Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа «Мир животных в литературе и живописи»




Дата27.06.2017
Размер207 Kb.
ТипПрограмма




Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Мир животных в литературе и живописи» (далее – Программа) МАОУ СОШ №4 г.Черняховска (далее – Учреждение) разработана в соответствии со статьями 2.12 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.; приказа Министра образования в Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» №1008 от 29.08.2013 г., положения «О дополнительных общеразвивающих программах», утвержденного И.В.Донченко, директором Учреждения, приказ от 29.08.2014 г. № 214-ОД.



Актуальность данной Программы заключается в том, что в вопрос о необходимости бережного отношения к природе, ее сохранения и защиты актуальная пробема современоого общества. Любовь к братьям нашим меньшим является одной традиций и ценностей человечества. Потребность общества в воспитании духовной, нравственной личности ребенка, способной к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, к созидательной деятельности. И воспитание такой личности возможно через различные формы общения человека с животным, рационально используя образцы художественной литературы, живопись. Программа дает возможность удовлетворить индивидуальные потребности детей в познавательной, интеллектуальной, творческой и проектной деятельности в процессе изучения художественных текстов, публицистики, живописи анималистической направленности.

При создании Программы использовалась блочно -модульная технология. Она представлена в 5 основных разделах и поможет развивать общеучебные умения и навыки:

-навык внимательного чтения

-умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное

-умение участвовать в учебном диалоге, дискуссии, вести полемику

-умение составлять проект.


Педагогическая целесообразность Программы.

Программа предусматривает самостоятельную работу учащихся с лекционным материалом, Интернет-ресурсами, результатами собственных наблюдений, предоставляется право самим выбирать форму предъявления результата своей работы в зависимости от интересов и личностно-значимых целей: разработка проектов, электронной презентации, оформление стенных газет, дневников наблюдения за животными, работа с кроссвордами, составление викторины, сообщения, выполнение учебного исследования.

Учащиеся разрабатывают и реализуют как индивидуальные, так и групповые проекты. Это требует от детей самостоятельности мышления, ставит их перед необходимостью привлекать знания по разным предметам школьной программы, учиться прогнозировать результат своей деятельности. Участие в этих проектах включает детей в социальную практику, формирует навыки самостоятельной работы, взаимодействия в команде, умения проектировать, планировать, реализовывать задуманное.

Новизна Программы.

Программа вводит детей в мир истории анималистики, начиная с первобытного искусства наскальной живописи и до наших дней. Прослеживается эволюция изображения образов животных и отношения к ним человека: источник пищи – спутник, друг. От простой статичности образов до передачи индивидуальных характеров животных, психологической и эмоционально-лирической трактовки животного, которое становится объектом заботы, любви и восхищения человека.

Используемый в Программе материал призван оказать огромное эмоциональное воздействие на учащихся. Навыки, приобретенные в ходе бесед, устных выступлений, письменных работ, непосредственных контактов с животными, знакомство с шедеврами мировой культуры становятся достоянием коммуникативной культуры личности, формируют гражданскую позицию, восхищение мировым искусством и искусством своего народа, способность к сознательной деятельности в современном мире.

При выполнении практических видов работ обучающиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. У детей формируются навыки работы со всевозможными источниками информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, репродукциями, художественной литературой, фотоматериалами, средствами радио, телевидения, печатными периодическими изданиями.


Цель Программы:

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся через включение в учебно-исследовательскую, продуктивно-творческую и практико-ориентированную деятельность, направленную на изучение взаимодействия человека и животных. Расширить, дополнить и углубить знания и умения, получаемые учащимися на учебных занятиях.



Задачи Программы:

- Развитие гражданских качеств личности школьника; его патриотического отношения к России и своему городу; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви ко всему живому.

- Укрепление родственных и семейных связей через понимание необходимости любви к животным.

-Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

- Формирование навыка у обучающихся самостоятельно работать с различными источниками, умение создавать индивидуальные и групповые творческие проекты, проводить мини-исследования.

