Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Программа элективного курса «Личность в истории»




Скачать 167.43 Kb.
Дата01.07.2017
Размер167.43 Kb.
ТипПрограмма
Управление образования администрации Инсарского муниципального района

МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа элективного курса

«Личность в истории»

Автор программы Косолапов В.М.,

учитель истории Инсарской

средней школы №1

г. Инсар

Пояснительная записка

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет...

Н.А. Некрасов

Новые стандарты предполагают переориентацию школы с знаниевой на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.

Предлагаемая программа элективного курса ориентирована на современные приоритеты. Оценка роли личности в истории является одной из наиболее трудно и неоднозначно решаемых философских проблем. Во все эпохи историки, философы уделяли значительное внимание жизнедеятельности той или иной личности, стремились осмыслить и постичь её действия. И действительно, составить истинную картину исторической реальности невозможно без понимания мотивов и сущности деятельности отдельных исторических личностей. Определение ее масштабов, выявление критериев ее оценки до сих пор неоднозначно. Этим и определяется актуальность проблемы, рассматриваемой в ходе курса.

Логика построения программы предполагает различные виды деятельности учащихся от изучения философских аспектов оценки роли личности в истории до формулирования и представления своей точки зрения на роль и действия известных деятелей, исторические события.


Цели и задачи:

  • повышение интереса к отечественной истории и углубление знаний в области обществоведческих дисциплин;

  • осмысление различных точек зрения на роль личности в историческом процессе;

  • развитие мотивации к творческой поисковой деятельности;

  • развитие информационной компетенции, умения работать с различными источниками информации.


Основные формы работы:

  • лекции;

  • дискуссии;

  • беседы;

  • анализ исторической литературы и исторических источников;

  • практические работы;

  • творческие работы (проекты, электронные презентации и др.).

Предлагаемый элективный курс «Личность в истории» предусматривает прохождение материала в течение 34 часов для 10-х – 11-х классов. Данный курс является интегрированным, включает материал истории, обществознания, литературы и некоторые аспекты философии.

Кроме учебника, учащимися используются: Интернет, литература, указанная в прилагаемом списке, разработанные в соответствии с содержанием программы презентации.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практические занятия

семинар




1

2

3

4

5

6

Введение

1

1










  1. Человек – творец истории

1




1




Таблица, устные сообщения

  1. Взаимосвязь исторического процесса и деятельности личности

1

1







Устный опрос

  1. Взаимовлияние и взаимодействие различных исторических личностей

2

1

1




Таблица

  1. События и люди

1

1







Устный опрос

  1. Массы и лидер

2

1

1




Таблица

  1. Характеристика исторической личности

2




2




Анализ исторической личности по выработанным критериям

  1. Знакомство с основами библиографии

4

2

2




Составление библиографического списка

  1. Исторические источники и работа с ними

4

2

2




Составление источниковой базы по выбранной проблеме

  1. Принципы выполнения творческих исследовательских работ

14

6

8




Оформление печатных и электронных исследовательских работ

9.1 Реферат

8

4

4




9.2 Электронная презентация

6

2

4




Итоговое контрольное занятие

2







2

Выступления, защита рефератов, электронных презентаций

ИТОГО:

34

15

17

2




ПРОГРАММА КУРСА



Введение (1 час).

Цели и задачи курса. Влияние личности на исторический процесс. Подходы к деятельности различных исторических личностей в советской историографии. Современная историческая наука о причислении к историческим личностям. Критерии оценки деятельности исторических личностей. Возможности объективной оценки деятельности личности.



1. Человек – творец истории (1 час).

Выбор исторических личностей для анализа. Сбор информации. Заполнение таблицы 1. Подготовка устных сообщений.

Таблица 1.

Событие_(события),_где_проявились_качества_личности'>Историческая личность

Время деятельности (век, годы)

Событие (события), где проявились качества личности











2. Взаимосвязь исторического процесса и деятельности личности (1 час).

Качества, необходимые для причисления к историческим личностям. События, оказывающие влияние на формирование исторической личности и способствующие ее активизации. Проявление личности в конкретном историческом событии. Значение деятельности исторической личности. Последствия деятельности личности. Соотношение целей и средств их достижения.


3. Взаимовлияние и взаимодействие различных исторических личностей (2 часа).

Анализ событий с точки зрения взаимодействия личности и её современников. Варианты развития исторического процесса при отсутствии взаимодействия и взаимовлияния действующих лиц. Заполнение таблицы 2:

Таблица 2.


Личность


Современники


События, в которых оба лица (или несколько лиц) принимало участие


Признаки взаимовлияния, взаимодействия


Следствия взаимной деятельности, взаимовлияния

















4. События и люди (1 час).

Отношение народа к историческим событиям. Его проявления. Активизация этнических особенностей в разных исторических ситуациях. Взаимодействие народов.




  1. Массы и лидер (2 часа).

