Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа курсов «История россии с древнейших времЁн до конца XVIII века»




Скачать 370.02 Kb.
Дата04.07.2017
Размер370.02 Kb.
ТипПрограмма
Е.В. Пчелов

Программа курсов «ИсториЯ России с древнейших времЁн до конца XVIII Века» Для 6—7 классов основной школы

2-е издание

Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации

Москва

«Русское слово»



2005

ВВЕДЕНИЕ

Курсы «История России с древнейших времён до конца XVIII века» в 6—7 классах общеобразовательных учреждений являются началом системного изучения учащимися отечественной истории. Они охватывают большой исторический период — от древнейших времён до конца XVI II века. Таким образом, в программу курсов входит изложение всей русской средневековой истории и начала истории России Нового времени. Программа курсов рассчитана на преподавание в 6—7 классах основной школы по учебникам: 1. Пчелов Е.В. История России с древнейших времён до конца XVI века. М.: Русское слово, 2004. 2. Пчелов Е.В. История России. XVII—XVIII века. М.: Русское слово, 2004. Материал учебников соответствует государственному мини-муму содержания образования по отечественной истории. Учебники входят в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в основной школе. Главная цель настоящих курсов состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма. В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге вс ё это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня. В основу курсов положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Автор стремился не выделять какую-либо из сторон жизни общества — политическую, экономическую, культурную и т.д., а рассматривать, по возможности, все их в совокупности.

Для многих школьных учебников такого же плана было и остаётся характерным преобладание социально-экономической истории, которая выступает в качестве основы всего исторического процесса. Такой подход исходил из концепции о смене «общественно-экономических формаций», когда экономическое развитие и хозяйственные связи оказывались главной движущей силой истории. Автор склонен скорее рассматривать историю России в рамках «цивилизационных» моделей, когда только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.

В данных курсах большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры (в широком смысле этого слова), т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей.

Именно поэтому, с одной стороны, внимание автора сосредоточено наличностях российских правителей и их конкретной деятельности, а с другой, в особые главки выделены не только такие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура, живопись и т.д., но и повседневная, бытовая жизнь человека средневековой Руси и Российской империи, а также, как важнейший аспект, история церкви, духовной жизни.

При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также другим религиям народов нашей страны.

В истории культуры также особо выделен вопрос об истории русской письменности и книжности, поскольку именно письменность представляет собой своего рода стержень культуры, дающий ей полноценную жизнь и сохраняющий народную память о прошлом.

История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчёркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этниче-

ских и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России — Волжской Булгарии, Хазарского каганата. Золотой Орды и других.

Истории Золотой Орды уделено существенное внимание прежде всего потому, что это государство оказало огромное влияние на весь ход истории России, а распад его вызвал к жизни целый ряд современных народов Российской Федерации. Упомянуты, конечно же, и балтские, и финно-угорские этнические и языковые компоненты российской истории.

Всё это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории XVII века автор стремился показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку — со Швецией и Османской империей.

Изложение истории автор счёл возможным начать не с происхождения восточных славян, а с первобытной эпохи, когда на территории нашей страны появились первые люди. Говорится также и об античном наследии, и о тех народах Восточно-Европейской равнины, которые были известны древним авторам и оставили археологическое наследие. Эти разделы не только расширяют исторический кругозор учащихся, но и помогают им соотнести российскую историю с общемировой, прежде всего историей Древнего мира.

К сожалению, в некоторых учебниках, где уже присутствуют разделы о других государствах российского региона, кроме собственно Руси, выпадают разделы о тех русских княжествах, территории которых теперь относятся к Белоруссии и Украине, и при изложении удельного периода основное внимание сосредоточено на Новгородском и прежде всего Владимиро-Суздальском регионах.

Автор полагает, что говорить о формировании украинского и белорусского народов можно только с XIV века, и поэтому прерывать историю Киевского княжества, а равно и опускать историю Галицко-Волынской или Черниговской Руси нецелесообразно.

Кроме того, автор стремился избежать и повсеместной «вла-димиро-» и «москвоцентричной» схемы истории русских земель. Именно поэтому в программе присутствует раздел об истории Великого княжества Литовского, сыгравшего громадную объединительную роль для земель Южной, Юго-Западной и Западной Руси. Литва долгое время была важнейшим соседом Владимирской, а затем и Московской Руси, отношения с которой определяли многие исторические процессы.

Раздел о «собирании земель» вокруг Москвы при первых московских князьях построен по принципу соотнесения московской и тверской политики, упомянуты и другие княжества Северо-Восточной Руси. Показано, что первенствующая роль Москвы на северо-востоке окончательно утвердилась только при Дмитрии Донском, а до этого центром объединительных тенденций могли быть и Тверь, и Нижний Новгород.

События первых десятилетий правления Василия II характеризуются как борьба за Московский престол между двумя ветвями московской династии, а не как борьба сторонников и противников централизации, в соответствии с этим они обозначены не как «большая феодальная война», а как княжеская усобица Московского Дома.

В дальнейшем история западных и южных земель бывшего Древнерусского государства также не выпадает из поля зрения автора. Отдельный раздел посвящен присоединению Украины к России. При изучении внешней политики времён правления Екатерины II обращено внимание и на разделы Речи Посполи-той как факт возвращения древнерусского наследия России.

В целом, в основе курсов лежит представление о системооб-разующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или иной историографической концепции. Материал курсов направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого.

Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху.

VI класс

История России с древнейших времён до конца XVI века

(40 часов)

Структурно курс разделён на шесть разделов:

I. Древние жители нашей Родины.

II. Древняя Русь в 1Х-Х11 века.

III. Русские земли в XII — начале XIII века.

IV. Русь между Востоком и Западом.

V. Объединение русских земель вокруг Москвы;

VI. Создание Московского государства.

Они, в свою очередь, подразделяются на параграфы, соответствующие школьным урокам. Отдельный урок отводится на введение и по одному уроку — на повторение трёх частей курса. В общей сложности курс рассчитан на 40 часов.



