Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа литературного образования по основным этапам и классам первый этап




страница1/6
Дата10.01.2017
Размер0.99 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6

Программа литературного образования по основным этапам и классам

ПЕРВЫЙ ЭТАП:

«МИР ГЕРОЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ»

(5-7 классы)


В рамках этапа «Мир героя в произведении» выделяются следующие стадии:

1) 5-6 классы – «“Язык” пространства, времени и сюжета (“географическая” и историческая авантюрная литература)».

2) 7 класс – «Образ мира и гротескно-фантастическая традиция» (авантюрная фантастика ХХ в. и ее “предыстория” — рыцарский роман, готическая литература, философская сатира).
Основные цели образовательного этапа.

1) Актуализация и творчески продуктивное использование потенциала «сопереживательного» («наивно-реалистического») восприятия читателями-подростками художественной реальности.

2) Формирование “двойной” читательской точки зрения (эстетической, ценностно-смысловой позиции), - способности читателя воспринимать вымышленную реальность «наивно-реалистически» и как результат воздействия на него (как и на любого другого читателя) определенным образом организованного текста.

3) Освоение традиционного, наследуемого литературой от мифа и фольклора, художественного языка, с помощью которого создается и через который воспринимается «мир героя» произведения: важнейших мотивов, сюжетных схем, функций персонажей и их типов (в этом пункте программа средних классов наиболее заметно связана с программой для начальной школы);

4) Овладение понятиями-представлениями (понятиями-образами), помогающими самостоятельно осмысливать мир героя литературного произведения (художественное пространство и время, сюжетная ситуация и конфликт и т. п.), развитие навыков их практического использования в качестве инструментов анализа художественного произведения (с целью более адекватного и глубокого понимания его смысла), а также освоение некоторых точных понятий (в связи с попутным анализом стихотворных текстов.

6) Реализация продуктивного воссоздающего и творческого воображения (фантазии) учащихся, расширение эмоциональной сферы их читательского поведения, развитие эстетического и исследовательского мышления.


ПЯТЫЙ КЛАСС (66 ч.)


Путешествие в «чужую» страну
Общие цели обучения. Освоение «языка» художественного пространства в процессе изучения “географической” приключенческой повести-сказки и «географического» авантюрного романа (жанров, в которых акцентирован именно пространственный аспект изображенного мира). Повторение сведений об основных особенностях художественного пространства в фольклорной сказке (волшебной и кумулятивной). Развитие пространственного мышления и воображения читателя.

Осваиваемые теоретические понятия. Художественное пространство. Персонаж, система персонажей. Мотив, событие, сюжет («циклическая» и «кумулятивная» сюжетная схема) и фабула. Притча как жанр. Литературная пародия. При изучении стихотворного текста осваиваются понятия: размер, строфа, тропы (метафора, эпитет).

Основные способы учебной деятельности. Обсуждение «захватывающих» событий, изображенных в «географических» повестях и романах, с последующей постановкой проблемных вопросов. Определение этапов развития сюжета, типических для каждой разновидности географической повести и романа (например: пребывание героев в “своем” мире и замысел путешествия; путешествие и приключения в “чужом мире”; возвращение в родную страну). Анализ смены места и времени действия в изучаемых произведениях. Выделение событий, осмысление логики их смены. Выяснение значения поступков героев для развития сюжета — в каждом отдельном случае и в целом; выделение, с одной стороны, “сказочных” признаков, с другой — реальных. Сопоставление фольклорной и литературной сказки с притчей. Сравнение произведений одной жанровой разновидности друг с другом. Выразительное чтение и анализ стихотворного текста (осмысление строфики, метрики, звуковых повторов).
Часть 1. “Географическая” повесть-сказка: устройство мира и связь событий (27 ч.)
Учебные задачи. Осмысление художественной целесообразности сочетания в произведении сказочного пространства с признаками и свойствами реального мира и конкретной страны. Определение “выстроенности” изображенного пространства, характеристика его образной природы. Выявление специфики литературного сюжета на фоне сказочного и притчевого.
Учебный материал.

