Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа курса История русской литературной критики




Скачать 378.9 Kb.
Дата11.01.2017
Размер378.9 Kb.
ТипПрограмма


программа курса

История
РУССКой
ЛИТЕРАТУРНой
КРИТИКи


Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2005

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой истории журналистики
и литературы


А в т о р ы - с о с т а в и т е л и:
Н. И. Якушин, Л. В. Овчинникова

О т в е т с т в е н н ы й р е д а к т о р:
Н. И. Якушин


Программа курса «История русской литературной критики». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. – 22 с.
Подготовлена на факультете журналистики.

© Якушин Н. И., Овчинникова Л. В., 2005


В настоящей программе представлена история классической русской литературной критики от ее зарождения в ХVIII в. до первой четверти ХХ в.

Программа составлена с учетом требований, предъявляемых к подготовке по специальностям «Филология» и «Журналистика». Курс «История русской литературной критики» представлен как гуманитарная дисциплина, обладающая ярко выраженной профессиональной направленностью, т. е. ориентированная на формирование представлений о литературном процессе, журнальной борьбе, выдающихся мастерах литературно-журнальной критики, о разных приемах и принципах анализа художественных произведений, на выработку умения выявлять и анализировать идейно-теоретическое, жанровое и стилистическое своеобразие литературно-критических произведений.

Критика рассматривается как теоретико-эстетическое «самосознание» литературы и способ осмысления различных литературных направлений в тесных и многообразных связях с общественно-культурной жизнью, журнальной борьбой, политическими и эстетическими приоритетами общественного сознания. В программе представлены различные течения русской литературной критики, тесно связанные с историко-литературным процессом, развитием философской и эстетической мысли.

Особое внимание составители уделяют эпохе расцвета журнальной критики XIX в. в ее взаимодействии с ведущими литературными направлениями, формированию основных литературно-критических методов и классических жанров. Каждый раздел программы включает материал об основных общественно-лите­ратурных и литературно-художественных изданиях, выдающихся мастерах критики, жанровом многообразии литературно-критических работ, приемах и способах анализа литературных произведений, методах ведения полемики.



Введение


Понятие о литературной критике. Русская критика ХVIII – начала ХХ вв. как научная дисциплина и особый вид литературно-творческой деятельности (теоретическое осмысление литературных направлений, способ истолкования и оценки художественных произведений). Развитие литературно-критического процесса, его связь с историей и теорией литературы, философией, эстетикой, публицистикой. Критика как часть изящной словесности. Динамика взаимодействия отечественной литературы и литературной критики. Литературная критика и журналистика. Основные жанровые формы профессиональной критики. Критика и проблема литературных «уровней» и иерархий. Проблемы периодизации истории литературно-журнальной критики в ХIХ–ХХ вв.


ХVIII в. – период формирования отечественной литературной критики


ХVIII век – период формирования культуры нового времени и зарождение литературной критики и журналистики. Предыстория литературной критики (появление критического элемента в фольклоре и древнерусской литературе). Основные направления в литературной критике ХVIII в.: классицистическая, сентименталистская и критика «просветительского реализма».

Классицистическая критика. Нормативно-жанровый и грамматико-стилистический критерии классицистической критики. Роль В. К. Тредиаковского в разработке литературно-критических проблем. Понятие «критика», внимание к грамматическим и стилистическим нормам, вклад в учение об оде, героической поэме и комедии.

Значение трудов М. В. Ломоносова для разработки основных понятий и приемов классицистической критики. «Письмо о правилах российского стихотворства». «Риторика». Учение о трех «штилях». Обращение Ломоносова к актуальным вопросам литературной теории и практики и журналистики («О нынешнем состоянии словесных наук в России», «Рассуждение об обязанностях журналистов…»).



А. П. Сумароков. Разработка теории классицистического искусства. «Эпистола о стихотворстве». Вклад Сумарокова в разработку критериев оценки художественных произведений («Две оды»). Соединение критики с журналистикой, деятельность в качестве критика и издателя «Трудолюбивой пчелы».

Литературно-критическая полемика М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского.

Эволюция жанров критики классицизма и принципов оценки художественных произведений от критерия «правил» и «правильности» к критерию вкуса. Литературно-критические суждения в художественных произведениях и теоретических трактатах. Полемический разбор. Теоретический трактат. Рассуждение.

Вклад Г. Р. Державина в разработку вопросов эстетики и критики («Рассуждение о лирической поэзии или об оде»).

Критика сентиментализма как «наука вкуса». Н. М. Карамзин – основоположник русского сентиментализма и «основатель критики в русской литературе» (В. Г. Белинский). Журнальная и издательская деятельность, оформление новых жанров литературной критики (рецензия, литературный портрет и др.). Учение Н. М. Карамзина о критике как о «науке вкуса» и о стиле как о составной части сентиментальной эстетики («Что нужно автору?»; «Отчего в России мало авторских талантов?»). Статьи Карамзина на историко-литературные темы, разработка вопроса о личности писателя, о европейском литературном движении, о соотношении национально-самобытного и общечеловеческого в литературе. Оценка современного состояния и истории русской литературы с точки зрения сентиментальной программы. Разработка жанров обзорно-критического предисловия, литературного портрета, проблемной статьи, рецензии. «Пантеон российских авторов» как один из первых опытов критической истории литературы. Доброжелательность критических и полемических выступлений Карамзина.

Сатирико-публицистическая направленность журнальной и литературно-критической деятельности представителей «просветительского реализма». Выступления против классицизма и сентиментализма, борьба за связь искусства с действительностью, за национально-патриотические основы литературы. Содержательность, искренность, естественность, жизненная и художественная правда как основные критерии оценки литературы. Разработка теории русской сатиры и драмы. «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н. И. Новикова. Журнально-издательская деятельность И. А. Крылова, критические выступления И. А. Крылова в «Зрителе», «Санкт-Петербургском Меркурии» и «Почте духов». Деятельность Н. И. Новикова – журналиста, издателя и критика. Литературно-критические темы в произведениях А. Н. Радищева. Литературно-публицистические произведения Д. И. Фонвизина.

Литературно-критический процесс ХIX в.


Эпоха расцвета литературной критики, ее связь с ведущими литературными направлениями. Формирование основных методов и классических жанров.

