Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа курса история западноевропейской философии раздел III. Философия Возрождения. Раздел IV. Философия Нового времени




Скачать 197.55 Kb.
Дата22.05.2017
Размер197.55 Kb.
ТипПрограмма курса


РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА


Философско-богословский факультет

С.С.Пименов




ПРОГРАММА КУРСА

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ


Раздел III. Философия Возрождения.

Раздел IV. Философия Нового времени.

Москва, 2003 г.


УТВЕРЖДЕНО

Ученым советом

Российского православного университета св. Иоанна Богослова

13.03.2003 г.

Рецензенты:

Казарян А.Т., Ph.D., профессор кафедры философии РПИ св.Иоанна Богослова

Хлебников Г.В., доцент, кандидат философских наук, ИНИОН РАН
Пименов С.С. Программа курса «История западноевропейской философии. Раздел третий. Философия Возрождения. Раздел четвертый. Философия Нового времени».

Программа курса «История западноевропейской философии. Раздел третий. Возрождение. Раздел четвертый. Новое время» включает основные понятия, течения и персоналии философии Возрождения и Нового времени, представлены важнейшие этапы истории философской мысли этого периода. Программа содержит вопросы и рефераты для студентов, которые могут быть и темами докладов. Литература, рекомендованная в рамках данной программы, ориентирует студентов на знакомство с классическими работами, научными исследованиями и учебными пособиями по изучаемому курсу.



ПРОГРАММА КУРСА
Название темы
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Тема 1. Истоки и характерные черты философии эпохи Возрождения…………4

Тема 2. Николай Кузанский………………………………………………………...5

Тема 3. Эразм Роттердамский……………………………………………………....6

Тема 4. Мартин Лютер и Реформация……………………………………………...6

Тема 5. Томас Мор…………………………………………………………………...7

Тема 6. Мишель Монтень…………………………………………………………...7

Тема 7. Джордано Бруно…………………………………………………………….7

Тема 8. Немецкая мистика…………………………………………………………..8
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Тема 1. Фрэнсис Бэкон……………………………………………………………...8

Тема 2. Рене Декарт ……………………………………………………………...….9

Тема 3. Блез Паскаль……………………………………………………………..…9

Тема 4 Бенедикт Спиноза……………………………………………………..…..10

Тема 5. Томас Гоббс ……………………………………………………………..…10

Тема 6. Джон Локк……………………………………………………………..…..11

Тема 7. Готфрид Лейбниц……………………………………………………..…..11

Тема 8. Джордж Беркли……………………………………………………..……..11

Тема 9. Дэвид Юм……………………………………………………………..……12


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ…………………………………………………………..…12

ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНА………………………………………………………....13
Цели и задачи курса и рекомендации по методике обучения

Настоящая программа разработана для студентов Российского православного университета св. Иоанна Богослова с целью дать им углубленное знание истории философии. Содержание данного курса составляет история мировой философской мысли античности и средних веков во всем многообразии её основных направлений и школ. Учитывая специфику Православного университета, большое внимание уделяется взаимоотношению философии и религии, отношению к религии тех или иных мыслителей, а также тому, как они решали ключевые для мировоззрения проблемы соотношения мира и Бога, назначения и смысла бытия человека и мироздания. Студентам Православного университета необходимо освоить все богатство философской проблематики и быть свободными от того понимания истории философии, которая содержится в учебных пособиях советского времени. Поэтому большое внимание должно уделяться работе с первоисточниками философской мысли. Учебная работа студента при изучении каждой темы должна обязательно включать прочтение основных философских текстов (указанных в программе), их конспект и написание рефератов. Это позволяет студентам лучше овладевать первоисточниками и выработать навыки самостоятельной работы с текстами.


Данный материал предлагается к освоению в течение 1 семестра (по 4 часа в неделю).




Кол-во часов

Тема

лекции

семинары

всего

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.










