Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа «Литературная гостиная»




Скачать 244.35 Kb.
Дата21.06.2017
Размер244.35 Kb.
ТипПрограмма



Пояснительная записка

Программа «Литературная гостиная» художественной направленности. Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.



Направленность программы заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными и произведениями писателей, посетить литературные виртуальные музеи, но и проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл.

Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, творческое объединение же научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.

Новизна программы заключается в том, чтобы посредством компьютерных технологий, Интернета дать возможность обучающимся знакомиться с творчеством художников слова и их произведениями.

Порой тексты художественных произведений напрямую связаны с биографией автора, поэтому немаловажную роль играет посещение виртуальных музеев: подробный рассказ о жизни писателя или поэта, знакомство с музейными экспонатами, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

«Чтение – вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся творческого объединения, развить потребности в чтении. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что является основным устремлением творческого объединения.

С педагогической точки зрения, такое творческое объединение необходимо школе, так как оно способствует, во-первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит ребят чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении.

Специфика данного курса обусловлена характером главных целей обучения, а именно:

- вооружение учащихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);

- формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);

- воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).



Цель программыпознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым произведениям).

Задачи программы – выработать у учащихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в школе произведений.

  1. образовательные:

- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;

- обучить учащихся навыкам лингвистического анализа текста;

- обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия.


  1. развивающие:

- развивать интерес учащихся к изучению биографии всемирно известных писателей;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- развивать сценические навыки учащихся.


  1. воспитательные:

- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам.



Формы проведения:

Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.

Занятия творческого объединения планируют как непосредственное знакомство с биографическими данными и произведениями писателей, непосредственное посещение виртуальных музеев, создание презентаций и проектных работ, литературные постановки и викторины.

Срок обучения по данной программе рассчитан на один учебный год.

При обучении учащихся используется как групповая, так и индивидуальные формы работы. Занятия проводятся в одной группе (не более 15 человек 8 и 9 классов (14-15 лет), один раз в неделю по 2 часа (72 часа в течение 1учебного года). В результате прохождения курса у ребят формируются и углубляются знания о жизни писателей и поэтов, что позволяет привить стойкий интерес к русской литературе.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому учащемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого ребёнка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:

знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;

• творческие работы;

• литературные игры, викторины, КВНы;

• литературно-музыкальные произведения.

В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как посещение музеев, просмотр художественных фильмов.

Основной учебно-тематический план составлен из расчёта 72 академических часа в год. По каждой теме определено достаточное количество часов, часы практических и теоретических занятий, экскурсии.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей, их способностей усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции.



В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:

• опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;

• учёт индивидуальных особенностей учащихся;

• создание условий для усвоения знаний;

• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения.

Программа соответствует возрастным психолого-физиологическим особенностям старшеклассников.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к литературе XVIII, XIX и XX веков, системная направленность (горизонтальная система ознакомления с литературой разных веков).

Именно эта идея концентрический подход помогают подвести учащихся к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. п.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной образовательной программы



темы

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ (по разделам)

Количество

часов

всего

теор.

прак.

1

Литература как предмет изучения. Вводный инструктаж

2

1

1

2

Путешествие в страну Читалию. Посещение библиотеки (сельской, школьной)

4

2

2

3

Литературные музеи города Санкт-Петербург

42

21

21




Музей-квартира А.С.Пушкина. Мойка, 12

2

1

1

Музей-Лицей. г.Пушкин, Садовая, 2

2

1

1

Историко-литературный музей г. Пушкина

2

1

1

Музей-дача А.С.Пушкина. г.Пушкин, Пушкинская, 2/19

2

1

1

Литературный музей ИРЛИ “Пушкинский Дом” наб. Макарова, 4

2

1

1

Музей Г.Р.Державина и русской словесности. Наб. реки Фонтанки, 118

2

1

1

Музей-квартира Н.А.Некрасова. Литейный пр.,36

2

1

1

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. Кузнечный пер.,5/2

2

1

1

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Литейный пр.,53

2

1

1

«Анна Ахматова. Царское Село»

2

1

1

Музей «Анна Ахматова. Серебряный век»

2

1

1

Музей-квартира А.А.Блока. Декабристов,57

2

1

1

Литературный музей "ХХ век" (Музей-квартира М.Зощенко). М.Конюшенная , 4/2

2

1

1

Музей В. В. Набокова Большая Морская ул., 47

2

1

1

Музей И.И. Бродского

2

1

1

Музей-квартира Л.Н.Гумилёва

2

1

1

Музей «Николай Рубцов: стихи и судьба»

2

1

1

Народный музей Остапа Бендера

2

1

1

Музей «Сказкин дом»

2

1

1

Музей Виктора Цоя «Камчатка»

