Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа Методологические основы и методические принципы изучения литературы народов России




Скачать 323.16 Kb.
Дата05.03.2017
Размер323.16 Kb.
ТипПрограмма и правила проведения
Программа и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования для абитуриентов, поступающих в Удмуртский государственный университет в магистратуру по направлению:

«Филология (Литература народов России в сравнительно-типологическом изучении)»

Правила проведения вступительного испытания
Вступительное испытание в магистратуру «Литература народов России в сравнительно-типологическом изучении» по направлению 032700 – Филология проводится в форме собеседования.

Собеседование проводится с целью выявления готовности выпускника к дальнейшему обучению в магистратуре. В процессе собеседования оценивается знание будущим магистрантом теоретического и практического материала по удмуртской литературе и литературам народов России. Особое внимание обращается на ориентацию студента в литературном процессе Урало-Поволжья, логичность изложения материала, знание художественных текстов.

К собеседованию допускаются лица, подавшие документы в приемную комиссию УдГУ в установленные сроки и в соответствии с правилами приема. Собеседование проводится в устной форме – обсуждение тем и разделов, ответы на вопросы в соответствии с представленной программой.

Знания абитуриента оцениваются по 100-балльной шкале.


Программа
1. Методологические основы и методические принципы изучения литературы народов России.

«Концепция образования по русской литературе для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения в двенадцатилетней школе» (рук. М.В. Черке-зова). Теория и методика изучения литературы народов России в вузе и в школе (Р.З. Хайруллин, Л.И. Климович, М.П. Шарапова, А. Шкляев и др.). Отражение проблемы исследования национальных литератур и творчества национальных писателей в учебно-методической, научно-критической литературе (К. Зелинский, Г. Ломидзе, В. Шошин, Ч. Гусейнов, Р. Бикмухаметов, П. Бороздина, Ю. Лотман, Г. Гачев и др.). История изучения литератур народов СССР в отечественном и зарубежном литера-туроведении. Пять компонентов современного литера-турного образования: родная литература, русская лите-ратура, литература ближнего зарубежья (литература народов СССР), зарубежная литература и литература народов России. Трудности в изучении курса «Литература народов России». Программа, составленная Р. Бикмухаметовым, ее новый вариант. Проблема поисков единого подхода к решению вопроса о содержании и структуре курса, рекомендации многовариантного изучения предмета. Новые программы, построенные на реги-ональном принципе.


2. Литература народов России как идейно-эстетическая общность

Историко-литературные, сравнительно-сопоставительные, типологичес­кие, системные, теологические и др. принципы и методы изучения националь­ных литератур.

Черты и признаки литературной общности (Р. Бикмухаметов): общественно-политическое, государственное, культурное единение; общность исторических судеб народов; устойчивые взаимосвязи и взаимовлияния; наличие развитого языка-посредника. Роль русского языка в объединении литератур народов России в идейно-эстетическую общность.

Понятия литературы, регионального объединения, мирового литератур­ного процесса. Наличие подсистемы и включенность в систему более высокого порядка: родная литература – литература народов России – мировая литература.

Классификация литератур, типология разнонациональных явлений, динамика регионального движения, этнолингвистические факторы (двуязычие, многоязычие), характеристика регионов, сообществ. Возникновение на различной основе региональных общностей, их диф-ференциация. Языковая общность (восточно-славянская, персоязычная, тюркоязычная, монголоязычная, иберийско-кавказская и т. д.). Культурная, географическая, религи-озная и др. близость. Два основных типа региональных общностей – регионально-географический и регионально-лингвистический:

а) – литературы Поволжья и Приуралья;

– литературы Дагестана и Северного Кавказа;

– литературы Алтая и Сибири;

– литературы народов Севера и Дальнего Востока;

б) – тюркоязычные литературы (алтайская, балкарская, башкирская, кумыкская, ногайская, татарская, тувинская, хакасская, чувашская, якутская);

– финно-угорские литературы (карельская, коми-пермяцкая, коми-зырянская, марийская, мордовская, уд-муртская, мансийская, хантыйская);

– монголоязычные литературы (бурятская, калмыцкая);

– абхазо-адыгские литературы (абазинская, адыгейская, кабардинская, черкесская и т. д.);

Особое положение в этом процессе некоторых других литератур (напр., еврейская литература России создается на иврите, идише, русском языке).

Органическое вхождение истории литературы России в историю литературы дореволюционной России и Советского Союза.
3. Компаративистика как основа для сравнительного изучения национальных литератур в контексте мировой литературы.

Сравнительно-историческое литературоведение как один из разделов истории литературы. Типологическая и генетическая сущность литературных явлений, литературные связи и влияния (контактные связи).

Проблемы межлитературных синтезов и общностей. Факторы, определяющие близость, общность, родство литератур (территориальная близость, общность историко-культурного развития народов, этнолингвистическое родство и т.д.). Классификация литератур. Концепция «мировой литературы». Соотношение систем: «мировая литература» – «региональные литературы» – «зональные общности литератур» -–«национальные литературы».

Финно-угорские литературы в системе мировой литературы. Классификация уральских литератур Петера Домокоша. Сходсво и различие финно-угорских литератур России (коми, коми-пермяцкой, удмуртской, марийской, мордовской, карельской, мансийской и др.). Периодизация Петера Домокоша.

