МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»
|
Утверждаю
Проректор по учебно-методической и воспитательной работе
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20 г.
|
ПРОГРАММА
Государственной (итоговой) аттестации
выпускников по направлению подготовки
050100.62 Педагогическое образование
Квалификация «бакалавр»
Рязань, 2015
1. Общие положения
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки бакалавра и соответствия его подготовки требованиям ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (050100.62 Педагогическое образование). Программа итоговой государственной аттестации формируется как единый документ на основе требований ФГОС ВПО и содержания основной образовательной программы, разработанных в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина.
Нормативные документы, определяющие требования к итоговой государственной аттестации:
-
Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в действующей редакции);
-
Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в действующей редакции);
-
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155 «Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации»;
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2012 г. № 163 «Об утверждении форм документов государственного образца о высшем профессиональном образовании и технических требований к ним»;
-
Приказа Минобрнауки России от 17.09.2009 г. № 337 «Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 октября 2009 г. № 15158) (в действующей редакции);
-
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 г. № 71 (в действующей редакции);
-
Федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки высшего профессионального образования, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации и зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации в установленном порядке;
-
Устава РГУ имени С.А.Есенина и иных локальных актов университета;
-
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, утвержденное Ученым советом РГУ имени С.А. Есенина протокол № от 04.04.2013 г.
Термины, определения, сокращения: -
ФГОС ВПО
|
- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
|
ВПО
|
- высшее профессиональное образование
|
ГА
|
- государственная (итоговая) аттестация
|
ГАК
|
- государственная аттестационная комиссия
|
ГЭК
|
- государственная экзаменационная комиссия
|
ВКР
|
- выпускная квалификационная работа
|
ГЭ
|
- государственный экзамен
|
НИР
|
- научно-исследовательская работа
|
Государственная (итоговая) аттестация – процедура, которая проводится в вузах с целью определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ высшего профессионального образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Итоговые аттестационные испытания – мероприятия в форме государственного экзамена и защиты ВКР, которые проводит вуз для определения степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, установленных ФГОС ВПО и ООП ВПО.
Государственная аттестационная комиссия – комиссия, которая создается для проведения итоговых аттестационных испытаний с целью определения соответствия подготовки выпускника требованиям ФГОС ВПО в процессе защиты ВКР, а также принятия решения о присвоении квалификации (степени) и выдаче выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.
Государственная экзаменационная комиссия – комиссия, которая создается с целью определения соответствия подготовки выпускника требованиям ФГОС ВПО в ходе итогового государственного экзамена.
Квалификация (степень) – характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт – нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.
Компетенция – способность применять знания, умения и владения, а также личностные качества для успешной деятельности в определенной профессиональной сфере.
Общекультурные компетенции – метапрофессиональные характеристики личности: способности, качества и свойства, необходимые для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности; являются как результатом изучения всех циклов дисциплин (модулей), так и результатом воздействия на обучающихся социокультурной среды университета.
Профессиональные компетенции – способности, позволяющие успешно действовать на основе практического опыта, умений и владений при решении задач профессионального рода деятельности.
1.1. ГА по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование включает:
а) государственный экзамен по литературе;
б) защиту выпускной квалификационной работы.
Программа итоговой государственной аттестации по литературе
Устное народное творчество
Устное народное поэтическое творчество (фольклор). Основные признаки фольклора. Понятие о мифах славян. Жанры русского фольклора. Отношение устных произведений к обрядам. Понятие художественного метода фольклора. Поэтика фольклора и литературы.
История русской литературы – Древняя и XVIII в.
Своеобразие древнерусской литературы. Предпосылки возникновения и периодизация. Общие представления о системе жанров древнерусской литературы. Летопись и повесть: проблема взаимной соотнесённости (от «Повести временных лет» до бытовых повестей XVII в.). Феномен житийной литературы и эволюция древнерусской агиографии. Жанрово-стилевая система красноречия в Древней Руси; гражданский пафос в произведениях древнерусского красноречия и летописания. Своеобразие русской литературы XVIII века: особенности, периодизация. Связь с фольклором и древнерусской литературой. Классицизм как литературное направление, своеобразие русского классицизма. Одическая поэзия М.В. Ломоносова. Реформы языка и стихосложения в русской литературе XVIII века. Проблема долга и концепция истории в русской литературе XVIII века: от М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова до А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина. Тема воспитания в русской литературе XVIII века: от А.Д. Кантемира до Д.И. Фонвизина.