Позиция народных масс по отношению к лидеру в ходе различных событий. Причины проявления исторической личности как лидера. Цели действий исторической личности. Взаимодействие и взаимовлияние народных масс и лидера. Совпадения и разногласия интересов народа и лидера. Заполнение таблицы 3.
Таблица 3.

Событие

Роль личности в данном событии

Роль народных масс

В чём проявилось совпадение интересов масс и лидера

В чем выразилось расхождение интересов масс и лидера



















  1. Характеристика исторической личности

(2 часа).

Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Биографические данные и личные качества лидера: имя, историческое прозвище (причины появления); дата и место рождения; социальное происхождение; внешний вид, черты характера; время наиболее активной деятельности. Значимость личности и мера ее воздействия на исторический процесс: эпоха, на которую приходится деятельность личности (век, годы, характерные признаки эпохи); событие, действие, свидетельствующее о значимости данной исторической личности; влияние среды на деятельность личности; проявление качеств личности в определенной исторической ситуации; экономические, политические, социальные последствия деятельности личности для страны и эпохи в целом; историческая память о личности (легенды, предания, песни, пословицы, поговорки и т.п.), оценка деятельности личности историками, политологами.




  1. Знакомство с основами библиографии

(4 часа).

Знакомство с признаками и особенностями печатной продукции. Особенности работы с периодической печатью. Поиск информации с использованием библиографических указателей. Систематизация библиографической информации. Составление библиографического списка по теме. Поиск информации в Интернете. Создание электронной базы данных. Правила оформления ссылок и сносок. Обобщение и систематизация собранной информации. Анализ, синтез, сравнение, вывод. Анализ различных точек зрения и суждений.




  1. Исторические источники и работа с ними

(4 часа).

Понятие исторического источника. Типы источников. Анализ объективности источников: обстановка в период создания документа, позиция автора, полнота и достоверность сведений в сравнении с материалами других источников. Сопоставление исторических источников. Правила оформления ссылок на источники. Заполнение таблицы 4 (в соответствии с темой творческой работы).



Таблица 4.

К какому году относится документ

Содержание выписки, цитаты

Примечания












  1. Принципы выполнения творческих исследовательских работ (14 часов).

    1. Реферат

Этапы выполнения работы: выбор проблемы, поиск и изучение информации по проблеме, постановка цели и задач, составление плана работы, написание работы на основании плана, приведение аргументированного вывода. Правила оформления исследовательских работ. Структура работы: введение, разделы и подразделы, заключение. Параметры оформления: титульный лист, основное содержание, сноски, приложения, список источников и литература. Выполнение исследовательской работы в виде реферата.

    1. Электронная презентация

Отличительные черты исследовательской работы в виде презентации. Макет презентации. Структура работы. Иллюстративный ряд. Выполнение исследовательской работы в виде электронной презентации.


  1. Итоговое контрольное занятие (2 часа).

Защита творческих работ: обоснование актуальности исследования, характеристика использованного справочного материала, содержание работы, вывод. Обсуждение. Полнота раскрытия темы и освещения проблемы. Полнота и обоснованность иллюстративного материала - графиков, схем, диаграмм, карт, рисунков, фотографий. Достоинства работ и недостатки. Рецензирование работ.

Литература:


  1. Божерянов, И.Н. Романовы. 300 лет служения России. – М.: Белый город, 2007.

  2. Бордюгов, Н., Козлов, В. Николай Бухарин // Коммунист. – 1988. - №13.

  3. Буганов, В.И. Емельян Пугачёв: Кн. Для учащихся сред. и ст. классов. – М.: Просвещение, 1990.

  4. Буганов, В.И., Богданов, А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991.

  5. Бурлацкий, Ф.М. Вожди и советники: О Хрущёве, Андропове и не только о них… - М.: Политиздат, 1990.

  6. Вандаль, А. Наполеон и Александр I. – Ростов-на-Дону, 1995. – Т. 1-3.

  7. Василич, Г. Император Александр I и старец Фёдор Кузьмич: Репринтное воспроизведение четвёртого издания с рисунками, исполненными фототинтогравюрой, 1911 года. – М.: Современник, 1991.

  8. Великие государственные деятели России. – М., 1996.

  9. Великие Россияне / Биографическая библиотека Ф. Павленкова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  10. Волкогонов, Д. Вожди и массы // Октябрь. – 1988. - №10.

  11. Волкогонов, Д. Троцкий. Политический портрет: в 2 кн. – М.: Новости, 1992.

  12. Геллер, М.И. Седьмой секретарь. Блеск и нищета М.С. Горбачева // Общественная мысль за рубежом. – 1991. - №11.

  13. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители 1923 – 1991 гг.: историко-биографический справочник / сост. В.И. Ивкин. – М., 1999.

  14. Ельцин, Б.Н. Исповедь на заданную тему. – Петрозаводск: Карелия, 1990.

  15. Жития и творения русских святых. – М., 1993.

  16. Жухрай, В. Сталин: правда и ложь. – М.: Сварог, 1996.

