Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа научно-исследовательского семинара "Восточная Европа в XIX-XX веках: выбор пути развития" для направления




Скачать 326.82 Kb.
Дата21.07.2017
Размер326.82 Kb.
ТипПрограмма


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики""

Факультет истории



Программа научно-исследовательского семинара

"Восточная Европа в XIX-XX веках: выбор пути развития"
для направления 46.03.01 «История» подготовки бакалавра

Автор программы:

Горизонтов Л.Е., д-р ист. н., проф. lgorizontov@hse.ru


Программа НИС представлена в версии автора
Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________201 г.

Председатель Е.Б. Смилянская


Утверждена УС факультета истории «__»____________201 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями

университета и другими вузами без разрешения автора


Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа научно-исследовательского семинара (далее НИС) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих НИС, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 46.03.01 «История», обучающихся по бакалаврской программе и записавшихся на НИС «Восточная Европа в XIX-XX веках: выбор пути развития».

Программа разработана в соответствии с



  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 46.03.01 «История» подготовки бакалавра;

  • Образовательной программой «История»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 46.03.01 «История» подготовки бакалавра, утвержденным в 2014 г.

1Цели освоения НИС


В первый год обучения целями освоения НИС «Восточная Европа в XIX-XX веках: выбор пути развития» являются:

  • овладение базовыми навыками учебной и научной работы;

  • знакомство с правилами коммуникации в академической среде и научной этики;

  • освоение технологии работы с научной литературой;

  • знакомство с жанрами научных текстов;

  • формирование навыков создания и редактирования научных текстов на основе понимания их миссии, структурных и языковых особенностей;

  • знакомство с принципами организации научного труда историка;

  • умение делать устные и мультимедийные презентации;

  • знакомство с подходами к изучению Восточной Европы как макрорегиона;

  • получение опыта работы с сайтами факультета и университета.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИС


В результате освоения НИС студент должен:

Знать

- особенности научной коммуникации и значение научной этики;

- принципы организации научных текстов, жанры исторического письма, правила цитирования и библиографического описания;

- специфику таких исследовательских направлений, как регионоведение, ментальная география, геополитика, историческая биографистика и институциональная история;



Уметь

- применять полученные знания в письменном и устном форматах;

- осуществлять поиск информации;

- участвовать в научной дискуссии;



Владеть

- навыками конспектирования, реферирования и аннотирования научной литературы;

- основными приемами редактирования научных текстов.
В результате освоения материала НИС студент приобретает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний, теории и методов исторических исследований; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию.


ПК12, ПК14, ПК15,

ПК16


Дает определение жанров исторического письма, обосновывает выбор источников и методики работы с ними, понимает последовательность этапов научного исследования, значение основных принципов научной этики в академической деятельности

Семинарские и практические занятия, проведение дискуссий и круглых столов, подготовка реферата, доклада, рецензии и др.

3Место научно-исследовательского семинара в структуре образовательной программы


Научно-исследовательский семинар «Восточная Европа в XIX-XX веках: выбор пути развития» относится к блоку учебного плана «Проектная и исследовательская работа» и обеспечивает базовую профессиональную подготовку. Участие в НИС имеет целью получение знаний о специфике исследовательской работы историка.

В первый год обучения занятия в НИС по образовательной программе «История» (направление 46.03.01 «История» подготовки бакалавра) связаны с дисциплиной общего цикла «Риторика: практика устной и письменной коммуникации», с дисциплинами профессионального цикла: «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Введение в историю человечества», «Историческая география», а также с подготовкой курсовой работы.



Для освоения материала НИС студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • знакомство с обществознанием на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • способность грамотно писать на русском языке;

  • умение логично излагать свои мысли в письменном виде;

  • умение работать с компьютером и осуществлять поиск Интернет-ресурсов.

Компетенции, приобретенные в процессе занятий в НИС, необходимы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных дисциплин, а также для освоения образовательных программ магистерского уровня.

4Тематический план НИС


Общая трудоемкость НИС «Восточная Европа в XIX-XX веках: выбор пути развития» в первый год обучения по образовательной программе бакалавриата «История» составляет, включая самостоятельную работу студента и подготовку к экзамену, 4 зачетных единицы.




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Семинары

Модуль 1

36

14

22

1

Регионоведение и ментальная география

6

2

4

2

Представления о Восточной Европе

8

4

4

3

Структура научного исследования

8

4

4

4

Реферативные жанры

14

4

10

Модуль 2

54

20

34

5

Восточная Европа как ближнее зарубежье России

8

4

4

6

Проектная деятельность историка

12

6

6

7

Историческая эвристика: люди и институты

10

4

6

8

Практикум по редактированию научных текстов

24

6

18

Модуль 3

62

26

36

9

Устная презентация научного исследования

10

4

6

10

Плагиат

10

4

6

11

Практикум по редактированию научных текстов

36

16

20

12

Мастер-класс историка Восточной Европы

6

2

4




ИТОГО

152

60

92



5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3




Текущий

Реферат




5 неделя




не менее 0,3 п.л.

