Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа факультативных занятий для учреждений общего среднего образования «Основы информационной культуры»(I-IX классы)




Скачать 174.23 Kb.
Дата29.06.2017
Размер174.23 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

для учреждений общего среднего образования

«Основы информационной культуры»(I-IX классы)


Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество вызвало необходимость своевременной подготовки людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде; необходимость обучения их самостоятельно действовать в этой среде и эффективно использовать ее возможности. Начало этому процессу должно быть положено уже в учреждениях общего среднего образования. Освоение учебных программ должно идти параллельно с изучением основ информационной культуры.

Предлагаемая программа будет способствовать образовательной деятельности учащегося, удовлетворению его культурных и творческих потребностей, социализации личности в целом.

Освоение программы учащимися І—ІХ классов рассчитано на 31 учебный час и предусматривает получение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

Основная цель программы — содействие процессу образования и творческого развития учащихся. Занятия рассчитаны не только на приобретение учащимися информационных знаний, но и на воспитание национального самосознания.



Задачами программы являются: знакомство с основными информационными понятиями и источниками информации; освоение рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; овладение методами аналитико-синтетической переработки информации; изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы; использование информационно-поисковых систем в традиционной форме и электронной версии; применение в самостоятельной учебной деятельности учащихся современных информационных технологий.

Для проведения занятий с учащимися наряду с традиционными предлагается использование интерактивных форм и методов работы, аудиовизуальных средств подачи материала и мультимедиа.

Реализация этого проекта осуществляется в рамках факультативных занятий. Занятия проводятся библиотекарем в условиях библиотеки, которая является информационным центром школы.

Программа построена по принципу «от простого к сложному» с учетом возрастной психологии учащихся.

На каждом этапе обучения учащиеся получат необходимый объем знаний и умений.

Учащиеся /—IV классов будут иметь понятие о библиотеке и ее предназначении; познакомятся с историей возникновения библиотек и книгоиздания; смогут определять примерное содержание книги, опираясь на ее основные элементы; научатся определять виды изданий; целенаправленно выбирать и читать художественную, научно-познавательную, справочную литературу и периодические издания для детей, подбирать книги в открытом доступе, а также используя книжные выставки и тематические полки; познакомятся с понятием «библиография» и ее назначением; приобретут навыки пользования каталогами и различными типами библиографических указателей.

Учащиеся VVII классов усовершенствуют умения пользоваться справочной литературой и различными видами библиографических пособий; получат знания о научно-популярных изданиях; овладеют методами работы с книгой и способами переработки первичных документов; приобретут навыки внимательного и вдумчивого чтения; познакомятся с использованием информационных технологий в библиотеке; расширят знания об истории развития просветительства в Беларуси и о значении библиотек в этом процессе.

Учащиеся VIIIIX классов получат знания об основных информационно-поисковых системах; смогут осуществлять самостоятельный поиск информации в онлайновых каталогах и базах данных; научатся выделять из информационного потока нужные документы, анализировать и критически оценивать их; познакомятся с правовыми аспектами информационного поведения личности, овладеют коммуникативными навыками, получат понятия об использовании информационных ресурсов основных фондохранилищ страны.

Завершение курса программы даст возможность старшеклассникам, обладающим знаниями и навыками информационной культуры стать независимыми пользователями информационно-образовательной среды.

Для подведения итогов каждого года обучения рекомендуется проведение интегрированных уроков и массовых мероприятий, на которых учащиеся смогут применить знания по информационной культуре в ходе учебной практики.


I КЛАСС (2 ч)
Тема 1. «Волшебный мир библиотеки» (1ч)

Знакомство с библиотекой.

Основные библиотечные понятия: «библиотекарь», «читатель», «формуляр читателя», «книжная полка», «ящик для выбора книг».

Библиотека и читатель: как записаться в библиотеку; правила пользования библиотекой.



Формы работы: беседа, литературная игра-викторина с элементами театрализации, книжная выставка.
Тема 2. «Твой друг — книга» (1 ч)

Значение книги и чтения в жизни человека.

Понятие о библиотечном фонде: разнообразие тематики, жанров и форм печатных изданий.

Элементы книги: обложка, корешок, страницы.

Правила обращения с книгой и гигиена чтения.

Приемы мелкого ремонта книги.



Формы работы: беседа у выставки «Книги просят защиты», ролевая игра, кукольный спектакль.
II КЛАСС (3 ч)
Тема 1. «Поиск книг ведут ученики» (1 ч)

Открытый доступ к книжному фонду библиотеки.

Порядок расстановки книг в фонде (место книг различной тематики и жанров).

