Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа факультативных занятий




страница1/4
Дата21.07.2017
Размер0.69 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4
Учебная программа факультативных занятий

МОЕ ОТЕЧЕСТВО

I-IV классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях реформирования системы образования воспитание гражданина является главной задачей, которая соответствует социальному заказу общества. Идея становления человека как гражданина получила отражение в законах Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «О правах ребенка», в Концепции и программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и других документах.

С целью совершенствования процесса гражданского воспитания учащихся на I ступени общего среднего образования предлагается учебная программа факультативных занятий «Мое Отечество».

Изучение учебной программы «Мое Отечество» направлено на воспитание гражданских качеств детей младшего школьного возраста.

К основным задачам курса относятся:

♦ воспитание учащихся на лучших традициях национальной культуры;

♦ формирование нравственно-мировоззренческой ориентации личности;

♦ формирование гражданской позиции и чувства любви к родному краю, осознание своей причастности к его истории;

♦ ознакомление с биографиями выдающихся людей, знаменитых деятелей Беларуси;

♦ расширение духовного кругозора;

обучение сознательному пересказу и составлению небольших текстов об истории Беларуси;

♦ содействие гармоничному развитию личности.

Занятия по курсу «Мое Отечество» являются вариативными по форме и содержанию и ориентированы на поэтапное формирование гражданских качеств личности учащихся в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования.

В содержание курса включены понятия, термины, факты и сведения о государстве, о Республике Беларусь, об обществе, о человеке-гражданине.

Систематическое знакомство с событиями и фактами истории обогащает язык учащихся специальной терминологией, наполняет их речь определенным содержанием. Знания и конкретные представления, полученные при изучении курса «Мое Отечество», способствуют общему развитию учащихся, создают определенный фундамент для изучения на II ступени общего среднего образования.

Учебный программный материал сгруппирован в четыре раздела: «Республика Беларусь» — I класс (34 ч); «Минск — столица Беларуси» — II класс (34 ч); «Семья — основа государства» —III класс (35 ч); «Мы — граждане Республики Беларусь» — IV класс (35 ч), которые взаимосвязаны, но имеют каждый свою специфику. Факультативные занятия проводятся один раз в неделю. Распределение часов на изучение программного материала является примерным. Учитель вправе сам распределять часы по темам с учетом особенностей своего класса. С учетом местных условий учитель может заменить ряд тем из раздела «Минск — столица Беларуси» (II класс) на краеведческий материал своего города (поселка).

В конце учебного года проводится заключительное занятие по разделу, которое позволит обобщить и систематизировать знания детей.

Исходя из возрастных особенностей учащихся I-IV классов, во время занятий необходимо прибегать к тем формам и методам работы, которые позволяют знакомить учащихся с предметами и явлениями действительности непосредственно. Невозможно обойтись без экскурсионной работы при развитии у них познавательных способностей, интереса к изучению истории родного края, при формировании осознанных знаний и устойчивых качеств личности. Учебной программой предусмотрено проведение экскурсий в музеи, обзорных экскурсий по историческим местам, посещение театров, выставок.

Данная учебная программа соотнесена с содержанием учебников для I-IV классов и является примерной, что позволяет учителю вносить коррективы в ее реализацию.

Освоение учебной программы «Мое Отечество» может осуществляться с 1-го, 2-го и последующих годов обучения в учреждении общего среднего образования. Это определяется в зависимости от конкретных условий класса, учреждения образования, подготовленности учащихся.

I КЛАСС


РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ (34 часа)
В I классе занятия направлены на ознакомление учащихся с историей возникновения белорусского народа, развитием его культуры, на формирование ценностного отношения к своей Родине. Для того чтобы помочь ребенку сформировать гражданскую позицию к окружающему миру, людям, самому себе, программа курса предполагает раскрыть учащимся общие понятия о Родине, государственной символике, правах и обязанностях гражданина. На занятиях курса учащиеся знакомятся с легендами Беларуси, национальными традициями белорусского народа, с жизнью людей, прославивших наш край, получают элементарные знания о наших предках, о себе как представителе белорусской нации и жителе Беларуси.