Коллоквиум







5 неделя

в форме дискуссии

Промежуточный

Экзамен







*

комбинированная форма (1 вопрос - устно; 2 вопрос - письменно)

6.1 Критерии оценки знаний и навыков


Реферат – студент должен продемонстрировать владение навыками поиска научной информации, реферирования научной литературы, оформления библиографических описаний. Критерии оценки реферата: соответствие жанру и установленному объему, наличие четкой структуры и логики изложения, доказательность аргументации, стилистическая адекватность текста, отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, соблюдение правил оформления.

Коллоквиум – оценивается умение вести аргументированную научную дискуссию с соблюдением регламента и академических норм.

Экзамен – необходимо продемонстрировать знание всего освоенного в течение года материала и умение использовать полученные знания на практике.

Общие критерии оценки устного выступления (ответ на экзамене, коллоквиум, доклад, дискуссия): понимание существа проблемы и знание основных исторических фактов, логика изложения, доказательность аргументации, владение научным языком.


6Содержание НИС


Тема 1. Регионоведение и ментальная география

Пространство и время как философские категории и историческая наука. Территория и пространство. Специализированные и сложносоставные пространства. Регионы и регионализация. Диалектика регионализации и глобализации. Классификация регионов. Макрорегионы с позиций цивилизационного подхода. Регионы и государства. Взаимодействие регионов и системный подход к их изучению. Региональные элиты и конструирование регионов. Региональная идентичность. Региональные организации и региональные державы. Регионы ЕС и постсоветского пространства. Пограничья и еврорегионы. Регионы и административно-территориальное деление.

Регион как воображаемое пространство. Картины мира и ментальные карты. Близкое и далекое на ментальных и физических картах. Ментальная география как область междисциплинарных исследований. Роль историков в изучении ментальных карт. Аксиологическое восприятие пространства. Инерционность и изменчивость ментальных карт. Символическая, сакральная, эстетическая география. Идеальные отечества как геополитические проекции национальных идей.

Количество часов аудиторной работы: 2.


Основная литература:

Горизонтов Л.Е. Регионалистика как область научного знания и направление россиеведческих исследований // История СССР/РФ в контексте современного россиеведения. М., 2011. C.50-68.

Шенк Ф.Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе от эпохи Просвещения до наших дней // Новое литературное обозрение. 2001. №6. С.42-61.
Дополнительная литература:

Горизонтов Л.Е. Славянские народы и империи в долгом XIX веке. Размышления о векторах исследований // Российское славяноведение в начале XXI века: задачи и перспективы развития. Материалы всероссийского совещания. М., 2005. С.115-129.

Горизонтов Л.Е. Империя в регионе, империя-регион, империя регионов // Регіональна історія України. Збірник наукових статей. Київ, 2008. Вип.2. С.127-134.

Регионы и регионализм в странах Запада и России. М., 2001.

Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №6. С.6-13.

Широков Г.К. Регионализация: новые тенденции мирового развития на рубеже XX и XXI веков // ННИ. 2004. №4. С.55-66.


Тема 2. Представления о Восточной Европе

Ориентация по сторонам света: оппозиции Севера и Юга, Запада и Востока. Идея Европы и ориентализм. Формирование и динамика представлений о Восточной Европе. Граница между Европой и Азией. Три «мира» Европы: славянский, германский и романский. Представления о Европейской части России. Европеизация, евразийство и евроатлантизм. Европа в Азии, Азия в Европе. Субрегионы Восточной Европы. Восточная, Центральная, Юго-Восточная и Центрально-Восточная Европа. Историческая репутация Балкан. Представления о центре Европы. Центральная и Средняя Европа. Аксиологические коннотации Восточной Европы. Восточная Европа на этнических, геополитических, цивилизационных разломах. Переходный характер Восточной Европы. Заэльбская Европа. Восточная Европа и "железный занавес". Новая и Старая Европа. Основные регионообразующие скрепы Восточной Европы.

Количество часов аудиторной работы: 4.
Основная литература:

Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003.

Gorizontow L. Rosyjska wizja Europy Środkowej: tradycje i dzisiejsza perspektywa (Горизонтов Л. Российское видение Центральной Европы: традиции и сегодняшняя перспектива) // Sensus Historiae. Studia interdyscyplinarne. 2013. № 4. S.151-160. Предоставляется русскоязычная версия статьи.

Никифоров К.В. Рец. на книгу: Алексюн Н. и др. История Центрально-Восточной Европы. СПб., 2009 // Славяноведение. 2010. №1. С.98-106.