- Овладение формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией.

- Ознакомление обучающихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

- Выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей.

- Способствовать обеспечению духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся.

- Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.

- Способствовать социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе.

- Способствовать формированию общей культуры обучающихся.


Сроки реализации Программы - один год.
Планируемые результаты.

- Понимание необходимости бережного отношения к миру животных как к одной из основных ценностей человечества.

- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Родине, уважительного отношения к русской и зарубежной литературе и живописи, в огромной мере способствующих защите окружающей среды и воспитанию высоконравственной человеческой личности.

- Владение всеми видами речевой деятельности:

1. адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

2. владение разными видами чтения;

3. способность извлекать информацию из различных источников;

4. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

5. способность заниматься исследовательской и проектной деятельностью;

6. умение выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями и докладами.

- Формирование навыков в написании творческих работ в жанре эссе, рассуждений, дневниковых записей, рассказов, стихов в соответствии с требованиями Программы по литературе.

- Использование полученных навыков на практике.

Порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся:
- промежуточная аттестация проводится по итогам полугодия в форме защиты проектов или публичного выступления с презентацией.


Формы подведения итогов реализации Программы:

- итоговые занятия;

- участие в дистанционных творческих и исследовательских конкурсах и олимпиадах,

- создание и защита проектов, проведение исследований, написание мини-сочинений, мини-газет,



- создание электронных презентаций,

- участие школьников праздниках; конкурсах; социальных проектах (коллективных творческих делах); конференциях;

- создание сборника творческих и исследовательских работ учащихся.
Учебный план

п/п

Содержание

Объем

Теорети-ческая часть

Практи-ческая часть

Отслеживание результата

1

Раздел 1. Изображение животных в первобытном искусстве.

6

3

3

Работа с кроссвордом, подготовка сообщения, презентации-3ч.

2

Раздел 2. Что такое анималистика.

8

4

4

Творческая работа–2ч. работа с текстом – 1 ч., презентация – 1 ч.

3

Раздел 3. Животные – объект заботы человека.

18

11

7

Миниатюра о животных-1ч.-.фотоколлаж о животных -2ч. творческая работа– стихотворение ­­ - 1 ч., презентация – 1 ч., сопоставительный анализ текста и иллюстрации – 2 ч.,

4

Раздел 4. Современные художники – анималисты.

7

3

4

Презентация о кошках – 2 ч. Видеоролик о животных- 2ч.

5

Раздел 5. Научно-популярная и публицистическая литература янтарного края о животных.

13

5

8

Выпуск стенгазеты. «Животные вокруг нас» -3ч. Презентация о Куршской косе – 1ч. Оформление дневника наблюдений за животными. Фотоотчет. Презентация- 4ч.

Всего:

52

26

26






Содержание разделов Программы

Раздел 1. «Изображение животных в первобытном искусстве» - 6 ч. (3 ч 3ч)
- Происхождение первобытного искусства.

- Эволюция изображения животных в первобытном искусстве. Палеолит. Мезолит.

- Неолит. Бронзовый век.
Раздел 2. «Что такое анималистика» - 8 часов ( 4 ч 4 ч)
- Животные в анималистическом искусстве Древней Греции.

- Анималистика в живописи Возрождения (Веласкес, Ван Дейк, Тициан).

- Образы домашних животных в станковых композициях.

- Васнецов. Животные в иллюстрациях к народным сказкам.

- В. Серов. Иллюстрации к басням Крылова. Передача индивидуальных характеров животных. Психологическая и эмоционально-лирическая трактовка животного.
Раздел 3. «Животные – объект заботы человека» - 18 ч. (11 ч 7 ч)
- Е. Чарушин. Рассказы о животных и рисунки, изображающие звериных детенышей.

- К. Паустовский «Заячьи лапы», «Кот – ворюга», «Растрепанный воробей». Гуманизм произведений о животных.

