Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа курса Проблемы исторического познания для направления 030100. 62




Скачать 245.49 Kb.
Дата05.07.2017
Размер245.49 Kb.
ТипПрограмма курса
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Философии Программа курса Проблемы исторического познания для направления 030100.62 «Философия» (подготовки бакалавра) Автор Савельева И. М., доктор исторических наук Рекомендовано секции УМС ________________________ Председатель ________________________ « » 200 г Утверждено УС факультета философии ________________________________ Ученый секретарь ________________________________ «_____» _________________200_г Одобрено на заседании кафедры Науки о культуре зав. кафедрой Куренной В. А. « » 200 г Москва Тематический план учебной дисциплины № Проблемы исторического познания Всего часов по дисциплине Аудиторные часы Самостоятельная работа Лекции Сем. и практ. занятия 1 Введение в предмет 4 2 0 2 2 Формы знания о прошлом 16 2 6 8 Значения и смыслы истории 10 2 0 8 3 Категория времени в историческом анализе 12 2 2 8 4 Эмпирические и теоретические основы исторической науки 12 2 2 8 5 История как знание о социальном мире 16 2 4 10 6 Функции истории 8 2 2 4 7 История с географией 6 2 0 4 8 Структуры исторического времени 6 2 0 4 9 Способы конструирования прошлого в историографии 18 4 4 10 Итого: 108 22 20 66 Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 020600 «Культурология». Организационно-методический раздел Курс «Проблемы исторического познания» состоит из одного раздела, 10 тем. Введение Лекционный курс “Проблемы исторического познания” рассчитан на преподавание в течение трех модулей в объеме 36 часов аудиторных занятий (лекции); в конце семестра проводится экзамен. Лекции читаются студентам факультета философии ГУ–ВШЭ-ВШЭ” (специальность 020600 “Культурология”). Задачей курса является знакомство студентов с теорией исторического знания в контексте социологии знания о прошлом. Предлагаемый подход базируется на использовании и развитии концепций, разработанных в социологии знания, которая в данном случае служит эффективным теоретическим инструментом. Актуальность курса определяется тем, что знание о прошлом является сегодня объектом активного обсуждения в самых разных аспектах – от проблем эпистемологии и национальной идентичности до школьного образования и «культурной памяти». При этом дискуссии ведутся как в научном сообществе, так и в обществе в целом. Новизна курса заключается в том, что он основан на выполненном И. М. Савельевой и А. В. Полетаевым оригинальном исследовании проблемы конструирования прошлой социальной реальности в разных типах знания, прежде всего – в исторической науке. Под «историей» иногда понимают все знания о прошлом, однако презумпция курса состоит в том, что в современном обществе «историей» целесообразно обозначать только общественнонаучное знание о прошлой социальной реальности. В настоящее время этот тип знания играет доминирующую роль в общей совокупности представлений о прошлом, и именно он является основным объектом данного курса. Однако роль других символических универсумов в формировании образа прошлого очень велика, особенно когда речь идет о досовременных обществах, в которых, строго говоря, вообще не существовало общественных наук как самостоятельного типа знания, а смыслы слова «история» разительно отличались от современных. Более того, и в настоящее время вненаучные формы знания о прошлом занимают достаточно важное место в создании общей картины мира. Они воздействуют не только на массовые представления, но и на профессиональное историческое знание. В рамках концепции курса ключевыми понятиями являются историческое знание и историческая реальность в их социологической интерпретации, согласно которой формирование знания является социальным процессом, а под «реальностью» понимается все, что считается реальностью в том или ином обществе. При этом знание о социальной реальности одновременно конструирует саму эту реальность, включая ее прошлое, настоящее и будущее. Поэтому в начале курса подробно рассматривается генезис и эволюция базовых понятий, каковыми в данном случае выступают «история», «реальность», «знание» и «прошлое», их философская и социологическая концептуализация и их взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. С точки зрения конструирования социальной реальности особое значение имеет разделение прошлого, настоящего и будущего, являющееся важнейшим элементом социального темпорального сознания. В курсе показано, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания – архаичного знания, религии, философии, идеологии. В лекциях дается краткая характеристика разных типов знания, их функций и механизмов формирования, что позволяет выявить специфику современной исторической науки. Любое знание о прошлой социальной реальности конструирует эту реальность. Но для того, чтобы общество признало такую конструкцию в качестве реальности, эта