстановлению. Своеобразие героя. Споры о романе в критике.

  34. Этапы жизни и творчества О.Э.Мандельштама, развитие его поэтического мировоззрения. Основные сборники стихов, их своеобразие. О.Мандельштам как основоположник «семантической поэзии». Творчество О.Мандельштама в критике.

  35. Этапы жизни и творчества М.Цветаевой. Своеобразие ранней лирики Цветаевой. Лирика М.Цветаевой конца 1910-х годов: основные мотивы и образы. Концепция любви в лирике М.Цветаевой 20-х годов. Осмысление судьбы лирической героини Цветаевой сквозь призму истории и мифа: семантика имени.

  36. Жанр лирической поэмы в творчестве М.Цветаевой. «Поэма Горы»: реализация цветаевской концепции любви. Поэтика названия, своеобразие композиции произведения.

  37. Творчество М.А.Булгакова: жанровое и тематическое многообразие. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»: проблематика и поэтика. Смысловое единство центральной идеи романа, его реализация на сатирическом и философском уровнях развития действия: в Москве 30-х годов и в библейские времена в Ершалаиме.

  38. Основные этапы жизни и творчества А.Ахматовой, ее главные поэтические сборники, их своеобразие..Своеобразие лирической героини Ахматовой. Поэтический сборник А.Ахматовой «Anno Domini»: основные мотивы и образы. Поэтический сборник «Нечет»: поэтика названия, семантика композиции сборника. Циклы «Ветер войны», «Луна в зените»: раскрытие темы войны в поэзии Ахматовой. Проблематика и поэтика цикла «Трещотка прокаженного». Поэтический сборник А.Ахматовой «Бег времени»: проблематика и поэтика циклов стихотворений «Из заветной тетради», «Венок мертвым», «Северные элегии».

  39. Поэма А.Ахматовой «Реквием»: история создания, семантика композиционного решения произведения. Распятие как центральный образ поэмы, его реализация на историческом и философском уровнях развития сюжета. Образ матери в поэме. Многоголосие в «Реквиеме».

  40. «Поэма без героя» как итоговое произведение А.Ахматовой. Поэтика названия, семантика композиции, значение системы эпиграфов и посвящений.

  41. Художественный мир А. Платонова: рассказы и повести («Котлован»). Жанровое своеобразие его прозы.

  42. Художественный мир Б. Пастернака, поэта и прозаика. Идейно-художественное своеобразие романа «Доктор Живаго».

  43. Русская литература периода Великой Отечественной войны: проза, поэзия, публицистика.

  44. Традиции и новаторство в осмыслении военной темы литературой 2-й половины XX века ( Ю. Бондарев, Г. Бакланов, А. Ананьев, К. Воробьев, В. Астафьев).

  45. Художественный мир В. Шукшина. Проблема героя в произведениях, их жанрово-стилевое своеобразие.

  46. Нравственная и философская проблематика прозы В. Распутина («Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар», рассказы по выбору).

  47. Тематическое многообразие творчества В. Астафьева («Царь-рыба», «Пастух и пастушка», «Очень хочется жить», «Печальный детектив», «Прокляты и убиты»).

  48. Жизненный и творческий путь А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «В круге первом», «Архипелаг Гулаг»).

  49. Развитие литературы конца ХХ века и современной. Постмодернизм в творчестве Л.Улицкой, В.Пелевина.

  50. Своеобразие современной массовой литературы: литературный проект Б.Акунина.


Примерный перечень вопросов к экзамену(9 семестр)

  1. Проблемы литературного образования и методики преподавания литературы на современном этапе. Межпредметные связи преподавания литературы в школе.

  2. Развитие методики преподавания литературы в XIX-XXвв. Краткое изложение и анализ одной из проблем, освещаемых в трудах русских методистов (по выбору).

  3. Анализ методической системы В.Я. Стоюнина, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского (по выбору).

  4. Составьте план изучения рассказа в 1-3 классах. Какие виды пересказов можно использовать в процессе изучения этого рассказа? Разработайте фрагмент урока по обучению пересказу.

  5. Составьте план изучения одной из монографических тем в 3 классе. Определите тематику уроков, подготовьте опережающие задания по всей теме.

  6. Значение трудов В.В. Голубкова и М.А. Рыбниковой для развития отечественной методики преподавания литературы. Анализ методических работ В.В Голубкова и М.А. Рыбниковой (по выбору).

  7. Разработайте варианты планирования, используя различные пути анализа.

  8. Методы и приемы обучения литературе. Проблема классификации методов обучения. Взаимосвязь методов и приемов обучения и выбор их оптимального сочетания на уроках литературы.

  9. Виды наглядности в преподавании литературы в школе, ТСО и их использование на уроках литературы.

  10. Составьте развернутый план рассказа о писателе 1-4 классах (по выбору). Как будете использовать учебник?

  11. Единство историко-литературного и теоретико-литературного подхода к анализу литературного явления.

  12. Современный этап развития школьного литературоведения.

  13. Задачи литературного развития школьников. Задачи изучения литературы в школе.

  14. Критерии литературного развития. Периоды развития читателя-школьника.

  15. Понятие читательской деятельности.

  16. Способы работы с текстом.

  17. Основные системы методов в дидактике. Специфические методы в преподавании литературы.

  18. Формирование читательской самостоятельности младших школьников.

  19. Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов.

  20. Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста.


Тестовые задания:

  1   2

  • ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1 Цели и задачи освоения дисциплины Цели дисциплины
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП
  • 3. Требования к результатам освоения дисциплины
  • 4. Содержание и структура дисциплины (модуля)
  • 4.1. Структура дисциплины
  • Наименование раздела дисциплины Семестр Виды учебной работы
  • 4.1. Содержание разделов дисциплины
  • 4.3. Лабораторные работы не предусмотрены 4.4. Практические занятия (семинары)
  • 4.5 Курсовой проект (курсовая работа) не предусмотрен. 4.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
  • 5. Образовательные технологии
  • 5.1. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
  • 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Примерные темы рефератов
  • Примерный перечень вопросов к экзамену (8 семестр)
  • Примерный перечень вопросов к экзамену(9 семестр)