Тема 1. Истоки и характерные черты философии эпохи Возрождения

2

2




Тема 2. Николай Кузанский

4

2




Тема 3. Эразм Роттердамский

2

2




Тема 4. Мартин Лютер и Реформация

4

2




Тема 5. Томас Мор

2

2




Тема 6. Мишель Монтень

2







Тема 7. Джордано Бруно

4







Тема 8. Немецкая мистика

2







РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.










Тема 1. Фрэнсис Бэкон

2







Тема 2. Рене Декарт

6

2




Тема 3. Блез Паскаль

4

2




Тема 4. Бенедикт Спиноза

4

2




Тема 5. Томас Гоббс

2

2




Тема 6. Джон Локк

2







Тема 7. Готфрид Вильгельм Лейбниц

4

2




Тема 8. Джордж Беркли

2







Тема 9. Дэвид Юм

2

2




Итого:

50

22

72



Рекомендуемые учебные пособия:

  1. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996

  2. Виндельбанд В. История новой философии. Т.1 От Возрождения до Просвещения. М., 2000

  3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980

  4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000

  5. История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). М., 1996

  6. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. СПб., 1996



РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Тема 1. Истоки и характерные черты философии эпохи Возрождения.

История понятия. «Возрождение». Временные и географические рамки. Идеалы Возрождения - античности, исследование античных текстов. Осознание себя представителями, отличными от эпохи «темного Средневековья». «Возрождение» и «гуманизм»: сходство и отличие понятий.

Представители итальянского Возрождения: Данте Алигьери (1265-1321), Франческа Петрарка (1304-1374), Леонардо Бруни (1374-1440) – их краткая характеристика.

Характерные черты философии Возрождения. Неприятие схоластического метода философствования. Изменение роли Бога в возрожденческих доктринах: от теоцентризма - к деизму и пантеизму. Доктрина «двух истин». Антропоцентризм, «открытие» человека, творческая активность, идеал универсальной личности, стремление к индивидуальности (портрет как выразитель подобного стремления). Гуманистический оптимизм, натурализм, вера в доброту человеческой природы. Интерес к моральной и социальной проблематике.

Отношение к католической церкви. Неприятие церковной иерархии, аскетического идеала. Стремление к примирению всех религиозных традиций. Концепция «всеобщей религии».

Лоренцо Валла (1407-1457), критика схоластики, филологическая критика, эпикуреизм.

М.Фичино и флорентийские платоники. Воздействие магических и оккультных практик: астрология, герметизм, вера в заклинания, алхимия.

Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494).«Речь о достоинстве человека» (1846): герметические, кабаллистические, магические и христианские истоки. Синкретические тенденции. («Никакая иная наука не удостоверяет нас в божественности Христа, как Магия и Кабала»). Идея всеобщей религии.

Никколо Макиавелли (1469-1527). Концепция человека в системе общественных отношений «Государь» (1513, опубл. 1522). Утилитаризм цели и рационализм общественной доктрины Макиавелли. Этика. Человеческие стимулы: собственность и честолюбие. Предпосылки доктрины общественного договора. Концепция светского государства. Религия как инструмент общественной жизни. Судьба (fortuna) и доблесть (virtu) – их взаимное напряжение. Проблема главы государства. Успех как решающий критерий деятельности. Макиавеллизм.

Источники:


  1. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. М., 1962

  2. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Под ред. С.М.Стама. Часть 1 и 2, Саратов, 1984, 1988 – (Отрывки из произведений Петрарки, Салютати, Брачолини, Манетти и др.)

  3. Эстетика Ренессанса. Сост. В.П.Шестаков. В 2-х тт. М., 1981

  4. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.). М., 1985

  5. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989

  6. Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. СПб., 2000

  7. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982


Литература:

  1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978

  2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 2001

  3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000 (стр.5-18)

  4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980

  5. История философии: Запад – Россия – Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). М., 1996

  6. Йетс Фрэнсис А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000

  7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978

  8. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996

  9. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М, 1990



Тема 2. Николай Кузанский (1401-1464)

Биография. Источники Николая Кузанского: христианство, платонизм, Эриугена, Дионисий Ареопагит, Майстер Экхарт.

