Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа по борьбе с коррупцией в органах внутренних дел. Понятие, цель и задачи антикоррупционной деятельности в органах органов внутренних дел




страница1/11
Дата27.06.2017
Размер2.17 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Министерство внутренних дел Российской Федерации


Краснодарский университет

Факультет заочного обучения

«Утверждаю»


Начальник кафедры уголовного права и криминологии

полковник полиции

К.В. Вишневецкий

«03» февраля 2016 г.


Дисциплина: Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел

Специальность, курс: 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности, 3,5 курс




Л Е К Ц И Я



Тема № 1



АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

протокол № 20

от «03» февраля 2016 г.


Подготовил:

старший преподаватель кафедры

к.ю.н., майор полиции

И.С. Чуб



Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа

Место проведения: согласно расписания

Методика проведения: повествовательное изложение материала, объяснение; проблемное изложение материала.

Основное содержание темы:

Программа по борьбе с коррупцией в органах внутренних дел.

Понятие, цель и задачи антикоррупционной деятельности в органах органов внутренних дел.

Правовые основы антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

Основание антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

Объект и предмет антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

Субъекты и участники антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

Направления антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.



Основные термины и понятия: антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел, предмет антикоррупционной деятельности, объект антикоррупционной деятельности, правовые основы антикоррупционной деятельности, субъекты и участники антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

Цели занятия:

  1. раскрытие понятия антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел, ее правовая основа, цели, задачи, основание, объект и предмет;

  2. рассмотрение основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции;

  3. характеристика субъектов и участников антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.


План лекции

Введение


Основные вопросы:

1) Понятие, правовая основа, цель и задачи, основание, объект и предмет антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

2) Направления антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

3) Субъекты и участники антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел.

Заключение

Основная литература

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г.// Российская газета. 2008. 30 декабря. № 266.

  2. Криминология: учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. – 4-е изд., перераб. И доп. – М., Норма. 2013.

  3. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел : учеб. пособие. - М. : ДГСК МВД России, 2014.

  4. Противодействие коррупции в Российской Федерации [Текст] : учеб. / ред.: А. И. Землин, В. М. Корякин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж : Наука-Юнипресс, 2014.

  5. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения у сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел: Курс лекций. – М.: ДГСК МВД России, 2011.


Дополнительная литература

  1. Богуцкий А.В. Антикоррупционный механизм в деятельности ОВД: учеб. пособие / А.В. Богуцкий, С.В. Моисеев, А.М. Шаганян. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2013.

  2. Гриб В.Г., Окс Л.Е. Противодействие коррупции: учеб. пособие.- М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011.

  3. Клюковская И.Н. Оценка эффективности реализации антикоррупционной политики // Общество и право. 2009. № 2 (24).

  4. Маркунцов С.А. О подходах к легальному определению понятия коррупции // Уголовно-правовая защита конституционных прав человека (к 15-летию Конституции России). Сборник материалов международной научно-практической конференции 26-27 мая 2009 г. СПб., 2009.

  5. О роли правоохранительных органов в реализации национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31 июля 2008 г. Президентом РФ: материалы круглого стола (Москва, 29 апреля 2010 г.). - М. : ВНИИ МВД России, 2010.

  6. Указ Президента РФ № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 1 марта 2011 г. // Российская газета. 2011. 02 марта. № 43.

  7. Указ Президента РФ № 815 «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г. // Российская газета. 2008. 22 мая. № 108.

  8. Федеральный Закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.// Российская газета. 2003. 31 мая. № 104.

  9. Шишкарев С.Н. Российское законодательство в сфере противодействия коррупции: перспективы дальнейшего развития // Общество и право. 2010. № 2 (29).



В В Е Д Е Н И Е

Коррупция может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности России, ее пагубное воздействие ощущается в любой стране независимо от государственного устройства или традиций.

В настоящее время существует три модели системной коррупции: азиатская (коррупция - привычное общественно приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства); африканская (власть продается "на корню" группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования); латиноамериканская (попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным).