1. Путешествие «туда» и «обратно».

Два мира литературной сказки. Г. Х. Андерсен. “Снежная королева”.

Два царства народной волшебной сказки. Русские народные сказки «Кот – золотой хвост», «Баба Яга», «Финист – ясный сокол», «Летучий корабль», «Иван Быкович».

2. Путешествие в «здешнем» мире.

Нанизывание событий и катастрофа. Русские народные сказки с «кумулятивным» сюжетом «Лутонюшка», «Курочка». Ф. Сологуб. «Крылья».

Сказка-«перевертыш». Русские народные сказки «Солнце, месяц и Ворон Воронович», «Жадная старуха».

Притча. Библейская притча о пророке Ионе (из Ветхозаветной «Книги пророка Ионы»). Л. Н. Толстой. «Крестник».

В «чужом» мире родной страны. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».
Часть 2. “Географический” роман приключений (27 ч.)
Учебные задачи. Выявление признаков сказочного двоемирия в изображении реального географического пространства. Определение способов строения сюжета. Пространственная характеристика содержания сюжетов. Выявление пространственных и сюжетных (жанровых) стереотипов в пародийных произведениях.

Учебный материал.

1. Метаморфозы «чужого» мира.

Открытие неизвестного мира. А. Конан-Дойль. «Затерянный мир». В. Обручев. «Земля Санникова».



Поиски клада или пропавшего человека. Р. Стивенсон. «Остров сокровищ». Ж. Верн. «Дети капитана Гранта».

Строительство «дома» в «чужой» стране. Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Ж. Верн. «Таинственный остров».

Европейцы и туземцы в экзотической стране. Т. Майн Рид. «Оцеола — вождь семинолов».

2. «Географические» сюжеты как литературная игра.

Г. Уэллс. «Остров Эпиорнис». Л. Буссенар. «Приключения в стране львов» (фрагменты).
Часть 3. Географические мотивы в русской поэзии (12 ч.)
Учебные задачи. Освоение специфики образа пространства и сюжета в лирике. Развитие представлений о стихотворных размерах и поэтическом языке (в частности, о тропах) на основе знаний, полученных в начальной школе.
Учебный материал.

М. Лермонтов. «Парус». А. Блок. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». Н. Гумилев. «Капитаны (1)», «У камина».
Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения.

Притчи.

Л. Т о л с т о й. «Ассирийский царь Ассаргодон», «Карма».



Басни.

И. А. К р ы л о в. (Тексты по выбору).



Литературная сказка.

Д ж. Р. Р. Т о л к и н. «Хоббит, или Туда и Обратно».

О. У а й л ь д. «Звездный мальчик».

Д. К р ю с. «Мой прадедушка, его герой и я».



Романы и повести.

Ф. К у п е р. «Последний из могикан», «Зверобой».

Э. П о. «Низвержение в Мальстрем».

Ф. К у п е р. «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт».

Ж. В е р н. «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан».

М а й н Р и д. «Всадник без головы».

Г. Э м а р. «Твердая рука».

А. Д о д е. «Тартарен из Тараскона».

М. М. Д о д ж. «Серебряные коньки».

Р. Х а г г а р д. «Копи царя Соломона».

Д ж. Л о н д о н. «Тайна женской души», «Смок Беллью», «Белое безмолвие», «Любовь к жизни».

К. С т а н ю к о в и ч. «Из кругосветного плавания».

Р. Ш т и л ь м а р к. «Наследник из Калькутты».

Поэзия.

Р. К и п л и н г. «На далекой Амазонке».

Э. Б а г р и ц к и й. «Арбуз», «Возвращение».

Д ж. А л т а у з е н. «Романтика».

М. С в е т л о в. «Я в жизни ни разу не был в таверне…».

П. К о г а н. «Бригантина».



Детская литература.

Л. П а н т е л е е в, Г. Б е л ы х. «Республика Шкид».

Л. К а с с и л ь. «Швамбрания».

В. А к с е н о в. «Мой дедушка — памятник».

А. Л и н д г р е н. «Пеппи - длинный чулок».