конструкция (знание) должна соответствовать определенным правилам, критериям и т. д. Эти критерии в большинстве своем подвижны, изменчивы, но они существуют в каждом обществе в каждый момент времени. Современная историческая наука не является в этом случае исключением – она должна соответствовать определенному набору требований, предъявляемых к общественнонаучному знанию в целом. В то же время в предлагаемом курсе анализируется специфика собственно исторического знания, включая определение предметной области, эмпирико-теоретические характеристики исторической науки и ее функции. Отдельно рассматриваются способы структурирования исторического пространства и исторического времени, анализируются варианты формирования различных темпоральных структур в исторических исследованиях. В заключительных темах курса обсуждается характер современной исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях. При анализе исторического знания в XIX–XX вв., мы выделяем три тенденции в историографии, отличающиеся способом конструирования «истинной картины» прошлого: аналитическую, прагматистскую и интуитивистскую. Этот выбор объясняется не только стремлением показать студентам возможности нетрадиционной классификации историографии, но и эпистемологическими задачами обучения: все-таки нас более всего интересует, чтобы студенты освоили модели создания конструкцийобразов прошлого. Место курса в системе социально-гуманитарного образования Лекционный курс «Проблемы исторического познания» является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного образования. Курс “Проблемы исторического познания” относится к I циклу (Гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Национальный-региональный компонент). Требования к уровню освоения содержания курса: Студент, прослушавший курс должен знать и понимать: каковы современные представления о социальной реальности; типы, механизмы формирования и источники коллективных представлений о прошлом; особенности образов прошлого в разных формах знания; специфику исторического времени; многообразие смыслов и значений понятия «история» и их эволюцию; современное определение истории в значении знания; эмпирические и теоретические основания исторической науки; современные трактовки функций исторического знания; пространственные и темпоральные характеристики историописания; исторические методы конструирования прошлого и образы, в которых оно представлено в разных направлениях историографии. Содержание курса. Цель курса: овладение принципами анализа исторического знания с позиций современной методологии истории, социологии знания, аналитической философии истории. Задачи курса: знакомство студентов с теорией исторического знания как формой специализированного научного знания. Тема 1. Введение в предмет (Лекция1) Основные вопросы: – Что такое история Как менялись значения и смыслы этого понятия – Наука ли история Чем история отличается от других общественных дисциплин – Почему история все время переписывается – Чем исторический метод отличается от философии истории – Почему содержание исторической науки так волнует власть и общественность Тема 2. Значения и смыслы «истории» (Лекции 2–3). Основные значения слова «история»; их формирование в эпоху античности и эволюция в европейской культуре. Первичная концептуализация истории как науки о прошлой социальной реальности («науки о природе» и «исторические науки о культуре»). Современные трактовки исторического знания в методологии истории, аналитической философии истории, социологии знания и семиотике. Тема 3. Основные понятия: «социальная реальность», «знание» и «прошлое» (Лекции 4–6) «Социальная реальность»: эволюция представлений о структуре картины мира. Формирование понятия «реальность». Дифференциация трех систем реальности. Система личности. Социальная система: институты и роли. Система культуры и ее элементы. «Знание»: История понятия и современные научные представления. Проблема классификации знаний: исторический очерк. Становление социологии знания. Дифференциация научного знания: науки о природе и науки об обществе. Основные типы знания о социальной реальности. «Прошлое». Базовые характеристики двух образов времени в философии. Два типа времени в истории. Становление чувства прошлого. Прошлое как Другое. Появление специализированного знания о прошлом в обществознании. Конструирование прошлого и социальные теории. Категория времени в историческом анализе. Тема 4. Формы вненаучного знания о прошлом (Лекции 7–10) Архаичное знание. Общая характеристика архаичных представлений, образы времени и темпоральная картина мира. Религия. Трансцендентная и социальная реальности, теология «истории» и христианская историография. Философияобществознание. Модели и схемы: базовые подходы, циклические модели и стадиальные модели исторического процесса. Идеология. Идеологические темпоральные универсумы. Роль идеологии в становлении историографических школ. «Партийная», «национальная» и «гендерная» история. Массовые представления. Анализ теоретических аспектов исследования социальных представлений о прошлом с позиций социологии знания. Основные «типы прошлого»: индивидуальное прошлое и различные виды «групповых» прошлых. Два класса источников, характеризующих массовые исторические представления. Тема 5. Эмпирические и теоретические основы исторической науки Лекция 11. Сравнительный анализ эмпирической составляющей истории как знания о прошлом. Разнообразие подходов к анализу текстов с точки зрения теории информационных систем. Эволюция представлений о специфике теоретизирования в исторических исследованиях и современные дискуссии. Использование методологического аппарата социальных и гуманитарных наук: достижения и сложности. Тема 6. История как знание о социальном мире Лекция 12. История как научное знание о прошлой социальной реальности. Процесс выделения социального мира в качестве объекта исторического знания. Основные подсистемы прошлой социальной реальности в историографии. Понятия государства и общества. Политическая система: всемирная и национально-государственная история. Экономическая система и экономическая история. Новая социальная история. Интерпретация культуры в историографии Нового времени. История символических систем и изучение культурного контекста. Социально-антропологическая трактовка культуры в исторических трудах. История ментальности. Человек как субъект деятельности и объект исторического анализа. Тема 7. Функции истории Лекция 13. «Учительница жизни» и «свет истины»: классические представления о пользе истории и их эволюция. Концептуализация роли исторического знания на уровне современной социальной теории. Поддержание образцов, легитимация, идентификация, открытие Другого и «историческая память». Тема 8. «История с географией» Лекция 14. Взаимовлияние социальной системы и природного мира. Историческое пространство как взаимодействие социального пространства с географическим. Структуризация исторического пространства в исторических исследованиях и типы исторических сочинений. Всемирная, региональная, национальная и локальная историография. Тема 9. Структуры исторического времени Лекция 15. Событие как элемент исторического анализа и темпоральная организация истории. Интерпретация социальных целостностей (обществ, культур, цивилизаций, общественно-экономических формаций) как структур в статике и динамике. Концептуализация исторических эпох: хронологические границы и содержание. Понятие современности. Тема 10. Способы конструирования прошлого в историографии (Лекции 16–18) Интуитивистская историография Базовые принципы романтической историографии, причины ее недолговечности и основные линии трансформации. Прагматическая историография. О пользе и вреде презентизма в историографии. Прагматическая историография: национализация прошлого и партийность истории. Политика исторической памяти. Аналитическая историография. Становление исторического метода. Место истории в позитивистской парадигме. История в системе социальных и гуманитарных наук. Метаморфозы «исторического синтеза»: от А. Берра к структурной истории второй половины XX в. Микроанализ и микроистория. Историографические «повороты»: новая модель отношений с социальными науками. Календарный план курса Лекция 1. Введение в предмет Лекция 2. «История»: основные значения. Значения и смыслы «истории» в эпоху античности Лекция 3. Значения и смыслы «истории» в Средние века и Новое время Лекция 4. «Социальная реальность» Лекция 5. Социология знания о прошлом Лекция 6. «Прошлое» и историческое время Лекция 7. Архаичное и религиозное знание о прошлом Лекция 8. Философское знание о прошлом Лекция 9. Идеологическое знание о прошлом Лекция 10. Обыденное знание о прошлом Лекция 11. Эмпирические и теоретические основы исторической науки Лекция 12. История как знание о социальном мире Лекция 13. Функции истории Лекция 14. «История с географией» Лекция 15. Структуры исторического времени Лекция 16. «Плоды романтизма» Лекция 17. Прагматическая историография Лекция 18. Аналитическая историография Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы Каковы значения слова история в разных европейских языках В чем состоял смысл «истории в значении текста» в античности Когда появляется значение истории как реальности в смысле «бытие человечества во времени» Каково соотношение истории и хроники в Средние века В чем заключались радикальное изменения представлений об истории в раннее Новое время Как в современной историографии определяется место истории в системе научного знания В чем состоят отличия между природной, трансцендентной и социальной реальностью Каково различие между понятиями «общество» в широком и узком смысле В чем разница между понятиями «индивид» и «личность» Какую роль выполняет язык в системе культуры В чем отличие мнения от знания Как классифицировались знания по методу и по предмету в XIX в. Чем отличаются науки о духе от наук о культуре