Литературная критика и журналистика начала XIX века. Переходный характер, отсутствие теоретико-эстетических основ и синкретизм. Постановка вопросов о литературном языке (А. С. Шишков, «карамзинисты» и «шишковисты»), о литературных направлениях, о народности и национальной самобытности литературы. Вопросы развития русской культуры в полемике «архаистов» и «новаторов».

Развитие принципов сентименталистской критики в статьях П. И. Макарова («Московский Меркурий»), И. И. Мартынова («Северный вестник»).

Особенности теоретико-литературных и литературно-критических суждений поэтов-«радищевцев» (В. В. Попугаев, И. М. Борн, И. М. Пнин и др.). «Вольное общество любителей российской словесности, наук и художеств».

А. Ф. Мерзляков о значении критики для развития литературы. Эклектичность и противоречивость суждений. Поиски общих теоретических основ и критериев литературной критики. Оценки творчества А. П. Сумарокова, М. М. Хе­раскова, Н. М. Карамзина и общего состояния российской словесности.

Теоретико-литературные и эстетические трактаты начала ХIХ в.

Основные формы организации общественно-литературной жизни (печатные органы, литературные ученые и дружеские общества).



Романтические течения в литературной критике (1810–1830-е гг.)


Романтизм как творческий метод, литературное направление и как веяние времени (осмысление исторического прошлого, национальной самобытности, обостренный интерес к внутреннему миру человека) Разработка понятий о романтической поэзии и народности. Обзорно-аналитический характер критических выступлений представителей романтизма (жанры обзора, обозрения, «взгляда» и др.).

Программа раннего романтизма в статьях В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова. Субъективный и эмоционально-вкусовой принципы критики
в сочетании с теоретическим анализом. Обзорно-аналитические жанры в крити-


ческой деятельности В. А. Жуковского («О критике», «Писатель в обществе», «О нравственной пользе поэзии»). Развитие жанра литературного портрета («О сатире и сатирах Кантемира», «О басне и баснях Крылова»). В. А. Жуковский об истории литературы и своеобразии творчества современников.

Роль К. Н. Батюшкова в разработке романтической критики («Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»). Суждения К. Н. Батюшкова о вдохновении, о связи поэзии с жизнью общества.

Программа гражданского романтизма в критике декабристов. Основные издания: альманах «Полярная звезда», журналы «Соревнователь просвещения и благотворения», «Сын отечества».

Гражданская («декабристская») критика и журналистика и вопросы идейного воспитания и просвещения соотечественников. Разработка понятий народности, романтизма, историзма и связи литературы с общественно-политической жизнью. Теоретическая постановка вопроса о романтизме (Трактат О. Сомова «О романтической поэзии» и др.).

Высокая идейность, гражданственность, народность и патриотизм как основные критерии критики. Различные течения внутри декабристской литературы и критики.

Значение обзоров А. А. Бестужева для разработки важнейших положений литературной критики. Осмысление истории литературы с точки зрения отражения в ней героического начала и гражданского свободомыслия. П. А. Вяземский о народности литературы и о романтизме А. С. Пушкина. В. К. Кюхельбекер о различных течениях в романтизме. Суждения о национальной самобытности литературы. Обзорно-аналитический характер литературно-критического создания. Главная критическая работа «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». Своеобразие позиции К. Ф. Рылеева-критика. К. Ф. Рылеев о гражданственности литературы, об «истинной поэзии». Письма к А. С. Пушкину.

Литературно-критическая деятельность представителей философского романтизма. Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, В. Ф. Одоевский. «Общество любомудрия», его деятельность и философско-эстетические принципы. Поиски разумных закономерностей в мире и искусстве, сменяемость форм и этапов в развитии поэзии. Строгая философская основа и систематичность критики. Д. В. Веневитинов о поэзии мысли. Его отклики о первых двух главах романа «Евгений Онегин» и о трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина. И. В. Киреевский. Попытки увидеть в разрозненных литературных явлениях господствующее направление словесности. Обобщающие суждения о русской литературе, о романтизме, об основных этапах развития поэзии А. С. Пушкина (статьи «ХIХ век», «Нечто о характере поэзии Пушкина»).

В. Ф. Одоевский о необходимости научно-философской основы и единых критериев литературной критики. Участие в пушкинском «Современнике». Суждения об общем состоянии литературы, о романах. Одоевский о Пушкине. «Записки для моего праправнука о русской литературе».

Литературно-критическая деятельность братьев Николая и Ксенофонта Полевых. «Московский телеграф», его особенности и место в литературно-общественной жизни. Разработка понятий оригинальности и самобытности литературы. Первые применения принципа историзма в критике. Жанрово-стилистическое своеобразие критических выступлений братьев Полевых. Выступления Н. А. Полевого против вкусовой критики и «литературной аристократии». Оценки творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Противоречивость и компромиссность некоторых суждений Н. А. Полевого. Кс. А. Полевой и его вклад в критическую программу русского романтизма. Статьи «О направлениях и партиях в литературе», «О русских романах и повестях».

Становление и развитие реалистической критики 1830–1840-е гг. Формирование концепции русского критического реализма


Литературно-общественное движение и своеобразие литературно-критического процесса 1826–1840-х гг. XIX в. В. Г. Белинский, его роль в развитии литературы и литературной критики. «Журнальный период» в истории отечественной словесности. Западничество и славянофильство.

Основные печатные органы, их идейно-эстетическая направленность и судьба. «Телескоп». «Московский наблюдатель». «Современник». «Отечественные записки» А. А. Краевского как средоточие лучших произведений русской литературы, достижений европейской научной мысли. «Москвитянин». Судьба «Московского телеграфа». Коммерциализация журналистики. Проблема словесности и торговли.

Становление «натуральной школы» русского реализма.

А. С. Пушкин-критик и его вклад в разработку реалистической эстетики. Историко-литературные обобщения, осмысление литературных направлений, оценки писателей и произведений. Суждения Пушкина о прозе, народности, историзме, «истинном романтизме» и критериях критики.

Н. В. Гоголь-критик. Гоголь о Пушкине. Гоголь об «истинной национальности», о своеобразии русской литературы и журналистики («Несколько слов о Пушкине», «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 г.»). Выступления против журнального «триумвирата».

Литературно-критические суждения в «Выбранных местах...». Автокритика. Концепция общего развития русской литературы, изложенная в статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность». Полемика с В. Г. Белинским.