Э. С е т о н – Т о м п с о н. «Маленькие дикари», «Рассказы о животных».

Д ж. Л о н д о н. «Белый клык».

М. К и н а н – Р о у л и н г. «Сверстники».

М а р к Т в е н. «Приключения Тома Сойера».

Ф. Б е р н е т. «Таинственный сад».


Общие итоги.

Ученики, закончившие пятый класс, д о л ж н ы з н а т ь :



  1. содержание текстов программных произведений;

  2. характерные особенности художественного пространства, основные сюжетные мотивы рассматриваемых произведений, важнейшие принципы организации сюжета («циклический» и «кумулятивный»);

  3. отличия прозаической речи от поэтической;

  4. 4-5 стихотворений наизусть.

Д о л ж н ы у м е т ь:

  1. составить устную и письменную аннотацию изучаемого произведения;

  2. формулировать «гипотезы смысла», вопросы на знание содержания и понимание смысла осваиваемых произведений;

  3. практически использовать следующие понятия: художественное пространство, мотив, персонаж, событие, сюжет («циклическая» и «кумулятивная» сюжетные схемы), система персонажей; притча, литературная пародия; размер, строфа, трупы.

  4. делать наблюдения над особенностями художественного пространства и сюжетной организации произведения;

  5. самостоятельно выделять в произведении элементы пространства и сюжета — события, ситуации (в устной, письменной и графической форме);

  6. составлять сюжетные и бессюжетные схемы, карты-схемы и карты;

  7. «переводить» пространство и сюжет литературного произведения на «язык» диафильма, мультфильма;

  8. самостоятельно использовать аналитические способы учебно-исследовательской деятельности — описание результатов наблюдений, сопоставление выделенных элементов произведения, а также произведений изученных жанровых разновидностей;

  9. обобщать результаты анализа, выявлять художественные схемы и жанровые стереотипы;

  10. сочинять «квазипроизведения» по жанровым образцам (волшебная и кумулятивная сказка, притча, литературная «географическая» повесть-сказка, «географический» роман приключений), и литературные пародии на произведения изученных жанров.

ШЕСТОЙ КЛАСС (66 ч.)


Путешествие в другую эпоху
Общие цели обучения. Освоение различных форм художественного времени и их функций в процессе изучения исторической повести и романа (жанров, в которых акцентирован именно временной аспект изображенного мира). Развитие представлений о точке зрения повествующих субъектов (повествователя, персонажа). Формирование понятия «точка зрения» (в пространственном, временном, психологическом аспектах). Освоение понятий «историзм» и «модернизация». Развитие историзма мышления, в частности – исторического понимания литературных явлений в свете различия эпох и времен (например, при сопоставлении классического авантюрно-исторического романа эпохи романтизма и раннего реализма (Вальтер Скотт, Пушкин, Гоголь), с одной стороны, — с эпопеей, рыцарским романом; с другой — с модернизированными формами исторического романа и повести конца ХIХ-начала ХХ вв. (Рони-старший, Марк Твен, Стивенсон).

Осваиваемые теоретические понятия. Формы времени (способы его художественного изображения). Исторический характер. Система персонажей. Повествователь. Точка зрения, композиция. Повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев, «рассказ в рассказе». Композиционные формы переписки, дневника. Жанры исторической повести, исторического романа, исторической баллады и поэмы. В ходе изучения стихотворного текста осваиваются следующие понятия: строфа, тропы (метафора, метонимия, эпитет).