Введение (1 час)

РАЗДЕЛ 1

ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ НАШЕЙ РОДИНЫ (4 часа)

Материал раздела даёт учащимся представление о народах и государствах, существовавших на территории нашей страны до образования Древнерусского государства. В четырёх темах раздела характеризуются: а) заселение просторов нашей Родины первобытными людьми и их жизнь в каменном, бронзовом и железном веках; б) античное наследие отечественной истории, представленное греческими колониями Северного Причерноморья и эллинистическими государствами этого региона; в) скотоводческие народы юга европейской России и их государственные образования; г) происхождение славян и заселение ими территории Восточно-Европейской равнины, общественный и хозяйственный уклад их жизни, религиозные верования.

Учащиеся получают представление о жителях нашей страны в первобытную и античную эпохи, месте славянских народов в общеисторическом процессе раннего Средневековья, предпосылках образования Древнерусского государства.

Опорные понятия и термины: родовая община, скотоводы, земледельцы, каменный век, бронзовый век, железный век, племена, античные полисы, кочевники, каганат, готы, гунны, авары, хазары, булгары, восточные славяне, варяги, кровная месть, родовой строй, язычество, волхвы.

Персоналии: Геродот, МитридатУ1 Евпатор, Прокопий Кеса-рийский, Нестор.



Тема 1. Первобытные жители нашей страны

Появление древних людей на территории нашей страны и их расселение.

Люди каменного века. Влияние природных условий и географического фактора на жизнь разных племён. Племена скотоводов, земледельцев, охотников и рыболовов. Родовой строй.

Древнейшие поселения на территории нашей страны. Люди бронзового и железного веков. Выделение языковых семей, положивших начало народам нашей страны.



Тема 2. На окраинах античного мира

Появление античных колоний в Северном Причерноморье. Греческая колонизация Крыма и черноморского побережья Кавказа. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь античных поселений. Возникновение и история Бос-порского царства и других эллинистических государств в этом регионе.

Племена степной зоны Восточной Европы. Скифы. Их общественное устройство, хозяйственная жизнь, культура. Скифское царство. Влияние античной культуры на племена юга европейской России.

Тема 3. Кочевые племена на территории России IV— V века

Великое переселение народов. Аварский каганат. Булгары. Волжская Булгария. Хазары. Хазарский каганат. Государственный строй, хозяйство, религия.



Тема 4. Восточные славяне в VI— XII веков

Первые свидетельства о славянах. Происхождение славян. Их расселение. Разделение славян на три ветви.

Появление славян на территории нашей страны. Восточнославянские племена по данным русских летописей.

Родовой строй восточных славян. Их хозяйственная жизнь. Возникновение первых русских городов. Торговля. Быт славян.

Языческая религия славян.

РАЗДЕЛ II

ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX-XII ВЕКА (8 часов)

В разделе изучается история Древнерусского государства до начала удельного периода. Материалы этого раздела имеют очень важное значение, поскольку в них изложены фундаментальные для дальнейшей русской истории события, такие, как образование Русского государства и принятие христианской веры.

Учащиеся получают представление о следующих проблемах: а) причины, сам процесс и этапы образования Древнерусского государства; б) значение христианизации Руси и её этапы; в) культурное развитие древнерусского государства; г) причины княжеских усобиц и распада Руси на самостоятельные княжества.

Опорные понятия и термины: государство, дружина, дань, купцы, города, торговые пути, полюдье, варяги, печенеги, усобица, воевода, посадник, митрополит, епископ, священник, монастырь, смерды, бояре, вотчина, тиуны, вече, уделы, письменность, кириллица, летопись, зодчество, иконопись.

Персоналии: Кий, Рюрик, Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Ярославичи, Владимир Мономах, Феодосии и Антоний Печерские, Иларион, Константин (Кирилл) и Мефодий, Алим-пий, Агапит.

Тема 5. Образование Древнерусского государства

Предпосылки создания государства у восточных славян. Легенды о древних славянских князьях. Новгород и Киев — два центра ранней русской государственности. Кий и его братья. Князья славянский племён.

Славяне и варяги. Путь «из варяг в греки». Призвание варяжских князей. Рюрик. Аскольд и Дир. Поход Олега на Киев и объединение северных и южных русских земель. Происхождение названия «Русь».

Тема 6. Русские князья времён язычества

Олег. Подчинение различных племён Киевскому государству, походы на Византию, первый международный договор Руси.

Игорь. Походы на Византию. Древнерусская дружина. Полюдье. Внутренняя политика — борьба с древлянами.

Правление Ольги. Внутреннее обустройство Руси. Крещение Ольги и попытки христианизации восточных славян.

Святослав. Война с Хазарией, походы в Болгарию и Византию.

Тема 7. Князь Владимир и крещение Руси

Сыновья Святослава. Первая усобица. Владимир — объединитель и создатель державы Рюриковичей. Личность князя Владимира. Выбор веры Владимиром. Крещение Руси. Значение этого

события для русской истории. Внутренняя политика князя. Укрепление южных границ Руси. Оборона от печенегов.

Отношения с соседними странами. Расцвет Русского государства при Владимире.



Тема 8. Киевская Русь при Ярославе Мудром

Семья Владимира и раздел Руси. Усобица сыновей Владимира. Святополк Окаянный. Гибель Бориса и Глеба. Укрепление в Киеве Ярослава Мудрого.

Личность Ярослава. Его войны с братом Мстиславом и печенегами. Последний поход Руси на Византию. Международные связи Руси.

Тема 9. Преемники Ярослава и борьба за киевский престол

Раздел Руси Ярославом. Братья Ярославичи. Война с половцами в 1068 году. Мятеж 1068 года. Новый виток усобиц. Разделение Рюриковичей на несколько ветвей.

Любечский съезд князей. Юридическое оформление распада Руси. Восстание 1113 года. Княжение Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха как правителя и полководца.

Тема 10. Общественный строй Древней Руси

Древнерусская народность. Категории русского населения: общинники-земледельцы,

вотчинники и др.

