Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа начального общего образования моу сош №42 г. Иркутска иркутск 2011




страница1/40
Дата05.07.2017
Размер7.89 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №42 г.Иркутска

ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ № 42

г. ИРКУТСКА

Иркутск 2011

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………

    1. Введение……………………………………………………………….

1.2. Цели и задачи реализации Образовательной программы……………..

1.3.Принципы и подходы к формированию Образовательной программы.

1.4.Общая характеристика Образовательной программы…………………

1.5 Состав участников образовательного процесса………………………

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования………..

2.1.Планируемые личностные результаты………………………………….

2.2.Планируемые метапредметные результаты……………………………

2.3.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)………………

2.4.Формирование ИКТ- компетентности обучающихся (метапредметные результаты)……………………………………………

2.5. Планируемые предметные результаты…………………………………



3. Базисный учебный план начального общего образования…………

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования……………

4.1. Пояснительная записка…………………………………………………

4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования……………………

4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов………………………………………………………………………

4.4.Преемственность связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. ………………………



5. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………....

5.1. Общие положения……………………………………………………….

5.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования…………………………………………………………

6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания………

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………

8. Программа коррекционный работы………………………………….

9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………………………………

9.1. Пояснительная записка …………………………………………………

9.2 . Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов……………………………………………………………………

9.3. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию…….....................................

9.4.Портфель достижений обучающихся………………………………….

Литература …………………………………………………………………………………..







1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Введение

Данный документ разработан педагогическим коллективом образовательного учреждения МОУ СОШ №42 г. Иркутска: заместителем директора по НМР Пасынковой С.А., заместителем директора по УВР Лыковой Л.И., педагогами начальной школы: Тюменцевой Л.А., высшая квалификационная категория; Юрьевой Н.И., высшая квалификационная категория; Дриевской Т.И., высшая квалификационная категория; Агеенко А.В., вторая квалификационная категория; Хабирьяновой Е.В., вторая квалификационная категория.

Нормативно-правовой базой образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения СОШ №42 г.Иркутска являются:


  • Постановление Минобрнауки РФ №142 от 24.02.2009г. «Об утверждении правил разработки и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов»;

  • Приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ №1241 от 26.10.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373»;

  • Приказ Минобрнауки РФ №2080 от 24.12.2010г. «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 уч. год»;

  • Приказ Минобрнауки РФ №1312 от 09.03.2004г. «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008г. №241, от 30.08.2010г. №889)»;

  • Распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-дпр «О региональном учебном плане для общеобразовательных учреждений Иркутской области»;

  • Решение коллегии Министерства образования Иркутской области от 05.04.2010г. «О региональном учебном плане образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2010-2011, 2011-2012 уч. годы».

При подготовке документа учтены рекомендации Примерной программы образовательного учреждения; ведущие идеи Программы развития школы социального становления МОУ СОШ №42 г. Иркутска на 2011-2015гг; особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы обучающихся.

В основу образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения СОШ №42 г. Иркутска положены концептуальные положения УМК «Перспективная начальная школа», реализующие фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

УМК «Перспективная начальная школа» системно учитывает современные особенности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе. С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой совместной учебной деятельностью. Он становится членом коллектива, в котором есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Резко возросла информированность детей. Сегодня СМИ являются существенным фактором формирования у детей картины мира. Все это учтено при составлении в УМК «Перспективная начальная школа».

1.2.Цели и задачи реализации Образовательной программы.

МОУ СОШ №42 г.Иркутска - школа (адаптивная) социально-ориентирован­ного типа: школа социального становления. Это массовая школа для всех, основанная на компетентностном подходе, обеспечивающая равенство возможностей для получения образования.