Значение дискуссии 1960 года. Ведущие исследователи и их труды (Н.И. Конрад, В.В. Жирмунский, И.Г. Неупокоева, Г.М. Фридлендер, Г. Гачев, А. Дима, Д. Дюришин; А. Вильмен, Ж.-Ж. Ампер, Ф. Шаль и др.).
4. Фольклор древнейшая форма словесно-художественной, словесно-эстетической культуры народов России

Фольклорный способ познания и отражения действительности. Мифы народов России, мифологическая предыстория фольклора, эпические сказания, разные эпические стадии (напр., эпос архаического, героического типа).

Героический эпос – особое художественное произ-ведение устного народного творчества. Общие и особенные черты эпоса народов России: «Олонхо» (якут.), «Гэсэр» (бурят.), «Джангар» (калм.), «Нарты» (сев.-кавк.), «Кисекбаш-китабы» (тат.), «Калевала» (карело-фин.) и др. Собиратели и исследователи памятников фольклора.

Фольклор – один из источников становления национальных литератур.

Переводы произведений эпоса разных народов России. Современные процессы подготовки текстов к изданию. Художественные произведения, созданные по мотивам эпоса.
5. Литература народов Поволжья и Приуралья как историко-литературная общность, специфика развития финно-угорских и тюркоязычных литератур региона

Периодизация развития национальных литератур. Многонациональная взаимосвязанность.

Специфика развития финно-угорских и тюркоязыч-ных литератур поволжско-приуральского региона. Факторы, определяющие родство, общность, близость литератур региона. Многонациональная взаимосвязанность – постоянный фактор становления, формирования, развития литератур региона. Географическая распре-деленность этнокультуры, общность процессов.

История изучения поволжско-приуральских литератур в сравнительно-типологическом аспекте (Н.И. Черапкин, Р.Г. Бикмухаметов, Петер Домокош, В.М. Макушкин, К.К. Васин, Ф.К. Ермаков, Г.В. Беляев, В.М. Ванюшев, М.Ф. Пахомова, Г.Н. Сандаков, А.А. Васинкин, Т.И. Зай-цева, С.Т. Арекеева, Р.З. Хайруллин, М.С. Магдеев, Г.М. Халитов, Х.Ю. Миннегулов и др.). Западные и восточные традиции в развитии литературы региона, художественные переводы.

Роль и значение русской литературы в литературной жизни региона.

Специфика развития калмыцкой и немецкой литератур в контексте национальных литератур данной общности.

«Литература народов Поволжья и Приуралья» – составная часть курса “Литература народов России”.
6. Особенности развития финно-угорских литератур поволжско-приуральского региона

Миссионерство, просветительство, двуязычие, развитие литературы нового времени, литература советского периода, 90-е гг. ХХ в..

Классификация и периодизация уральских литератур Петера Домокоша. Дооктябрьские истоки формирования финно-угорских литератур: основные события, ведущие писатели, литературно-общественная и просветительская деятельность (Стефан Пермский, И. Куратов, К. Жаков, Г. Верещагин, И. Михеев, И. Яковлев, С. Нурминский, В. Лукъянов, П. Русланов, М. Евсевьев, М. Герасимов и др.). Первые печатные издания, фольклорная основа литературных текстов, жанровое своеобразие.

Роль русской гуманистической культуры, творческие взаимосвязи.

Трагический путь выдающихся финно-угорских писателей 1920-40-х гг., их роль в формировании характерных черт национальной литературы (Кузебай Герд, Ашальчи Оки, Кедра Митрей, В. Савин, В. Чисталев, В. Лыткин, С. Чавайн, М. Шкетан, Я. Ялкайн, А. Зубов, М. Лихачев, З. Дорофеев, Ф. Чесноков, Д. Морской и др.). Проблема прогресса и регресса в литературной эволюции.

Литература периода «оттепели». Смена литературных парадигм. Использование демократических форм построения художественных произведений. Лирическое направление в развитии литературы региона. Внимание к личности, поиски новых выразительных средств психологизации литературы. Творчество «шестидесят-ников» (Г. Красильников, Р. Валишин, Ф. Васильев, Н. Ры-баков, В. Иванов, М. Казаков, В. Колумб, К. Абрамов, И. Девин, Н. Эркай, Г. Юшков, И. Торопов, Н. Куратова и др.).

Литература 1970-80-х гг. Производственный роман, обретения и потери. Противоречивое соединение централизации, унификации литературы с этнолитературными процессами. Жанровая специфика произведений и нравственные искания героя, утверждающего себя в труде. Концепция человека в литературе этих лет и единство основного типа героя. Проблема «малой» родины. Влияние дискуссий о реализме (1957 г.,1959 г.), понятии «национальная по форме, социалистическая по содержанию» (1957 г.), о взаимодействии литератур (1960 г.) и др. на литературно-художественный и литературно-критический процесс региона. Столкновение нормативного подхода с художественно-творческим. Кризис крупных прозаических форм. Поэзия как хранитель самобытного художественного слова (Л. Кутянова, Т. Чернова, Г. Романова, А. Иванова, В. Изилянова, В. Мишанина и др.).