Человек на Балканах. Государство и его институты: гримасы политической модернизации (последняя четверть XIX – начало XX вв.). СПб., 2006. С.5-10.
Дополнительная литература:

Хобсбаум Э. Век империи, 1875-1914. Ростов-на-Дону, 1999. С.5-50.

Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. М., 1987.

Подосинов А.В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999.

Мыльников А.С. Картина славянского мира: Взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI – начала XVIII века. СПб., 1996.

Модернизация в Центральной и Восточной Европе. Идеи, программы, реализация. М., 2000.

Центральная Европа как исторический регион. М., 1996.

Стыкалин А.С. Центральная Европа как регион. Проблемы изучения // Центральная Европа в Новое и новейшее время. М., 1998. С.6-19.

Центральная Европа в поисках региональной идентичности. М., 2000.
Тема 3. Структура научного исследования

Научная дисциплина и учебный предмет. Учебные и квалификационные работы: курсовая работа и ВКР. Выбор темы исследования и научного руководителя. Требования к формулировке темы.

Значение введения. Актуальность исследования. Определение степени изученности темы. Способы систематизации и правила анализа работ предшественников. Постановочный блок введения. Объект, предмет, цель и задачи исследования. Место в исследовании научной гипотезы. Обоснование хронологических и пространственных рамок. Теоретико-методологические основы исследования. Критерии научной новизны. Требования к характеристике источниковой базы исследования. Виды источников и носителей информации. Историографический источник. Репрезентативность источниковой базы. Распределение объема исследования между его структурными элементами.

Способы структурирования основной части работы. Названия работы, ее глав и параграфов. Выводы глав и параграфов и заключение. Рекомендации по написанию заключения. Список источников и литературы. Последовательность работы над структурными элементами исследования. Параметры курсовой работы.

Количество часов аудиторной работы: 4.
Нормативный документ:

Положение о курсовой работе студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров по направлению «История» на факультете истории в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: http://hist.hse.ru/pol (по состоянию на 30.01.2014).


Основная литература:

Методические указания по разработке курсовых работ студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров по направлению «История» / сост. М.Ф. Румянцева, Р.Б. Казаков [Электронный ресурс]. URL: http://hist.hse.ru/pol (по состоянию на 30.01.2014).

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М., 2004.
Дополнительная литература:

Оформление научного аппарата курсовой и дипломной работы. Методическое пособие для студентов. Казань, 2005.

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2007.

Рогожин М. Как написать курсовую и дипломную работы. СПб., 2005.

Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А. Станиславского. М., 2004.

Сафронов П.А. Приемы научной работы («Академическое письмо» Ч.1-2. http://www.univertv.ru/.../priyomy_nauchnoj_raboty_lekciya_akademicheskoe...)


Тема 4. Реферативные жанры

Функции конспекта. Конспект, реферат, автореферат, аннотация, тезисы. Основные сведения об исследовании, фиксируемые рефератом. Приемы "медленного чтения" в реферировании. Соблюдение заданного объема как профессиональное умение. Реферативные обзоры. Реферативные сборники ИНИОН РАН. Автореферат диссертации. Функции аннотации. Аннотированные библиографии. Функции тезисов. Сборники тезисов докладов. Научный аппарат в работах реферативных жанров. Польза и жанровые ограничения реферативных работ. Изложение и анализ в реферате. Реферирование в исследовании. Реферат и эссе. Опыты реферирования как первый этап овладения навыками создания научных текстов. Библиографическое описание.

Количество часов аудиторной работы: 4.
Нормативные документы:

ГОСТ Р 7.0.5–2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. М., 2008.

ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. М., 2004.
Основная литература:

Земляков М. Методы конспектирования: как составить конспект по истории [Электронный ресурс]. URL: http://4brain.ru/blog...

Маркушевская Л.П., Цапаева Ю.А. Аннотирование и реферирование: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. СПб., 2008.

Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М., 2013.


Дополнительная литература:

Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М., 2002.

Орлова Е.В. Научный текст. Аннотирование, реферирование, рецензирование. М., 2013.
Тема 5. Восточная Европа как ближнее зарубежье России

Ближнее зарубежье как феномен ментальной географии, геополитики и международных отношений. Фактор расстояний в представлениях о ближнем зарубежье. Ближнее зарубежье и идеальное отечество. Ближнее зарубежье как зона фронтира и сфера жизненных интересов. Коннотации понятия. Ближнее зарубежье и разделенные нации. Особенности отношений между близкородственными народами. Ближнее зарубежье и внутренняя заграница. Лимитрофы, сателлиты и санитарный кордон.