Развитие городов и ремесла. Торговля. Городское самоуправление. Быт жителей Древней Руси.



Тема II. Православная церковь в Киевской Руси

Формирование церковной организации. Юридическое и каноническое положение Русской церкви. Церковь в государственной жизни страны. Двоеверие. Православие и повседневная жизнь русских людей.

Возникновение монашества. Феодосии и Антоний Печер-ские. Киево-Печерский монастырь.

Тема 12. Культура Киевской Руси

Язык древнерусской народности, его место среди других славянских языков.

Возникновение славянской письменности и её появление на Руси. Первые памятники русской книжности.

Первые литературные и публицистические произведения. Первые жития. Начало русского летописания.

Устное народное творчество. Былины. Письменная культура народа: берестяные грамоты.

Развитие русской иконописи, фрески, мозаики, декоративно-прикладного искусства.



Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ III

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII - НАЧАЛЕ XIII ВЕКА (6 часов)

Материалы раздела призваны познакомить учащихся с предпосылками и причинами распада Киевской Руси на отдельные княжества, с политической историей наиболее значительных из этих русских земель, с их географическими и природными особенностями, населением, экономическим развитием, политическим устройством, культурой. Обращается внимание на внешнюю политику русских княжеств в связи с историей половецкого народа. Учащимся предлагается оценить положительные и отрицательные стороны удельной системы на Руси.



Опорные понятия и термины: уделы, княжеские династии, раздробленность, усобицы, города, князья, бояре, вотчинники, вече, степняки.

Персоналии: Мстислав Великий, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Тугоркан, Кончак.

Тема 13. Удельный период русской истории

Причины, сущность и последствия удельной системы на Руси. Распад древнерусского государства на княжества по отдельным ветвям династии Рюриковичей.

Самостоятельное государственное развитие русских земель. Княжеские усобицы. Русская церковь как хранительница единства русских земель. Последствия раздробленности. Тема 14. Южная Русь

Киевское княжество. Наследники Владимира Мономаха. Борьба за киевское княжение в XII — начале XIII века. Киевское княжество перед монгольским нашествием.

Черниговское княжество. Новгород-Северское княжество. Поход Игоря на половцев в 1185 году и «Слово о полку Игореве».

Половцы. Их хозяйство, общественное устройство, религия, культура и быт.

Отношения русских князей с половцами. Влияние половцев на политику русских княжеств и жизнь русских людей.

Тема 15.Юго-Западная Русь

Особенности географического положения региона и хозяйственного развития. Сильное боярство и борьба князей с ним. Возникновение Галичского княжества. Ярослав Осмомысл.

Обособление Волынской земли. Князь Роман Мстиславич — объединитель Галичской и Волынской земель. Внешняя политика юго-западных русских земель. Князь Даниил Романович — король Руси. Его наследники. Культура Галицко-Волынской Руси.

Тема 16. Новгородское государство

Территория, природные условия, население и хозяйство Новгородской земли. Особенности её государственного устройства. Вече. Посадник, тысяцкий, архиепископ. Положение князя в Новгороде.

Отношения Новгорода с другими государствами. Торговые связи. Развитие ремесла. Новгород как крупнейший городской центр Европы. Культура Новгородской Руси.

Тема 17. Владимиро-Суздальская Русь

Географические и природные особенности края, население, хозяйственная жизнь.

Возникновение Ростово-Суздальского княжества. Юрий Долгорукий. Основание Москвы и других городов.

Андрей Боголюбский — основатель Владимирской Руси. Поход на Киев в 1169 году. Укрепление княжеской власти.

Подъём Владимиро-Суздальской Руси при Всеволоде Большое Гнездо.

Культура Северо-Восточной Руси.

РАЗДЕЛ IV

РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ (5 часов)

В разделе содержится большой фактический материал, охватывающий историю соседних с Русью государств — Монгольской империи и Золотой Орды, Ливонского ордена, Великого княжества Литовского. Учащиеся получают представление об исторических процессах международного масштаба, к которым оказались причастны и русские земли. В процессе изучения материалов раздела привлекаются знания учащихся по всеобщей истории Средневековья, расширяется их общеисторический кругозор. Подчеркивается географическое положение Руси на стыке Запада и Европы. Показаны не только завоевательные походы на Русь, но и особенности положения русских земель в период ордынского ига и в составе Литовского государства, последствия иноземных нашествий, разделение исторических судеб восточных славян.

Учащиеся ориентируются на сравнение государственного и общественного строя западных и восточных стран и на изучение тех изменений, которые произошли в русской жизни под влиянием этих государств и культур.

Опорные понятия и термины: нашествие, завоевание, монголы, ордынцы, татары, иго, хан, улус, ярлык, баскак, украинцы, белорусы, литовцы, шляхта, рыцари.

Персоналии: Чингисхан, Батый, Михаил черниговский, Александр Невский, Биргер, Узбек, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло.

Тема 18. Монгольское нашествие на Русь

Монголы, их происхождение, образ жизни и формирование

государства.

Чингисхан. Начало монгольских завоеваний. Захват Средней Азии. Поход Джебе и Субедея. Битва на Калке. Монгольское нашествие на Русь. Поход монголов в Западную Европу. Последствия монгольского нашествия на Русь.



Тема 19. Натиск с Запада

Прибалтика в XI — XII веках. Природа, население, хозяйство,

религия.

Крестовый поход в Прибалтику. Ливонский орден. Шведский поход на Русь. Невская битва. Александр

Ярославич. Ледовое побоище. Его значение для русской истории.

Тема 20. Русские земли под властью Золотой Орды

Образование Золотой Орды. Территория. Население. Хозяйственный уклад. Государственный строй.

Установление ордынской власти на Руси. Её формы. Сопротивление ордынской власти западных русских княжеств. Политика Александра Невского в отношениях с Ордой. Русские князья в Орде. Религиозное сопротивление: Михаил

черниговский. Северо-Восточная Русь под властью Орды.



