Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» составлена в соответствии с законом «Об образовании»




Скачать 199.66 Kb.
Дата23.06.2017
Размер199.66 Kb.
ТипПрограмма
Программы элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе » Разработали: Михальцова Н.Ю., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №48» Пояснительная записка. Предлагаемая программа элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования по литературному краеведению, разработанный на основе регионального компонента государственного образовательного стандарта «Фольклор и литература Зауралья». Представленная программа элективного курса является составной частью литературного образования в средней школе и основывается на следующих принципах: - изучение поэтического наследия Зауралья; - единства формы и содержания; - историзма; - связи искусства и литературы с жизнью; - взаимосвязи традиций и новаторства в литературе и искусстве. Необходимость создания элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» обусловлена переходом на базовый и профильный уровни изучения литературы в средней школе, недостатком методического материала по современной поэзии Зауралья как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознанием своеобразия литературы родного края. Изучение элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» направлено на достижение следующей цели: - создание условий для самореализации и профессионального самоопределения обучающихся через изучение поэзии Зауралья. Содержание курса, предлагаемого учащимся 11 класса профильной школы, основано на интересах учащихся - читателей и стремлении помочь им освоиться в мире литературы Зауралья, в которой отражаются процессы истории и искусства, характерные как для нашего края, так и для России. Элективный курс « Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» включает в себя обзорные и монографические темы, что позволяет познакомить учащихся с произведениями зауральской поэзии, показать их место в общем историко-литературном процессе, их значение для прошлого и настоящего. В обзорных темах предлагается материал для характеристики соответствующего периода развития литературы, указываются наиболее значимые произведения, преподаватель может привлекать произведения русской литературы для сравнения эпох, персонажей, идей. В монографические темы учителем включаются сведения о жизни и творчестве автора, месте его в литературном процессе, изучается одно или несколько его произведений, которые обязательно должны быть прочитаны учащимися, т.к. учитель опирается на непосредственное восприятие текстов учениками. Задача учителя – помочь учащимся понять творчество писателя. Изучение поэзии Зауралья способствует решению следующих задач: обучающая задача: - сформировать умения соотносить нравственные идеалы поэтических произведений с жизнью сегодняшнего дня; развивающая задача: - развивать речевую деятельность обучающихся; - формировать мотивацию к чтению и изучению поэзии родного края. воспитательная: - обогащать духовно- нравственный опыт обучающихся при изучении поэтического наследия Зауралья; - расширять эстетический кругозор учащихся при параллельном изучении поэзии 19в. и 20в; Объект изучения элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» - тексты зауральских поэтов. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений, поэтому на занятиях курса необходимо организовать этот процесс. Элективный курс «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» опирается на основные виды деятельности по освоению поэтических произведений: - творческое чтение и анализ поэтических текстов; - выразительное чтение; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания; - анализ и интерпретация стихотворных произведений; -написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; - самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование поэтического текста; - подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ на основе и по мотивам литературных произведений. В результате изучения элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» обучающиеся должны Знатьпонимать: - жанровое и тематическое своеобразие поэзии Зауралья; - содержание изученных поэтических