Концепция «ученого незнания», апофатизм и катафатизм. Определение интеллекта, рассудка, ума («Об уме», «Об ученом незнании»). Бог как актуальная бесконечность и мир конечных вещей. Учение об абсолютном максимуме (Боге) и абсолютном минимуме и их совпадении. Принцип «все во всем». Вселенная как определившийся максимум, приватная бесконечность. Беспредельность вселенной, центр которой везде. Роль математики.

Место человека как посредника между Богом и творением.

Проблема пантеизма у Николая Кузанского.
Источники:


  1. Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. М., 1979-1980

Литература:

  1. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978, стр.291-316

  2. Гайденко П.П. история новоевропейской науки в ее связи с наукой. М., 2000, стр.11-45.



Тема 3. Эразм Роттердамский (1469-1536)

Биография. Сочинения Эразма: философско-этические, педагогические, теологические, художественно-назидательные, переводы и комментарии. Источники Эразма: христианство, платонизм, мистицизм, эпикуреизм. Новое понимание задач и способов философствования, «философия Христа». «Оружие христианского воина» (1504): цель, место веры, воли, свободы, благочестия. Эразм и католическая церковь. Полемика с Лютером о свободе воли и предопределании. «О свободе воли» (1534). История проблемы: Августин – Пелагий; Фома Аквинский, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола. Отличие в понимании Бога у Лютера и Эразма: Бог милосердный и Бог карающий. Лютер о божественном предопределении. Эразм о синергийности человеческой воли с божественной благодатью.

Социально-педагогические взгляды: природное равенство людей. «Похвала глупости» (изд. 1511). Пацифизм.
Источники:


  1. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986

  2. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М., 1983

  3. Эразм Роттердамский. Трактат о вечном мире. М., 1963

  4. Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969

Литература:

  1. Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971



Тема 4. Мартин Лютер (1483-1546) и Реформация.

Основные деятели реформационного движения: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Уильяи Цвингли, Томас Мюнцер.

Причины Реформации: нравственные, догматические, социально-исторические.

Биография Лютера. Лютер и предыдущая схоластика. Богослов конфликта и парадокса. Библия как единственный источник Откровения, десакрализация текста Священного Писания, отвержение Церкви как необходимой посредницы между Богом и человеком. Индивидуализм. Человек перед Богом, благодать, "спасение грешника только верой", отрицание свободы воли. Трудовая этика. Лютер в истории.


Источники:

  1. Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994

  2. Лютер М. Избранные произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1992

Литература:

  1. Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция. М., 2000.

  2. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004.

  3. Хемниц М. Исследование Триденствого собора. В 2-х т. М., 2007.

  4. Хемниц М. Ключевые вопросы богословия. В 2-х т. М.,2003.

  5. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995.


Тема 5. Томас Мор (1478-1535)

Биография.

«Утопия» (1516) как продолжение платонической традиции. Попытка решения противоречия между частным и общим. Идеал правителя. Справедливость как основа государства. Государство как «большая семья». Общественный характер труда и потребления. Отношение к частной собственности. Естественность, рациональность. Религиозные идеалы: выборность, веротерпимость.

Влияние «Утопии» на общественную мысль.


Источники:

  1. Томас Мор. Утопия. М., 1978

Литература:

  1. Виппер Р. Утопия Мора. «Мир Божий», 1896, март

  2. Тарле Е.В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени. СПб., 1901

  3. Каутский К.Т. Томас Мор и его утопия. М., 1924

  4. Осиновский И.Н. Томас Мор. М., 1974



Тема 6. Мишель Монтень (1533-1592)

Биография. Влияния и источники Монтеня: стоицизм, античный скентицизм, эпикуреизм.