Обостренная социальность малых жанров прозы, исследование сложных отношений между жизненными процессами и духовным миром личности. Особенности творчества русских писателей региона, диалог литератур.

Литература 1990-х гг. Новые направления в критике и литературоведении. Художественный и критический плюрализм. Новые имена в литературном процессе. Активизация связей финно-угорских литератур России с финно-угорскими литературами зарубежных стран.

Осмысление финно-угорскими литературами противоречивых черт цивилизации ХХ столетия, собственной истории народов, духовно-нравственной, мировоззренческой эволюции человека как представителя малых этносов.


7. Тюркоязычные литературы поволжско-приуральского региона – древний и средневековый периоды, новое время. Духовно-религиозное и светское направления, связь с литературами Средней Азии и Закавказья

Древний и средневековый периоды, новое время, литературы ХХ в. Характерные черты древней литературы (космология, всеобщность нравственных начал, воспевание личности, интерес к этносу, этническому языку). Древние межнациональные языки.

Истоки татарской литературы в культуре древних булгар. Великое Булгарское государство (X–XIII вв.) – связующее звено между Восточной Европой и Западной Азией. Литературные памятники XIII–XIV вв., их принадлежность к нескольким литературам. Кул Гали (1189–1236/1240) – основоположник булгаро-татарской поэзии. «Сказание о Юсуфе» – шедевр мировой культуры. Кул Гали – современник Низами, Руставели, автора «Слово о полку Игореве». Отстаивание гуманизма, высоких человеческих ценностей. Поволжские тюрки и Золотая орда («Хусров и Ширин» Кутба, «Книга любви» Хорезми; Сейф Сараи – утвердитель разных поэтических жанров). Прием назирэ, легенда о Юсуфе и Зулейхе.

Казанское ханство и его литература. Творчество Мухамедъяра (XVI в.), поэмы «Дар мужей» (1539) и «Свет сердец» (1542), «Дастаны Бабахан» Саяди.

Литература XVII–XVIII вв. – усиление светской поэзии (оды) и развитие религиозно-мистической литературы (связь с суфизмом, Мавля Кулый). Гуманистическое направление – Г. Кандалый (1797–1860).

Миссионерство в Казани, деятельность духовных семинарий, создание письменных памятников у соседних этносов. Значение русской гуманистической культуры.

Салават Юлаев (1752–1800) – башкирский поэт, сподвижник Пугачева («Родная страна», «Битва», «Юноше воину» и др.)

Просветительское движение, развитие прогрессив-ной культуры и литературы. К. Насыри (1825–1902) – создатель татарского литературного языка, пропагандист русской культуры. «Повесть об Авицене», «Повесть о визирах». «Хисаметдин менда» М. Анджигитова и «Тысячи, или красавица Хадича» (1887), «Великие грехи» З. Бигиева (1870–1902) – первые романы в татарской литературе. «Несчастная девушка» (1887) Г. Ильяси – первая татарская драма. Галиаскар Камал (1879–1933) – известный татарский драматург.

Просветительские идеи в творчестве башкирских писателей. Особенности развития дооктябрьской баш-кирской литературы. Мажит Гафури (1880–1934) – классик башкирской и татарской литератур. Башкирские поэты-суфии, «История Булгарии» Т. Ялсыгулова (1767–1838). Развитие поэзии – дидактические стихотворения и любовная лирика Акмуллы (1831–1895), Мухаметсалима Умитбаева (1841–1907).

Новая чувашская литература, активная деятельность писателей-просветителей И. Яковлева (1848–1930), М. Фе-дорова (1848–1904).

Основоположники реалистических традици – сим-волы национально-литературного обновления: Г. Тукай (1886–1913, тат.), К. Иванов (1890–1915, чув.), С. Кудаш (р. 1894). Концепция человека, структура, поэтика. «О свободе», «К народу», «Книга», «Сенной базар или Новый Кисекбаш» Г. Тукая; «Нарспи» К. Иванова. Истоки, определяющие своеобразие литературы. Восточная классика и русская литература – ключ к новому времени, образец высокохудожественного, глубоко осмысленного искусства слова.

Литература ХХ в. Проблема отношения к Октябрь-ской революции и гражданской войне, национальное многообразие литературных форм. Творчество основоположников литературы советского периода: проза М. Гафури (1880–1934) «На золотых приисках поэта», «Ступени жизни», «Черноликие»; драматургия Д. Юлтыя (1893–1941) «Карагол»; поэзия Г. Гумера (1891), Б. Ишем-гула (1900–1938) – башк.; проза Г. Ибрагимова (1887–1938) «Глубокие корни», драматургия Г. Камала (1879–1935) «Банкрот», поэзия Х. Такташа (1901–1931) – тат.; поэзия М. Сеспеля (1899–1922), П. Хузангая (1907–1970), С. Эльгера (1894–1966), проза В. Краснова-Асли (1900–1978) – чуваш. Поиски положительного идеала, изображение героя труда и созидания, обращение к прошлому. Освоение творческого опыта М. Горького, В. Маяковского. Репрессии классиков национальных литератур.

Культурная политика партии и объективно-исторические особенности эволюции национальных литератур. Государственное административно-идеологическое воз-действие на литературно-художественное развитие как теоретическая и историко-культурная проблема. Динамика социально-культурной действительности страны – военные годы и победа советского народа. М. Джалиль (1906–1944). Осуждение культа личности, развитие и укрепление общесоюзного многонационального литера-турного процесса.

