Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа элективного курса «Литературное краеведение. Земля А. С. Пушкина»




Скачать 57.39 Kb.
Дата30.06.2017
Размер57.39 Kb.
ТипПрограмма
Снеткова Ирина Антольевна,

учитель русского языка и

литературы

МОУ СОШ №1 г.Покров


Программа элективного курса

« Литературное краеведение. Земля А.С.Пушкина »

9 класс
Пояснительная записка.
Соприкосновение с миром великого человека для формирования личности ученика имеет огромное значение, которое трудно переоценить. Дом или квартира писателя, его вещи, книги, дополняют образ, созданный по рассказам современников и последователей, его собственных мемуаров. Пребывая в обстановке, в которой жил мастер , человек проникается атмосферой творчества, погружается в мир искусства. Поэтому необходимо включать в практику освоение школьниками социокультурного пласта материалов, связанных с литературными местами (литературные музеи, музеи-заповедники, мемориальные музеи, музеи квартиры, музеи литературных героев и др.)

Своеобразие предлагаемой программы заключатся в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературы, так как сближение задач речевого и литературоведческого развития школьников является важным условием в постижении искусства слова.

Программа рассчитана на учащихся 9 класса, так как в курсе литературы в этом классе глубоко изучаются биография и творчество А.С.Пушкина и школьники имеют достаточные знания о стилях и типах речи, а также навыки написания сочинений и изложений в различных стилях.

Целью данной программы является расширение области знаний учащихся о великом русском писателе А.С.Пушкине через знакомство с литературными местами, связанными с его именем , разнообразную работу с текстами о писателе, создание собственных текстов на основе увиденного и прочитанного.      

Задачи:

Социально-педагогические - развитие культурного уровня, формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения объектов художественного наследия народа, воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей страны;

Обучающие знакомство с музейными материалами, видео- и фотодокументами, рассказывающими о жизни А.С.Пушкина в России в разные годы;


Познавательные -получение знаний о роли окружения поэта в формировании его творческой личности;

Мотивационные -формирование желания продолжить изучение материалов по литературному краеведению;

Развивающие -развитие творческих способностей учащихся, навыков грамотной устной и письменной речи на примерах публицистических и художественных текстов;

Воспитательные - привитие учащимся интереса, любви , ценностного отношения к творческому наследию России, к памятникам истории народа.

Курс рассчитан на 40 часов, включая экскурсии (очные и заочные)



Тематическое планирование





Наименование разделов и тем

Количество часов

Организационные формы

1. Вводное занятие « Земля А.С.Пушкина»

1

Лекция с элементами беседы

2.1. «Захарово, Вяземы – страна пушкинского детства»

6

Экскурсия по заповеднику: усадьбы Вяземы и Захарово

2.2. « Пушкин в подмосковье»

2

Подробное изложение

3.1. Петербург Пушкина. Царскосельский лицей



2

Просмотр док. фильма, сообщения учащихся о лицейских годах поэта или экскурсия

3.2 .«Друзья, прекрасен наш союз…»

2

Сочинение-эссе

3.3. Набережная Мойки, 12

1

Просмотр док. фильма или экскурсия

4.1. «Я жил тогда в Одессе»

2

Просмотр док. фильма, беседа

4.2. «По залам пушкинского музея в Кишеневе»

2

Творческое изложение

5.1. «Приют, сияньем муз одетый» Михайловское

4

Просмотр док. фильма,

5.2. «Михайловские рощи»

2

Сжатое изложение

6.1. Пушкинская Москва.

1

Просмотр док. фильма,

6.2. Московские адреса А.С.Пушкина. Дом на Арбате

3

Экскурсия

6.3. «Открывая двери музея…»

2

Сочинение

7.. Пушкин в Торжке

1

Лекция

8. Пушкин в Тверской губернии

1

Сообщения учащихся

9.1. Болдино

4

Экскурсия по усадьбе

9.2. «Болдинская осень» Творчество Пушкина в 1830году

2

Сочинение

10. Музей «Домик станционного смотрителя»

1

Анализ текста «Станционного смотрителя», работа с фотоматериалами

11. Итоговое занятие.

1

Подготовка материалов для творческих отчетов и дальнейшей исследовательской работы



Формы контроля


Творческие работы учащихся по каждому разделу (сочинения и изложения) являются формой контроля прочности знаний и выявления эмоционального отклика на увиденный и услышанный материал. По окончании курса учащиеся выполняют творческие проекты по одному из мест, связанных с именем А.С.Пушкина (исследовательская работа или творческий отчет).

Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

  • основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина;

  • типы речи и особенности строения текстов различных типов;

  • стилистические возможности языковых средств;


Учащиеся должны уметь:

    • собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определенную тему, с учетом замысла и речевой ситуации;

    • пересказывать подробно, сжато и выборочно исходный текст;

    • обосновывать свою оценку увиденного или услышанного материала;

    • составлять устное и письменное сочинение-рассуждение проблемного характера по изученному, а также сочинение-рассуждение на публицистическую тему;

    • подготовить доклад на литературную тему ( по одному или нескольким источникам);

    • подготовить исследовательскую работу на основе литературного краеведения;

    • пользоваться различными типами справочной литературы;



Литература для учителя и учащихся


  1. Бозырев В.С. и др. Пушкинские места России. – М., 1984.

  2. Васильев М.Е. Музей «Святогорский монастырь». – 2-е изд., перераб. – Л., 1984.

  3. Грановская Н.И. Всесоюзный музей А.С. Пушкина: очерк-путеводитель. – Л., 1985.

  4. Лакшин В. Судьбы: от Пушкина до Блока.. – М., 1990.

  5. Лемус В.В. и др. Музеи и парки пушкина. – Л., 1990.

  6. Логинова В. И. «Домик станционного смотрителя»: Музей дорожного быта XIX века. Д. Выра (Ленингр. обл.): Альбом-путеводитель. – Л., 1974.

  7. Островская Н.К. Я жил тогда в Одессе.:Путеводитель по музею- квартире А.С.Пушкина. – Одесса, 1987.

  8. Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов. Литературные места России и ближнего зарубежья. – М.,2000.


Видеоматериалы:

  1. «Берег милый…» Центрнаучфильм 1987

  2. «Москва пушкинская. Михайловское.» Центрнаучфильм 1987

  3. «Венчает время след» Центрнаучфильм 1989

  4. «Живой Пушкин» фильм Л.Парфенова 1999

и др.

  • Тематическое планирование
  • Формы контроля
  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • Литература для учителя и учащихся