2

1

1

Музей петербургского авангарда (дом Матюшина).
Профессора Попова, 10


2

1

1

4

Проведение рекламной кампании «Коронация писателя»

3

1

2

5

Презентация любимой книги

2

0

2

6

Литературный вечер «Бардовская песня»

3

1

2

7

Литературный КВН

3

1

2

8

Читательская конференция

3

1

2

9

Литературные места Ленинградской области

9

3

6

Кобрино - домик няни великого поэта

3

1

2

Суйда - фамильная усадьба Ганнибалов

3

1

2

Выра - почтовая станция

3

1

2

10

Подведение итогов

1

1

0

ИТОГО

72

35

40


Прогнозируемый результат
По окончании обучения учащийся должен знать:

- основные литературоведческие термины;

- основные этапы жизни и творчества писателей (изучаемых в течение учебного года);

- основные принципы написания литературного сценария;

- содержание литературных произведений (изучаемых в течение учебного года).

По окончании обучения учащийся должен уметь:

- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);

- составлять сценарий проведения творческой постановки;



- подбирать материал к изучаемой теме.

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

Модуль

Форма занятий




Приемы и методы проведения занятий

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов. Контроль результативности

1


Литература как предмет изучения

Беседа-лекция, практикум

Словесно-репродуктивный,

практический

презентации

Тестовая работа

2


Путешествие в страну Читалию. Посещение библиотеки (сельской, школьной)

Беседа-лекция, практикум

Словесно-репродуктивный,

практический

презентации

Тестовая работа

3


Литературные музеи города Санкт-Петербург

Беседа-лекция, практикум, виртуальная экскурсия

Словесно-репродуктивный,

практический


Сайты музеев, презентации

Проектная работа

4


Проведение рекламной кампании «Коронация писателя»

практикум

Словесно-репродуктивный,

практический


презентации

защита презентации

5


Презентация любимой книги

практикум

Словесно-репродуктивный,

практический


презентации

защита презентации

6


Литературный вечер «Бардовская песня»

практикум

Словесно-репродуктивный,

практический


Интернет

творческое выступление

7


Литературный КВН

практикум

практический


презентации

творческое выступление

8


Читательская конференция

практикум

Словесно-репродуктивный,

практический


презентации

защита презентации

9


Литературные места Ленинградской области

Беседа-лекция, практикум, виртуальная экскурсия

Словесно-репродуктивный,

практический


Сайты музеев, презентации

Проектная работа

10


Итоги

Лекция,


контроль

практический

Фондовые материалы


Тестовая работа Обсуждение выполненных заданий

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


    1. 1

Литература как предмет изучения

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно - мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования

2

    1. 2

Путешествие в страну Читалию. Посещение библиотеки (сельской, школьной)

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть она,
Что есть Страна Читалия.