Основные способы учебной деятельности. Обсуждение «захватывающих» событий, изображенных в исторической повести и романе с последующей постановкой проблемных вопросов. Анализ смены мест и времени действия в произведении (выделение событий, осмысление последовательности их включения в сюжет). Определение роли персонажей в сюжете и анализ системы персонажей, в особенности соотношения их жизненных позиций (здесь осваивается понятие “характер”). Выявление ряда форм и способов художественного изображения времени в речи повествователя — таких, как, например, исторический портрет и пейзаж, описание зданий, костюмов, празднеств, обрядов и юридических процедур и т. д. Установление взаимосвязей между тематикой (образами пространства-времени, сюжетом, персонажами) и особенностями авторской речи, прямой речи героя, словесной образности, стиха в поэтическом произведении, позволяющее в итоге охарактеризовать его жанр (поэма, баллада).
Часть 1. Историческая повесть (16 ч.).
Учебные задачи. Знакомство с образами художественного времени в исторической повести. Формирование представлений о способах изображения «чужого» (исторического) времени в литературе. Определение признаков исторического пейзажа, портрета, интерьера, исторического комментария и справки. Формирование начальных представлений о художественной композиции (освоение понятий композиционной «рамки», точки зрения). Развитие воображения, жанрового мышления и эстетической памяти читателя. Выявление способов построения сюжета в исторической повести.
Учебный материал.

1. Путешествие в доисторическую эпоху.

Ж. Рони-Старший. «Борьба за огонь».

2. В начале Нового времени.

Марк Твен. «Принц и нищий».

3. От «эпохи веры» к «эпохе пользы и расчета».

Р.Л. Стивенсон. «Черная стрела».
Часть 2. «Классический» авантюрно-исторический роман (14 ч.).
Учебные задачи. Формирование представлений о реальном историческом времени; соотношение этого типа художественного времени — с опорой на знания о мифах, сказках и героическом эпосе, полученные в начальной школе, — со временем мифопоэтическим и фольклорно-историческим. Определение способов построения сюжета. Характеристика содержания сюжетов.
Учебный материал.

1. Мир рыцарства на историческом перепутье.

Вальтер Скотт. «Айвенго».

2. Страсти и судьба в эпоху Людовика XI.

В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери».

Часть 3. Своеобразие русского исторического романа (32 ч.)
Учебные задачи. Развитие представлений о реальном историческом времени. Сравнение этого типа художественного времени со временем мифопоэтическим и фольклорно-историческим. Определение жанровых различий повести и романа. Характеристика содержания сюжетов и способов их построения в исторической повести и романе. Выявление взаимосвязи между историей и частной жизнью в свете этической проблематики русского исторического романа. Развитие культурно-исторической памяти.
Учебный материал.

1. Страшное время и самоопределение человека.

А.К. Толстой. «Князь Серебряный». М. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича...».

2. Судьба народа и трагедия героя.

Н. Гоголь. «Тарас Бульба».

3. «Бестолковщина времени и простое величие простых людей».

А. Пушкин. «Капитанская дочка».
Часть 4. Исторические темы в русской поэзии (10 ч.)
Учебные задачи. Формирование представлений об исторической балладе и поэме. Освоение трактовок истории, содержащихся в стихотворениях русских поэтов. Определение мифопоэтических, фольклорных и литературных источников изучаемых произведений. Развитие представлений о строфе, тропах (метафоре, метонимии, эпитете).
Учебный материал.

А. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Жил на свете рыцарь бедный». М. Лермонтов. «Бородино». Б. Пастернак. «Сказка».
Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения.

Народные исторические песни и баллады.

«Грозный и Домна».

«Баллады о Робин Гуде» (пер. Игн. Ивановского).

«Крысолов из Гаммельна» (пер. Л. Гинзбурга).



Исторические баллады, элегии, поэмы.

В. Ж у к о в с к и й. «Три песни».

А. П у ш к и н. «Полтава», «Рылеев», «Смерть Ермака», «Иван Сусанин».

М. Л е р м о н т о в. «Пленный рыцарь».

А.К. Т о л с т о й. «Песня о Гаральде и Ярославне», «Василий Шибанов».

В. Б р ю с о в. «Смерть рыцаря Ланселота». «Король Артур».

Н. А с е е в. «Синие гусары».

Р. С а у т и. «Бленгеймский бой» (пер. А. Плещеева).

Ф. Ш и л л е р. «Перчатка». «Рыцарь Тогенбург» (пер. В. Жуковского);

Р. С т и в е н с о н. «Вересковый мед» (пер. С. Маршака).



Героический эпос.

«Песнь о Роланде».

Ж. Б е д ь е. «Роман о Тристане и Изольде».