«Опыты» (1580), рождение философской эссеистики. Литературная форма «Опытов» как выражение духа эпохи: психологизм, конкретность, фрагментарность, афористичность, естественность. Опыт – как основа философствования. Относительность человеческого знания. Сближение Бога с природой и судьбой. Натурализация человека.

Этика Монтеня: перенос с небесного на земное, индивидуализм, рационализм. Размышления о смерти. Место религии.

Влияние «Опытов».
Источники:


  1. Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1992

Литература:

  1. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М., 1990.



Тема 7. Джордано Бруно (1548-1600)

Биография, религиозно-магические и герметические тенденции. Миф о Бруно.

Философские источники Бруно: герметизм, Фичино, Дионисий Ареопагит, Аристотель и схоластика, Николай Кузанский, эпикуреизм.

Пантеистический натурализм Бруно. Проблема Единого. Бог как синоним единства; бытие как совпадение материи и формы, возможного и действительного, временного и вечного. Мировая Душа.

Вселенная: принципиальное единство, бесконечность, относительность центра, одухотворенность. Монадология.

Гносеология Бруно. Познавательные способности: чувства, воображение, рассудок, ум. Место веры, построение «религии ума».

«Героический энтузиазм» как слияние с божественной природой.
Источники:


  1. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949

  2. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. О причине, начале и едином. Минск, 1999

  3. Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953

  4. Бруно Дж. Трактат «Светильник тридцати статуй»: пер. А.Х.Горфункеля // Философские науки. 1976. №3

Литература:

  1. Йетс Фрэнсис А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000

  2. Джордано Бруно перед судом инквизиции. Пер. А.Х.Горфункеля (краткое изложение следственного дела Джордано Бруно) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Вып.6

  3. Джордано Бруно и инквизиция. Пер. В.С.Рожицына // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1950

  4. Горфункель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973



Тема 8. Немецкая мистика.

Мистика церковная и внецерковная. Типология внецерковной мистики. Особенности немецкой мистики.

Майстер Экхарт (1260-1327), биография. Учение о Боге, разделение на «божество» и «Бога» (Троицу). Становление бога из божества. Учение о человеке, «искорке» в душе и о мистическом восхождении.

Якоб Бёме (1575-1624), биография. «Аврора, или Утренняя звезда в восхождении». Бог и его первооснова, логическое саморазвитие божества.

Оценка Гегелем Бёме. Последующее влияние на философию (Шеллинг, Бердяев).
Источники:


  1. Беме Я. Аврора, или Утренняя звезда в восхождении. М., 1990 (репр. с изд. 1914 г.)

  2. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991 (репринт с изд. 1912 г.)

  3. Экхарт М. Об отрешенности. СПб., 2001

Литература:

  1. Гегель Г.В.Ф. лекции по истории философии. В 3- кн. СПб., 1994.


РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Тема 1. Социокультурный аспект. Характерные черты Нового времени. Научная революция.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626), биография. «Великое восстановление наук». Классификация наук и предмет философии. «Новый Органон», учение о методе. Обоснование эмпирического метода. Индукция. Учение о призраках (призраки рода, пещеры, рынка и театра). Опыты «плодоносные» и «светоносные». Отделение науки от религии.

«Новая Атлантида» как выражение философско-научных взглядов Бэкона.

Влияние Бэкона: Англия и Франция. Судьба Бэкона в России.
Источники:


  1. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1971-78

Литература:

  1. Фишер К. Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский. СПб., 1870

  2. Асмус В.Ф. Фрэнсис Бэкон // Асмус В.Ф. Избранные философские труды. М., 1969. т.1

  3. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974

  4. The Cambridge Companion to Bacon. Ed. by M.Peltonen. Cambridge. 1996



Тема 2. Рене Декарт (1596-1650).

Биография, духовная атмосфера Франции.

Методическое сомнение и здравый смысл. Дедукция, математика как идеал научности. Учение о методе, его 4 принципа. Cogito ergo sum. Роль Бога как гаранта достоверности и источника познания. Врожденные идеи и происхождение заблуждения. Зависимость Декарта от схоластики.