4

    1. 3

Литературные музеи города Санкт-Петербург

С Санкт-Петербургом связана целая литературная эпоха. Именно здесь написаны лучшие шедевры русской литературы, которые принесли известность таким выдающимся деятелям, как А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, поэтам «Серебряного века» и многим другим. Судьба этих людей неразрывно связана с Санкт-Петербургом, и литературные музеи отражают её в своих экспозициях. Литературные музеи - это музеи, специализирующиеся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями и ходом литературного процесса. Прообразами литературных музеев можно считать хранилища древних и церковных рукописей в соборах и монастырях, а также собрания частных, государственных и церковных библиотек. Первые литературные музеи возникали как мемориальные. Личные вещи, здания, внутреннее убранство помещений, детали обстановки обладают удивительным свойством - рассказывая о живших людях, передавать колорит прошлого. Поэтому потомки стремились сохранить неизменными дом, кабинет, рукописи, книги, предметы домашнего обихода писателя. Любой предмет, попадая в музей, теряет свойства бытовой вещи и хранится как свидетель истории. Современные литературные музеи действуют и как научно-исследовательские учреждения, собирая по крупицам сведения и предметы, подготавливая экспозиции, связанные с жизнью и творчеством писателей и поэтов. Кроме того, литературные музеи организуют лекционную работу, устраивают встречи посетителей с видными деятелями литературы и искусства. По характеру деятельности литературные музеи делятся на историко-литературные и литературно-мемориальные. Историко-литературные собирают и анализируют материалы, раскрывающие развитие литературы в историческом аспекте, и занимаются теорией литературы. В России это Государственный литературный музей в Москве - ГЛМ и Музей института русской литературы в Петербурге - Пушкинский дом. Здесь ведутся исторические изыскания, проводятся научные сессии и конференции. Результаты научных исследований публикуются в сборниках, отдельных трудах, каталогах, описаниях рукописей и личных библиотек писателей (например, Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома). Кроме того, существуют комплексные музеи, посвященные одновременно литературе и искусству, например, музей армянской литературы и искусства в Ереване, музей азербайджанской литературы и искусства им. Низами в Баку и др.Литературно-мемориальные музеи включают в себя мемориальные комплексы - строения, квартиры, усадьбы, личные вещи писателей, а также рукописи, автографы, документы, прижизненные издания - и литературную экспозицию, рассказывающую о жизненном и творческом пути писателя. В экспозициях помимо мемориальных предметов используются изобразительные материалы - фотографии, картины, гравюры. По такому принципу построены музей Лермонтова в Тарханах, музеи Чехова в Москве, Таганроге, Мелихове Московской области и Ялте. Музеи также изготавливают копии предметов, находящихся в других хранилищах, приобретают вещи, характерные для той или иной эпохи. Вместе с подлинниками такие предметы составляют музейные фонды, используя которые работники музеев стараются реконструировать условия жизни и быта, воспроизвести атмосферу, в которой жил и творил писатель. Так же в литературно-музейном деле существует и иное направление - музеи литературных героев. Это Музей Шерлока Холмса на Бейкер-стрит, Музей мадам Бовари во Франции и т.д. В нашей стране на станции Выра открыт Музей станционного смотрителя Вырина из пушкинских Повестей Белкина - восстановлен ямской двор со всеми постройками, в комнате смотрителя - предметы быта начала 19 в. Все чаще литературные музеи добавляют к своему названию словосочетание «культурный центр». И, как очаги культуры, способствуют деятельности литературных объединений, поэтических кружков, организуют в своих стенах литературно-музыкальные концерты, вечера поэзии и презентации новых книг. Стремление увековечить память любимых писателей и открыть посвященные им музеи впервые проявляется в 19 в. В Великобритании это было связано с именами Вальтера Скотта и Уильяма Шекспира. В России идея создания литературного музея впервые стала обсуждаться в 1837 после трагической гибели А.С.Пушкина. Однако только в 1879 при Царскосельском лицее была открыта библиотека, преобразованная в 1889 в музей Пушкина, а в 1908 - открыт Музей Пушкина в с.Михайловском.

42

    1. 4

Проведение рекламной кампании «Коронация писателя»

Торжественное открытие литературного фестиваля «Коронация писателя» За 2 недели обучающиеся познакомятся с творчеством местных писателей и пэтов, встретятся с ними и примут участие в различных мероприятиях

3

    1. 5

Презентация любимой книги

Каждый много и вдумчиво читающий человек среди сотен прочитанных им книг без труда назовет те, которые оставили в его сердце самый заметный след. Мы решили узнать, какие книги называют своими любимыми наши кружковцы ( и почему)

2

    1. 6

Литературный вечер «Бардовская песня»

 Бардовская песня - древнейший жанр, более древний, чем инструментальная музыка и писаные стихи. Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – слагатели былин (баяны), певцы-дружинники. Само слово «бард» (поэт-певец у древних кельтов) пришло из древности.

Традиция исполнять стихи, сопровождая их музыкой, была у всех народов. Содержание стихов при этом может быть различным, но всегда они – важный компонент бардовской песни. В этом существенное отличие от текстов эстрадных песен, где не предполагается даже, что все слова будут расслышаны.

Авторская музыка выросла из художественной самодеятельности и моментально достигла широкой популярности в обществе. Обычно бардовская музыка исполняется исполнителем-автором под единственную акустическую гитару. При исполнении авторской песни главное - качество текста относительно поэтичности.

 Истоки бардовской песни:

городской романс;

кант (многоголосная бытовая песня)

крестьянские песни;

творчество декабристов; революционные песни 20-х годов;

песни беспризорников;

студенческий фольклор

Современная бардовская песня родилась вместе с распространением бытовых магнитофонов, в конце 50-х - начале 60-х годов.

Ведущий: Основоположники ее - Булат Окуджава, Александр Галич и Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и Новелла Матвеева.

Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой. В этих песнях автор ведёт разговор со слушателем о том, что его волнует, делится своими размышлениями о различных явлениях жизни.

Барды (авторы песен) писали очень человечные тексты песен, которые закрадывались в самые дальние уголки души. Это была музыка от души для души... 

Обычно авторы песен этого одноименного жанра являлись составителями и стихов и музыки песни. Отсюда, в общем-то, и название: БАРДЫ

Ближе к тысяча девятьсот пятидесятому году появилось множество бардовских песен в студенческих слоях. Очень сильный толчок в направлении авторской песни дало появление магнитофона, что дало цепную реакцию к появлению песен Б. Окуджавы и Н. Матвеевой. Прошло еще немного времени прежде чем В. Высоцкий, А. Галич, В. Бережков, В. Долина стали классиками-бардами. В восьмидесятым-девяностым годам к ним присоединились еще ЩербаковИващенко и Васильев (творческий дуэт "ИВАСЬ"), Жанна Бичевская, Александр Розенбаум, Сергей Никитин.