Литературная сказка.

К. Л ь ю и с. «Хроники Нарнии».

Л. К э р р о л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».

Е. Ш в а р ц. «Дракон».



Исторические романы и повести.

В. С к о т т. «Квентин Дорвард», «Роб Рой».

А. К о н а н – Д о й л. «Сэр Найджел», «Белый отряд».

Р. Х а г г а р д. «Прекрасная Маргарет».

Ж. Р о н и – с т а р ш и й. «Пещерный лев».

М. С т ю а р т. «Полые холмы».

И. Е ф р е м о в. «На краю Ойкумены».

Детская авантюрная литература.

Г. М а л о. «Без семьи».

Д ж. Г р и н в у д. «Маленький оборвыш».

М а р к Т в е н. «Приключения Гекльберри Финна».

А. Р ы б а к о в. «Кортик».
Общие итоги.

Ученики, закончившие шестой класс, д о л ж н ы з н а т ь :



  1. содержание текстов программных произведений;

  2. характерные признаки различных форм художественного времени, основные способы изображения исторической эпохи в литературе;

  3. признаки и особенности художественного времени в произведениях разных жанров;

  4. 4-5 стихотворений наизусть.

Д о л ж н ы у м е т ь:

  1. составить устную и письменную аннотацию изучаемого произведения;

  2. формулировать начальные «гипотезы смысла», вопросы на знание содержания и понимание смысла осваиваемых произведений;

  3. практически использовать следующие понятия: исторический характер, система персонажей, повествователь, точка зрения, композиция, повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер); историческая повесть, исторический роман, историческая баллада, поэма; строфа, тропы (метафора, метонимия, эпитет).

  4. делать наблюдения над особенностями художественного времени и сюжетной организации произведения;

  5. самостоятельно выделять в произведении соответствующие элементы художественного времени и сюжета (в устной, письменной и графической форме);

  6. сравнивать образы исторического времени в произведениях разных авторов и разных жанров;

  7. самостоятельно использовать аналитические способы учебно-исследовательской деятельности (описание результатов наблюдений, сопоставление выделенных элементов произведения, а также произведений изученных жанровых разновидностей друг с другом), делать обобщение результатов анализа;

  8. сочинять «квазихудожественные стилизации».

СЕДЬМОЙ КЛАСС (66 ч.)


Мир без границ возможного: авантюрная фантастика ХХ века

и гротескно-фантастическая традиция

Общие цели обучения. Создать представления об особом фантастическом варианте образа мира в литературе ХХ века. Сформировать эстетическое «чувство дистанции» по отношению к абсолютно чужому миру героя, в котором возможны совершенно невозможные (с точки зрения первичной реальности) вещи; развить представления об исторической перспективе существования особого (фантастического) художественного образе мира. Углубить знания о литературном сюжете: в ходе изучения образцов фантастического детектива и фантастического варианта «социально-криминального» романа освоить понятие конфликт в его сходстве и отличии от основной сюжетной ситуации). Ознакомиться с особенностями жанра новеллы. Выявить отличия новеллы от повести. Расширить эстетический контекст восприятия и понимания произведений русской классической литературы.

Осваиваемые теоретические понятия. Фантастическое и гротеск. Сюжетная ситуация и конфликт. Фантастические образы или формы пространства-времени (например, “нуль-пространство”, “туннель времени”). Рыцарский роман. Готический роман и новелла. Новелла как жанр. Философская сатира, утопия и антиутопия. Метр, ритм, стих.

Основные способы учебной деятельности. Обсуждение «захватывающих» событий, изображенных в фантастических произведениях, с последующей постановкой проблемных вопросов. Решение типовых исследовательских и творческих заданий, предложенных в учебнике. Анализ художественных текстов, систематическое освоение исследовательских принципов и приемов. Выявление взаимосвязей между фрагментом произведения и контекстом художественного целого. Истолкование смысла произведения. Обобщение результатов анализа произведений одной жанровой разновидности. Жанровое определение произведения. Анализ пространственно-временной и мотивной структуры поэтического произведения.