Россия как глобальный игрок, империя и региональная держава. Ближнее зарубежье России дореволюционной, советской и постсоветской. Расширение России: собирание русских земель, строительство линий, роль казачества. Жесткая и мягкая сила. Представления о русской, славянской, православной, евразийской миссиях России. Социалистическое содружество. Доктрина Брежнева. Ближнее зарубежье и постсоветское (постсоциалистическое) пространство. Доктрина Ельцина.

Количество часов аудиторной работы: 4.


Основная литература:

Горизонтов Л.Е. Русско-польское противостояние XIX – начала XX вв. в геополитическом измерении // Европейские сравнительно-исторические исследования. М., 2006. Вып.2: География и политика. С.9-31.

Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941. М., 2000.
Дополнительная литература:

На путях становления украинской и белорусской наций: факторы, механизмы, соотнесения. М., 2004.

Ремнев А.В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX – начала XX веков. Омск, 2004.

Глинкина С.П., Орлик И.И. Россия и Центрально-Восточная Европа на рубеже XX-XXI веков // Новая и новейшая история. 2006. №4. С.3-26.


Тема 6. Проектная деятельность историка

Универсальный характер проектной деятельности. Роль целеполагания и его фиксация в постановочной части введения. Проектное значение цели исследования. Задачи исследования и структура научного текста. Опыт составления плана-проспекта. График проведения исследования. Сбор материала и подготовка текста. Способы регулирования трудоемкости проекта. Планирование коллективной работы.

Фонды как элемент научной инфраструктуры. Особенности грантовой заявки. Конкурсы для молодых исследователей в НИУ ВШЭ и вне университета. Типичные ошибки при составлении грантовых заявок. Заявка и отчет по проекту.

Количество часов аудиторной работы: 6.


Основная литература:

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М., 2001.

Поташник М.М. Как готовить проект на получение грантов. Методическое пособие. М., 2005.

Дополнительная литература:

Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М., 1997.

Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А. Станиславского. М., 2008.
Тема 7. Историческая эвристика: люди и институты

Роль личности в истории. Историческая антропология и биографистика. Просопография и поколенческий подход. Отечественная и зарубежная энциклопедическая литература. Классификация источников личного происхождения и соотношение различных их видов. Библиография мемуарной литературы. Справочники по генеалогии. Личные архивные фонды. Адрес-календари и послужные списки. Биографии ученых. Именные указатели в научных изданиях.

Роль институтов в истории. Институциональная история. Справочная литература по госучреждениям. Юбилейные издания. Госучреждения-фондообразователи. Знакомство с сайтом Росархива («подведомственные организации»). Нормативные документы: от замысла до правоприменительной практики. Ограничения формально-юридического подхода. Делопроизводственная документация.

Возможности поиска в библиотеках: электронные и карточные каталоги различных типов.

Количество часов аудиторной работы: 4.
Основная литература:

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Пособие для вузов. М., 2006. С.262-268.

Хорхордина Т.И., Попов А.В. Архивная эвристика. Учебник для вузов. Коломна, 2014.

Парфенов И.Д. Основы исторической библиографии. М., 1990.


Дополнительная литература:

Сайт Росархива: www.archives.ru

Гарскова И.М. Источниковедческие проблемы исторической информатики // Российская история. 2010. №3. С.151-161.

Кузнецов И.Н. Интернет в учебной и научной работе. М., 2005.

Простоволосова Л.Н., Черемисина Н.М., Историческая библиография: история и современное состояние. М., 1990.
Тема 8/11. Практикум по редактированию научных текстов

Ответственность за научный текст как императив профессиональной этики. Место редактирования в работе исследователя. Профессиональные редакторы. Редактор и корректор. Цель редактирования. Цензура и автоцензура. Литературное и научное редактирование. Соответствие содержания текста заявленной теме. Структура текста и логика изложения. Естественный и научный языки. Терминология источников и современной науки. Обоснованность выводов исследования. Оформление текста: корректность цитирования, научный аппарат. Способы обозначения присутствия в тексте автора. Этапы редакторской работы. Практическая отработка приемов редактирования научных текстов. Обозначение правки в тексте. Редактирование собственного и чужого текста. Редактирование коллективных трудов. Достижение консенсуса автора и редактора как научная коммуникация. Считка корректуры и авторизация текста.

Количество часов аудиторной работы: 22.
Основная литература:

Морозов В.А. Культура письменной научной речи. М., 2008.


Дополнительная литература:

Розенталь Д.Э., Былинский К. И., Литературное редактирование. М., 2011.

