Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в фгос. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области




Скачать 265.27 Kb.
Дата06.07.2017
Размер265.27 Kb.
ТипПрограмма
Аннотация Программа по Музыке для 7 класса общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 7 класса авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр. Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России». Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры. Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства – коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ № Разделы, темы Количество часов 1. «Музыкальный образ» 16 часов 2. «Музыкальная драматургия» 18 часов ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Общая характеристика программы Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру. Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся. развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры. Для этого необходимо решение таких задач, как развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты; воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий; освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира; изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства; знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 7 классе в объеме не менее 34 часов. Требования к результатам обучения музыке В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем». Личностные результаты изучения музыки: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира; навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности. В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности). Метапредметные результаты изучения музыки: анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов; наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом; умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования. Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке: сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. Общие содержательные особенности программы для 7 класса Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами). Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы. В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Сделана также попытка предоставить учащимся 7 класса более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 6 лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве. Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах1: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 6-му классу становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня. Первое полугодие: «Музыкальный образ» В процессе многовекового развития музыкального языка сформировалось множество самых различных мелодических, рит­мических, тембровых и прочих интонаций, приемов построения фраз, отдельных частей и даже целых произведений, в которых широкий жизненный опыт закрепил определенное смысловое и эмоциональное содержание. Процесс этот шел, идет сегодня и, несомненно, всегда будет идти достаточно сложными путями. Одни интонации и приемы оказывались нежизнеспособными и исчезали, не закрепившись в музыкальном сознании общества, другие (часто не сразу, а по­степенно) входили в музыкальный обиход и становились всеоб­ще понятными. Поэтому музыкальный язык никогда не останав­ливался в своем развитии, а развивался вместе с развитием всей жизни человеческого опыта. . Круг интонаций, выражающий внутренний мир человека, его разнообразные движения (шаг, прыжки, бег, танцевальные па), равно как интонации, заимствованные из звуков природы, жи­вотного мира, звуков города, различных машин, иначе говоря,— звуков среды, окружающей человека, можно сказать, безгра­ничен. Музыкальный язык впитывает в себя все эти интонации, и, поскольку все они рождены жизнью и живут в музыке по зако­нам жизни, они по мере развития духовного мира человека становятся ему понятны, как понятной становится сама жизнь. Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создаёт музыкальные образы, в которых воплощает те или иные свои творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нём музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношение и развитие. На протяжении всех наших занятий, начиная с первого клас­са, знакомясь с музыкой, слушая ее, исполняя и размышляя о ней, мы, в сущности, знакомились с различными музыкальными образами. Образы по своему содержанию и значительности были очень разные: от совсем простых и несложных, вроде «трех девочек», до образов огромного внутреннего содержания, вроде «образов революции», «образов войны», «образов выдающихся личностей» (Александра Невского, Ивана Сусанина, Михаила Куту­зова) и т.д. Итак, термин «образ» встречался в программе уже неодно­кратно, начиная с первого класса. Но во всех случаях он возни­кал лишь в связи с освоением той или иной темы. Ребята посте­пенно привыкали к этому термину, накапливали слуховой опыт, и сейчас можно уже смело сделать понятие «музыкальный об­раз» одной из важнейших самостоятельных тем программы, ве­дущей к пониманию темы «Музыкальная драматургия». Как всегда, новую тему лучше начинать на уже ранее усвоен­ном материале, который теперь, в связи с этой темой, под новым углом зрения будет услышан и воспринят учащимися по-новому, глубже и содержательнее. Убедительных примеров в программе прошлых лет - сколько угодно. Важно, однако, чтобы наибольшее количество примеров приво­дили сами учащиеся. Две стороны вопроса о связи музыки с жизнью — «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» — неразделимы. И если сейчас на пер­вый план выходит вторая сторона — о преобразующей силе му­зыки, это ни в малейшей мере не означает, что первая сторона теряет свое значение или, Тем более, вовсе исчезает. Напротив, хорошо усвоенное ребятами представление о жизненном содер­жании музыки значительно обогатится пониманием ее преобра­зующей роли. Во много раз расширится представление учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества. . Второе полугодие «Музыкальная драматургия» В седьмом классе мы будем вслушиваться не только в характер, содержание и построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой (если в сочинении больше одного образа), как друг на друга они воздействуют, как при этом музыка развивается и к чему это развитие приводит. Так, от наблюдения за жизнью одного, самостоятельного музыкального образа мы придем к наблюдению за жизнью не­скольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведе­ния, т.е. к тому, что называется музыкальной драматургией. В наблюдении за музыкальной драматургией особенно оче­видно раскрывается то, что законы развития музыки по существу своему тождественны законам развития жизни и всего живого на земле: всеобщие связи, объединяющие не только близкие, схожие явления, но и явления контрастные, остропротиворечи­вые; противоречия, как постоянный толчок к развитию; непре­рывное развитие, приводящее (если в основе его лежат доста­точно сильные противоречия) к возникновению качественно но­вых явлений. Учащиеся без труда поймут, что музыкальный образ, не со­держащий в самом себе никаких противоречий и не сопостав­ленный с другим контрастным образом, не может вызвать к жизни какие-либо крупные события и, следовательно, сложные музыкальные формы. Такой образ обычно мы встречаем в одно­частной форме (вроде уже известных ребятам Прелюдий Шопе­на № 7 и № 20). Наоборот, острый контраст внутри одного и тем более между несколькими (многими) музыкальными образа­ми всегда служит толчком к развитию крупных, значительных событий и вызывает к жизни крупные музыкальные произведе­ния — сонату, симфонию, ораторию, оперу, балет. Диапазон «музыкальных событий» так же велик и многооб­разен, как диапазон событий жизненных: от небольшой, ничем не тревожимой картинки природы или незатейливой детской иг­ры до таких гигантских по своим масштабам, напряжению и последствиям событий, как революции и войны. Но и в «малой форме», состоящей из одного, даже двух об­разов, можно воплотить отдельное звено, отдельный эпизод, отдельную грань (даже очень важную) этих гигантских со­бытий. Особое внимание мы уделяем так называемой сонатно-симфонической форме, в которой обычно бывают написаны сонаты, симфонии, концерты, различные инструментальные ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и др.). В основе сонатно-симфонической формы лежит принцип кон­фликтного развития, возникающего из столкновения противоре­чивых образов. Вот почему на протяжении уже нескольких сто­летий симфонии и сонаты, наряду с ораториями, операми и ба­летами, являются самыми богатыми по своим возможностям формами, в которых композиторы способны воплотить свои са­мые глубокие и значительные замыслы. Таким образом темой второго полугодия — «Музыкальная драма­тургия». Конечно, эти темы могут быть разделены лишь услов­но, поскольку элементы драматургии, хотя бы простейшее раз­витие, содержатся в любом образе. Как всегда, любое новое задание — определение построения и характера образов, драматургического развития и т.п.— долж­но решаться с помощью учителя самими учащимися. Выработка самостоятельного творческого мышления учащих­ся становится все более и более важной задачей школьных за­нятий ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ Учащийся научится раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в размышлении, пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность, участвуя в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием. У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей. Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате изучения музыки семиклассник должен: - понимать музыкальный образ и музыкальную драматургию - знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства; уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров; - уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; Знать новые имена композиторов—С.Прокофьева и Л. Бетховена, а так же некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма; - размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства; - уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; - уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах); проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a’capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания). - развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.; - проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка. Тематическое планирование уроков музыки 7 класс 1 полугодие Тема: «Музыкальный образ» 1 четверть 9 часов № урока Тема урока Музыкальный материал Примечания ПЛАН ФАКТ 1. Музыкальный образ – воплощенная в музыке жизнь. «Вальс», «Ария Кутузова» из оперы « Война и мир С. Прокофьева «Дороги» А. Новикова Портрет С. Прокофьева 2. Знакомство с драматическим образом «Лесной царь» Ф. Шуберта «Грустные ивы» - разучивание Портрет Ф. Шуберта Биография Текст песни (перевод) 3. Музыкальный образ в авторской песне «По снегу, летящему с неба», «А может, не