Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа курса внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра»




Скачать 304.18 Kb.
Дата15.05.2017
Размер304.18 Kb.
ТипПрограмма курса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Дорогою открытий и добра»
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

Нижний Новгород

Нижегородский институт развития образования

2011



КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Дорогою открытий и добра»

1—4 классы

Н. Н. Деменева, доцент кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ; Т. Я. Железнова, доцент кафедры СППиПМНО ГОУ ВПО НГПУ; С. К. Тивикова, зав. кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО; Н. Ю. Яшина, зав. лабораторией гражданского становления личности ГОУ ДПО НИРО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кон­даков, В. А. Тишков), созданной в рамках работы по реформиро­ванию общеобразовательной школы, выделены базовые нацио­нальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, граж­данственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные рос­сийские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной шко­лы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых нацио­нальных ценностей.

В утвержденных Федеральных государственных образова­тельных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2-го поколения определены планируемые результаты на­чального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, воспитание чувства сопричастности и гор­дости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение. ФГОС НОО предусматривают формирование у школьника целостного, со­циально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях.

Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реа­лизацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основ­ных положений Концепции духовно-нравственного развития и вос­питания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального образования.

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности младшего школь­ника, его духовно-нравственного развития.

Задачи программы


  • Воспитание у младших школьников патриотизма и граж­данственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

  • Духовно-нравственное развитие ребенка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.

  • Создание условий для становления у детей ценностных ори­ентации на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

  • Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Кон­венцией о правах ребенка.

  • Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.

  • Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, соци­альных умений.

  • Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.

  • Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

  • Формирование коммуникативных, регулятивных и познава­тельных универсальных учебных действий.

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою от­крытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, С. К. Тивикова, Н. Ю. Яшина).

Возможны различные варианты использования программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» в сочета­нии с программой учебного курса «Гражданское образование в начальных классах».

Вариативность использования отражена в содержании про­граммы каждого класса в разделе «Общие сведения и дополни­тельные формы работы». Текст базового содержания программы (1 час в неделю) напечатан обычным шрифтом. Дополнительные формы работы выделены в каждой теме курсивом «Дополни­тельно» и имеют рекомендательный характер. Педагог может заменить рекомендуемые формы другими, более актуальными для конкретного контингента детей с учетом уровня их воспитанно­сти. Кроме того, приводимые в некоторых темах дополнительные формы работы предлагаются на выбор обучающихся и их родите­лей. Возможно использование только одной из перечисленных форм.

1-й вариант. Если в образовательном учреждении не пре­подается учебный курс «Гражданское образование в начальных классах», то программа «Дорогою открытий и добра» может ис­пользоваться для организации внеурочной деятельности в 1— 4 классах из расчета не менее двух часов в неделю.

Нужно учитывать, что программа «Дорогою открытий и доб­ра» реализует не только духовно-нравственное направление вне­урочной деятельности, но и общеинтеллектуальное, общекультур­ное, социальное и спортивно-оздоровительное. Данная программа является комплексной и может использоваться по различным на­правлениям внеурочной деятельности в необходимом для данного образовательного учреждения объеме.

Количество часов может быть увеличено за счет дополнитель­ных форм работы.

2-й вариант. Если в ОУ преподается учебный курс «Гражданское образование в начальных классах», то занятия по программе «Дорогою открытий и добра» проводятся следующим образом:


  • в 1 классе на внеурочных занятиях реализуется базовое содержание программы и раздел «Дополнительно» (2 часа в неделю);

  • во 2—4 классах на уроках гражданского образования ре­ализуется базовое содержание (1 час в неделю), а на внеурочных занятиях — раздел «Дополнительно» (количество часов опре­деляется учителем начальных классов с учетом потребностей дан­ного класса).

Работа по. программе «Дорогою открытий и добра» способ­ствует реализации общих целей начального образования. Про­грамма направлена в первую очередь на развитие личности млад­шего школьника, построена с учетом идей развивающего образо­вания. Предусмотрена тесная связь внеурочных занятий с обуче­нием младших школьников различным учебным предметам и се­мейным воспитанием. Программа предполагает привлечение ро­дителей и других членов семьи учащихся к проведению праздни­ков, различных коллективных дел, к подготовке детей к занятия.

