Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа курса «История английской литературы конца ХIХ начала ХХ века»




Скачать 74.45 Kb.
Дата15.06.2018
Размер74.45 Kb.
ТипПрограмма курса
Н.С. Поваляева
Программа курса

«История английской литературы конца ХIХ – начала ХХ века»

для студентов романо-германского отделения (английская филология)
Лекции:
1. Викторианская эпоха: общая характеристика.

1. Викторианство как исторический, социальный, культурный феномен.

2. Викторианская литература: периодизация, обзор основных тенденций.
2. Новые тенденции в английской реалистической литературе на рубеже веков.

1. Теория и практика реалистического романа в конце XIX – начале ХХ века. Критика «классического реализма» Диккенса и Теккерея.

2. Полемика «реалистов» и «натуралистов». Художественное новаторство поздних викторианцев.
3. «Романы характеров и среды» Томаса Гарди.

1. Биография Т. Гарди.

2. Концепция реалистического творчества Гарди.

3. Замысел и воплощение цикла «романов характеров и среды». Анализ романа «Тэсс из рода Д’Эрбервиллей».
4. Развитие женской прозы на рубеже веков и творчество Дж. Элиот.

1. История английской женской прозы (теория Э. Шоуолтер).

2. Жизненный и творческий путь Дж. Элиот.

3. Анализ романа «Мидлмарч».
5. Проблема национального характера в творчестве Э.М. Форстера.

1. Биография Э.М. Форстера, обзор творчества.

2. Анализ романа «Куда боятся ступить ангелы».
6. Неоромантизм в английской литературе рубежа веков.

1. Неоромантизм: общая характеристика.

2. Анализ повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

3. Обзор творчества Дж. Конрада.
7-8. Английская литературная сказка.

1. Английская литературная сказка: генезис жанра. 2. Принцип игры в сказках Л. Кэрролла.

3. Поэтика сказок О. Уайльда.
9-10. Английская поэзия рубежа веков.

1. Поэтическое творчество Р. Браунинга, А. Теннисона.

2. Английский поэтический декаданс.
Практические занятия:
ТЕМА 1. Поэзия Р. Киплинга.

  1. Черты неоромантической эстетики в поэзии Киплинга (стихотворения «Королева», «Мэри Глостер», «Баллада о Боливаре», «Песнь контрабандистов» и др.).

  2. Стилистическое новаторство поэзии Киплинга (сб. «Казарменные баллады», «Семь морей» и др.).

  3. Этический кодекс Киплинга и его отражение в поэзии (стихотворения «Бремя белых», «Закон джунглей», «Заповедь» и др.).


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Проскурин Б.И. Английская литература 1900 – 1914 годов (Дж.Р.Киплинг, Дж.Конрад, Д.Г.Лоуренс). Пермь, 1993.

  2. Скляр Ф.М. Журналистика в творчестве Киплинга // Сборник научн. трудов Ташк. ун-та, 1977. №528. С. 46 – 68.

  3. Скляр Ф.М. Индия Киплинга // Научные труды Ташк. ун-та, 1974. Вып. 474. С. 189 – 206.

  4. Amis K. Rudyard Kipling and his world. New York: Scribner, 1975.

  5. Birkenhead F. Rudyard Kipling. London, 1980.

  6. Carrington C. Rudyard Kipling: His life and Work. London: Penguin Books, 1977.

  7. Dobree B. Rudyard Kipling. London: Longmans, Green & Co, 1965.

  8. Grierson H., Smith J.C. A critical history of English poetry. Middlesex: Penguin Books, 1962.

  9. Private and public voices in Victorian poetry. Tuebingen: Stauffenburg – Verl., 2000.

  10. Shanks E. Rudyard Kipling: A study in literature and political ideas. London: The Right Book Club, 1941.


ТЕМА 2. Эстетика неоромантизма в прозе Дж. Конрада («Сердце тьмы», «Тайфун»).

«Сердце тьмы»:

  1. История создания повести.

  2. Образ рассказчика и его функции в произведении.

  3. Идейная функция пейзажа. Природа и цивилизация в повести.

  4. Образ Куртца: точки зрения рассказчика и других героев повести.

  5. Притчевый характер повести.

«Тайфун»:

  1. Обычное и исключительное в образе капитана Мак-Вира.

  2. Прием «множества точек зрения» и его композиционное решение.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жеромский С. Джозеф Конрад // Иностранная литература, 2000. №7. С. 255 – 261.

  2. Найдер З. Европа Джозефа Конрада // Европа, 2002. Т. 2. №2(3). С. 63 – 78.

  3. Проскурин Б.И. Английская литература 1900 – 1914 годов (Дж.Р. Киплинг, Дж. Конрад, Д.Г. Лоуренс). Пермь, 1993.

  4. Рассел Б. Джозеф Конрад // Иностранная литература, 2000. №7. С. 251 – 254.

