Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа и поурочные планы по литературе в 8 б классе 3 часа в неделю




страница1/27
Дата02.07.2017
Размер6.17 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Рабочая программа и поурочные планы по литературе в 8 Б классе

3 часа в неделю

2011 – 2012 учебный год

Глазина Елена Александровна

Комитет по образованию администрации города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

методическим советом школы Директор ___________ Ю. В. Павлова

протокол от 26.08.11 № 6 приказ от 27.08.11

01 -13/154 - 1



Рабочая программа

Литература. 8 класс Б.

Срок реализации данной программы – 2011 – 2012 учебный год.

68 часов

Данная учебная программа cоставлена на основе

«Программы по литературе для 5 – 11 классов (базовый уровень)»

Авторы программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский,

В. П. Полухина.

Допущено Министерством образования и науки РФ. «Просвещение», 2009 г.

Учитель Глазина Елена Александровна.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по литературе (далее Стандарт), Примерной программы основного общего образования по предмету для образовательных учреждений, Примерной региональной программы по литературному краеведению для образовательных учреждений города Мурманска, а также программы по литературе для 8 класса В. Я. Коровиной



Особенности программы

В соответствии с этими целями основу литературного образования в 8 классе составляет чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.



Модель структуры курса в 8-м классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. Идея программы – изучение литературы от фольклора до древнерусской литературы, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков.

Одна из ведущих проблем, которая затрагивается в курсе 8 класса – взаимосвязь литературы и истории. Особое внимание уделяется также проблеме рода и жанра, их многообразию и развитию.

В рабочей программе предусмотрены часы на развитие речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений и другим видам работ, развивающим устную и письменную речь учащихся. 


Отличительной особенностью рабочей программы является последовательное планирование работы по развитию речи учащихся.

Используемый учебно-методический комплект

  • Программа по литературе для 8 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/Автор-составитель В.Я. Коровина – М.: Просвещение, 2007.

  • Литература. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007. – 400 с.

  • Литература. 8 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007. – 400 с.

  • Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе: 8 кл. / Авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007. – 286 с.


Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной программе

  • составление планов;

  • краткие и подробные пересказы текста;

  • изложение с элементами сочинения;

  • устные и письменные сочинения-характеристики героев;

  • анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

  • развитие художественной фантазии у детей;

  • прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

  • придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Календарно-тематический план



п/п

Наименование разделов и тем

Всего

68 часов

Дата

Из них

Даты

Практические работы

Контроль

ные и диагности

ческие работы

Экскурсии

Примечания

1.


Введение.

Русская литература и история



1
















2.
2.1


Устное народное творчество

В мире русской народной песни

(лирические, исторические песни).

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.


1

















3.
3.1


Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…».

1

















4.
4.1


Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского».



1



















5.

5.1



«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.

1
















Из русской литературы ΧVІІІ века


6.

6.1.


6.2

6.3.


Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о поэте.

«Недоросль» (сцены).

Проблема воспитания истинного гражданина.



Рр Практикум. Анализ эпизода комедии «Недоросль». Особенности анализа драматического произведения.


3




Рр Практикум. Анализ эпизода комедии «Недоросль».










Из русской литературы ΧІΧ века


7.

7.1


7.2

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года.

Урок вн. чт. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа



2
















8.

8.1


Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Теория литературы. Дума (начальное представление).

1
















10.1

10.2

10.3

10.4
10.5


10.6


10.7

10.8


10.9

10.


10

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.



К*** («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Рр Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений Пушкина

Пушкин и история. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа, дворян и автора.

Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственная красота героини.

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.



Рр Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Подготовка к сочинению по роману А. с. Пушкина «Капитанская дочка»

«Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов – персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.


10.




Рр Выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений Пушкина

Сочинение по повести «Капитанская дочка»

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина









11.1

11.2
11.3

11.4


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в творчестве.

«Мцыри». Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой.

Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически – условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма

( развитие представлений).

Рр Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова 1) «Мцыри»: анализ эпизода (по выбору учащихся)

2) «Мцыри как романтический герой»

3) «Природа и человек в поэме «Мцыри»


4






сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова











12.1

12.2


12.3

12.4
12.5

12.6
12.7


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор».

Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме.

Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «всё дурное в России» (Н.В.Гоголь). Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).

Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров»

(В.И.Немирович-Данченко).



«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие).

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.



7



Практикум














13.

13.1

13.2


Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно – политическая сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Рр Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению



2



Урок развития речи












14.1

Урок контроля

1







Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина







15.

15.1


Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

1




Рассказ учителя. Беседа










16.

16.1

16.2

16.3


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Нравственность в основе поступков героя.

Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Урок внекл. чтения. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество»


3




Рассказ учителя. Беседа
Практикум

Урок внеклассного чтения












17.4

Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами…»

1




Урок внеклассного чтения

Чтение стихов наизусть







18.1

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).



1




Рассказ учителя. Беседа.










18.2

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя.

1




Рассказ учителя. Беседа










19.2

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимоотношения, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.


1




Рассказ учителя. Беседа










20.1

Рр Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна

1




Урок развития речи

Домашнее сочинение







21.1

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.



1




Рассказ учителя. Беседа

Рассказ наизусть







22.

22.1


22.2

22.3


Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Теория литературы. Драматическая поэма ( начальные представления).

Рр Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

3




Рассказ учителя. Беседа

Уроки рр Урок-конференция












23.

23.1


Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.



1




Рассказ учителя. Беседа











24.

24.1


Вн. чт. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приёмы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.



М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».

1




Урок внеклассного чтения










25.

25.1


Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.



1




Рассказ учителя. Беседа











26.

Урок контроля

1







Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина







27.

27.1

27.2

27.3



Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Тёркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Реалистическая правда о войне в поэме.

Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Юмор. Авторские отступления



3




Рассказ учителя. Беседа

Обучение устному рассказу

Практикум











28.

28.1


Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

1
















29.

29.1


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно – воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

1




Урок-концерт










30.

30.1


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.



Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).

1




Рассказ учителя. Беседа











31.

31.1


Рр. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе ΧΧ века» (произведение по выбору учащегося)

1







Классное сочинение







32.

32.1


32.2

Вн. чт. Русские поэты о Родине, родной природе

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов «По вечерам», «Встреча», Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.



2




Уроки внеклассного чтения










Из зарубежной литературы.


33.

33.1

33.2


Уильям Шекспир. Слово о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.


2




Рассказ учителя. Беседа

Практикум












34.

34.1


Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

2




Рассказ учителя. Беседа











35.

35.1


Вн. чт. Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.



1




Урок внеклассного чтения










36.

36.1


Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман.



1
















37.

37.1


Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

1




Урок-зачёт.










Контрольных работ 8
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27