Н. И. Надеждин как предшественник В. Г. Белинского. Н. И. Надеждин о народности и демократизме литературы. Философская и эстетическая позиция журнала «Телескоп». Надеждин о синтезе романтизма и классицизма, о новом, «естественном» искусстве, его основные тезисы («где жизнь, там и поэзия», новейшее искусство должно «уравновесить душу с телом» и др.). Теоретическая и критическая разработка прозаических жанров («Летописи отечественной литературы»). Полемика с реакционной критикой. Противоречия в позиции Надеждина, своеобразие литературно-критических оценок творчества А. С. Пушкина.

В. Г. Белинский и его роль в развитии русской критики. Основные периоды деятельности В. Г. Белинского, его идейно-философские искания, путь от идеализма к материализму, от критики «абсолютной» к критике диалектической. Творческое восприятие традиций критики предшествующих десятилетий.

Основные положения эстетической и историко-литературной концепции Белинского. Суждения о сущности искусства, о разделении поэзии на роды и виды, на «реальную» и «идеальную», о художественности, «сознательности» и «бессознательности» творчества, о типическом. Белинский о народности литературы. Белинский о двух основных направлениях в русской литературе.

Деятельность В. Г. Белинского в изданиях Н. И. Надеждина «Телескоп» и «Молва». «Примирение с действительностью» и его отражение в литературно-критических статьях конца 1830-х – начала 40-х гг. («Гамлет, драма Шекспира», «Очерки Бородинского сражения. Сочинение Ф. Глинки», «Горе от ума. Сочинение А. С. Грибоедова» и др.). В. Г. Белинский в «Отечественных записках». Теоретически-концептуальное обоснование текущей литературы в годовых обзорах (1840–1845). Статьи об А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. В. Гоголе.

Сотрудничество в «Современнике». Программный характер «Взглядов…» 1846 и 1847 гг. Белинский – организатор и идейный вдохновитель «натуральной школы». Суждения об А. И. Герцене, И. А. Гончарове, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Концепция реализма, защита «гоголевского» направления. «Письмо к Н. В. Гоголю».

Участие Белинского в литературной полемике с представителями славянофильской критики, «журнальным триумвиратом», а также с А. В. Никитенко и В. Н. Майковым.

Сподвижники В. Г. Белинского. В. Н. Майков, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов. В. Н. Майков о творчестве Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, о «натуральной школе» и текущей литературе.



А. И. Герцен-критик. Полемика со славянофилами. Смысл духовной драмы Герцена. Взаимоотношения с демократическим движением в России. Издательская и просветительская деятельность. Идейно-эстетическая основа изданий «Полярная звезда» и «Колокол». Разработка основных проблем истории русской литературы (книга «О развитии революционных идей в России»). Суждения о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» («Еще раз Базаров»).

Литературно-критическая деятельность Н. А. Некрасова. Борьба за «натуральную школу», выступления против «чистого искусства», разработка проблем типизации в литературе. Суждения о Пушкине, Гоголе, Тургеневе, Л. Тол­стом, пушкинских и гоголевских традициях в литературной жизни.

Творческая перекличка с В. Г. Белинским, выступления против псевдопатриотической литературы Ф. Булгарина, Н. Полевого в начале 1840-х гг. Роль Н. А. Некрасова в составлении регулярного отдела «Заметки о журналах» (1855–1856), в пропаганде, оценке и публикации поэтических произведений (работа «Русские второстепенные поэты»).

Традиции литературно-критического творчества В. Г. Белинского в критике и публицистике 1850–1880-х гг.



Славянофильская критика


Литературная критическая и публицистическая деятельность А. С. Хомякова, И. В. и П. В. Киреевских, К. С. и И. С. Аксаковых, Ю. Ф. Самарина и других. «Московские сборники» 1846, 1847 и 1852 гг., «Русская беседа» и др. Славянофилы и «Москвитянин».

Философско-эстетические и общественно-политические взгляды славянофилов. Славянофилы о самобытности и народности литературы. «Обозрение современного состояния литературы» И. В. Киреевского как программная статья славянофильского движения. Эстетические основы славянофильской литературной критики в статьях А. С. Хомякова («О возможности русской художественной школы»). Исследования русского народного творчества. Выступления против отрицательного направления. К. С. Аксаков и Ю. Ф. Самарин о «натуральной школе» и некрасовских сборниках «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Оценка К. С. Аксаковым творчества Н. В. Гоголя («Несколько слов о поэме Гоголя «Мертвые души»). Идейно-эстетическое содержание полемики В. Г. Белинского и славянофилов о Гоголе.

Славянофильская критика в 1850-е гг. Литературно-критические публикации в журнале «Русская беседа» (К. С. Аксаков «Обозрение современной литературы»). Дальнейшая судьба славянофильских идей и деятелей (60–70-е гг. XIX в.).

Литературно-критическая деятельность представителей
«официальной народности»


Содержание понятия «официальная народность». Журнальный «триумвират» – Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, О. И. Сенковский, их литературно-критическая деятельность и издания: «Северная пчела», «Сын отечества» и «Библиотека для чтения». Полемика с Н. В. Гоголем, В. Г. Белинским, представителями «натуральной школы».

Литературно-критический процесс конца 1840–1860-х гг.


Социально-политическая и культурная ситуация. Своеобразие литературно-эстетического развития. Общая характеристика расстановки сил и идейных центров притяжения в русской журналистике и литературной критике второй половины XIX в. Литературная критика как выражение актуальных социально-политических проблем времени.

«Мрачное семилетие» 1848–1856 гг. Идейно-эстетические позиции журналов «Отечественные записки» и «Современник», их роль в общественно-литературной жизни. Н. А. Некрасов – критик, редактор и издатель «Современника».

Дифференциация в общественно-литературном движении в период общественного подъема и правительственных реформ (вторая половина 1850-х – 1860-е гг.). Идейно-политические особенности демократического движения. Появление новых изданий («Русский вестник», «Русское слово», «Время» и др.) и особенности развития популярных «Современника», «Библиотеки для чтения» и др.

Основные направления в литературно-критическом процессе, их представители, издания (демократическая критика, критика «чистого искусства», «почвенническая» и «органическая» критика). Либеральные и консервативные газеты и журналы. Заграничные издания А. И. Герцена и Н. П. Огарева.

И. С. Тургенев. Осмысление типологии героев русской литературы. «Гамлет и Дон Кихот». Воспоминания о Белинском. Суждения о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, о жанровых формах романа. Тургенев о Пушкине.

