Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа «Информационные ресурсы исторической науки»




страница1/4
Дата21.07.2017
Размер0.79 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Институт образования

магистерская программа «Информационные ресурсы исторической науки»


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


На тему

«Движение декабристов в оценках современников и потомков»

Студент группы №805



Маслова Наталья Николаевна
Руководитель ВКР

Кандидат исторических наук, доцент



Васильев Алексей Григорьевич

Москва

2014



Содержание
Введение……………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Школьные учебники истории конца XIX начала XXI вв как историографический источник по теме «движение декабристов».

(содержание и методика преподавания событий 14 декабря 1825 года)……………………………………………………………………………………...11

§1. Влияние декабристов на педагогическую мысль и школу

России……………………………………………………………………………….13

§2. Сравнительный анализ школьных программ 1890, 1913,

2013 годов как ориентиров для написания школьных учебников

по истории………………………………………………………………………….19

§3. Содержание и методические приемы раскрытия темы

«движение декабристов» в популярных школьных

учебниках дореволюционного периода………………………………………..31

§4. Основные подходы к раскрытию темы «движение

декабристов» в школьных учебниках истории советского

периода………………………………………………………………………………..33

§5. Содержание и методические приемы раскрытия темы

«движение декабристов» в современных школьных учебниках

Истории ( 90-е гг XX - начало XXI вв)…………………………………………48

Глава II. Обоснование отбора документов для анализа по теме

«Движение декабристов»…………………………………………………….49

Заключение…………………………………………………………………………….....57

Список литературы…………………………………………………………….60

Приложение………………………………………………………………..I-XXIII
Полнее сознавая прошедшее, мы

ускоряем современное; глубже

опускаясь в смысл былого -

раскрываем смысл будущего; глядя

назад - шагаем вперед...

А.И.Герцен
АКТУАЛЬНОСТЬ. В настоящее время, как считают эксперты, в школах России используются 238 учебников истории, 19 предметных линий.1 Несмотря на это многообразие, после введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессионального осмысления необходимых современной школе изменений, уже разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории»2, и создание новых учебников и методических пособий к ним очевидна. Авторы Концепции прямо указывают на то, что ее успешная реализация требует развития исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных учреждений.

В связи с этим представляется целесообразной подготовка новой серии тематических модулей, посвященных отдельным вопросам истории России. Такие реалии современной России как развиваюшийся диалог между властью и обществом, легальное существование и деятельность оппозиции, вопрос о лояльности элит к власти, роли общественности и интеллигенции в развитии политического процесса вызывают объективный интерес к изучению движения декабристов, привлекают внимание к изучению российского историко-политического процесса в начале XIX. Это время было началом процесса, когда российская интеллигенция, дворянская элита искала ответ на вопросы об идеале гражданственности и государственности, спорила о месте «творческого мыслящего меньшинства» в развитии общественного прогресса, о способах достижения целей.

Отметим также, что данная проблема заявлена в перечне «трудных вопросов истории России» и в новой Концепции звучит как вопрос о фундаментальных особенностях социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы. Государственным и общественным заказом является воспитание патриотизма и гражданственности, развитие самостоятельного мышления учащихся, формирование гражданской идентичности подрастающего поколения, обеспечение консолидации и единства российского народа.3 Актуальность темы обусловлена и необходимостью дальнейшего развития процесса гуманизации и демократизации общества, нового понимания приоритетов, заявленных в Конституции РФ 1993 года: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».4 Новое понимание места прав и свобод личности, гражданственности и государственности в нашей Конституции ведет к возрастанию потребности в изучении не только масштабных социально-политических явлений, но и судеб отдельных личностей. Преодоление деперсонификации истории, свойственной до недавнего времени отечественной историографии, создает новые возможности для осмысления движения декабристов, потому что раскрывает его сквозь призму мировоззрения, судьбы и гражданской позиции отдельного человека, выявляет связи, существующие между личностью и проблемами общества.