Ежегодно 9 декабря в мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией, эта дата провозглашена ООН резолюцией № A\RES|58|4 от 21 ноября 2003 года.

Полностью искоренить коррупцию не удалось ни одному государству, но снижение порога коррупционности возможно. Этих результатов в настоящее время достигли Дания, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция, Сингапур, Норвегия и др. (эти страны заняли первое место в 2013 году в ежегодном рейтинге государств мира, отражающий индекс восприятия коррупции (ИВК), который составляется неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией – Transparency International). В этом же году в данном рейтинге Россия заняла 127 место из 175 возможных стран. Приведенные данные вызывают насущную потребность своевременного реагирования и принятия мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений, в том числе в системе органов внутренних дел.

По данным социологических опросов, проведенных Фондом общественного мнения (ФОМ) в апреле 2012 года, 43% россиян считают, что искоренить коррупцию в нашей стране невозможно, 39% утверждают, что это реально, 18% респондентов затруднились с ответом. По данным Фонда общественного мнения (апрель 2012 г.), 43% россиян терпимо относятся к тому, что приходится давать взятки должностным лицам, 24% опрошенных признались, что им доводилось "делать подношения" чиновникам. Наиболее коррумпированными, по их мнению, являются чиновники таких областей, как здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, образование, властная система, правоохранительные, налоговые и таможенные службы.

По данным различных источников, в том числе и зарубежных, около 30% сотрудников полиции обеспечивают оперативное прикрытие коммерческим структурам. Почти половина преступлений, совершенных в 2010 году должностными лицами против интересов службы (5,7 тысячи), приходится на лиц, работающих в системе МВД РФ (2,4 тысячи).

Кроме того, 32% сотрудников органов внутренних дел, опрошенных в первом полугодии 2012 года, считают, что нарушения законности, в том числе и совершение коррупционных преступлений в деятельности ОВД, являются весьма распространенным явлением.

Приведенная статистика вызывает насущную потребность своевременного реагирования и принятия мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в системе органов внутренних дел.

В связи с этим в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции в МВД России был утвержден и реализовывался соответствующий ведомственный план на 2008-2009, 2010-2011 и 2012 и 2013 годы соответственно. В настоящее время утвержден и реализуется Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы. В органах внутренних дел осуществляется активная деятельность по разработке комплекса мер по профилактике коррупции, реагированию на ее проявления, сведение к минимуму ее последствий, выработке антикоррупционного статуса сотрудника органа внутренних дел.




Вопрос 1. Понятие, ПРАВОВАЯ ОСНОВА, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ, ОСНОВАНИЕ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Понимание сущности и содержания антикоррупционной деятельности вызывает необходимость осознания основных ее понятий.

Слово «коррупция» (от лат. corruptio) означает «порча, подкуп».

Модельный закон о борьбе с коррупцией МПА СНГ дает развернутое определение коррупции: «Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

Согласно статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел – это совокупность мероприятий организационного, правового, морального, профилактического и иного характера, направленных на предупреждение, реагирование и устранение коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

В свою очередь в Федеральном законе «О противодействии коррупции» используется термин «противодействие». Так, в соответствии со ст. 1 названного акта противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Международная и отечественная практика свидетельствуют о том, что стратегия противодействия коррупции с опорой, главным образом, на репрессивные меры со стороны государства оказывается мало эффективной. Такой вывод объясняется тем, что при данном подходе основные силы объективно направляются на борьбу с коррупционерами, то есть фактически на ликвидацию последствий уже совершенных преступлений. Поэтому стратегическим направлением борьбы с коррупцией, наряду с обычными карательными действиями, должна стать система организационных, правовых, экономических, морально-этических, воспитательных мер по устранению причин, порождающих коррупцию, то есть антикоррупционная профилактика.

Согласно статье 2 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Важнейшим событием создания правовой базы в сфере борьбы с коррупцией стало подписание Россией Конвенции ООН «Против коррупции» в г. Мерида (Мексика), которая ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. Позитивным шагом российского законодателя является также ратификация Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), которая вступила в силу с 7 июля 2002 г.

