Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа государственной итоговой аттестации




Скачать 161.12 Kb.
Дата04.07.2017
Размер161.12 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Утверждаю Проректор по НРиИ _____________А.Н. Дьяченко «____»______________2014 г. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Основная образовательная программа аспирантов по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение Профиль: 10.01.01 Русская литература; Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь. ТОМСК 2014 Цели и задачи государственной итоговой аттестации Целью ГИА является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта по направлению к основной образовательной программе высшего образования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение Задачами ГИА являются: Проверка уровня сформированности компетенций, определенных федеральным государственным образовательным стандартом и ООП ТПУ. Универсальных компетенций: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1); способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2); готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3); готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4); способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5). Общепрофессиональных компетенций: способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1); готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-2). Профессиональных компетенций: способность самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию, навыки логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области филологии и литературоведческих дисциплин (ПК-1); способность интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности художественного текста с точки зрения различных подходов к анализу художественного текста (ПК-2); способность понимать место феномена художественного сознания в пространстве культурных ценностей и жизненной практики, оценивать роль и значение феномена художественного сознания в литературном процессе (диахронический и синхронический аспекты) (ПК-3); умение пользоваться в процессе преподавания филологических дисциплин в вузе профессиональными знаниями в области теории и истории литературы, современного состояния литературоведения, новых движений литературоведческой науки, методики преподавания литературоведческих дисциплин в системе высшего образования (ПК-4); способность самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу (ПК-5). Принятие решения о присвоении квалификации по результатам ГИА и выдаче документа о высшем образовании и присвоения. Квалификации: Исследователь. Преподаватель-исследователь. Виды государственной итоговой аттестации Государственная итоговая аттестация выпускников аспирантуры ТПУ по профилю 45.06.01 Языкознание и литературоведение проводится в форме (и в указанной последовательности): государственный экзамен; выпускная квалификационная работа. Государственная итоговая аттестация проводится по окончании теоретического периода обучения в 8 семестре. Для проведения ГИА создается приказом по университету государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) из лица ведущих исследователей в области профессиональной подготовки по профилю 45.06.01 Языкознание и литературоведение. Программа итогового государственного экзамена Государственный экзамен проводится в форме защиты проекта, в котором аспирант должен продемонстрировать свои исследовательские и педагогические компетенции, приобретенные за время обучения в аспирантуре. Проектом считается разработанная система и структура действий преподавателя-исследователя для реализации конкретных исследовательских и педагогических задач с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов. Проект может быть представлен в виде презентации по выбранной теме. В проекте аспирант должен продемонстрировать не только знание в области избранной темы, но и применить современные методы исследований и информационно-коммуникационных технологий. Проект носит комплексно-системный характер и должен ориентировать экзаменующегося на установление, выявление и обоснование системных связей между учебными дисциплинами, включенными в программу государственного экзамена. Состав учебных дисциплин, включенных в программу государственного экзамена: История и философия науки. Иностранный язык. Русская литература. Методы статистической обработки в научных исследованиях. Методология подготовки и написания диссертации. Профессиональные компетенции преподавателя инженерного вуза. Педагогическая практика. Научно-исследовательская работа. Примерная тематика проектов по профилю «Русская литература» Образование как социально-культурный феномен. Образование и личность. Образование и общество. Образование, наука и культура. Литература как часть образования. Теория познания как методологическая основа процесса обучения. Соотношение процессов познания, научения, обучения и учения. Закономерности и принципы преподавания литературы. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в преподавании русской литературы. Структура, цели и результаты процесса обучения. Психология индивидуального подхода к учащимся в преподавании русской литературы. Психология возраста. Взаимосвязь образования и самообразования личности. Взаимообучение. Основные проблемы организации психолого-педагогической помощи учащимся в преподавании русской литературы. Психологические закономерности и механизмы преподавания русской литературы.. Активизация и формирование внимания учащегося. Мотивация учебной деятельности учащихся. Речь в процессе учения. Самостоятельность и творческая активность учеников в процессе преподавания русской литературы. Содержание курсов «Русская литература» как фундамент культуры личности. Система интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры. Опыт творческой деятельности в преподавании русской литературы. Опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру. Система взглядов, убеждений, идеалов, общечеловеческих ценностей в преподавании русской литературы. Гуманитаризация и гуманизация содержания образования. Государственный образовательный стандарт по специальности «Русская литература». Критерии отбора и построения содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Образовательные технологии и методы обучения в преподавании русской литературы. Педагогическая технология как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих прогнозируемый и диагностируемый результат в изменяющихся условиях образовательного процесса. Основные образовательные технологии в преподавании русской литературы: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, диалоговые, модульные, контекстные, информационные, уровневой дифференциации обучения, группового воздействия, суггестологии, мультимедиатехнологии, игротехники, технологии педагогического общения, диагностики, прогнозирования, саморазвития, коррекции. Теория и система методов обучения в преподавании русской литературы. Понятие о методах и их классификация. Методы организации учебной деятельности. Словесные методы обучения. Наглядные методы обучения. Практические методы обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Методы стимулирования личности в обучении. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Психология оценки. Диагностический, предупреждающий, текущий, итоговый контроль. Методы устного, письменного и машинного контроля. Преодоление формализма в оценке деятельности учащихся. Основные проблемы современной психолого-педагогической диагностики в преподавании русской литературы. Модели организации обучения в преподавании русской литературы. Организационные формы учебной работы: практикумы и семинары; факультативы; учебные экскурсии; домашняя учебная работа учащихся; самообразование (экстернат, очно-заочная форма и др.) Средства обучения. Предметы материальной и духовной культуры как средства обучения. Моделирование содержания образования дидактическими средствами. Многообразие и классификация средств обучения. Педагогические программные средства. Аудиовизуальные средства и компьютеры в обучении. Учебные телекоммуникационные проекты Теоретические основы курса методики преподавания литературы. Предмет, содержание, структура курса методики преподавания литературы. Взаимосвязь методики преподавания литературы с общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией. Методика преподавания литературы в XX веке: программы, учебники, вузовские методики. Новые подходы к преподаванию литературы в ХХI в. Методические рекомендации к подготовке и сдаче итогового государственного экзамена Итоговый государственный экзамен должен быть представлен в форме проекта. Последний в свою очередь может быть сделан как конкретное описание предстоящей деятельности преподавателя-исследователя и включает целеполагание (исследовательского процесса, программы, курса педагогической системы) на основе анализа условий (внешнесредовых, информационно-технических, временных, особенностей исследователя и особенностей среды его профессиональной деятельности). Условия, анализируемые в проекте, определяются самостоятельно, в зависимости от объекта проектирования и формы проектирования. Кроме того, в проектную часть может быть включено описание способа структурирования и отбора содержания образования и его передачи (методов, методик, технологий общения, обучения и воспитания, средств и форм). Уровень профессионализма преподавателя-исследователя может быть отражен в разделе, посвященном проектированию системы управления исследовательским процессом, педагогической системой и педагогической технологией. В этом случае появляется возможность оценить и уровень владения технологиями управления. Требования и критерии оценивания ответов итогового государственного экзамена В процессе защиты проекта оценивается уровень педагогической и исследовательской компетентности аспиранта, что проявляется в квалифицированном представлении результатов обучения. При определении оценки учитывается грамотность представленных ответов, стиль изложения и общее оформление, способность ответить на поставленный вопрос по существу. Проект оценивается, исходя из следующих критериев: «Отлично» – содержание проекта исчерпывает содержание вопроса. Аспирант демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, а также проявляет способность применить педагогические, исследовательские и информационные компетенции на практике по профилю своего обучения. «Хорошо» – содержание проекта в основных чертах отражает содержание вопроса. Аспирант демонстрирует как знание, так и понимание вопроса, но испытывает незначительные проблемы при проявлении способности применить педагогические, исследовательские и информационные компетенции на практике по профилю своего обучения. «Удовлетворительно» – содержание проекта в основных чертах отражает содержание вопроса, но допускаются ошибки. Не все положения проекта раскрыты полностью. Имеются фактические пробелы и не полное владение литературой. Нарушаются нормы философского языка; имеется нечеткость и двусмысленность письменной речи. Слабая практическая применимость педагогических, исследовательских и информационных компетенций по профилю своего обучения. «Неудовлетворительно» – содержание проекта не отражает содержание вопроса. Имеются грубые ошибки, а также незнание ключевых определений и литературы. Защита проекта не носит развернутого изложения темы, на лицо отсутствие практического применения педагогических, исследовательских и информационных компетенций на практике по профилю своего обучения. Аспиранты, получившие по результатам государственного экзамена оценку «неудовлетворительно», не допускаются к государственному аттестационному испытанию – защите выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа Выпускная квалификационная работа представляет собой защиту результатов научно-исследовательской работы, выполненной обучающимся, в виде научного доклада, демонстрирующую степень готовности выпускника к ведению профессиональной научно-педагогической деятельности. Результаты выпускной квалификационной работы определяются оценками «защищено», «не защищено». Оценка «защищено» означает успешное прохождение государственного аттестационного испытания. Требования к выпускной квалификационной работе определяются ГОСТ Р 7.0.11-2011 и федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение. (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Выполненная научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение.и Положением о государственной итоговой аттестации ТПУ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Архангельский С.И. Лекции по организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. Избранные педагогические труды. М., 1989. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М., 1991. Гудзий, Н. К. История древней русской литературы [Текст]: [учебник для вузов] Н. К. Гудзий ; [вст. ст., коммент. А. М. Ранчина]. – Изд. 8-е. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 590, [1] c. Гуковский, Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для вузов Г. А. Гуковский. –М. : Аспект Пресс, 2003. – 452, [1] с. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. Журавлева, А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики [Текст] А. И.Журавлева. – М. : Прогресс-Традиция, 2002. – 285 с. Ильин И. П. Постмодернизм: Словарь терминовИ.П.Ильин; РАН, ИНИОН. – М.: Интрада, 2001.– 384 с. История русской литературы XIX века, 1800 – 1830-е годы [Текст] : учебник для вузов [В. Н. Аношкина, Т. А. Алпатова, С. А. Джанумов и др.] ; под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. – 2-е изд., доп. – М.:ОНИКС, 2008. – 637, [1] с. История русской литературы XIX века, 70 – 90-е годы [Текст]: учебник для вузов [В. Н. Аношкина, А.П. Ауэр, Р. А. Гальцева и др.]; под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. – 2-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2006. – 797, [2] с. Кацис, Л. Ф. Владимир Маяковский: поэт в интеллектуальном контексте эпохи [Текст] Л. Ф. Кацис. – М. : РГГУ, 2004. – 829 с. Кременцов, Л.П. Русская литература XIX века, 1801–1850: учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов Л.П. Кременцов. – М.: Флинта, 2005. – 247 с. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. 276 с. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Минск, 1996. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1981. Листов, В.С. «Голос музы темной...»: к истолкованию творчества и биографии А. С. Пушкина В.С. Листов. – М.: Жираф, 2005. – 412 с. Манн, Ю. В. Гоголь. Завершение пути: 1845 – 1852 [Текст] Ю. Манн. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 303, [1] с. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. Махмутов М.И., Ибрагимов Р.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития-мышления учащихся. Казань, 1993. Методика преподавания литературы Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. В. 2-х ч. М., 1995. Минералов, Ю. И. История русской литературы XIX века (1800 – 1830 годы): учебное пособие для вузов Ю. И. Минералов. – М.: Высшая школа, 2007. – 366 с. Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е гг.): учебное пособие для вузов по специальности «Русский язык и литература» Ю.И. Минералов. – М.: Высш. шк., 2003. – 299 с. Минералова, И. Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма [Текст]: учебное пособие И. Г. Минералова. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 211 с. Основы педагогики и психологии высшей школы Под ред. А.П.Петровского. М., 1986. Практикум по методике преподавания литературы Под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. Разумова, Н. Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства [Текст] Н.Е. Разумова. – Томск: Издательство ТГУ, 2001. – 522 с. Русская агиография: исследования, материалы, публикации: РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом); [отв. ред.: Т.Р.Руди, С.А.Семячко].–Т.2.–СПб.: Пушкинский Дом, 2011.– 639с. Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы: Учебник для вузов [В. Н. Альфонсов, В. Е. Васильев, А. А. Кобринский и др.]. – СПб.: Logos, 2002. – 585, [1] c. Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго») [Текст] Е. Б. Скороспелова. – М.: ТЕИС, 2003. – 358 с. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995. Соколов, А. Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века [Текст] : учебник для вузов А. Г. Соколов. – 5-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2006. – 430, [2] с. Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984. Уразаева, Т.Т. Проза М.Ю. Лермонтова. Проблематика и поэтика [Текст]: учебное пособие Т.Т. Уразаева; ФАО, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Издательство ТГПУ, 2006. – 143 с. Федоров, В. И. История русской литературы. XVIII век: Учебник для вузов В. И. Федоров; Под ред. В. И. Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 366, [1] с. Хатямова, М. А. Творчество Е. И. Замятина в контексте повествовательных стратегий первой трети XX века: создание авторского мифа: [монография] М. А. Хатямова; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. – Томск: Издательство ТГПУ, 2006. – 183 с. Хатямова, М.А. Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети ХХ века [Текст] М.А. Хатямова. – М.: Языки славянской культуры, 2008. – 328 с. Щедрина, Н. М. «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX века [Текст] Н. М. Щедрина. – М.: Памятники исторической мысли, 2010. –326, 6, с.: Щенников Г.К., Щенникова Л.П. История русской литературы XIX века (70 – 90-е гг.). – М.: Высш. шк., 2005. – 383 с. Якушин, Н.И. Русская литература. Вторая половина XIX века [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: Н.И. Якушин. – М.: Владос, 2005. – 267 с. Якушин, Н.И. Русская литература. Первая половина XIX века: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: Н.И. Якушин. – М.: Владос, 2001. – 254 с. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Компьютерные классы с пакетами прикладных программ 2. Учебные лаборатории по разделам федеральной компоненты курса. 3. Научно-исследовательские лаборатории по региональной и вузовской компонентам курса. Руководитель профиля ООП Н.А. Мишанкина Заведующая отделом аспирантуры и докторантуры А.В. Барская

  • «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Утверждаю
  • ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
  • 45.06.01 Языкознание и литературоведение Профиль: 10.01.01
  • Цели и задачи государственной итоговой аттестации
  • Задачами ГИА
  • Универсальных компетенци й
  • Общепрофессиональных компетенци й
  • Профессиональных компетенций
  • Виды государственной итоговой аттестации
  • 45.06.01 Языкознание и литературоведение. Программа итогового государственного экзамена
  • Примерная тематика проектов по профилю « Русская литература »
  • Методические рекомендации к подготовке и сдаче итогового государственного экзамена
  • Требования и критерии оценивания ответов итогового государственного экзамена
  • Выпускная квалификационная работа
  • 45.06.01 Языкознание и литературоведение.
  • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