Тема 21. Великое княжество Литовское и русские земли

Литовские племена и образование Литовского государства. Присоединение русских земель к Литве. Формирование украинского и белорусского народов. Великое княжество Литовское и Русское. Литовские князья и их отношения с русскими князьями. Грюнвальдская битва. Уния с Польшей и образование Речи Посполитой.



Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ V


ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ (6 часов)

Из материалов раздела учащиеся узнают: а) каковы были причины укрепления Московского и Тверского княжеств среди других северо-восточных русских земель; б) каким образом и какими методами проходила борьба за лидерство на Руси; в) какую роль в этом процессе сыграла Русская православная церковь; г) каким образом происходил распад Орды и формирование новых народов; д) как постепенно формировалась единая для всего Русского государства культура.

Учащиеся ориентируются на понимание процессов централизации и образования единого Русского государства.

Опорные понятия и термины: объединение, централизация, княжества, крестьяне, дань, иго, набеги, ордынцы, татары, митрополия, монашество, уния, ереси.

Персоналии: Михаил тверской, Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Тамерлан, Василий 1, Василий II, Юрий галичский, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, митрополиты Петр, Алексей, Иона, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Афанасий Никитин.



Тема 22. Возвышение Москвы

Владимиро-Суздальская Русь после нашествия. Возникновение Тверского и Московского княжеств. Причины их укрепления. Князь Даниил московский. Борьба Москвы и Твери за главенство среди северо-восточных русских земель. Князь Михаил Ярославич тверской.

Иван Калита и его политика. Превращение Москвы в религиозный центр Руси. Экономический подъём Московского княжества.

Тема 23. Москва на подъёме

Сыновья Ивана Калиты. Дмитрий Донской. Усиление Москвы среди прочих русских земель.

Начало борьбы с Ордой. Битва на Боже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша на Русь. Значение Куликовской битвы.

Тема 24. Кризис Московской Руси

Василий 1 и его политика.

Война за московский стол между Василием II и его родственниками, её причины, ход и итоги.

Закат ордынского могущества со второй половины XIV века. Усобицы в Золотой Орде. Причины её распада. Возникновение Казанского и других ханств. Отношения татарских ханств и Руси.



Тема 25. Русская православная церковь во второй половине XIII — середина XV века

Положение Русской церкви при ордынской власти. Перенос митрополии из Киева во Владимир, а затем в Москву. Деятельность митрополитов Петра и Алексия. Монашество. Сергий Радонежский и его последователи. Флорентийская уния и отношение к ней Русской православной церкви. Установление автокефалии. Митрополит Иона.



Тема 26. Русская культура во второй половине XIII — середина XV века

Литература XIV — XV веков. Книжность. Развитие письменности. Летописание. Исторические повести. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Возрождение каменного зодчества. Строительство Московского Кремля. Иконопись: Феофан Грек, Андрей Рублёв.

РАЗДЕЛ VI

СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА (7 часов)

В разделе содержится фактический материал, рассказывающий о создании Московского царства: а) окончательное объединение русских земель московскими великими князьями; б) ликвидация ордынского господства и борьба с наследниками Золотой Орды; в) создание централизованного государственного управления; г) установление полной независимости Русской православной церкви; д) формирование культуры единого Московского царства.

Учащиеся знакомятся не только с позитивными сторонами процесса создания централизованного государства, но и с особенностями русского самодержавства, превратившегося при Иване Грозном в тиранию. Особое внимание уделено новой государственной, общественной, экономической и идеологической системе Русского государства.

Опорные понятия и термины: царство, Боярская дума, земский собор, приказы, уезды, сословия,'боярство, дворянство, вотчины, поместья, слободы, посады, тягло, стрельцы, крепостное право, барщина, оброк, казачество, патриаршество, книгопечатание, парсуна.

Персоналии: Иван III, Василий III, Марфа Борецкая, хан Ax-мат, Софья Палеолог, Иван Грозный, Сильвестр, Адашев, князь Курбский, Стефан Баторий, Ермак, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Аристотель Фиораванти, митрополиты Макарий и Филипп, патриарх Иов, Дионисий, Иван Федоров, Андрей Чохов.

Тема 27. Конец удельной эпохи

Создание Иваном III единого и независимого Московского государства.

Ликвидация Тверского великого княжества. Присоединение Новгорода и Вятки. Конец ордынской власти. Стояние на реке Угре. Взятие Казани Иваном III.

Присоединение Василием III Пскова и Рязани. Войны с Литвой за Смоленск и другие русские земли.



Тема 28. От великого княжества — к царству

Формирование единого русского народа. Централизация государственной власти. «Судебник» 1497 года. Формирование новой системы государственного управления. Образование сословной культуры русского общества. Новые государственные символы. «Государь Всея Руси». Идея «Москва — Третий Рим». «Сказание о князьях Владимирских».

Усиление международного престижа Московского государства.

Тема 29. Иван Грозный — первый русский царь

Венчание Ивана Грозного на царство. Начало русского самодержавия.

Личность Ивана Грозного, её противоречивость. Реформы «Избранной рады». Государственное управление:

земские соборы, Боярская дума, приказы. «Судебник» 1550 года.

Тема 30. Внешняя политика России при Иване Грозном

Основные задачи внешней политики того времени. Борьба с татарскими ханствами. Взятие Казани. Ликвидация Астраханского ханства. Ливонская война: её причины, ход и итоги. Начало освоения Сибири. Поход Ермака.



Тема 31. Опричное лихолетье

Крах «Избранной рады». Введение опричнины. Опричный

террор. Разорение Новгорода.

Отмена опричнины, её результаты для русской истории. Внутренняя политика последних лет правления Ивана Грозного. Семейная жизнь царя. Правление Федора Иоанновича.

Тема 32. Русская православная церковь в конце XV-XVI веке

Нестяжатели и иосифляне. Отношение церкви и государства. Ереси.

Стоглавый собор 1551 года. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп, противодействие политике опричнины. Учреждение патриаршества.