Понятия: «книжный стеллаж», «полочный разделитель», «закладки».

Помощники в выборе книг: книжная выставка, тематическая полка.

Первое знакомство с каталогом: каталожный ящик, каталожная карточка.

Многотемный иллюстрированный каталог.

Самостоятельный поиск книг по автору, названию, теме.



Формы работы: беседа, ролевая игра «Найди книгу», практикум.
Тема 2. «Книжкины подсказки» (1 ч)

Навык определения примерного содержания книги по ос­новным элементам: титульный лист, содержание, иллюстрации.

Знакомство с понятиями «автор», «художник-оформитель».

Назначение иллюстраций и рисунков в детской книге.

Писатели — художники детских книг (Юрась Алісевіч, Е. Ча­рушин,

В. Сутеев).



Формы работы: урок-обсуждение, выставка — конкурс на лучшую иллюстрацию обложки любимой книги, урок творче­ства «Мастерим книгу сами».
Тема 3. «Кто стучится в дверь ко мне?..» (1 ч)

Понятие о периодической печати.

Газеты и журналы как печатные издания, отличие их от книг.

Создатели газет и журналов: журналист, корреспондент, редактор.

Республиканские детские периодические издания («Вясёлка», «Раніца», «Мишутка», «Зорька», «Детская газета» и др.).

Формы работы: беседа, игра-путешествие, ролевая игра, обзор, выставка — просмотр периодических изданий, презентация детской газеты или журнала.

III КЛАСС (3ч)


Тема 1. «Библиотеки всякие нужны, библиотеки всякие важны» (1ч)

Понятие о видах библиотек: массовые, детские, специальные. Первые школьные библиотеки Древней Руси. Национальная библиотека Беларуси — главная библиотека страны.

Понятие о структуре библиотеки: абонемент, читальный зал, книгохранилище.

Формы работы: рассказ, беседа, видеопросмотр, экскурсия.
Тема 2. «Почемучкины книжки» (1 ч)

Понятие о научно-познавательной литературе.

Разнообразие научно-познавательных книг.

Творчество известных писателей — популяризаторов науки (А. Зубей, А. Наварыч, С. Зуёнак, Л. Чумакоў, А. Скуратов,С. Тарасаў, У. Ягоўдзік, В. Бианки, Н. Сладков, Ю. Дмитриев, Б. Житков и др.). Отличие научно-познавательной литературы от художественной.

Серийные издания научно-познавательной детской книги и их оформление.

Формы работы: беседа, книжная выставка, игра-викторина, просмотр изданий.
Тема 3. «Великие изобретения человечества» (1ч)

Изобретение бумаги.

Изобретение письменности.

Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий.

Изобретение печатного станка (Иоганн Гутенберг).

Формы работы: беседа, урок-визуализация.
IV КЛАСС (3 ч)
Тема 1. «Что? Где? Когда (2ч)

Понятие о справочных изданиях: энциклопедии, справочники, словари.

Расположение информации в справочных изданиях.

Начальные понятия о библиографии ее назначении.

Структура справочных изданий: алфавитное расположение материала, вспомогательные указатели, рекомендательные списки.

Компьютер в библиотеке: знакомство с электронными справочниками и энциклопедиями.



Формы работы: беседа, выставка-просмотр, игра-викторина.

Тема 2. «Во глубине веков: из истории библиотек» (1ч)

Возникновение библиотек в государствах древнейших цивилизаций. Их задачи в обществе. Александрийская библиотека. Библиотеки средневековья.

Библиотеки Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого.

Понятие о рукописной книге.

Формы работы: беседа, мультимедийная презентация, видеопросмотр, интегрированный урок.
V КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить» (2 ч)

Просветители земли белорусской: Евфросиния Полоцкая, Франциск Скорина, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий, Сымон Будный, Василий Тяпинский.

Инкунабулы — первые печатные книги.

Книга книг — Библия. Редкие издания Библии в фондах Национальной библиотеки Беларуси.

Искусство оформления книги.

Появление «Букваря» и первых детских книг.



Формы работы: беседа, урок-визуализация, книжная выстав­ка, экскурсия.
Тема 2. «Вдумчивый читатель» (2 ч)

Углубление знаний о справочном аппарате книги: аннотация, предисловие, послесловие, комментарии.

Использование полученных ранее знаний при выборе книги и работе с ней.

Способы чтения: визуальный просмотр, выборочное чтение, полнотекстовое чтение.

Составление отзыва на прочитанную книгу.

Ведение читательской картотеки, дневника.