Часть 1. Авантюрная фантастика ХХ века (27 ч.)
Учебные задачи. Развитие представлений о фантастическом. Освоение новых образов или форм пространства-времени (например, “нуль-пространство”, “туннель времени”). Формирование представлений о сущности героя авантюрной фантастики через выявление сюжетных функций персонажа (его действий, необходимых для развития сюжета), а также свойств, которые делают его поступки необходимыми для него самого. Выявление признаков основной сюжетной ситуации и конфликта. Углубление представлений о литературном сюжете. Освоение художественной формы и содержательности жанра новеллы. Выявление жанровых (структурных) различий новеллы и повести. Обновление прежних представлений о возможностях человека и мира (благодаря раскрытию в фантастике их нереализованного или недооцененного потенциала). Подготовка к восприятию гротескно-фантастической традиции ХIХ-ХХ вв. Образование эстетического контекста восприятия и понимания произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского.
Учебный материал.

1. Через барьеры пространства-времени.

Р. Шекли. «Запах мысли». К. Саймак. «Когда в доме одиноко». Т. Томас. «Целитель». К. Саймак. «Поколение, достигшее цели». Р. Брэдбери. «И грянул гром».

2. Новый мир в момент кризиса.

А. Азимов. «Поющий колокольчик». Р. Шекли. «Ордер на убийство». Т. Старджон. «Искусники с планеты Ксанаду». Д. Уэстлейк. «Победитель». Р. Брэдбери. «Калейдоскоп».

3. У рубежей исторического времени.

Ф. Браун. «Арена». Р. Брэдбери. «Улыбка». Р. Желязны. «Колокола Шоредана».
Часть 2. Гротескно-фантастическая традиция (27 ч.)
Учебные задачи. Освоение той ветви литературной эволюции, завершением которой является авантюрная фантастика ХХ века, а также тех жанров, которые — в трансформированном виде — вошли в ее репертуар (рыцарский роман, “готическая” литература, философская сатира эпохи Просвещения и ХIХ века, классическая утопия и антиутопия). Развитие представлений о гротеске. Осмысление гротескно-фантастического «пограничного» образа мира (сюжетного перехода от обычной, знакомой читателю действительности, к миру, находящемуся за пределами возможного). Расширение читательского кругозора, воображения и обогащение эстетической культуры.
Учебный материал.

1. Чудесный мир рыцарского романа.

Р. Грин. «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола». К. де Труа. «Ивейн или Рыцарь со львом». Марк Твен. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

2. “Искаженные” или “исправленные” миры философской сатиры, утопии и антиутопии.

Ф. Вольтер. «Кандид». Н. Гоголь. «Нос», «Записки сумасшедшего». М. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Ф. Достоевский. «Бобок». Е. Замятин. «Мы».

3. Тайны чужого пространства и времени в “готической” литературе.

Вальтер Скотт. «Комната с гобеленами». Н. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть». Э. А. По. «Метценгерштейн». В. Брюсов. «В башне». И. Бунин. «Баллада».
Часть 3. “Пограничные” миры русской поэзии (12 ч.)
Учебные задачи. Освоение образцов поэтической сатиры и философской лирики; сопоставление их друг с другом и с прочитанными ранее в этом же классе произведениями — с точки зрения как сходства мотивов, так и различий стихотворного и прозаического текста, поэтической и прозаической образности. Выявление пространственно-временной и мотивной структуры стихотворений; освоение начальных навыков стиховедческого анализа. Определение признаков гротескно-фантастического в различных поэтических жанрах. Интерпретация жанровой картины мира, строящейся на границе известного и возможного с невозможным и невероятным.

Учебный материал.

А. Пушкин. «Анчар». М. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ф. Тютчев. «Фонтан». А. Толстой. «Сидит под балдахином…». А. Блок. «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Н. Заболоцкий. «Прохожий». Б. Пастернак. «Рассвет». А. Ахматова. «Летний сонет».
Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения.

Фантастические рассказы, романы и повести.

Г. У э л л с. «Когда спящий проснется», «Пища богов».