Субстанция. Проблема субстанции: дуализм души и тела. Проблема животности у Декарта.

Основания натурфилософии Декарта. Движение и пространство. Первичные и вторичные качества вещей. Отождествление материи с субстанцией. Принцип инерции. Физическая картина мира. Пробабализм.

Этика, учение о страстях души и свободной воле.

Проблемы декартовской системы: дуализм Бога и мира, дуализм духа и тела. Окказионализм Мальбранша.

Влияние Декарта.


Источники:

  1. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. М., 1989-1994

Литература:

  1. Фишер К. История новой философии. Декарт Его жизнь, сочинения и учение. СПб.: Мифрил, 1994

  2. Асмус В.Ф. Рене Декарт. М., 1956

  3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

  4. Gilson E. Etudes sur le role, de la pensee medieval dans la formation du systeme cartesien. Paris,1951



Тема 3. Блез Паскаль (1623-1662).

Биография, научная деятельность. Паскаль и Декарт, сходства и различия. Логика Пор-Рояля. Божественная благодать и свобода воли. «Мысли», как философское и литературное произведение. Познание: «истины разума» и «истины сердца». «Пари» на Бога. Трагичность и величие человека, «мыслящий тростник». Человек перед Богом, градации человека в зависимости от веры. Ночь Откровения.

Пор-Рояль, янсенисты и иезуиты. «Письма к провинциалу». Этика Паскаля.

Влияние Паскаля.


Источники:

  1. Паскаль Б. Мысли. М., 1994

  2. Паскаль Б. Письма к провинциалу. М., 1997

  3. Паскаль Б. Трактаты. Полемические сочинения. Письма. К., 1997

  4. Паскаль Б. О геометрическом уме и об искусстве убеждать. Разговор с г. де Саси об Эпиктете и Сенеке. Об обращении грешника // Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994

  5. Паскаль Б. Опыт о конических сечениях // Историко-математические исследования. Вып.14. 1961

  6. Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. М., 1997

Литература:

  1. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994

  2. Стрельцова Г.Я. Паскаль. М., 1979

  3. Тарасов Б.Н. Паскаль. М., 1982



Тема 4. Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Биография. «Богословско-политический трактат», отношение к Писанию, библейская критика.

«Этика». Геометрический метод. Субстанция, атрибут, модус. «Природа творящая» и «природа сотворенная». Бог, природа – религиозно-философский аспект. Единство существующего, гилозоизм, детерминизм. Спиноза и Декарт, сходства и отличия. Спиноза и Паскаль: логика над Богом, или Бог над логикой?

Виды познания: чувственное, разумное, интуитивное. Проблема свободы воли: «свободная необходимость». Amor Dei intellectualis.

Этика. Аффекты. Бог как основа морали. Проблема блаженства.

Влияние Спинозы.


Источники:

  1. Спиноза Б. Сочинения в 2-х тт. СПб., 1999

  2. Спиноза Б. Избранные произведения. Т.1-2, М., 1957

Литература:

  1. Фишер К.. История новой философии. Т.2: Спиноза, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1906

  2. Соколов В.В. Спиноза. М., 1973



Тема 5. Томас Гоббс (1588-1679)

Континентальная и островная философии. Номиналистические истоки островной философии (Оккам).

Биография. Социокультурный аспект: английская революция «долгий парламент», Кромвель.

Гносеология Гоббса. Концепция «двойственной истины». Эмпиризм, дедукция и демонстрация. Мышление как «сложение» и «вычитание». Язык как основа познания. Проблема языка. Номинализм Гоббса.

Человек как тело и как машина. Этика.

«Левиафан». Учение Гоббса о государстве. «Естественная и «гражданская» стадии. Bella omnium contra omnes. Государство, как выявляющее разумную природу человека. Суверен, его права. Суверен как глава церкви.


