Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа курса «Историко культурное наследие»




Скачать 409.33 Kb.
страница1/2
Дата01.07.2017
Размер409.33 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2
МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа»

Программа курса «Историко – культурное наследие»



«История Иркутской области»

Разработала: Зурмаева Елена Юрьевна

учитель истории и обществознания,

I квалификационная категория

п. Хужир

Аннотация

Программа курса «История Иркутской области» построена в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с основными положениями Концепции профильного обучения. Новизна программы заключается в разработке методического сопровождения курса, определения методов организации образовательной деятельности учащихся.

Особенности курса – его интегрированный характер. Он вобрал в себя сведения по истории, этнографии, географии, художественной культуре. Занятия создают условия для разностороннего духовного, нравственного, и умственного развития учащихся, поскольку в современном мире стремительно возрастает потребность в воспитании мыслящей, социально адаптивной личности, способной проявлять интерес к историческому наследию. Курс помогает лучше понять историю народов Иркутской области, формирует у подрастающего поколения уважение к истории и традициям коренного населения нашего края.


  1. Пояснительная записка

Программа курса адресована учащимся 10 классов общеобразовательной школы и рассчитана как на работу под руководством учителя, так и на самостоятельную подготовку учащихся. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Каждое занятие сопровождается сбором информационного материала, подбором литературы, демонстрацией презентаций и заслушиванием сообщений. Предусматривается экскурсия по знакомству с историческим наследием нашего края, культурой народов Иркутской области, обретение навыков работы с историческими источниками и картографическим материалом.

При изучении курса используются такие формы организации учебного процесса, как: * лекции, на которых учителем вводятся основные теоретические понятия курса; * учебный диалог между учителем и учащимися, между самими учениками; * тематические экскурсии в ходе посещения краеведческого музея; * практическая работа по карте; * занимательные викторины по темам курса; * «круглый стол» в рамках обсуждения проблем регионального развития; * подготовка докладов, сообщений учащимися по заданной тематике; * написание и защита рефератов; * подготовка и защита творческих проектов.

Содержание курса предполагает работу индивидуальную и коллективную, использование практических, семинарских, экскурсионных форм обучения.

Новизна содержания данной программы заключается в том, что учащимся предлагаются интерактивные, нетрадиционные формы проведения занятий (такие, как учебный диалог, «круглый стол», музейная экскурсия). У школьников формируются знания и представления, которые выходят за рамки школьной программы.



  1. Цели:

Главные цели данного курса:

1) Формирование целостного представления об историческом прошлом нашего края, об истории коренных народов Иркутской области.

2) Развитие у школьников умений применять знания для осмысления сущности современных общественных явлений, наблюдаемых в нашем регионе, имеющих давние исторические корни.

3) Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения к представителям других наций.



Задачи:

1) Обучающие: способствовать углублению знаний в области истории, археологии, географии и культуры нашего края, сформировать представления о культурно-историческом наследии народов Иркутской области.

2) Развивающие: выработать умения и навыки адаптации и социально-ответственного поведения в региональном пространстве; развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию об историческом прошлом нашего края; определять связь творчества и традиций коренных народов Иркутской области с природой и с той местностью, где происходило зарождение и дальнейшее развитие.

3) Воспитывающие: формировать толерантное отношение к представителям разных народов нашего края; способствовать развитию патриотических и духовных основ личности учащихся посредством предоставления им знаний об истории нашего края, о культуре коренных народов, о народном искусстве как части общемировой культуры; создать условия, обеспечивающие духовно-нравственное развитие обучающихся на основе приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям.

3. Структура курса


Модуль 1. Наш край в древности. Цель модуля: Анализ содержания географической карты, рассмотрение археологических артефактов.

Модуль 2. Прибайкалье в Средневековья и Новое времени. Цель модуля: Изучение материала о присоединении бурятских земель, появлении первых православных храмов и монастырей в нашем крае.

Модуль 3. Земля Иркутская в XVIII веке. Цель модуля: Исследование социально-экономического и культурного развития области в 18 веке.







Модуль 4. Иркутская губерния в I половине XIX века.

Цель модуля: Изучение экономического и культурного развития нашего региона, биографий участников Отечественной войны.

Модуль 11. Иркутская область в 1986-2000 гг. Цель модуля: Изучение социально-экономического и политического развития области в период перестройки и рыночных реформ.



Модуль 12. Заключительная часть: Итоговое повторение по курсу «История земли Иркутской» Цель модуля: Проверка и систематизация знаний по курсу. Подготовка и защита проектов.