произведений; - историко-литературный контекст и творческую историю изученных произведений литературы Зауралья; - основные теоретико-литературные понятия; Уметь: - воспроизводить содержание изученных поэтических произведений; - анализировать и интерпретировать поэтические произведения Зауралья, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции); - соотносить поэтический текст с фактами общественной жизни и культуры; - раскрывать роль поэзии в духовном и культурном развитии Зауралья; - определять жанровую специфику литературного произведения; - выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; - выразительно читать изученные произведения; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - определения своего круга чтения; - оценки литературных произведений; - для участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; -поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет). Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и создает основу для развития исследовательских умений и навыков обучающихся и педагогов, для их самореализации. Формы контроля за знаниями учащихся: 1.Чтение произведений и их фрагментов наизусть. 2.Устные и письменные развернутые ответы на вопросы. 3.Характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких персонажей. 4.Составление плана, тезисов по материалу биографии поэта. 5.Оценка произведения в целом. 6.Подготовка устных сообщений о прочитанных произведениях. 7.Написание сочинений, рефератов, докладов. Итогом изучения элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» являются: 1.Презентации по темам: «Галерея зауральских поэтов»; «Декабристы в Кургане» и «Курганская страница жизни В.К. Кюхельбекера»; «Мой любимый бард»; « Творчество поэтессы Л. Тумановой». 2.Проекты: «Традиции фольклора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова и А.Ф. Мерзлякова»; «История коллективизации в поэзии Зауралья »; «Жизнь и борьба продолжаются». 3.Сборник стихов обучающихся. 4.Рефераты: «Особенности восприятия поэтических текстов Т.М.Белозерова»; «Природа - средство передачи душевного состояния человека в поэзии М.С. Керченко, А. Еранцева, Т. Лепихиной»; «Женщины- барды в современной литературе». 5. Выступления на итоговой конференции элективного курса «Поэты Зауралья о Родине, о времени, о себе» по темам: Духовное начало поэзии Зауралья. Тема родного края в творчестве М.С. Керченко и А. Пляхина. Тема исторического прошлого в поэзии Зауралья. Современная поэзия. Авторская песня. Судьбы - преодоления поэтов Зауралья как пример творческого возрождения. Великая Отечественная война в поэзии Зауралья. Учебно-тематический план. № пп Тема занятий Количество часов Форма проведения Образовательный продукт всего лекция практ. 1. Литература Зауралья – составная часть современного литературного процесса страны. 1 1 Лекция. Опорный конспект по теме. 2. Образы русских писателей в поэзии Зауралья. 2 1 1 Лекция. Практикум. Опорный конспект по теме. Презентация «Галерея зауральских поэтов». 3. Влияние исторических событий на судьбы зауральских поэтов. 5 1 4 « Зауральский Ломоносов». Жизнь и судьба А.Ф.Мерзлякова. 2 1 1 Лекция. Практикум. Проект «Традиции фольклора в стихотворениях М.Ю.Лермонтова и А. Ф.Мерзлякова». Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В.К.Кюхельбекер). Моральная поддержка декабристов А.С.Пушкиным и В.А.Жуковским. Поэма С.Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом». 3 3 Практикум. Посещение Музея декабристов. Презентации «Декабристы в Кургане» и «Курганская страница жизни В.К.Кюхельбекера». Исследовательская работа «Сравнительный анализ поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» и стихотворения В.К.Кюхельбекера «Посвящение М.Н.Волконской». 4. Тема Родины и природы в поэзии Зауралья. 9 1 8 Певец родного края К.К. Худяков. 1 1 Исследовательская работа. Сопоставительный анализ стихотворений «Весна деревенская», «Зимняя сказка» и рассказа В.Ф.Потанина «Белые яблони». Творческая мастерская Б.А. Ручьева. 1 1 Лабораторная работа. Исследовательская работа «Признаки эпического и лирического начала в поэме «Любава». Самобытный русский поэт- Т.М.Белозеров. 1 1 Практикум. Реферат « Особенности восприятия поэтических текстов Т.М.