Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа элективного курса «Современная русская литература: писатель и время»




Скачать 174.33 Kb.
Дата10.01.2017
Размер174.33 Kb.
ТипПрограмма
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Новоорск»



ПРОГРАММА

элективного курса

«Современная русская литература: писатель и время»



Профиль подготовки гуманитарный

Новоорск, 2003



Программа элективного курса «Современная русская литература: писатель и время» / сост. Т.С. Яковлева — Новоорск Новоорского р-на Оренбургской обл.: МОУ СОШ №2, 2004. - с.

Предназначена для преподавания элективного курса учащимся 10-11 классов.

Составитель Т.С. Яковлева

5.09.2003

Программа обсуждена на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы 20.09.2003г., протокол № 1

Руководитель метод, объединения А.И. Суровцева

Согласовано

Замдиректора

по учебной работе

1.10. 2003г. И.С. Канзапарова



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс по современной русской литературе проводится в старших (10-11) классах.

Задача курса - познакомить школьников с творчеством самых известных писателей России на современном этапе, а также с основными закономерностями развития литературы наших дней, с ее особенностями, традициями.

Тенденции современной русской литературы - это так называемая возвращенная литература (В. Аксенов, А. Солженицын, В. Войнович, А. Соколов, Э. Лимонов и др.); постмодернизм (Пригов, Рубинштейн, Айзенберг, Липовецкий, Курицын и др.); сетература - литература, преобладающая в Интернете.

Преподаватель имеет возможность делать сопоставления, включать творчество писателя в социокультурный контекст эпохи, останавливаясь более подробно на том, что он считает наиболее важным и ярким, учитывая при этом особенности своих учеников, а также и имеющиеся в его распоряжении материалы.

Задача преподавателя этого факультативного курса - помочь учащимся разобраться в особенностях современной литературы, в обилии имен, что положительное, вечное, а что временное, наносное. Например, драматург Николай Коляда, модные писатели Владимир Сорокин, Венедикт Ерофеев - это авторитеты современного сквернословия, темного и злого словца, низкого и корявого бытия. Но наряду с этим есть и такая литература, которая может дать душевное возрастание и прибавить радости и чистоты. Это прекрасные произведения В. Астафьева, В. Распутина, В. Дегтева, Л. Бородина, В. Крупина, А. Варламова, Юрия Самарина, исторические романы Александра Сегеня, блистательный роман Владимира Отрощенко «Приложение к фотоальбому», романы Олега Павлова. Все это те произведения, которые могут быть опорой тому читателю, что еще не утратил вкус к настоящему чтению. Чтение данных произведений - труд для души.

Сегодня в литературе очень многое определяет отношение самого писателя к создаваемому им миру, к восприятию писателем современной действительности, ее интерпретация в свете идей определенного автора. Поэтому преподавателю важно обратить внимание учащихся на разное, совершенно порою полярное восприятие современных событий тем или иным писателем. Каково творческое Я, какова творческая индивидуальность - вот важные аспекты данного курса.

у Восстановить истинное представление о добре и зле, высоком и низком можно более успешно, подходя к изучению современной литературы с ценностных позиций. Приоритет ценностного подхода в наше время очевиден. Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью. «В нашем мире иерархия ценностей опрокинута, низшее стало высшим, высшее задавлено... Иерархия ценностей определяется по принципу пользы, при совершенном равнодушии к истине», - как никогда актуален Н.А. Бердяев.

Это всеобщее нравственное помрачение отразилось и современной литературе, где авторские ценности обнаружить бывает просто невозможно. На этом следует акцентировать внимание старшеклассников. Вечные ценности продолжают жить. А дело литературоведения - их находить.

Ценностный подход в изучении современной русской литературы предполагает не только нахождение в художественном произведении авторских ценностей высшего порядка в разных сферах жизни (духовной, социальной, морально-этической), но и отношение к самому произведению как ценности эстетического уровня.

Это один из необходимых компонентов в преподавании данного факультативного курса.

Самое главное - увлекательно и ярко представить художественный мир писателя и ввести в него своих учеников так, чтобы это могло доставить им радость и побудило у них

1

интерес к личности художника, к особенностям его мастерства. А личность художника проявляется не столько в его биографии, сколько в его художественных творениях. Поэтому так важно уметь их прочитать. Прочитать и проникнуться особой атмосферой. Прочитать и понять не только то, чем сказано, но и как сказано, какие мысли и чувства рождает.