Тема 33. Русская культура в конце XV-XVI веке

Письменность и книжность. Летописание. Исторические повести. Начало книгопечатания. Иван Федоров.

Архитектура, иконопись, Дионисий. Декоративно-прикладное искусство. Литейное дело. Андрей Чохов.

Повторение и проверка знаний (1 час)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991. Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1995. Борисов Н.С. Иван III. М., 1999. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991. Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М., 1987. Каргалов В. В. Конец ордынского ига. М., 1984. Каргапов В.В. Полководцы X—XVI вв. М., 1989. Каргалов В.В. Святослав. Сахаров А.Н. Владимир Мономах. М., 1977.

Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997. Кирпичников А.Н. Куликовская битва. Л., 1980. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1—3. М., 1990. Немировский Е.Л. Андрей Чохов. М., 1982. Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., 1985. Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1975. Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1987. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.—Л., 1966. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984.

Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1987. Скрынников Р.Г. Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. М., 1990.

Скрынников Р.Г. Третий Рим. М„ 1992. Создатели Московского государства. М., 1997. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. Тихомиров М.Н. Древняя Москва XIV — XV вв. Средневековая Россия на международных путях XIV — XV вв. М., 1992. Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди. СПб., 1994. Творогов О.В. Князья Рюриковичи: краткие биографии. М., 1992. Ткаченко В.А. Московские великие и удельные князья и цари. М., 1998.

VII класс

История России. XVII-XVIII века (40 часов)

Структурно курс разделён на пять разделов:

I. Смутное время.

II. Россия при первых Романовых.

III. Эпоха реформ Петра 1.

IV. Россия после Петра Великого.

V. «Золотой век» Екатерины Великой.

Они, в свою очередь, подразделяются на параграфы, соответствующие школьным урокам. Отдельный урок отводится на введение, и по одному уроку — на повторение четырёх частей курса истории в VII классе. В общей сложности курс рассчитан на 40 часов.

Введение (1 час)

РАЗДЕЛ 1 СМУТНОЕ ВРЕМЯ (6 часов)

Раздел посвящен периоду между пресечением московской династии Рюриковичей и восшествием на престол первого царя из династии Романовых. Эту эпоху традиционно называют в историографии Смутным временем. Материал раздела даёт представление о причинах и предпосылках Смуты, об основных событиях Смутного времени — переворотах и войнах, народных движениях, иноземных вторжениях. Большое внимание уделено личностям наиболее ярких деятелей Смуты. Учащиеся узнают о путях выхода страны из кризиса, о восстановлении государства и последствиях «великого разорения».

История Смутного времени позволяет понять, что даже в самые сложные и тяжёлые годы, когда перед страной стояла угроза потери независимости, представители разных сословий народа смогли объединиться для возрождения государственности.

Основные понятия и термины: Смутное время, самозванство, междуцарствие. Семибоярщина, ополчение, «прелестные письма». Земский собор.

Персоналии: Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Марина Мнишек, Василий Шуйский, патриарх Гермоген, Иван Болотников, Лжедмитрий II, Филарет Романов, Прокопий Ляпунов, Иван Заруцкий, князь Дмитрий Трубецкой, Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин, Михаил Романов.

Тема 1. В преддверии Смуты

Экономические и политические причины Смуты. Кризис власти. Нарастание противоречий в обществе.

Проблема престолонаследия. Гибель царевича Дмитрия. Пресечение московской династии Рюриковичей.

Избрание Бориса Годунова на царство. Его политика. Опала Романовых. Великий голод. Причины самозванства.

Тема 2. Лжедмитрий 1

Легенда о спасшемся царевиче Дмитрии. Личность первого самозванца. Отрепьев в Речи Посполитой.

Начало похода Лжедмитрия 1. Неудачи и успехи. Смерть Бориса Годунова. Царь Федор Борисович. Гибель династии Годуновых. Лжедмитрий 1 — московский царь.

Политика Лжедмитрия 1, её противоречивый характер. Причины недовольства новым царём. Заговор Василия Шуйского. Гибель Лжедмитрия 1.

Тема 3. Царь Василий Шуйский

Избрание Василия Шуйского царём. «Крестоцеловальная запись». Личность царя Василия. Его политика.

Болотников. Причины его движения. Основные цели и задачи болотниковцев. Участники движения и его характер. Ход войны Болотникова с царём Василием Шуйским. Лжепётр. Причины поражения Болотникова. Разгром движения.

Тема 4. Лжедмитрий II

Появление Лжедмитрия II, происхождение и личность самозванца. Его поддержка поляками. Состав участников его движения. Тушинский лагерь.

Вера народа в «доброго» и «справедливого» царя. Появление новых самозванцев.

Договор России со Швецией. Начало открытого вторжения войск Речи Посполитой на территорию России. Осада Смоленска. Князь М.В. Скопин-Шуйский. Поражение царских войск у Клушино.



Тема 5. Междуцарствие

Свержение царя Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор о призвании на русский трон польского принца Владислава. Гибель Лжедмитрия II. «Ворёнок». Развал Семибоярщины.

Роль Русской православной церкви в отпоре врагам. Деятельность патриарха Гермогена. Формирование Первого ополчения. Деятельность «Совета всей земли». Начало освобождения Москвы. Развал Первого ополчения. Результаты его деятельности.

Авантюра Лжедмитрия III. Присяга «Совета всей земли» новому «царю».



Тема 6. Второе ополчение и освобождение Москвы

Положение России. Захват шведами Новгорода. Угроза потери независимости. Возникновение Второго ополчения. Личности князя Пожарского и Кузьмы Минина. Освобождение Москвы.

Земский собор для выборов царя. Основные кандидаты и группировки. Избрание Михаила Романова на царство.

Судьба Михаила Романова во время Смуты. Подвиг Ивана Сусанина. Приезд Михаила в Москву и его венчание на царство. Начало династии Романовых.



Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ II

РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ (8 часов)

В разделе рассматривается история России при первых царях династии Романовых- Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Учащиеся приобретают знания по следующим проблемам: а) пути преодоления Смуты и возрождения российского государства; б) основные направления и задачи внешней политики России и пути их реализации; в) внутриполитическая ситуация, законодательство, народные движения; г) экономическое развитие; д) раскол в Русской православной церкви; е) развитие русской культуры, новые тенденции в ней.



Основные понятия и термины: Земский собор, Боярская дума, приказы, дьяки, подьячие, воеводы, стрельцы, раскол, старообрядцы, мануфактура, приписные крестьяне, всероссийский рынок, казаки, землепроходцы, ясак.

Персоналии: Михаил Федорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Богдан Хмельницкий, Степан Разин, Семен Дежнев, Иван Москвитин, Ерофей Хабаров, Симон Ушаков.

Тема 7. Правление Михаила Федоровича

Пути выхода страны из кризиса. Объединение государства. Территориальные потери.

Экономическое положение. Развитие торговли. Земские соборы. Деятельность патриарха Филарета. Личность Михаила Федоровича.

Смоленская война. Азовское взятие. Основные результаты внешней политики при Михаиле Федоровиче.



Тема 8. Царь Алексей Михайлович

Личность царя.

Причины Соляного бунта, состав участников. Последствия бунта — начало работы над новым Уложением.

Разработка и принятие Соборного Уложения 1649 года. Его основные положения. Значение царской власти. Окончательное оформление крепостного права. Положение посадских. Соборное Уложение — свод законов нового Московского царства.



Тема 9. Россия в XVII веке

Территория страны. Население. Города. Административно-территориальное деление.

Государственное управление. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Приказы. Местное управление. Армия. Стрелецкое войко. «Полки нового строя».

Положение сельского хозяйства. Ремесленное производство. Складывание всероссийского рынка. Торговля. Развитие промышленности. Мануфактуры. Приписные крестьяне.



Тема 10. Присоединение Украины к России

Положение украинцев в Речи Посполитой. Национальные и религиозные отношения. Казачество. Запорожская Сечь, её самоуправление. Гетман Богдан Хмельницкий. Причины его выступления. Борьба Хмельницкого с Речью Посполитой.

Обращение к России. Переяславская Рада. Присоединение Украины к России и его условия.

Война с Речью Посполитой. Война со Швецией. Политика украинских гетманов. Результаты войны с Речью Посполитой. Значение вхождения Украины в состав Московского царства.



Тема II. Раскол в Русской православной церкви

Причины церковных реформ. Никон, его личность. Сущность и ход проводимых им реформ.

Возникновение старообрядчества. Личность протопопа Аввакума.

Деятельность старообрядцев. Соловецкое восстание. Дальнейшая судьба старообрядчества.



Тема 12. Народные волнения в 1660-1670-е годы

Медный бунт. Его причины, характер, участники. Донское казачество. Его жизнь, занятия и порядки.Степан Разин, его личность.

Начало движения Разина. Его ход, характер, движущие силы. Цели восставших. Разинское движение в Поволжье. Подавление восстания. Его место в истории России.

Тема 13. Сибирь в XVII веке

Территория и климатические условия. Народы Сибири, их занятия и быт.

Начало колонизации Сибири. Её причины, участники этого процесса. Формы зависимости народов Сибири от России. Ясак. Система управления Сибирью. Значение освоения Сибири для России и для сибирских народов.

Иван Москвитин и открытие русскими Тихого океана. Экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова. Исследования Камчатки В.В. Атласовым. Освоение Приамурья и Приморья В.Д. Поярковым и Е.П. Хабаровым. Значение открытий русских землепроходцев.



Тема 14. Просвещение и литература в XVII веке

Распространение грамотности среди различных слоев населения. Значение книгопечатания. Рукописная книга. Столбцовое делопроизводство в приказах. Система образования. Буквари, грамматики. Училища. Славяно-греко-латинская академия.

Традиционные и новые жанры литературы. Хронографы и летописи. Исторические сказания и повести. Народно-бытовые повести. Поэзия. Симеон Полоцкий. Первая газета «Куранты». Зарождение русского театра при Алексее Михайловиче.

Тема 15. Культура и быт в XVII веке

Основные черты русской архитектуры XVII века. Деревянное зодчество. Дворец в Коломенском. Каменное строительство. Теремной и Потешный дворцы. «Московское барокко».

Появление реалистических черт в иконописи. Новые направления изобразительного искусства. Деятельность Симона Ушакова. Парсуны.

Повседневная жизнь различных слоев общества. Одежда. Пища. Дома. Семья. Труд и отдых.



Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ III ЭПОХА РЕФОРМ ПЕТРА 1 (8 часов)

Материалы данного раздела рассматривают сложный и переломный исторический период, когда преобразования, начатые Петром 1, затронули практически все сферы жизни тогдашнего общества. В темах раздела охарактеризованы реформы в области экономики и государственного управления, военного дела и культуры, быта. Показано сопротивление проходившим изменениям, представлена сложность и неоднозначность реформа-ционного процесса.

Внимание учащихся обращено на следующие вопросы: а) причины и предпосылки петровских преобразований; б) пути и методы проведения реформ; в) значение реформ Петра 1 в истории России.

Основные понятия и термины: местничество, стрелецкие бунты, реформы, абсолютизм, флот, гвардия, рекруты, подушная подать, ревизия, губернии, коллегии, Сенат, Синод, Табель о рангах, ассамблея.

Персоналии: Федор Алексеевич, царевна Софья, Петр 1, царевич Алексей Петрович, Екатерина 1, Ф.Я. Лефорт, Ф.Ю. Ро-модановский, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Карл XII, П.А. Толстой, Демидовы, К.А. Булавин.



Тема 16. Наследники Алексея Михайловича

Семья Алексея Михайловича. Правление Федора Алексеевича. Внешняя и внутренняя политика. Уничтожение местничества. Династический кризис. Стрелецкие бунты. Правление царевны Софьи. «Вечный мир» с Речью Посполи-

той. Крымские походы.