В 2006 г. во время саммита G8 в Санкт-Петербурге Россия присоединилась к антикоррупционной Инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц. Россия 1 февраля 2007 г. официально вступила в «Группу государств против коррупции» (ГРЕКО).

Конвенции обязывают стран-участниц предусмотреть антикоррупционные положения в своем внутреннем законодательстве.

Специализированным законодательством национального характера являются: Федеральный закон «О противодействии коррупции», Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», Закон «О полиции», Указ Президента РФ «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции», Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих».

Осуществление антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел подчинено достижению определенной цели и решению установленных задач.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел имеет своим назначением искоренение коррупционных проявлений в соответствующей системе во всех разновидностях. Достижение названной цели допустимо при решении задач антикоррупционной деятельности, которые следует сгруппировать исходя из их направленности на:



а) правовые:

- разработка и введение в законодательство норм антикоррупционной направленности;

- совершенствование антикоррупционного законодательства;

б) организационные:

- организация взаимодействия органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, средств массовой информации, общественности при противодействии коррупции;

- пропаганда, стимулирование активной антикоррупционной позиции граждан, сотрудников органов внутренних дел;

- повышение статуса сотрудников органов внутренних дел в российском обществе, в правоохранительной системе.



в) правоохранительные:

- выявление и устранение причин, способствующих коррупционным проявлениям;

- реагирование на коррупционные проявления;

- принятие мер по привлечению к ответственности за коррупционные правонарушения;

- сведение коррупционных проявлений к минимуму.

Основанием антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел является совокупность данных, свидетельствующих о возникновении и расширении коррупционных проявлений в органах внутренних дел, вызывающих потребность в проведении предупреждающих, реагирующих, карательных мероприятий.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел имеет свой объект и предмет.



Объект антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел - это общественные отношения, возникающие в ходе осуществления деятельности по противодействию коррупции в органах внутренних дел между участниками и субъектами соответствующей деятельности.

Предметом антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел выступают нормы антикоррупционного законодательства, меры криминологического и организа­ционного характера, способные обеспечить снижение уровня коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

Итак, антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, позволяющих предупредить коррупцию, реагировать на ее проявления, устранить ее последствия, она осуществляется в связи с установлением оснований полагать, что в тех или иных подразделениях органов внутренних дел созрели причины для коррупционных проявлений, ими осуществляется коррупционная деятельность. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел базируется на правилах правового и морального характера и направлена на решение правовых, организационных, правоохранительных задач.


ВЫВОДЫ:

  1. Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел представляет собой комплекс разносторонних мероприятий, позволяющих предупредить коррупцию, реагировать на ее проявления, устранить ее последствия, она осуществляется в связи с установлением оснований полагать, что в тех или иных подразделениях органов внутренних дел созрели причины для коррупционных проявлений, ими осуществляется коррупционная деятельность.

  2. Предметом антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел выступают нормы антикоррупционного законодательства, меры криминологического и организа­ционного характера, способные обеспечить снижение уровня коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

  3. Объект антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел - это общественные отношения, возникающие в ходе осуществления деятельности по противодействию коррупции в органах внутренних дел между участниками и субъектами соответствующей деятельности.


ВОПРОС 2. НАПРАВЛЕНИЯ В АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» определяется необходимость комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер при проведении антикоррупционных мероприятий.

В частности, в статье 7 названного акта устанавливаются основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, включающих:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Антикоррупционные мероприятия, проводимые в органах внутренних дел, можно систематизировать по группам, а именно выделить организационно-правовые мероприятия, международное сотрудничество, профилактические действия, статутные мероприятия.

1. Организационно-правовые мероприятия.

Организационные меры противодействия коррупции определяют базовые начала антикоррупционной деятельности, подлежащие детализации в рамках последующих направлений деятельности. Они подготавливают основы продуманной, планомерной, упорядоченной деятельности, обеспечивающей достижение сформулированной цели и поставленных задач.

В свою очередь правовые мероприятия обеспечивают установление обязательных охраняемых государством правил поведения, регулирующих антикоррупционную деятельность.