Источники:

  1. Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М, 1989-1991

Литература:

  1. Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1975



Тема 6. Джон Локк (1632-1704)

Биография. «Опыт о человеческом разумении». Гносеология Локка. Критика теории врожденных идей. Душа как tabula rasa. Опыт: чувственный и внутренний. Проблема субстанции у Локка. Первичные и вторичные качества.

Учение о государстве. Естественное состояние равенства. Доктрина либерализма: свобода, собственность, разделение властей, государство как гарант справедливости, право на восстание. Веротерпимость. Разум как высший судья в религиозный вопросах.

Педагогические взгляды Локка: изначальное равенство, сочетание практики с обучением, сочетание физического и духовного, математика как фундамент образования.


Источники:

  1. Локк Дж. Сочинения в 3-х тт., М., 1985-1988

  2. Антология мировой философии: в 4 тт., М. 1970, т.2

Литература:

  1. Нарский И.С. Философия Джона Локка. М., 1960

  2. Заиченко Г.И. Локк. М., 1988



Тема 7. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Биография: математический, философский, религиозный аспект. Стремление к синтезу философских идей.

Гносеология: логическое основание мира, интуиция и закон тождества. Закон достаточного основания как основной закон естествознания. Перцепции и апперцепции. Малые апперцепции, их роль.

Метафизика как основа философской системы Лейбница. Субстанция. Монада, ее характеристики: простота, деятельность, индивидуальность, совечность миру, несообщаемость друг с другом, идея всеобщей связи посредством Бога.

Натурфилософия: единство, непрерывность, принцип развития на основании целевых причин, принцип «экономии сил». Природа как «привычка Бога».

Проблемы теодицеи. Принцип предустановленной гармонии.

Свобода и необходимость. Необходимые и случайные истины.
Источники:


  1. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х тт. М., 1982-1984

Литература:

  1. Гайденко П.П. история новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

  2. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М., 1973

  3. Нарский И.С. Готфрид Лейбниц. М., 1972

  4. Погребысский И.Б. Лейбниц. М., 1971



Тема 8. Джордж Беркли (1685-1753)

Биография. Цель жизни: пропаганда христианской веры, борьба с материализмом. Сенсуалистический идеализм. Критика абстракций. Понятие материи. Субъективность первичных и вторичных качеств. Отождествление вещей с ощущением свойств вещей. Существовать – значит быть воспринимаемым. Идея Бога у Беркли. Доказательство существования Бога. Человеческая душа. Натурфилософия Беркли. Богословская трактовка законов природы. Идея причинности как действие духа. "Алкифрон, или Мелкий философ". Атеизм есть аморализм. Против секуляризации нравственности. Общественно политические взгляды: "пассивное послушание". Моральные законы столь же универсальны, как положения геометрии.


Источники:

  1. Беркли Дж.Алкифрон, или Мелкий философ. Работы разных лет. СПб., 1996; (в Приложении: Ж.Пюссель «Введение к «Алкифрону»; Ж.Брикман «Алкифрон, или Сила слов»)

  2. Беркли Дж. Сочинения. М., 1978


Литература:

  1. Быховский Б.Э. Джордж Беркли. М., 1970

  2. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986

  3. Нарский И.С. Западноевропейская философия 18 века. М., 1973



Тема 9. Дэвид Юм (1711-1776)

Биография. Психологизация теории познания. Сенсуализм. "Впечатления" и "идеи". Простые и сложные идеи. Проблема "врожденных идей". Впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Принцип ассоциации: по сходству, по смежности, по причинности. Критика идеи субстанции. Центральная идея - идея причинности. Проблема индукции. Вера и привычка. Статус внешнего мира. Этические взгляды. Социальная философия.


Источники:

  1. Юм Д. Сочинения в двух томах. М., 1996 (1-е изд. 1966)


Литература:

  1. Нарский И.С. Философия Дэвида Юма. М., 1967

  2. Нарский И.С. Юм. М., 1973

  3. Михаленко Ю.П. Философия Д.Юма – теоретическая основа английского позитивизма XX века. М., 1962

  4. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986



ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола как свидетельство гуманистической эпохи.