Ключевые педагогические принципы, идеи и подходы. Программа построена на основе принципов гумани­зации образовательного процесса, ненасилия, культурологического принципа, идеи личностно ориентированного, развивающего обра­зования в начальной школе, системно-деятельностного подход



ак построению учебно-воспитательного процесса, идей сотрудниче­ства и социальной заботы, а также условно-концентрического прин­ципа.

Программа рассчитана на четыре года, в течение которых уча­щиеся осваивают материал четырех основных разделов (темати­ческих блоков) программы, имеющих разное содержательное на­полнение в зависимости от года обучения:



  1. Отечество. Родина (Россия, малая родина).

  2. Познание мира.

  3. Культура разных народов, культура моей страны и других стран.

  4. Семья и человек, самопознание.

Особенности форм работы

Содержание программы реализуется через систему внеуроч­ных занятий с детьми. Первое занятие по каждому разделу явля­ется вводным. На нем раскрываются наиболее общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях чет­верти (в 1 и 2 классах) или полугодия (в 3 и 4 классах). Последнее занятие каждой четверти является обобщающим. На нем систе­матизируются полученные детьми представления по разделу или части раздела. Такое занятие проводится, как правило, в форме праздника, но могут быть использованы и другие формы: устный журнал, воображаемое путешествие и др. Целесообразно прово­дить обобщающие занятия совместно с родителями учащихся в форме детско-родительских праздников.

В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятель­ность, для этого используются беседы с учителем и однокласс­никами, дидактические, ролевые и подвижные игры, драматиза­ции, разыгрывание и анализ конкретных ситуаций, упражнения по использованию правил культурного поведения, практические работы — по раскрашиванию, рисованию и т. д. Во 2—4 клас­сах занятия проводятся с использованием учебников и рабочих тетрадей «Кораблик» (2 класс) и «Жар-птица» (3, 4 классы) (авт. С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина), а также мультимедийных приложений к учебни­кам (авт. Э. Е. Кузнецова).

Внеурочные занятия во 2—4 классах не имеют жестко за­данной структуры, но включают в себя несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различными: эмоциональное введение в тему занятия; ин­формационная часть (чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.); чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями; выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые содержатся в тетради, учебнике, или предложенных учителем; выполнение коммуникативных за­даний. Таким образом, в процессе проведения занятий сочетаются работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятель­ности детей (учебной, игровой, трудовой).

Дополнительные формы работы по программе достаточно раз­нообразны: игры, экскурсии, тренинги, праздники, коллективные творческие дела (КТД) и т. д. По содержанию они тесно связа­ны с обязательной частью программы, но при этом могут отно­ситься к различным направлениям внеурочной деятельности (по­знавательной, художественно-эстетической, трудовой, краеведчес­кой и др.).

Особое внимание в программах уделяется элементам иссле­довательской деятельности. Так, уже в 1 классе детям предлага­ется выполнять мини-исследования и мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они могут получить из доступных для первоклассника источников, например, от других людей.

Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Общие сведения и дополнительные формы работы 1 класс (28 )

1.Открываем школьный мир (7 Ч.)

Здравствуй, шкала! Экскурсия по школе, знакомство с расположением классов различных кабинетов, библиотеки, школь­ного музея, залов и т. п. Люди, которые работают в школе: дирек­тор, завуч, библиотекарь, повар и др. Приветствия, знакомство с людьми, работающими в школе, получение информации о школе.Беседа о том, чем гордится наша школа. Первые впечатления детей о школе (что нам нравится в нашей школе).

Дополнительно: мини-исследование «Узнаем о шко­лах, в которых учились наши родители, о том, что им нра­вилось в школе. Рассказываем об этом в классе».



2. Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Осо­знание ребенком своей новой социальной роли — роли ученика («Мы стали учениками», «Каким должен быть ученик», «Я учусь быть учеником»). Правила поведения ученика в классе. Первые впечатления детей о классе (что нам нравится в нашем классе).

Дополнительно: мини-исследование «Узнаем, как учи­лись наши родители, бабушки и дедушки, какими они были первоклассниками, какие уроки они любили. Рассказываем об этом в классе».