К организационно-правовым мероприятиям можно отнести следующие действия:

- публично провозглашенная установка вести активную борьбу с коррупцией в органах внутренних дел;

- переориентация с постреагирующих, с карательных на профилактические мероприятия;

- проведение исследовательских работ в сфере антикоррупционной деятельности, установление причин возникновения и развития коррупции в органах внутренних дел;

- разработка и совершенствование программы антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел;

- обеспечение нормативного сопровождения антикоррупционной программы действий в органах внутренних дел;

- совершенствование действующего антикоррупционного законодательства, проведение экспертизы проектов законов, подзаконных актов на предмет содержания коррупционных норм;

- создание в системе органов внутренних дел четкой нормативно-правовой документации взаимосвязанного характера, определяющей статус сотрудника органа внутренних дел с указанием всех составляющих стандарта антикоррупционного поведения;

- установление отношений сотрудничества органов внутренних дел с общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами, иными правоохранительными органами в деле противодействия коррупционным проявлениям в органах внутренних дел (например, стимулирование граждан за активную антикоррупционную позицию, обеспечение защиты лиц, сообщающих об коррупционных преступлениях; пропаганда в средствах массовой информации активной позиции граждан);

- совершенствование системы специализированных подразделений, функционально осуществляющих противодействие коррупции;

- создание «прозрачности» деятельности органов внутренних дел, доступности для внешнего и внутреннего контроля;

- придание органам внутренних дел реальной независимости и дееспособности;

- совершенствование механизма обращения граждан по поводу случаев коррупционных проявлений в органах внутренних дел;

- введение в процесс обучения специального курса, показывающего политический, экономический, общественный вред коррупции. Необходимо отметить, что идею о введении в учебный процесс учебных заведений МВД России специального курса «Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел» поддержали 58,8% опрошенных сотрудников органов внутренних дел.

Полезны и образовательные программы антикоррупционного характера, предусматривающие тренинги и иные практические занятия для сотрудников органов внутренних дел; мероприятия разъяснительного характера для населения (правовые семинары, повышающие юридическую грамотность в данной сфере).

Антикоррупционные меры должны пронизывать практически все отрасли права. Для противодействия коррупции необходим взаимосвязанный комплекс антикоррупционных норм в административном, гражданском, трудовом, социальном, жилищном, миграционном, налоговом, таможенном и других отраслях законодательства Российской Федерации. В качестве дополнительной меры нуждаются в совершенствовании также нормы правоохранительного законодательства (КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, законодательство об оперативно-розыскной деятельности и др.).

Актуальной теоретической задачей всех отраслевых юридических наук является разработка научно-методологических основ правового противодействия коррупции.

Эти основы должны охватывать не только систему научных понятий, категорий и принципов, но и приемы и методы активизации правореализации и стимулирования правоприменительной практики по вопросам профилактики коррупции и борьбы с ней, расширение сферы антикоррупционных положений в действующем законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации, разработку системы показателей неправомерного коррупционного поведения.

2. Международное сотрудничество.

Коррупционная преступность носит международный характер, что вызывает потребность объединить усилия различных государств, правоохранительных ведомств в деле противодействия этому явлению.

По оценкам ООН, ежегодно в мире легализуется до 500 млрд. долл. - так называемых грязных денег, поступающих из России, в том числе и по каналам коррупции, что составляет около 8% от общего объема международной торговой деятельности. Правовые основы международного сотрудничества заложены в статье 4 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

К направлениям международного сотрудничества относятся:

- разработка правовых документов антикоррупционного статуса;

- организация взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными и иными органами зарубежных стран в деле противодействия коррупции;

- проведение совместных научных конференций, семинаров-тренингов;

- взаимный обмен информации;

- совместное проведение действий, направленных на предупреждение, реагирование, установление коррупционных проявлений международного статуса.

3. Профилактические мероприятия.