  5. Форд М. Форд. Конрад и море // Иностранная литература, 2000. №7. С. 246 – 250.

  6. Хьюитт К. Джозеф Конрад: проблема двойственности // Иностранная литература, 2000. №7. С. 169 – 178.

  7. Шилина Б. Романтическая личность в романах Дж.Конрада // Ученые записки Тарт. ун-та, 1980. Вып. 540. Тр. по романо-герм. филологии, 9. С. 12 – 21.

  8. Цыбульская В.В. К спорам о проблематике «Сердца тьмы» Дж.Конрада // Научные доклады высшей школы. Филол. науки, 1977. №6. С. 81 – 86.

  9. Cox C.B. Conrad. Harlow: Longman, 1977.

  10. Fogel A. Coercion to Speak: Conrad’s poetics of dialogue. Cambridge; London: Harvard Univ. Press, 1985.

  11. Newhouse N.H. Josef Conrad. London: Evans br., 1966.



ТЕМА 3. Сказки Л. Кэрролла.

  1. Специфика сказок Кэрролла в контексте типологии литературной сказки.

  2. Коды прочтения сказок Кэрролла.

  3. Синтез play и game как основа сюжетостроения сказок Кэрролла.

  4. Парадокс, пародия, стилизация в сказках Кэрролла.

  5. Сказки Кэрролла и английская народная традиция нонсенса.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Борисенко А., Демурова Н. Льюис Кэрролл: мифы и метаморфозы // Иностранная литература, 2003. №7. С. 195 – 207.

  2. Бурцев А.А., Семина Н.В. Английская литературная сказка конца XIX – начала ХХ века. Якутск: ЯГУ, 1991.

  3. Галинская И.Л. Льюис Кэрролл и загадки его текстов. М.: ИНИОН РАН, 1995.

  4. Демурова Н.М. Льюис Кэрролл: очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1979.

  5. Леклерк Ж.-Ж. Философия нонсенса. Интуиция в викторианской литературе нонсенса // Культурология. ХХ век, 1998. №3. С. 194 – 207.

  6. Падни Дж. Льюис Кэрролл и его мир. М.: Радуга, 1982.

  7. Падучева Е.В. Тема языковой коммуникации в сказках Л.Кэрролла // Семиотика и информатика / АН СССР, ВИНИТИ, 1982. Вып. 18. С. 76 – 119.

  8. Урнов Д.М. Как возникла «Страна Чудес». М.: Книга, 1969.

  9. Dodgson Collingwood S. The life and letters of Lewis Carroll. London: Nelson, S. a.

  10. Hudson D. Lewis Carroll. London: Longmans, Green & Co, 1966.


ТЕМА 4. Английская поэзия конца XIX – начала ХХ века (2 занятия).

  1. Поэтическое мастерство А.Теннисона.

  2. Драматический монолог в поэзии Р.Браунинга.

  3. Основные мотивы поэзии Т.Гарди.

  4. Поэзия английского декаданса: А.Саймонз, Ч.А.Суинберн, О.Уайльд.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абазова Л.М. Роль журналов «Желтая книга» и «Савой» в определении эстетической концепции английского декаданса 90-х годов. М., 1979.

  2. Баканова Т.П. Артур Саймонз в русских журналах рубежа XIX – XX веков // Сборник научных трудов Ташк. ун-та, 1980. №642. С. 140 – 149.

  3. Галинская И.Л. Литературная жизнь Альфреда Теннисона, поэта-лауреата // Культурология, 1999. №1. С. 97 – 107.

  4. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Томаса Гарди // Известия Академии наук. Сер. литературы и языка, 2001. Т. 60. №1. С. 12 – 21.

  5. Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.

  6. Моруа А. Роберт и Элизабет Браунинг: Литературная биография // Иностранная литература, 2002. №5. С. 222 – 237.

  7. Мощанская О.Л. Народные традиции в поэзии Роберта Броунинга // Литературные связи и традиции, 1974. Вып. 5. С. 159 – 169.

  8. Урнов М.В. На рубеже веков. М.: Наука, 1970.

  9. Урнов М.В. Томас Гарди. Очерк творчества. М.: Худож. лит., 1969.

  10. Хорольский В.В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX-XX вв. Киев: Наук. думка, 1991.