Содержание раздела «Республика Беларусь» курса «Мое Отечество» в I классе направлено на:

ознакомление с отдельными историческими фактами жизни белорусского народа;

♦ получение элементарных знаний об архитектуре и изобразительном искусстве Беларуси;

♦ знакомство с национальными традициями белорусского народа, различными формами устного народного творчества (легендами, преданиями, сказками) и белорусскими народными играми.

На факультативных занятиях «Мое Отечество» используется комплексный, системный подход к вопросам обучения и воспитания учащихся I класса.

При изучении раздела «Республика Беларусь» у учащихся формируются:

♦ потребность в созерцании и изображении родной белорусской природы и архитектуры;

♦ умение видеть красоту родных мест, слушать белорусскую музыку и получать от этого наслаждение;

♦ нравственные качества (доброжелательность, уравновешенность, чувство долга, общительность).

Занятия способствуют появлению у учащихся стремления быть аккуратными, критически относиться к своему внешнему виду, ориентироваться на идеал гражданина Беларуси, желания проводить совместный досуг в духе белорусской культуры (игры, песни, танцы).

Учебной программой курса предусмотрено посещение Государственного музея природы и экологии Республики Беларусь, Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа, Национального художественного музея Республики Беларусь; просмотр спектаклей, отражающих проблемы гражданского воспитания личности; организацию и проведение конкурсов и праздников детского творчества (конкурс стихов «Республика Беларусь», праздники «Масленица», «Золотая осень», «Мой край родной», конкурс рисунков «Моя Беларусь» и др.).

Результатами обучения должны стать: выставки детских работ; организация классного уголка «Республика Беларусь»; ведение учащимися альбомов «Республика Беларусь», которые заполняются по мере выполнения творческих работ (к концу года альбом является творческим отчетом); участие в тематических праздниках («Золотая осень», «Масленица», «Мой край родной»).
II КЛАСС

МИНСК — СТОЛИЦА БЕЛАРУСИ (34 часа)
Второй раздел учебной программы освещает историю города Минска. Программа курса составлена таким образом, чтобы дать учащимся сведения об истории возникновения города Минска, о его развитии, о том, какое значение имеет Минск для всей Беларуси; познакомить учащихся с правилами поведения горожан; научить ценить труд других людей, любить родной город и приносить ему пользу; формировать позицию активного жителя своего города.

Содержание раздела «Минск — столица Беларуси» курса «Мое Отечество» во II классе направлено на:

♦ формирование начальных представлений и элементарных знаний о возникновении столицы Беларуси — Минска; о столице Беларуси как социальном и культурном центре республики; об особенностях архитектуры Минска;

♦ знакомство с особенностями белорусской культуры; с правилами и нормами поведения жителей города и села, типичным образом их жизни, способами проведения свободного времени;

♦ расширение знаний об известных исторических личностях Беларуси.

Теоретические знания, полученные учащимися на занятиях курса «Мое Отечество», закрепляются на экскурсиях, которые проводятся в каждой четверти.

При изучении раздела «Минск — столица Беларуси» предусматривается проведение автобусной экскурсии по городу Минску; экскурсии в сквер имени Янки Купалы, посещение Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта и Белорусского республиканского театра юного зрителя; организация тематических праздников «Волшебница зима», «Беларускія вячоркі», «Мой родной город», конкурса чтецов «Тебе, мой город» и конкурса рисунков «Белорусская столица».

Результатами обучения должны стать: выставки детских работ; организация классного уголка «Белорусская столица»; ведение учащимися альбомов «Белорусская столица» (или «Мой родной город»), которые в конце года являются творческими отчетами; участие в тематических праздниках «Волшебница зима», «Беларускія вячоркі», «Мой родной город».


III КЛАСС

СЕМЬЯ — ОСНОВА ГОСУДАРСТВА (35 часов)
Содержание раздела «Семья — основа государства» курса «Мое Отечество» в III классе включает изучение уклада семейной жизни наших предков, их быта, особенностей строения белорусских домов; знакомство с традициями семейного воспитания белорусов. Одна из основных задач раздела «Семья — основа государства» — воспитание уважительного отношения к Родине, обществу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе. Учащиеся узнают о правовом статусе семьи, о роли семьи в обеспечении полноценных условий для развития личности, о распределении обязанностей и поручений в семье. У них вырабатывается потребность заботиться о родителях, родственниках, об окружающих людях, приносить пользу близким, помогать друзьям.