М. Н. Катков, его идейно-эстетическая эволюция. Суждения об А. С. Пуш­кине, И. С. Тургеневе. Отношение к реалистическому искусству, нигилизму, журнальной борьбе. Деятельность Каткова как издателя газеты «Московские ведомости» и журнала «Русский вестник». Понятие об «охранительных» идеях и принципах в политике, публицистике и журналистике («К какой партии мы принадлежим?» – 1862 г.). Писатели и критики, близкие к изданиям М. Н. Каткова.



Эстетическая (артистическая) критика


Теория «чистого искусства». Выступления против тенденциозности и утилитаризма за артистизм, свободу и независимость литературы. Утверждение незыблемой ценности красоты и добра, утверждение приоритета нравственного и этико-психологического аспектов анализа как главных критериев оценки художественных произведений и их героев. Опора на традиции эстетики и критики В. Г. Белинского. Противопоставление «пушкинского» и «гоголевского» направлений. Идейно-эстетическая эволюция представителей эстетического направления в критике в 1840–1860-е гг. «Библиотека для чтения» как орган эстетической критики в 1850–1860-е гг. Место эстетической критики в литературной жизни 1850–1860-х гг., участие в литературной полемике.

А. В. Дружинин, его эстетические взгляды и деятельность в качестве сотрудника «Современника» и редактора «Библиотеки для чтения». Отношение к критике как к ценностно-аналитической базе литературы, полемика с Н. Г. Чернышевским. Противопоставление артистической и дидактической поэзии («Письма иногороднего подписчика...», «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения»). А. В. Дружинин о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова. Высокие оценки творчества И. А. Гончарова, А. Н. Островского, А. А. Фета («Обломов», «Сочинения А. Островского», «Стихотворения А. А. Фета»). Статьи об английской литературе.

В. П. Боткин-критик. Своеобразие творческой личности. Многолетняя дружба и творческое сотрудничество с В. Г. Белинским. Боткин – сотрудник «Современника» и соратник В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова. Участие в серии статей «Русские второстепенные поэты» и в отделе «Заметки о журналах». Эволюция взглядов в сторону «артистизма». Суждения о поэзии. Статья «Сочинения А. Фета» как программное изложение литературно-критических и эстетических принципов «чистого искусства». Боткин о бессознательном «поэтическом чувстве» и высоком вневременном нравственном идеале художественного творчества.

Литературно-критические суждения и оценки в эпистолярной форме. В. П. Боткин о Тургеневе, Л. Н. Толстом, Достоевском и др.

Своеобразие индивидуальной творческой манеры Боткина. Привлечение широкого историко-культурного контекста. Специальные работы по зарубежной литературе и искусству.

П. В. Анненков. Критические выступления в «Отечественных записках» и «Современнике». Позиция П. В. Анненкова в литературной борьбе 40–60-х гг. Обоснование понятия реализма («Заметки о русской литературе прошлого года», 1849 г.). Проблемно-аналитический характер статей. Анненков о художественности, «художнической мысли», этико-психологических критериях оценки литературных произведений. Выступления против фантастически-сентиментального направления в литературе (раннее творчество Ф. М. Достоевского). Подготовка и издание собрания сочинений А. С. Пушкина. Размышления о положительном герое времени и литературы («Литературный тип слабого человека»). Сопоставительный анализ творчества разных писателей («Характеристики: И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой»).

Литературно-критические взгляды С. С. Дудышкина, его суждения о Белинском, Тургеневе, Л. Н. Толстом, А. Ф. Писемском.

Полемика представителей эстетической критики с Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым (о положительном герое литературы, о творчестве А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова).

Демократическая критика


Литературная критика и журналистика демократического направления. Основные этапы, издания, представители. Углубление концепции критического реализма. Участие представителей демократической критики в литературной полемике.

«Современник». «Круг» «Современника» во второй половине 1850-х гг. Объединение лучших литературных сил страны. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в «Современнике». «Раскол» в «Современнике» в конце 1850-х гг. Сатирическое приложение «Свисток» и его особенности. Состав редакции и направление журнала 1863–1866 гг.

«Русское слово». Г. Е. Благосветлова и его роль в демократической журналистике. Идейные позиции «Русского слова». Д. И. Писарев.

Полемика между «Современником» и «Русским словом». Причины, объекты, участники. Кризис радикально-демократических идей и принципов журнальной деятельности.



Н. Г. Чернышевский и его место в общественно-литературной борьбе
50–60-х гг. Диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности» и работа «Очерки гоголевского периода русской литературы» как главные манифесты демократического направления в критике. Учение Чернышевского о прекрасном, возвышенном, трагическом, о тенденциозности искусства. Концепция русской критики «гоголевского периода». Н. Г. Чернышевский о литературе «критического направления». Суждения Н. Г. Чернышевского-критика об А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, М. Е. Салтыкове-Щедрине, Л. Н. Толстом, его роль в формировании демократической литературы («Не начало ли перемены?»).

Н. А. Добролюбов. Понятие о «реальной критике». Учение Добролюбова о народности литературы («О степени участия народности в развитии русской литературы»), об авторском мировоззрении и идейном содержании произведения, разработка концепции «лишнего человека». Статьи о творчестве И. А. Гон­ча­рова («Что такое обломовщина?»), А. Н. Островского («Темное царство», «Луч света в темном царстве»), И. С. Тургенева («Когда же придет настоящий день?»), Ф. М. Достоевского («Забитые люди»). Участие Добролюбова в литературной полемике, резкость и прямолинейность суждений. Заслуги Добролюбова в разработке эстетики реализма, в борьбе против «чистого искусства».

Д. И. Писарев. Место критика в литературно-общественной борьбе60-х гг. и особенности мировоззрения. Д. И. Писарев о социализме и естествознании. Понятие реализма в системе взглядов критика («Реалисты»). Тезис о «разрушении эстетики», противопоставление реализма и эстетики («Разрушение эстетики», «Пушкин и Белинский»). Писарев об отражении в художественной литературе социальных конфликтов и изображении новых героев. Суждения Писарева о творчестве А. С. Пушкина, И. С. Тургенева («Базаров»), А. Н. Остров­ского («Мотивы русской драмы»), Ф. М. Достоевского («Борьба за жизнь», «Погибшие и погибающие»), о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Парадоксы критики Писарева, своеобразие стиля, вклад в развитие русской критики.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Его вклад в разработку реалистической критики, проблемы народности, тенденциозности творчества. Суждения о литературе в цикле «Наша общественная жизнь», об отражении общественно-политических проблем и противоречий в творчестве Ф. М. Достоевского, Ф. Я. Ре­шет­никова, И. Я. Омулевского. Участие в полемике с журналами «Русское слово», а также «Время» и «Эпоха», выступления против натурализма и «чистого искусства».