Модуль 10. Великая Отечественная война и послевоенное строительство.

Цель модуля: Анализ участия жителей области в военных событиях и трудовой деятельности в тылу. Исследование этапов послевоенного развития экономики.



Модуль 5. Иркутская губерния во второй половине XIX века. Цель модуля: Анализ экономики и исправительной системы и железнодорожного строительства в Иркутской губернии.







Модуль 8. Революция и Гражданская война (1917-1920 гг.) в Приангарье. Цель модуля: Рассмотрение событий Гражданской войны в Приангарье.

Модуль 9. Иркутская земля в 1921-1941 гг. Цель модуля: Исследование мероприятий по восстановлению экономики нашего края в 1920-е годы, анализ проблем индустриализации и социально-политической обстановки в области в 1930-1940-е годы.

Модуль 7. Иркутская губерния в 1907-1917 гг. Цель модуля: Анализ социально-экономического и политического развития Иркутской губернии в межреволюционный период.

Модуль 6. Иркутская земля в начале ХХ века. Цель модуля: Изучение социально-экономического и политического развития Приангарья в начале ХХ века




4. Содержание курса и учебная деятельность

Тематическое планирование курса

Ссылка на цели

Ча- сы

Тема занятий

Деятельность учащихся

Анализ содержания географической, рассмотрение археологических артефактов.

1


Территория Иркутской области в эпоху палеолита и мезолита.

Лекция c элементами эвристической беседы

Определение особенностей развития археологических культур в эпоху энеолита и бронзы.

1

Энеолит и бронзовый век на территории нашего региона.

Практическая работа по карте

Знакомство с музейными экспонатами, повествующими об основных этапах присоединения бурятских земель.

1

Присоединение «брацкой землицы».



  • Тематическая экскурсия, поход в краеведческий музей

Рассмотрение истории первых храмов и монастырей нашем регионе

1

Первые христианские церкви и монастыри.

Подготовка и представление электронной презентации по теме

Анализ причин, движущих сил и характера народных волнений.

1

Народные волнения на территории Иркутской области в 17 веке.

Учебный диалог



Определение основных черт социально-экономического развития области в 18 веке.

1

Социально-экономическое развитие края в 18 веке

Подготовка и слушание сообщений учащихся,

Проверка знаний по истории культурного развития Приангарья в 18 веке.

1

Образование и культура иркутян в 18 веке.



Проведение занимательной викторины по теме

Изучение основных направлений экономического развития нашего региона в 1-ой половине 19 в.

1

Экономическое развитие Приангарья в первой половине 19 века.

Лекция c элементами эвристической беседы

Исследование биографии жителей нашего края – участников Отечественной войны 1812 года

1

Участие иркутян в Отечественной войне 1812 года.

Учебный диалог

Знакомство с судебной- исправительной системой на территории нашего края в 19 в.

1

Иркутская губерния - край каторги и ссылки.

Подготовка и слушание сообщений учащихся,

Анализ основных направлений в развитии системы просвещения и образования на территории Иркутской области в 1-ой пол.19 в

1

Просвещение и образование в Иркутской губернии в первой половине 19 века.

Подготовка и представление электронной презентации по теме

Изучение основных направлений развития экономики нашего края во второй половине 19 века.

1

Экономика Иркутской губернии во второй половине 19 века.

Лекция c элементами эвристической беседы

Исследование основных направлений в развитии торговли и купечества в нашем крае.

1

Торговля и купечество в нашем крае во второй половине 19 века.

Учебный диалог

Определение основных этапов железнодорожного строительства и распространения узлов связи по исторической карте.

1

Сибирская железная дорога и связь.



Практическая работа по карте

Проверка знаний по истории общественного развития Приангарья во 2-ой половине 19 в.

1

Общественная жизнь иркутян во второй половине 19 века.

Проведение занимательной викторины по теме

Анализ основных направлений развития экономики нашего края в начале ХХ века.

1

Экономика Приангарья в начале ХХ века.

Лекция c элементами эвристической беседы

Рассмотрение причин и предпосылок революционных выступлений в Приангарье в годы первой русской революции.

1

Революционные выступления в Иркутской губернии в 1905-1907 гг.

Учебный диалог

Изучение положения крестьянства и казачества Иркутской губернии в 1907-1917 гг.

1

Крестьянство и казачество в нашем крае в 1907- 1917 гг.

Подготовка и слушание сообщений учащихся,

Анализ экономического развития нашего края в 1907-1917 гг.

