Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа междисциплинарного экзамена по специальности 030302 «Клиническая психология»




Скачать 240.53 Kb.
Дата13.05.2018
Размер240.53 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (ОТДЕЛЕНИЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ) «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий кафедрой психиатрии и клинической психологии, профессор, д.м.н. _____________________ А.Г. Соловьев «23»___декабря___2013 г. Программа междисциплинарного экзамена по специальности 030302 «Клиническая психология» Утверждено Ученым Советом Института ментальной медицины СГМУ «23»__декабря__2013г. Архангельск 2013 г. Вопросы первой группы (общая психология, история психологии, методология психологии, психология труда, психодиагностика, психология личности, основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии) Общая психология Общая характеристика психологии как науки. Отрасли психологии. характеристика психической (субъективной) реальности человека (психические явления и психологические факты), место психологии в системе других наук, житейская и научная психология, отрасли психологии. Психика как форма отражения объективной действительности. Особенности психического отражения человека. понятие «психика», функции психики, отражение, виды отражения, психическое отражение, сознание как высшая ступень развития психического отражения, психические состояния, процессы, свойства. Неосознаваемые психические процессы. неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы. Происхождение и развитие психики в филогенезе. объективный критерий психики, адаптивное значение психики, виды и направления адаптации (по А.Н. Северцеву), стадии развития психики (теория А.Н.Леонтьева – К.Э Фабри), отличие психической деятельности животных от психики человека. Гипотеза возникновения сознания. Строение и свойства сознания. гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении сознания, строение сознания по А.Н. Леонтьеву, свойства сознания. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского. понятие высших и натуральных психических функций, характеристика высших психических функций, психологическое орудие, интерпсихические и интраписихические отношения, понятие интериоризации и экстериоризации, развитие психики в онтогенезе (стадии интериоризации). Психологическая теория деятельности. уровни деятельности по А.Н. Леонтьву, потребность, мотив, цель, действие, операция, внешняя и внутренняя деятельность, соотношение мотивов и сознания (неосознаваемые и осознаваемые мотивы), развитие мотивов, виды деятельности (игровая, учебная, трудовая, общение), Теория уровней построения движений и принцип сенсорных коррекций по Н.А. Бернштейну. уровни построения движений (по Н.А. Бернштейну), принцип сенсорных коррекций, рефлекторное кольцо, принцип активности Н.А. Бернштейна. Ощущения. понятие ощущения, классификация и виды ощущений, свойства ощущений, чувствительность и ее изменчивость, динамический диапазон, синестезия, явление контраста, психофизический закон Вебера-Фехнера Восприятие. понятие восприятия, основные свойства восприятия, классификация восприятия, иллюзии восприятия. Внимание. понятие внимания, функции внимания, виды внимания, свойства внимания, формы внимания, психофизиологи­ческая теория, теория установки Д.Н. Узнадзе, теоретическая концепция внимания П.Я Гальперина. Память. понятие «память», виды памяти, процессы памяти, ассоциативная теория, смысловая теория, гештальт теория памяти, ретроактивное и проактивное торможение, фактор края, «эффект Зейганрник», представления, явление реминисценции. Воображение. понятие воображения, виды воображения, приемы создания образов, мечта, греза, взаимосвязь воображения и эмоций. Мышление. понятие мышления, характеристика мышления (отличие мышления от восприятия и воображения), операции мышления, виды и формы мышления, индивидуальные стили мышления, качества мышления. Эмоции. понятие эмоций, основные виды проявления эмоций свойства эмоций, компоненты эмоций, низшие и высшие эмоции, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, информационная теория П.В. Симонова, функции эмоций. Воля. понятие воли, импульсивные действия, привычные (навыки) действия, волевые действия, функции воли (тормозная, побудительная), структура волевого акта, волевые качества личности, локус контроль. Индивид. Индивидуальность. Личность. понятие «индивид», понятие «индивидуальность», понятие «личность», социобиологический подход к пониманию личности, основные структурные компоненты личности (потребностно-мотивационная сфера, волевая сфера, познавательная сфера, эмоциональная сфера, способности, темперамент, характер), направленность личности, потребности человека (биологические и высшие), влечение, желание, интерес, склонность, идеал, мировоззрение. Темперамент. понятие «темперамент», гуморальные, конституциональные, нейродинамические, нейрогуморальные теории темперамента, индивидуальный стиль деятельности, Характер. понятие «характер», характер как система отношений (отношение к действительности (обществу), отношение к деятельности, отношение к другим людям, отношение к самому себе, отношение к вещам), типологические модели характера (Э. Фрома, Э. Шострома, А.