История русской литературы XIХ в. – 1
Общая характеристика историко-литературного процесса в России 1800–1820-х гг., взаимодействие традиций классицизма, сентиментализма, просветительского реализма и становящегося романтического движения. Формирование русского романтизма. Ранний русский романтизм и его ветви: элегическая и эпикурейская. Концепция двоемирия в философской лирике В.А. Жуковского. Гражданский романтизм: интерес к мифологии, фольклору, национальной истории, культ героя-гражданина. Романтизм и становление реализма в творчестве А.С. Пушкина. Ситуация «горя от ума» в творчестве А.С. Грибоедова. Историко-культурная обстановка 1830-х гг.: общая характеристика, своеобразие философии, особенности развития прозы и поэзии. Творчество М.Ю. Лермонтова. Творчество Н.В. Гоголя. Литературное движение 1840-х гг. «Натуральная школа». Реализм как литературное направление, этапы, эволюции. Специфика развития литературной критики.
История русской литературы XIХ в. – 2
Расцвет реализма. Литература 1850–1860-х гг. Журнальная жизнь эпохи: литературные и идеологические споры. «Реальная» критика. Нигилистический и антинигилистический роман. Споры о народе. Материалистическая эстетика последователей «натуральной школы» и повышенная общественная направленность реализма писателей нового поколения: Н.Г. Помяловского, Ф.М. Решетникова, Г.И. Успенского. Драматургия 1850–1860-х гг. Создание А.Н. Островским репертуара русского национального театра. Теория «искусства для искусства». Творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева. «Эстетическая» критика. Расцвет русского реалистического романа. Творчество И.А. Гончарова, И.С. Тургенева. Н.А. Некрасов и «некрасовская школа». Развитие от «натуральной школы» к зрелому реализму.
История русской литературы XIХ в. – 3
Литература 1870-1880-х гг. Общественная и социокультурная ситуация: появление народничества, его влияние на литературу и общественную жизнь. Споры о народе. Жанровая система. Общая характеристика драмы, поэзии и прозы. Роль очерка. Особенности развития романа. Народническая литература. Литературная, общественная и публицистическая деятельность В.Г. Короленко. Литература 1880-х гг. Изменившаяся историческая ситуация. Итоги развития реализма в XIX в. в его классическом варианте. Новая концепция человека, новый герой. Жанровое своеобразие. Господство малых жанров. Творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова.
История русской литературы XХ в. – 1
Литература конца XIX – первой половины XX вв. – особый период в общественной и художественной жизни России. Серебряный век. Становление и развитие советской литературы. Модернизм и реализм как две противостоящие друг другу художественные системы. Реализм начала ХХ в. в творчестве А.Куприна, И.Бунина, М.Горького, С.Есенина, Д.Бедного. Сатирическая журналистика А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного. Модернизм в литературе начала ХХ в. и литературный авангард. «Старшие» символисты: Д.Мережковский, В.Брюсов, Ф.Сологуб. «Младшие» символисты. Творчество А.Блока. Акмеизм. «Цех поэтов». Творчество А.Ахматовой. Футуризм. Творчество В.Маяковского. Двойственный подход писателей к революции 1917 г. Периодизация литературного процесса в русском зарубежье. Автобиографические романы И.Бунина, И. Шмелева. Творчество М.Цветаевой, В. Набокова.
История русской литературы XХ в. – 2
Темы и жанры советской литературы. Концепция нового мира и нового человека. Изображение революции и гражданской войны: А.Фадеев «Разгром», Н.Островский «Как закалялась сталь», И.Бабель «Конармия». Творчество А.Толстого, Б.Пастернака, М. Шолохова, Е.Замятина, А. Платонова, М.Зощенко, М.Пришвина, М.Булгакова.
«Оттепель». Развитие «военной», «деревенской», «лагерной», «городской» прозы. Развитие «тихой» и «громкой» поэзии. Расцвет бардовской поэзии: А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий. Творчество А. Твардовского, А.Солженицына, А.Вампилова, В. Астафьева, И. Бродского.