Правовые основы профилактики коррупционных проявлений заложены в статье 6 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности за непредставление им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

К профилактическим мероприятиям в органах внутренних дел можно отнести:

- выявление и устранение причин, условий, способствующих коррупционным проявлениям в органах внутренних дел;

- широкое освещение положительных результатов борьбы с коррупционными правонарушениями в органах внутренних дел;

- формирование в обществе и в системе органов внутренних дел нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям;

- тщательный подбор кадров при приеме на службу в органы внутренних дел;

- проведение специальных занятий в рамках служебно-боевой подготовки;

- совершенствование антикоррупционного статуса сотрудника органа внутренних дел (возложение обязанности уведомлять о фактах коррупционных правонарушений, ставших известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей, а также привлечение к дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение данной обязанности).



4. Статутные мероприятия.

Уложение об антикоррупционном поведении сотрудников органов внутренних дел должно содержать правила, предупреждающие коррупционные проявления, реагирующие на них, обеспечивающие ответственность и сведение к минимуму их негативных последствий. При этом неотъемлемым элементом соответствующего стандарта должны быть нормы, стимулирующие антикоррупционное поведение сотрудников органов внутренних дел.

К числу соответствующих мероприятий относятся:

- совершенствование стандарта антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел на предмет устранения недостатков, приведения его в соответствие с современными потребностями практики и состояния коррупционной политики, реагирования на изменяющуюся действительность;

- совершенствование правового положения сотрудников органа внутренних дел в части устранения оснований для коррупционных проявлений;

- повышение заработной платы сотрудников органов внутренних дел;

- повышение уровня социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел;

- качественное стимулирование работы сотрудников органов внутренних дел;

- действенное поощрение за высокие результаты работы сотрудников органов внутренних дел;

- действенность механизма защищенности сотрудников органов внутренних дел;

- недопущение вмешательства в деятельность сотрудников органов внутренних дел;

- повышение ответственности руководителей и сотрудников органов внутренних дел за совершение коррупционных правонарушений.

Итак, результативность антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел может быть обеспечена при проведении комплекса взаимосвязанных, взаимодополняющих мер предупредительного, реагирующего характера. Соответствующие мероприятия должны иметь законодательный статус, профилактический характер, влечь взаимодействие различных отечественных и международных организаций.
ВЫВОДЫ:


  1. Федеральным законом «О противодействии коррупции» определяется необходимость комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер при проведении антикоррупционных мероприятий.

  2. Антикоррупционные мероприятия, проводимые в органах внутренних дел, можно систематизировать по группам, а именно выделить организационно-правовые мероприятия, международное сотрудничество, профилактические действия, статутные мероприятия.

  3. Результативность антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел может быть обеспечена при проведении комплекса взаимосвязанных, взаимодополняющих мер предупредительного, реагирующего характера. Соответствующие мероприятия должны иметь законодательный статус, профилактический характер, влечь взаимодействие различных отечественных и международных организаций.

ВОПРОС 3. СУБЪЕКТЫ И УЧАСТНИКИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Антикоррупционная деятельность может быть эффективной при ее качественной организации уполномоченными субъектами.

С целью надлежащей организации противодействия коррупционным проявлениям в стране в целом и в органах внутренних дел в частности создана система соответствующих органов.

Ведущее звено, которое будет возглавлять непосредственную борьбу с коррупцией в правоохранительных органах должно соответствовать следующим критериям:

- профессиональная готовность;

- наименьшая степень коррупционной пораженности самого органа;

- психологическая готовность вести такую борьбу;

- политическое осознание значимости для политической и социальной стабилизации всего процесса борьбы с коррупцией.

Субъекты антикоррупционной деятельности – это установленные законодательством должностные лица и органы, уполномоченные законом, подзаконным актом на проведение совокупности мероприятий, направленных на предупреждение, реагирование, устранение коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

Участниками соответствующей деятельности являются лица и органы, вовлекаемые в сферу антикоррупционных мероприятий ее субъектами с целью оказания содействия, необходимого для противодействия коррупции в органах внутренних дел. Анализ статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» позволяет выделить следующих участников деятельности по противодействию коррупции.

1. Президент Российской Федерации, который определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации, которое обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации, которое распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которые осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

5. Органы по координации деятельности в области противодействия коррупции, которые создаются в целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции и создаются по решению Президента Российской Федерации. В их состав входят: представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иные лиц.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, которые в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

7. Счетная палата Российской Федерации, которая действует в пределах своих полномочий и обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Участником антикоррупционной деятельности также являются Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Основными задачами Совета являются:

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

- контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.