- Л. Андреев «Кусака». Истинное и мнимое милосердие.

- Мир животных в поэзии А. Самусевич.

- А. Усачев. «Есть где-то Кошачья Планета», О. Воздвиженская «Осенние отрывки».

- И. В. Гёте «Удостоенные животные», Ш. Бодлер «Кошки», Х. Борхес «Кот». Экскурсия в библиотеку «Эти забавные животные».


Раздел 4. «Современные художники-анималисты» - 7 часов. (3 ч 4 ч)
- Л. Дюка. Арт-работы. Кошки в искусстве.

- М. Ефремова. Биография. Животные в изображении художницы.

- Коллаж «Кошки». Высказывания знаменитых людей о кошках. Толкование смысла высказываний. Мой домашний питомец- проект. Сообщение, доклад, презентация.
Раздел 5. «Научно-популярная и публицистическая литература янтарного края о животных» - 13 ч. (5 ч 8 ч)
- Калининградский зоопарк. Сообщение, доклад, фотоотчет.

- Куршская коса. Презентация, фотоотчет.

- Выпуск стенгазеты «Животные вокруг нас».

- Ведение дневника «Наблюдение за животными».

- Экскурсия в художественную школу.

Календарный учебный график

Кален-дарные месяцы

Содержание

Цели и задачи

Методы и приёмы

Наглядность

Примечание

Раздел 1. Изображение животных в первобытном обществе.6ч.

Сентябрь


Тема 1-2. Происхождение первобытного искусства.

Тема 3-4.Эволюция изображения животных в первобытном искусстве. Палеолит. Мезолит.



Формирование гражданской позиции. Чувства уважения к мировому искусству и искусству своего народа.

Рассказ, поиск материала, работа с фотоматериалом из интернет- ресурсов. Обзорная лекция с использованием интернет-ресурсов.

Лекционный материал с элементами эвристической беседы «Происхождение первобытного искусства», «Эволюция образа лошади в искусстве». Репродукции картин Тициана, Веласкеса с изображением животных.

Работа с кроссвордом. Подготовка сообщения.

Октябрь

Тема 5-6. Неолит. Бронзовый век.


Формирование гражданской позиции. Чувства уважения к мировому искусству и искусству своего народа.

Рассказ, поиск материала, работа с фотоматериалом из интернет- ресурсов.

Фотоматериалы из интернет- ресурсов.

Подготовка презентации.



Раздел 2. Что такое анималистика. 8 ч.




Тема 7-8. Животные в анималистическом искусстве Древней Греции.

Формирование чувства уважения к мировому искусству.


Объяснение материала беседа

Изображения древних амфор, украшенных миниатюрами о животных.

Составление тезисного плана


Ноябрь

Тема 9-10. Анималистика живописи Возрождения. Веласкес. Тициан.

Ван Дейк.



Тема 11-12. Образы домашних животных в станковой композиции

Воспитание лучших качеств человеческой личности через различные формы общения человека с животными.

Объяснение материала, его обобщение, беседа, словесное рисование.

Словесное рисование, беседа, работа с интернет- ресурсами.




Репродукции картин художников Возрождения, изображающих животных.

Составление опорного конспекта.

Сочинение о животных, представленных на полотнах художников Возрождения



Декабрь


Тема 13. Васнецов. Животные в иллюстрациях к народным сказкам.


Тема 14. В. Серов. Иллюстрации к басням Крылова. Передача индивидуальных характеров животных. Психологическая и эмоционально-лирическая трактовка животного.

Помочь постичь мир животных до понимания того, что человек и животные-дети Земли.

Помочь постичь мир животных до понимания того, что человек и животные-дети Земли.




Беседа, пересказ, чтение отрывков из волшебных сказок

Беседа, пересказ, чтение отрывков из басен.



Репродукции картин Васнецова «Три богатыря», «Иван- царевич и Серый волк», иллюстрации к сказке «Царевна- лягушка» и др.