Как соотносятся знание и реальность в современной теоретической социологии Чем отличается время наблюдателя от времени действующего Когда начали формироваться темпоральные представления Каковы причины возникновения чувства прошлого в начале Нового времени Чем обусловлены различия в восприятии прошлого и настоящего В чем отличие мифического и эмпирического времени Каково место героического эпоса в темпоральной картине мира Как осуществлялась символическая репрезентация будущего в архаичных системах знания В каких образах воплощалось вертикальное и горизонтальное время Как долго христианское религиозное знание играло доминирующую роль в европейской культуре Назовите ключевые события в истории человечества в соответствии с христианской интерпретацией. Кто автор термина «философия истории» Какие базовые образы исторического процесса философия истории унаследовала от архаичного знания и христианской философии Как трактуются движущие силы исторического развития в классической историософии Назовите пять общественно-экономических формаций. Что такое «монистический взгляд на историю» Когда появился термин «идеология» Назовите основные идейно-политические течения. Что означает суффикс «-изм» применительно к течениям общественно-политической мысли Каковы отличия либерального и консервативного темпорального сознания Как формируются социальные представления о прошлом Каковы источники социальных представлений о прошлом Что такое «политика памяти» В чем состоял переворот в трактовке исторического знания в конце XIX в. Когда в общественных науках появились понятия «государство» и «общество» Что такое «историографические повороты» Как историки использовали достижения культурной антропологии В каком направлении историографии воплотился социологический подход к знанию Назовите основные подходы к изучению индивида в историографии XX в. Что такое «историческое событие» Назовите отличия между французской и немецкой школами структурной истории. Назовите основные переходные периоды в развитии европейского общества. Как соотносятся исторические ошибки и «уроки истории» Объясните, каким образом прошлое служит способом идентификации Почему прошлое интересно само по себе Чем отличается географическое пространство от исторического В чем причина успеха локальной истории сегодня Основные характеристики современной всемирной истории. Какова суть обновления национальной историографии Чем романтическая историография отличается от исторического романа В чем состоит сущность презентизма Почему историки были столь влиятельны в XIX веке Влияние политических интересов на тематику исторических сочинений. Что такое «критика источников» Понятия «закономерность» и «случайность». Что такое «исторический детерминизм». Основные этапы формирования «исторического синтеза». Чем отличается история от исторической социологии Перечень вопросов к экзамену по всему курсу: Приведенный ниже список вопросов к зачету опирается на прочитанный курс лекций и предполагает активное использование слушателями рекомендованной литературы. По желанию слушателя зачет может проходить как в устной форме (по билетам или спецвопросам), так и в письменной форме (представление работы по одному из зачетных вопросов, оформленной надлежащим образом и снабженной библиографией). Помимо предложенных вопросов, письменная работа может быть самостоятельным исследованием, посвященным специальным темам (их рекомендательный список, составленный с учетом специализации студентов, прилагается). Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в античности Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в Средние века Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в Новое время Основные значения слова «история» и их взаимосвязь в ХХ веке Типы реальностей Подсистемы социальной реальности Статус виртуальных реальностей в современной культуре Социология знания: основные принципы подхода Взаимовлияние разных форм знания о прошлом Основные характеристики социального времени Время как категория исторического анализа: прошлое как Другое Образ прошлого в архаичной картине мира Периодизация истории в христианских учениях. Циклические и стадиальные модели в историософии Прошлое как фактор национальной и партийной идентификации Идеологические системы и история Источники формирования массовых представлений о прошлом Механизмы формирования массовых представлений о прошлом Политика памяти Подходы к анализу исторических источников: критика и герменевтика Теория и история: современные дискуссии История и социальные науки: сходство и отличия Предмет истории в разные эпохи Подсистемы социальной реальности и фрагментация современной историографии Символические системы как объект исторических исследований Индивид, персона, личность в историческом исследовании Классическая и современная историческая биография Познавательная функция истории Роль исторического знания с точки зрения современной социальной теории Географическое, социальное