Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа художественной направленности «народные инструменты»




страница1/11
Дата27.06.2018
Размер2.69 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» (ГИТАРА) возраст детей 7 лет - 17 лет срок реализации Программы 3 года Программу составили преподаватели МБУ ДО «ДШИ г. Приморска»: ЛАНИНА Елена Михайловна, БРОВКИНА Анастасия Владимировна, СЕКИСОВА Марина Ростиславовна г. Приморск 2017 г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. Учебный план. Календарный учебный график. Рабочие программы Методическое обеспечение. Оценочные материалы. Список литературы. I. Пояснительная записка. Программа «Народные инструменты» (гитара) (далее – Программа) разработана и утверждена образовательной организацией самостоятельно, в соответствии с частью 5 статьи 12, с учетом Рекомендаций (часть 21 статьи 83), на основании Письма Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-3906-ГИ «О направлении рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств», а также кадрового потенциала и материально-технических условий образовательной организации, региональных особенностей. Направленность программы: художественно-эстетическая, общеразвивающая. Это выражается в: создании условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретении детьми знаний, умений и навыков игры на одном из инструментов, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности; приобретении умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства; приобретении опыта творческой деятельности; овладении духовными и культурными ценностями народов мира; приобщении детей к коллективному музицированию; воспитании и развитии у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; воспитании детей в творческой атмосфере, обстановке, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; формировании у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. Новизна программы проявляется в том, что программа является зоной эксперимента в освоении новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей). Данная программа предусматривает связь учебного материала с близкими учебными предметами общеобразовательной школы: литературой, историей, изобразительным искусством, что важно и необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания обучающихся, формирование их духовной культуры. Общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Гитара» основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Актуальность программы заключается в формировании общей культуры учащихся, эстетического вкуса, культуры свободного досуга; развитии целеустремленности, трудолюбия, формировании способности к самостоятельным поступкам и принятию ответственности за их результаты; выявлении и развитии способностей ребенка, формировании потребности самовыражения через творчество; осуществлении задачи ранней профессиональной ориентации наиболее одарённых учащихся. Педагогическая целесообразность программы и ее практическая значимость выражается в преимуществах индивидуального обучения. Форма урока дает преподавателю возможность наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный процесс с учетом музыкальных способностей учащихся, выбирать программу в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей учащихся. А занятия по гитаре способствуют приобщению к мировому и национальному культурному наследию. Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ. Программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный процесс с учетом музыкальных способностей учащихся. Изменены критерии оценивания; разработан индивидуальный маршрут учащегося, дневник достижений. В репертуарный план введены новейшие произведения современных композиторов, которые включают в себя новые специфические приемы и техники игры на гитаре. Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа: Идея содружества – педагог ребенок родитель; Идея сотворчества педагога и воспитанника; Идея одухотворения, воодушевления ребенка, нацеленная на создание своего «Я»; Идея воспитания человека своего времени; Идея развивающегося педагога и воспитанника; Идея сохранения и защиты психофизического потенциала; Идея участия личности в формировании социума. Ключевые понятия. дополнительная общеобразовательная программа – документ, определяющий содержание дополнительного образования; учебный план – документ, который определяет перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей); рабочая программа – часть образовательной программы, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ; учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Цель программы: формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства через освоение игры на гитаре. Задачи: воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности путем создания для обучающегося творчески развивающего пространства; развитие художественно-творческих умений и навыков в области музыкального искусства; формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков в области музыкального искусства; формирование устойчивого интереса к музыкальной деятельности. В соответствии с целью и задачами, содержание общеразвивающей программы в области музыкального искусства основывается на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве. Принципы отбора содержания: данная программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи. То есть, в зависимости от возраста, физических данных, умственных способностей программа подбирается таким образом, чтобы у обучающегося сформировался устойчивый интерес к творческой деятельности. Основные формы и методы. Формы организации работы: индивидуальные занятия (специальность, чтение нот с листа, общий курс фортепиано, вокал); мелкогрупповые