3.Мои учителя. Моя первая учительница (учитель). Педа­гоги, работающие с классом: учителя музыки, физкультуры, воспи­татель, психолог, логопед и др. Знакомство с учителями нашего класса. Игры и упражнения: учимся задавать вопросы учителю и отвечать на его вопросы. Правила общения с учителем на уроке и в перемену.

Дополнительно: мини-исследование «Узнаем о любимых учителях наших родителей. Рассказываем об этом в классе».



4.Мои одноклассники. Способы и правила работы в парах и микрогруппах, способы взаимодействия с соседом по парте и другими одноклассниками («Учимся работать вместе, помогать друг другу», «Учимся дружить, вместе играть и учиться»). Правила общения с одноклассниками на уроках и в перемену.

Дополнительно: разучивание игр, в которые можно играть на переменах.



5.Школьные вещи — наши помощники. Мой портфель, моя парта. Вещи, которые помогают детям учиться: учебные принад­лежности, доска, наглядные пособия и оборудование класса и др. Забота об этих вещах, бережное отношение к ним.

Дополнительно: коллективное трудовое дело по из­готовлению раздаточного дидактического материала для уро­ков по разным учебным предметам.



6.Правила школьной жизни. Правила поведения на переме­не, в школьной столовой, раздевалке и других местах школы. Вза­имопомощь, вежливость в общении со взрослыми людьми, одно­классниками и другими учениками школы.

Дополнительно: занятие по культуре поведения (ин­сценировки, решение поведенческих ситуаций, игры на общение).



7. День рождения класса. Детско-родительский праздник. Создание традиций класса: игры, конкурсы, сюрпризы, чаепи­тие и т. п.

Дополнительно: подготовка к празднику «День рож­дения класса».



Удивляемся чудесам, совершаем открытия.(7 ч.)

1.Тайны и чудеса вокруг нас.. Мир вокруг нас — загадоч­ный и удивительный. Источники информации о мире: путеше­ствия и экскурсии, книги, телепередачи, Интернет, компьютерные развивающие игры, искусство, другие люди. Приобщение к позна­нию и открытию мира («Учимся открывать чудеса и тайны мира, ценить их»).

Дополнительно: обсуждение познавательных телепе­редач.


2. Книги — наши друзья и помощники. Познание мира, его тайн с помощью книг. Справочники, словари, энциклопедии. Биб­лиотека: правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке. Правила бережного обращения с книгами. Библио­текарь — человек, помогающий ориентироваться в мире книг.

Дополнительно (на выбор): поход в библиотеку и знакомство с библиотекарем, изготовление детьми собствен­ных книжек-малышек (с рисунками, аппликациями и подпися­ми к ним), трудовое дело «Наряд для учебника» (изготовле­ние обложек или закладок для учебников).



3.Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка)музыка. Люди, создающие произведения искусства (художники, скульпторы, фо­тографы, архитекторы, композиторы). Искусство как ценность («Учимся ценить и беречь искусство»). Музеи, их виды. Правила поведения в музеях.

Дополнительно (на выбор): вечер музыки, экскурсия (реальная или воображаемая) в музей, создание «малого Эр­митажа» (выставки репродукций любимых картин), конкурс на лучший рисунок, скульптуру из пластилина или других материалов.



4. Чудесный мир искусства ( театр, кино, мультипликация, цирк). Откроем для себя мир искусства: театр, кино, мульти­пликация, цирк. Люди, создающие произведения искусства (ре­жиссеры, актеры). Правила поведения в театре, кинотеатре, цирке.

Дополнительно (на выбор): посещение театра, ки­нотеатра или цирка; совместный просмотр и обсуждение филь­мов; подготовка детьми небольшого спектакля или кукольно­го представления.



5.Удивительный мир людей. Люди разных профессий в на­шем городе (селе). Люди, которые трудятся для нас. Народные умельцы. Народные промыслы Нижегородской области. Прави­ла взаимодействия с незнакомыми людьми, правила поведения на улице и в общественных местах (магазин, почта, поликлиника, па­рикмахерская и т. п.).