Белозерова». «Прямые улицы Кургана». Творчество С.Васильева. 1 1 Семинар. Исследовательская работа «Изобразительно – выразительные средства языка в раскрытии темы города». «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Творчество Н.Аксенова. Изобразительно – выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры. 1 1 Практикум. Анализ и интерпретация стихотворных произведений: «Мы», «Тройка-Русь», «Молчаливым интеллигентам России». Тема природы родного края в творчестве М.С. Керченко. 1 1 Исследовательская работа. Рефераты: « Природа- средство передачи душевного состояния человека в поэзии М.С. Керченко, А. Еранцева, Т. Лепихиной». Пейзаж в лирике А. Виноградова, А. Прокопьева, В. Гилева, И. Роговой. 3 3 Исследовательская работа. Лаборатор- ная работа. Сравнительный анализ творчества современных поэтов Зауралья с творчеством А.А.Фета и Ф.И.Тютчева. 5. Тема памяти в поэзии Зауралья. 5 5 Тема исторической памяти в поэзии Зауралья. 2 2 Защита проектов. Проекты на тему: «История коллективизации в поэзии Зауралья ». «Незаживающие раны памяти». С. Васильев, А. Пляхин, Р.В. Филимонов. 2 2 Практикум. Эссе «Современная поэзия о Великой Отечественной войне». «Опаленные войной». Поэты – участники локальных войн (Афганистан, Чечня). 1 1 Практикум. Встреча с участниками локальных конфликтов. Эссе «О времени и о себе». 6. Судьбы - преодоление зауральских поэтов. 6 1 5 Судьбы - преодоление зауральских поэтов. 1 1 Лекция. Опорный конспект по теме « Поэты с судьбой преодоления». Л.И. Куликов. « Жизнь и борьба продолжаются». 2 2 Посещение музея МОУ «СОШ №26». Семинар. Защита проектов по творчеству поэта. «Души моей распахнутая дверь». И.И. Анисимова, Н. Моторина, А. Баева. 2 2 Практикум. Эссе. «Души моей распахнутая дверь» Л.Туманова. «О своей фамилии, о маме и немного о себе». 1 1 Литературно-музыкальная композиция. Презентация творчества поэтессы. 7. Авторская песня Зауралья. 2 2 А.Киреев. Группа «Интервал». 1 1 Литературно-музыкальная композиция. Презентация «Мой любимый бард». Продолжение традиций женщин- бардов: А.Якушевой, Н.Матвеевой. 1 1 Музыкально-поэтическая композиция. Реферат «Женщины- барды в современной литературе». 8. Современная поэзия Зауралья. 4 4 Творчество Г.С. Артамонова, А. Львова, Е. Ситниковой, Л.Блюмкина и других. 2 2 Семинар. Защита презентаций. Поэзия в моей жизни. 1 1 Творческая мастерская. Сборник стихов учащихся. Учебная конференция «Что мне открыла поэзия родного края». 1 1 Практическая конференция. Выступления обучающихся по теме. Итого: 34 7 27 Содержание программы. Тема 1. Литература Зауралья - составная часть литературного процесса страны. (1час - практ.) Обзор современной литературы Зауралья. Современная поэтическая ситуация Зауралья: наличие организаций, объединяющих творческих людей Зауралья. Межпредметные связи: история родного края, изобразительное искусство. Опорный конспект по теме. Литература. Сухачевский С. Ваши знакомые. «Советское Зауралье», 1967, 27августа. Цыбин В. Сергей Васильев. Москва, «Советская Россия», 1972. Юровских В. Россия – Русь Александра Виноградова. Челябинск, 1967. Яган И. Многоликая и самобытная. Куртамыш, 2007. Янко М. Литературное Зауралье. Курган, 1960. Янко М. Литературное краеведение в школе. Москва, 1965. Тема 2. Образы русских писателей в поэзии Зауралья. (2часа-практ.) Образ А.С.Пушкина в поэзии Зауралья. Е. Ситникова «Незаконченное» как отражение этапов жизни А.С.Пушкина. Ассоциация с биографией поэта. С.А. Васильев «Домик Полины Виардо». Глубина и одухотворенность чувств в произведении С.А.Васильева. А. Пляхин «Пушкинский домик». Посвящение А.С. Пушкину. Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, кино. Презентация «Галерея зауральских поэтов». Опорный конспект по теме. Литература. Вохменцев Я. Скромно и обаятельно. «Урал», 1963, № 8. Гальцева Л. Высокое открытие. Челябинск, 1973. Иванов В. Портреты моих друзей. Кондратий Худяков. «Огонёк», 1964, №8. Яловских. В. Янтарные соты. «Советское Зауралье». 25 июня 1982. Тема 3. Влияние исторических событий на судьбы зауральских поэтов. ( 5ч.-1лекция, 4 практ.) «Зауральский Ломоносов». Жизнь и судьба А.Ф.Мерзлякова. Творческое чтение и анализ стихотворения «Среди долины ровныя». Последователи А.