Р. Б р е д б е р и. «451° по Фаренгейту».

П. А н д е р с о н. «Три льва и три сердца».

Р. Ж е л я з н ы. «Джек-из-тени».

Г. К а т т н е р. «Рассказы о Хогбенах».

А. А з и м о в. «Стальные пещеры».

К. С а й м а к. «Всё живое»

А. и Б. С т р у г а ц к и е. «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу».

Рыцарский роман.

Т о м а с М э л о р и. «Смерть Артура» (в пересказах).



Философская сатира и гротескная фантастика. Утопия и антиутопия.

Д ж. С в и ф т. «Путешествия Гулливера».

Э. Т. А. Г о ф м а н. «Песочный человек».

Ф. К а ф к а. «Превращение», «Исправительная колония».

У. Г о л д и н г. «Повелитель мух».

М. Б у л г а к о в. «Собачье сердце», «Роковые яйца».

А. Г р и н. «Бегущая по волнам».

Д. Х а р м с. «Старуха».



Готический роман, повесть, новелла.

Г. У о л п о л. «Замок Отранто».

Н. Г о г о л ь. «Портрет».

Э. П о. «Колодец и маятник».

О. У а й л ь д. «Кентервильское привидение».

Литературная философско-сатирическая сказка.

В. Г а у ф. «Молодой англичанин».

Э. Т. А. Г о ф м а н. «Крошка Цахес».

М. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. «Сказки» (по выбору).

А. д е С е н т – Э к з ю п е р и. «Маленький принц».

Е. Ш в а р ц. «Тень».



Поэзия.

А. П у ш к и н. «Мирская власть».

М. Л е р м о н т о в. «Чаша жизни».

А. Т о л с т о й. «Порой веселой мая…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».

К. С л у ч е в с к и й. «После казни в Женеве».

Ф. С о л о г у б. «Звезда Маир».

Н. Г у м и л е в. «Лес». «Прапамять».

Д. Х а р м с. «Утро».

Б. П а с т е р н а к. «Рождественская ночь».

А. К о ч е т к о в. «Баллада о прокуренном вагоне».


Общие итоги.

Ученики, закончившие седьмой класс, д о л ж н ы з н а т ь :



  1. содержание текстов программных произведений;

  2. характерные признаки различных форм фантастического пространства-времени, основные способы изображения фантастического мира в литературе;

  3. различия признаков фантастической образности в произведениях разных жанров, прозаических и стихотворных;

  4. основные темы и мотивы произведений авантюрной фантастики и гротескно-фантастической традиции;

  5. 5-6 стихотворений наизусть.

Д о л ж н ы у м е т ь:

  1. формулировать начальные «гипотезы смысла», вопросы на знание содержания и понимание смысла осваиваемых произведений;

  2. практически использовать следующие понятия: фантастическое и гротеск; сюжетная ситуация и конфликт; фантастические образы или формы пространства-времени (например, “нуль-пространство”, “туннель времени”); рыцарский роман; готическая литература; новелла как жанр; философская сатира (утопия и антиутопия); метр, ритм, стих.

  3. решать типовые исследовательские и творческие задания, предложенные в учебнике;

  4. делать наблюдения над особенностями художественного пространства-времени и сюжетной организации фантастических произведений;

  5. самостоятельно выделять в произведении элементы гротескно-фантастической образности (в устной, письменной и графической форме);

  6. самостоятельно использовать аналитические способы учебно-исследовательской деятельности (описание результатов наблюдений, сопоставление выделенных элементов произведения, а также произведений изученных жанровых разновидностей друг с другом) и обобщать результаты анализа;

  7. выявлять взаимосвязи между фрагментами произведения и контекстом художественного целого;

  8. моделировать «квазихудожественные миры» в жанрах авантюрной и гротескной фантастики.

  9. составить устную и письменную аннотацию изучаемого произведения;
  1   2   3   4   5   6

  • ПЯТЫЙ КЛАСС (66 ч.)
  • ШЕСТОЙ КЛАСС (66 ч.)
  • СЕДЬМОЙ КЛАСС (66 ч.)