Содержание раздела «Семья — основа государства» курса «Мое Отечество» в III классе направлено на:

♦ знакомство с особенностями быта белорусской семьи, со строением жилья белорусов, своеобразием оформления дома;

♦ расширение знаний о традиционной белорусской одежде, о национальном орнаменте как важном элементе белорусской одежды;

воспитание уважительного отношения к своим родителям, родственникам;

♦ знакомство с особенностями проведения досуга, увеселениями и забавами белорусских семей, белорусскими народными играми.

В III классе учащиеся получают начальные сведения о христианстве как элементе духовной культуры белорусского народа.

При изучении раздела «Семья — основа государства» предусматривается проведение пешей экскурсии «Центр белорусской столицы»; автобусной экскурсии по городу «Православные святыни»; посещение музея валунов в Минске, Национального музея истории и культуры Беларуси; Кургана Славы, мемориального комплекса в Хатыни, организацию и проведение тематических праздников «Несцерка ў гасцях у дзяцей», «Беларускія вячоркі», «Украсим город наш», конкурса чтецов «Семейные истории» и конкурса рисунков «Жили-были...».

Результатами обучения должны стать: выставки детских работ; создание классного уголка «Моя семья»; ведение учащимися альбомов «Моя семья», которые заполняются по мере выполнения творческих работ; участие в тематических праздниках «Мама, папа, я...», «Праздник семьи».
IV КЛАСС

МЫ — ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (35 часов)
В IV классе раздел «Мы — граждане Республики Беларусь» курса «Мое Отечество» посвящен изучению различных аспектов жизни Республики Беларусь. На занятиях учащиеся узнают о территориальном положении республики, о ее соседях, об обычаях белорусского народа и о жителях других стран; знакомятся с тем, как Беларусь сотрудничает с другими республиками; в чем смысл слов «гражданин», «гражданственность» и какими качествами должен обладать гражданин Республики Беларусь. Содержание раздела направлено на расширение знаний о выдающихся людях, прославивших Республику Беларусь и вошедших в ее историю. Учащиеся продолжают знакомство с правами и обязанностями граждан республики.

Программный материал раздела «Мы — граждане Республики Беларусь» позволяет:

♦ расширить представления о понятиях «Родина», «Отечество», «Отчизна»;

♦ ознакомиться с историей возникновения и развития символики белорусского государства; с основными законами Республики Беларусь; с историческими памятниками Беларуси;

♦ получить сведения о Беларуси как стране с развитой торговлей и промышленностью.

При изучении раздела «Мы — граждане Республики Беларусь» предусматривается проведение автобусной экскурсии в города Мир, Несвиж; посещение Нулевого километра Беларуси на Октябрьской площади в городе Минске, спорткомплекса в поселке Раубичи, Литературного музея М. Богдановича, Государственного литературного музея Янки Купалы; организацию и проведение тематических праздников «Беларускія вячоркі», «Звіні, спявай, купалаўская ліра...», конкурса чтецов «Моя Отчизна» и конкурса рисунков «Беларусь моя синеокая».

В течение учебного года проводятся выставки детских работ, тематические праздники «Знаток родного края», «В мире интересного»; создается классный уголок «Наше Отечество — Беларусь»; ведутся индивидуальные альбомы «Наше Отечество — Беларусь», которые заполняются по мере выполнения творческих работ (к концу года альбом является творческим отчетом учащегося).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учащиеся должны знать (иметь представления и элементарные знания):

об обществе и государстве (Отечество, Родина, малая родина; государственные символы; государственные праздники и др.);

о себе как жителе Беларуси и представителе белорусского народа;

о памятных, исторических местах Республики Беларусь и связанных с ними легендах, преданиях, событиях;

о наиболее важных исторических событиях Республики Беларусь;

о наиболее известных исторических и культурных деятелях Республики Беларусь (Ф. Скорине, Е. Полоцкой, М. Богдановиче, К. Калиновском, Якубе Коласе, Янке Купале и др.);

о правах и обязанностях ребенка в Республике Беларусь;

о традициях и обычаях белорусского народа;

об общении людей, их взаимодействии в различных группах;

о семье как одной из главных составляющих общества (роль семьи в обеспечении полноценных условий для развития личности; распределение обязанностей и поручений в семье; семейные традиции; отношения в семье и др.).