Т.о. обращение к периоду начала XIX века актуально для современных поисков моделей развития гражданского общества, которые начались в декабре 1825 года и продолжаются сегодня. У истории есть чему поучиться. Она содержит опыт отношения государственной власти к политической оппозиции, опыт форм сотрудничества власти и общества.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Целью данной работы является разработка творческих заданий по работе источниками для учащихся старшей школы по теме «Движение декабристов в оценках современников и потомков» в соответствии с системно - деятельностным подходом, ключевым методологическим принципом ФГОС нового поколения, необходимым для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения.

Для осуществления указанной цели необходимо решить несколько исследовательских задач.

1. Необходим историографический анализ учебной литературы, выявление особенностей содержательного, фактологического наполнения и методического обеспечения темы «движение декабристов» в школьных учебниках дореволюционного, советского и современного периодов.

2. Особое внимание следует уделить проблеме взаимосвязи официальных установок, присутствующих в школьных программах XIX-XXI вв, ориентирующих авторов школьных учебников на отбор и характер изложения темы «движение декабристов» и степени реализации этих установок в учебниках истории.

3. Важно выяснить, как в школьных учебниках по истории на разных этапах их существования были представлены личные мотивы, поведение, характеристики участников движения, оценки, которые давались историческим последствиям восстания 14 декабря для государственной, политической, общественной жизни России, как отражались в содержании учебников существующие приоритеты современной им научно-исследовательской литературы.

4. Выявить и обосновать перспективные линии мобилизации источников при изучении темы «движение декабристов» с целью реализации установок новой Концепции преподавания истории в современной школе(2013).

5. Разработать вопросы и задания к документам, создающие условия для реализации деятельностного подхода в преподавании темы «движение декабристов»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Методологической основой исследования является принцип историзма и многофакторный подход к освещению истории общественных движений и их взаимоотношений с властью. Для оценки содержания преподавания темы «14 декабря» в учебниках истории определяющее значение имеют базовые ценности новой Концепции преподавания истории 2013года. К ним относятся ориентация на воспитательный потенциал исторического образования, его роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма, ценности гражданского общества - социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность,

В работе сочетаются историко-сравнительный, историографический методы исследования и метод комплексного анализа источников.

ИЗУЧЕННОСТЬ ТЕМЫ. Известно, что общий объём литературы о восстании 14 декабря и декабристах составляет несколько тысяч томов. Но при этом у профессиональных историков нет однозначных ответов на ряд существенных вопросов. Первая историографическая проблема: кого считать декабристами? Известно, что первым употребил слово «декабристы» в своем дневнике за 1842 год А.Герцен. Первоначально к декабристам относили только участников восстания в Петербурге и осужденных в 1826 году участников тайных обществ. Их считали «заговорщиками», и показательно, что в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона при слове «Декабристы» мы видим отсылку к статье «Заговор декабристов».5 Затем появились выражения «декабристы без декабря», «декабристки», «декабризм», декабристами стали называть всех, кто сочувствовал движению.

Еще одна историографическая проблема связана с оценочной терминологией. В научной, в том числе, учебной литературе, события на Сенатской площади представлены и как мирная демонстрация, и как военный мятеж, и как государственный, или даже дворцовый переворот (продолжавший серию гвардейских переворотов XVIII века), как заговор агентов международного масонства, как революция, акт гражданского неповиновения первых борцов за права человеческой личности, и др. Сегодня школьный учитель и ученики сами должны искать ответ на вопрос: кто же они – декабристы: дворянские революционеры, или представители либеральной интеллигенции? Зарождающееся в условиях самодержавия гражданское общество, оппозиционная правительству духовная и политическая элита или экстремисты, радикалы, честолюбцы, горстка мятежников, «сто прапорщиков, которые хотели изменить весь государственный быт России» (А.С.Грибоедов), «случайность, обросшая литературой» (В.О. Ключевский)?