  2. Бог и природа у гуманистов Возрождения.

  3. Человек и его место человека в космосе у гуманистов Возрождения.

  4. Место веры у мыслителей Возрождения.

  5. Человек в системе общественных отношений по работе Николло Макиавелли «Государь».

  6. «Философия Христа» Эразма Роттердамского (по работе«Оружие христианского воина»).

  7. Спор Эразма Роттердамского с Мартином Лютером о свободе воли.

  8. Учение Николая Кузанского о Боге (по работе «Об ученом незнании»).

  9. Космос у Николая Кузанского ( по работе «Об ученом незнании»).

  10. Место человека в мире по учению Николая Кузанского (по работе «Об ученом незнании»).

  11. Николай Кузанский о богопознании.

  12. Наилучшее государственное устроение, его обильные плоды, а также благодетельные нравы из него проистекаемые, явленные сэром Томасом Мором человечеству в его работе «Утопия».

  13. «Человек! Человек? Человек…» (по «Опытам» Мишеля Монтеня).

  14. Немецкая мистика (Майстер Экхарт и Якоб Беме).

  15. Естественнонаучная мысль эпохи Возрождения.

  16. Научная программа Фрэнсиса Бэкона.

  17. Взаимоотношения между наукой и религией в понимании мыслителей Нового времени.

  18. Методология научного познания у Фрэнсиса Бэкона.

  19. Методология научного познания у Рене Декарта.

  20. Бог как гарант достоверности научного знания у Рене Декарта.

  21. Духовная и телесная субстанция у Рене Декарта.

  22. Рене Декарт и последующее развитие европейской науки.

  23. Человек в философии Блеза Паскаля.

  24. Доводы сердца и аргументы разума в мышлении Паскаля.

  25. Критика Блезом Паскалем иезуитов (по работе «Письма к провинциалу»).

  26. Научное знание и религиозный опыт (по работе Блеза Паскаля «Мысли»).

  27. Учение о субстанции, атрибутах и модусах в философии Бенедикта Спинозы.

  28. Соотношение свободы и необходимости в бытии субстанции и в человеческом бытии по Бенедикту Спинозе.

  29. Этические взгляды Бенедикта Спинозы.

  30. О происхождении государства по «Левиафану» Томаса Гоббса.

  31. Джон Локк о правах человека.

  32. Эмпиризм Локка. Учение о происхождении идей.

  33. Дэвид Юм о причинности и привычке.

  34. Скептицизм Дэвида Юма.

  35. Идея Бога в философии Джорджа Беркли.

  36. Место Бога в философии 17-18 веков («Бог философов и ученых», деизм, теизм, атеизм).

  37. «Монадология» Лейбница и круг ее проблем.

  38. «Теодицея» Лейбница.



ВОПРОСЫ ЭКЗАМЕНА

  1. Никколо Макиавелли «Государь».

  2. Учение Николая Кузанского о Боге.

  3. Наилучшее государственное устроение, его обильные плоды, а также благодетельные нравы из него проистекаемые, явленные сэром Томасом Мором человечеству в его работе «Утопия».

  4. Немецкая мистика (Майстер Экхарт и Якоб Беме).

  5. Научная программа Фрэнсиса Бэкона.

  6. Методология научного познания у Фрэнсиса Бэкона.

  7. Методология научного познания у Рене Декарта.

  8. Человек в философии Блеза Паскаля.

  9. Учение о субстанции, атрибутах и модусах в философии Бенедикта Спинозы.

  10. О происхождении государства по «Левиафану» Томаса Гоббса.

  11. Джон Локк о правах человека.

  12. Дэвид Юм о причинности и привычке.

  13. Идея Бога в философии Джорджа Беркли.

  14. «Монадология» Лейбница и круг ее проблем.

  15. «Теодицея» Лейбница.



  • ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