Формы работы: беседа, практикум.
VI КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «В царстве книжном очутиться, да чтоб там не заблудиться» (2 ч)

Формирование представления о структуре справочно-поискового аппарата библиотеки: алфавитный каталог, система­тический каталог, электронный каталог.

Использование каталогов для поиска информации.

Взаимосвязь титульного листа книги и каталожной карточки.

Понятие о шифре книги и его назначении.

Понятие о выходных данных книги: год и место выпуска издания, название издательства. Связь систематического ката­лога с расстановкой книг на полках.



Формы работы: беседа, ролевая игра, викторина-поиск, практикум.
Тема 2. «С информацией на "ты"» (2 ч)

Использование новых информационных технологий в биб­лиотеке.

Понятие об электронных носителях: дискеты, CD-ROM, DVD-ROM.

Поиск информации на CD и ее копирование.

Медиатека в школе. Услуги медиатеки. Правила пользования.

Понятие об Интернете. История создания Интернета.

Безопасная работа учащихся в Интернете.

Формы работы: беседа-консультация, практикум, час самообразования.
VII КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «За страницами учебника» (1 ч)

Научно-популярные книги для подростков.

Основные жанры и виды: биографические очерки, мему­ары, публицистические произведения.

Серии книг по естественным наукам и технике, их тематика.

Использование научно-справочного аппарата книги.

Способы чтения научно-популярной литературы.

Научно-популярные периодические издания для подростков («Мир животных», «Переходный возраст», «Лесавік», «Юный эрудит», «Юный натуралист»).

Формы работы: беседа-практикум, лекция-обзор, интегри­рованный урок.

Тема 2. «От поиска к познанию» (2 ч)

Библиография как наука.

Система картотек, их разнообразие.

Библиографические указатели: универсальные, отраслевые, тематические, персональные, предметные, систематические и др.

Справочная литература: энциклопедии универсальные и отраслевые, справочники и словари.

Научно-справочный аппарат книжного издания и его исполь­зование.

Электронные тематические базы данных (БД).

Информация на сайте в Интернете.

Формы работы: беседа-диалог, деловая игра-поиск.
Тема 3. «Искусство читать — это искусство мыслить» (1ч)

Цель чтения. Современные технологии чтения.

Виды памяти и приемы запоминания.

Рациональные приемы работы с книгой: ознакомительный, изучающий, поисковый.



Формы работы: урок-практикум, конкурс чтецов.
VIII КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «А ларчик просто открывался.. (1 ч)

Понятие об информационном запросе.

Алгоритм формирования библиографического запроса: адрес­ного, фактографического, тематического.

Последовательность проведения розыска информации. Критическая оценка найденной информации. Осуществление самостоятельного поиска.



Формы работы: практикум, библиотесты.
Тема 2. Сквозь информационный поток: поиск, анализ, фиксирование (2 ч)

Понятие о вторичном документе: доклад, реферат, конспект, резюме, тезис, рецензия. Способы аналитико-синтетической переработки текста.

Библиографическое оформление цитат.

Правила цитирования источников на различных носителях.



Формы работы: беседа-практикум, библио-ринг, интегриро­ванный урок.
Тема 3. Культура использования информации (1 ч)

Нормы информационного поведения личности. Правила пользования различными видами библиотек. Понятие о межбиблиотечном абонементе (МБА). Правила пользования МБА.

Правовые аспекты информационного поведения личности. Информация — общечеловеческая культурная ценность и интеллектуальная собственность.

Формы работы: лекция-диалог.
IX КЛАСС (4 ч)
Тема 1. «Сокровищницы богатств человеческого разума» (2 ч)
Понятие об основных фондохранилищах информационных ресурсов страны:


  1. Национальная библиотека Беларуси;

  2. Президентская библиотека Республики Беларусь;

  3. Центральная научная библиотека им. Якуба Коласа;

  4. Библиотека Национальной академии наук Беларуси;

  5. Республиканская научно-техническая библиотека;

  6. Республиканская научно-медицинская библиотека;

  7. Белорусская сельскохозяйственная библиотека;

  8. Научно-педагогическая библиотека;

  9. фундаментальная библиотека БГУ.

Выдающиеся библиотеки мира: Национальная библиотека России, библиотека Конгресса США (Вашингтон).

Возможности доступа к ресурсам основных книгохранилищ.

Понятие об электронной и виртуальной библиотеках.

Формы работы: мультимедийная презентация, экскурсия.
Тема 2. Информационная эвристика (2ч)

Использование Интернет-технологий в учебной и творческой деятельности школьнника.

Поиск информации в Интернете.

Информационные поисковые системы: Yandex, Rambler, Google и др.

Онлайновые путеводители ресурсов Интернета как источ­ники тематического поиска.