занятия - от 2 до 10 человек (ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература); групповые занятия – от 11 человек (хор, вокальный ансамбль). Также используются формы внеклассной работы: выполнение домашнего задания; участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях разного уровня; концертно-исполнительская практика: выступление в концертах, как профессиональных, так и любительских; посещение музыкально-театральных представлений (опера, балет, концерты); проектная, творческая деятельность под руководством преподавателей. Методы: Словесный (рассказ, беседа, объяснение); Практический (выполнение упражнений); Наглядно-слуховой (показ); Объяснительно-иллюстративный (исполнение педагогом произведения с комментариями); Репродуктивный (повторение); Аналитический (сравнение); Эмоциональный (ассоциации). Возраст детей и их психологические особенности. С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации данной программы составляет 3 года для детей в возрасте от 7 до 17 лет включительно. Особенности набора детей. Приём учащихся осуществляется путем свободного набора, что даёт возможность обучать детей и с ограниченными возможностями. Правила приема детей отражены в локальных актах и Уставе школы. Прогнозируемые результаты. По окончании детской школы искусств выпускник должен обладать следующим комплексом знаний и умений: уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять музыкальные произведения основных жанровых и стилистических направлений из репертуара детской музыкальной школы; владеть навыками игры в ансамбле, чтения с листа; обладать достаточным музыкальным кругозором в области музыкального искусства на уровне требований образовательной программы; уметь анализировать исполняемые музыкальные произведения; иметь представление о музыкальных формах; уметь применять теоретические знания в исполнительской практике; знать имена выдающихся композиторов и музыкантов; знать историю своего музыкального инструмента. Механизм оценивания образовательных результатов. Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно. Формы подведения итогов реализации программы. В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков и зачетов. Контрольные уроки и зачёты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена по учебным предметам: Специальность (гитара); Сольфеджио. Итоговая аттестация по учебному предмету по выбору (хор, вокальный ансамбль и т.д.) проводится в форме академического концерта. Итоговый контроль по предмету «Слушание музыки» осуществляется в конце 3 класса в форме контрольного урока. Экзамены и все виды итоговой аттестации проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Организационно-педагогические условия реализации программы. Обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников. Расширение возможностей и потребностей педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации. Готовность педагогов использовать новые технологии. Осуществление творческой и методической работы педагогическими работниками образовательной организации. Преподаватель должен уметь: разрабатывать учебные программы по преподаваемым им предметам в рамках образовательной программы в области соответствующей области искусств, а также их учебно-методическое обеспечение; использовать в образовательном процессе образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также на современном уровне его развития. Реализация общеразвивающей программы должна обеспечиваться учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам. Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается методическим обеспечением. Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными иили электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Режим занятий. Специальность (гитара) – 1-3 классы 2 часа в неделю; Ансамбль - 1-3 класс 1 час в неделю; Слушание музыки – 1 класс 0,5 часа в неделю, 2-3 классы 1 час в неделю; Сольфеджио– 1 класс 0,5 часа в неделю, 2-3 классы 1 час в неделю; Учебный предмет по выбору (хоровое пение, вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль, сольное пение…) – 1-3 класс 1,5 часа в неделю. Самоподготовка: Специальность (гитара) – 1-3 классы 2 часа в неделю; Ансамбль - 1-3 класс 1 час в неделю; Слушание музыки – 1 класс 0,5 часа в неделю, 2-3 классы 1 час в неделю; Сольфеджио– 1 класс 0,5 часа в неделю, 2-3 классы 1 час в неделю; Учебный предмет по выбору (хор, вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль, сольное пение…) – 1-3 класс 1,5 часа в неделю. Общее количество часов, отведенных для реализации Программы. При реализации программы «Народные инструменты. Гитара» со сроком обучения 3 года общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 680 часов, в том числе по учебным предметам предметных областей «Исполнительская подготовка», «Историко-теоретическая подготовка», «Предмет по выбору»: № Раздел программы Предмет, дисциплина, модуль Теоретические Практические Самоподготовка Всего Учебные предметы исполнительской подготовки 1 Основы музыкального исполнительства (гитара) 204 204 408 2 Ансамбль 102 102 204 Итого:______306>Итого: 306 306 612 Учебный предмет историко-теоретической подготовки 1 Слушание музыки 85 85 170 2 Занимательное сольфеджио 85 85 170 Итого 170 170 340 Учебный предмет по выбору: 1 Хоровое пение (вокальный ансамбль, фольклорный ансамбль, сольное пение) 153 153 306 Итого 153 153 306 Всего: 170 459 629 1258
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • I. Пояснительная записка.
  • Раздел программы/ Предмет, дисциплина, модуль Теоретические
  • Всего Учебные предметы исполнительской подготовки
  • Итого: 306
  • Учебный предмет историко-теоретической подготовки
  • Итого 170
  • Учебный предмет по выбору
  • Итого 153