Ф. Лазурского), понятие «акцентуация характера». Способности. понятие «способности», задатки способностей, роль социальной среды и деятельности в формировании и развитии способностей, признаки способностей по Б.М. Теплову, классификация способностей (общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие способности), уровни способностей (одаренность, талант, гениальность, репродуктивный и творческий уровни). Интеллект. понятие интеллекта, теория Ж. Пиаже о развитии интеллекта в онтогенезе, процессы ассимиляции и аккомодации, факторно-аналитические теории интеллекта (Ч. Спирмен, Д. Векслер, Р. Кетелл, Л. Терстоун, Р. Айзенк,), когнитивные модели интеллекта (Р. Стернберг). История психологии 1. Исторические предпосылки возникновения понятия «психика». Материалистические, идеалистические и дуалистические взгляды на природу психического, основные положения, достоинства и недостатки концепций. 2. Развитие научной психологии. Структурализм и функционализм, общая характеристика. Развитие прикладной психологии (направления, родоначальники, цели и задачи). 3. История психологии как теоретическое направление психологии. Предмет и методы истории психологии. Функции истории психологии. Периодизация в истории психологии. 4 Факты сознания и факты поведения. Понятие о фактах сознания и поведения. Сравнительный анализ субъективного и объективного методов исследования в психологии. Б. Дж. Уотсон и его теоретическая программа бихевиоризма. 5. Категория бессознательного в психологии. Понятие о бессознательном идеалиста Лейбница (1646-1716), его вклад в научную психологию, значение для психоанализа З. Фрейда. Факты бессознательного (классификация по Ю.Б. Гиппенрейтер: неосознаваемые механизмы и побудители сознательных действий, «надсознательные» психические процессы). 6. Истоки эмпирической психологии. Джон Локк (1632-1704) как родоначальник эмпирической психологии. Дальнейшее развитие взглядов Локка в материалистическом (Гартли, Дидро, Радищев) и идеалистическом направлениях (Беркли Дж.) направлениях. 7. Кризис в психологии начала XX века. Причины возникновения кризиса. Научные школы и направления в психологии в послекризисный период (общая характеристика). 8. Развитие предмета психологии: история и современные тенденции. Изменения представлений о предмете психологии в истории психологии. 9. Развитие методологии как науки. Методология и философия Античности и Средневековья, Нового времени, XVIII – XIX вв., позитивизм. Неопозитивизм. Новый этап в развитии методологии науки – постпозитивизм. Проблемы отечественной методологии. Рефлексивность современного научного познания. 10. Психологические школы и направления. Психологические школы и направления: психоаналитическое, адлерианское, поведенческое, рационально-эмоциональное, клиентцентрированное, экзистенциальное Методология психологии 1. Понятие о методологии науки: предмет, методы и ее задачи. Базовые понятия методологии науки. Уровни методологического знания: философско-мировоззренческий, общенаучный, конкретно-научный, технологический. 2. Методологические принципы в психологии (общие и частные). Открытость системы принципов. Деятельностный подход в психологии. Принцип активности. Принцип системности. Принципы материалистической психологии: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития. Психология труда Психология труда как область знаний и отрасль науки (понятие, субъект, объект, задачи психологии труда; теории «Х, У,Z»; история зарубежной психологии труда; концепция Ф.У. Тейлора; «Ситуационный подход» в психологии труда; история психологии труда в России; «золотое правило» психологии труда). Компоненты психологии труда (внешний и внутренний компоненты психологии труда; психология труда в узком смысле; инженерная психология, эргономика; организационная психология; профессиональная ориентация, профессиональное обучение). Концепции мотивации к труду (дефицитарные и бытийные потребности по А. Маслоу; мотивационные и гигиенические факторы трудовой мотивации Ф. Херцберга; концепция «Гуманизации труда»; потребности во власти, достижении и принадлежности по концепции трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда; побуждения добиваться успеха и избегать неудач по концепция трудовой мотивации Дж. Аткинсона; теория ожиданий В. Врума; концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи; исследования отношения к труду в работах отечественных ученых (В.А. Ядов). Противоречия и кризисы профессионального развития личности (стадии цикла профессионализации (оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник); виды противоречий в развитии и функционировании человека как субъекта труда по А. К. Маркову (1996) и Е. А. Климову (1998); типология психологических нормативных кризисов личности по Э.Ф. Зееру; типы биографических кризисов личности в период середины жизни по Р.