Учащиеся должны уметь:

устно описывать наиболее важные исторические события Республики Беларусь;

составлять небольшие рассказы о столице Республики Беларусь — городе Минске, его историческом прошлом и современных достижениях;

составлять короткие сообщения про известных исторических и культурных деятелей Беларуси;

пользоваться справочной литературой;

соблюдать правила поведения дома, в учреждении образования, в общественных местах.


ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Раздел «Республика Беларусь» — I класс





п/п

Темы

Формы и методы

проведения

занятий


Кол-во
часов

Содержание занятий

Индивидуальная,
групповая и коллек-
тивная деятельность
учащихся

I четверть

1
2

3


Почему люди любят
свою Родину
Наша Родина — Бе-
ларусь

Государственные сим-


волы Республики
Беларусь

Беседа

Экскурсия


Беседа


1

2


1

Понятия «Родина»,
«Отечество», «Отчизна»
Беларусь — наша Ро-
дина. Наследие страны.
Страны — соседи
Беларуси

Герб, гимн, флаг Рес-


публики Беларусь, их
значение

Рисование на тему
«Моя Родина»
Составление расска-
за «Наша Родина —
Беларусь»
Оформление клас-
сного стенда «Мое
Отечество — Бела-
русь»

II четверть

4

5


Столица Республики
Беларусь
Мы — белорусы

Фотовыставка.
Беседа
Беседа

1

1


Минск — город-герой.
Символические ворота
города на привокзаль-
ной площади. Начало
дорог Беларуси. Цирк.
Театр оперы и балета.
Ратуша

Понятия «Беларусь»,


«белорусы». Специфи-
ческие черты белорус-
ского народа

Организация фото-
выставки с изобра-
жениями города
Минска

Рисование на тему


«Я — белорус»






п/п

Темы

Формы и методы

проведения



занятий

Кол-во
часов

Содержание занятий

Индивидуальная,
групповая и коллек-
тивная деятельность
учащихся




6

Беларуская мова —

Падарожжа па

1

Агульнае і адметнае ў

Развучванне і скла-







сродак зносін паміж

краіне беларус-




рускай і беларускай

данне чыстагаворак







людзьмі

каи мовы




мовах. Асаблівасці
беларускай мовы







7

Откуда появились бе-

Слушание

1

Легенда про Белаполя.

Составление устного

Четверть




лорусы. Наши предки

легенды




Племена: кривичи,
дреговичи, радимичи

рассказа «Откуда
произошли бело-
русы»



8

Традиции белорусов

Беседа

1

Откуда появились тра-

Разучивание бело-

II четверть













диции. Обычаи и тра-

русских пословиц и
















диции белорусского на-

поговорок
















рода. Чтение стихотво-



















рения М. Богдановича



















«Слуцкія ткачыхі»







9

Национальный костюм
белорусов

Беседа

2

Особенности белорус-
ской одежды. Повсе-
дневная, праздничная,
обрядовая одежда

Рисование эскизов
«Белорусская народ-
ная одежда»




10

Легенды Белой Руси

Слушание
преданий

1

О чем нам рассказыва-
ют предания, кто их
составляет. Как преда-
ния дошли до нашего
времени

Составление рас-
сказа «Свидетели
старины»