М. А. Антонович и его роль в «Современнике». Полемика с Д. И. Писаревым и В. А. Зайцевым. М. А. Антонович и полемика о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». («Асмодей нашего времени»). Оценки творчества Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского. М. А. Антонович о мировоззрении и политических взглядах писателей, о воздействии литературы на общественную жизнь.

В. А. Зайцев-критик «Русского слова». Радикализм, парадоксальность и эпатажный стиль суждений. Обзоры «Перлы и адаманты русской журналистики». Оценки творчества В. Г. Белинского, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. Участие в полемике с «Современником».

Н. В. Шелгунов. Литературно-критическая и публицистическая деятельность. Статья «Русские идеалы, герои и типы». Концепция «народного реализма» в литературе и разработка типологии героев-разночинцев («Народный реализм в литературе»). Шелгунов о литературе 1840-х и 1860-х гг. Оценка творчества И. С. Тургенева, Н. Г. Чернышевского, И. А. Гончарова.

«Органическая» и «почвенническая» критика


Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» и их место в литературной жизни 1860-х гг.

А. А. Григорьев и «молодая редакция» «Москвитянина» 1850–1856 гг. «Органическая критика» Григорьева, ее основные положения и программные статьи. А. А. Григорьев об искусстве как об особой форме жизни, о художественном и научном познании; о народности литературы. Сближение Григорьева с почвенническими журналами «Время» и «Эпоха». Полемика с демократической критикой. А. А. Григорьев о творчестве А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, Н. А. Некрасова («Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», «И. С. Тургенев и его деятельность; по поводу романа «Дворянское гнездо»; «После “Грозы” Островского», «Стихотворения Н. Некрасова»).

Н. Н. Страхов и его сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха». Борьба против «нигилизма» и «западных влияний». Статьи об А. С. Пушкине; И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом.

Ф. М. Достоевский-критик. Ф. М. Достоевский о «почве», общечеловеческом потенциале русской православной духовности, «всемирной отзывчивости» русского народа, философско-историческом своеобразии отечественной литературы («Ряд статей о русской литературе»). Полемика с демократической критикой о современном искусстве и «нигилизме» («Г. – бов и вопрос об искусстве»). Литературно-критические материалы в «Дневнике писателя». Суждения о В. Г. Белинском и А. И. Герцене, о творчестве И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого и др. Достоевский об А. С. Пушкине и его месте в истории русской литературы («Речь о Пушкине»).

Литературно-критический процесс 1870–1880-х гг.
Народническая (социологическая) критика


Своеобразие литературно-общественной жизни 1870–1880-х гг. Центральная роль проблемы народа и интеллигенции, ее универсальность и многоаспектность. Народническое движение в 1870–1890-е гг. Легальные («Отечественные записки», «Дело», «Русское богатство», «Слово», «Северный вестник», «Русская мысль») и нелегальные издания. Роль «Отечественных записок» и «Дела» в литературном движении народничества.

Развитие традиций «реальной критики», критерии социально-прагматич­ной функциональности искусства. Синтез литературно-критической, социально-философской и религиозно-этической проблематики в статьях, посвященных художественным произведениям.

Приоритет газетной критики над журнальной в 1870–1880-е гг. Появление «массовой» литературной критики. Информационная насыщенность, оперативность, отсутствие аналитической глубины и принципиальной концептуальности идейного содержания, обобщений, приверженность факту, доступности, массовости. Жанры газетной критики: литературный репортаж, обозрение, хроника, портрет.

«Голос» А. А. Краевского. «Московские ведомости» (и еженедельное приложение к ним «Современная летопись») М. Н. Каткова. «Неделя» Л. А. Гайдебурова. Неославянофильские газеты. «Новое время» А. С. Суворина. Суждения о прогрессе, о творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, М. Горького.

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний» как одна из лучших критических статьей о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Суждения о «Грозе» А. Н. Островского. Автобиографические, общеэстетические вопросы и оценка романа «Обрыв» в критических заметках «Лучше поздно, чем никогда», «Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв».

Литературно-критические и общеэстетические работы Л. Н. Толстого. «Что такое искусство?» Суждения об идейно-художественном своеобразии собственного творчества. Отклики на произведения Фета, Достоевского, Чехова, Горького.



Н. К. Михайловскийведущий публицист и критик народнического направления. Редакторская и издательская деятельность («Отечественные записки»). Социологические основы литературно-критической позиции («субъективно-социологический метод»). Социально-историческая концепция Михайловского («Что такое прогресс», «Герои и толпа»). Пропаганда реализма и общественной направленности литературы. Сильные и слабые стороны критического метода Михайловского в статьях «Десница и шуйца Льва Толстого» и «Жестокий талант». Оценка творчества И. С. Тургенева («О Тургеневе»). Михайловский – редактор журнала «Русское богатство». Суждения о творчестве А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Андреева («Кое-что о Чехове», «Еще раз о г-не Максиме Горьком и его героях»). Оценки нового, символического, искусства и его представителей («Русское отражение французского символизма»). Борьба против декаданса в литературе.

А. М. Скабичевский, его статьи о творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, писателей-народников.

П. Л. Лавров. Выступления против реакционной литературы и разработка проблемы положительного героя времени. Оценка творчества И. С. Тургенева. Программный характер статьи «Письма провинциала о задачах современной критики».

П. Н. Ткачев. Суждения о тенденциозности искусства, натурализме, о творчестве писателей-народников. Негативные оценки произведений Л. Н. Толстого («Салонное художество»). Своеобразие творчества Достоевского в критике Ткачева («Больные люди», «Литературное попурри», «Новые типы «забитых людей»). Исследование особенностей изображения народа в литературе («Мужик в салонах современной беллетристики»).

Литературная критика 1890-х гг. ХIХ в. – начала ХХ в.


Литературная критика в 1890–1910-х гг. и новая расстановка сил в литературе. Время «тысячи вер» (Н. С. Гумилев). Своеобразие литературного процесса и журналистики.