Мильчин А.Э. Подготовка и редактирование аппарата книги. М., 2011.
Тема 9. Устная презентация научного исследования

Основные форматы устного выступления: доклад на конференции, участие в круглом столе, презентация и защита исследовательского проекта. Научный доклад: текст и устное выступление. Особенности устного выступления. Визуализация устного выступления. Значение конференций для научной коммуникации и критика увлечения конференциями. Панельная дискуссия. Круглый стол как формат обсуждения. Соблюдение регламента. Умение задавать вопросы и отвечать на них. Культура ведения дискуссии. Роль модератора. Преимущества и недостатки мультимедийной презентации. Программно-техническое обеспечение для подготовки и проведения презентации. Получение практического опыта презентации. Устный ответ на экзамене.

Количество часов аудиторной работы: 4.
Основная литература:

Корнилова Е.Е. Искусство публичных выступлений. Путь к успеху. М., 2011.

Ломакин П.А., Севостьянов А.В. Электронные презентации своими руками. М., 2004.

Джей Э. Эффективная презентация. М., 2004.


Дополнительная литература:

Лешутина И. Риторика. Искусство публичного выступления. М., 2009.

Халин С.М. Методика публичного выступления. Учебное пособие. Тюмень, 2010.

Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey: Принцип пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях / Пер. с англ. И.И. Юрчик, Ю.И. Юрчик. М., 2007.

Сопер П. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Ростов-на-Дону, 2012.

Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. М., 2008.


Тема 10. Плагиат

Различение своего и чужого. Этимология и дефиниция плагиата. Компиляция. Правовые и профессионально-этические аспекты плагиата. Авторское право, интеллектуальная собственность. Цитирование и реферативное изложение чужого текста. Уважение прав первооткрывателя источника. Оформление в тексте заимствований. Присвоение текстов и идей. Плагиат и Интернет. Электронная система выявления заимствований и ее недостатки. Борьба с плагиатом в НИУ ВШЭ. Автоплагиат. Практика Высшей аттестационной комиссии. Общественный контроль за плагиатом: Вольное сетевое сообщество"Диссернет". Знакомство с примерами публичных расследований плагиата.

Количество часов аудиторной работы: 4.
Нормативный документ:

Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики (Положение о плагиате) [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/org/hse/antiplagiat_info/plagiat (по сост. на 01.11.2014).


Основная литература:

Кулинкович Т.О. Основы научного цитирования. Методическое пособие. Минск, 2010.


Дополнительная литература:

www.dissernet.org

7Образовательные технологии


Научно-исследовательский семинар предполагает комбинированный тип учебных занятий и проблемный метод освоения материала. Отдельные занятия проводятся в форме общей дискуссии или презентации студентами в аудитории выполненных ими самостоятельных заданий (доклад, аннотация, план-проспект курсовой работы и др.). Часть заданий представляет собой анализ реальных проблемных ситуаций (case-study). В рамках НИС студенты учатся искать необходимую информацию, используя различные ресурсы, знакомятся с обязательной и дополнительной литературой, обсуждают ее в аудитории, выполняют задания по конспектированию, аннотированию и реферированию, составлению библиографических описаний, готовят мультимедийные презентации. Особое место отведено практикуму по научному редактированию. Проводится мастер-класс исследователя истории Восточной Европы.

7.1Методические указания студентам


При подготовке к семинарам и в ходе аудиторных занятий студенту необходимо выявить представляющие сложность моменты, сформулировать и задать вопросы преподавателю. В процессе подготовки реферата, подготовки к коллоквиуму также необходимо сконцентрировать внимание на наиболее сложных для усвоения вопросах, ознакомиться с рекомендованной литературой. По заинтересовавшим его аспектам студент может привлекать литературу и Интернет-ресурсы, не указанные преподавателем. Студенту следует обращать особое внимание на неоднозначные, противоречащие друг другу оценки и суждения специалистов. По всем аспектам НИС, которые вызывают затруднение, студент должен обращаться к преподавателю за разъяснениями.

8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

8.1Тематика заданий текущего контроля


Перечень рекомендуемой литературы для подготовки реферата

Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003.



    Мыльников А.С. Народы Центральной Европы: Формирование национального самосознания, XVIII-XIX вв. М., 1997.

Судьба двух империй. Российская и Австро-Венгерская монархии от расцвета до крушения. М., 2006.

    Западные окраины Российской империи. М., 2006.

    Горизонтов Л.Е. Парадоксы имперской политики: Поляки в России и русские в Польше (XIX – начало XX в.). М., 1999.

    Бовуа Д. Гордиев узел Российской империи: Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793-1914). М., 2011.

    Миллер А.И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIХ в.). СПб., 2000.

    Формирование национальных независимых государств на Балканах. Конец XVIII – 70-е годы XIX в. М., 1986.

    Репников А.В. Консервативные концепции переустройства России. М., 2007.

    Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 – весна 1917 г.). М., 2003.

    Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М, 2010.

    Дамье В.В. Стальной век: Социальная история советского общества. М., 2013.Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.


Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М., 2001.

Алпатов В.М. 150 языков и политика, 1917-2000: социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. М., 2000.