1

Экономическое положение губернии в 1907- 1917 гг.

Подготовка и представление электронной презентации по теме

Исследование общественно-политической жизни в нашем крае в межреволюционный период.

1

Общественно-политическая жизнь в нашем крае в 1907-1917 гг.

Лекция c элементами эвристической беседы

Рассмотрение основных событий 1917 года на территории Иркутской губернии.

1

1917 год в Иркутской губернии.

Учебный диалог

Изучение основных событий и участников Гражданской войны на территории нашего края.

1

Приангарье в годы Гражданской войны.

Подготовка и слушание сообщений учащихся,

Рассмотрение основных мероприятий по восстановлению экономики нашего края в 1920-е гг.

1

Восстановление экономики нашего края в 1920-е годы

Подготовка и представление электронной презентации по теме

Анализ противоречий в проведении политики индустриализации в Иркутской области

1

Первые шаги индустриализации: успехи, просчеты, трудности.

Лекция c элементами эвристической беседы

Исследование специфики социально-политической обстановки в 1930-х - первой половины 1940-х гг.

1

Социально-политическая обстановка в области в 1930-1940-е годы.

«Круглый стол» по теме урока

Знакомство с подвигами иркутян - тружеников тыла.

1

Передний край в глубоком тылу (Иркутская область в годы Великой Отечественной войны).

Подготовка и слушание сообщений учащихся,

Исследование биографии жителей нашей области – участников фронтовых операций.

1

Иркутяне в боях за Родину.

Подготовка и представление электронной презентации по теме

Анализ основных направлений послевоенного развития экономики региона.

1

Новый этап индустриального развития экономики (1946-1960 гг.)

Лекция c элементами эвристической беседы

Рассмотрение процесса создания ТПК на территории нашей области.

1

ТПК – новая форма индустриального развития экономики региона.

Учебный диалог

Изучение основных направлений в развитии науки, системы образования и кадровой политики в 1960-е – начале 1980-х гг.

1

Наука, образование и подготовка кадров в области в 1961-1985 гг.

  • Тематическая экскурсия, поход в краеведческий музей.




Проверка знаний по основным направлениям культурного развития Приангарья в 1960-1980-е годы.

1

Проблемы культурной жизни области в 1960- 1980-е годы.

Проведение занимательной викторины по теме

Исследование основных черт политической и культурной жизни населения в указанный период.

1

Политическая и культурная жизнь населения региона в 1986-2000 гг.

Подготовка и представление электронной презентации по теме

Анализ противоречий проведения реформ в нашем регионе

1

На пути экономических реформ

«Круглый стол» по теме урока

Проверка и систематизация знаний по курсу.

1

Итоговое повторение по курсу «История земли Иркутской»

Защита проектов

Модуль 1. Наш край в древности:

Тема 1. Территория Иркутской области в эпоху палеолита и мезолита: Древнекаменный век на территории нашего края. Жилища и занятия людей в эпоху палеолита. Произведения искусства. Мезолит на территории Иркутской области. Неолит. Усовершенствование орудий труда.

Тема 2. Энеолит и бронзовый век на территории нашего региона: Меднокаменный век на территории нашей области. Шаманство. Начало железного века. Курыканская культура. Происхождение коренных народов области: бурят, эвенков, тофаларов.

Модуль 2. Прибайкалье в период средневековья и начала Нового времени:

Тема 3. Присоединение «брацкой землицы»: Пути продвижения русских. Первые остроги. Иркутский острог. Илимское воеводство. Начало Иркутского воеводства. Значение присоединения Прибайкалья к России.

Тема 4. Первые христианские церкви и монастыри: Первые церковные постройки на Иркутской земле. Деревянное церковное зодчество. Строительство монастырей. Свято-Троицкий монастырь и его обитатели. Иркутский Вознесенский монастырь – региональный религиозный центр. Иннокентий Кульчицкий. Острожные церкви.

Тема 5. Народные волнения на территории Иркутской области в 17 веке: Причины народных восстаний. Казачьи бунты. Волнения среди пашенных крестьян и местных народов, уплачивающих ясак. Выступления против «лихих воевод и приказчиков».

Модуль 3. Земля Иркутская в XVIII веке:

Тема 6. Социально-экономическое развитие края в 18 веке: Рост населения и его занятия. Развитие промышленности и ремёсел. Г.И. Шелихов. Иркутск – губернский город.