Литературно-художественное и философско-публицистическое ощущение рубежа истории и культуры, смены литературных поколений. Понятие о «серебряном веке» русской культурной истории. Попытки подвести итоги развития русской классической литературы и определить направления ее будущей истории («Почему мы отказываемся от «наследства 60–70-х годов?» В. В. Розанова, «Русские критики» А. Волынского и др.). Литературно-критические дискуссии 1890-х гг. «Русское богатство», «Русская мысль», «Жизнь», «Мир Божий» и другие издания рубежа веков. Массовая популярная критика и публицистика. Отношение к «публицистической», либерально-народнической критике и наследию В. Г. Белинского. Религиозно-философское, традиционно демократическое, модернистские и марксистское направления в литературно-журнальной критике.

Традиции социологической (демократической и народнической) критики в работах Н. К. Михайловского, А. М. Скабичевского, И. И. Иванова и др.

Возникновение декадентских теорий, формирование модернистских течений в литературе и критике. Субъективно-идеалистические течения в литературной критике. Поиски философской основы «новой критики». Ю. И. Айхенвальд и теория «интуитивной» или «имманентной» критики («Силуэты русских писателей»). Импрессионистская критика И. Анненского («Книга отражений»). Ретроспективные экскурсы в историю русской литературы В. В. Розанова, его суждения об А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Н. В. Гоголе, Ф. М. Достоевском, о русских символистах.



Символистская критика. Символисты об искусстве как об интуитивной форме познания таинственной сущности мира и души человека. Основные издания.

Художественно-философские принципы литературной критики В. С. Соловьева и ее влияние на литературно-критическую деятельность символистов («Красота в природе», «Общий смысл искусства»). Особенности толкования наследия русских классиков. В. С. Соловьев об А. С. Пушкине («Судьба Пушкина»), М. Ю. Лермонтове («Лермонтов») Ф. М. Достоевском («Три речи в память Достоевского») и др. Классические литературно-критические работы по отечественной поэзии («О лирической поэзии»). Д. С. Мережковский-критик. Выступление против традиций реализма и публицистической критики. Работа «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Философские основы и принципы субъективного религиозно-художественного метода в критике, его воплощение в исследованиях творчества русских поэтов и писателей-классиков Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева («Л. Толстой и Достоевский», «Две тайны русской поэзии») и современников.

Своеобразие литературно-критических позиций В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, М. А. Волошина.

В. Я. Брюсов как теоретик «новой поэзии». Его суждения о символизме (предисловия к сборникам «Русские символисты», «Ключи тайн», «Далекие и близкие» и др.). Эволюция Брюсова от «мистики к реализму». Оценки творчества Горького, Маяковского, пролетарской поэзии.

А. А. Блок о символизме и романтизме, о месте художника в «страшном мире». Оценки творчества современников и поэтов ХIХ в. Блок об А. А. Григорьеве, Л. Н. Толстом, М. Горьком. Статьи «О драме», «О реалистах», «О театре». Разработка проблем интеллигенции и искусства, интеллигенции и народа, интеллигенции и революции («Народ и интеллигенция», «Интеллигенция и революция»). Музыкальная и артистическая символика в статьях Блока.

А. Белый-критик. Программные статьи о символистском искусстве и религиозном мышлении, о субъективности художественного творчества и его преобладании над реальностью («Символизм», «Луг зеленый» и др.). Суждения о творчестве Гоголя, Л. Толстого, Достоевского, Чехова, поэтах-символи­стах.

Марксистская критика и журналистика. Социологически-классовый подход к искусству. Вопрос о «партийности литературы». Г. В. Плеханов об общественном пафосе литературного народничества, о творчестве Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, М. Горького. Деятельность А. В. Луначарского как литературного критика. Выступления против формализма и «чистого искусства», пропаганда демократических идей, связи литературы с общественной борьбой. А. В. Луначарский о творчестве Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина и др. В. В. Воровский и его выступления против литературного модернизма. Марксистское толкование традиций критического реализма, статьи об И. С. Тургеневе, А. П. Чехове, А. И. Куприне, И. А. Бунине, М. Горьком («Лишние люди»; «Базаров и Санин»; «Две матери»; «О М. Горьком»).

Критическое наследие М. Горького дореволюционного периода. Выступления против декадентов («Поль Верлен и декаденты»). Суждения о значении русской классической литературы («Разрушение личности»), о творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского.




Тематика семинарских и практических занятий


  1. Литературная критика и журналистика ХVIII в.

  2. «Евгений Онегин» А. С. Пушкина в русской критике.

  3. «Мертвые души» Н. В. Гоголя в русской критике

  4. «Отцы и дети» И. С. Тургенева в русской критике.

  5. «Гроза» А. Н. Островского в русской критике.

  6. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского в русской критике.

  7. Литературная критика в журнале «Современник».

  8. Жанровое многообразие русской литературной критики: обзор, рецензия, литературный портрет, проблемная статья.

  9. Идейно-эстетический и литературно-критический смысл эволюции В. Г. Белинского.

  10. Н. И. Надеждин-критик.

  11. А. В. Дружинин-критик.

  12. Литературно-критическая система Д. И. Писарева. Смысл понятий «критика», «эстетика», «публицистика» и «реализм».

  13. Проблемы «нового искусства», реализма и романтизма в эстетике и критике символистов.




Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)

  1. Предмет и задачи литературной критики. Развитие литературно-критических систем и изменение критериев анализа. Литературная критика и другие филологические дисциплины. Литературная критика и журналистика.

  2. Литературно-критический процесс ХVIII в. Формирование литературной критики. Общие черты журналистики и критики эпохи Просвещения.

  3. Классицистическая критика. Литературно-критическая деятельность М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, В. К. Тредиаковского.

  4. Сентименталистская критика сентиментализма последней четверти ХVIII – начала ХIХ вв. Литературно-критическая деятельность Н. М. Карамзина.

  5. Просветительская литературная критика и ее представители.

  6. Переходный характер литературной критики начала XIX века. Полемика «карамзинистов» и «шишковистов».

  7. Романтическая критика. Основные течения. Литературно-критическая деятельность В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова.

  8. Декабристская литературная критика. Литературно-критическая деятельность А. А. Бестужева, П. А. Вяземского, В. К. Кюхельбекера, К. Ф. Рылеева.

  9. Литературно-критическая деятельность братьев Н. А. и К. А. Полевых.