Ф. Мерзлякова: А. Грибоедов, А. Вяземский, М. Лермонтов. Поэты пушкинской поры. Поэма С. Васильева о Кюхельбекере «Изба над Тоболом». Творческое осмысление стихотворений В.К.Кюхельбекера: «Работы сельские подходят уж к концу», «Усталость», «Людская речь – пустой и лицемерный звук» (посвящение М.Н.Волконской), «Курганиада» (сатирическое изображение жизни курганских чиновников). Моральная поддержка декабристов А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским. Проект «Традиции фольклора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова и А.Ф. Мерзлякова». Межпредметные связи: история, изобразительное искусство. Презентации «Декабристы в Кургане» и «Курганская страница жизни В.К.Кюхельбекера». Исследовательская работа «Сравнительный анализ поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» и стихотворения В.К. Кюхельбекера «Посвящение М.Н. Волконской». Литература. Коровин В. Русская поэзия 19 века. Москва, 1983. Кюхельбекер В.К. в сб. «Фольклор и литература Зауралья», ч.1, Курган, 2000. Лиханов А. Тобольский узник. «Смена», 1975, №20. Магидсон С. Кто твой учитель «Народное образование», 1990, № 12. Мерзляков А.Ф. «Фольклор и литература Зауралья». Ч.1,Курган, 2000. Перунова А. Добрая весомость. «Шадринский курьер», 1996, 6 августа. Тема 4. Тема Родины и природы в поэзии Зауралья. ( 9ч.-1лекция, 8 практ.) Поэзия Зауралья открывает перед читателями внутренний мир человека ко всему в природе родного края. Поэты Зауралья внесли в литературу свое слово о поэзии. Певец родного края К.К. Худяков. Творческая мастерская Б.А. Ручьева. Исторические корни в поэме Б.А. Ручьева «Любава». Самобытный русский поэт- Т.М.Белозерова. Поэтические образы в творчестве автора. «Прямые улицы Кургана». Урбанистическая тема в творчестве С.Васильева. «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Творчество Н. Аксенова. Изобразительно – выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры. Тема природы родного края в творчестве М.С. Керченко. Лиризм в произведениях М.С. Керченко. Единство внутреннего мира человека и природы в стихах современных поэтов: А. Виноградова, А.Прокопьева, В. Гилева, И.Роговой. Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, портреты М.С. Керченко, репродукции зауральских художников о природе Кургана. Сопоставительный анализ стихотворений «Весна деревенская», «Зимняя сказка» и рассказа В.Ф. Потанина «Белые яблони». Исследовательская работа «Признаки эпического и лирического начала в поэме «Любава». Реферат « Особенности восприятия поэтических текстов Т.М.Белозерова». Исследовательская работа «Изобразительно – выразительные средства языка в раскрытии темы города». Анализ и интерпретация стихотворных произведений: «Мы», «Тройка-Русь», «Молчаливым интеллигентам России». Рефераты: « Природа- средство передачи душевного состояния человека в поэзии М.С. Керченко, А. Еранцева, Т. Лепихиной». Сравнительный анализ творчества современных поэтов Зауралья с творчеством А.А.Фета и Ф.И.Тютчева. Литература. Власенко А. Поэзия Бориса Ручьёва. «Молодая гвардия», 1961, № 9. Потанин В. Кладовая солнца. «Зауралье», 1994, 21 октября. Стариков Д., Ручьёв Б. Москва, Советская Россия, 1969. Сухачевский С. Ваши знакомые. «Советское Зауралье», 1967, 27августа. Цыбин В. Сергей Васильев. Москва, «Советская Россия», 1972. Юровских В. Россия – Русь Александра Виноградова. Челябинск, 1967. Яган И. Многоликая и самобытная. Куртамыш, 2007. Янко М. Литературное Зауралье. Курган, 1960. Янко М. Литературное краеведение в школе. Москва, 1965. Тема 5. Тема памяти в поэзии Зауралья. (5ч.-5 практ.) Современное поколение должно помнить не только героические страницы военного прошлого, но и трагические страницы родного края. Поэма С.А.Васильева «Коля Мяготин» - повествование в стихах о трагических событиях в деревне. Посещение краеведческого музея. Экскурсия о коллективизации в Зауралье. «Незаживающие раны памяти». Поэзия о Великой Отечественной войне. С.Васильев, А. Пляхин, Р.В.