Тема 7. Образование и культура иркутян в 18 веке: Первые школы. «Именитые» люди на Иркутской земле в 18 веке. Географические открытия. А.Н. Радищев.

Модуль 4. Иркутская губерния в первой половине XIX века:

Тема 8. Экономическое развитие Приангарья в первой половине 19 в.: Сельское хозяйство и крестьянство. Земледелие среди бурятского населения. Промышленность и работные люди. Развитие торговли и купечество.

Тема 9. Участие иркутян в Отечественной войне 1812 года: формирование добровольческих соединений. Сбор средств на снаряжение иркутского рекрутского ополчения. Участие сибирских полков в сражениях под Гжатском и Вязьмой, Малоярославцем и Смоленском, Гамбургом и Лейпцигом.

Тема 10. Иркутская губерния - край каторги и ссылки: Иркутск – главный распределительный и пересылочный пункт для политических каторжан и ссыльных, следовавших в Якутию, на Нерчинскую каторгу и в другие отдаленные места. Политическая каторга в Иркутской губернии. Декабристы в Иркутской губернии. Влияние ссыльных декабристов на развитие культуры и хозяйства сибирского населения.

Тема 11. Просвещение и образование в Иркутской губернии в первой половине 19 века: Открытие новых учебных заведений. Сословный характер образовательной системы, созданной в Иркутской губернии. Иркутск – культурный и образовательный центр Восточной Сибири.

Модуль 5. Иркутская губерния во второй половине XIX века:

Тема 12. Экономика Иркутской губернии во второй половине 19 в.: Состояние сельского хозяйства региона. Развитие промышленности и формирование рабочего класса.

Тема 13. Торговля и купечество: Торговые пути, проходящие через Иркутск. Развитие торгового оборота и его влияние на местное население. Купеческие династии. Факторы, сдерживающие развитие губернской торговли.

Тема 14. Сибирская железная дорога и связь: Строительство Великого Сибирского пути (Транссибирской железнодорожной магистрали). Сооружение Кругобайкальской железной дороги. Развитие телеграфно-телефонной связи.

Тема 15. Общественная жизнь иркутян: Иркутск – центр общественной жизни губернии. Газеты, издаваемые в Иркутске. Газета «Восточное обозрение» и ее роль в культурной жизни губернии. Литературно-публицистическая деятельность М.В. Загоскина, В.И. Вагина.

Модуль 6. Иркутская земля в начале ХХ века:

Тема 16. Экономика Приангарья в начале ХХ века: Развитие промышленности. Новые достижения в золотодобывающей и угледобывающей промышленности. Развитие сельского хозяйства. Ухудшение экономического положения населения губернии.

Тема 17. Революционные выступления в губернии в 1905-1907 гг.: Начало революции. Октябрьская политическая стачка. Политические организации Иркутска. Революция и армия. Крестьянская борьба. Спад революционной борьбы. Национальное движение.

Модуль 7. Иркутская губерния в 1907-1917 гг.:

Тема 18. Крестьянство и казачество: Переселение крестьян и его влияние на экономику сибирской деревни. Крестьянское движение. Иркутское казачество и его крестьянское происхождение.

Тема 19. Экономическое положение губернии: состояние промышленности Иркутской губернии после первой русской революции. Крупные иркутские промышленники. Развитие сельского хозяйства. Отличие зажиточного сибирского хозяйства от европейского.

Тема 20. Общественно-политическая жизнь: Ленский расстрел 1912 года. Политические партии и общественные организации. Периодическая печать. Культурно-просветительные и национальные общественные объединения.

Модуль 8. Революция и Гражданская война (1917-1920 гг.) в Приангарье:

Тема 21. 1917 год в Иркутской губернии: События Февральской революции в нашем крае. Октябрь в Иркутске. Влияние большевиков Иркутска в органах власти. Утверждение Советской власти в Иркутске в конце декабря 1917 года.

Тема 22. Приангарье в годы Гражданской войны: начало Гражданской войны на территории нашего края. Установление власти Временного сибирского правительства. Разгром Колчака. Восстановление власти Советов.

Модуль 9. Иркутская земля в 1921-1941 гг.:

Тема 23. Восстановление экономики: Положение в промышленности. Национализация. Переход к НЭПу. Конкуренция между предприятиями. Итоги хозяйственной деятельности. Положение в деревне. Торговля.

Тема 24. Первые шаги индустриализации: успехи, просчеты, трудности: Начало индустриализации. Социалистические соревнования. Итоги и уроки индустриализации. Проблемы и противоречия в развитии промышленности.