и историческое пространство Основные типы историографии в рамках пространственного подхода Ключевые события в разных формах знания о прошлом Структурная история и структурно-функциональный подход Историко-культурные эпохи Всеобщая история и тотальная история Исторический роман и историческое исследование Национализм и национальная история Идеология и политическая история История женщин и женская история Становление исторического метода Причинно-следственный подход в историографии Анализ и синтез в историческом исследовании Историографические повороты Примерный список тем рефератов, курсовых работ, составленный с учетом специализации студентов Компоненты социальной реальности Основные этапы эволюции понятия «знание». Становление социологии знания в XX в. Образы времени в философских системах. История и филология: реальность и тексты. Темпоральная картина мира в греческой мифологии. Темпоральные архетипы в современных социальных концепциях. Картина прошлого, настоящего и будущего в Ветхом Завете. Концепция истории у Августина. Доктрина «Третьего Рима» и ее политические воплощения. Циклы в развитии культур и цивилизаций. Европоцентризм классических историософских концепций. Типология политического сознания и темпоральные характеристики идеологических систем. «Женская история» как способ конструирования прошлого. Анахронизмы в изобразительном искусстве. Исторический роман как источник знаний о прошлом Образ прошлого в кинематографе («исторические» фильмы) Социальные представления и концепция «исторической памяти». Политические механизмы формирования массовых представлений о прошлом. Сюжеты и символы семейного прошлого. Методология истории у Р. Коллингвуда «Историка» И. Дройзена и современная методология истории Проблема власти в политической истории История частной жизни в современной историографии. Анализ коллективных представлений у Э. Ле Руа Ладюри в книге «Монтайю, окситанская деревня (1294–1324)». Биографии «незамечательных» людей в современной историографии. Существуют ли «уроки истории» Функции исторического знания на примере школьного учебника истории. История границы. Исторические топосы: город. «Исторические события» в России XX века и их массовое восприятие Поздняя античность vs. раннее средневековье Проблема национальной идентификации в российской историографии конца XX в. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» К. Маркса: история и доктрина «Возведение истории в ранг науки». Праздники, карнавалы и церемонии глазами историков. «Людовик Святой» Ж. Ле Гоффа как пример тотальной истории. Учебно-методическое обеспечение курса Базовая монография Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. В 2-х т. Т. 1: Конструирование прошлого. СПб.: Наука, 2003. Т. 2: Образы прошлого. СПб.: Наука, 2005 (в печати). Источники Геродот. История. Пер. с древнегреч. М.: Ладомир, 1993. Фукидид. История. Пер. с древнегреч. СПб.: Наука; Ювента, 1999. Лукиан. Как следует писать историю Лукиан. Избр. проза. Пер. с древнегреч. М.: Наука, 1991. Августин (Аврелий Августин). О Граде Божием. В 2-х т. Пер. с лат. СПб: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. Боден Ж. Метод легкого познания истории. Пер. с лат. М.: Наука, 2000 [1566]. Дройзен И. Г. Историка. Пер. с нем. СПб.: Владимир Даль, 2004. Бернгейм Э. Введение в историческую науку. Пер. с нем. СПб.: Изд-во «Вестника знания» (В. В. Битнера), 1908 [1889]. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. Пер. с фр. СПб.: б.изд., 1899 [1898]. Кроче Б. Теория и история историографии. Пер. с ит. М.: Языки русской культуры, 1998 [1917]. Февр Л. Бои за историю. Пер. с фр. М.: Наука, 1991. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд. Пер. с фр. М.: Наука, 1986 [19421949]. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории [1946] Р. Дж. Коллингвуд. Идея истории. Автобиография. Пер. с англ. М.: Наука, 1980. Учебные пособия. Зверева В. В., Парамонова М. Ю., Репина Л. П. История исторического знания. Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004. 288 с. Про А. Двенадцать уроков по истории. Пер. с фр. М.: РГГУ, 2000 [1996]. Савельева И. М., Полетаев А. В. Социология знания о прошлом. Курс лекций. М.: ГУ–ВШЭ, 2005. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. Пер. с англ. М.: Весь Мир, 2000 [2000]. Основная литература Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. Пер. с англ. М.: Медиум, 1995 [1966]. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность [1958] И. С. Кон (ред.). Философия и методология истории. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1977, с. 115–142. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания [1904] М. Вебер. Избр. произв. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990, с. 345–415. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. Пер. с фр. М.: Языки славянской культуры, 2002 [1980]. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984 [1972]. Дрей У. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке [1963] И. С. Кон (ред.). Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977, с. 37–71. Ле Гофф Ж. Средневековье: время церкви и время купца [1960] Ж. Ле Гофф. Другое Средневековье. Пер. с фр. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000 [1977]: 36-48. Ле Гофф Ж. Является ли все же политическая история становым хребтом истории [1971] «THESIS», 1994, вып. 4, с. 177–192; см. тж. Ле Гофф 2001б [1985], с. 403–424. Мелетинский Е. М. Общее понятие мифа и мифологии Мифологический словарь Ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990, с. 634–640. Оукшот М. Деятельность историка [1955] М. Оукшот. Рационализм в политике. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2002, с. 128–152. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [1966] «THESIS», 1993, вып. 2, с. 94–122. Дополнительная литература Арендт Х. Истоки тоталитаризма. Пер. с англ. М.: ЦентрКом, 1996 [1966]. Арутюнова Н. Д. Время: модели и метафоры Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко (ред.). Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997, с.51-61. Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть [1987] П. Бурдье. Начала. Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1994 [1987], с. 181–207; см. тж.: THESIS, 1993, вып. 2, с. 137–150; Вебер М. Основные социологические понятия (из первой главы книги «Хозяйство и общество) [1921] М. Вебер. Избр. произв. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990, с. 602–643. Вейнберг И. П. Рождение истории (историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тыс. до н. э.). М.: Наука, 1993. Данто А. Аналитическая философия истории. Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, 2002 [1965]. Дильтей В. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения истории и общества [1883] В. Дильтей. Собр. соч. Пер. с нем. В 6-и т. М.: ДИК, 2000, т. 1. Кимелев Ю. А. (сост.). Философия истории. Антология. М.: Аспект Пресс, 1994б. Ле Гофф Ж. Людовик Святой. Пер. с фр. М.: Ладомир, 2001а [1985]. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294–1324). Пер. с фр. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001 [1975]. Гл. XVIII. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль [1962] К. Леви-Стросс. Первобытное мышление. Пер. с фр. М.: Республика, 1994, с. 111—336. Манхейм К., фон. Идеология и утопия [1929] К. Манхейм. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994, с. 7–276. Медушевская О. М. Теория, история и метод источниковедения И. Н. Данилевский и др. Источниковедение. М.: РГГУ, 1998, с. 17–168. Немировский А. И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение [1989] «THESIS», 1993, вып. 2, с. 69–91. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: Институт всеобщей истории РАН, 1998. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. Успенский Б. А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — третий Рим». В: Б. А. Успенский. Избр. труды. В 2-х т. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996, т. 1, с. 83—123. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Пер. с голл. М.: Наука, 1988 [1963, 1-е изд. 1919]. Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М.: ИД Искусство, 2001. Штомпка П. Социология социальных изменений. Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1996 [1993]. Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М.: Мирос, 1998. Ясперс К. Истоки истории и ее цель [1948]. В: К. Ясперс. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991, с. 27—287. Справочная и обзорная литература Мифы народов мира. Энциклопедия Ред. С. А. Токарев. В 2-х т. М.: Советская энциклопедия, 1980. Словарь античности Сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989 [1987]. Словарь средневековой культуры Ред. А. Я. Гуревич. Москва: РОССПЭН, 2003. Современная западная философия. Словарь Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. 2-е изд. М.: Остожье, 1998.
Каталог: data -> 447
data -> Программа дисциплины Западная философия до середины ХХ века для направления
data -> Александр II и отмена крепостного права в россии объект исследования
data -> «Как памятник началу века, Здесь этот человек стоит…» А. Ахматова
data -> Сми о партиях и парламентских выборах в Кыргызстане
data -> Власть за Мариповым стоят Шадиев и Илмиянов
data -> Решение Дастана Бекешева Дастан Бекешев решил идти на парламентские выборы с партией власти сдпк
data -> Власть государство как родственник: все в нем великие, а семья нищая
447 -> Из истории Вологодских монастырей XVI xvii века
447 -> Отчет по Индивидуальному исследовательскому проекту №07-01-178, выполненному при поддержке Научного Фонда гу-вшэ

  • Факультет Философии
  • Рекомендовано секции УМС
  • Одобрено на заседании кафедры Науки о культуре
  • Тематический план учебной дисциплины
  • Календарный план курса
  • Примерный список тем рефератов, курсовых работ, составленный с учетом специализации студентов