Следует учитывать, что в условиях информатизации общества школьники имеют прямой доступ к статьям в современных журналах разной идеологической направленности6, которые дают свою интерпретацию движению. Показательны полярные оценки декабристов в популярной литературе и печати. Характерно, что в публикациях «несистемной оппозиции» указывается на исторические корни противостояния власти и общества, и присваивается право на название «болотные декабристы» (см. также «декабристы-лимоновцы», «декабрист Ходорковский» и т.д.).7 В противоположность этим публикациям, монархисты России пишут о том, что до прихода к власти большевиков «гордились пестелями только еще более кровавые народовольцы и эсеры», что «место им в ряду борцов с Россией, там, где стоят генерал Власов, современные террористы-убийцы, те, кто взрывал и убивал в 1905 году, кто расстрелял невинных детей Николая Романова».8

Т.о. актуальными остаются выводы участников дискуссии «Образование в 2013 г», в которых подчеркивается, что развитие технологий образования связанных с информатизацией, резко расширили школьное образовательное пространство, формируя у школьников возможность оспаривания учителя на основе доступной альтернативной информации. Систематическому характеру школьного образования начинает противостоять полифонический, диалоговый и «клиповый» мир современного интернет - пространства. Это обстоятельство требует решения проблемы доступности для школьников первоисточников, нового уровня ресурсного обеспечения учебного процесса, современной методики преподавания.9

У движения декабристов удивительная судьба, если говорить об его оценке современниками, историками, а также современными общественными деятелями. Профессиональный историк и автор школьных учебников Л.М.Ляшенко справедливо считает, что разноголосица началась сразу после восстания в Петербурге и продолжается доселе.10 При этом важно отметить, что все историографические споры отражаются в школьных учебниках, личностных выборах школьных учителей, и методике преподавания темы «движение декабристов».

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения. В первой главе «Школьные учебники истории конца XIX начала XXI вв как историографический источник по теме «движение декабристов» дан анализ содержания и методики преподавания темы 14 декабря в популярных учебниках дореволюционного, советского и современного периодов. Во второй главе представлено обоснование отбора документов для анализа школьниками на уроках и при выполнении домашних работ по теме «Движение декабристов».

В главе обоснованы возможные линии мобилизации источников для анализа школьниками по теме «движение декабристов» с учетом приоритетов, заявленных в Концепции 2013 года. В заключении указаны перспективные, желательные линии подбора источников, необходимые в процессе создания и совершенствования учебных пособий по русской истории начале ХХI в.

В приложении работы помещены 13 текстов, содержащих отрывки из документов и вопросы к ним, способствующие реализации в учебном процессе деятельностного и личностно-ориентированного обучения. ЭЛЕМЕНТОМ НОВИЗНЫ является историографический анализ учебной литературы с точки зрения этапов изменения содержания и методов преподавания темы «14 декабря» в российской школе, а также использование в преподавании данной темы текстов первоисточников, рекомендованных в новой Концепции исторического образования(2013). Сделана попытка с помощью разработки вопросов и заданий к текстам первоисточников реализовать деятельностный подход и личностно-ориентированное образование, сделать доступными для школьников основные концептуальные подходы научного декабристоведения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что его результаты могут быть использованы при подготовке пособий для самостоятельной работы школьников в классе и дома, в форме письменных ответов для тренировки общеучебных навыков при подготовки к ЕГЭ и для коллективных обсужений- дискуссий на уроках.



Глава I. Школьные учебники истории конца XIX начала XXI вв как историографический источник по теме «движение декабристов».

(содержание и методика преподавания событий 14 декабря 1825 года)

Для творческого использования в условиях модернизации исторического образования в РФ не подлежит сомнению важность изучения прошлого опыта создания и функционирования параллельных школьных авторских учебников по истории с различной идеологической направленностью.