Дополнительно (на выбор): экскурсия на почту, в магазин, парикмахерскую и т. п. ; выставка изделий народных промыслов.



6.Удивительный мир вещей. Чудеса техники и быта: удиви­тельные вещи, созданные руками людей (бытовые приборы, ком­пьютер и др.). Вещи, которые украшают наш быт. Люди, которые создают чудеса и открывают тайны (ученые, изобретатели, масте­ра). Правила бережного обращения с техникой и окружающими нас вещами.

Дополнительно: трудовое дело «Создаем чудеса своими руками» (оригами, плетение из бисера, вышивание, лепка и т. п.).



7.Мир прекрасный и удивительный. Обобщение представ­лений о тайнах и чудесах мира вокруг нас, литературе и искусстве, богатстве и разнообразии знаний. Викторина об окружающем мире.

Дополнительно: подбор загадок и вопросов для вик­торины, подготовка к викторине.



Сохраняем и создаём традиции (7 ч.)

  1. Что такое традиция? Понятие «традиция»: традицион­ные мероприятия, праздники, их атрибуты. Сохранение традиций предков. Традиции культурного поведения.

Дополнительно: фольклорный праздник (узнаем о тра­дициях предков).

2.Школьные традиции. Традиционные школьные праздни­ки и мероприятия. Школьные ритуалы. Традиции поведения в школе. Культура внешнего вида школьника. Создание новых школьных и классных традиций («Какую новую традицию мы хотим создать»).

Дополнительно: мини-исследование «Традиции нашей школы».


3.Семейные традиции. Традиционные семейные праздни­ки. Правила семейных отношений. Традиционные блюда домаш­ней кухни. Соблюдение национальных народных традиций в се­мье. Поддержка добрых семейных традиций и создание новых («Какие традиции вам нравятся в своей семье, какие новые тра­диции хотелось бы создать»).

Дополнительно: трудовое дело по изготовлению по­дарков своим родным.



4.Праздничный календарь. Праздники как традиции. Об­щее представление о государственных праздниках (красных днях календаря). Традиции проведения праздников.

Дополнительно: подготовка и проведение праздника 23 февраля — праздника пап и дедушек.



5.Праздничные календарь. Традиционные праздники: Но­вый год и Рождество, День защитника Отечества, Международ­ный женский день. Традиция защиты Отечества. Традиции ува­жения к матери. Традиции праздничных поздравлений и сюр­призов.

Дополнительно: подготовка и проведение праздника 8 марта — праздника мам и бабушек.



6.Традиции малой родины. Традиционные праздники на­шей малой родины (день города, села и др.). Конкурсы (на луч­ший двор, балкон, цветник и т. п.). Фольклор: песни, танцы, час­тушки, игры, забавы.

Дополнительно: разучивание народных танцев, песен, игр, забав.



7.Встречаем весну. Детско-родительский праздник. Созда­ние традиций совместно с родителями.

Дополнительно: подготовка к празднику «Встречаем

весну».

Познаём любимый край. (7 ч.)


  1. Мой адрес. Место, где я живу: Россия, Нижний Новгород или Нижегородская область; район, город, поселок, село или де­ревня. Понятие «родина» в широком и узком значении: роди­на — Россия, родина — Нижегородский край, родина — мой го­род или село.

Дополнительно: экскурсия по городу или селу.

2.Природа моего края. Природа Нижегородского края. Лю­бимые уголки природы моей малой родины. Забота о природе, охрана природы. Помощь взрослым в охране природы. Правила поведения в парке, в лесу, на реке или озере.

Дополнительно (на выбор): экскурсия в природу, орга­низация выставки фотографий с изображениями природы, тру­довое дело «Помощь природе» (уход за цветами, их посадка, уборка территории от мусора и т. п.).



3.Мой город, моё село. Наша малая родина. Легенды и предания родного края. Достопримечательности малой родины. Известные земляки (люди нашего города или села, района). Осо­бые места города или села, которые требуют нашей заботы.

Дополнительно: мини-исследование «Моя малая ро­дина» (сбор материалов о малой родине, об известных земля­ках), трудовое дело (забота о школьном дворе или других местах микрорайона школы или села).