  17. Зубкова, Е.Ю. Маленков и Хрущев: Личный фактор в политике после сталинского руководства // Отечественная история. – 1995. - №4.

  18. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.

  19. Кашурникова, Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: метод. рек. для библиотекарей. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.

  20. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга: рабочая тетрадь по основам информационно-библиографической грамотности. – М.: Школьная библиотека, 2006.

  21. Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вст. ст. и прим. В.А. Александрова. – М.: Правда. 1990.

  22. Козлов, А. Сталин: о чем умалчивали биографы // Политическое образование. – 1988. - №16.

  23. Козлов, Ю.Ф. От князя Рюрика до императора Николая II: (Страницы правления государством Российским). – 2-е изд. доп. и пераб. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.

  24. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей: Репринтное воспроизведение издания 1873-1888 гг. в 3-х кн. – М.: Книга, 1990.

  25. Кучкин, В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 1992. -№10.

  26. Латышев, А.Г. Рассекреченный Ленин. – М.: МАРТ, 1996.

  27. Маршал Жуков. Каким мы его помним: сб. – М.: Политиздат, 1989.

  28. Маслов, В.П. Моделирование политических процессов и роль личности в истории // Социологические исследования: Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской Академии Наук. – 2005. - № 10.

  29. Медведев, Р. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева: В 2 кн. – М.: Новости, 1991.

  30. Медведев, Р.А. Н.С. Хрущев. Политическая биография. – М.: Книга, 1990.

  31. Морозова, Л.Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории.- 1994. - №2.

  32. Найденова, Л.П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. - №3.

  33. Обнинский, В.П. Последний самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II / Под. Ред. С.С. Волка. – М.: Республика, 1992.

  34. Павленко, Н.И. Александр Данилович Меншиков. – М.: Наука, 1984. – 196 с.

  35. Павленко, Н.И. Пётр Первый и его время: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение. 1983.

  36. Перхавко, В.Б. История России в лицах: IX – начало XVII в. – М., 2000.

  37. Петряков, Г.Л. Б. Каменев // Агитатор. – 1988. - №23.

  38. Пигарёв, К.В. Суворов. – М.: ОГИЗ. Госполитиздат. 1945.

  39. Плеханов, Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Избранные философские произведения в 5 тт. Т.2. М.:1956.

  40. Пресняков, А.Е. Российские самодержцы. – М., 1990.

  41. Путилов, Б.Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – С-Пб., 1999.

  42. Роль народных масс и личности в истории / Авторский коллектив Института философии Академии Наук СССР. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1957.

  43. Ростунов, И.И. Пётр Иванович Багратион. Очерк полководческой деятельности. – М.: Военное Издательство Министерства Обороны Союза ССР. 1957.

  44. Руднев, В.А. Слово о князе Владимире. – М.: Сов. Россия, 1989.

  45. Рыжов, К. Все монархи России (600 кратких жизнеописаний). – М.: Вече, 2003.

  46. Сенин, А.С. А. Рыков // Вопросы истории. – 1988. - №9.

  47. Скрынников, Р.Г. Ермак: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986

  48. Сорокин, Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. - №№4 - 5.

  49. Сталин в воспоминаниях современников и документах эпохи. М.: ЭКСМО: Алгоритм, 2002.

  50. Торопцев, А.П. Расцвет и падение Дома Романовых. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  51. Торопцев, А.П. Романовы. Начало великой империи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  52. Торопцев, А.П. Рюриковичи. От Ивана Калиты до Ивана Грозного. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  53. Торопцев, А.П. Рюриковичи. Становление династии. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.

  54. Федотов, Г.П. Святые Древней Руси. – М., 1997.


  • «Личность в истории» Автор программы Косолапов В.М., учитель истории Инсарской средней школы №1 г. Инсар
  • Только тот себя переживет... Н.А. Некрасов
  • Принципы выполнения творческих исследовательских работ 14 6 8
  • ИТОГО: 34 15 17 2
  • Введение (1 час) .
  • 1. Человек – творец истории (1 час) .
  • Историческая личность Время деятельности (век, годы) Событие (события), где проявились качества личности
  • 2. Взаимосвязь исторического процесса и деятельности личности (1 час) .
  • 3. Взаимовлияние и взаимодействие различных исторических личностей (2 часа) .
  • Личность Современники События, в которых оба лица (или несколько лиц) принимало участие
  • Признаки взаимовлияния, взаимодействия Следствия взаимной деятельности, взаимовлияния
  • 4. События и люди (1 час) .
  • Массы и лидер (2 часа) .
  • Событие Роль личности в данном событии Роль народных масс
  • Характеристика исторической личности (2 часа) .
  • Знакомство с основами библиографии (4 часа) .
  • Исторические источники и работа с ними (4 часа) .
  • К какому году относится документ Содержание выписки, цитаты Примечания
  • Принципы выполнения творческих исследовательских работ (14 часов) .
  • Итоговое контрольное занятие