А. Ахмерову (1993). Психодиагностика 1. Психодиагностика как наука и практическая деятельность. Определение психодиагностики как науки, роль в практической деятельности психолога. Предмет, цели и задачи психодиагностики. Диагностические подходы: объективный, субъективный, проективный. 2. Психодиагностическое исследование и обследование. Различие задач исследования и обследования. Этапы психодиагностического процесса. Психологический диагноз. Сообщение результатов исследования, написание заключения. 3. Методы психодиагностики. Классификация. Достоинства и недостатки. 4. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам. Понятие о двух классах методик. Понятие о стандартизированных методиках – необходимость проверки на надежность, валидность и разработка тестовых норм. Виды проверки надежности, их достоинства и ограничения. 5. Психодиагностика психических процессов. Методики для исследования памяти, внимания, мышления. Особенности их проведения. Интерпретация результатов. 6. Исследование интеллекта. Понятие интеллекта. Факторные модели интеллекта (Спирмен, Гилфорд, Кеттелл). Из истории возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине – Симона. Тест структуры интеллекта Д.Векслера, Р.Амтхауера. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. Отечественные исследования в области диагностики умственного развития (ШТУР, Айзенка). 7. Психодиагностика черт личности, темперамента, характера. Определение темперамента, характера, личности. Опросник Я.Стреляу, В.М. Русалова, Кетелла, MMPI, СМИЛ. 8. Проективные психодиагностические методики. Сущность и назначение тематического апперцептивного теста (ТАТ) Г.Мюррея. Мотивационный тест Х. Хекхаузена. Методика «Выбор цвета» Люшера. Тест Роршаха, Сонди. Фрустрационный тест Розенцвейга. Рисуночный тест Дом-дерево-человек. Психология личности Психоаналитическая концепция личности (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) Гуманистическое направление изучения личности (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу) Теория личности в экзистенциальной психологии (работы К. Ясперса, Штрауса, Сартра) Концепция личности в социопсихологической французской школе (работы Ж. Пиаже) Теории личности в трудах отечественных ученых (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев) Теории личности в трудах отечественных ученых (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии Общие проблемы психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции. Требования, предъявляемые к психологу и его работе. Психотерапевтическая служба и ее нормативная база. Основные направления, цели психологического консультирования. Роль и место консультанта в консультировании. Структура процесса консультирования. Консультант и консультативный контакт. Профессиональная подготовка. Статус и основные профессиональные качества психолога-консультанта. Возможные ошибки при установлении контакта и их профилактика. Этические принципы психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции. Понятие слова «этика». Этические стандарты, профессиональный долг, профессиональная тайна, конфиденциальность. Этический кодекс V съезда Российского психологического общества от 14 февраля 2012 г. Вопросы второй группы Педагогика Педагогика как наука о воспитании человека Педагогика – наука о воспитании человека. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, воспитание, педагогическая деятельность. Педагогический процесс Педагогический процесс как система. Компоненты педагогического процесса. Функции и закономерности педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Понятие о дидактике, ее основные категории и задачи. Сущность процесса обучения Дидактика – теория образования и обучения. Функции, объект, предмет и задачи дидактики. Понятийно-категориальный аппарат дидактики: понятия общей педагогики, специфические понятия дидактики, понятия, заимствованные из смежных наук. Педагогическая психология 1. Психология обучения (обучение и развитие: особенности взаимосвязи) 2. Психология воспитания (воспитание: определение, методы воспитания и методы самовоспитания) 3. Психология учебной деятельности (структура учебной деятельности, основные компоненты) 4. Психология педагогической деятельности (структура педагогической деятельности, стили педагогической деятельности) Методика преподавания Психология учебной деятельности студента. Многообразие определений учебной деятельности (В.П. Зинченко, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Основополагающие положения: деятельностный подход к обучению. Общая структура учебной деятельности. Формирование учебной деятельности в вузе (концепция П.Я. Гальперина). Принципы развивающего обучения (Эльконин-Давыдов). Особенности активных методов обучения Раскройте формы учебных занятий и их основные функции (лекционные, практические, семинарские, лабораторные, учебная дискуссия). Особенности управления самостоятельной работой студентов (работа с научной литературой, работа с учебником, особенности изучения психической деятельности человека через литературные источники). Контроль учебной деятельности студентов. Коррекция учебной деятельности и приемы обеспечения ее эффективности. Оценка результатов учебной деятельности студентов Социальная психология 1. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено – Социометрия. Цели, виды, процедура, обработка, условные обозначения 2. Социально-психологические аспекты социализации Понятие социализация (определение, стадии по Петровскому, по Столяренко), механизмы социализации, институты социализации (основные функции в социализации личности) 3. Модель развития личности и понятие идентичности в концепции Э. Эриксона Стадии психосоциального развития личности: раннее младенчество, позднее младенчество, раннее детство, среднее детство, юность и отрочество, ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость. Возрастной диапазон, основные социальные качества, формирующиеся на той или иной стадии, и референтное окружение 4. Общение как многогранный и многоуровневый процесс Определение, функции, структура (5 звеньев) общения, типы собеседников (мобильный и ригидный, доминантный и недоминантный, экстравертированный и интровертированный) 5. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Вербальные и невербальные средства коммуникации (кинесика, экстралингвистика, паралингвистика, такесика, проксемика, визуальное общение – характеристика, межнациональные особенности). Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Характеристика механизмов: эмпатия, идентификация, рефлексия, «приписывания» 6. Психология малой группы Определение малой группы, классификация, психологические характеристики. 7. Психология больших социальных групп Различие «массы» от «толпы». Виды толпы. Психологические особенности индивида в толпе. Возрастная психология Возрастные особенности психической активности в старческом возрасте. Понятие об инволюции. Типы нормовозрастных изменений личности в инволюционном и позднем возрасте. Физиологический и патологический климакс. Биологические, психологические, социологические и медицинские аспекты старения. Психологические особенности периода взрослости. Психологические особенности стадий взрослости. Периодизация зрелости по Э. Эриксону. Психологические особенности детей в период от рождения до раннего детства. Общая характеристика периода новорожденности. Период младенчества. Кризис 1-го года. Общая характеристика преддошкольного периода. Кризис 3- х лет. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Общая характеристика периода взросления. Особенности юности, типы формирования идентичности. Физическое развитие и взросление (акселерация и ретардация развития, дизонтогенез). Сексуальное развитие. Общая характеристика дошкольного периода. Ведущая деятельность дошкольника, психологические «новообразования» данного периода. Психологическая готовность к школьному обучению. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Кризис 7 лет. Адаптация ребёнка к школе. Возрастные особенности страхов. Психология управления Понятие конфликта. Стадии развития конфликта. Классификация конфликтов в организации. Функции конфликтов. Стили поведения в конфликтной ситуации. Лидерство и руководство. Формальный и неформальный лидер. Теории лидерства. Стили руководства трудовым коллективом. Психология аномального развития и специальная психология Закономерности нормального и аномального развития детей. Формы психического дизонтогенеза. Психологические особенности детей с умственной отсталостью и оказание им специализированной помощи. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и оказание им специализированной помощи Психологические особенности детей с речевыми нарушениями и оказание им специализированной помощи. Психология профессионального отбора Понятие «профессионально важные качества личности». Общие и специальные способности менеджера по персоналу. Психолог – менеджер по персоналу, соответствие моральных требований, использование механизмов морального регулирования в управлении человеческими ресурсами. Профессиональный профиль менеджера по кадрам: личная порядочность, целеустремленность и продуктивность, навыки командной работы. Работа практического психолога по профориентации. Определение профессиональной направленности личности с помощью психодиагностических методик (карта интересов, дифференциальный диагностический опросник ДДО, анкета оптанта, профессиональный план, круг интересов). Психологические проблемы формирования профессиональных кадров. Деловой этикет, 3 модели взаимодействия в кадровой политике (начальник – подчиненный). Пути формирования руководителя-лидера. Влияние структуры организации на формирование профессиональных кадров. Типы взаимодействия и особенности персонала. Роль психолога в расстановке кадров. Экспериментальная психология Предмет и задачи экспериментальной психологии. Методология экспериментальной психологии. Наука. Результат научной деятельности. Методы психологических исследований в соответствии с основными подходами. Методология. Программа научного исследования. Виды научных исследований. Нормативный процесс научного исследования. Этапы научного исследования. Основные этапы и проводимые на этих этапах процедуры. Классификация