Басни Крылова. Подборка иллюстраций В. Серова.



Подборка иллюстраций о животных.

Раздел 3. Животные – объект заботы человека. 18 ч.



Тема 15-17. Е. Чарушин. Рассказы о животных и рисунки с изображением детенышей животных.



Помочь постичь мир животных до понимания того, что животные – часть жизни человека. Формирование литературной и культуроведческой компетенции.

Анализ текста, его сопоставление с иллюстрациями, беседа.

Фотоколлаж о животных, дидактический материал о животных, набор открыток с изображением кошек, собак.

Миниатюра о животном. Простые и сложные вопросы к текстам.


Январь

Тема 18-22. К. Паустовский «Заячьи лапы». «Кот-ворюга». «Растрепанный воробей». Гуманизм произведений о животных.


Помочь постичь мир животных до понимания того, что животные и человек –дети Земли. Формирование литературной и культуроведческой компетенции.

Анализ текста, его сопоставление с иллюстрациями, беседа.

Фотоколлаж о животных, дидактический материал о животных, набор открыток с изображением кошек, собак.




Февраль

Тема 23-24. Л. Андрееев «Кусака». Истинное и мнимое милосердие.
Тема 25-26. Мир животных в поэзии А. Самусевич.

Помочь постичь мир животных до понимания того, что животные – часть жизни человека.

Воспитание лучших качеств человеческой личности через различные формы общения человека с животным, формирование навыков исследовательской деятельности.



Анализ текста, его сопоставление с иллюстрациями, беседа.

Анализ текста, беседа, языковые средства выразительности.



Набор открыток с изображением кошек, собак. Репродукции картин Веласкеса, Тициана.

Сборник стихов А. Самусевич. Раздаточный материал по теме «Анимализм». Раздаточный материал «Арт-работы. Кошки в искусстве».



Простые и сложные вопросы к текстам.

Сочинить стихотворение.



Март

Тема 27-29. А. Усачев «Есть где-то Кошачья планета»,

О. Воздвиженская «Осенние отрывки».


Тема 30-32. И.В. Гете «Удостоенные животные», Ш.Бодлер «Кошки», Х. Борхес «Кот». Экскурсия в библиотеку.»Эти забавные животные»

Воспитание лучших качеств человеческой личности через различные формы общения человека с животным, формирование навыков исследовательской деятельности.


Анализ текста, беседа, языковые средства выразительности.

Набор открыток с изображением животных. Раздаточный материал. Миниатюры К. Лоренца о животных.
Дидактический материал «Портреты собак и кошек в творчестве Лесли Коуба, Марины Ефремовой». Раздаточный материал «Герои известных картин в кошачьем облике». Коллаж.

Презентация



Раздел 4. Современные художники-анималисты. 7ч.

Апрель

Тема33. Л. Дюка. Арт-работы «Кошки в искусстве».

Тема 34-35. М. Ефремова. Биография. Животные в изображении художницы.

Тема 36-38. Мой домашний питомец.



Тема 39. Коллаж. Кошки. Высказывания знаменитых людей о кошках. Толкование смысла высказываний.

Формирование гражданской позиции, чувства уважения к мировому искусству и искусству своего народа. Развитие коммуникативных навыков.

Беседа-дискуссия.

Беседа, анализ репродукций.

Беседа, анализ высказываний.


Набор открыток с изображением кошек. Рассказы Е. Чарушина, К. Ушинского.

Дидактический материал «Кошки в художественной литературе и высказываниях знаменитых людей.



Презентация о кошках.



Раздел 5. Научно-популярная и публицистическая литература янтарного края о животных. 13 ч.

Май

Июнь


Тема40- 42. Калининградский зоопарк.

Тема 43-45. Куршская коса.

Развитие самостоятельного творческого мышления, формирование навыков исследовательской деятельности, воспитание духовно развитой личности, способной к сознательной деятельности в современном мире.