Тема 17. Начало правления Петра 1

Жизнь Петра в Преображенском. Формирование его личности. Военные забавы. Немецкая слобода. Влияние европейцев. Переворот 1689 года.

Сподвижники Петра. Азовские походы и строительство флота в Воронеже.

«Великое посольство». Петр в Голландии и Англии. Стрелецкий бунт 1698 года. Расправа со стрельцами.



Тема 18. Начало Северной войны

Складывание антишведской коалиции. Начало Северной войны. Личность Карла XII. Поражение под Нарвой.

Преобразование армии. Рекрутская система. Создание регулярных частей. Первые победы.

Основание Петербурга.



Тема 19. Перелом в войне

Разгром Карлом XII армии Августа II. Карл поворачивает на Украину. Измена гетмана И.С. Мазепы. Битва при Лесной.

Полтавское сражение. Военное искусство Петра 1. Разгром армии Карла XII. Значение Полтавской победы. Захват Прибалтики. Прутский поход Петра.

Тема 20. Конец Северной войны

Вторжение в Финляндию. Морские победы России. Ништадтский мир. Его значение. Превращение России в империю. Принятие Петром императорского титула. Каспийский поход и его результаты.



Тема 21. Государственные преобразования Петра 1

Причины петровских реформ. Их ход, методы проведения. Учреждение Сената. Образование коллегий. Упразднение патриаршества и учреждение Синода. «Генеральный регламент». Формирование системы абсолютизма. Образование губерний. Местные органы власти. Введение подушной подати. Ревизии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Система российских сословий.



Тема 22. Экономика при Петре 1

Экономический подъём и его причины. Рост мануфактурного производства. «Берг-привилегия». Работные люди. Приписные и посессионные крестьяне. Характер труда на промышленных предприятиях.

Новые порты и торговые пути. Рост внутренней и внешней торговли. Таможенный тариф. Политика протекционизма.

Тема 23. Народные движения при Петре 1

Причины народного недовольства в разных слоях общества. Восстание в Астрахани.

Положение казачества при Петре 1. Причины движения Булавина. Ход восстания, его разгром и последствия.

Тема 24. Преобразования в области культуры

Развитие системы образования. Начальное обучение. Подготовка специалистов. Введение гражданского шрифта, современных цифр, реформа летосчисления. Новые учебные пособия. Газета «Ведомости». Первая публичная библиотека. Кунсткамера. Указ о создании Академии наук.

Новые веяния в живописи, скульптуре, архитектуре. Появление светской живописи. Творчество Ивана Никитина и Андрея Матвеева. Бартоломео Карло Растрелли. Доменико Трезини. Архитектура петровского времени.

Изменения в быту. Новые обычаи. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Быт дворянства и быт других сословий.



Тема 25. Династия Романовых в первой четверти XVIII века

Семья Петра 1.

Личность царевича Алексея. Причины разлада с отцом. Сыск по делу об измене царевича. Его гибель.

Причины принятия «Устава о наследии престола», его сущность, последствия. Новый порядок престолонаследия — один из факторов политической жизни последующей эпохи.



Повторение и проверка знаний (1 час)

РАЗДЕЛ IV

РОССИЯ ПОСЛЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО (5 часов)

В данном разделе рассматривается период, условно именуемый в историографии эпохой дворцовых переворотов. Трудности изучения этого периода обусловлены частой сменой лиц, стоявших во главе государства, и сложностью династической ситуации в то время. Учащиеся ориентируются на освоение следующих проблем: а) причины и сущность государственных переворотов; б) внутренняя и внешняя политика в тот период; в) развитие культуры и науки в середине XVIII века, достижения в этой области.

Особо выделяется значение петровских реформ как залог поступательного развития государства — изменения в этом развитии или, наоборот, возвращение к петровскому наследию.

Основные понятия и термины: междуцарствие, временщик, фаворит, гвардейский переворот. Верховный тайный совет, кондиции, заговоры, кабинет министров, регентство, Академия наук, Академия художеств.

Персоналии: Екатерина 1, А.Д. Меншиков, Петр II, Долгорукие, Анна Иоанновна, Э.И. Бирон, АннаЛеопольдовна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Ф.Г. Волков, Ж. Делиль, Л. Эйлер, В. Беринг, В.В. Растрелли.

Тема 26. Наследники Петра 1

Правление Екатерины 1. Положение Меншикова. Верховный тайный совет.

Правление Петра II. Падение Меншикова. Долгорукие. Смерть Петра II и пресечение рода Романовых.

Приглашение на престол Анны Иоанновны. Кондиции. Попытка ограничения самодержавия.



Тема 27. Правление императрицы Анны Иоанновны

Ликвидация кондиций и упразднение Верховного тайного совета. Восстановление самодержавия.

Окружение императрицы. Внутренняя политика. Кабинет министров. Заговор Волынского.

Внешняя политика. Вмешательство в войну за «польское наследство». Война с Турцией, возвращение Азова. Результаты внешней политики.

Тема 28. Брауншвейгекое семейство

Завещание Анны Иоанновны. Брауншвейгекое семейство. Иоанн Антонович. Регентство Бирона. Регентство Анны Леопольдовны.

Елизавета Петровна. Переворот 25 ноября 1741 года. Судьба Брауншвейгского семейства. Заточение и гибель Иоанна Антоновича.

Тема 29. Императрица Елизавета Петровна

Личность императрицы. Её влияние на политику страны. Внутренняя политика. Возвращение к «петровским традициям». Деятельность Шуваловых и Разумовских.

Внешняя политика. Участие России в Семилетней войне. Победы русского оружия. Выход России из войны, её результаты.

Тема 30. Русская культура в середине XVIII века

Наука и просвещение. Петербургская Академия наук. Деятельность Ж. Делиля, Л. Эйлера и других учёных. «История» В.Н. Татищева. Основание Московского университета. Географические открытия. Экспедиция Беринга и Чирикова. Великая Северная экспедиция.

Русская литература. Поэзия. А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаков-ский, А.П. Сумароков. Ф.Г. Волков и основанный им театр. Творчество В.В. Растрелли. Основание Академии художеств.