Художественный мир каждого писателя представляемого в данном курсе - мир особый, только данному писателю свойственный. Своеобразна интерпретация действительности в произведениях Виктора Пелевина, в романах М. Бутова (например, «Свобода») речь идет о кризисе достоверности и глобальном сомнении в реальности реального, удивительна «жесткая проза», «солдатская проза» Олега Павлова, в которой исследуется «бездна унижения» и «окаянное зло».

Вместе с тем есть между писателями России и нечто общее, что и дает основание говорить о них как о современных русских художниках слова, а все созданное ими называть современной литературой. Определить общее и выявить особенное - одна из задач данного элективного курса.

Данная программа предполагает расширить литературный кругозор старшеклассников. В процессе преподавания возможны сопоставления литературных произведений с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, кинофильмы).

И все же самое главное предназначение элективного курса состоит в том, чтобы учащиеся смогли получить радость от чтения предложенных учителем произведений, а также пробудить интерес к так называемой «поисковой» деятельности. «Открытие» нового авторского имени - одна из задач данного курса. Войти в художественный мир, творимый писателем, ощутить его атмосферу, познакомиться с обитающими в нем персонажами, стать соучастником происходящего - все это особенно интересно и увлекательно. Ввести ученика в мир современной русской литературы на разных этапах ее развития и предстоит учителю. При этом никак нельзя забывать, что знание текста -необходимое условие. Никакое количество даже самых ценных сведений о писателе, о его произведениях, об особенностях его творчества не может заменить эмоциональное восприятие произведения, проникновение в его художественный мир в процессе чтения. Потому и не хотелось бы свести знакомство с современной литературой к такого рода заменам. Старшеклассники, слушающие факультативный курс «Современная русская литература: писатель и время» должны заранее прочитать произведения, о которых им будет рассказано на очередном занятии, и только тогда у них сложится свое представление, свое мнение о прочитанном. Это очень важно: самостоятельное восприятие текста помогает ориентироваться во всем остальном.

Программа способствует реализации важнейшей цели литературного образования: воспитанию любви к чтению, приобщению учащихся к богатствам отечественной литературы, развитию их способностей эстетического восприятия и оценки явлений художественной литературы и на этой основе формирование эстетических вкусов и потребностей.

Главными организационными формами мы считаем работу в малых группах и метод «медленного чтения», при котором красота литературного текста не теряется, а наоборот, раскрывается при неспешном чтении литературного произведения.

В программу заложены следующие представления о составляющих литературное образование компонентах:

Образовательная составляющая преподавания литературы - это знание того, как литературные произведения «сделаны», как они функционируют.

Просветительская составляющая - биографические сведения о писателях и те сведения о «внетекстовой», внехудожественной реальности, которая связана с литературным текстом - отражается в нем или в нем открывается.

Воспитательная составляющая - носит подчиненный характер. Литература воспитывает непрямо, она воспитывает часто подсознательно - и тем глубже. Как только литература начинает воспитывать читателя, она теряет художественность и обретает уничтожающую ее дидактичность.

Упор делается на самостоятельную и творческую работу учащихся, разнообразные виды устных и письменных работ:



  • усложненные изложения;

  • сочинения-рассуждения;

  • эссе;

  • критические статьи;

  • рецензии;

  • страницы из дневника.

Особое внимание уделяется развитию умений дискутировать, доказывать свою мысль и опровергать оппонентов.

Отбирая произведения для включения в программу, я следовала следующим принципам:



  1. литературная и общественная значимость произведения, их литературно-
    критическая оценка;

  2. репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;

  3. методическая и культурная традиция, например, необходимость «военной темы» и
    прослеживания судеб реализма в современной литературе;

  4. доступность литературного произведения школьникам - развиваемая и взятая в
    динамике;

  5. «интенсивность» произведения - также развивающаяся категория;

  6. стилистическая характерность языка.

Некоторые постмодернистские произведения, неприемлемы для текстуального изучения в классе из-за радикальности языка, сцен насилия или откровенно эротического содержания, могут быть учителем в образе. В программу включены произведения, написанные позже 1984 г., т.е. начиная с утверждения «гласности» и свободы творчества как основы литературного современного литературного процесса.

Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципов. В ней взаимно дополняют друг друга проблемно-тематический, историко-литературный, теоретико-литературный, семитический и деятельностный принципы. Работая по этой программе, учитель может постоянно обращаться к основной программе для профильной школы, к обязательному минимуму литературного образования, к Государственному стандарту литературного образования.



Главная особенность программы, как следует из названия - вовлечение в круг школьного изучения произведений современной литературы. Однако изучение современной литературы, современного литературного процесса, современником и свидетелем которого является ученик, становится благотворным и по другим соображениям. Если основной курс литературы изучается в контексте литературоведения, то курс «Современная русская литература» - в контексте литературной критики, что значительно изменяет ракурс изображения. Сокращается дистанция между временем опубликования произведения и его общественной значимостью.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ занятия

Количество часов

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Сроки проведения

1

2

3

4

1

1

Проблема зла в современной литературе. Николай Коляда, Вл. Сорокин, Венедикт Ерофеев - авторитеты современного сквернословия, низкого и корявого бытия. Постмодернизм. Сетература. Романы Юрия Полякова и М. Бутова. Виктор Пелевин -духовный лидер нового поколения. Доброе и вечное в произведениях В. Астафьева, В. Распутина, Л. Бородина, Вяч. Дегтева, О. Павлова, Ю. Самарина и других. Вечные ценности в современной литературе

сентябрь

2 3

1 1

Виктор Олегович Пелевин. Год рождения 1962, Москва. Духовный лидер современного молодого поколения. Постмодернизм и В. Пелевин. Первая публикация «Колдун Игнат и люди». В 1993г. -Букеровская премия за сборник рассказов «Синий фонарь». 1997 -роман «Чапаев и пустота», вошел в шестерку претендентов на Букеровскую премию, правда, ее не получил. «Омон РА» -фантасмагоричная история мальчика, наличие черного юмора, подмена реальности. «Желтая стрела» - роман-антиутопия, тема несоответствия мечты и действительности. Переплетение реального и ирреального в романах «Затворник и Шестипалый», «Принц Госплана», «Чапаев и пустота», «Поколение ПИ», «Жизнь насекомых» Рассказы: «Хрустальный мир», «Вести из Непала», «Онтология детства», «Происхождение видов», «Синий фонарь», «Мардонги», «Ухряб», «Иван Кублаханов», «Спи», «Тарзанка» и др. В. Пелевин. Роман - антиутопия «Желтая стрела». Подробный анализ романа.

сентябрь сентябрь

4 5

1 1

Борис Петрович Екимов. Год рождения 1938, г. Игарка Красноярского края. Первая книга «Девушка в красном пальто» (1974). Автор книг «У своих» (1975), «Офицерша» (1978), «Последняя хата» (1980), «Холюшино подворье» (1984). Автор 20 книг. Лауреат премии имени И.А. Бунина, премии «Пенне-Москва». Лауреат Государственной премии 1998г. живет в Волгограде. Тема современной деревни в произведениях Б. Екимова: духовная деградация личности, разрушение нравственных канонов. «Памяти лета» (рассказ «Фетисыч»); повести «Пиночет», «Отцовский двор спокинул я»; публицистический очерк «В снегах». Повесть «Пиночет» - образ председателя колхоза Корытина. Разруха, воровство, обнищание народа. Агроном Петрович - что же делать, каков выход из тупика. Связь Корытин - чилийский генерал Пиночет. (Новый мир. 1997 № 1, № 3; 1999. № 4, № 9)

сентябрь октябрь

6

1

Юрий Вельяминович Козлов. Год рождения 1953, Великие Луки. Первая книга «Изобретение велосипеда». Автор романов «Пустыня отрочества», «Имущество движимое и недвижимое», «Ледниковый период», «Условие», «Одиночество вещей», «Геополитический роман», «Разменная монета». Романы «Геополитический роман», «Разменная монета» - современная Россия, проблемы молодежи, военных, семейные взаимоотношения.