Творчество тюркоязычных писателей «шестидесят-ников» поволжского региона, выход к всесоюзному читателю. Проблематика насущных нравственных ценностей и национальных традиций в произведениях о войне, истории и современности: А. Абсалямов «Огонь неугасаемый» (1958), «Белые цветы» (1966), «Вечный человек» (1961), Г. Ахунов «Клад» (1963), Ш. Бикчурин «Твердая порода» (1973), М. Амир «Чистая душа» (1960), Г. Шарипова «Семья Гафура» (1968) – тат. лит.; И. Абдуллин «Кедры живут долго» (1960) и «Судьба одной любви» (1967), Х. Давлетшин «Иргиз» (1957), З. Биишева «К свету» (1959), Я. Хамматов «Золото собирается по крупицам» (1961), М. Карим «Неспетая песня» (1966), «Страна Айгуль» (1972), «Долгое-долгое детство» (1974–78), «Помилование» – башк. лит.; Ф. Уяр «Тенета» (1960), Н. Ильбек «Черный хлеб» (1962), А. Талвир «Фундамент» (1966), повести А. Артемьева, А. Алги, Ю. Скворцова, А. Емельянова – чуваш. лит.

Современность и новые имена – Г. Айги, А. Хузангай, М. Юхма и др. Процесс самопостижения, самоосознания, понимания своего места в мире. Совпадение тюркоязычных и финно-угорских литератур Урало-Поволжья с русской литературой по эволюции тематики, проблематики и жанрово-стилевых течений. Выделение «деревенской», «производственной», «истори-ческой», «лирической», «исповедальной», «очерковой» и т. д. прозы. Жизнеутверждающая лирика: Х. Туфан (1900–1981), П. Хузангай (1907–1970), М. Карим (1919) и др. Республиканские журналы, литературные альманахи и т. п. Литературные связи и культурный диалог.

Освещение развития тюркоязычных литератур в со-временном литературоведении и критике.


8. Литература малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, самобытность и эстетическое своеобразие региона

Концепция неделимости этнокультурного, литературоведческого, лингвистического подходов в построении курса по изучению художественного слова наций и народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Выделение Сибири в общероссийском процессе в качестве эстетически самобытного литературного регио-нального объединения. Литературная карта Сибири как отражение многообразия населяющих ее этносов и культур. Западно-сибирский, саяно-алтайский, приамур-ский, северо-восточный ареалы. Расселение малых народов по всей Сибири – от Алтая и Саян до Ледовитого океана. Условное деление этого региона на самобытные фольклорные и новописьменные литературы малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока; на более развитые литературы юга Сибири – алтайская, тувинская, хакасская; литературы, обладающие богатым наследием – бурятская, якутская.

Литературно-структурные, стадиальные и другие различия и бесспорная общность словесно-эстетического искусства малочисленных народов Сибири, уходящая корнями в единое историческое и культурное прошлое. ХХ в. – время исторического пробуждения, мощная взаимосвязь с российским и общесоюзным процессом, всплеск творческой активности. Особенности самобытного формирования и развития этих литератур. Дооктябрьское миссионерское движение. Публикация первых произве-дений представителей этносов Сибири: Дж. Кимонко «Там, где бежит Сукпай» – удэгейск.; Н. Тарабукин «Мое детство» – эвенк.; Тэки Одолук «Жизнь Имтеургина старшего» (лит. обработка С. Маршака), «На крайнем Севере» – юкагир.; К. Кеккетын «Эвныто – пастух» – коряк.; А. Вальдю «Жизнь и сказка» – ульч.; Г. Лазарев «На Обской земле» – ханты; И. Истомин «Наш Север», Н. Вылка «На острове» – ненец.; Ф. Тынэтэгын «Сказки Чаучу» – чук.; А. Самар «Песни нанайца» – нанайск. и др.). Работа над изданием учебной литературы. Репрессии, торможение литературного процесса в военные годы. Теория ускоренного развития литератур.

Организация в Сибири, в Москве, в Ленинграде культурно-просветительских учреждений, научных центров. Роль Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена в развитии художественной культуры народов Севера. Причины и истоки «взрывного» рождения и эволюции литератур в 1960-е гг. Труды ведущих отечественных теоретиков литературы в изучении этнических литературно-художественных явлений в Сибири.

Ведущий художественный жанр литератур Крайнего Севера и Дальнего Востока – повествовательная проза. История рода в соприкосновении с цивилизацией ХХ века – ведущая тема. Генезис новой романной разно-видности, творческие истоки жанра. Действительность, миф, литература, самобытная поэзия.