Тема 25. Социально-политическая обстановка в 1930-1940-е годы: ГУЛАГ на Иркутской земле. Кровавый 1937 год. Поиск «врагов народа».

Модуль 10. Великая Отечественная война и послевоенное строительство:

Тема 26. Передний край в глубоком тылу: Отечество в опасности. Иркутяне у станков. Подвиг на сибирской ниве. Помощь жителей области в восстановлении экономики европейской части СССР.

Тема 27. Иркутяне в боях за Родину: Иркутяне в боях за Родину. Наши земляки – участники войны с Японией.

Тема 28. Новый этап индустриального развития экономики (1946-1960 гг.): Первые шаги в промышленности. Строительство новых предприятий, расширение и реконструкция старых. Начало западного участка БАМа.

Модуль 10. Иркутская область в 1961-1985 гг.:

Тема 29. ТПК – новая форма индустриального развития экономики региона в 1961-1985 гг.: Создание новых промышленных объектов на территории области. Развитие Иркутско-Черемховского промышленного района. Создание Братско-Усть-Илимского ТПК. Проблемы и противоречия в развитии индустриальных комплексов.

Тема 30. Наука, образование и подготовка кадров в области: Развитие науки в 1960-1980-е годы. Школьное и профессиональное образование: проблемы и противоречия.

Тема 31. Проблемы культурной жизни области: Развитие литературы. Творчество А. Вампилова, В. Распутина, А. Зверева, Д. Сергеева и др. Деятельность Восточно-Сибирского книжного издательства. Развитие театрального искусства и кинематографа, живописи и зодчества. Развитие физической культуры и спорта.

Модуль 11. Иркутская область в 1986-2000 гг.:

Тема 32. Политическая и культурная жизнь населения региона: Начало перестройки. Реформы местного управления. Деятельность первых губернаторов области.

Тема 33. На пути экономических реформ: Приватизация предприятий на территории области. Появление ОАО и ЗАО. Первые совместные предприятия в нашем регионе. Рост безработицы и падение уровня жизни в 1990-е годы.

Модуль 12. Заключительная часть:

Тема 34. Итоговое повторение по курсу «История земли Иркутской».

Формы учебной деятельности:

  • Сбор информационного материала для подготовки сообщений по темам курса;

  • Викторины и другие интеллектуальные игры. Конкурсы знатоков истории нашего края;

  • Тематическая экскурсия, поход в краеведческий музей;

  • Изучение основных разделов курса рекомендуется обобщать тематическим зачетом. Учебный курс может быть завершён итоговой исследовательской работой, темы которой определяются заранее вместе с учащимися.

5. Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Основные этапы исторического развития нашего края;

  • Особенности исторического развития и взаимодействия народов Иркутской области.

  • Понятия: «региональная история», «ретроспективный подход», «историко-этнографическая область», «хозяйственно-культурный тип», «устная история», «народное декоративно-прикладное искусство», «историография», «источниковедение»; названия основных промыслов народов Иркутской области и предметов материальной культуры коренных народов нашего края.

Учащиеся должны уметь:

*работать с историческими источниками различного типа (письменными, вещественными, археологическими артефактами)

*работать с картами различного типа, определять зоны расселения коренных народов нашего края.

*анализировать развитие материально-бытовой культуры и видов хозяйственной деятельности народов Иркутской области в различные исторические периоды;

*владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации.

* решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в

различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.).

* владеть различными видами публичных выступлений (высказывание,

монолог, дискуссия).

* выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике на: использование элементов причинно-следственного анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; объяснение изученных положений на конкретных примерах;

* определять собственное отношение к историческим событиям, формулировать свою точку зрения.

* развивать навыки проектной деятельности

По ходу изучения курса организуются экскурсии в музей, а завершается курс защитой проектных работ (как групповых, так и индивидуальных) по одной из тем курса.

Рекомендуемые проекты: составление эскизов и рисунков одежды коренных народов нашего края; подготовка сообщений об истории происхождения географических названий городов и сельских поселений на территории нашей области; подготовка проектов по истории индустриального освоения Приангарья.


  1. Учебно-методическое обеспечение

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООБЩЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В ходе проведения урока - «круглого стола» все учащиеся внимательно заслушивают выступления и комментарии к ним, делают пометки, анализируют и оценивают по следующим критериям:

1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы.)

2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли свое отношение.

4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.



ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

Реферат – это изложение сущности какого-либо вопроса.

Тему реферата обычно выбирает сам учащийся из списка, предложенного учителем.