октябрь

1

2

3

4

7 8

1 1

Роман «Одиночество вещей» («Роман-газета», №6, 1997) Судьба России, русской деревни, народ и власть, народ и государство. Молодое поколение в романе. Злободневность романа. Художественные особенности. Роман «Колодец пророков» - чеченская война, политические распри, крушение идеалов. («Роман-газета», №8, 1998)

октябрь октябрь

9

1

Иванов Николай Федорович. Родился в 1956 г. в Брянске. Автор книг «Черные береты», «Гроза над Гиндукушем», «Наружка», «Маросейка-12», «Женский пляж», «Вход в плен бесплатный». Лауреат литературных премий: имени Н. Островского, имени М. Булгакова. «Спецназ, который не вернется» («Роман-газета», №15, 1998). На страницах этой повести Н. Иванов - мастер захватывающей интриги, аналитик. Тема Кавказа. Через частную историю гибели отряда специального назначения Н. Иванов вскрывает тайные пружины трагической войны в Чечне.

ноябрь

10

11 12

1

1 1

Возвращенная литература (обзор).

Зарубежная русская литература: В. Аксенов, В. Войнович, С. Довлатов, С. Соколов, Эд. Лимонов, Юз. Олешковский, И. Бродский, А. Гладилин, Г. Владимов, Ю. Карабчиевский, В.П. Некрасов и др. Проблема вживания в жизнь чужой страны, обретение новой Родины. Сатирический гротеск как основной прием создания художественного образа - Юз. Олешковский - яркий представитель. Обличение советской власти (Войнович «Москва 2042г.») Эдуард Лимонов «Это я, Эдичка»: Внешний антураж, грубые сцены. Судьба одинокого, брошенного человека. Потеря любви -трагедия. Трилогия Э. Лимонова. 1 ч - «У нас была великая эпоха»; 2 ч - «Подросток Савенко»; 3 ч - «Молодой негодяй». Э. Лимонов -«ужасное дитя русской литературы» Василий Аксенов: Начало - советские романтические позиции. «Коллеги» - первый роман. Поиски своего места в жизни. «Звездный билет», «Апельсины из Марокко» (1965). Поиски литературной формы, роман «Затоваренная бочкотара» (1968). 1980 - лишение гражданства. «Остров Крым» - антиутопия. Романы «Ожог», «Скажи», «Изюм», «Московская сага» - стремление к форме.



ноябрь

ноябрь декабрь



13 14

2

Александр Войнович. Роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

декабрь

15 16

2

Сергей Давлатов. Венедикт Ерофеев «Москва - Петушки». Точки соприкосновения в творчестве данных писателей.

декабрь

17 18

1 1

Философская проза: Вяч. Пьецух «Новая московская философия», «Городской романс», «Шкаф», «Мужик, собака и страшный суд», «Студент прохладных вод», «Киллер Миллер», «Жена Фараона» (Новый мир. 1998. №2, №9) Фазиль Искандер. «Поэт» (Новый мир. 1998. № 4)

январь

19 20

21

22

2 2

Жестокая проза: Татьяна Толстая - жанр рассказа. «Лимпопо», «Петере». Жестокость жизни через восприятие женщины. Книга «Любишь - не любишь» Людмила Петрушевская: рассказ «Новые робинзоны» последствия ядерной войны; «Изолированный бокс» - трагедия больного человека. Одиночество, разобщенность героев - темы. Драматургия Л. Петрушевской: «Три девушки в голубом», «Уроки

февраль

1

2

3

4







музыки», «Квартира Коломбино» - искусство гротеска, юмор. Речь городского жителя - показатель жестокой прозы.




23 24 25

3

Людмила Улицкая. Человек в современном мире. «Зверь» - рассказ об одиночестве (Новый мир. 1998. №4). «Веселые похороны» -повесть, затрагивающая проблемы евреев - эмигрантов (Новый мир. 1998. №7). «Путешествие в седьмую сторону света». Рассказ «Сонечка» - проблемы одиночества, любви, самопожертвование во имя любимого. Сопоставительный анализ рассказов Т. Толстой «Соня» и «Сонечка» Улицкой»