    Романенко С.А. Между «пролетарским интернационализмом» и «славянским братством». Российско-югославские отношения в контексте этнополитических конфликтов в Средней Европе. От начала ХХ в. до 1991 г. М., 2011.

    Белые пятна, черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях. М., 2010.

    Борисенок Е.Ю. Феномен советской украинизации. 1920-1930-е годы. М., 2006.

    Гришина Р.П. Лики модернизации в Болгарии (бег трусцой по пересеченной местности). М., 2008.

    В поисках лучшей доли. Российская эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: вторая половина XIХ – первая половина ХХ в. М., 2009.

    До и после Версаля. Политические лидеры и идея национального государства в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 2009.

    Национальные меньшинства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: исторический опыт и современное положение. М., 2014.

    Волокитина Т.В. и др. Москва и Восточная Европа: Становление политических режимов советского типа (1949-1953). М., 2002.

    Зубкова Е.Ю. Прибалтика и Кремль, 1940-1953. М., 2008.

    Задорожнюк Э.Г. Власть – общество – реформы: Центральная и Юго-Восточная Европа. Вторая половина ХХ века. М., 2006.

    Инакомыслие в условиях «реального социализма»: Поиски новой государственности: Конец 60-х – 80-е гг. ХХ в. М., 2014.

    Шубин А.В. Парадоксы перестройки: Упущенный шанс СССР. М., 2005.

    Улунян Ар.А. Новая политическая география. Переформатируя Евразию. Историзированные зарубежные геоконцепты. Конец ХХ – начало XXI в. М., 2009.

    История Центрально-Восточной Европы. СПб., 2009. (Разделы по XIX-XX вв.).

    История Украины. Научно-популярные очерки. М., 2008. (Разделы по XIX-XX вв.).



Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. Студент имеет возможность не только выбрать из предложенного списка книгу для реферирования, но и предложить свой вариант, списком не предусмотренный.
Вопросы для подготовки к коллоквиуму

  1. Территория и пространство

  2. Дефиниция региона и основные подходы к его изучени

  3. Региональная идентичность

  4. Регионализация и глобализация

  5. Классификация регионов и регионообразующие факторы

  6. Соотношение государства и региона

  7. Ментальная география в системе гуманитарного знания

  8. Ментальные карты и их изучение историками

  9. Феномен идеального отечества

  10. Идея Европы: европеизм и ориентализм

  11. Оппозиции Севера и Юга, Запада и Востока в истории

  12. Динамика представлений о границах Восточной Европы

  13. Региональные скрепы Восточной Европы

  14. Субрегионы большой Восточной Европы

  15. Восточная Европа и Азия

  16. Восприятие Восточной Европы и восточноевропейская идентичность

17. Судьба Восточной Европы в свете неравномерности исторического развития

18. Ближнее зарубежье как феномен ментальной географии, геополитики и международных отношений

19. Ближнее зарубежье и разделенные нации

20. Ближнее зарубежье дореволюционной России

21. Ближнее зарубежье Советского Союза

22. Ближнее зарубежье постсоветской России

23. Жесткая и мягкая сила в политике России в отношении ближнего зарубежья

24. Особенности отношений между близкородственными народами



8.2Вопросы для оценки результатов участия в НИС


Перечень вопросов к экзамену в 1-й год проведения семинара

1. Место исследовательской работы в профессиональной подготовке гуманитария

2. Выбор темы исследования

3. Требования к формулировке темы исследования

4. Актуальность и научная новизна исследования

5. Структура вводной части исследования

6. Способы систематизации работ предшественников

7. Требования к анализу историографии

8. Основные элементы постановочной части введения

9. Научная гипотеза и ее место в исследовании

10. Характеристика теоретико-методологических основ исследования

11. Требования к характеристике источниковой (информационной) базы исследования

12. Различение источников и исследовательской литературы

13. Структура основной части исследования

14. Функции периодизации в исследовании

15. Требования к заключению исследования

16. Основные реферативные жанры и их функции

17. Требования к реферированию научного текста

18. Проектная деятельность в процессе осуществления исследования

19. Способы регулирования трудоемкости научного проекта

20. Особенности грантовой заявки

21. Планирование коллективной работы

22. Составление плана-проспекта

23. Последовательность реализация научного проекта

24. Историческая антропология, биографистика и просопография

25. Источники личного происхождения

26. Госучреждения как фондообразователи

27. Нормативные документы и делопроизводственная документация

28. Люди и институты в справочно-энциклопедической литературе

29. Поисковые возможности каталогов библиотек

30. Этапы редакторской работы

31. Требования к языку исследования

32. Правила обозначения заимствований и присутствия в работе автора

33. Правила оформления сносок и библиографических списков

34. Логика изложения в научном исследовании

35. Научная терминология

36. Взаимодействие автора и редактора

37. Особенности устного выступления

38. Культура ведения дискуссии

39. Мультимедийная презентация

40. Процедура защиты исследовательского проекта

41. Сущность и формы плагиата

42. Правовые и профессионально-этические аспекты плагиата

43. Государственное и общественное противодействие плагиату

44. Плагиат и Интернет

9Порядок формирования оценок по НИС


Оценка по НИС «Восточная Европа в XIX-XX веках: выбор пути развития» формируется в соответствии с «Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ "ВШЭ"», утвержденным УС НИУ ВШЭ 27.06.2014 г. (протокол №05).