Каталоги библиотек в сети Интернет. Поиск в онлайновых каталогах и базах данных. Поиск по автору, заглавию, ключевым словам, году издания и т. д. Полнотекстовые БД.



Формы работы: экспресс-информация, мультимедийная презентация, практикум.

Литература


  1. Алфеевский, В. «Об иллюстрации детских книг” / В. Алфеевский; В. Алфеевский // Библиотека в школе. - 2006. - № 12. - С. 22-23.

  2. Беларуская кнiга ў кантэксце сусветнай кнiжнай культуры: гiсторыя і сучаснасць: зб. навук. прац / М-ва культуры Рэспублікі Беларусь, Беларус. дзярж. ун-т культуры i мастацтваў ; склад. Л. I. Доўнар, Т. А. Самайлюк; рэдкал.: Б. У. Святлоў (гал. рэд.) [i шш.]. - Мн.: БДУКIМ, 2011. - 347 с. : 5 л. ш. - Бiблiягр. у тэксце.

  3. Библиотеки Беларуси: справочник: в 3 т. Т. 1: (г. Минск, Брестская, Витебская области) / сост.: О. А. Какшинская [и др.]. - Мн.: НББ, 2010. – 495 с.

  4. Боева, Л. Книжка на каникулах или летняя библиотечная страда / Л. Боева // Библиотечное дело. - 2008. - №13. - С. 32-34 .

  5. Волкова И. Национальная библиотека Беларуси: занятие для 9-го класса / И. Волкова // Бiблiятэка прапануе. - Мн, 2009. - №9, с. 13-14.

  6. Гендина, Н. И. Информационная грамотность или информационная культура : альтернатива или единство: (результат рос. исслед.) / Н. И. Гендина// Шк. б-ка. - 2005. - № 3. - С. 18-24.

  7. Гендина, Н. Учебный курс "Основы информационной культуры личности в библиотеке: концептуальные основы и методика проведения занятий" / Н. Гендина // Школьная библиотека. - М., 2009. - № 6-7, с. 78-83.

  8. Гендина, Н., Рябцева, Н. Решение ключевых задач информационной подготовки граждан и реализация познавательной функции библиотек эпохи Интернета / Н.И. Гендина, Н.Р. Рябцева // Библиотековедение. - 2012. - № 1. -С. 38-42; № 2. - С. 36-41.

  9. Голубева, Е. К. Информационная культура школьников / Е. К. Голубева // Б-ка. - 2005. - № 10. - С. 44-49.

  10. Журба, А. Задание на каждый день / А. Журба // Библиотека. - 2007. -№7. - С. 6-7.

  11. Зверевич, В.В. Пространство современной библиотеки: «реальное» или «виртуальное» / В.В. Зверевич // Научные и технические библиотеки. - 2012. -№11. - С. 7-17.

  12. Клочкова, В. Идет, сам не зная куда... / В. Клочкова; В. Клочкова // Библиотека в школе. - М., 2006. - № 4. - С.11-12.

  13. Клышка, А. К. Букварь : страницы и уроки : учеб.-метод. пособие для учителей / А.К. Клышка. - Мн.: Нар. асвета, 2008. - 112 с.

  14. Короткова, Т. "Узревший душу языка" / Т. Короткова // Школьная библиотека. - 2009. - №1. - С. 71-74. - Библиогр.: с. 74.

  15. Курина, Н. "Книжка и мышка - программышка" на 540 минут / Н. Курина // Библиотека. - 2007. - №9. - С. 46-47.

  16. Леонов, В. Будущее библиотеки как предмет изучения / В.П. Леонов // Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 9. - С. 51-68.

  17. Леонтьев, А. Эволюция информационных технологий, Интернет и библиотека: триумф Интернета или несбывшиеся надежды / А. А. Леонтьев //Научные и технические библиотеки. - 2012. - № 10. - С. 35-43.

  18. Маханек, Е. От «Горчицы» до «Трамплина» / Е. Маханек; Е. Маханек // Библиотека в школе. - 2007. - № 15. - С. 30-40.

  19. Мелкова, Н. П. Его величество «Чистое слово» в эпоху информационно-коммуникационных технологий / Н. П. Мелкова // Шк. б-ка. - 2005. - № 7. -С. 25-32.

  20. Мотульский, Р.С. Из прошлого в будущее. Библиотеки Беларуси : в 2 ч. Ч.1 : IX - начало XX в. / Р. С. Мотульский; Р.С. Мотульский. - Мн. : БелЭн,2011. - 254 с.