Жизнь и труды М.В. Ломоносова. Многогранность его личности. Значение всего, им сделанного для российской и мировой науки и культуры.

РАЗДЕЛ V

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ (8 часов)

Раздел посвящен эпохе правления Екатерины II. Существенное внимание в материалах раздела сосредоточено на основных направлениях внешней и внутренней политики её царствования, отведено место и личности самой императрицы, её влиянию на политический, экономический и культурный курс. •Важное значение имеют и темы, рассматривающие науку и культуру того времени, обогатившиеся многими выдающимися открытиями и творениями. Учащиеся получают представление: а) о реформах в области внутренней жизни; б) о достижениях внешней политики; в) о развитии науки и культуры.

Раздел заканчивается главой о правлении Павла 1, где основное внимание уделено, с одной стороны, непоследовательности его политики, а с другой — военным подвигам А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова.



Основные понятия и термины: просветители, Уложенная комиссия, Жалованные грамоты, ассигнации, народное восстание, народные училища, барокко, классицизм.

Персоналии: Петр III, Екатерина II, Павел 1, А.В. Суворов, братья Орловы, Г.А. Потемкин, Ф.Ф. Ушаков, П.А. Румянцев, Е.И. Пугачев, А.Н. Радищев, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, Д.С. Бортнянский, Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.П. Лосенко, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

Тема 31. Император Петр III

Происхождение и личность Петра III. Его женитьба на Екатерине.

Правление Петра III: Манифесте вольности дворянства, выход России из Семилетней войны, попытка секуляризации. Причины недовольства Петром III и его политикой.

Происхождение Екатерины II. Её жизнь в России. Переворот 1762 года. Свержение Петра III и его гибель.



Тема 32. Екатерина II — личность и эпоха

Личность императрицы. Влияние идей французских просветителей.

Первые годы правления. Уложенная комиссия и её работа. «Наказ» Екатерины. Роспуск Уложенной комиссии, её значение. Сподвижники Екатерины. Принципы общения Екатерины с людьми, «работа с кадрами». Личность и дела Г.А. Потемкина.

Тема 33. Внешняя политика при Екатерине II

Задачи внешней политики. Война с Турцией 1768—1774 годов. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Путешествие Екатерины в Новороссию. Выход России к Чёрному морю.

Русско-турецкая война 1787—1791 годов. Взятие Измаила. Ясский договор и его условия.

Внутренний строй Речи Посполитой. Причины разделов Речи Посполитой. Первые два раздела. Война с Т. Костюшко. Взятие Варшавы. Третий раздел Речи Посполитой. Земли, присоединённые к России.

Тема 34. Движение Е.И. Пугачева

Причины восстания. Фактор самозванства. Начало движения. Осада Оренбурга. Состав участников восстания. Внутреннее управление повстанцев. Их цели, призывы, идеология. Отход на Урал. Новое наступление.

Взятие поволжских городов. Крестьянская война. Манифест Пугачева об отмене крепостного права. Причины поражения восстания. Арест Пугачева, расправа над ним и его сторонниками. Значение Пугачевского движения.

Тема 35. Внутренняя политика Екатерины II

Причины реформ. Губернская реформа. Рост числа городов. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам.

Сельское хозяйство. Помещичье землевладение. Положение крестьян. Развитие промышленности. Торговая политика. Выпуск ассигнаций.

Влияние французской революции на события в России. Изменение политического курса. Последние годы правления Екатерины II.



Тема 36. Правление Павла 1

Личность императора. Противоречивость его характера. Новый закон о престолонаследии. Указ о трёхдневной барщине. Активность законотворчества. Регламентация и усиление дисциплины. Положение в армии. Непредсказуемость действий Павла 1. Рост дворянского недовольства. Переворот 1801 года.

Борьба с влиянием идей Французской революции. Вступление России в антифранцузскую коалицию. Военные победы Ушакова. Итальянский и Швейцарский походы Суворова. Значение их побед. Полководческое искусство Суворова и Ушакова — вершина военного искусства России.

Тема 37. Просвещение и наука во второй половине XVIII века

Политика государства в области просвещения. Создание новых учебных заведений. Народные училища.

Русская наука и её достижения. Русские астрономы и их открытия. Развитие химии и медицины. Гуманитарная мысль. Князь М.М. Щербатов.

Русские механики-самоучки И.И. Ползунов и И.П. Кулибин, их изобретения. Вклад русских учёных в мировую науку.



Тема 38. Литература и искусство во второй половине XVIII века

Классицизм как направление в литературе и искусстве, его основные черты.

Литература. Творчество Г.Р. Державина. Русская драматургия того времени. Начало сентиментализма.

Российская Академия. Первый толковый словарь русского языка.

Русская опера. Другие музыкальные жанры. Творчество Д.С. Бортнянского. Русский театр. Крепостные театры. П.С. Ковалёва-Жемчугова.

Классицизм в архитектуре. В.И. Баженов. М.Ф. Казаков. Петербургское зодчество.

Э.-М. Фальконе, М.И. Козловский. Творения Ф.И. Шубина. Классицизм в живописи. А.П. Лосенко. Начало русского пейзажа — С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Портретное искусство. Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Основание Эрмитажа. Значение русской культуры второй половины XVIII века.

Повторение и проверка знаний (1 час)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. СПб., 1997. Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб., 1994. Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700). М., 1999. Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на российском престоле. М., 1996. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. М., 1999. Исторический Лексикон. XVIII век. М., 1997. XVII век. М., 1998. Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997.

Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М., 1987. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Кн. 1—3. М., 1990. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры XVIII в. М., 1987. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 1999. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994. Павленко Н.И. Страсти у трона. М., 1996.-Песков А.М. Павел 1. М„ 1999. Платанов С.Ф. Борис Годунов. М., 1999. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М„ 1999.



Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1983. Скрынников Р.Г. Лихолетье. М., 1988. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. «Смута». М., 1988. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989. Шильдер Н.К. Император Павел 1. М., 1997.