март

26

27

28 29

4

Виктория Токарева

Начало творческого пути - светлый, лирический рассказ «Инструктор плавания». 90-е годы - повесть «Я есть. Он есть. Ты есть» (Новый мир. 1991. №9) - тема милосердия, самопожертвования. Ирочка, Анна - судьба героинь. «Первая попытка» (Новый мир. 1989. №1) - судьба Мары, жестокой, властной, раздавленной болезнью героини. Повесть «Вместо меня» - как уходит личность из современного человека; рассказ «Уик-энд» - судьба Нинон, эгоистичной, избалованной женщины, противопоставление её «белой, несмелой ромашке» - учительнице русского языка. Повесть «Длинный день» (Новый мир. 1986. №2) - почему герои так и не соединили поезда жизни, рассказы «Старая собака», «Ничего особенного», «Хэппи-энд», «Лавина» - герои отступают от роковой схватки с судьбой (1,2 рассказы); герои бросают вызов судьбе и оказываются побежденными ею (3, 4 рассказы) Рассказы «Сказать, не сказать», «Все нормально, все хорошо» (Октябрь. 1990. №2): 1 - безответная любовь; 2- судьба журналиста Бочарова Алексея Ефимовича, лицемерие в Советском Союзе. Повесть «Маша и Феликс» - «Когда кто-то один сильно любит, то другому только остается подчиниться». Особенности рассказов: «Розовые розы», «Система собак», «Между небом и землей», «Сто грамм для храбрости», «Коррида», «Не сотвори», «Инфузория - туфелька». Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется. Такова своеобразная точка отсчета для всего творчества Виктории Токаревой, лучшей, тончайшей исследовательницы этого прекрасного чувства.



апрель

30 31

2

Галина Щербакова

«Люди столько не живут, сколько я хочу рассказать» Г. Щербакова. Повесть «Вам и не снилось» (фильм), «Дверь в чужую жизнь», «Love - стория», «Митина любовь» (Новый мир. 1997. №3), «У ног лежачих женщин» (Новый мир. 1996. №1), «Актриса и милиционер» (Новый мир. 1999. №3), «Армия любовников»



май

32 33

2

Нина Садур - писатель-авангардист. Книга «Чудесные знаки» (изд. «Вагриус», 2000). Особенности творчества. Сопоставительный анализ с творчеством В. Токаревой, Улицкой, Г. Щербаковой, Т. Толстой

май

34

1

Вячеслав Дегтев. Рассказы о чеченской войне: «Джяляб», «Железные зубы» - страшная правда. Из новой прозы: рассказы «Русская душа», «Жалейка», «Пигмалион», «Запах счастья», «Приговоренный», «Бомж», «Облака над Аустерлицем»

май

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

п/п

Вид (наименование работы)

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Аннотация рассказа (по выбору) В.О. Пелевина

Устный альманах

сентябрь

2

Аннотация романов Ю.В. Козлова «Одиночество вещей», «Колодец пророков»




октябрь

3

Критическая статья «Василий Аксенов и его романы, обзор»




ноябрь

4

Критическая статья «Мое восприятие философской прозы Вяч. Пьецух»




январь

5

Рецензия рассказа Л. Улицкой «Сонечка»

Фейерверк презентаций

март

6

Рецензия рассказа Т. Толстой «Соня»




март

7

Эссе «Загадочный мир любви» (по рассказам Виктории Токаревой)




апрель

8

Сочинение-рассуждение «Тема современной деревни в произведениях Б.П. Екимова»







9

Страницы из дневника. Мои размышления о прозе Т. Толстой. Жестокость жизни через восприятие женщины (по книге «Любишь - не любишь»)







10

Страницы из дневника «Этот страшный мир одинокого, больного человека» (по рассказам Л. Петрушевской)







11

Сочинение-рассуждение «Страшная правда о чеченской войне» (по рассказам В. Дегтева)







12

Реферат «Тема милосердия и сострадания в творчестве В. Токаревой и Т.Толстой»

Конференция




  • Образовательная составляющая
  • Воспитательная составляющая
  • Виктор Олегович Пелевин.
  • В. Пелевин. Роман - антиутопия «Желтая стрела».
  • Юрий Вельяминович Козлов.
  • Роман «Колодец пророков»
  • «Спецназ, который не вернется»
  • Эдуард Лимонов «Это я, Эдичка»
  • 13 14 2 Александр Войнович.
  • 15 16 2 Сергей Давлатов. Венедикт Ерофеев
  • 17 18 1 1 Философская проза: Вяч. Пьецух
  • ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
  • Срок отчетности 1