Учитель помогает ученику в подборе необходимой для написания реферата литературы, а также в формировании темы реферата.

В теме реферата должна быть заключена конкретная, достаточно узкая проблема. Эта тема, проблема должна быть актуальной, значимой, а также достаточно интересной.

Реферат должен быть написан строго по плану.

Реферат – это исследование конкретной проблемы. Поэтому для раскрытия темы реферата необходимо исследовать несколько источников (например, две или более монографии специалистов по данной проблематике, желательно имеющих различные точки зрения на эту проблему).

В реферате необходимо правильно, точно приводить цитаты и делать необходимые ссылки на источники этой информации, этих цитат в конце страницы либо в конце реферата.

Определенную ценность в реферате представляют приведенные по тексту таблицы, сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, картосхемы, иллюстрации, портреты и т. д. В конце реферата должны быть сделаны обобщение, заключение, выводы.

Высоко оценивается концептуальность изложения. Автор реферата должен достаточно корректно показать свое видение данной проблемы или свое отношение к различным точкам зрения на нее. К реферату прилагается список литературы. В качестве литературы для написания реферата используются не учебники, а специальная литература. Список литературы должен быть оформлен грамотно, фамилии авторов должны располагаться в алфавитном порядке, с полными выходными данными использованных книг, журналов и т. д.



  1. Приложение

ПЛАН УРОКА-ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЙ

1. Подготовка учащихся к экскурсии (например, дается задание прочитать, изучить какой-либо материал, сделать сообщения, подготовить доклады, рефераты и т. п.).

2. Роль археологии в изучении истории (если этот вопрос связан с темой урока). В этом случае учитель может ограничиться небольшой беседой.

3. Изучение музейных экспонатов.

4. Способы датировки археологических памятников.

5. Обобщение и вывод по вопросам: что мы сегодня узнали на экскурсии в музее? Можно заслушать подготовленные учащимися заранее сообщения, доклады и т. д.

6. Экскурсию ведет обычно сам учитель или совместно с экскурсоводом.

7. Экскурсия, как правило, заканчивается повторительно-обобщающей беседой. Такая беседа проводится обычно после экскурсии в классе. В конце ее можно продемонстрировать научно-популярный учебный фильм или диафильм по теме урока.

В конце урока-экскурсии учащимся дается домашнее задание: написать отчет или сочинение и т. п. по теме урока-экскурсии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСКРЫТИЮ ВОПРОСОВ КУЛЬТУРЫ
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом в процессе его общественно-исторической трудовой деятельности. Культура – это материальные ценности (развитие техники, орудий труда, жилье, одежда, предметы быта и т. д.); духовные ценности (идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т. д.). То есть в понятие культуры входит, естественно, все, что создается умом, талантом, руками народа, что выражает его духовную сущность, мировоззрение, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, человеческие отношения.

Культура народа является неотъемлемой частью его истории, да это, по сути дела, и есть в первую очередь настоящая история народа.

Зарождение, становление, развитие культуры связано теснейшими узами с историческими факторами, событиями, которые в свою очередь воздействуют на зарождение, становление и развитие хозяйства, экономики страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.

Таким образом, имея всегда в виду эти замечания, вы должны раскрывать вопросы культуры непосредственно на фоне развития исторических событий данного периода и показывать особенности развития культуры именно этого исторического периода, органично вплетая культуру в ткань развития исторических событий данного периода.

Конечно, в значительной степени состояние, уровень культуры зависят от состояния, уровня экономики страны в данном историческом периоде, и эту связь также надо иметь в виду и показывать при раскрытии вопросов по культуре.

Надо иметь в виду и то обстоятельство, что в каждой национальной культуре присутствует наличие двух культур: господствующего класса и собственно народных масс.

Имея в виду единство исторического и культурного процессов, можно говорить о едином, целостном и непрерывном историко-культурном процессе. И чтобы создать целостное представление об этом едином процессе (а именно это от нас и требуется), мы должны также показывать преемственность в развитии культуры, т. е. показывать связь данного периода с предшествующим и его влияние на последующий период. Кстати, такой подход надо применять вообще при изучении истории, это и есть исторический подход.

Итак, важно, чтобы все разнообразие культурной жизни (просвещение, наука, техника, литература, архитектура, живопись и т. д.), мозаичность явлений и событий культуры, обилие индивидуальных характеристик писателей, художников не заслонили главного – обобщающей характеристики рассматриваемого конкретного культурно-исторического периода.



  1   2