  11. Bryson J. Robert Browning. London: Longmans, Green & Co, 1963.

  12. Davie D. Thomas Hardy and British poetry. London: Henley: Routledge & Kegan Paul, 1979.

  13. Fletcher I. Swinburne. London, 1973.

  14. Gosse E. The life of Algernon Charles Swinburne. London, 1917.

  15. Grierson H., Smith J.C. A critical history of English poetry. Middlesex: Penguin Books, 1962.

  16. Grierson H.J. C.Swinburne. London: Longmans, Green & Co, 1959.

  17. Lucas F.L. Tennyson. London: Longmans, Green & Co, 1966.

  18. Orr S.A. A handbook to the works of Robert Browning. London: Bell, 1910.

  19. Private and public voices in Victorian poetry. Tuebingen: Stauffenburg – Verl., 2000.

  20. Southam B.C. Tennyson. London: Longman Group, 1971.

  21. Steone J.B. Tennyson. London: Evans br., 1966.

  22. Ward M. Robert Browning and his world. London: Cassell, 1968.

  23. Zietlow P. Moments of vision. The Poetry of Thomas Hardy. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1974.



ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ КУРСУ


  1. Алексеев М.П. Английская литература: Очерки и исследования. Л.: Наука, 1991.

  2. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М.: Наука, 1986.

  3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высш. шк., 1985.

  4. Аникст А.А. История английской литературы. М.: Учпедгиз, 1956.

  5. Бурцев А.А., Семина Н.В. Английская литературная сказка конца XIX – начала ХХ века. Якутск: ЯГУ, 1991.

  6. Галинская И.Л. Льюис Кэрролл и загадки его текстов. М.: ИНИОН РАН, 1995.

  7. Демурова Н.М. Льюис Кэрролл: очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1979.

  8. Дьяконова Н.Я. Из истории английской литературы: Статьи разных лет. СПб.: Алетейя, 2001.

  9. Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

  10. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М.: Худож. лит., 1974.

  11. Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший...»: Английский роман XIX века в его современном звучании. М.: Худож. лит., 1990.

  12. Ивашева В. От Джордж Элиот к английскому роману 60-х гг. // Вопросы литературы, 1971. №7. С. 98 – 119.

  13. Ивашева В.В. Почему викторианцы? // Вопросы литературы, 1973. №6. С. 76 – 92.

  14. Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967.

  15. Лугайс А. Влияние натурализма и традиции английского реалистического романа в конце XIX и начале ХХ века // Ученые записки Тарт. ун-та, 1981. Вып. 568. Тр. по романо-герм. филологии, 10. С. 35 – 58.

  16. Лугайс А.Л. Проблемы реализма и натурализма в творчестве Джордж Элиот. Таллин: Ээсти раамат, 1987.

  17. Писатель и общество. Американская и английская литература XIX – XX веков. М.: МОПИ, 1987.

  18. Проблемы традиций и новаторства в англо-американской литературе XIX – XX веков. М.: МОПИ, 1985.

  19. Проскурин Б.И. Английская литература 1900 – 1914 годов (Дж.Р. Киплинг, Дж. Конрад, Д.Г. Лоуренс). Пермь, 1993.

  20. Селитрина Т.Л. Английский реалистический роман на рубеже XIX-XX веков. Уфа, 1988.

  21. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев; Одесса: Лыбидь, 1990.

  22. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.: Худож. лит., 1986.

  23. Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М.: Наука, 1977.

  24. Урнов М.В. На рубеже веков. М.: Наука, 1970.

  25. Урнов М.В. Томас Гарди. Очерк творчества. М.: Худож. лит., 1969.

  26. Федоров А.А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90-е годы XIX века). Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990.

  27. Федоров А.А. Идейно-эстетические искания в английской литературе 80–90-х гг. XIX века и драматургия Ибсена. Уфа: БГУ, 1987.

  28. Хорольский В.В. Поэзия Англии и Ирландии рубежа XIX-XX вв. Киев: Наук. думка, 1991.

  29. Beach J. English literature of the 19th and the early 20th centuries. New York: Collier Books, 1962.

  30. Brantlinger P. The spirit of reform: British literature and politics, 1832-1867. Cambridge – London: Harvard Univ. Press, 1977.

  31. Caudwell C. Romance and Realism. A study in English Bourgeois literature. Princeton: Princeton Univ. Press, 1970.

  32. Chesterton G.K. The Victorian age in literature. New York: Holt; London: Williams & Norgate, 1919.

  33. Grierson H., Smith J.C. A critical history of English poetry. Middlesex: Penguin Books, 1962.

  34. Gregor I. The great web: The form of Hardy’s major fiction. London: Faber & Faber, 1975.

  35. Private and public voices in Victorian poetry. Tuebingen: Stauffenburg – Verl., 2000.

  36. The worlds of Victorian Fiction. Cambridge; London: Harvard Univ. Press, 1975.

  37. Ward M. Robert Browning and his world. London: Cassell, 1968.

  38. Warner R. Edward Morgan Forster. London: The Hogart Press, 1967.

  • Практические занятия: ТЕМА 1. Поэзия Р. Киплинга.
  • ТЕМА 2. Эстетика неоромантизма в прозе Дж. Конрада («Сердце тьмы», «Тайфун»).
  • ТЕМА 3. Сказки Л. Кэрролла.
  • ТЕМА 4. Английская поэзия конца XIX – начала ХХ века (2 занятия).
  • ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ КУРСУ