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность ответов на предлагаемые вопросы и активность участия в дискуссиях. Результирующая оценка по десятибалльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным и итоговым контролем как Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оценивается качество выполнения самостоятельных заданий. Результирующая оценка по десятибалльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным и итоговым контролем как Осам. работа..

Результаты студента по текущему контролю (реферат и коллоквиум) учитываются следующим образом:



Отекущий = 0,5·Ореф 0,5·Окол
Накопленная оценка за 1-й год участия в НИС

Онакопленная = 0,2·Оауд 0,2 ·Осам.работа 0,6 ·Отекущий


Результирующая оценка за НИС в 1-й год проведения семинара выставляется по следующей формуле, в которой Оэкз – оценка за экзамен:

ОНИС-1 = 0,3·Оэкз 0,7·Онакопленная
Преподаватель освобождает от сдачи экзамена студентов, набравших накопленную оценку по дисциплине 9 и 10 баллов, с выставлением им оценки «отлично». Преподаватель объявляет список таких студентов не позднее, чем за пять календарных дней до экзамена.

Способ округления всех оценок (накопленной, промежуточной, результирующей итоговой) – арифметический.


10Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС

10.1Основная литература


Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: НЛО, 2003.

Горизонтов Л.Е. Регионалистика как область научного знания и направление россиеведческих исследований // История СССР/РФ в контексте современного россиеведения. М.: Проспект, 2011. C.50-68.

Горизонтов Л.Е. Русско-польское противостояние XIX – начала XX вв. в геополитическом измерении // Европейские сравнительно-исторические исследования. М.: Наука, 2006. Вып.2: География и политика. С.9-31.

Джей Э. Эффективная презентация. М.: Баланс-Клуб, 2004.

Земляков М. Методы конспектирования: как составить конспект по истории [Электронный ресурс]. URL: http://4brain.ru/blog...

Корнилова Е.Е. Искусство публичных выступлений. Путь к успеху. М.: ИКЦ МарТ, 2011.

Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. М.: Дашков и Кᵒ, 2013.

Кулинкович Т.О. Основы научного цитирования. Методическое пособие. Минск: БГУ, 2010.

Ломакин П.А., Севостьянов А.В. Электронные презентации своими руками. М.: Майор, 2004.

Маркушевская Л.П., Цапаева Ю.А. Аннотирование и реферирование: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов. СПб.: ГУ ИТМО, 2008.

Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939-1941. М.: Вече, 2000.

Методические указания по разработке курсовых работ студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров по направлению «История» / сост. М.Ф. Румянцева, Р.Б. Казаков [Электронный ресурс]. URL: http://hist.hse.ru/pol (по состоянию на 30.01.2014).

Морозов В.А. Культура письменной научной речи. М.: Икар, 2008.

Никифоров К.В. Рец. на книгу: Алексюн Н. и др. История Центрально-Восточной Европы. СПб., 2009 // Славяноведение. 2010. №1. С.98-106.

Парфенов И.Д. Основы исторической библиографии. М.: Высшая школа, 1990.

Поташник М.М. Как готовить проект на получение грантов. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2001.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006. С.262-268.

Хорхордина Т.И., Попов А.В. Архивная эвристика. Учебник для вузов. Коломна: Издательский Дом «Серебро», 2014.

Человек на Балканах. Государство и его институты: гримасы политической модернизации (последняя четверть XIX – начало XX вв.). СПб.: Алетейя, 2006. С.5-10.

Шенк Ф.Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе от эпохи Просвещения до наших дней // Новое литературное обозрение. 2001. №6. С.42-61.

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М.: КДУ, 2004.

Gorizontow L. Rosyjska wizja Europy Środkowej: tradycje i dzisiejsza perspektywa (Горизонтов Л. Российское видение Центральной Европы: традиции и сегодняшняя перспектива) // Sensus Historiae. Studia interdyscyplinarne. 2013. № 4. S.151-160. Предоставляется русскоязычная версия статьи.

10.2Дополнительная литература


Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М.: Ось-89, 2007.

Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.

Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2004.

Гарскова И.М. Источниковедческие проблемы исторической информатики // Российская история. 2010. №3. С.151-161.