было войны» А. Розенбаум Портрет Розенбаума, биография 4. Трагический образ и образ мужественной борьбы. «Прелюдия №4», «Этюд №12» А. Скрябина 3 часть «Сонаты №14» Л. Бетховена «Я скажу с небес» - слушание Портрет А. Скрябина Маслова «Педагогика искусства» 5. Образ иллюзии полного покоя. «Островок», «Весенние воды» С. Рахманинова «Заход солнца» Э. Григ Портрет С. Рахманинова 6. Драматический образ в увертюре Л. Бетховена «Эгмонт» Увертюра «Эгмонт», «Песня Клерхен» Л. Бетховена Портрет Л. В. Бетховена 7. Знакомство с лирическим образом «Мой ласковый и нежный зверь» Е. Дога Программа Рачиной с. 65 8. Характерные черты рапсодии Ф. Листа «Вторая рапсодия» Ф. Листа (в фортепианной и оркестровой редакции) Портрет Ф. Листа 9. Обобщающий урок Слушание и исполнение музыкального материала 1 четверти 2 четверть. Тема: «Музыкальный образ» (продолжение) 7 часов № урока Тема урока Музыкальный материал Примечания 1. Развивающийся образ танца в «Болеро» Равеля «Болеро» М. Равеля Музыка по выбору учащихся Портрет М. Равеля 2. Образ молодежной песни «Песня туристов» из оперы «А зори здесь тихие» К. Молчанова «Песня туристов» с темой войны «Болеро» М. Равеля 3. Образ вражеского нашествия «Эпизод нашествия» из 1 части «Симфонии №7» Д. Шостаковича «Болеро» М. Равеля Портрет Д. Шостаковича 4. Знакомство с романтическим образом в музыке Шопена. Два вальса Ф. Шопена «Звездопад» А. Пахмутова Портрет Ф. Шопена Муз литература заруб. стран 5. Бах – чистота, красота, возвышенность «Органная фуга» (ля минор) И. С. Бах Портрет Баха ЖЗЛ «Бах», муз. литература заруб. стран 6. Образы веселья и грусти «Прогулка» И. Кружкова «Грустный вальс» Я. Сибелиуса 7. Обобщение темы «Музыкальный образ» Слушание и исполнение музыкального материала 2 четверти II полугодие «Музыкальная драматургия» 3 четверть 10 часов № урока Тема Музыкальный материал Примечания 1. Конфликт и контраст музыкальной интонации – основа драматургии. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинка «Школьный праздник» - разучивание Портреты М. Глинки, 2. Сонатная форма увертюры «Руслан и Людмила» Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинка «Школьный праздник» - исполнение Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке» с. 231 3. Повествовательная драматургия в оратории «Сегодня умер Руставели» из оратории «По следам Руставели» О. Тактакишвили «Бехенвальдский набат» В. Мурадели Портрет Руставели, Мурадели 4. Увертюра – самостоятельное программное произведение Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен «Бухенвальдский набат» - исполнение Портрет Л. Бетховена 5. Конфликтное развитие в произведении Бетховена. Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен Музыка по выбору учителя и учащихся Портрет и биография композитора 6. Красота спасет мир Рок – опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» А. Рыбников Портрет Рыбникова, статья о рок – опере Маслова»Педагогика искусства», с 125-127 7. Трагическая драматургия рок – оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» Рок – опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» А. Рыбников Маслова «Педагогика искусства» с 127-129 8. «Во имя любви…» «Лунная соната» 1 часть Л. Бетховен «Я тебя никогда не забуду» А. Рыбников Маслова «Педагогика искусства» с. 123-125 Кабалевский с. 171 9. Драматургия рок – оперы «Юнона и Авось» «Я тебя никогда не забуду», «Алиллуя» из рок – оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова Маслова «Педагогика искусства» с.129-130 10. Камерная музыка – соната «Соната для виолончели с фортепиано» Э. Григ Начальные фразы основных тем сонаты Портрет Э. Грига 4 четверть Тема: «Музыкальная драматургия»(продолжение) 8 часов № урока Тема урока Музыкальный материал Примечания 1. Драматургия в «Полонезе» М. Огиньского «Полонез» М. Огиньский «Счастье» Д. Кабалевский Портрет М. Огиньского 2. Драматургия в симфонической музыке «Симфония №40» В. А. Моцарт (1 и 2 части) Портрет В. А. Моцарта 3. Богатство, широта содержания «Симфонии №40» «Симфония №40» В. А. Моцарт (3 и 4 части) «Дорога добра» - разучивание Портрет В. А. Моцарта 4. Борьба зла и добра в увертюре – фантазии «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского Подготовка к заключительному уроку – концерту Портрет Чайковского 5. «Смерть и торжество любви в увертюре – фантазии «Ромео и Джульетта» Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского Подготовка к заключительному уроку – концерту Портрет Чайковского 6. Драматургия произведений о Великой Отечественной войне «Священная война» А. Александрова «Эпизод нашествия» из «Симфонии №7» Д. Шостаковича «День Победы» Д. Тухманова «Бухенвальдский набат» Мурадели Фотографии военных лет 7. Драматургия балета «Золушка» Фрагменты из балета «Золушка» С. Прокофьева Портрет С.Прокофьева 8. Обобщение темы четверти и тем всего года Исполнение и слушание музыки по выбору учащихся. Афиша урока-концерта Формы контроля: викторины, тестовые задания, музыкальные кроссворды. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Музыка» Программа по музыке (4–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского). Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа по музыке В.О.Усачевой, Л.В. Школяр Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян, скрипку), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов. К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Возможно использование клавишного синтезатора. 1 Д.Б. Кабалевский «Про трех китов и многое другое».