4. Моя улица, мой дом. Названия улиц нашего микрорай­она или села. Дом, в котором я живу. Мои соседи. Традиции добрососедства. Правила общения с соседями. Помощь соседям.

Дополнительно: конкурс рисунков о малой родине, мини-исследование «Название моей улицы».



5. Мой дом, моя семья. Мой дом («За что я люблю свой дом»). Моя семья. Правила взаимоотношений с родными. Забо­та о своем доме и своей семье. Домашние обязанности. Помощь взрослым.

Дополнительно: выставка рисунков о семье.



6. Мои домашние любимцы.(животные, растения). Наши меньшие братья (домашние животные), забота о них. Растения возле дома, комнатные растения, забота о них.

Дополнительно: выполнение проектов «Мой домаш­ний любимец» (животное или растение).


7.Наши открытия. Детско-родительский праздник. Демонстрация сделанных за год открытий, подведение итогов КТД в форме конкурсов и игр.

Дополнительно: подготовка к празднику «Наши открытия».



2 класс (34 ч.)

Дом, в котором мы живём.. (9ч.)

1.Земля - общий дом для всех людей . Дом, в котором мы живем: различные значения слова «дом». Планета Земля — наш Общий дом: страны, государства, народы. Человечество. Общее Представление о разных языках и обычаях, способах общения и

взаимодействия людей. Приветствия у разных народов. Библей­ская легенда о Вавилонской башне. Представление о Всеобщей декларации прав человека. Статья Декларации: «Все люди рож­даются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски».

Дополнительно (на выбор): рисование на тему «Дом, в котором мы живем» (возможен любой вариант значения слова «дом») или создание шуточных образов Земли, подбор картинок с изображением разных домов и беседа по картин­кам; игра-тренинг «Учимся приветствовать друг друга» ( с использованием приветствий, принятых у разных народов).


  1. Отечество. Наша Родина— Россия. Понятия «родина», «отечество». Россия — наша Родина. Стихи, рассказы и посло­вицы о Родине. Гражданство. Россияне — граждане России. Флаг России. Русский язык, его красота и богатство. Природа России. Образ русской березки в песнях, стихах, картинах. Обычаи и тра­диции русского народа. Народные праздники, костюмы, игры и забавы, песни и частушки, блюда русской кухни. Гордость за свою страну. «Каждый человек имеет право на гражданство».

Дополнительно (на выбор): рисование на тему «Моя Родина»; конкурс чтецов — стихотворения о Родине и род­ной природе; разучивание русских народных игр; фольклорный праздник, посвященный русским народным традициям.

  1. Москва – столица нашей Родины Москва — сердце Рос­сии. История строительства Москвы. Основатель Москвы Юрий Долгорукий. Москвичи — жители Москвы. Древняя и совре­менная Москва. Достопримечательности современной Москвы. Кремль. Красная площадь. Москва-река. Стихи, песни, послови­цы и поговорки о Москве. Народные промыслы Московской области (Гжель). Уважение к столице нашей Родины.

Дополнительно (на выбор): воображаемое путеше­ствие по Москве, мини-проект «Моя Москва» (сбор и оформ­ление материалов о Москве).

  1. Санкт- Петербург. Основание города Петром I. Санкт-Петербург — окно в Европу. Петербург — голова России, ее северная столица. Петербуржцы — жители Санкт-Петербурга. Современные достопримечательности Санкт-Петербурга. Петро­павловская крепость. Эрмитаж. Нева. Невский проспект. Санкт-Петербург как один из культурных центров России. Гордость за культурное наследие России.

Дополнительно (на выбор): воображаемое путеше­ствие по Санкт-Петербургу, мини-проект «Достопримеча­тельности Санкт-Петербурга» (сбор и оформление материа­лов о Санкт-Петербурге, воображаемая экскурсия по Эрми­тажу). Нижний Новгород. Основание города. Князь Юрий Всеволодович — основатель Нижнего Новгорода. Нижегородский Кремль. Герб Нижнего Новгорода. Достопримечательности Ниж­него Новгорода. тихи и песни о родном городе. Волга — вели­кая русская река. Стихи, песни, пословицы о Волге. Нижегород­цы — жители Нижнего Новгорода. Наши известные земляки.