  10. Философская критика. Литературно-критическая деятельность И. Киреевского, В. Одоевского, Д. Веневитинова.

  11. Своеобразие литературно-критического процесса 1826–1840-х гг.

  12. Литературно-критическая деятельность Н. И. Надеждина.

  13. Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского в журнале «Телескоп» и газете «Молва».

  14. Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского в журнале «Московский наблюдатель».

  15. Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского в журнале «Отечественные записки».

  16. Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского в журнале «Современник».

  17. А. С. Пушкин-критик.

  18. Н. В. Гоголь-критик.

  19. Литературно-критическая деятельность В. Н. Майкова.

  20. Литературно-критическая деятельность Н. А. Некрасова.

  21. Славянофильская критика. Литературно-критическая деятельность К. С. и И. С. Аксаковых.

  22. Литературно-критическая деятельность представителей «официальной народности». Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч, О. И. Сенковский.

  23. Литературно-критический процесс конца 1840–1860-х гг.

  24. Демократическая критика 1850–1870-х гг.

  25. Литературно-критическая деятельность Н. Г. Чернышевского.

  26. Литературно-критическая деятельность Н. А. Добролюбова.

  27. Литературно-критическая деятельность Д. И. Писарева.

  28. Полемика журналов «Современник» и «Русское слово».

  29. Демократическая критика. Литературно-критическая деятельность М. Антоновича, В. Зайцева, Н. Шелгунова.

  30. Эстетическая критика. Литературно-критическая деятельность А. Дружинина, В. Боткина, П. Анненкова.

  31. «Органическая» критика. Литературно-критическая деятельность А. А. Григорьева.

  32. Литературно-критическая деятельность «почвенников» (Ф. М. Достоевский, Н. Н. Страхов).

  33. Народническая критика. Литературно-критическая деятельность Н. Михайловского и П. Н. Ткачева.

  34. Основные течения в литературной критике в 1890–1910-х гг. и новая расстановка сил в литературе.

  35. Литературно-критическая деятельность символистов. Вл. Соловьев. Д. С. Мережковский.

  36. Основные принципы литературной критики символистов. Полемика внутри символизма. Литературно-критическая деятельность В. Брюсова, А. Блока, А. Белого.

  37. Марксистская критика (Г. В. Плеханов, В. В. Воровский, А. В. Луначарский).

  38. М. Горький-критик.


Литература


Обязательная для изучения и конспектирования

В. Г. Белинский

Литературные мечтания

О русской повести и повестях г. Гоголя

Горе от ума

«Герой нашего времени» М. Лермонтова

Сочинения А. Пушкина (фрагменты)

Похождения Чичикова, или «Мертвые души» Гоголя

Взгляд на русскую литературу 1847 г.


Н. Г. Чернышевский

Очерки гоголевского периода русской литературы (фрагменты)

«Детство», «Отрочество», «Военные рассказы» Л. Толстого

Не начало ли перемены?


Н. А. Добролюбов

Что такое обломовщина?

Когда же придет настоящий день?

Темное царство (фрагменты)

Луч света в темном царстве

Забитые люди


Д. И. Писарев

Базаров


Мотивы русской драмы (раздел о драме «Гроза» А. Н. Островского)

Пушкин и Белинский


А. И. Герцен

О развитии революционных идей в России (фрагменты)


И. А. Гончаров

Мильон терзаний


Н. К. Михайловский

Десница и шуйца Льва Толстого

Жестокий талант
В. С. Соловьев:

Три речи в память Достоевского (2-я речь)


М. Горький

Поль Верлен и декаденты


В. В. Розанов

Три момента в развитии русской критики


Д. С. Мережковский

О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы



Основная

Учебники и учебные пособия


Кулешов В. И. История русской литературной критики ХVIII – начала ХХ века. – М., 1991.

Егоров Б. Ф. Очерки по истории русской литературной критики середины XIX в. – Л., 1973.

История русской критики / Отв. ред. Б. П. Городецкий. – в 2 т. – М.; Л., 1958.

История русской литературной критики: Учеб. для вузов / Под ред. В. В. Прозорова. – М., 2002.

Недзвецкий В. А. Русская литературная критика ХVIII – ХIХ веков. Курс лекций. – М., 1994.

Татаринова Л. Е. Русская литература и журналистика ХVIII века: Учебник. – М., 2001.


Хрестоматии и сборники текстов


История русской критики (Серия «Библиотека русской критики») – продолжающееся издание:

  • Критика ХVIII века. – М., 2002.

  • Критика первой четверти ХIХ века. – М., 2002.

  • Критика 40-х гг. ХIХ века. – М., 2002.

  • Критика 50-х гг. ХIХ века. – М., 2002.

  • Критика 60-х гг. ХIХ века. – М., 2003.

  • Критика 70-х гг. ХIХ века. – М., 2002.

  • Критика русского символизма: В 2 т. – М., 2002.

  • Критика начала ХХ века. – М., 2002.

  • Критика русского постсимволизма. – М., 2002.

Русская литературная критика ХVIII века. Сб. текстов / Сост. В. И. Кулешов. – М., 1978.

Русская литературная критика ХVIII–ХIХ веков. Хрестоматия / Сост. В. И. Кулешов. – М., 1978.

Русская критика от Карамзина до Белинского – М., 1981.

Русская критика середины ХIХ века. – М., 2002.

Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова. – М., 1989.

Русская эстетика и критика 40–50-х гг. ХIХ в. – М., 1982.

Русская литературная критика 1860-х гг.: Избранные статьи. – М., 1984.

Соколов А. Г., Михайлова М. В. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ века: Хрестоматия. – М., 1982.

Отдельные издания русских критиков


Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма. – М., 1982.

Жуковский В. А. Эстетика и критика. – М., 1985.

Жуковский-критик. – М., 1985.



Батюшков К. Н. Нечто о поэте и поэзии. – М., 1985.

Декабристы: эстетика и критика. – М., 1991.



Киреевский И. В. Критика и эстетика. – М.,1979.

Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. – М., 1984.

Одоевский В. Ф. О литературе и искусстве. – М., 1982.

Полевой Н. А., Полевой Кс. А. Литературная критика. – Л., 1990.

Надеждин Н. И. Литературная критика. Эстетика. – М., 1972.

Пушкин-критик. – М., 1978.

А. С. Пушкин об искусстве. – М., 1999.

«Современник», литературный журнал А. С. Пушкина 1836–1837. Избранные страницы. – М., 1988.