Субъектами антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел можно назвать:

1. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России);

2. подразделения уголовного розыска ОВД РФ, на которые возложены функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности;

3. подразделения собственной безопасности (УСБ);

4. органы предварительного расследования;

5. иные.


Исходя из особой опасности распространения коррупционных проявлений, подразделением, координирующим оперативно-служебную деятельность МВД России на этих направлениях, определен Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом. На его базе по приказу Министра в июле 2005 года сформирована координационная группа МВД России по борьбе с коррупцией.

Согласно Указу Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» в целях совершенствования руководства деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с коррупцией функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности возложены на Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России).

Субъектам антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел в нынешних условиях предстоит находить новые формы и методы противодействия коррупционным проявлениям, поскольку не всегда их работа достигает положительных результатов. Например, в ходе социологического опроса, деятельность подразделений собственной безопасности в предупреждении коррупционных преступлений в органах внутренних дел была оценена сотрудниками органов внутренних дел следующим образом:

-высоко эффективная - 22,3%;

-не достаточно высокая для того, чтобы существенно повлиять

на состояние преступности в системе органов внутренних дел - 34,5%;

-не эффективная - 34,5%;

-иное - 8,3%.

Вместе с тем, анализируя способность системы МВД России противодействовать коррупционной агрессии в своих рядах, необходимо отметить, что собственными силами в ОВД в 2012 году выявлено две трети от общей массы правонарушений, совершенных сотрудниками и служащими. Непосредственно подразделениями собственной безопасности выявлено 53% сотрудников, совершивших уголовно-наказуемые деяния, по должностным преступлениям – 62%. Следует отметить, что оставшаяся одна треть преступлений выявлена органами прокуратуры (34%) и иными органами (5%).

Субъектам антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел необходимо также сконцентрировать свои усилия на выявлении коррупционных проявлений в тех подразделениях, которые наиболее подвергнуты им.

По результатам опроса сотрудников органов внутренних дел установлено, что в большей степени подвергнуты коррупционному влиянию сотрудники органов предварительного расследования (31,4%), инспекторский состав государственной инспекции безопасности дорожного движения (34%) и сотрудников всех подразделений в равной мере (31%), оставшиеся 3,6% разделились между сотрудниками патрульно-постовой службы, участковыми уполномоченными милиции и профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений МВД России.

Субъекты антикоррупционной деятельности в органах внутренних дел должны совместными усилиями предотвратить дальнейшее коррумпирование органов внутренних дел, стремиться к снижению коррумпированного влияния на отдельных сотрудников. Результативность такой деятельности можно придать только при объединении усилий, средств и сил различных правоохранительных и иных органов.


ВЫВОДЫ:

  1. Субъекты антикоррупционной деятельности – это установленные законодательством должностные лица и органы, уполномоченные законом, подзаконным актом на проведение совокупности мероприятий, направленных на предупреждение, реагирование, устранение коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

  2. Участниками антикоррупционной деятельности являются лица и органы, вовлекаемые в сферу антикоррупционных мероприятий ее субъектами с целью оказания содействия, необходимого для противодействия коррупции в органах внутренних дел.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное состояние коррупционных проявлений в органах внутренних дел, выявленная тенденция к их развитию, свидетельствуют о насущной потребности принятия мер антикоррупционной направленности.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел направлена на устранение причин и последствий коррупционных проявлений, на своевременное реагирование на коррупционные проявления в органах внутренних дел.

Соответствующие меры носят политический, организационный, информационно-пропагандистский, социально-экономический, правовой, специальный и иной статус.

Первоосновой в этой части выступил комплекс законодательных и подзаконных актов, содержащих основы противодействия коррупции.

Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел объединяет усилия различных правоохранительных и не правоохранительных органов, привлекает общественные структуры, что позволит обеспечить ее эффективность и оптимальность.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • « Утверждаю»
  • Специальность, курс
  • Основная литература
  • В В Е Д Е Н И Е