Творчество ведущих писателей региона, их наиболее значительные и характерные для литературы худо-жественные произведения: Ю. Рытхэу (1930), А. Кымыт-валь (1938) – чукот.; Г. Ходжер (р. 1929), Петр Киле (р. 1936), П. Ким (1919–1990) – нанайск.; С. Курилов (1935–1980) – юкагир.; В. Санги (р. 1935) – нивх.; В. Ледков (р. 1933), Л. Лапцуй (1932–1982), Л. Ненянг (1931–1996), А. Неркаги (р. 1952), Ю. Вэлла (р. 1948) – ненецкая; Ю. Шесталов (р. 1937) – манси; Ю. Алотов (р. 1955), В. Коянто (р. 1933) – корякск.; Е. Айпин (р. 1948), Т. Молданова (р. 1951), В. Волдин (1938–1971) – хант.; А. Немтушкин (р. 1939), Г. Кэптукэ (р. 1951) – эвенк., З. Ненлюмкина (р. 1950) – эскимоск.; О. Воронова (1934–1990) – саамск.; О. Аксенова (1936–1995) – долганск. и др.).

Многообразие эстетических установок, жанрово-стилевых направлений и форм, особая популярность в читательской среде.


9. Литература народов Алтая и Южной Сибири (якутская, бурятская, алтайская, тувинская, хакасская)

Специфика зарождения и ускоренного развития, сложное взаимодействие национальных традиций и опыта других литератур, своеобразный переход из нового времени в новейшее, особая роль русской литературы.

Сложность датирования возникновения националь-ных литератур, неотрывная связь религии (буддизм, ламаизм, конфуцианство) и культуры; распространение христианства, популярность этой религиозной литературы, обогатившей этническое сознание мировыми идеями. Буддийские тексты VIII–XIII вв., христианские тексты домонгольского периода. Оценка орхоно-енисейских текстов. Старомонгольская художественная традиция в Сибири, «Чингисов камень» (1219) и «Сокровенные сказания» (1240) – наследие бурятской культуры. Исторические хроники – «Повествование о Бальжан-хатун», летописи, путе-шествия (VIII в.), переводная литература – «Ганджур», «Данджур», «Бигармижид», «Волшебный мертвец», «Море притч», «Путешествие на запад» и др. Литература тюркоязычных народов Южной Сибири (алтайцы, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты, тофалары). Особая роль русской культуры, XVI–XVIII вв. как «российский период» в истории национальных литератур.

Рубеж XIX–XX вв. – время все большего распространения демократических идей нового времени. Эволюция бурятской литературы – улусная драматургия: Д. Абашеев «Смерть», И. Барлукова «Виновато вино», Ч. Базаров «Картежники». «Зерцало мудрости» (1915) И.–Х. Гальшиева, написанное на тибетском языке и переведенное на монгольский. Перевод произведений И. Крылова на бурятский язык. Зарождение творческой интеллигенции, обращение к русской литературе, поиски героя – европейски образо-ванного, активного человека.

Складывание культурной среды в Якутии, выход журнала «Голос якута». Зачинатели якутской литературы – поэт А. Кулаковский (1877–1926), драматург А. Сафронов (1886–1935), прозаик Н. Неустроев (1895–1926). Худо-жественное творчество и публицистика В. Никифорова, П. Черных-Якутского. Переводы из русской литературы.

Обретение якутской и бурятской литературами статуса развитых, синтезирование национальной худо-жественной основы фольклора и дореволюционной литературы с традицией письменной литературы: Х. Намсараев (1889–1960), С. Туя (1890–1937), Ц. Дон-дубон (1905–1938), Д. Дашинимаев (1904–1937), Б. Абидуев (1909–1940) – бурят.; П. Ойунский (1893–1939), Н. Мординов (р. 1906), Элляй (р. 1904) – якут.).

Становление в Сибири литератур тувинцев, хакасов, алтайцев. Творчество классиков алтайской литературы – Н. Чевалков (1906–1938), П. Кучияк (1897–1943); хакасской литературы – М. Коков (1914–1942), А. Топанов (1903–1959), В. Кобяков (1906–1937); тувинской литературы – С. Пюрбю (р. 1913), В. Эренчин (1912–1961), С. Сарыгоол (1906–1983).

Репрессии, поиск «буржуазного национализма» (к примеру, решение Якутского обкома партии об идеоло-гической чуждости А. Сафронова, А. Кулаковского, Н. Неустроева и др.). Компания против национальных эпосов. Значение деятельности русских писателей и русских литераторов Сибири.

Новый подъем в развитии литератур периода «отте-пели», последующая эволюция. Место исторической прозы, тенденциозная трактовка событий и одновременно воссоздание силы и духа народа (Н. Якутский, С. Данилов – якут.; А. Бальбуров, М. Степанов, Ч. Цыдендамбаев – бурят.). Литература, посвященная современности, повсед-невной жизни рядовых тружеников в тылу и в мирное время (Б. Мунгонов «Хилок наш бурливый», Ж. Балданжабон «Перевал», Ц.-Ж. Жимбиев «Год огненной змеи», К. Балков «Когда начинается утро» – бурят.; А. Сыромятникова «Подруги» и «В далеком аласе», Н. Габышев «Хорошие люди», Н. Якутский «Судьба» – якут.).

Самобытная художественно концептуальная проза тюркоязычной литературы Сибири, ведущие романисты: И. Шодоев (р. 1914), Ч. Чунижеков (1896–1973), А. Адаров (р. 1932), Л. Кокышев (1933–1975), Э. Палкин (1934–1991), Б. Укачин (р. 1936) – алт.; Н. Доможаков (1916–1976), М. Кильчичаков (р. 1919), М. Чебодаев (р. 1931), М. Ба-инов (р. 1938), И. Костяков (р. 1916) – хакас.; С. Тоа (1901–1973), С. Сарыг-оол (1906–1983), М. Кенин-Лопсан (р. 1925), К.–Э. Кудажи (р. 1929), С. Сюрюноол (р. 1924) – тувин.).