Гоголь Н. В. Избранные статьи. – М., 1980.

Белинский В. Г. Полн. Собр. Соч. в 13 т. – М., 1953–1959. Или: Собр. соч. в 9 т. – М., 1976–1982.

Булгарин В. Ф. Всякая всячина. Литературно-критические статьи 1825–1842. – Л., 1990.
Майков В. Н. Литературная критика. – Л., 1985.

Дружинин А. В. Прекрасное и вечное. – М., 1988.

Боткин В. П. Литературная критика. Публицистика. Письма. – М., 1984.

Анненков П. В. Критические очерки. – СПб., 2000.

Аксаковы К. С. и И. С. Литературная критика. – М., 1981.

Хомяков А. С. О старом и новом. – М., 1988.

И. А. Гончаров-критик. – М., 1981.



Достоевский Ф. М. О русской литературе. – М., 1987.

Григорьев А. А. Эстетика и критика. – М., 1980.

Страхов Н. Н. Литературная критика. – М., 1984.

Чернышевский Н. Г. Собр. соч. в 5 т. – М., 1974.

Добролюбов Н. А. Русские классики: Избранные литературно-критические статьи. – М., 1970.

Писарев Д. И. Литературная критика: В 3 т. – Л., 1981.

Антонович М. А. Литературно-критические статьи. – М.; Л., 1961.

Шелгунов Н. В. Литературная критика. – М., 1974.

Герцен А. И. Письма издалека: (Избранные литературно-критические статьи и заметки). – М., 1981.

Салтыков-Щедрин М. Е. Литературная критика. – М., 1982.

Михайловский Н. К. Литературная критика: Статьи о русской литературе ХIХ – начала ХХ века. – Л., 1989.

Ткачев П. Н. Люди будущего и герои мещанства. – М., 1986.

Соловьев Вл. С. Литературная критика. – М., 1990.

Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М., 1995.

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. – М., 1996.

Луначарский А. В. Статьи о литературе. – М., 1957.

Воровский В. В. Литературная критика. – М., 1971.

Горький М. О литературе. – М., 1961.

Справочно-библиографические издания


Русские писатели, ХVIII век: Биобиблиогр. словарь / Под ред. С. А. Джанумова. – М., 2002.

Русские писатели, ХIХ век: Биобиблиогр. словарь. В 2 ч. / Под ред. П. А. Ни­колаева. – М., 1996.

Русские писатели, ХХ век: Биобиблиогр. словарь. В 2 ч. / Под ред. Н. Н. Ска­това. – М., 1998.

Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. – М., 1989–1999. Т. 1–4.


Дополнительная (для углубленного изучения предмета)

Баранов В. И., Бочаров А. Г., Суровцев Ю. И. Литературно-художест­вен­ная критика. – М., 1982.

Березина В. Г. Этюды о Белинском – журналисте и критике. – СПб., 1991.

Благова Т. И. Родоначальники славянофильства: Алексей Хомяков и Иван Киреевский. – М., 1995.

Борев Ю. Б. Эстетика – теория и методология художественной критики. Наука о задачах и инструментах анализа искусства // Борев Ю. Б. Эстетика. В 2 т. – Т. 2. – Смоленск, 1997, с. 545–588.

Бочаров А. Г. Жанры литературно-художественной критики. – М., 1982.

Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев. – М., 2000.

Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х гг. – Л., 1991.

Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

Карпенко Г. Ю. Возвращение Белинского: Литературно-художественное сознание русской критики в контексте историософских представлений. – Самара, 2001.

Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и художественные искания. – СПб., 1994.

Кузнецов Ф. Ф. Круг Д. И. Писарева. – М., 1990.

Литературная критика в газете: На материалах русской прессы 1870–1880 х гг. – Франкфурт-на-Майне; Берлин; Берн; Нью-Йорк; Париж; Вена, 1996.

Литературно-критическая деятельность русских писателей XIX века. – Казань, 1989.

Николюкин А. Н. Василий Васильевич Розанов: (Писатель нетрадиционного мышления). – М., 1990.

Очерки по истории русской журналистики и критики. В 2 т. – Л., 1950, 1965.



Очерки истории русской литературной критики. Т. 1. ХVIII – первая четверть XIX в. – Л., 1999.

Тихомиров В. В. Становление и развитие метода русской литературной критики в первой половине XIX века. – Иваново, 1991.

Чернец Л. В. «Как слово наше отзовется…». Судьбы литературных произведений. – М., 1995.

Штейнгольд А. М. Анатомия литературной критики. (Природа, структура, поэтика). – СПб., 2003.

Энгельгардт Н. Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703–1903). – СПб., 1904.

Ямпольский И. Сатирические и юмористические журналы 1860-х гг. – Л., 1973.
Каталог: library -> meth
meth -> Программа дисциплины история литературы стран изучаемых языков (ВеликобританиЯ и сша) Направление 620100 (031202. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»
meth -> Программа курса история отечественной литературы
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины теория государства и права для студентов юридического факультета
meth -> Сборник хрестоматийных и справочных материалов Москва
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины история отечественной журналистики (1702-1917) Для студентов факультета журналистики
meth -> Сборник хрестоматийных и справочных материалов Москва
meth -> История отечественной журналистики (1702-1917) Выпуск 2
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики
meth -> Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта п анов М. И., Т умина Л. Е., 2008
meth -> Программа дисциплины история литературы Великобритании и США направление 620100 (031202. 65) «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

  • Н. И. Якушин, Л. В. Овчинникова
  • Введение
  • ХVIII в. – период формирования отечественной литературной критики
  • Литературно-критический процесс Х
  • Романтические течения в литературной критике (1810–1830-е гг.)
  • Становление и развитие реалистической критики 1830–1840-е гг. Формирование концепции русского критического реализма
  • Славянофильская критика
  • Литературно-критическая деятельность представителей «официальной народности»
  • Литературно-критический процесс конца 1840–1860-х гг.
  • Эстетическая (артистическая) критика
  • Демократическая критика
  • «Органическая» и «почвенническая» критика
  • Литературно-критический процесс 1870–1880-х гг. Народническая (социологическая) критика
  • Литературная критика 1890-х гг. Х
  • Тематика семинарских и практических занятий
  • Литература
  • Учебники и учебные пособия
  • Хрестоматии и сборники текстов
  • Отдельные издания русских критиков
  • Справочно-библиографические издания