Глинкина С.П., Орлик И.И. Россия и Центрально-Восточная Европа на рубеже XX-XXI веков // Новая и новейшая история. 2006. №4. С.3-26.

Горизонтов Л.Е. Славянские народы и империи в долгом XIX веке. Размышления о векторах исследований // Российское славяноведение в начале XXI века: задачи и перспективы развития. Материалы всероссийского совещания. М.: Институт славяноведения РАН, 2005. С.115-129.

Горизонтов Л.Е. Империя в регионе, империя-регион, империя регионов // Регіональна історія України. Збірник наукових статей. Київ: Інститут історії України НАН України, 2008. Вип.2. С.127-134.

Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. М.: Флинта: Наука, 2008.

Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №6. С.6-13.

Кузнецов И.Н. Интернет в учебной и научной работе. М.: Дашков и Кᵒ, 2005.

Лешутина И. Риторика. Искусство публичного выступления. М.: Проспект, 2009.

Мильчин А.Э. Подготовка и редактирование аппарата книги. М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2011.

Минто Б. Золотые правила Гарварда и McKinsey: Принцип пирамиды в мышлении, деловом письме и устных выступлениях / Пер. с англ. И.И. Юрчик, Ю.И. Юрчик. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2007.

Модернизация в Центральной и Восточной Европе. Идеи, программы, реализация. М.: Изд-во Московского городского объединения архивов, 2000.

Мыльников А.С. Картина славянского мира: Взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI – начала XVIII века. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996.

На путях становления украинской и белорусской наций: факторы, механизмы, соотнесения. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2004.

Орлова Е.В. Научный текст. Аннотирование, реферирование, рецензирование. М.: Златоуст, 2013.

Оформление научного аппарата курсовой и дипломной работы. Методическое пособие для студентов. Казань: Изд-во КГУ, 2005.

Подосинов А.В. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культуры, 1999.

Простоволосова Л.Н., Черемисина Н.М., Историческая библиография: история и современное состояние. М.: МГИАИ, 1990.

Регионы и регионализм в странах Запада и России. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2001.

Ремнев А.В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX – начала XX веков. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2004.

Рогожин М. Как написать курсовую и дипломную работы. СПб.: Изд-во «Питер», 2005.

Розенталь Д.Э., Былинский К. И., Литературное редактирование. М.: Наука, 2011.

Сафронов П.А. Приемы научной работы («Академическое письмо» Ч.1-2. http://www.univertv.ru/.../priyomy_nauchnoj_raboty_lekciya_akademicheskoe...)

Сопер П. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

Стыкалин А.С. Центральная Европа как регион. Проблемы изучения // Центральная Европа в Новое и новейшее время. М.: Институт славяноведения РАН, 1998. С.6-19.

Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов / Пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2008.

Халин С.М. Методика публичного выступления. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010.

Хобсбаум Э. Век империи, 1875-1914. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С.5-50.

Центральная Европа в поисках региональной идентичности. М.: Институт славяноведения РАН, 2000.

Центральная Европа как исторический регион. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1996.

Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. Проблемы войны и мира. М.: Международные отношения, 1987.

Широков Г.К. Регионализация: новые тенденции мирового развития на рубеже XX и XXI веков // ННИ. 2004. №4. С.55-66.



10.3Сайты


Сайт Росархива: www.archives.ru

Сайт «Диссернета»: www.dissernet.org



10.4Нормативные документы


Положение о курсовой работе студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров по направлению «История» на факультете истории в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: http://hist.hse.ru/pol (по состоянию на 30.01.2014).

Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики (Положение о плагиате) [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/org/hse/antiplagiat_info/plagiat (по сост. на 01.11.2014).

ГОСТ Р 7.0.5–2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. М.: Стандартинформ, 2008. 17 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).

ГОСТ 7.1–2003 . Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. 80 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).



11Материально-техническое обеспечение НИС


Для аудиторных занятий необходим компьютер с выходом в Интернет и проектор.


  • Область применения и нормативные ссылки
  • 2Компетенции обучающегося, формируемые в результате участия в НИС
  • 3Место научно-исследовательского семинара в структуре образовательной программы
  • 5Формы контроля знаний студентов
  • 6.1 Критерии оценки знаний и навыков
  • 7Образовательные технологии
  • 7.1Методические указания студентам
  • 8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
  • 8.2Вопросы для оценки результатов участия в НИС
  • 9Порядок формирования оценок по НИС
  • 10Учебно-методическое и информационное обеспечение НИС
  • 10.2Дополнительная литература
  • 10.3Сайты Сайт Росархива: www.archives.ru Сайт «Диссернета»: www . dissernet . org 10.4Нормативные документы
  • 11Материально-техническое обеспечение НИС