Литературный процесс 1990-х годов – традиции, поиски, изменения.

10. Литература народов Северного Кавказа и Дагестана

Литературная жизнь Северного Кавказа XVII– XVIII вв., письменность на родных языках и распространение в Средневековом Дагестане произведений арабских лите-раторов – Навои, Физули. Арабоязычные дагестанские поэты.

Облик кавказского литературного региона в начале ХIХ века: аварский поэт Махмуд из Кахаб-Росо (1873–1919); даргинские поэты – Батырай (1831–1902), Мунг Ахмед (1848–1922), Зияуддин Кали (1877–1924); лакские писатели – Ю. Муркелинский, С. Габиев (1882–1963), Г. Саидов (1894–1919). Процесс приобщения к русской и европейской культуре. Творчество адыгейских писателей-просветителей С. Хан-Гирея (1808–1842), С. Казы-Гирея (1801–1843), деятельность «вайнахских» писателей А. Базоркина, И. Цискарова. Просветитель, поэт, ученый, борец за гражданские права Ш. Ногмов (1794–1844), связи с русской, европейской и восточной литературами. Крупный абазинский литературный деятель Адиль-Гирей Кошев (1840–1872). Русскоязычное направление в осетинской литературе – И. Канухов (1851–1898), К. Хетагуров (1859–1906). Общероссийское признание великого творчества К. Хетагурова.

Расцвет многонациональной поэзии Дагестана в XIX в., формирование литературных языков. Многоязычное литературное творчество Дагестана: например, С. Сталь-ский писал на лезгинском и азербайджанском языках, Г. Газунов – на родном и арабском, Е. Эмин – лезгинском, азербайджанском, арабском, Г. Саидов – на родном и русском.

Поэтические открытия и жанровое многообразие лирики, формирование писательских индивидуальностей, переводческая деятельность.

Октябрьская революция и литературный процесс на Северном Кавказе. Национальная трансформация рево-люционных идей, близкое восприятие русской лите-ратурной жизни. Развитие периодической печати, книго-издательства, приход в литературу новых писателей. Эволюция творчества писателей старшего поколения: З. Ба-тырмурзаев (1897–1919) – кумык.; Г. Цыдаса (1877–1951) – авар.; А.-Г. Гойгов (1896–1948) – ингуш.; Т.Д. Беков (1873–1939) – чечен.; Б. Пачев (1854–1930) – кабард.; И. Каракотов (1900–1942) – карач. и др. Быстрое развитие прозаических и драматических жанров, связи с азербайджанской, татарской литературами, влияние классической русской и европейской литературы. Творчество М. Чаринова (1893–1937) – лак, С. Бадуева (1904–1943) – чечен., Т. Керашева (1902–1988) – адыг., З. Мальсагова (1894–1935) – ингуш. Стилевое, тематическое, жанровое многообразие. Волевое стремление к унификации этни-ческих, национальных литератур.

Новый всплеск активности в этнических культурах и литературах в послевоенные годы. Административно-идеологическое воздействие на литературно-художест-венный процесс, восстановление автономий балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев; II Всесоюзный съезд писателей.

Развитие национально-своеобразных образно-изобра-зительных средств, традиций на основе реалистических принципов. Выход литературы региона к всесоюзному и зарубежному читателю, осмысление биографии века, сложности художественного развития. Творческая зре-лость, самобытность таланта Абу-Бакара (р. 1931), Р. Гамзатова (р. 1923), К. Кулиева (1917–1985), А. Кешо-кова (р. 1914), Н. Джусойты (р. 1925), Х. Байрамуковой (р. 1917), Д. Яндиева (1916–1975), Фазу Алиевой (р. 1932) и др. Связь с русской литературой. Современная художественная словесность (М. Емиж, Ш. Куев, А. Шайхиев, М. Геттуев и др.).


11. Еврейская, немецкая, цыганская, карельская и другие литературы, рассматриваемые вне литературных зон и регионов

Недостаточность наработанного исследовательского опыта в осмыслении литератур Российской Федерации. Традиционное ограничение круга изучения литературных объединений разного уровня анализом их социально-политических основ, историко-литературных фактов, плюсы и минусы в таком подходе, необходимость выхода на основе сравнительно-исторической методологии к широким обобщающим историко-литературным постро-ениям.

Еврейская литература как сравнительно молодая литература. Памятники литературы и устного народного творчества ХIII–ХIV вв. Особое место в российском литературном процессе еврейской литературы, деление по языковому принципу на три категории: на иврите, на идише, на русском языке. Художественно-историческая значимость достижений произведений национальных писателей. Менделе-Мойхер-Сфорим (1836–1917) – классик еврейской литературы: «Маленький человечек» (1865), «Отцы и дети» (1868), «Такса» (1869). Связь с русской демократической литературой. Шолом-Алейхем (Шолом Нохимович Рабинович (1859–1916)) – великий народный писатель, сатирик, юморист. Шеститомное издание произведений Шолом-Алейхема на русском языке (Гослитиздат, 1959–1961). Творчество еврейских писателей нового времени – Перец Маркиш (1895–1952), Ф. Бергельсон (1884–1952), Д. Даниель (1900–1940), А. Вергелис (р. 1918) и др. Переводы еврейской литературы на удмуртский язык.