Было вполне очевидно, что бардовский жанр был принят обществом за то самовыражение, открытием своего сердца, своего счастья, своих бед перед людьми - это была настоящая музыка для души.

В жизни авторской песни обычно выделяют несколько периодов. Первый, лидером которого бесспорно стал Б. Окуджава, продлился примерно до середины шестидесятых годов и состоял по большей части из тем романтизма и скитаний по путям испытаний и надежд, путям к себе, путям в неизведанное в поисках счастья.

Бардовская песня не выходила из кругов молодежи, лишь изредка распространяясь на магнитофонных записях. Позже был создан фестиваль авторской песни, представителем которого стал известный Грушинский фестиваль, названный в честь барда Грушина.  

В истории авторской песни есть печальное событие. В 1967 году Валерий Грушин с друзьями ушёл в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте ребята заметили в ледяной воде барахтающихся детей (перевернулась моторная лодка). Валерий бросился в воду их спасать, но сам выплыть не смог. Смерть его потрясла институт, в котором он учился (Куйбышевский авиационный институт). Валерий был душой компании – пел песни под гитару, сам сочинял их. Чтобы сохранить память о нём, в 1968г. родился фестиваль авторской песни, он носит имя Валерия Грушина. Ежегодно приезжают туда люди со всей России, привозят свои песни.

Сегодня в авторских песнях все сильнее звучит ностальгия по прошлому, горечь потерь и находок и, к сожалению, беспокойство перед будущим.


3

    1. 7

Литературный КВН

Данное мероприятие включает в себя следующие конкурсы: "Встречайте нас", "По страницам литературы", "Три мудреца" (театрализованная викторина), "Узнай героя по элементам характеристики", "Интегрированный", "Гости" и "Сам себе режиссёр".
Цель:
расширить понятия и знания в области литературы
развивать творческие интеллектуальные способности учащихся; 
воспитывать адекватное взаимоотношение между учащимися 
при подготовке и проведении мероприятия; 
продемонстрировать достижения в овладении предметом.

3

    1. 8

Читательская конференция

Основная цель читательских конференций - развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения.
      Читательские конференции должны способствовать развитию интеллекта, кругозора учащихся, познавательного интереса.

3

    1. 9

Литературные места Ленинградской области

Наш разговор будет посвящен семье А. С. Пушкина, а также местам где жили его родственники. В Кобрино - домик няни великого поэта, в Суйде - фамильная усадьба Ганнибалов, в Выре - почтовая станция, которую Александр Сергеевич проезжал 13 раз и посвятил ей свою повесть "Станционный смотритель"

9

    1. 10

Итоги




1


Литература
Для преподавателей:

  1. Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.

  2. Большая школьная энциклопедия. – М., 2000.


Для учащихся:

  1. Большая школьная энциклопедия. – М., 2000.

  2. Собрание сочинений А. С. Пушкина.

  3. Собрание сочинений Н. В. Гоголя.

  4. Сказки Г. Х. Андерсена.

  5. Мифы и легенды Древней Греции.

  6. Сушилин И. П. Русская литература 19-20 веков: конспективное изложение программных тем. – М., 2000.

  7. Энциклопедия для детей. Т. 9. русская литература. Ч. 2. 20 век. – М.: Аванта плюс, 2000.

РЕСУРСЫ:



Литературные музеи Санкт- Петербурга.
(Ссылки на официальные сайты музеев)


Музей-квартира А.С.Пушкина. Мойка, 12

 http://www.museumpushkin.ru/info/moykainfo.php

Музей-Лицей. г.Пушкин, Садовая, 2

 http://www.museumpushkin.ru/info/liceuminfo.php

Музей-дача А.С.Пушкина. г.Пушкин, Пушкинская, 2/19

 http://www.museumpushkin.ru/info/rateinfo.php

Музей Г.Р.Державина и русской словесности. Наб. реки Фонтанки, 118

 http://www.museumpushkin.ru/info/dergavininfo.php

Музей-квартира Н.А.Некрасова. Литейный пр.,36

 http://www.museumpushkin.ru/info/nekrasovinfo.php

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского. Кузнечный пер.,5/2

 http://www.md.spb.ru/museum/info/

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Литейный пр.,53

 http://www.akhmatova.spb.ru/

Музей-квартира А.А.Блока. Декабристов,57

 http://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/blok_museum/

Литературный музей "ХХ век" (Музей-квартира М.Зощенко). М.Конюшенная , 4/2

http://litmuseum.spb.ru/about.html

Музей петербургского авангарда (дом Матюшина).
Профессора Попова, 10

http://www.spbmuseum.ru/themuseum/museum_complex/