чем славится современный Нижний Новгород и Нижегородская область» (обсуждение). Гордость за родной край — Ниж­ний Новгород и Нижегородскую область.

Дополнительно: викторина «Знаешь ли ты Нижний Новгород?», экскурсия или воображаемое путешествие по городу.


  1. Нижегородская ярмарка.. Представление о ярмарке. Особенности Нижегородской ярмарки. Нижний Новгород — карман России. Торговые ряды ярмарки. Культурная программа ярмарки, веселье и развлечения. Народные промыслы Нижегородской области. Хохломская и Городецкая роспись. Русская мат­решка.

Дополнительно (на выбор): мини-проект «Народные промыслы Нижегородской области», экскурсия в музей Нижегородских промыслов или в магазин «Художественные Промыслы», раскрашивание изделий в стиле хохломской или городецкой росписи, лепка и раскрашивание матрешек.

7.Ярморочная карусель. Обобщающее занятие-праздник. Воображаемая встреча хозяев ярмарки (нижегородцев) и гостей (москвичей, петербуржцев, гостей из других стран). Игровая и фольклорная программы по теме «Ярмарка». Конкурсы, забавы, коллективная роспись изделий.

Дополнительно: подготовка к празднику «Ярмароч­ная карусель».


В путешествие по миру.(7ч)

  1. Шар земной именуется миром. Различные значения слова «мир». Мир — планета Земля. Мир — согласие. Пословицы о мире. Открытие окружающего мира для других и для самого себя. Первооткрыватели, путешественники. Библейская легенда о Ноевом ковчеге.

Дополнительно: изготовление бумажных голубей с доб­рыми пожеланиями людям, вручение голубей взрослым или де­тям; оформление книжки-малышки «Пословицы о мире».

  1. Открываем Америку. США. Старый и Новый свет. От­крытие Америки Колумбом. Чудеса Нового света (что пришло в Европу из Америки). Коренное население Америки — индейцы, их культура и обычаи. «Песнь о Гайавате» — легенды об индей­цах. Различные способы выражения людьми своих мыслей и чувств, в том числе с помощью пиктографического письма. История ос­воения Америки переселенцами. Сказка-небылица «Великий ле­соруб Поль Баньян». Соединенные Штаты Америки — страна молодой культуры. Города США (Вашингтон, Нью-Йорк). Не­боскребы. Статуя Свободы. Флаг США. Американцы — граж­дане США. Английский язык. Мультфильмы Уолта Диснея. Диснейленд. Статья Всеобщей Декларации прав человека: «Каж­дый человек должен обладать всеми правами и свободами неза­висимо от национальности, языка, расы, пола, религии».

Дополнительно (на выбор): изготовление поделки — корабля Колумба (на основе заготовок в рабочей тетради «Кораблик»; написание писем друг другу с помощью пикто­грамм, воображаемое путешествие по США; просмотр мульт­фильмов У. Диснея.

  1. Индия. Хождение за три моря.«Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Индия — страна древней культуры. Тра­диции индийцев. Дели — столица Индии. Река Ганг. Язык хин­ди. Экзотика страны. Природа Индии. Доброе, сердечное отно­шение индийцев к животным.

Дополнительно (на выбор): воображаемое путеше­ствие по Индии; инсценировка по группам сказки В. Майджи-ла «Чему учился маленький павианчик»; рисование или лепка из глины (или пластилина) животных, обитающих в Индии; сочинение синквейнов об А. Никитине и его путешествии, об Индии.

  1. Кругосветное путешествие. Изменение представлений лю­дей о форме Земли. Понятие «кругосветное путешествие». Первое кругосветное путешествие Ш. Магеллана. Путешествия по < кету. Выход человека за пределы Земли. Космические полеты. «Магеллан» XX века — Юрий Гагарин. Гордость за наших космонавтов и достижения России в космической сфере. Сотрудни­чество людей разных стран. Статья Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину».

Дополнительно: игра «Земляне и инопланетяне»; зна­комство с различными материалами о путешественниках, кос­монавтах (публикации в журналах, книги о путешественни­ках, статьи энциклопедий и т. д.