Школьные учебники являются артефактом культуры, который может изучаться методами разных наук - источниковедения, историографии, политологии, социологии, культурологи и др.11 При этом школьные учебники истории обладают необходимыми признаками историографического источника, рядом типологических и видовых свойств. Они выполняют транслирующую функцию от исторической науки в школьное преподавание. Следует учитывать, что школьные учебники истории - массовый информативный источник, из которого школьники, учителя и общественность получают хронологические, фактические, оценочные сведения. Изучение учебников с этой точки зрения позволяет судить, о степени открытости и изученности архивов, об обществе, в котором жили авторы. Школьные учебники истории — репрезентативные источники, они отражают взаимодействие человека с обществом и государством, особенно ярко проявляющиеся в симпатиях-антипатиях авторов. Их сравнение возможно по концептуальным, методологическим политическим, содержательным линиям, персоналиям, и др.

Необходимость и правомерность обращения к учебной литературе по истории как к историографическому источнику обоснована в ряде работ и продолжает вызывать интерес исследователей.12 Анализ и систематизация огромной массы используемой в России школьной учебной литературы по истории предпринимались отечественными методистами с начала XX века неоднократно.13 Но по теме «преподавание в школе истории движения декабристов» специальных исследований не существует.

В данной главе объектом исследования является школьный учебник по русской истории конца XIX – начала XXI века, предметом - содержание и методика преподавания событий 14 декабря 1825 года в наиболее популярных школьных учебниках по истории России/СССР в указанный период. Задачами исследования являются сравнительный анализ полноты имеющегося в учебниках фактического материала по теме «движение декабристов», особенностей интерпретации в учебниках причинно-следственных связей между общественными движениями XIX века, формулировок причин и исторических последствий движения декабристов, понятийного аппарата учебников (терминологии) и особенностей авторской позиции, оценок. Важно также сравнить особенности методического построения учебников по истории прошлых лет, отмечая достижения и проблемы отечественной методической мысли с целью выявления наиболее ярких достижений для практического применения учебниках нового поколения, соответствующих современной Концепции (2013) преподавания истории.

§1. Влияние декабристов на педагогическую мысль и школу России.

Внимание историков и методистов привлекали проекты декабристов по организации и содержанию школьного образования в России.14 Авторы обращали внимание на преимущества системы взаимного обучения, которую пропагандировали декабристы и утверждали, что ланкастерские школы декабристов - прогрессивные образовательные учреждения своего времени.15 Известно, что декабристы организовали «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения» — общественную организацию, занимавшуюся созданием школ для народа, выпуском учебной литературы и книг для народного чтения, подготовкой учителей, бесплатной медицинской помощью учащимся. Это общество было частью декабристского «Союза благоденствия», а после его роспуска находилось в тесной связи с «Северным обществом». Под влиянием декабристов (Кюхельбекера, И.Якушкина, Н.И.Греча, М. Ф. Орлова, В. Ф. Раевского) русскими учителями были созданы в это время в Петербурге, Киеве и Москве дидактические материалы («таблицы») для обучения грамоте, в которых содержались антикрепостнические идеи. Декабристская организация «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения», создававшая такие школы, была уничтожена царским правительством незадолго до восстания декабристов.16

Метода взаимного обучения – яркая страница в истории российской педагогики, сохраняющая значение для современности. Декабристы сосредотачивали внимание на личности ученика, его понимания, его мысли, его отношения к изучаемому материалу, а не на содержании обучения. Учебный материал выстраивался гибко, выходил за рамки традиционной предметно-классно-урочной системы, учитывал уровень усвоения материала разными учащимися. В процессе обучения складывались уважительные отношения между учениками и педагогами а также в школьном коллективе, т.к. роли обучаемого и обучающего постоянно менялись. Современный подход в преподавании истории в соответствии с Концепцией 2013, также предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников (Концепция 2013, С.5), а учебник истории должен стать «ресурсом личностного становления учащихся» (Концепция 2013, С.11). Таким образом, мы видим: деятельностный подход и личностно-ориентированное обучение – идеи, совсем не новые в российской педагогике.
§2. Сравнительный анализ школьных программ 1890, 1913, 2013 годов как ориентиров для написания школьных учебников по истории.