методов психологического исследования. Классификация Ананьева. Классификация Водолева-Столена. Классификация Пирьова. Неэкспериментальные методы в психологии: наблюдение, беседа, опрос, тесты. Определение, классификация, область применения. Вопросы третьей группы Клиническая психология Подходы к пониманию психической нормы, патологии, здоровья и болезни в клинической психологии Копинг механизмы и механизмы психологической защиты Определение, виды. Трехфакторная модель копинг-механизмов (копинг-стратегии, копинг-ресурсы и копинг-поведение). Копинг-стратегии (Р. Лазарус и С. Фолкман). Внутренняя картина болезни соматического больного Типы отношения к болезни. Факторы, участвующие в формировании внутренней картины болезни. Психосоматические расстройства (определение, патогенез, факторы влияния на психосоматическое заболевание, механизм возникновения). Теории возникновения психосоматических заболеваний. Варианты развития психосоматических заболеваний Психология стресса Концепция стресса Г. Селье. Стресс и эмоции. Механизм развития психологического стресса. Медико-психологические последствия затяжного стресса. Типология и индивидуальная значимость стрессоров. Психология умирания. Периоды осознания собственной смерти. Ресурсы личности при осознании смерти. Психологическая помощь умирающему. Психологическая помощь при переживании острого горя. Психологическая помощь на разных стадиях переживания утраты. Работа с патологическими реакциями. Проблема эвтаназии. Психология врачебного взаимодействия. Больной и его образ «идеального врача». Коммуникационные барьеры в профессиональном общении между врачом и пациентом. Этические и деонтологические принципы. Психотерапия Определение психотерапии. Средства воздействия в психотерапии. Показания и противопоказания к психотерапии. Определение психотерапии. Медицинская, психологическая и эклектическая модели психотерапии. Средства воздействия в психотерапии: вербальные, невербальные, личность терапевта. Показания и противопоказания к психотерапии. Эффективность психотерапии. Эффективность психотерапии. Факторы, определяющие эффективность психотерапии. Оценка эффективности (требования к построению исследования). Взаимоотношения врача и больного в психотерапии. Этические принципы психотерапии. Взаимоотношения врача и больного в психотерапии. Этические принципы психотерапии: конфиденциальность, вопросы оплаты, телесные контакты, нарушения границ. Нейропсихология Нейропсихологические синдромы поражения затылочных и теменных отделов мозга. Агнозии. Локализация. Симптомы. Височно-теменно-затылочная область (ТРО): Синдром нарушения пространственных синтезов. Локализация. Симптомы. Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов. Локализация. Симптомы. Нейропсихологические синдромы при поражении височных долей мозга. Синдромы поражения медиальных отделов височной области. Нейропсихологический синдром поражения внеядерных конвекситальных отделов височных долей мозга. Синдромы поражения базальных отделов височной области. Локализация. Симптомы. Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов головного мозга. Синдромы нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга. Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов мозга. Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей. Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга. Клиническая нейропсихология. Предмет, задачи. Основные направления. Основные понятия клинической нейропсихологии: фактор, синдром и симптом. Три функциональных блока мозга. Сексология 1. Сексология. Определение. Структура сексологии, как самостоятельной клинической дисциплины. Понятия нормы и сексуального здоровья. 2. Развитие сексуальности человека. Возрастные периоды. Этапы психосексуального развития. Основные проявления сексуальности. 3. Девиации психосексуального развития. Нарушение полового самосознания. Нарушение полоролевого поведения. Нарушение психосексуальной ориентации. 4. Нарушение сексуального здоровья. Первичные и вторичные сексуальные расстройства. Определение понятий, примеры. 5. Дисгамии. Варианты дисгармоний в сексуальных отношениях и их причины Патопсихология Патопсихология как наука. Деятельность патопсихолога в клинике. Основные патопсихологические синдромы. Понятие патопсихологии, предмет науки. Основные практические задачи, решаемые патопсихологом в клинике. Основные патопсихологические синдромы: понятие, виды, соотношение патопсихологических и психопатологических синдромов, структура (диссоциативный, органический, аффективно-эндогеный, олигофренический, личностно-аномальный, психогенно-невротический, психогенно-психотический, алкогольно-аномальный патопсихологический симптомокомплекс). Патопсихологическая классификация нарушений мышления, методы диагностики. Классификация нарушений мышления. Нарушение операционального компонента (снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения на уровне понятийной системы, уровне суждений и умозаключений), динамики мыслительной деятельности, мотивационного компонента мышления. Методы и методики исследования