  1. По новогодней карте. Новый год — праздник всех народов мира. История празднования Нового года в нашей стране.
    Новогодние традиции и обычаи России и других стран. Новогодние символы. Новогодние традиции семьи. Составление новогодних пожеланий.

Дополнительно: трудовое дело «Фабрика Деда Мороза ( изготовление новогодних сувениров, открыток, подарков, ёлочных игрушек и т. п.); участие в социальных проек­ции. Украсим наш класс или школу к Новому году», «Поздравим работников школы и родных с наступающим Новым годом».

6.Разноцветный новогодний хоровод. Детско-родительский праздник в форме карнавала. «Защита» костюмов по микрогруп­пам (детским или семейным): представление выбранных героев в форме песни, танца, рисунка, сказки и т. п. Игры разных народов, хороводы и конкурсы.

Дополнительно: подготовка к празднику «Разноцвет­ный новогодний хоровод».

В тридевятом царстве, тридесятом государстве.(10 ч)


  1. По неведомым дорожкам. Мир сказки — далеких, неве­домых стран. Нравственная основа сказок: добро, честность, спра­ведливость. Волшебные слова и волшебные предметы. Сказка «Смоляной бычок». Главное правило общения и взаимодействия людей: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Правила доброты и взаимопонимания.

Дополнительно: инсценировка по микрогруппам эпизо­дов сказки «Смоляной бычок», рисование «диафильма» по сказке иди изготовление поделок из различных материалов (плас­тилина, бумаги, ткани, соломы и др.), изображающих героев сказки.

  1. В суровом северном краю. Образ Севера. Зимние загадки, забавы, виды спорта. Скандинавские страны, их общие и отличи­тельные черты, природа и культура. Мужество, стойкость, сдер­жанность, доброта — черты характера скандинавов. Сказки Г. X. Андерсена. Скандинавские народные песенки, «Калевала» — финские предания и сказки. Финская сказка «Добрые советы».

Дополнительно (на выбор): воображаемое путеше­ствие по скандинавским странам; чтение сказок скандинав­ских народов и сказок Г. X. Андерсена, их обсуждение и инсце­нирование по микрогруппам отрывков из них, разыгрывание психологических этюдов по материалам сказок; сочинение и разыгрывание сказок о маленьких человечках или рисование «диафильма» по ним; викторина «Сказочный мир Андерсе­на»; трудовой сюрприз для родной школы или детского сада Зимняя сказка» (изготовление и раскрашивание скульптур из снега); эстафета зимних игр и забав.

3.Секреты старого замка.. Образ Запада. Представление о Европе. Замки старой Европы. Страны Западной Европы: Гер­мания, Великобритания, Франция. Многообразие и сходство евро­пейских традиций и культур. Столицы этих стран, наиболее известные их достопримечательности. Французский, немецкий и анг­лийский языки. Вежливые слова на этих языках. Английские народные песенки. Сказки братьев Гримм и Ш. Перро. Фран­цузская сказка «Дочь дровосека». Секреты аккуратности, вежливости, оптимизма.

Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по странам Западной Европы; викторина «Отгадай гиляку» (микрогруппы показывают инсценировку, зачитыва­ют диалоги или другие отрывки из сказок братьев Гримм, III Перро, а остальные отгадывают их название); сочинение | микрогруппах небылиц и рисование к ним иллюстраций; игра-Тренинг «Настоящие леди и джентльмены».


  1. Под жарким солнцем Чёрной Африки. Образ Юга. Пёстрая карта Африки. Причудливость природы Африки. Африканцы. Жилища, традиции и ритуалы африканских народов. Сказки К.И. Чуковского об Африке. Африканская сказка «Кто лучше». Мудрость и взаимопомощь как нравственные ценности. Правила общей работы.

Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Африке; рисование на тему «Путешествую вместе с доктором Айболитом по Африке»; сочинение загадок про африканских животных или растения (например, про фрукты ) чтение и инсценирование сказок разных народов о мудрости, дружной работе; чтение и обсуждение африканских сказок, изготовление в микрогруппах (с использованием правил дружной работы) сюрпризов на радость другим людям; составление письма африканцам о русской зиме.