Своеобразие развития литературы Карелии. Издательская жизнь Карелии 1920-30-х гг. Литературное развитие, связанное с писателями-эмигрантами из Финляндии, США. Неоднородность национально-этни-ческой среды. Роль классического финского наследия. Творчество Л. Хело (Тобиаса Гуттари) (1907–1953), Э. Паррас (1884–1939), Хильда Тихля (1872–1944), Ялмари Виртанен (1889–1939); Антти Тимонен (р. 1915), Тайсто Сумманен (р. 1931). 1990–2000-е гг. – новый этап в развитии и возрождении национальных литератур Карелии.

Российская немецкая литература, художественное слово и традиция. Роберт Вебер (р. 1938) – немецкий писатель и критик. Философская многомерность поэзии, повесть «Командировка в детство». Книги «Вера в жизнь. Проза советских писателей, пишущих на немецком языке» (1987) и «Отчий дом. Современная немецкая проза» (1989).

Самобытность цыганской культуры. Известный поэт, прозаик, драматург, ученый-просветитель Александр Германо (1893–1955). Поэтические и прозаические сборники «Новая жизнь», «Ганка Чамба» и др. Основатель цыганского журнала «Цыганская заря», театра «Ромен». Научная и просветительская деятельность: «Библиография о цыганах», «Цыгане в художественной литературе», «Основы цыганского языка» и др.


12. Литература народов России в контексте литератур стран ближнего зарубежья

Национальный контекст русской литературы. Взаимосвязь курсов «История литератур народов СССР» и «История литератур народов России».

Идея диалога культур в изучении исторического опыта советской литературы, основ и форм взаимо-влияния и взаимодействия творчества великих классиков художественного слова. Д. Джабарлы (1899–1934), С. Вур-гун (1906–1956), М. Ибрагимов (1911) – азерб. лит.; А. Акопян (1866–1937), О. Туманян (1869–1824), Е. Чаренц (1897–1937) – армян. лит.; Г. Табидзе (1892–1959), Лео Киачели (1884–1963), К. Гамсахурдия (1891–1975) – грузин. лит. Роль русской литературы в истории литератур народов России и ближнего зарубежья. Педагогические аспекты изучения мировой художественной культуры.

Характерные тенденции развития Советской литературы 1950–1980-х гг. Орбиты взаимодействия, типология стилевых течений. Сообщество литератур как содружество национальных и региональных художественно-эстетических движений. Качественно новые основы и принципы взаимодействия и взаимовлияния национальных литератур. Художественная авторитетность регионов, литературные регионы как центры, разрабатывающие свою эстетику, художественно-содержательные позиции, свои жанровые системы и стилевые направления. Воздействие национальных и региональных эстетических завоеваний на все литературы советского пространства, в том числе на русскую. Новый синтез фольклорных и классических традиций в литературах среднеазиатского региона (Ч. Айтматов, О. Сулейменов, Т. Пулатов, Ф. Мухаммадиев и др.). Открытие новых возможностей мифологической прозы и новые формы художественного обобщения истории в литературах закавказского региона (Ч. Амирэджиби, Н. Думбадзе, Г. Панджикидзе, Р. Ибрагимбеков, И. Эфендиев, Г. Матевосян, К. Симонян и др.). Многообразие новаторских типов романного повествования в прибалтийских литературах (М. Слуцких, Ю. Балтушис, Й. Авижюс, В. Лам, Д. Зигмонте, Э. Ветемаа, П. Куусберг, М. Траат, А. Валтон и др.). Сочетание эпичности и лиризма, связь художественных и фольклорных традиций в молдавской литературе (И. Друце, Г. Виеру и др.), новые аспекты народного эпоса в восточнославянских литературах, судьба народа и человека в произведениях о войне (М. Стельмах, И. Мележ, О. Гончар, Ю. Смолич, Ю. Мушкетик, В. Быков, С. Алексиевич, А. Адамович и др.). Современная русская литература как катализатор процессов художественного самовыражения национальных литератур, ее особое общекультурное, общенациональное значение.

Двуязычие, творческие аспекты двуязычия. Обогащение русских стилей двуязычными писателями. Широкое распространение в национальных литературах 1960–80-х гг. русскоязычного литературного процесса. Проблема национальной принадлежности русскоязычного писателя, «двойное литературное гражданство». Творчество двуязычных писателей – Ч. Айтматов, И. Друдце, В. Быков, Т. Пулатов, С. Санбаев, Г. Айги, Ф. Искандер, Т. Зульфикаров, А. Алимжанов и др.

Центробежные тенденции в советском литературном пространстве, культурный и этнический изоляционизм. Начало нового этапа в литературном диалоге ХХI в.


Вопросы
1. Героический эпос народов России. Определяющие черты, свойственные героическому эпосу.

2. Типы региональных /зональных/ и лингвистических общностей литератур народов России и стран ближнего зарубежья. Историко-литературные, типологические, системные методы изучения. Новые критерии классификации литературных общностей.