Целью реализации Образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Инновационные подходы нашли свое отражение в целевой установке УМК «Перспективная начальная школа» – обеспечение планируемых результатов основной образовательной программы, к числу которых относятся:

– личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию; сформированность познавательной мотивации; ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся;

– метапредметные результаты, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

– предметные результаты: освоенный опыт специфической для предметной области деятельности, готовность его преобразования и применения; система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Цель обучения и воспитания в начальной школе СОШ № 421: социально-компетентная личность с выраженной гражданской идентичностью (рассматриваемой как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан России – региональный уровень):


  • осознающей себя гражданином России, успешная в жизнедеятельности, имеющая

  • устойчиво-положительное отношение природному миру;

  • познавательно – активная, владеющая «компетенциями к обновлению компетенций»;

  • социально-активная, способная управлять и быть управляемой, умеющая реализовывать свои притязания на право занять значимое место в обществе (приоритет: взаимодействие с педагогом).

В соответствии со Стандартом, на ступени начального общего образования МОУ СОШ №42 г. Иркутска решаются следующие задачи:

– становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

– укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

1.3.Принципы и подходы к формированию Образовательной программы.

Основные принципы и подходы к формированию образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения СОШ №42 г. Иркутска основаны на Стандарте начального общего образования и УМК «Перспективная начальная школа».



Данная Образовательная программа направлена на обеспечение:

  • равных возможностей получения качественного начального общего образования всем обучаемым с учетом: разновозрастного зачисления детей в первый класс (дети шести, семи, восьми лет); разного уровня дошкольной подготовки (дети, посещающие и не посещающие детский сад); разного уровня владения русским языком (дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы);

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности;

  • преемственности основных образовательных программ;

  • демократизации образовательной деятельности через развитие форм государственно-общественного управления;

  • формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися Образовательной программы, деятельности педагогических работников;

  • создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения, заложенной в основу Образовательной программы:

  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.

  2. Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.

  3. Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);

  4. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.

  5. Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.

  6. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

1.4.Общая характеристика Образовательной программы.

Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №42 г. Иркутска, предусматривает:

– достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;

– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

1.5.Состав участников образовательного процесса:

В соответствии со Стандартом и Уставом образовательного учреждения, участниками образовательного процесса являются обучающиеся 1-4 классов, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Кроме того, участниками образовательного процесса являются социальные партнёры школы: МОУ ДОД Дом детского творчества №5 г. Иркутска, спортивный клуб греко-римской борьбы «Медведь", Детский сад № 50 г. Иркутска, МОУ СОШ №34 г.Иркутска, МОУ СОШ №3,4,6 г.Саянска, МОУ СОШ №14 г. Усть-Илимска, МОУ СОШ №29, 30 г.Ангарска, кафедра теории и методики воспитания ИИПКРО.



2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.



2.1.Планируемые личностные результаты

В школе социального становления на начальном этапе обучения главной целью обучения и воспитания является социально-компетентная личность с выраженной гражданской идентичностью (рассматриваемой как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан России – региональный уровень):



  • осознающей себя гражданином России, успешная в жизнедеятельности, имеющая

устойчиво-положительное отношение природному миру;

  • познавательно – активная, владеющая «компетенциями к обновлению компетенций»;

  • социально-активная, способная управлять и быть управляемой, умеющая реализовывать свои притязания на право занять значимое место в обществе (приоритет: взаимодействие с педагогом).

В результате освоения образовательной программы у обучающихся в сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.



Смыслообразование:

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;



- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.



2.2.Планируемые метапредметные результаты.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий. направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение



Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.



Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;



- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Осуществление учебных действий:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Прогнозирование:

- предвосхищать результат;



- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.



Контроль и самоконтроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- различать способ и результат действия;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Коррекция:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.



Оценка:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
  • (метапредметные результаты)……………… 2.4.Формирование ИКТ- компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
  • 4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования …………… 4.1. Пояснительная записка…………………………………………………
  • 4.2. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования……………………
  • 5. Программы отдельных учебных предметов, курсов
  • 6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания ……… 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
  • 8. Программа коррекционный работы
  • …….....................................
  • 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Введение
  • 1.2.Цели и задачи реализации Образовательной программы.
  • 1.3.Принципы и подходы к формированию Образовательной программы.
  • 1.4.Общая характеристика Образовательной программы.
  • 1.5.Состав участников образовательного процесса
  • 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
  • Нравственно-этическая ориентация
  • 2.2.Планируемые метапредметные результаты.
  • Планирование
  • Осуществление учебных действий
  • Контроль и самоконтроль
  • Коррекция: - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;