Филимонов. Поэты – участники локальных войн (Афганистан, Чечня). «Опаленные войной». Тема солдатского долга в поэзии поэтов воинов- интернационалистов. Межпредметные связи: музыка, история. Проекты на тему: «История коллективизации в поэзии Зауралья ». Эссе «Современная поэзия о Великой Отечественной войне». Эссе «О времени и о себе». Литература. Кардашова А. Сила духа. «Огонёк», 1956, № 16. Коровин В. Русская поэзия 19 века. Москва, 1983. Сухачевский С. Ваши знакомые. «Советское Зауралье», 1967, 27августа. Тема 6. Судьбы - преодоление зауральских поэтов. (6ч.-1члекции. 5ч. практ.) Судьбы, наполненные трагизмом и величием духа, творческое начало в судьбе поэтов. Л.И. Куликов. « Жизнь и борьба продолжаются». И.И. Анисимова, Н. Моторина, А. Баева. «Души моей распахнутая дверь». Л. Туманова. «О своей фамилии, о маме и немного о себе». Межпредметные связи: музыка, кино. Презентация творчества поэтессы. Защита проектов по творчеству поэта. Эссе «Души моей распахнутая дверь». Литература. Баева А. Строгий возраст. Москва. Советский писатель, 1990. Беленький Е. Сердечно и ярко о самом главном. «Урал», 1964, № 7. Богданов Н., Баева А. Зимняя радуга. «Наш современник», 1968, № 2. Куликов Л. Стихи. «Тобол», 2002, №10. Магидсон С. Кто твой учитель «Народное образование», 1990, № 12. Мерзляков А.Ф. «Фольклор и литература Зауралья». Ч.1,Курган, 2000. Румянцева П. Он победил недуг. «Литературная Россия», 1965, 25 июня. Тема 7. Авторская песня Зауралья. ( 2ч. практ.) Выражение авторского мировосприятия в творчестве бардов: А. Киреева, А. Курапова, группы «Интервал». Продолжение традиций женщин- бардов А. Якушевой, Н. Матвеевой в творчестве Л. Тумановой, В. Лянской. Межпредметные связи: музыка. Презентация «Мой любимый бард». Реферат «Женщины- барды в современной литературе». Литература. Лянская В.Доверяю чувствам. Курган, 2006г. Тема 8. Современная поэзия Зауралья. ( 3ч. практ.) Современная поэзии родного края в контексте литературы Зауралья. Жизненный и творческий путь современных поэтов Зауралья: Г.С. Артамонова, А. Львова, Е. Ситниковой, Л. Блюмкина и других. Место поэзии в жизни обучающихся. Любимые поэты родного края, любимые стихи, возможность учащихся поделиться своим творчеством. Межпредметные связи: музыка, кино. Сборник стихов учащихся. Защита презентаций. Литература. Яган И. Многоликая и самобытная. Куртамыш, 2007. Учебная конференция «Что мне открыла поэзия родного края». (1час) Примерные темы выступлений обучающихся. 1.Духовное начало поэзии Зауралья. 2.Тема родного края в творчестве М.С. Керченко и А. Пляхина. 3.Тема исторического прошлого в поэзии Зауралья. 4.Современная поэзия. 5.Авторская песня. 6.Судьбы - преодоления поэтов Зауралья как пример творческого возрождения. 7.Великая отечественная война в поэзии Зауралья. Список литературы для учителя и учащихся. 1. Баева А. Строгий возраст. Москва. Советский писатель, 1990. 2. Беленький Е. Сердечно и ярко о самом главном. «Урал», 1964, № 7. 3. Богданов Н., Баева А. Зимняя радуга. «Наш современник», 1968, № 2. 4. Власенко А. Поэзия Бориса Ручьёва. «Молодая гвардия», 1961, № 9. 5. Вохменцев Я. Скромно и обаятельно. «Урал», 1963, № 8. 6. Гальцева Л. Высокое открытие. Челябинск, 1973. 7. Яловских. В. Янтарные соты. «Советское Зауралье». 25 июня 1982. 8. Иванов В. Портреты моих друзей. Кондратий Худяков. «Огонёк», 1964, № 8 9. Кардашова А. Сила духа. «Огонёк», 1956, № 16. 10. Коровин В. Русская поэзия 19 века. Москва, 1983. 11. Куликов Л. Стихи. «Тобол», 2002, №10. 12. Керченко М.С. в сб. «Фольклор и литература Зауралья», ч.2, Курган, 2000. 13. Кюхельбекер В.К. в сб. «Фольклор и литература Зауралья», ч.1, Курган, 2000. 14. Лиханов А. Тобольский узник. «Смена», 1975, №20. 15. Магидсон С. Кто твой учитель «Народное образование», 1990, № 12. 16. Мерзляков А.Ф. «Фольклор и литература Зауралья». Ч.1,Курган, 2000. 17. Перунова А. Добрая весомость. «Шадринский курьер», 1996, 6 августа. 18. Потанин В. Кладовая солнца. «Зауралье», 1994, 21 октября. 19. Румянцева П. Он победил недуг. «Литературная Россия», 1965, 25 июня. 20. Стариков Д., Ручьёв Б. Москва, Советская Россия, 1969. 21. Сухачевский С. Ваши знакомые. «Советское Зауралье», 1967, 27августа. 22. Цыбин В. Сергей Васильев. Москва, «Советская Россия», 1972. 23. Юровских В. Россия – Русь Александра Виноградова. Челябинск, 1967. 24. Яган И. Многоликая и самобытная. Куртамыш, 2007. 25. Янко М. Литературное Зауралье. Курган, 1960. 26. Янко М. Литературное краеведение в школе. Москва, 1965.