Формирование личностных компетенций обучающихся в исследовательской деятельности.Развивать устную речь, обогащать их словарный запас. Совершенствовать навыки владения вниманием слушателей.


Работа с публицистикой. Анализ тематики.



Сборник «Калининградский зоопарк», «Калининградская погода».

Интернет-ресурсы, набор открыток «Куршская коса», репродукции картин по теме.


Презентация о Куршской косе.



Июль

Тема 46-48.

Выпуск стенгазеты «Животные вокруг нас».


Совершенствование навыков обобщения материала.




Работа с публицистикой, иллюстративным материалом.

Открытки, иллюстрации.




Август

Тема 49-52. Я и животные летом. Ведение дневника наблюдений. Экскурсия в художественную школу

Совершенствование навыков исследовательской деятельности

Обобщение полученного материала.

Домашние животные.

Оформление дневника наблюдений за домашними животными. Фотоотчет, презентация.


Методическое обеспечение Программы.

Демонстрационный материал:

Учебно-методическое пособие «Развитие речи» (диск).



Раздаточный материал:

- комплект памяток составления макета стенной газеты – 15 шт.

- комплект памяток составления презентации – 15 шт.

- комплект памяток написания исследовательской работы – 15 шт.

- комплект памяток ведения дневника наблюдений – 15 шт.

- комплект памяток анализа картины – 15 шт.

- комплект памяток написания миниатюры по картине – 15 шт.

- комплект открыток с изображением животных – 2 шт.

- комплект репродукций картин Васнецова – 1 шт.

- комплект иллюстраций к сказкам о животных – 4 шт.

- комплект иллюстраций « Лошади в наскальных рисунках» - 1 шт.

- комплект репродукций Веласкеса с изображением кошек и собак – 1шт.

- комплект репродукций картин Ефремовой – 1 шт.

- комплект иллюстраций Серова к басням Крылова – 1 шт.

- комплект «Анимализм в современной живописи» - 1 шт.

- комплект «Арт-работы. Кошки в искусстве». – 1 шт.

- миниатюры Конрада Лоренса о животных – 15 шт.

- коллажи «Герои известных картин в кошачьем облике» - 15 шт.

- электронные презентации:

- «Васнецов и русские народные сказки»

- «Басни Крылова в иллюстрациях Серова»

- «Тициан о мире животных»

- «Животные в изображении М. Ефремовой»

- «А. Брем о животных»

- «Портреты кошек и собак в творчестве Л. Коуба»

- «Портреты кошек и собак в творчестве Г. Свонсана»




Материально-техническое обеспечение Программы

Основное оборудование

Основное оснащение

- стол ученический -30шт.;

- стул ученический -30 шт.;

- стул учительский полумягкий -1 шт.;

- стол однотумбовый (учительский) -1 шт.;

- доска классная -2 шт.;

- доска объявлений -1 шт.;

- шкаф для документов -3 шт.;

- шкаф книжный с витриной -2 шт.;

- мультимедийный проектор Hitachi -1 шт.;

- экран проекционный -1 шт.;

- интерактивная приставка Eiki i-kit -1 шт.;

- тумба для плакатов -1 шт.;

- стол учен.под компьютер -1 шт.;

- персональный компьютер (системный блок Kraftway) -1 шт.;

- монитор 17"Asus -1 шт.;

- кулер для воды – 1шт.




- комплекты раздаточного материала и комплекты демонстрационного материала;

- набор фломастеров;

- ватман – необходимое количество

- бумага А4, альбомы;



- гуашь, акварельные краски- в необходимом количестве.


Список используемой литературы

Основная литература:


  1. Герои русской истории, Белый город. М., 2007.

  2. Ильичева И. М. Духовность в зеркале философско-психологических учений. М. Воронеж, 2005.

  3. Искусства стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М., 2005.

  4. Камкин А. В. Истоки. Слово и образ России. М.,2006.

  5. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. Издательский дом «Вече». М., 2008.