4.Там, где восходит солнце. Образ Востока. Япония и Китай,

природа этих стран, их столицы. Древняя культура Китая и Япо­нии. Праздники и церемонии. Чудеса, созданное руками челове­ка (икебана, оригами и др.). Предметы, которые изобретены в Китае. Хокку — японские трехстишия. Письменность Китая и Японии — иероглифы. Китайская сказка «Храм в облаках». Понимание красоты, трудолюбие. Законы дружбы.

Дополнительно (на выбор): воображаемое путешествие по Японии и Китаю; сочинение хокку (трехстиший); изготовление бумажного змея-дракона из рабочей тетради «Кораблик» изготовление изделий в технике «оригами» в подарок людям ; игра «Бумажная страна» (придумы­вание сказочной страны, в которой все сделано из бумаги); знакомство с восточным календарем и чтение легенды «О том, как по животным счет годам стали вести».


  1. Сказочное путешествие.. Обобщающее; занятие-праздник в форме путешествия по разным странам на основе сказок. Кон­курсы «Угадай сказку», «Узнай волшебный предмет», «Исполь­зуй вежливые — "волшебные" — слова». Выполнение трудовых и познавательных заданий в микрогруппах.

Дополнительно: подготовка к празднику «Сказочное путешествие».

Я и моя семья (8 ч)

  1. Из дальних странствий возратясь. Социальные роли человека. Стихотворение С. Погореловского «Превращенья, превращенья!» Выполнение различных социальных ролей в семье. Притча Нового Завета о возвращении блудного сына. Чувства братства и милосердия как основа взаимоотношений.

Дополнительно: разыгрывание сценок с ролями, кото­рые у каждого человека есть в семье (освоение нравственных норм и правил поведения).

2.Мир семьи. Понятие «семья». Рассказ Л. Н. Толстого «Семейная кашка гуще кипит» Родственники. Родители. Поня­тие «родня». Образ матери и отца в произведениях искусства. Пословицы и поговорки о матери и отце. Бабушки и дедушки.

I 1онятие «мир семьи». Отношения детей и взрослых в семье. Семейные традиции и праздники. Домашние обязанности. Ста­тья Всемирной декларации прав человека: «Каждый человек име­ет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства и личную и семейную жизнь».

Дополнительно (на выбор): викторина «Что ты икаешь о своих родителях?», мини-проекты «Любимые се­мейные праздники и традиции»; конкурс стихов и песен о мамах, папах, бабушках и дедушках, рисование их портретов; изготовление сюрпризов для своих родных, например, открытки но инструкции в рабочей тетради «Кораблик».

3. Я и мое имя. Имена, отчества, фамилии — часть истории народа. Древние и современные русские имена. Имена у разных народов. Значение имени для человека. Проблема использования прозвищ. Правила вежливого представления и обращения к зна-Ьмым и незнакомым людям. О чем могут рассказывать фамилии. Человек, его доброе имя и добрые дела.

Дополнительно (на выбор): мини-исследования «Тайна моего имени и фамилии» (узнать, почему меня так назва­ли, что означает мое имя, откуда произошла моя фамилия).



Имена моей семьи» (фамилия, имя и отчество каждого чле-м.1 семьи, составить ее схему); мини-проект «Мои знаменитые земляки» (какими добрыми делами они прославили свои ч и, па)

  1. Свет мой, зеркальце, скажи. Самопознание человека. Внешность, чувства, характер, интересы. Положительные и отрицательные черты характера. Выявление черт своего характера. Понимание собственных чувств и чувств другого человека. Дружба, друзья. Увлечения и хобби. Любимые игры и игрушки. Время и умение его беречь.

Дополнительно (на выбор): написание писем любимым сказочным героям; вечер любимых игр и игрушек; сочинение рассказов от лица любимых игрушек; знакомство с увлечениями и хобби друг друга (демонстрация коллекций, любимых игр, приобретенных умений, например, игры на музыкальном инструменте, вышивания и т. Д.)

  1. Вместе дружная семья.

Детско-родительский праздник. Конкурсы «Мы-артисты» , « Весёлые путешественники»,

« Мастер на все руки», « Леди и джентльмены», « Наша игротека», « Сладкоежка».