Сравнительный анализ Программ исторического образования 1890 и 1913 гг важен для понимания государственного заказа авторам школьных учебников конца XIX начала XX века по освещению темы «события 14 декабря 1825 года». Данный анализ интересен нам и в сравнении с установками Концепции школьного исторического образования (2013г), которая также содержит формулировки и рекомендации по освещению темы «движение декабристов», отражающие «заказ» современного общества и государства.

В работах А.Н. Фукса17, А.Я. Орловского18 были опубликованы и важные для нашего анализа источники. Это «Примерная программа систематического курса русской истории, преподаваемого в мужских гимназиях»(1890), «Примерная программа систематического курса русской истории, преподаваемого в мужских гимназиях»(1913), «Примерная программа дополнительного и повторительного курса русской истории, преподаваемого в мужских гимназиях»(1913).

В Программе 1890 года интересующий нас период представлен в главе IX, название которой сразу же задает избирательный угол зрения на отбор событий для изложения в школьных учебниках. Она называется «Эпоха влияния России на дела Европы». Подчеркнем, что эта «тематическая» формулировка является отступлением от характерного для историографии того времени хронологического принципа изложения истории по именам императоров. Случайно ли это? Мы видим, что и предыдущая восьмая глава имеет традиционный заголовок «Век Екатерины II Великой», и последующая десятая глава называется «Царствование императора Александра II». Думается, что случайности тут нет.

Содержание IX-й главы интересно отбором тем, рекомендуемых для изучения в школе. После характеристики правления Александра следует перечень вопросов: «Смерть Александра I. Николай I. Дела внутренние. Издание полного собрания законов и Свода законов. Война с Персией. Закавказье до Николая I. Туркманчайский мир. Наваринский бой. Турецкая война. Адрианопольский мир. Содействие России к возникновению Сербского княжества. Восстание в Польше. Воссоединение униатов. Венгерский поход. Восточная война. Причина и повод к ней. Синопская победа. Оборона Севастополя». Т.о. мы видим, что общественные движения, в том числе движение декабристов, совсем НЕ упоминаются в Программе 1890. Становится понятным, что тема декабристов могла бы быть представлена только в разделе «дела внутренние». Разумеется, в Программе 1890 года восстания 14 декабря 1825 года нет и в перечне дат, обязательных для запоминания учащимися. Основное внимание в период изучения николаевской России привлечено к внешней политике. При этом акцент сделан исключительно на победах, а не на поражениях, которых было много (Например, в Крымской войне, названой «Восточной», сделан акцент на причинах, Синопской победе и обороне Севастополя).

Характерно, что в объяснительной записке к Программе 1890 года авторам учебников и школьным учителям рекомендовалось исходить из необходимости «привести учеников к убеждению», что судьбы человечества постоянно улучшаются, хотя и медленно, а добрые начинания отдельных лиц, несмотря на противодействия им, не остаются без благотворных последствий. В Программе 1890 года подчеркивалось влияние Промысла Божия на ход исторической жизни человечества. Воспитание учащихся, т.о. было построено в религиозном и позитивном, верноподданническом духе. Отметим, что для власти это было особенно актуальным в условиях углубления кризиса самодержавия. В объяснительной записке к данной программе детально расписывалось, исходя из каких позиций, следовало освещать те или иные исторические сюжеты, а именно: преодоление трудностей русским народом объяснялось природными условиями страны; в период правления Александра I рекомендовалось обращать внимание на возросший авторитет России среди европейских государств. Царствование Николая I не комментировалось.

В методическом отношении важно знать, что в старших классах из содержания учебников рекомендовалось исключались любые отступления «анекдотического характера». Характеристики исторических личностей требовалось давать «ясно и сжато». Программа рекомендовала также не злоупотреблять научными терминами.