11

Мои любимые бело-
русские сказки

Инсценировка

2

Герои белорусских на-
родных сказок. Содер-
жание и основные идеи
сказок

Инсценировка бело-
русской народной
сказки




12

Великие люди Бела-
руси

Устный журнал

1

Ф. Скорина, Е. Полоц-
кая

Подготовка устных
сообщений




13

Знаменитые имена

Экскурсия в

2

Янка Купала, Якуб

Подготовка устных







белорусской земли

музей




Колас

сообщений

III

рть


14

Какие мы все разные

Рассказ

1

Что общее и особенное
есть у меня и у окру-
жающих людей. Пра-

Составление диа-
фильма «Я и мои
друзья»
















вила общения между



















людьми







15

Наши права и

Групповая

1

Понятия «право»,

Подготовка группо-







обязанности

работа




«обязанность». Консти-

вых проектов «Мои
















туция и законы Рес-
публики Беларусь

права и обязан-
ности »




16

Роль правил в жизни
человека

Игра

1

Правила поведения лю-
дей. Значение правил в
жизни человека: регу-
лирование отношений,
общения и деятельности
человека

Составление правил
поведения учеников




17

«Голубые глаза»

Беларуси


Слушание

легенд


1

Легенды о появлении

рек и озер. Легенды об


озере Нарочь, Свитязь
и др.

Поиск ответа на во-

прос «Почему нашу


страну называют
"синеокой"?»

















п/п

Темы

Формы и методы

проведения

занятий


Кол-во
часов

Содержание занятий

Индивидуальная,
групповая и коллек-
тивная деятельность
учащихся

III четверть четверть

18

Беларусь моя сине-
окая

Беседа

1

Реки и озера Беларуси.
Взаимовлияние деятель-
ности человека и со-
стояния рек и озер

Конкурс рисунков
«Беларусь моя сине-
окая». Чтение сти-
хов белорусских
поэтов о реках и
озерах Беларуси

IV четверть

19

20

21



Животный и расти-
тельный мир Беларуси

Красная книга Рес-


публики Беларусь

Навсегда в памяти


народной

Экскурсия в
музей природы
и экологии
Беларуси

Викторина

Беседа


2

1

1



Животный и расти-
тельный мир белорус-
ских лесов, лугов,
болот, водоемов

Разнообразные задания


о природном мире Бе-
ларуси

Великая Отечественная


война (1941—1945).
Подвиг белорусского
народа. Ветераны Ве-
ликой Отечественной
войны. День Победы

Рисование и подбор
открыток с изобра-
жением представи-
телей животного и
растительного мира
Беларуси
Заполнение альбо-
мов «Мое Отече-
ство» (страница
«Животный и рас-
тительный мир
Беларуси»)
Выставка рисунков
«День Победы»




22

Беларусь спортивная

Беседа

2

Значение спорта в
жизни человека. Олим-
пийские игры. Бело-

Спортивные
состязания







23

Обобщающее занятие
по разделу «Респуб-
ка Беларусь»

Утренник

1

русские чемпионы
Традиции белорусов,
белорусские народные
песни, игры

Праздник для
родителей







Всего

29 часов (резерв – 5 часов)









Каталог: images -> 2016
2016 -> Учебная программа факультативных занятий «Художественный образ в литературе, живописи, музыке» по учебному предмету «Русская литература»
2016 -> Программа в области музыкального искусства «фортепиано» по учебному предмету «музыкальная литература»
2016 -> Республика калмыкия
2016 -> Календарно-тематическое планирование по французскому языку для X-XII классов вечерних школ (вечерних классов) на 2016/2017 учебный год XI класс
2016 -> Учебная программа факультативных занятий «Многообразие тем и жанров литературы, живописи, музыки и кино» по учебному предмету «Русская литература»
2016 -> Приказ №36/3 от 16. 04. 2016 г. Принято : Педагогический совет №5
2016 -> Научно-методическое учреждение
2016 -> -
  1   2   3   4

  • МИНСК — СТОЛИЦА БЕЛАРУСИ (34 часа)
  • III КЛАСС СЕМЬЯ — ОСНОВА ГОСУДАРСТВА (35 часов)
  • IV КЛАСС МЫ — ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (35 часов)
  • ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ «МОЕ ОТЕЧЕСТВО» Раздел «Республика Беларусь» — I класс
  • Всего 29 часов (резерв – 5 часов)