  6. Лучшие сказки о богатырях. Эгмонт Россия Лтд., 2011.

  7. Малая история искусств. Энциклопедия. Москва, 2005.

  8. О чем расскажут старые картины. Сказки о художниках. Белый город. М., 2009.

  9. Самусевич А. Букет. Калининград. 2009.

  10. Паустовский К. Золотой линь. М., 2005.


Дополнительная литература:

  1. Бергер К. Лошади и их роль в искусстве. М., 1971.

  2. Бобылев И. Ветер в гриве. Москва, 1975.

  3. Ватагин В. Изображение животного. Записки анималиста. Москва, 1991.

  4. Дембера С. Рисование и живопись. Мир животных. Индианаполис. 1977.

  5. Заянчковский И. Памятники животным. Киев, 1983.

  6. История искусства зарубежных стран. Энциклопедия. Москва, 1982.

  7. История нашего края: Пособие для учащихся /В.Г. Бирковский, В.С. Исупов, И.А. Фарутин. – Калининград: Кн. Изд-во, 1990.

  8. Их нужно сохранить (Животные Калининградской области) В.В.Беляков, Г.В.Гришанов, Ю.М.Романов, Н.И. Сахнов.- Калининград: Кн. Изд-во, 1989. – 112с.

  9. Квятковский М. Кони. Москва, 1991.

  10. Коноплина Ф., Михайлова А. Как вам нравится Калининградская погода?- Калининград: Кн.изд-во, 1989.

  11. Лаптев А. Как рисовать лошадь. Москва, 1973.

  12. Леонардо да Винчи. Энциклопедия. Москва, 1980.

  13. Малая история искусств. Энциклопедия. Москва, 1972-1991.

  14. Маркшисван Трикс Й. Артисты и цирковой плакат. Москва, 1986.

  15. «Мой город Черняховск». Литературно-художественный и публицистический журнал.

  16. Музей коневодства. Москва. Путеводитель. 1974.

Интернет - ресурсы:


  1. «Берега Анграпы» http://www.angrapa.ru

  2. http://www.klgd.ru/

  3. http://trasa.ru/region/kaliningradskaya_geo.html

  4. http://www.rgo.ru/ru/kaliningradskoe-oblastnoe-otdelenie/proekty/izdatelskaya-deyatelnost

  5. Российский образовательный портал; http://edu.1september.ru/ Педагогический университет «Первое сентября»

  6. http://www.researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;

  7. http://mega.km.ru «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

  8. Калининградская область – Википедия.




  • Педагогическая целесообразность Программы
  • Сроки реализации Программы - один год. Планируемые результаты.
  • Формы подведения итогов реализации Программы
  • Содержание разделов Программы Раздел 1. «Изображение животных в первобытном искусстве» - 6 ч. (3 ч + 3ч)
  • Раздел 2. «Что такое анималистика» - 8 часов ( 4 ч+4 ч)
  • Раздел 3. «Животные – объект заботы человека» - 18 ч
  • Раздел 4. «Современные художники-анималисты» - 7 часов. (3 ч + 4 ч)
  • Раздел 5. «Научно-популярная и публицистическая литература янтарного края о животных» - 13 ч. (5 ч + 8 ч)
  • Календарный учебный график
  • Наглядность Примечание Раздел 1. Изображение животных в первобытном обществе.6ч.
  • Раздел 2. Что такое анималистика. 8 ч. Тема 7-8
  • Тема 9-10
  • Тема 13
  • Раздел 3. Животные – объект заботы человека. 18 ч. Тема 15-17
  • Тема 23-24
  • Тема 27-29
  • Раздел 4. Современные художники-анималисты. 7ч. Апрель Тема33.
  • Раздел 5. Научно-популярная и публицистическая литература янтарного края о животных. 13 ч
  • Методическое обеспечение Программы. Демонстрационный материал
  • Материально-техническое обеспечение Программы Основное оборудование Основное оснащение
  • Список используемой литературы Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Интернет - ресурсы