История русской литературы XХ в. – 3
Изменения социокультурной ситуации в середине 1980-х гг. Основные черты литературы постсоветского периода. Литературная полемика, процесс «возвращения» произведений писателей русского зарубежья. Восстановление «белых пятен» истории советского общества. Отражение в литературе процесса национальной самокритики и духовного очищения. Литература реализма: неопочвенничество, «жестокий» реализм. Литература модернизма: метафорическая проза, антиутопии, «другая» проза. Литература постмодернизма. Творчество В.Распутина, Л.Петрушевской, Т.Толстой, В.Пелевина, В.Сорокина. Литературоведение и критика.
1.2. Виды профессиональной деятельности выпускника и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:
1.2.1. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Основной образовательной программой предусматривается подготовка выпускника к следующим видам профессиональной деятельности:
а) педагогическая;
б) культурно-просветительская;
в) научно-исследовательская.
1.2.2. Задачи профессиональной деятельности:
а) педагогическая деятельность:
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов образовательных программ, дисциплин и индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний 9в соответствии с реализуемыми профилями);
- организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
б) культурно-просветительская деятельность:
- изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
- организация культурного пространства;
в) научно-исследовательская деятельность:
- сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;
- разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;
- проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.
1.2.3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы:
1.2.3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
ОК-1: владеть культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановки цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2: способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
ОК-3: способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
ОК-4: способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;
ОК-5: готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;
ОК-6: способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь;
ОК-7: готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;
ОК-8: готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией;
ОК-9: способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
ОК-10: владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;
ОК-11: готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
ОК-12: способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
ОК-13: готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
ОК-14: готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
ОК-15: готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
ОК-16: способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.
1.2.3.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
ОПК-1: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
ОПК-2: способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОПК-3: владение основами речевой профессиональной культуры;
ОПК-4: способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
ОПК-5: способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
по видам деятельности с учетом профиля подготовки:
в области педагогической деятельности:
ПК-1: способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
ПК-2: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;
ПК-3: готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
ПК-4: способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
ПК-5: способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
ПК-6: готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
ПК-7: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;
ПК-8: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
в области культурно-просветительской деятельности:
ПК-9: способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;
ПК-10: способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;
в области научно-исследовательской деятельности:
ПК-11: готовность использовать и систематизировать теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;
ПК-12: способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;
ПК-13: способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.
2. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена по литературе
В рамках проведения государственного экзамена по литературе проверяется уровень сформированности у выпускника следующих компетенций:
Код
|
Содержание
|
Регламентированные ФГОС ВПО и ООП ВПО
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-1
|
владеть культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановки цели и выбору путей ее достижения
|
ОК-2
|
способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
|
ОК-3
|
готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
|
ОК-6
|
способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь
|
ОК-14
|
готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям
|
ОК-15
|
готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям
|
ОК-16
|
способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ОПК-1
|
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
|
ОПК-2
|
способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
|
ОПК-3
|
владение основами речевой профессиональной культуры
|
ПК-11
|
готовность использовать и систематизировать теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования
|
2.1. Перечень основных учебных дисциплин (модулей) ООП и примерный перечень вопросов и заданий, выносимых для проверки на государственном экзамене по литературе. В содержание экзаменационного билета входят два теоретических вопроса и одно практическое задание.
Дисциплина 1. Устное народное творчество
-
Фольклор как традиционное устное творчество народа.
-
Русский былинный эпос (циклизация, тематика, образы, поэтика), его место в народной культуре.
-
Русская народная сказка: общефольклорные традиции и национальное своеобразие.
-
Русская фольклорная песня (жанровые разновидности, поэтический стиль).
Рекомендуемая литература:
-
Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей. – Саратов, 2001.
-
Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.
-
Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. – М., 1993.
-
Бахтина В.А. Фольклористическая школа братьев Соколовых. – М., 2000.
-
Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. (Теоретические очерки). – СПб., 1993.
-
Еремин В.И. Ритуал и фольклор. – Л., 1991.
-
Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 1993.
-
Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. – М., 2000.
-
Потебня А.А. Теоретическая поэтика. – М., 1990.
-
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1998.
-
Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1998.
-
Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1999.
-
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб., 1994.
-
Русская историческая песня. – Л., 1990.
-
Топорков А.Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. – М., 1997.
|