  21. Мотульский, Р. Миссия национальных библиотек в современном мире / Р. Мотульский // Бiблiятэчны свет. - Минск, 2012.

  22. Мяэотс, О. Волшебный карандаш / О. Мяэотс; О. Мяэотс // Библиотека в школе. - 2006. - № 18. - С. 19-20.

  23. Переверзева, Ю. В гостях у деда Всеведа и бабушки Забавушки. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/technologY_works_with_reader.pdf

  24. Переверзева, Ю. Твой друг книга. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/technology_works_with_reader_1.pdf

  25. Переверзева, Ю. Книжкины подсказки. Иллюстраторы и иллюстрации. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/Illustrations_illustrators.pdf

  26. Переверзева, Ю. Печатные традиции. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/print_conventions.pdf

  27. Переверзева, Ю. Во глубине веков: из истории библиотек. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/4_lh.pdf

  28. Переверзева, Ю. Знать и помнить все. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/5_7_k1.pdf

  29. Переверзева, Ю. Испокон века книга растит человека. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/5_kngrch.pdf

  30. Переверзева, Ю. Сокровищницы человеческого разума. Национальные библиотеки Европы. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. – Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/6_l_e.pdf

  31. Переверзева, Ю. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/6_20052017.pdf

  32. Переверзева, Ю. Прочитал - законспектируй. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/7_20052017.pdf

  33. Переверзева, Ю. Культура использования информации. / Ю. Переверзева. Основы информационной культуры: разработки библиотечных уроков. [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.npb.unibel.by/usr/templates/files/8_20130620.pdf

  34. Селькова, Н «Наши имена» / Н. Селькова; Н. Селькова // Школьная библиотека. - 2007. - № 3. - С.57-62.

  35. Фролова, Ю. Н. Играем в библиотеке: методика и описание развивающих и развлекат. игр для детей всех возрастов / Ю. Н. Фролова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 29 с. - (Библиотечка «Первого сентября». Библиотека в школе /под общ. ред. О. Громовой; вып. 1).

  36. Чигарева, Л. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры / Л. Чигарева // Школьная библиотека. - 2009. -№2. - С. 12-15.

  37. Ястребцева, Е. От школьного библиотечного медиацентра к «Библиотеке 2.0» / Е. Ястребцева // Школьная библиотека. - 2009. - №3. - С. 30-35

Ресурсы Интернета



Энциклопедические и справочные ресурсы





  1. Информационно-энциклопедический проект «Рубрикон» http://www.rubricon.com/

  2. Вебландия http://web-landia.ru

  3. Энциклопедия Кругосвет http://www.krugosvet.ru/

  4. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.megabook.ru/

  5. Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru/

  6. Мир словарей - коллекция словарей и энциклопедий http://gufo.me/

  7. Яндекс.Словари http://slovari.yandex.ru/

  8. Online-переводчик компании "Промт" http://www.translate.ru/


Сайты и каталоги библиотек Беларуси


  1. Белорусская библиотечная ассоциация http://www.bla.by/

  2. Национальная библиотека Беларуси (НББ) http://nlb.by/

  3. Имидж-каталог Национальной библиотеки Беларуси http://image.nlb.by/

  4. Электронный каталог Центральной научной библиотеки НАН Беларуси http://libcat.bas-net.by/

  5. Президентская библиотека Республики Беларусь http://www.preslib.org.by/

  6. Белорусская сельскохозяйственная библиотека (БелСХБ) http://belal.by/

  7. Библиотека Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка http://library.bspu.unibel.by/

  8. Республиканская научная медицинская библиотека http://rsml.med.by/

9.Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ) http://rlst.org.by/

  1. Научно-педагогическая библиотека Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь http://npb.unibel.by

  2. Фундаментальная библиотека БГУ (ФБ) http://www.library.bsu.by/

  3. Витебская областная библиотека http://vlib.by/index.php/ru/

  4. Научная библиотека ГрГУ им. Янки Купалы http://www.lib.grsu.by/

  5. Могилевская областная библиотека (BLR) http://library.mogilev.by/


Сайты библиотек России





  1. Российская Государственная библиотека (РГБ) http://www.rsl.ru/

  2. Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/

  3. Библиотека по естественным наукам (БЕН) РАН http://www.benran.ru/

  4. Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ) http://www.gpntb.ru/

  5. Российская национальная библиотека (РНБ) http://www.nlr.ru/

  6. Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ) http://www.shpl.ru/

  7. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы http://www.libfl.ru/

  8. Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) http://www.liart.ru/

  9. Научная библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова (НБ МГУ) http://nbmgu.ru/

  • Литература
  • Энциклопедические и справочные ресурсы
  • Сайты библиотек России