3. Изучение литератур народов Поволжья и Приуралья, как историко-литературной общности. Исторические пути развития литератур поволжско-приуральского региона. Теоретические и методологические проблемы современного изучения.

4. Финно-угорские литературы народов России. Творчество ведущих писателей, основоположников национальных литератур – К. Герд, Ашальчи Оки, В. Лыткин, В. Чисталёв, И. Жаков, Ф. Чесноков, З. Дорофеев, О. Шадбар, и др. (по выбору).

5. Изображение нравственных исканий молодого человека в произведениях поволжских писателей. Лирическое направление в литературе региона 1960-70-х гг. Художественное своеобразие, перекличка с современностью.

6. Современное состояние финно-угорских литератур народов России. Творчество ведущих современных писателей М. Федотов, О. Четкарев, В. Ар-Серги, Г. Красильников, В. Колумб, Ю. Чисталёв, В. Иванов, Г. Юшков, Н. Куратова, К. Абрамов, Ю. Шесталов, Е. Айпин и др. (по выбору).

7. Пути развития татарской литературы ( Г. Тукай, М. Джалиль).

8. Исторический роман в татарской литературе. Проблема личности как предмет изображения в художественной системе национального исторического романа.

9. Башкирская литература. История и современность.

10. Разработка проблемы «человек и природа» современными башкирскими писателями. Рождение новых форм условности. Параллели, пересечения, переклички с творческими исканиями литературы региона.

12. Критика и литературоведение поволжско-приуральского региона последних десятилетий, основные тенденции развития. Сравнительная характеристика двух-трех работ татарских и удмуртских литературоведов.

13. Чувашская литература. Специфика и особенности развития чувашской литературы в контексте национальных литератур поволжско-приуральского региона. К. Иванов, Ф. Уяр, А. Емельянов, М. Юхма и др. (по выбору).

14. Актуальность исследований региональной литературы в работах чувашских филологов (работы В. Г. Родионова, Г. И. Федорова и др.)

15. Литературы наций и народностей Алтая и Сибири. Творчество С. Данилова (якут.), Ц. Жимбиева (бур.), Б. Укачина (алт.) и др. (по выбору).

16. Мифологические, символические мотивы в современной литературе региона. Анализ произведений разных писателей региона.

17. Литературы малочисленных народностей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Общая характеристика, своеобразие и самобытность.

18. Романы Ю. Рытхэу. Социально-этическая пробле-матика его произведений. Эволюция творчества.

19. Реальное и мифологическое в произведениях В. Санги. Роман «Женитьба Кевонгов».

20. Фольклор и история в художественой системе романов С. Курилова и Г. Ходжера.

21. Вопросы жанровой модификации в современных литературах народов Крайнего Севера Ю. Шесталов, Е. Айпин, Т. Молданова, Г. Кэптуке и др. (по выбору).

22. Литературы народов Северного Кавказа XX в. Творество Р. Гамзатова, Э. Капиева, А. Кешокова, Д. Яндиева, К. Кулиева, Т. Керашева и др. (по выбору).

23. Отношение к истории и национальным традициям как мерило нравственной ценности человека в творчестве Р. Гамзатова.

24. Художественный образ Кавказа в русской классической литературе.

25. Особенности развития калмыцкой литературы, своеобразие и самобытность исканий. Тематическое, стилистическое и жанровое своеобразие поэзии Д. Кугультинова.

26. Литература народов России в контексте литератур ближнего зарубежья. Орбиты взаимодействия творчества ведущих писателей Ч. Айтматов, Н. Думбадзе, Т. Пулатов, В. Быков, О. Гончар, М. Слуцкис, Й. Авижюс, М. Траат, Э. Ветемаа, И. Друце и др. (по выбору).

НОРМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАНИЙ:

По истории литератур народов России (в т.ч. удмуртской) абитуриент может набрать 100 баллов. Если будущий магистрант набирает 30 или менее 30 баллов, он считается не прошедшим конкурс.

Чтобы набрать 100 баллов, абитуриенту необходимо показать следующее: исчерпывающе знать теоретический материал, закреплять свои доводы примерами из литературы или фольклора народов России, знать содержание и проблематику предусмотренных по программе художественных текстов.


100–81 баллов абитуриент получает, если:

– дает полный и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос;

– свободно оперирует литературоведческой терминологией;

– теоретические доводы закрепляет примерами из фольклора и литературы народов России;

– хорошо знает тематику и проблематику художественных текстов.
80–31 баллов абитуриент получает, если:

–дает правильный ответ на поставленный вопрос;

–владеет литературоведческой терминологией, если и допускает неточности, то при помощи вспомогательных вопросов экзаменатора исправляет свои ошибки;

– закрепляет теоретические доводы литературными примерами, если не из литератур народов России, то из удмуртской или русской литератур;

–знает основное содержание и проблематику рекомендуемых художественных текстов.
Менее 30 баллов начисляется, если абитуриент:

– отвечает лишь наполовину на поставленный вопрос;

– плохо знает и путается в литературоведческой теминологии;

–свои доводы не может закреплять литературными примерами или приводит ошибочные примеры;



–литературные произведения прочитаны менее чем наполовину от предусмотренного объёма

  • Правила проведения вступительного испытания