Программа 1913 года была составлена после первой русской революции 1905-1907 гг. Интересно отметить, что рекомендации для написания учебников и методики преподавания истории, которые содержит Программа 1913 года, по сути и формулировкам очень близки к Концепции нового учебно-методического комплекса (Концепция 2013). Современная Концепция выступает в качестве общественного договора, и включает в себя Историко-культурный стандарт, содержащий принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Для наглядности и сравнения формулировок Программы 1913 и Концепции 2013 составим таблицу.



Фрагмент «Примерной программы систематического курса русской истории, преподаваемого в мужских гимназиях, 1913 г».

Фрагмент Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, историко-культурный стандарт 2013г

Император Александр I. Юность Александра. Интимный Комитет. Учреждение Министерств и Государственного Совета. Сперанский. Заботы о просвещении. Войны с Наполеоном.

Настроение второй половины царствования. Вопрос о престолонаследии.



Император Николай I. 14 Декабря и декабристы.

Свод законов. Восстание в Польше и отмена Унии. Финансы и граф Канкрин. Граф Киселев. Министерство Государственных Имуществ. Указ об обязанных крестьянах. Просвещение. Кавказ. Войны с Персией и Турцией. Венгерская кампания. Крымская война.



Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.



Продолжая сравнение, следует подчеркнуть, что составленная в том же 1913 году по тематическому принципу «Примерная программа дополнительного и повторительного курса русской истории, преподаваемого в мужских гимназиях, 1913 г.» содержит перечень рекомендуемых тематических линий для школьного учителя, преподававшего историю сто лет назад. Это такие темы, как «Государственный строй Империи с Петра Великого до настоящего времени» и «Общественный строй Российской Империи». Отметим, что такое тематическое разделение впервые предполагало возможность углубленного изучения не только развития русской государственности, но и роли общественных движений в истории России. Программа 1913 г. акцентировала внимание на необходимости патриотического воспитания молодежи. Для авторов школьных учебников это должно было стать главным критерием при отборе содержания. Что касалось фактического содержания, то грубейшим недостатком считалось наличие в тексте учебника устаревших точек зрения, т.н. «архаизмов» и тем более, фактических ошибок. Подчеркивалось, что основой любого школьного учебника должны были стать фундаментальные исследования. При этом, рекомендовались сочинения С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.И. Костомарова, П.Н. Милюкова, М.Н. Покровского, М.И. Туган-Барановского, очерки Энциклопедического словаря Брокгауза – Ефрона. При написании отдельных глав имелся дополнительный список рекомендованных научных исследований по истории. Дополнением к учебному рассказу предполагался продуманный подбор отрывков из источников и современных научных трудов по истории с обязательным указанием на авторство, желательным было приведение различных точек зрения на спорные вопросы.

Актуальны ли эти рекомендации для сегодняшнего дня? Конечно, да. Сравним указанные положения Программы 1913 года с установками Концепции 2013. В последней говорится, что одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. Авторы концепции подчеркивают, что в новых учебниках следует уделить внимание историческому опыту гражданской активности, и утверждают, что «проблема взаимоотношений общества и власти – узловой вопрос в истории России XIX столетия», время поиска форм общественной самоорганизации. В Концепции 2013 года подчеркивается, что в XIX веке был пройден путь от светских салонов и университетских кружков к политическим союзам и партиям. Общественные организации «вступали в неминуемый конфликт с правительством»: ими ставился вопрос о введении конституции и, соответственно, правовом ограничении власти монарха. В условиях данного противостояния складывался уникальный феномен российской интеллигенции, во многом определявшей социокультурную среду эпохи и по самой своей природе противостоявшей власти. (Концепция 2013, С.37)

Новым в Концепции 2013 года является введение раздела «Культурное пространство империи в первой половине XIX века», где впервые подчеркивается «культ гражданственности» (С.39), характерный для этого исторического периода. В качестве отдельного тематического сюжета предлагается раздел «Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли». В указанный раздел входят темы: «Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов».19

  1   2   3   4

  • Институт образования