нарушений мыслительной деятельности: методика классификации, методика пиктограмм, исключение лишнего, дискриминация свойств понятий, методика сравнения понятий, простые и сложные аналогии, методика Эбингауза и др. Патопсихологическая классификация нарушений аттентивно-мнестической деятельности, методы диагностики. Классификация нарушений памяти. Нарушение операционального компонента непосредственной памяти, нарушение динамики мнестической деятельности, нарушение памяти как проявление измененной мотивационной сферы. Методики исследования нарушений памяти: методика запоминания 10 слов, методика пиктограмм, тест зрительной ретенции Бентона, субтест «Воспроизведение чисел» методики Векслера и др. Внимание, основные характеристики расстройств внимания (операционного, динамического и мотивационного компонентов). Методики исследования нарушений внимания в патопсихологии: корректурная проба, кольца Ландольта, таблицы Шульте и Шульте-Горбова, тест Мюнстенберга, субтест «Шифровка» методики Векслера и др. Патопсихологическая классификация нарушений эмоционально-волевой сферы, методы диагностики. Понятие эмоциональной регуляции и эмоциональной нормы, индивидуально-психологические особенности проявления эмоций и чувств. Классификация эмоциональных нарушений. Нарушения эмоциональной сферы при разнообразных патологических процессах и состояниях. Методы и методики изучения эмоций (МЦВ Люшера, МПВ Сонди, анкета оценки эмоционального состояния, рисуночные проективные методики). Патопсихологическая классификация волевых расстройств: нарушения на уровне мотивационной компоненты волевого акта (угнетение и усиление мотивов деятельности, извращение побуждений), патология на уровне реализации волевого акта (угнетение и усиление двигательных функций, паракинезии). Исследование волевых качеств личности. Учение о неврозах 1. Психологические мотивационные конфликты; интрапсихический невротический конфликт (типы невротических конфликтов по В.Н. Мясищеву), методы исследования. Сравнительная характеристика мотивационных и интрапсихических невротических конфликтов личности. Методики для исследования невротических конфликтов (анализ Я-концепции, Бехтеревский опросник внутриличностной конфликтности и др.). 2. Основные психологические теории неврозогенеза. Психоаналитическая каузальная сексуальная теория неврозов З. Фрейда. Теория «автономного комплекса» и «мистический невроз» К.Г.Юнга. Теория «невротических наклонностей» К. Хорни. Теория «невротического превосходства» А. Адлера. Ноогенная теория неврозов В. Франкла. Теория «отношений» В.Н. Мясищева применительно к неврозогенезу. 3. Возрастные особенности невротических расстройств. Особенности этиопатогенеза невротических расстройств у детей раннего возраста. Особенности протекания невротических расстройств в подростковом возрасте. Закономерности неврозогенеза в позднем возрасте. Личностные расстройства История учения о расстройствах личности, дефиниция, этиология, классификации расстройств личности. Исторический обзор научных взглядов на этиологию, патогенез и классификацию (Шнайдер, Крепелин, Ганнушкин и др, МКБ-10, DSM-4) личностных расстройств. Понятие психопатий, диагностические критерии психопатий (по Ганнушкину П.Б.). 2. Дифференциальная диагностика расстройств личности с акцентуациями и нервно-психическими расстройствами. Применение диагностических критериев расстройств личности (психопатий) в сравнительном анализе с акцентуациями характера, вторичными изменениями личности вследствие тяжёлых заболеваний, нервно-психическими расстройствами. Психиатрия 1. Шизофрения Определение и распространенность. Понятие о схизисе, аутизме, прогредиентности. Клиническая картина шизофрении (позитивные и негативные симптомы). Прогноз, основные принципы лечения и реабилитации. 2. Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Основные принципы закона, цели. Принципы оказания психиатрической помощи. Ст. 1, 4-6, 8. Независимость врача – психиатра при оказании психиатрической помощи (ст. 21). Порядок оказания психиатрической помощи: психиатрическое освидетельствование и госпитализация в психиатрический стационар, критерии для недобровольного психиатрического освидетельствования и принудительной госпитализации в психиатрический стационар. Ст. 23 -25, 28 -31, 33 – 35. 3. Олигофрения и деменция. Определение олигофрении. Степени психического недоразвития. Определение деменции. Основные причины. Клинические варианты: органическая (лакунарная и тотальная), эпилептическая, шизофреническая, особенности. Синдром Корсакова, органический синдром. Факторы риска развития деменции, профилактика. Прогноз. Принципы терапии и реабилитации. 4. Сосудистые заболевания головного мозга. Этиология и патогенез. Атеросклероз и гипертоническая болезнь, психопатологические аспекты. Особенности течения и прогноз психопатологии сосудистого происхождения. Основные принципы терапии и реабилитации. 5. Психопатии. Диагностические критерии П. Ганнушкина. Ядерные и краевые психопатии. Компенсация и декомпенсация. Клинические виды психопатий, их содержание. Клинические закономерности, исходы.